МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-2

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА.Часть 2

      Продолжим знакомство с московскими доходными домами в стиле модерн. А начнем мы второе путешествие по улицам Москвы с Гоголевского бульвара и полюбуемся двумя соседними очень красивыми домами.

      Итак, Гоголевский бульвар, дом 31. Доходный дом был построен в 1879 году по проекту Петра Павловича Зыкова. Петр Павлович был сыном другого известного архитектора Павла Петровича Зыкова. Петр Павлович Зыков прославился как архитектор, строивший в Москве и окрестностях храмы. Поэтому есть сомнения в авторстве этого доходного дома. Но я привожу самую распространенную версию. Кто был владельцем доходного дома неизвестно, но судьба его типична: реконструкция в 1909 году, коммуналки после 1917 года и полная перестройка в 2000-ых. Фактически на старом фундаменте было простроено новое здание, интерьеры и экстерьеры которого оформлены в стиле модерн. Так на Гоголевском бульваре появилась гостиница «Руссо-Балт».

      Сейчас, проходя по Гоголевскому бульвару, просто невозможно себе представить, что весь богатый декор в стиле Ар-Нуво – произведение современных художников и дизайнеров.

      Отделка здания получилась очень элегантной и гармоничной. Стены второго и третьего этажей отделаны светло-бежевой керамической плиткой, имитирующей знаменитый «кабанчик». Кабанчик  — разновидность керамической облицовочной плитки для наружных работ, характерной вытянутой формы, имитирующей размеры кирпича при кладке плашмя. Производили ее до революции, и технологии изготовления во многом утеряны. Производители современных плиточных материалов лишь пытаются повторять рецептуру и технологические процессы изготовления дореволюционного кабанчика. Посмотрим, выдержит ли эта плитка испытание временем – дореволюционная плитка украшает здания больше ста лет, не смотря на агрессивную городскую среду. Хотелось бы, чтобы выдержала. Как и другие декоративные элементы: мозаики, лепнина, майоликовые фризы, кованые решетки балконов, фонари и кронштейны.

      Конечно, и по поводу этого здания раздаются критические замечания: новодел, лужковская безвкусица. Ну как всегда! На мой взгляд, это здание  — прекрасный образец стилизации, который пришелся бы по вкусу и нашим предкам, жившим в эпоху модерна. Тем более что отель «Руссо-Балт» прекрасно гармонирует с соседним доходным домом, если можно так сказать, настоящим модерном.

     

    

      Гоголевский бульвар, дом 29 – Доходный дом Иерусалимского Патриаршего подворья. Дом был построен в 1892 году по проекту Александра Степановича Каминского. Каминский был непревзойденным мастером эклектики, когда в здании сочетались элементы разных стилей. То, что мы видим сейчас – результат реконструкции, проведенной в 1905 году под руководством Георгия Павловича Евланова. Четырехэтажный дом был надстроен  еще одним этажом, а фасады переработаны в стиле модерн. Так что формально и это здание можно было называть новоделом, при чем еще в  начале 20 века.

     Нарядный фасад дома типичен для модерна: мягкие формы эркеров, облицовка стен керамической плиткой бежевого цвета, вставки из абрамцевской голубой плитки, лепнина, изящные кованые детали. Все это выдержано в стиле венского модерна. Стрельчатые окна пятого,  достроенного в процессе реконструкции, этажа повторяет формы оконных проемов четвертого. Благодаря этому пятый этаж прекрасно вписался в общий облик фасада.

  

     

       Доходный дом Иерусалимского Патриаршего подворья строился как коммерческий объект: в нем размещались квартиры и помещения для лавок и магазинов для сдачи внаем. И построен он был неподалеку от храма Воскресения Словущего на Арбате, который являлся резиденцией иерусалимского патриарха в Москве. Ну а дальнейшая судьба дома известна: национализация и коммуналки. В 1930 году здание еще раз  надстроили на один этаж, при этом был утрачен верхний силуэт здания.

              

        Ну а последняя реконструкция произошла в 2004 году. От прежней постройки осталась только фасадная стена. Вся внутренняя часть здания была перестроена, был также надстроен еще один этаж и мансарда, укреплен фундамент, полуподвальный этаж переоборудован в паркинг, заменены все несущие конструкции, произведен монтаж современных инженерных систем и коммуникаций. Фасад дома после реконструкции сохранил знаменитую керамическую плитку-кабанчик, абрамцевскую цветную керамику и все декоративные элементы. Цоколь здания был отделан натуральным гранитом. На основании дореволюционных эскизов и имевшихся фотографий воссозданы рисунки переплетов окон, дверей и решеток балконных ограждений. Так возник жилой комплекс «Русский модерн» с элитными квартирами ценой в несколько миллионов долларов.

       Раз уж мы заговорили о Филипповском переулке, то нельзя не пройти мимо доходного дома, расположенного в этом переулке. Это дом № 4. Построен он по проекту Константина Федоровича Бурова. Творческое наследие этого архитектора не велико: по его проектам построено и реконструировано в Москве несколько усадеб и порядка десяти доходных. В начале 20 века он какое-то время сотрудничал с Львом Кекушевым.

      Фасад дома скромный по декору, тем не менее, он имеет все элементы, характерные для модерна: керамическая плитка, лепнина, плавные линии симметрично расположенных эркеров, арочное окно в два этажа над входной дверью.

      Сейчас здание числится административно-офисным.

 

     

       

      Но пройдем дальше в сторону Поварской. По дороге нам встретится еще один доходный дом, Новый Арбат, 3. Достоверно об этом здании известно только то, что оно построено в 1914 году. Некоторые гиды, проводящие экскурсии по Арбату, приписывают авторство проекта знаменитому Жерихову, но никаких сведений об этом в литературе мне найти не удалось. Так что приходится верить словам гидов. Вот дом №7 точно построен по проекту  Николая Ивановича. Это здание частной клиники доктора П.Д.Соловово, коротая позднее превратилась в родильный дом имени Грауэрмана. Но, как видите, стиль этого здания – неоклассицизм.

      А вот стиль четырехэтажного дома № 3 на Новом Арбате вообще трудно определить, настолько бедно он декорирован. От модерна в нем можно разглядеть, пожалуй, только симметричные эркеры по краям фасада, да облицовку керамической плиткой. После 1917 года дом стал жилым, в 1970 году передан в ведение МВД СССР. Сейчас здание принадлежит полку полиции по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств ГУ МВД России по городу Москве. Лет 10 назад строение, несмотря на свое расположение на одной из центральных улиц столицы, имело плачевный вид, потом несколько лет в нем шел ремонт, в том числе и фасадов. К сожалению, не помню, были ли какие-нибудь декоративные элементы на фасаде до ремонта или нет.

      А теперь с Нового Арбата мы свернем на Поварскую – улицу, которая была очень престижной для проживания в 19 – начале 20 веков, не говоря уже о сегодняшнем времени. Доходный дом на Поварской, 10 был построен 1910 году по проекту Ольгерда Густавовича Пиотровича для четы Бобринских, графа Павла Алексеевича и его супруги Варвары Александровны. Проект Пиотровича предусматривал строительство двух одинаковых изолированных корпусов. Проведенная в 1990-ых годах реконструкция полностью изменила облик здания. Два здания были объединены, пространство между ними застроено, надстроен мансардный этаж. А со стороны боковых фасадов двух старых корпусов организован главный вход в новое здание в виде современного остекленного пространства. А вот фасад с противоположной стороны, полученный объединением боковых фасадов двух корпусов первоначального здания, оформлен с полным воссозданием лепных элементов по имеющимся образцам. В результате реконструкции получился кубик с трех сторон, оформленный одинаковым декором: и созданным самим Пиотровичем, и воссозданным при реконструкции, а с четвертой стороны, «украшенный» стеклянной вставкой. Не совсем удачный вариант реконструкции на мой взгляд. Но есть и положительные моменты в виде сохранившихся первоначальных фасадов. Так что, если хотите увидеть аутентичный фасад, посмотрите на здание со стороны Поварской.

       Фасад практически плоский, только небольшие пилястры по бокам от входа в дом выделяют его центральную часть. Здание облицовано керамической плиткой теплого бежевого цвета. А богатая, симметрично расположенная лепнина (фризы, карниз, маскароны, панно-медальоны, кронштейны и т.п.) окрашена в нежно зеленый цвет. Нижний этаж оштукатурен, рустован и отделен от второго тонким ленточным фризом с растительным орнаментом.

      Однообразные оконные проемы оживляются надоконными панно, разными на каждом этаже. А на первом этаже замковые камни выполнены в виде мужских маскаронов. Карниз здания сделан с большим выносом за плоскость стены. Под ним можно увидеть еще один декоративный элемент — тонкий лепной фриз, протянувшийся вдоль всего фасада. А венчает здание изящная чугунная решетка по краю крыши.

      

      В настоящее время здание принадлежит ЗАО «Элит-Холдинг», в нем располагается бизнес-центр «Поварская Плаза».

       Но пора идти по Поварской дальше. Дом №20. Те, кто внимательно читал предыдущие материалы, без труда смогут назвать имя архитектора. Да, все верно. Это неповторимый стиль Валентина Евгеньевича Дубовского. В проектировании здания принимал участие архитектор Николай Алексеевич Архипов. Заказчиком строения выступал известный московский адвокат Иосиф Семенович Кальмеер. И заказчик, и архитектор задумали дом как «Дом Искусства». В его внешнем и внутреннем убранстве переплетены все исторические стили, начиная с древнего Египта и античной Греции и закачивая Ренессансом. Кстати, роспись потолков и интерьеров здания осуществил театральный художник и график Игнатий Игнатьевич Нивинский, много работавший в начале 20 века на объектах Дубовского как художник-декоратор.

      В целом фасад здания, выходящий на Поварскую улицу, выглядит как стилизация Ренессанса. Два нижних этажа оформлены мощным рустом с полуколоннами, поддерживающими крупный антаблемент. Над окнами шестого этажа помещен так же крупный фриз с изображение римских колесниц. Зато каким изяществом и тонкостью отличается портик-лоджия на уровне шестого этажа, особенно многоцветные керамические панно. В медальонах в центральной части фасада римскими цифрами увековечена дата постройки и инициалы владельца дома, а в медальонах, расположенных на эркерах, мужской и женский портреты. Мужчина чем-то напоминает Лоренцо Медичи.

    

  

       Большие, площадью более 200 метров, квартиры были богато декорированы. В них были расписные кессонированные потолки, лепнина, мраморные колонны. Так же пышно была оформлена лестница и парадное. Аренда квартир в этом доме стоила довольно дорого. Но в качестве доходного дом просуществовал всего три года: с момента постройки в 1914 году и до революции. После 1917 года дом был национализирован, а квартиры, естественно, превращены в коммуналки. Правда, он все-таки послужил «Домом Искусств» — в комнатах и квартирах дома жили многие известные деятели культуры СССР.  Много лет в подвале находились мастерские театра им. Моссовета. В 1986 году в том же полуподвале открылся организованный Анатолием Васильевым театр «Школа драматического искусства», который впоследствии расширил свои площади за счёт нескольких квартир дома.

  

      После ремонта в 1990-ых годах дом снова стал элитным жилым с квартирами до 400 квадратных метров и одной из самых высоких ценой в Москве.

       Рядом находится дом №22 — доходный дом А. А. Милорадович, построенный 1912 году по проекту Романа Клейна. Об этом доходном доме я уже писала, желающие могут прочитать здесь http://www.peshkompomoskve.ru/roman_clein_3/

        А мы отправимся дальше, на Малую Молчановку, и посмотрим, что интересного можно увидеть здесь.

        Дом №4 нельзя отнести к стилю модерн. Построен он по проекту Алексея Дмитриевича Чичагова в 1913 году, когда самым модным стал неоклассицизм.  Вот и перед нами здание с неоклассическим фасадом. А пишу о нем я в этом материале только из-за оформления входа в дом: это маленький островок модерна, точнее австрийского направления этого стиля. Судите сами.

  

       На Малой Молчановке есть еще одно примечательное здание, вернее два. Это доходные дома №8 строение 1 и строение 2. Правда, с идентификацией этих зданий получилась полная неразбериха. Все интернет-источники (они чаще всего копируют информацию друг друга) сообщают одно и то же, и выглядит эта информация примерно так: «Малая Молчановка, дом 8. Бывший доходный дом Г. А. Гордон. Построен в 1913-1914 годах в стиле модерн архитекторами Иваном Гавриловичем Кондратенко, Семёном Александровичем Дорошенко и Василием Никаноровичем Волокитиным. А вот Мария Владимировна Нащокина в книге «Московский модерн» считает, что это доходный дом Сергея Егоровича Шугаева, директора — распорядителя АО Теплых рядов. Архитекторы Кондратенко, Волошин и Рабинович». Я честно просмотрела всю книгу Нащокиной, но упоминания об этом здании так и не нашла. Может быть, оно было в каком-то другом издании… Не понятно и кем был Г. А. Гордон, и даже как его звали (интернет упорно выдает биографию и подробности личной жизни Александра Гордона; ну вы понимаете, о ком я говорю). То, что удалось услышать у гидов, никакой ясности не внесло: идет повторение того, что я написала выше. Зато о Гордоне услышала много интересного: он был потомком сподвижника Петра I Патрика Гордона, представителем еврейского купеческого рода из Ростова на Дону, известным адвокатом… В общем можно выбирать информацию на любой вкус. И практически нигде не говорится о том, что дом №8 состоит из двух разных домов. Я была бы очень благодарна моим читателям за любую достоверную информацию об этих доходных домах.

        Но кому бы эти дома ни принадлежали, и кто бы их не построил, архитектура этих зданий заслуживает нашего внимания. Строго говоря, оба дома нельзя отнести к стилю модерн: фасады домов выполнены в стилистике Ренессанса. Но так как о домах Дубовского говорят, что это разновидность северного модерна с элементами готики, то и об этих зданиях можно сказать, что они построены в стиле модерн с элементами  Ренессанса. Особенно хорошо стилистика Ренессанса  просматривается в доходном доме Гордона или в «доме со львами». Огромное восьмиэтажное здание  с великолепным оформлением фасада (декоративные арки, пилястры, лепные кронштейны, поддерживающие балконы, окна разной формы, эркеры, рустовка) как будто переносит нас в Италию эпохи Возрождения. Вход в здание украшен тремя крупными фасадными арочными нишами и двумя скульптурами львов с геральдическими щитами. Эти львы стали своего рода символом дома. Да и в дореволюционной Москве Малую Молчановку все чаще называли «улицей, где дом со львами». Фактурное, запоминающееся здание, которое полюбили кинематографисты. Когда будете смотреть в очередной раз фильм «Офицеры», обратите внимание на дом со львами. Правда, щитов у львов в старых фильмах не было (например, в «Девушке без адреса»), во время войны они были утеряны. А сейчас восстановлены. Внутри дома проведена реконструкция, и получился элитный дом на 27 очень дорогих квартир.

    

     

       Стена к стене с «домом со львами» расположен другой доходный дом – строение 2. Построен он тоже в 1914 году по проекту Василия Никаноровича Волокитина и тоже в стилистике Ренессанса. Но декор фасадов совсем другой: рустовка двух нижних этажей и эркеров, скульптурные композиции на античную тематику на эркерах между четвертым и пятым и в круглых нишах между шестым и седьмым этажами. Угол здания, выходящий на перекресток Малой Молчановки и Большого Ржевского переулка, закруглен и внешне напоминает башенку, которые часто были элементами итальянских палаццо эпохи Возрождения.

    

    

     Продолжим наше путешествие, минуем исторический район Поварской слободы и познакомимся с некоторыми доходными домами  на Малой Никитской улице.

       Малая Никитская, 10. По этому адресу располагается сдвоенное, как и в предыдущем случае, здание. Это доходный дом А. И. Тороповой, построенный в 1905 году по проекту Осипа Осиповича Шишковского. Шишковский не был слишком известным и востребованным архитектором в Москве. И хотя Осипа Осиповича принято считать архитектором, работавшим в стиле модерн, его доходные дома композиционно просты, часто симметричны, и отличаются почти полным отсутствием декора, что не удивительно: творчество архитектора пришлось на время заката эпохи модерна. Один из сдвоенных домов практически полностью лишен какого-либо декора: фасад украшен только эркерами в центральной части со скромными кронштейнами и не менее скромными пилястрами между пятым и седьмым этажами. Кроме того, в 2000-ых дом получил еще одно «украшение»: нелепую стеклянную надстройку восьмого и девятого этажей…

  

      Зато вторая часть дома (или второй дом), построенная в стиле позднего модерна, выглядит очень нарядно, благодаря цветочному орнаменту, который словно широкий пояс из вьющихся растений с листьями и цветами проходит под окнами пятого этажа. Такие же цветочные мотивы украшают и оконные архитравы. Снизу оконные карнизы завершают небольшие «ушки», а на решетках балконов, завершающих эркеры, тиражируется буква «Т» — первая буква фамилии владелицы доходного дома. Кем была А. И.  Торопова, выяснить не удалось. Но вероятнее всего она была супругой купца 2-ой гильдии, известного московского попечителя и благотворителя Ксенофонта Егоровича Торопова или одного из его сыновей. Торопов с сыновьями Василием, Александром и Николаем занимался в Москве торговлей колониальными товарами и кондитерскими изделиями.

  

        Сейчас после внутренней реконструкции в доме располагаются элитные квартиры (всего семь) ценой в несколько миллионов долларов.

       Малая Никитская, 15 – Доходный дом В. С. Баскакова. Дом построен в 1912 году по проекту Ольгерда Густавовича Пиотровича. Владельцем дома был Василий Степанович Баскаков. Василий Степанович вместе со своим братом Иваном получал доход от инвестирования в недвижимость. Братья были крупными собственниками московской недвижимости. Они выкупали владения, сносили прежние строения и возводили доходные дома, квартиры в которых затем сдавали внаем. После 1917 года все доходные дома были национализированы, просторные квартиры  превращены в коммуналки. В комнатах этих коммуналок окончили свои дни бывшие владельцы Баскаковы. Типичная история 20 века.

         Но поговорим о доме на Малой Никитской. Годы не прошли для здания бесследно. К началу 21 века здание пришло в аварийное состояние. Власти Москвы приняли решение о его глубокой реконструкции с сохранением лишь главного фасада. Но во время реконструкции дом фактически был разрушен, во время рытья котлована под новый фундамент рухнула и фасадная стена. Созданная по этому случаю городская комиссия разрешила окончательно снести стену, а новую выполнить как точную копию прежней. Компания-застройщик отнеслась к этому с ответственно и воссоздала максимально возможно фасад, спроектированный еще Пиотровичем. Так что то, что мы видим сейчас – это лишь копия доходного дома Баскакова, созданная в 2006 — 2011 годах. Ну что же, пусть будет хоть так, если не удалось сохранить оригинал. Будем надеяться, что использованные современные материалы будут так же долговечны, как те, что применялись 100 – 150 лет назад. Ну а мы получили возможность увидеть задуманное Пиотровичем не только на чертежах и старинных фотографиях.

  

         Лицевой фасад дома имеет ровную плоскость, прорезанную равномерными рядами окон, и двумя трапециевидными эркерами. Стены дома покрыты современной клинкерной плиткой бежевого цвета, имитирующей дореволюционный «кабанчик». Фасад здания богато украшен лепниной. Обилие лепнины в оформлении фасадов было фирменным выразительным средством О. Г. Пиотровича. Элементы лепнины характерны и для модерна, и для входящего в моду неоклассицизма: многочисленные пилястры, рельефные композиции межоконных панно и тимпанов арочных наличников, женские маскароны.  Облик дома воссоздан очень достоверно, за исключением одного момента.  Не понятно, по какой причине все лепные элементы были окрашены в темно-серый цвет. В оригинальном варианте Пиотровичем они были коричневыми, от чего фасад здания выглядел более легким.

  

          Оправимся дальше и познакомимся еще с одним доходным домом на Малой Никитской. Это дом № 33. Сведений о нем не много: построен в 1909 году по проекту выпускника Института гражданских инженеров в Петербурге Витольда Ивановича Дзевульского. Фасад здания скорее неоклассический с элементами модерна и отдаленно напоминает фасад Московского купеческого клуба на Малой Дмитровке, построенного в том же году по проекту И. А. Иванова-Шица. Сравните сами http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-3/

  

   

   

   А наш дальнейший путь пройдет по историческому району Патриаршие пруды. В 16 веке здесь располагалась слободы оружейников. Отсюда и названия улиц: Большая и Малая Бронные, Гранатный переулок.  Вот с доходным домом на углу этого переулка и Спиридоновки мы и познакомимся.

        Адрес этого доходного дома – Гранатный переулок, 2/9. Построен он в 1899 — 1902 годах для купцов, братьев Михаила и Николая Армянских. Угловой доходный дом возводился в два этапа. Сначала в 1899 году  вдоль Гранатного переулка был построен трехэтажный дом по проекту архитектора Георгия Александровича Кайзера. Стиль здания был эклектичен. В 1902 г. по проекту признанного мастера модерна, архитектора Виктора Андреевича Величкина возведено массивное четырехэтажное здание, примкнувшее к дому в Гранатном переулке и продолжившееся по периметру Спиридоновки. В плане получилось здание в виде угла со срезанной острой частью. Ну а фасад, естественно, был декорирован уже в стиле модерн. Тот вид, который мы можем наблюдать сейчас, дом получил в конце 1930-х годов: его четырехэтажную часть надстроили одним этажом, а трехэтажную — двумя. В народе дом получил прозвище «дом-утюг».

         Несколько слов о владельцах дома. Михаил Павлович и Николай Павлович Армянские были известными в Москве коммерсантами, извините за тавтологию, армянского происхождения, потомственными почетными гражданами. Первоначально они планировали на купленном участке, на стрелке Гранатного переулка и Спиридоновки построить здание для армянского музея. Но от этого плана братья вскоре отказались и решили построить доходный дом с недорогим общежитием для армянских студентов. В доме были квартиры самих братьев Армянских, архитектора Величкина и многих других известных в городе людей. Одну из квартир занимало частное училище для детей обоего пола, которым заведовала Александра Фридриховна, супруга Николая Павловича Армянского. Помимо коммерции и благотворительности, которая в то время часто была неотъемлемой частью жизни купечества, братья Армянские прославились в Москве своими увлечениями. Николай Павлович Армянский состоял членом Русского фотографического общества, а Михаил Павлович был одним из учредителей Общества любителей лыжного спорта. Судьба семейства Армянских после 1917 года не известна.

          Сейчас в доме по-прежнему находятся жилые квартиры, за исключением первого этажа, где расположены, кроме галереи современного искусства «Открытый клуб», различные коммерческие организации.

         На противоположной стороне Спиридоновки в зелени небольшого сквера стоит еще один бывший доходный дом. Построен он в 1905 году архитектором Петром  Владимировичем Скосыревым по заказу его величества императора для артистов Большого театра. Имя Скосырева малоизвестно любителям архитектуры. Петр Владимирович окончил Строгановское училище и Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника архитектуры. До 1917 состоял архитектором 1-го Российского страхового общества, в 1920 — 1930 годах — заместителем заведующего Московским Коммунальным музеем. Дом на Спиридоновке – самое известное строение, выполненное по его проекту.

          А мы отправимся дальше, на улицу Малую Бронную. Не все доходные дома на этой улице имеют богатую историю, не обо всех из них рассказывают гиды во время экскурсий по району Патриарших прудов. Тем интереснее будет обратить на них внимание.

        Первый дом — №10. Это бывший доходный дом Василия Ивановича Якунчикова, коммерции советника, московского предпринимателя и мецената.  Дом построен в 1904 году по проекту архитектора Василия Ивановича Мясникова. В объявлениях о продаже квартир в этом доме говорится, что в некоторых из них планировка и внутреннее устройство не менялось с 1904 года, в них сохранились печи, лепнина потолков и прочие элементы декора и планировки. Фасад дома оштукатурен и окрашен в три оттенка бежевого цвета. Обрамление окон (на втором этаже с «ушками») и фризы выделены более светлым оттенком. Оригинальная форма оконных переплетов окон подъездов выполнена в типичном для модерна стиле.

  

        Соседний дом №12 – бывший доходный дом Г. К. Китинева построен в 1906 или в 1909 году по проекту Леонида Васильевича Стеженского. Архитектор Стеженский учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но не окончил курс. Это не помешало ему иметь обширную архитектурную практику в Москве. Леонид Васильевич  работал в стиле модерн, сохраняя приверженность этому стилю вплоть до начала 1910-х годов. В столице сохранилось порядка двадцати домов, построенных по его проектам.

      Изначально в доме было 56 квартир, сейчас – 51. На первом этаже в настоящее время размещается Московский театр спортивно-зрелищных представлений «Каскадер».

        Кем был владелец этого доходного дома  Г. К. Китинев, выяснить не удалось.

       Ничего не удалось разузнать о домах 20 и 20а по Малой Бронной кроме того, что оба эти доходных дома построены в 1914 году. Эти данные я почерпнула из объявлений риэлтерских фирм, продающих в них квартиры. Так что я буду очень рада любой информации о них от моих читателей.

      Тем не менее, обратим на эти дома внимание. Дом №20. Декор фасада скромный: два симметрично расположенных эркера, панно с античным сюжетом над входом, лепные ахитравы с женскими маскаронами на втором этаже, имитация замковых камней в оформлении окон.

       Дом 20а занимает угол Малой Бронной и Спиридоньевского переулка. Фасады оформлены в стиле позднего модерна. Нижние этажи полностью оштукатурены, в оформлении четвертого, пятого, шестого этажей и узких эркеров использована керамическая плитка бежевого цвета. Вдоль фасадов на уровне третьего и шестого этажей размещены лепные вставки с растительными орнаментами. Над окнами второго этажа располагаются львиные маскароны в обрамлении виноградных листьев.

 

 

 

 

 

    

       Доходный дом на противоположном углу Малой Бронной и Спиридоньевского переулка построен в 1913 году по проекту Сигизмунда Карловича Вульфсона. Фасад шестиэтажного здания облицован керамической плиткой, некоторые окна и вход в здание обрамлены рельефной лепниной с изображением фруктов, лент и листьев аканта, эркеры между четвертым и пятым этажами украшены барельефами с изображением рогов изобилия и маскаронов мифических чудовищ.

       Во время ремонта, проводившегося в начале 2010 годов, строители обнаружили  над входом в аптеку в этом здании старинные вывески, датируемые примерно 1920 – 1925 годами. Активисты движения «Архнадзор» добились от правительства Москвы разрешения на сохранение и реставрацию вывески. Был объявлен сбор средств на реставрацию среди москвичей. Так уникальные вывески были сохранены и отреставрированы, как сказали бы в начале 20 века, по подписке. Кстати, аптека работает в этом доме с момента его постройки, т. е. с 1913 года.

       

        Закончим нашу вторую часть знакомства с доходными домами столицы домом на углу Большой Бронной и Богословского переулка, 8/15. Этот четырехэтажный дом был построен в 1914 году (некоторые риелторы указывают 1917 год) по проекту Густава Андреевича (Густав Карл Юлиус Адольф) Гельриха – русского  архитектора немецкого происхождения, крупного мастера московского модерна. Всего в Москве им построено около 50 доходных домов. Оформление фасадов скромное, все-таки здание построено в годы войны. Стены, начиная со второго этажа, облицованы керамической плиткой-кабанчик. Вдоль всего фасада проходят тонкие фризы из глазурованной плитки зеленовато-оливкового, а на уровне четвертого этажа и под самой крышей — синего цвета.

 

 

  

        Уже в нашем веке в доме появился пятый мансардный этаж.

17.12.2017

P.S. Самые свежие новости от Департамента культурного наследия города Москвы! Это о доме с аптекой.

Приказ Департамента культурного наследия города Москвы от 11 декабря 2017 г. № 1007 «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Бронная, д. 22, стр. 1, в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы и об утверждении границ его территории»

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-2 — 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *