МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-14

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА. Часть 14

        Более трехсот доходных домов описаны в моем проекте к настоящему моменту. Это и тринадцать статей, посвященных именно доходным домам, и рассказы о доходных домах, которые попали в раздел «Московский модерн-1», и описание доходных домов, проекты которых разработали великие московские архитекторы Шехтель, Кекушев, Клейн, Шервуд. Справедливости ради следует сказать, что отнюдь не все описанные в моих статьях дома, относятся к стилю модерн. Здесь можно найти и эклектичные здания конца 19 века, и неоклассические дома 1910-ых годов. Таких, кстати, в Москве очень много. Но завершая рассказ о московских доходных домах, я решила создать подборку доходных домов, построенных именно в стиле модерн. Вот с ними мы и познакомимся сегодня.

         Во время наших прошлых прогулок мы с вами уже побывали на некоторых из улиц столицы. Пройдем по ним еще раз и полюбуемся московским модерном.

    Начнем с Большого Козихинского переулка. В прошлой статье http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-13/ я писала, что четная сторона этого переулка занята сплошь доходными домами, построенными в начале 20 века и пообещала рассказать о доходных домах в стиле модерн в следующий раз. Выполняю свое обещание.

        Большой Козихинский переулок, 4 – доходный дом архитектора Василия Ивановича Мясникова. Мясников окончил МУЖВЗ со званием неклассного художника архитектуры. По его проектам построено шесть доходных домов в Москве и перестроено несколько усадеб. в 1920-ых годах В. И. Мясников работал в строительной конторе «Технобетон», проектируя здания для новой Москвы, однако значимых построек Мясникова за этот период не сохранилось.

 

         Собственный доходный дом Мясников построил в 1902 году. Этот прекрасный образец московского модерна сохранил свой исторический облик до настоящего времени. Прямоугольный четырехэтажный дом оштукатурен и окрашен в сочетание светло- зеленого и белого цветов. Главный фасад украшает изящная лепнина, характерная для модерна: цветочное обрамление окон, межэтажный пояс, маскароны дев-лорелей. Безусловным украшением дома являются окна парадных лестниц со сложными рамами, так же характерными для модерна.

   

 

 

            Дом до сих пор является жилым. После времени коммуналок наступило время элитного жилья – сейчас в доме 12 квартир.

        Дом №6 в Большом Козихинском переулке построен в 1906 году по проекту Ивана Гавриловича Кондратенко – автора более сорока проектов доходных домов в Москве. Заказчиком строительства был Петр Николаевич Силуанов. Силуанов кроме дома в Большом Козихинском переулке владел еще двумя доходными домами: Рождественский бульвар, 17 и Архангельский переулок, 11. Правда, строительство дома в Архангельском переулке было прервано в связи с началом Первой мировой войны, а закончено уже в советское время. И хотя проект этого дома был разработан Адольфом Ноевичем Зелигсоном с характерными для эпохи украшениями, в результате вместо нарядного дома получилась обычный советский дом с коммунальными квартирами.

        Дом Силуанова в Большом Козихинском переулке менее нарядный, чем соседний дом Мясникова, но гармонирует с ним по своему объему. Это тоже четырехэтажный двухподъездный дом, но в отличии от дома Мясникова он имеет полуподвал.

   

             Сейчас это жилой дом, в котором 16 квартир.

           Декор доходного дома №10 по Большому Козихинскому переулку уникален для Москвы. Этот дом имеет собственное название, но называют его по-разному: то «дом с кошками», то более пафосно – «дом с рысями».

 

            В 1902 году купец Казимир Станиславович Клингсланд покупает участок по Большому Козихинскому переулку и решает построить на нем доходные дома для среднего класса с пяти- и шестикомнатными квартирами. Проект разрабатывает архитектор Гавриил Николаевич Иванов. На участке появляются два доходных дома: один по красной линии переулка, а второй во дворе. Этот второй дом до наших дней не сохранился – его снесли в 1970-ых годах. А дом по красной линии дошел до нас практически в первозданном виде. Следует отметить, что это, пожалуй, единственная работа Г. Н. Иванова, сохранившаяся в Москве.

         Фасад дома Клингсланда богато украшен лепниной. Увядшие цветы, ветки плюща, чертополох, женские головки в обрамлении локонов, гроздья винограда – все это типичные элементы декора модерна.

 

 

 

        Но в то же время в декоре появляются некоторые готические фигуры: то ли лисьи, то ли волчьи головы в нижней части ризалитов, обрамляющих парадные входы, оскаленные морды то ли львов, то ли опять же волков на замковых камнях окон первого этажа, и все те же кошки-рыси.

 

 

        Но как это принято в модерне все звери – скорее символы, а не скульптурные изображения конкретных животных. Поэтому и называют их по–разному: кошки-рыси, лисицы-волки, волки-львы.

           Межоконное пространство между вторым и третьим этажами парадных входов украшает барельеф с крылатой женской фигурой. И опять нет однозначного ответа на вопрос: «Кто это?». Это может быть богиня Ника, а может быть – птица Сирин.

            Четырехэтажный двухподъездный дом в настоящее время остается жилым Количество квартир — 12.

        А теперь переместимся на Тверскую, чтобы полюбоваться доходным домом Товарищества «А. Бахрушин и сыновья». Построен он в 1900–1901 годах в стиле модерн архитектором К. К. Гиппиусом.

 

          Карл Карлович Гиппиус окончил МУЖВЗ званием «классного художника» архитектуры и Большой серебряной медалью. Работу начал в архитектурной конторе Романа Клейна. Уже в эти годы он был исполнителем подрядов от купеческих семей Бахрушиных и Перловых. С годами Карл Карлович Гиппиус стал семейным архитектором Бахрушиных. Он строил для семьи не только доходные дома и особняки, но благотворительные заведения.

           Несколько слов о Бахрушиных. Родоначальник купеческой семьи Алексей Федорович Бахрушин перебрался в Москву с супругой и тремя сыновьями из Зарайска. Семейство обосновалось сначала на Таганке, а потом создали крупное кожевенное производство в Кожевнической слободе, куда и переселилось все семейство, построив для Алексея Федоровича и всех сыновей собственные дома. Кроме жилых домов в слободе у семьи Бахрушиных неподалеку располагались крупные предприятия — кожевенный и клеевой заводы и суконная фабрика. Бахрушины производили разные виды кож, от грубой до сафьяна и лайки для перчаток.

        После смерти Алексея Федоровича на семейном совете братья Петр, Александр и Василий Бахрушины решили никогда не делить дело, не брать деньги в долг и часть ежегодной прибыли пускать на благотворительность. Этим правилам они и их дети следовали всю свою жизнь.

          Но вернемся к доходному дому на Тверской. Нижние этажи дома были заняты магазином братьев Пате, которые торговали модными новинками того времени —  патефонами и фонографами, и знаменитой фотостудией «Отто Ренар». На верхних этажах располагались квартиры.

         Говоря о модерне, следует отметить, что московские архитекторы практически никогда не копировали полностью западные образцы. Используя элементы того или иного течения, они создавали неповторимый московский модерн. Вот и о доме Бахрушиных можно сказать, что его богатый декор тяготеет к французскому ар нуво, и в то же время он особенный и неповторимый. Два эркера по бокам фасада поддерживаются короткими колонками с капителями в виде женских масок-лорелей. Металлические ограждения балконов выполнены в виде тонких стеблей с качающимися венчиками цветов. Девы-лорелеи украшают кронштейны, которые подпирают козырек дома в центре и балкон, протянувшийся по всему фасаду на уровне четвертого этажа. Розы и головки мака обрамляют окна.

 

 

   

          Дом до сих пор жилой, стоимость квартир в нем выражается 9-тизначными цифрами. На первом этаже – дорогие магазины, как, впрочем, и по всей Тверской.

          Совсем иначе выглядит доходный дом Е. М. Калиновской на 4-ой Тверской-Ямской улице, 5. Построен он в 1911 году по проекту Эрнста-Рихарда Карловича Нирнзее.

         В 19 веке участок, на котором расположен дом Калиновской сначала принадлежал представителю известной семьи ямщиков Кокориных Егору Егоровичу, потом его наследникам. В 1910 году участок приобретает некая госпожа Е. М. Калиновская.
К сожалению, отыскать эту даму адресных справочниках «Вся Москва» мне не удалось. Так что, как ее зовут и чем она занималась, я не знаю. Некоторые интернет издания указывают, что владелицей дома была оперная певица, но в адресном справочнике есть только одна артистка оперы Императорского Московского театра, и звали ее Наталья Евгеньевна Калиновская. А возможно, это была супруга, проживавшего неподалеку в доме на 3-ей Тверской-Ямской помощника присяжного поверенного Дмитрия Николаевича Калиновского.

          Для строительства доходного дома на купленном участке Калиновская пригласила Нирнзее. Эрнст-Рихард формально не был архитектором. Выходец из австрийско-польской семьи, Нирнзее в 1898 году перебрался в Москву из Варшавы вместе со старшим братом Карлом. Карл открыл слесарно-механическую мастерскую, а Эрнст, по образованию инженер-строитель, — строительную контору. В Москве в 1900 году Эрнст Нирнзее окончил строительные курсы М. К. Приорова и в том же году получил разрешение на право производства работ по гражданской строительной и дорожной части. Подписывал он свои работы как техник архитектуры. Отсутствие классического архитектурного образования не помешало Эрнсту Карловичу иметь обширную практику в Москве: по его проектам построено порядка сорока доходных домов за пятнадцать лет – в 1915 году ему, как обладателю немецкой фамилии, пришлось уехать из России и вернуться в Варшаву. Современники часто критиковали Нирнзее за отсутствие архитектурного стиля и за то, что его дома очень похожи на работы других архитекторов.

            Это вряд ли можно сказать о доме Калиновской. Удачное сочетание венского сессиона и древнерусских мотивов создает необычный облик здания, нехарактерный не только для работ самого Нирнзее, но и для Москвы в целом.

 

           Главный фасад дома асимметричен. Эркеры, различные по форме и размерам, увенчаны аттиками. Поля аттиков украшены цветной майоликовой плиткой. Майолика украшает окна пятого этажа и межоконные пространства на других этажах. Керамические детали произведены в Абрамцевской мастерской, вероятнее всего, по рисункам Александра Яковлевича Головина.

   

 

         На каждом этаже размещалось по две четырехкомнатные квартиры. В первом этаже и полуподвале планировалось по одной квартире, а также помещения для дворника и швейцара. В советское время дом продолжает использоваться как жилой. В 1930-ые годы к подъезду с внешней стороны пристроили лифтовую шахту, из-за чего были утрачены окна лестничной клетки и нарушен первоначальный вид фасада.

           Дом на Большой Лубянке, 16, строение 2 также построен в стиле модерн. Но это совсем другая разновидность модерна, о которой говорят, что это северный или рациональный модерн. Облицовка фасада плиткой «кабанчик», карниз из синей майоликовой плитки, сложные оконные рамы, небольшие аттики с лепниной, которые повторяют рисунок кованной ограды на крыше – в декоре все предельно просто и изящно. В доме были две квартиры и ресторан на первом этаже.

        Доходный дом построен на территории подворья Макарьевского Желтоводского монастыря в 1908 году по проекту Александра Николаевича Новикова. Новиков окончил МУЖВЗ со званием неклассного художника архитектуры. Работал помощником у архитектора Д. Н. Чичагова, в советские годы трудился в различных строительных организациях Москвы. Собственных работ Новикова сохранилось немного: кроме доходного дома на Большой Лубянке, это реконструированный Зеркальный театр в саду «Эрмитаж».

          Сейчас это офисное здание.

         Пятиэтажный на полуподвале дом в Лопухинском переулке, 1а построен то ли для купца Афанасия Ивановича Чернова, то ли для дворянской семьи Ремизовых как доходный. Считается, что построен он в 1902 году по проекту Ивана Павловича Машкова, а перестроен в 1911—1912 годах по проекту архитектора Густава Андреевича Гельриха. Оба архитектора построили много зданий в Москве, в том числе и доходных домов. Оба – признанные мастера модерна. Не знаю, касалась ли перестройка дома отделки его главного фасада, тот фасад, который мы видим сейчас больше похож на работу Гельриха.

   Об архитекторе Густаве Гельрихе я рассказывала уже неоднократно http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-2/, http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-5/, http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-7/, http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-10/.

        Вот и дом в Лопухинском переулке декорирован в стиле рационального модерна: два эркера на главном фасаде, лепнина в которой перекликаются цветочные мотивы модерна и элементы классицизма, прерывистый фриз из синей майоликовой плитки под окнами четвертого этажа, изящные кованные ограды балконов.

 

   

   

   

        В стиле рационального или северного модерна построен и доходный дом адвоката Федора Никифоровича Плевако на Новинском бульваре, 18а. Построен этот дом в 1905 году по проекту Петра Карловича Микини. Микини родился в Варшаве, после переезда семьи в Москву, окончил Московское реальное училище, позднее Институт гражданских инженеров и Московский институт инженеров путей сообщения. Архитектурных проектов Петра Карловича в Москве немного, чаще всего он сотрудничал с другими архитекторами и выполнял инженерные работы в их проектах.

          Доходный дом Плевако не виден с Новинского бульвара — он расположен во дворе дома 18. Двор зарос деревьями, и сфотографировать его непросто. Мне так и не удалось сфотографировать оригинальной формы мощные консоли, которые поддерживают балконы. Эти консоли не имеют аналогов в Москве. Надо будет сфотографировать их зимой или поздней осенью, когда не буду мешать листья деревьев.

 

 

       Стены выкрашены в светло-бежевые тона, на фоне которых выделяются белые лепные детали в виде изящных цветов и барельефов и яркие панно из майолики. Часть фасада покрыта грубой штукатуркой с фактурной отделкой, имитирующей необработанную поверхность пористого камня.

        Главным украшением дома являются майоликовые панно разного размера и тематики. Небольшие панно располагаются под окнами верхнего этажа и на карнизе дома. Здесь и растительные орнаменты, и портрет девушки в зарослях сада, и диковинные птицы.

 

          Шлемовидные аттики украшены мозаиками в сине-бирюзовой гамме, символизирующей морскую пучину. Если присмотреться повнимательнее среди синих плиток можно увидеть изразцы с рыбками, выполненные по эскизу Михаила Врубеля. Плитка была изготовлена в Абрамцевской гончарной мастерской Саввы Мамонтова. Майоликовые панно Мамонтов подарил Федору Плевако для строящегося доходного дома в знак благодарности: адвокат защищал промышленника в суде, в итоге Мамонтову вынесли оправдательный приговор.

 

       Федор Никифорович был блестящим московским адвокатом. Он окончил юридический факультет Московского университета, часто бесплатно защищал в суде клиентов, не имеющих денег, а иногда сам оплачивал и их непредвиденные расходы. Плевако прославился благодаря своему ораторскому искусству, часто его речи публика встречала рукоплесканиями. В круг друзей Федора Никифоровича входили знаменитые деятели культуры того времени: Михаил Врубель, Константин Коровин, Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Мария Ермолова.

         В настоящее время дом является жилым.

       А теперь познакомимся с двумя доходными домами крупного владельца недвижимости в дореволюционной Москве Германа Ефимовича Бройдо. О коммерции советнике Г. Е. Бройдо, о некоторых доходных домах, принадлежавших ему и собственном особняке я уже писала в других материалах сайта http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-1/, http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-5/. Герман Ефимович и его супруга Анжелика Гастоновна были известными московскими застройщиками. Они покупали участки с ветхими строениями, которые сносили, затем застраивали участки богатыми особняками и доходными домами, а потом продавали их. Доходный дом Бройдо на Остоженке построен в стиле ар-нуво, в Денежном переулке – в стиле неоклассицизм. Считается, что дома, о которых речь пойдет дальше, построены в стиле модерн, хотя, конечно, это не ар-нуво, не венский сецессион и даже не вариации на тему северного модерна. Но дома интересные и необычные с архитектурной точки зрения.

         Доходный дом Бройдо в Плотниковом переулке построен в 1907 году по проекту Николая Ивановича Жерихова. Жерихов признанный мастер модерна. Он часто украшал свои дома изысканными скульптурными панно. Но в данном случае декор здания сильно отличается от его обычных работ.

       Главным украшением дома является прерывистый фриз на уровне второго этажа. Он представляет собой композицию из 19 барельефов, изображающих прильнувших друг к другу Аполлона и муз. Но среди античных фигур можно разглядеть барельефы Пушкина, Гоголя и Толстого. Кто автор скульптур и почему они оказались на этом доме, несмотря на все исследования искусствоведов, неизвестно. Считается, что барельеф Толстого стал первым скульптурным изображением писателя, созданным и представленным публике еще при его жизни. Предположительно автором этого фрагмента фриза был скульптор Лев Семенович Синаев-Бернштейн. Скульптуру планировали выставить в Музее изящных искусств на Волхонке, но по какой-то причине от этой идеи отказались, после чего она и попала на фасад дома Бройдо.  Правда никаких документальных подтверждений данной версии нет.

   

         Среди других элементов декора следует отметить замковые камни в оформлении окон и рустовку первого этажа, прямоугольный эркер, нависающий над углом здания, маскароны и цветочные орнаменты, характерные для модерна.

   

     На всех этажах дома располагались комфортабельные, просторные квартиры, в полуподвальном этаже – подсобные помещения. В 1908 году Бройдо продал дом в равных доля неким П. П. Александрову и В. В. Шестаковой, которые владели им до 1917 года. Но в истории Москвы этот доходный дом остался как «дом Бройдо». Правда есть и другое название — «Дом с писателями».

   

      В 2015-2018 годах здание отреставрировали. Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы декора отреставрировали, воссоздали по старым фотографиям оконные рамы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали крышу. В 2018 году доходный дом Бройдо в Плотниковом переулке стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «За научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу «. До настоящего времени этот дом остается жилым.

         Еще один доходный дом Бройдо расположен во 2-ом Обыденском переулке, 13. Дом построен в период между 1904 и 1910 годами также по проекту Жерихова. Этот доходный дом, как и предыдущий, считается оформленным в стиле модерн, хотя на самом деле декор скорее представлен эклектичным сочетанием модерна и неоклассики.

        Здание отступает от красной линии переулка, и пространство до тротуара занимает небольшой палисадник или парадный двор. На главном фасаде размещены два боковых ризалита, которые вместе с торцами стоящих рядом зданий и образуют этот парадный двор, в архитектуре называемый кудонером. К сожалению, деревья парадного двора мешают обзору здания в целом.

   

     

        В декоре дома много элементов классицизма или, вернее, стиля неогрек. Это и ионические пилястры, и фриз античной тематики, и крылатые львы с факелами в лапах и другие элементы декора. В тоже время декор носит черты модерна: сложная форма окон парадных лестниц, облицовка части фасада плиткой «кабанчик», изящные ограды балконов, характерные для модерна маскароны. Даже некоторые якобы классические элементы, такие как узор меандра на прямом балконе второго этажа или античный фриз и лепные панно над окнами парадных лестниц, пронизаны легкостью и изяществом модерна. Соединив элементы разных стилей, Жерихов создал удивительное по красоте здание.

   

   

        В 1907-1913 годах в доходном доме Бройдо во 2-ом Обыденском переулке жили Марья Семеновна и Аркадий Михайлович Керзины – основатели «Кружка любителей русской музыки», пропагандировавшего произведения русских композиторов. Здесь бывали Кюи, Рахманинов, Метнер, Танеев, Забела-Врубель, Собинов и другие композиторы и музыканты.

         В настоящее время это жилой дом, в котором всего 18 квартир.

      Вот мы и подошли к окончанию рассказа о доходных домах Москвы, и закончим его доходным домом Констан, который расположен рядом с домом Бройдо, во 2-ом Обыденском переулке, 11. Этот доходный дом построен в 1903 году по проекту архитектора Франца Андреевича Когновицкого. Заказчицей была Екатерина Евгеньевна Констан, основательница известной частной женской гимназии. Гимназия эта находилась рядом в доме №9 по 2-ому Обыденскому переулку. Кстати, в здании гимназии до сих пор располагается школа – ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А. С. Грибоедова».

 

      Франц (Франциск-Антоний) Андреевич Когновицкий окончил МУЖВЗ с Малой серебряной медалью. Позднее он окончил еще и Высшее художественное училище при Императорской академии художеств также с серебряной медалью и званием архитектора-художника. Несмотря на столь солидное образование проектов Когновицкого в Москве реализовано немного. Среди них три сохранившихся доходных дома, об одном из которых, а именно доме А. Л. Брокша, я рассказывала здесь http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-4/ . Франц Андреевич в разные годы работал сверхштатным техником Строительного отделения Московского губернского правления, московским участковым архитектором, был членом Строительного совета Московской городской управы.

        Доходные дома, построенные по проектам Когновицкого, имеют достаточно обычный декор: дом Брокша построен в стиле модерн, а доходный дом Бобовича на Арбате – в стиле неоклассицизм. Дом Констан выделяется на их фоне своей оригинальностью.

       Фасад в целом оформлен весьма лаконично. Горизонтали подчеркнуты протяженными балконами на уровне второго и пятого этажей с изящным ограждением. Вертикаль фасаду задает узкий эркер, который между прочим сделан из дерева и оштукатурен. Лепнина на фасаде представлена характерными для модерна элементами: картуши с поникшими цветами, фризы между третьим и четвертым этажами с растительным орнаментом, гирлянды, обрамляющие вход в здание, над которым расположено овальное окно – «бычий глаз», вычурные ворота, ведущие во внутренний двор.

 

 

         Но первое, что бросается в глаза при взгляде на дом Констан – это скульптурные, словно вылепленные из пластилина и стекающие вниз, балконы пятого этажа. Уже больше ста лет некоторые искусствоведы и историки архитектуры считают эти балконы китчем, который совсем не гармонирует с общей концепцией декора. Может это и так, но именно эти балконы придают дому Констан неповторимость.

   

        Почему эти балконы появились на фасаде дома – неизвестно, ведь на первоначальном плане их не было. Но… В 1900 году архитектором Ксавье Шелпкофом на бульваре Бертье в Париже был построен особняк певицы Иветт Гильбер. Казалось, что весь дом, включая балконы, вылеплен из одной скульптурной массы. Особняк произвел фурор в мире архитектуры. Вероятно, о нем узнал Когновицкий и предложил подобные декоративные элементы Екатерине Евгеньевне, а она согласилась. Так и появились эти необычные балконы на фасаде доходного дома.

           Внешне кажется, что пластичные балконы сделаны из бетона или камня, а на самом деле они изготовлены из кованых цинковых листов.

          В настоящее время дом является частично жилым, а частично — офисным.

      Завершая наше знакомство с доходными домами столицы, хочу пожелать всем моим читателям побольше смотреть вокруг себя: в Москве очень много любопытных зданий, как с архитектурной, так и с исторической точки зрения. Интересуйтесь особенностями их архитектуры, знакомьтесь с биографиями архитекторов, которые их построили, узнавайте истории людей, которые в них жили. Поверьте, это увлекательное занятие. Надеюсь, что мой сайт всегда будет помогать вам в этом.

15.01.2023

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-14 — 2 комментария

  1. обалдеть! У меня жена увлекается модерном — так ей просто снесло крышу. Как я понимаю, более полной энциклопедии такого рода в интернете нет. И все это тащит ОДИН человек. Фантастика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *