МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-3

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА. Часть 3

     В предыдущих частях рассказа о доходных домах мы побывали  на западе и северо-западе столицы в пределах Садового кольца. А сегодня приглашаю вас погулять тоже в пределах Садового кольца, но уже с восточной стороны и познакомиться с расположенными там доходными домами. Рассказ получится достаточно длинным. Но поверьте, что пройти по маршруту реально за один день. По крайней мере, я легко его прошла, несмотря на отсутствие спортивной подготовки и солидный возраст.

     Первым на нашем пути будет дом №3 по улице Забелина. Доходный дом построен в 1900 году по проекту архитектора Сергея Флегонтовича Воскресенского. Воскресенский был востребованным архитектором на рубеже 19 – 20 веков. Строил он в основном доходные дома, и в столице до сих пор сохранилось порядка двадцати зданий, построенных по его проектам.

 

 

   

     Сейчас здание занимает Центр довузовского образования РГГУ.

     Хохловский переулок, 3, строение 1, доходный дом Бориса Шнауберта. С начала 17 века место, где стоит дом, было местом усадеб различных не слишком родовитых дворян. Участок переходил от одних владельцев к другим, пока в начале 19 века его не купил коллежский ассесор Карл Андреевич Шнауберт, известный московский доктор. Он был личным врачом двух генерал-губернаторских семей – Александра Петровича Тормасова и Федора Васильевича Ростопчина. При Карле Андреевиче на участке, который занимал угол Хохловского и Колпачного переулков возводится господский дом на фундаменте старых палат, участок очищается от ветхих и пострадавших во время войны 1812 года построек, строятся новые хозяйственные и служебные здания. После смерти Карла Андреевича усадьба переходит его сыновьям, Николаю и Андрею. Последние, кстати, были жалованы «грамотой Императора Александра II сыновьям «иностранного доктора» коллежского ассесора Карла Андреевича Шнауберта – Николаю и Андрею – на дворянское достоинство от 31.07.1859» и стали потомственными дворянами.  Андрей Карлович вскоре продал свою часть усадьбы некоему Б. Ш. Моносзону, а Николай Карлович продолжал жить в соей части усадьбы вместе с семейством.  В 1880-ые годы эта часть усадьбы переходит к сыновьям Николая Карловича, Владимиру и Борису. Произошло еще одно деление усадьбы. Владимир Карлович Шнауберт работал главным врачом Старо-Екатерининской городской больницы (сейчас МОНИКИ), был известным клиницистом, разработавшим научный метод борьбы с туберкулезом. А Борис Николаевич был инженером-строителем по образованию. Он начал перестройку своей части усадьбы по собственным проектам.

      Сначала в 1890-ых годах он пристроил со стороны Хохловского переулка здание лавки и складское помещение. В 1903 году Борис Николаевич решает создать на основе имеющихся построек разного времени (жилого дома, флигеля, лавки и т.д.) доходный дом. Все перечисленные постройки были удачно объединены и оформлены в стиле модерн. В доходном доме были квартиры среднего ценового уровня. Почти весь первый этаж дома занимала хозяйская квартира Шнаубертов, а во дворе в застекленной пристройке располагалась приемная и мастерская архитектора. В 1905 году Борис передал доходный дом в Хохловском своей жене Марии Николаевне. После 1917 года дети Бориса Николаевича еще некоторое время жили в коммуналке, которая получилась из их квартиры после национализации дома.

      В начале 1930-ых годов здание было надстроено до четырёх этажей по всему объёму. В конце 20 – начале 21 века, несмотря на свое расположение в центре города, дом находился в плачевном состоянии: на крыше росли деревца, штукатурка и лепнина осыпались, балконы и эркеры были полуразрушены… Сейчас бывший доходный дом Шнауберта отреставрирован, фасадам возвращен первоначальный вид, включая цветочные лепные панно,  внутри коммуналки расселены и обустроены современные квартиры, в цокольном этаже разместились магазины и офисы.

   

      А теперь свернем в Колпачный переулок. Здесь нас ждет встреча с доходным домом, принадлежавшим представителю еще одной московской медицинской династии. Дом 11 в Колпачном переулке  — это бывшая клиника и доходный дом Снегиревых. Владельцем здания был  Константин Владимирович Снегирев – известный врач-офтальмолог, доктор медицины, коллежский секретарь, профессор Московского университета. Здесь же в доме находилась и его глазная клиника. А упомянула я о династии, потому что Константин Владимирович был сыном другого известного московского доктора —  гинеколога Владимира Федоровича Снегирева, который управлял Гинекологической клиникой имени А.П. Шелапутиной на Большой Пироговской, 11. Прочитать о Владимире Федоровиче и архитектурных объектах, связанных с его именем можно прочитать здесь http://www.peshkompomoskve.ru/roman_clein_1/

   

      Во второй половине 19 века земельный участок между Колпачным и Хохловским переулками принадлежал известному нотоиздателю Петру Ивановичу Юргенсону. Его дочь Александра Петровна вышла замуж за доктора К. В. Снегирева. Уже после смерти Петра Ивановича на территории усадьбы по проекту архитектора Владимира Дмитриевича Глазова было построено здание в неоклассическом стиле с элементами модерна, которые особенно заметны на боковом фасаде. Но и в главном фасаде, выходящем в Колпачный переулок, можно заметить черты модерна: капители, характерные для классического стиля, расположены на характерных для модерна эркерах. Здание было построено в 1912 году, о чем свидетельствует надпись на полуциркульном фронтоне. В доме помимо квартир для сдачи внаем располагалась и глазная клиника доктора Снегирева. Клиника продолжала работать и после 1917 года до самой смерти ее основателя в конце 1920-ых. В 30-ых годах прошлого века весь дом был поделен на коммуналки, а с 1948 года и по сей день, история здания связана со службами безопасности: сначала дом был переоборудован под квартиру (!)  министра ГБ СССР, руководителя СМЕРШа Виктора Абакумова. В 1951 году Абакумов был арестован как враг народа, а через три года расстрелян. После Абакумова дом перешёл в ведение КГБ и являлся местом встреч наших резидентов. В 1990-ые  сюда въехал Центр по общественным связям Службы внешней разведки РФ, который находится здесь и сейчас.

   

      Ну а мы пойдем дальше, минуем Покровку и окажемся в Потаповском переулке. Здесь находятся два интересных, стоящих рядом доходных дома, №10 и №12. Дома эти были построены в 1914 году на земельном участке, который принадлежал супругам Зварским. Павел Иванович Заварский был  сыном Ивана Семеновича Зварского, успешного предпринимателя, который занимался торговлей бумагой и картоном. В 1912 году супруга Павла Ивановича, Анастасия Георгиевна, выкупает участок в Потаповском переулке у Алексея Лаврентьевича Уткина, и супруги решают возвести на нем доходные дома. В результате возникают два дома. Владельцем одного, того, что поскромнее, становится Павел Иванович, второй, похожий на средневековый замок, записывают на Анастасию Георгиевну. Справедливости ради следует упомянуть, что некоторые источники указывают принадлежность домов с точностью наоборот.

      Дом №12 построен по проекту Ивана Гавриловича Кондратенко и Семена Александровича Дорошенко. Мои читатели, наверное, успели заметить, что эти два имени практически всегда встречаются вместе. И это не случайно. Дело в том, что необычайно талантливый архитектор Кондратенко еще в совсем молодом возрасте почти полностью ослеп. Для его профессии это было настоящей катастрофой. Но Иван Гаврилович не собирался сдаваться. Он пригласил в соавторы и партнеры своего друга С. А. Дорошенко. Работа в тандеме происходила следующим образом: Кондратенко вырабатывал концепцию будущего здания, лепил макеты, а Дорошенко изготавливал чертежи и прорисовывал мелкие детали.

 

      Дом Анастасии Зварской выполнен в неоготическом стиле (похожие на башни эркеры, карнизы, имитирующие зубцы крепостной стены, башенки на крыше) с элементами северного модерна (кованые вставки). Но если присмотреться к декору фасада внимательно, то можно заметить и элементы русской архитектуры допетровской эпохи: сводчатые арки, окна причудливой формы и, как говорят, уникальные росписи подъездов. Все это не случайно. Строительство здания началось в год 300-летия дома Романовых, и использование декоративных элементов созвучных тем, что мы можем видеть в палатах бояр Романовых с улицы Варварка, стало своеобразной данью уважения к императорской семье со стороны архитекторов.

   

   

         Соседний дом №10 построен по проекту Василия Никаноровича Волокитина, которого рекомендовал супругам Зварским Кондратенко. Фасад здания выполнен в неороманском стиле. Он рустован по всей высоте и, действительно, напоминает средневековую постройку. В декоре использованы лепные элементы: обрамление центральных окон второго этажа, подобия гербов в обрамлении рогов изобилия на эркерах, волюты как будто поддерживающие эти эркеры.

      В 1990-ых оба дома были отремонтированы, сейчас в них располагаются элитные квартиры. Первый этаж дома №12  занимают юридические конторы, включая Третейский Суд при Союзе Юристов.

 

 

   

      Следующую остановку мы сделаем в Сверчковом переулке у дома 1/9. Этот большой доходный дом, выходящий фасадами сразу в три переулка (Сверчков, Армянский и Архангельский) был построен по проекту австрийского архитектора долгое время жившего в России Августа Егоровича Вебера в 1874 году. Естественно, стиля модерн в ту пору еще не существовало, и дом исполнен в стиле классицизма. Но я решила коротко рассказать и о нем, хотя стилистка этого доходного дома не вписывается в рамки заявленной темы «Московский модерн. Доходные дома».

      До 1873 года на этом месте была расположена усадьба боярина Артамона Сергеевича Матвеева с главным усадебным домом, похожим на дворец. Потом усадьба была приобретена предпринимателем армянского происхождения, попечителем расположенного неподалеку Лазаревского института Екимом Лазаревичем Лазаревым, а в 1873 г. его внучка, Елизавета Христофоровна, разделила владение. Участок, на котором находится дом 9/1, сначала приобрел купец, почетный гражданин Абрам Абрамович Морозов, который вскоре перепродал его купцу Ксенофонту Егоровичу Торопову. Именно Торопов и стал заказчиком строительства доходного дома. В 1914 году дом купили московские купцы 2-ой гильдии братья Константиновы Василий Иванович, Иван Иванович и Павел Иванович. Основным родом деятельности Константиновых, включая их отца Ивана Васильевича, была сдача внаем меблированных квартир в принадлежавших их домах. По имени последних дореволюционных владельцев дом и получил свое название – дом Константиновых.

       Несмотря на свои огромные размеры, доходный дом удачно вписывался в узкие переулки. В нем было три этажа. Эти три этажа занимали квартиры, а в подвалах находились винные склады. Декор здания довольно скромный: первый этаж рустован, пространство над окнами второго этажа украшено цветочным орнаментом и лепными изображениями женских головок, некоторые окна третьего этажа над подъездами украшены фигурками женщин, сидящих в морских раковинах и держащих в руках гирлянды.

      В 1917 году в здании разместился штаб революционеров-печатников, а в квартирах, превращенных в коммуналки, поселились работники московских типографий с семьями. В 1924 году они основали здесь «Клуб имени Ивана Федорова-Печатника», а само здание стали называть не иначе, как «Дом Печатника».

       В конце 1930-ых годов дом надстроили двумя этажами и чердачным помещением, удалив при этом некоторые элементы декора фасадов. Здание получилось тяжеловесным на фоне малоэтажной застройки переулков. В 1970-ых его еще раз реконструировали, оставив фактически только стены. Сейчас в доме расположены офисы различных фирм.

      Соседний дом по Армянскому переулку, 7, построен также на месте бывшей усадьбы боярина Матвеева. Как я писала выше, в 19 веке усадьбой владели представители армянского купечества Лазаревы: Еким Лазаревич, его сын Христофор Екимович, его внучка Елизавета Христофоровна. Елизавета Христофоровна была замужем за своим кузеном по отцовской линии – полковником лейб-гвардии Гусарского полка князем Семеном Давыдовичем Абамелеком, поэтому построенный на участке доходный дом получил название доходный дом Абамелек-Лазаревой.  Дом построен в 1899 году, автор проекта – архитектор Александр Васильевич Иванов, действительный член Императорской академии художеств. Доходы от аренды квартир передавались на содержание, находившейся рядом Армянской церкви и Лазаревского института. В некоторых квартирах дома жили преподаватели института.

       Здание выполнено в стиле московского модерна. Несмотря на обилие декоративных элементов: эркеры, рустовка, богатая лепнина – фасады оставляют впечатление легкости. В этом проявилось мастерство архитектора. А. В. Иванов работал в основном в Петербурге. Но и в первопрестольной им построено достаточно много: порядка десяти доходных домов, конторские помещения, торговые дома.

 

      Сейчас это жилой дом с офисами различных фирм на первом этаже.

      В самом начале Армянского переулка, на его углу с Кривоколенным переулком находится еще один бывший доходный дом – дом Микини.

       Участком на углу Армянского и Кривоколенного переулков в начале 19 века владели Иван Николаевич и Екатерина Львовна Тютчевы, родители поэта Федора Тютчева. С 1870 года участок уже принадлежал семье Микини. Карл Карлович Микини, уроженец Варшавы, был известным в Москве преподавателем музыки, его сыновья стали преподавателями, инженерами, архитекторами.

 

     В 1901 году по проекту инженера-архитектора Владимира Авенировича Властова вдоль Армянского переулка строится дом в стиле модерн. О Властове известно мало. Он окончил Петербургский институт гражданских инженеров, работал в Москве, какое-то время в архитектурной мастерской Льва Кекушева, в 1906 году был переведён в Областное правление Войска Донского в Новочеркасск, где занимал должность городского архитектора.

 

 

      В 1905 году один из владельцев дома, сын Карла Карловича Петр, гражданский инженер по образованию, строит вторую часть дома по Кривоколенному переулку, объединив оба строения эффектным угловым эркером с балконом в верхней части, увенчанным башенкой. Вторым владельцем доходного дома был брат Петра Карловича Виктор, тоже инженер. Квартиры обоих братьев располагались в этом доме. Здесь же жила и дочь Карла Карловича Софья Карловна Райнова, которая содержала в доме два училища: женское профессиональное и по изучению иностранных языков с пансионом.

   

      Фасады здания украшены изящной лепниной с цветочными орнаментами, ею оформлены наличники окон, двери в подъезды, эркеры и простенки между окон. Подъезды дома оформлены в стиле венского модерна, необычайно красивы, особенно тот, который спроектировал Властов, украшенный оригинальными коваными кронштейнами.

      Сейчас это жилой дом, который в отличие от многих других не испытал на себе полную внутреннюю реконструкцию. В доме остались 4-5-комнатные квартиры с сохранившейся потолочной лепниной, созданной по авторским рисункам, паркет, встроенная мебель. До наших дней сохранилось первоначальное оформление подъездов и лестниц.

       Ну а мы отправимся дальше по Кривоколенному переулку. По пути обратим внимание на пятиэтажный кирпичный дом №7. Это боковой и задний фасады доходного дома Строгановского училища, построенного по проекту Федора Шехтеля в 1904-1906 годах. Основной адрес здания – Мясницкая, 24. Подробнее об этом доме написано здесь http://www.peshkompomoskve.ru/fedor_shehtel/

        Соседний дом №9, строение 1 – это бывший доходный дом М.А. Лунца. Дом построен на участке, на котором с 17 века располагались палаты. Здание этих палат, скрытое штукатуркой, можно до сих пор видеть во дворе за домом Лунца. В начале 90-х годов 19 века хозяином палат и пристроек стал доктор медицины Михаил Аркдиевич Лунц. В 1910 году Михаил Аркадиевич решает построить доходный дом. Авторами проекта стали архитекторы Алексей Николаевич Милюков,  брат известного политического деятеля начала 20 века, лидера партии кадетов Павла Милюкова, и Борис Михайлович Великовский, работавший позднее с братьями Весниными и строивший конструктивистские здания.

      Дом в целом выдержан в стиле неоклассицизма (лепной декор) с элементами модерна (скругленные эркеры на главном фасаде). Доктор Лунц работал в 1-ой градской больнице и имел частную практику. В доходном доме располагалась не только квартира, в которой доктор Лунц жил с семейством, но и врачебный кабинет хозяина, а также аптечный магазин «Кирхнер и Ко». До строительства доходного дома старинные палаты, о которых говорилось выше, служили Михаилу Аркадиевичу квартирой и кабинетом для приема больных.

   

      Сейчас здание занимают различные организации.

       Напротив  доходного дома Лунца, на самом изгибе Кривоколенного переулка расположен бывший доходный дом Е.А. Скальского. Евгений Александрович Скальский, дворянин по происхождению, был членом торгового дома «В.И. Кашкаров и К°» при губернской земской управе по работам водоснабжения и отопления. Что касается участка, на котором построен доходный дом, то до начала 19 века он принадлежал князю Якову Петровичу Долгорукову, а после его смерти его супруге Анне Михайловне. Потом им по очереди владели английский купец Джон Пикерсгиль, купчиха Лукерья Ивановна Пельдор, немецкий купец Карл Иордан, Московский торговый банк.

 

       Семиэтажный кирпичный дом с элитными квартирами был построен в 1913 году по проекту Ивана Гавриловича Кондратенко. Внимательные читатели, наверное, уже обратили внимание на сходство этого здания с доходным домом Зварской в Потаповском переулке. Оформление фасадов эклектично. Здесь и лепнина в стиле неоклассики, эркеры подчеркнутые лопатками, вносящие нотку неоготики, и цветочное обрамление консолей, поддерживающих балконы в стиле модерн. Как водится, квартира владельца дома находилась здесь же, а соседнюю занимал его сын Владимир. Любопытный факт — первый этаж дома с 1912 года занимал один из первых в Москве магазин по продаже автомобилей. С 1921 по 1942 год здесь размещалась редакция журнала «Красная новь». В его редакции бывали Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Анна Ахматова, Валентин Катаев, Аркадий  Гайдар и другие деятели советской литературы.

   

     Интересный момент – на здании восстановлена вывеска времен НЭПа. Средства на реставрацию, как и в случае с домом на Малой Бронной  собрали простые москвичи http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-2/

      В настоящее время в доме по адресу Кривоколенный переулок, 14 расположены частные квартиры, первый этаж занимают офисы и магазины.

      На углу Кривоколенного и Архангельского переулка стоит пятиэтажный дом. Типичный доходный дом средней руки начала 20 века: эркеры, карниз с листьями аканта под крышей, небольшое количество лепнины, кованый балкон. Но все не так просто. Фактически это здание никогда не было доходным домом. В 1836 году на этом месте был построен двухэтажный особняк статской советницы Прасковьи Алексеевны Крюковой. Он выходил главным фасадом в Кривоколенный переулок. В 1884 году особняк покупает Софья Маврикиевна Фролова, супруга купца Павла Алексеевича Фролова, торговавшего в Москве ювелирными изделиями. В 1885 году Софья Маврикиевна решает расширить купленный особняк. Особняк получает новое крыло вдоль Архангельского переулка. Автором проекта был Флегонт Флегонтович Воскресенский, старший брат Сергея Флегонтовича Воскресенского, о котором я писала выше. Ф. Ф. Воскресенский обладал индивидуальным почерком и был востребованным архитектором, по его проектам построено порядка двадцати доходных домов в Москве.

    В 1888 году Софья Маврикиевна сдает здание целиком художнику Василию Поленову, позднее — инженеру Александру Вениаминовичу Бари, а в 1902 году и вовсе продает ему дом. Бари был американским подданным, а в Москве имел фирму по конструированию промышленных объектов: мостов, доменных печей, заводских цехов и оборудования. Контора Бари ( «Техническая контора инженера А. В. Бари», позднее — «Строительная контора инженера А. В. Бари»), располагалась неподалеку, на Мясницкой улице. Так дом получает свое название —  Доходный дом Фроловых-Бари. Хоть он и приносил доход, но формально это не так: в доме не было отдельных квартир для сдачи.

     Зато после 1917 года внутренне пространство здания было поделено на квартиры, в том числе и коммунальные. В одной из квартир с 1918 по 1934 год проживал  Владимир Григорьевич Шухов, который до революции работал в фирме Бари в должности главного инженера, и часто бывал в доме своего работодателя. А сам дом выглядел вот так:

     Современный вид дом получил только в конце 1940-ых годов, когда были надстроены три этажа, причем внешний вид здания получился таким, каким его построили бы в начале века. Кто был автором проекта надстройки, мне выяснить не удалось. На одной из экскурсий удалось подслушать, что это был сам Шухов. Но думаю, что эта версия не верна. Во-первых, Владимир Григорьевич скончался почти за десять лет до этого, в 1939 году, а во-вторых, насколько мне известно, он никогда не занимался проектировкой жилых зданий. Хотя, вполне вероятно, что пожилой мэтр и высказал свое мнение о будущем внешнем виде дома, в котором он прожил много лет.

     В Архангельском переулке расположены еще несколько доходных домов. Познакомимся с двумя из них.

      Архангельский переулок, 7. Доходный дом А. Я. Меркеля. В 19 веке на месте, где сейчас расположен доходный дом, находилась усадьба, которой владели разные именитые москвичи. В 1907 году на месте обветшавшей усадьбы построено здание по проекту архитектора Бориса Михайловича Великовского. Это была первая работа архитектора в Москве. Владельцами здания в 1913 году стали потомственный почётный гражданин Москвы Аркадий Яковлевич Меркель и его сын, адвокат Юлиан Аркадьевич Меркель. Помещения дома сдавались в аренду для частных лиц и для организаций. На первом этаже находилось «Евангелическое попечительство о бедных», также здесь было председательство Московского Торгового Банка.

      Борис Михайлович Великовский, как я писала выше, в раннем творчестве был приверженцем неоклассицизма. Вот и дом в Архангельском переулке выполнен в неоклассическом стиле с элементами модерна (наверное, вы уже догадались, что речь идет об эркерах скругленной формы). Остальной декор фасада (фриз между вторым и третьим этажами, панно с античными фигурами над входом, пилястры балконов пятого этажа) выдержаны в неоклассическом стиле.

   

       Многие справочники сообщают о том, что в этом доме жил стоматолог Павел Георгиевич Дауге. Доктор был приверженцем революционных идей социал-демократов, с которыми он познакомился в 1904 году, в Швейцарии  лично от В. И. Ленина. До 1917 года доктор Дауге предоставлял свою квартиру для конспиративных встреч товарищей, а после революции лечил зубы Ильичу и другим представителям партийной номенклатуры.

      Сейчас это жилой дом, первый этаж занимает юридическая контора.

     Соседний великолепный дом (Архангельский переулок, 9) производит гнетущее впечатление. Это доходный дом Гринберга, построенный в 1911 году по проекту Адольфа Ноевича Зелигсона. Несколько слов о владельце дома и об архитекторе.

     Иван Григорьевич Гринберг был статским советником, что давало потомственное дворянство. Сферой его коммерческих интересов была торговля мануфактурой. В построенном доме Иван Григорьевич проживал вместе с семейством.

      А.Н. Зелигсон, выходец из еврейской семьи, родился в Варшаве, учился в Высшем ремесленном училище в Лодзе, потом окончил Институт гражданских инженеров Петербурге, несколько лет работал в Лодзе. 1906 год архитектор проводит в Париже, где влюбляется в стиль парижского модерна. В 1907 году А.Н. Зелигсон переезжает в Москву и очень быстро становится одним из ведущих архитекторов, работающих в стиле модерна. Основными его заказчиками в столице были еврейские предприниматели, для которых он построил доходные дома, особняки, банковские здания и магазины.

 

      Вот и доходный дом в Архангельском переулке – прекрасный образец московского модерна. Шестиэтажный дом с высоким цокольным этажом украшен по белоснежному фасаду лепниной и ажурными решетками балконов. Но… Но это здание памятником архитектуры не является, и поэтому его никто не реставрирует и не собирается реставрировать. С фасада осыпается лепнина и штукатурка. Очень печальное зрелище с учетом красоты и парижского изящества здания. И тревожно, если в статусе «не памятника архитектуры» его начнут «реставрировать» — оригинальное здание может совсем исчезнуть с лица столицы. Одна надежда на Архнадзор, может активистам удастся добиться для него статуса «памятника архитектуры».

   

      Сейчас это жилой дом.

       А теперь перейдем на Покровку и полюбуемся еще одним доходным домом, выполненным в стиле модерн без всяких оговорок. Только в отличие от предыдущего здания, этот дом отреставрирован и выгладит прекрасно.

      Улица Покровка, 19, бывший доходный дом Ф. С. Рахманова. Здание построено в период с 1898 по 1901 год по проекту Петра Александровича (Петер-Йозеф) Дриттенпрейса. Петер-Йозеф родился в Баварии, в середине 19 века перебрался в Россию, окончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, работал архитектором на железных дорогах. Кроме этого Дриттенпрейс проектировал и перестраивал в Москве дома для частных заказчиков, чаще всего старых купеческих семейств. Большая часть этих домов выполнена в стиле поздней эклектики – стиле, который был очень любим купеческим сословием. А вот дом Рахманова – яркий образец модерна. Фасады украшают лепные растительные орнаменты, мужские и женские маскароны на вершинах вертикальных лопаток, арочные окна. Оригинально оформлены углы здания. Они слегка вогнуты в своей верхней части, плавно переходят в колонну, которую венчает женская головка с потупленным взором. Эта колонна оказывается как бы зажатой между крайними лопатками фасадов.

 

       Среди лепнины (фрукты, цветы, бантики, ленты, факелы) выделяются не характерные для модерна стилизованные колосья. Появились они в декоре здания не случайно. Дело в том, что Федор Семенович Рахманов был крупнейшим в стране торговцем хлебом. На первом этаже доходного дома, как и сейчас, располагались помещения для контор и магазинов. Была здесь и булочная. В прочем она есть в доме на Покровке и сейчас. Не уверена, правда, что расположена эта булочная на старом месте.

        В 2003 здание отреставрировали, при этом фасаду несколько изменили цветовую гамму, благодаря чему элементы лепного декора стали более заметны.

      Покровка, 31. По этому адресу располагается несколько строений разного времени постройки. Здесь и палаты дворцового гоф-юнкера Василия Ивановича Машкова (ранее улица Чаплыгина называлась Машков переулок), и два доходных дома. Но все эти здания находятся во дворе доходного дома, стоящего на красной линии Покровки. Вот на него мы и обратим внимание. Здание было построено в 1913 году по проекту архитекторов Валентина Евгеньевича Дубовского и Николая Алексеевича Архипова. Протяженный фасад здания скромно декорирован: светлый оттенок штукатурки, никаких башенок и ассоциаций со средневековыми замками, которые так характерны для творчества Дубовского. Нет даже эркеров, что позволило бы нам говорить об элементах модерна. Только простое оформление окон, лепной фриз между вторым и третьим этажами, медальоны вдоль фасада между четвертым и пятым этажами. Основной лепной декор расположен над входом в здание. И все-таки Дубовской остался верен себе – под самой крышей среди растительного орнамента мы находим рыцарский шлем и медальон в виде герба.

      С 1914 года хозяйкой дома была княгиня Александра Петровна Ливен. Первый уровень с устроенными большими оконными витринами сдавался под магазины, а остальные четыре этажа были заняты меблированными квартирами, сдававшимися внаем.

       Капитальная реконструкция бывшего доходного дома Ливен была проведена уже в 21 веке. Сейчас в нем, благодаря перепланировке внутреннего пространства,  располагаются дорогие элитные квартиры площадью более трехсот квадратных метров.

      На углу Покровки и улицы Чаплыгина располагается бывший доходный дом Боброва. Построен он в 1903 году по проекту Ф. Ф. Воскресенского. Владелец дома Яков Семенович Бобров владел участком на углу Покровки и Машкова переулка еще с 1900 года. Здесь у Боброва был склад и магазин по продаже оборудования для водопроводов. В 1903 году на участке строится доходный дом в четыре этажа, причем первый этаж предназначается для сдачи помещений под магазины.

 

      После 1917 года судьба дома была предрешена: его национализировали, квартиры превратили в коммуналки, которые расселили около 1970 года. В 1954 году дом реконструировали, достроив два этажа. Эти два этажа полностью лишены декора, а фасады 1903 года декорированы лепниной с растительными мотивами. Окна жилых этажей на каждом этаже оформлены различным способом: на втором – это лепнина, на третьем – пилястры, на четвертом – сдвоенные окна с простыми наличниками и декоративными перемычками.

   

   

        Сейчас бывший доходный дом Боброва – элитное жилье с пяти- и шестикомнатными квартирами.

      Продолжением улицы Чаплыгина является Лялин переулок. На углу Покровки и Лялина переулка находится еще один интересный дом (Покровка, 34). Дом построен в 1808 году в стиле классицизма, но реконструкции дома, сначала в 1875, а затем 1897 годах привели к тому, что дом получил практически модерновый вид. С 1909 по 1917 годы владельцем дома был  предприниматель Иван Иванович Колесов, под его именем дом фигурирует в справочниках. Колесов занимался торговлей тканями и другими мануфактурными товарами. Он содержал на первом этаже своего доходного дома магазин по продаже этих товаров.  На втором и третьем этажах располагались всего четыре квартиры для сдачи внаем. Сейчас в доме тоже четыре элитные квартиры и магазины на первом этаже. Оригинально оформлен магазин цветов – просто настоящий модерн, хотя по всему видно, что появился он совсем недавно. Фасады здания отреставрированы и выглядят отлично. Когда и кем проводилась реставрация, выяснить не удалось. Впрочем, неизвестно и то, кто был архитектором этого дома, а также по чьим проектам проводилась реконструкция 1875 и 1897 годов. Здание, как и доходный дом Гринберга, не имеет никакого охранного статуса — ни федерального, ни регионального. И хотя оно сейчас находится в прекрасном состоянии, все-таки хотелось бы, чтобы была какая-то государственная гарантия сохранности интересного здания.

 

                  Недавно отреставрирован и фасад жилого дома 9 в Лялином переулке. Построен этот дом в 1903 году по проекту Адольфа Адольфовича Нетыкса. Заказчиком и владельцем доходного дома был личный почетный гражданин Иван Алексеевич Шагурин, в этом доме у него была и своя квартира. Чем занимался Иван Алексеевич мне выяснить не удалось, но он был московским доверенным Иваново-Вознесенского купца и городского головы Ивана Никоновича Гарелина, владельца крупной ситценабивной фабрики в Иваново, которая со временем превратилась в товарищество мануфактур «Ивана Гарелина с сыновьями».

               Доходный дом Шагурина оформлен в стилисте, близкой франко-бельгийскому Ар нуво. Здесь мы видим типичные элементы декора модерна: маскарон девы Лорелеи, поникшие цветы, лепные карнизы, эркеры, опирающиеся на характерной формы кронштейны. Вертикальное членение фасада оформлено сочетанием оштукатуренных поверхностей и покрытых керамической плиткой кабанчик.

 

                  Несколько слов об архитекторе. А. А. Нетыкса окончил Лодзинское высшее ремесленное училище и МУЖВЗ со званием неклассного художника архитектуры и Малой серебряной медалью. Работал в Казани и в Москве, где по его проектам построено не так уж и много, всего два доходных дома и несколько строений в Подмосковье. В 1921 году перебрался на историческую родину в Каунас, где занимался проектированием частных домов. Судьба архитектора после 1941 года не известна.

            Два соседних дома в Лялином переулке (№№11-13) построены по проектам одного архитектора, да и владелица у этих домов была одна. Архитектор – мастер московского модерна Клавдий Леонидович Розенкампф, а владелица —  Александра Самуиловна Панафидина. Александра Самуиловна была супругой Андрея Яковлевича Панафидина, основавшего в 1885 году в Москве предприятие «Книгоиздательство и книжная торговля А. Я. Панафидина». После смерти Андрея Яковлевича в 1902 году дело под торговой маркой «Книгоиздательство и книжная торговля А. С. Панафидиной» возглавила его вдова. Издательство Панафидиной специализировалось на издании детской, учебной и научно-популярной литературы для юношества, в которую входили серии брошюр о народах Земли, о путешествиях, о природе, краткие биографии писателей, а также однотомных дешевых изданий классиков художественной литературы — произведений русских и зарубежных писателей. Серия называлась «Иллюстрированная библиотека».

           Дом 11-13, строение 1 построен в 1904 году и оформлен в стиле модерн. Дом 11-13, строение 2 возведен в 1910 году, и оформление фасадов совсем другое, в стилистике модного в ту пору неоклассицизма с характерной лепниной и каннелированными колоннами. На первом этаже этого дома размещался книжный магазин госпожи Панафидиной, остальные занимали дорогие квартиры для сдачи в наём.

   

           В 1917 году все имущество А. С. Панафидиной было национализировано. Квартиры в доходных домах превратились в коммуналки, а книжный магазин – в магазин государственной книгоиздательской и торговой организации — Госиздата РСФСР. В 1930-ых годах оба дома надстроили двумя этажами.

      А теперь мы пройдем по Чистопрудному бульвару мимо дома со зверями   http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-1/ и отправимся в Малый Харитоньевский переулок. По пути остановимся на углу Гусятникова и Большого Харитоньевского переулков. По адресу Гусятников переулок, 13/3 находится бывший доходный дом Мясоедова-Тестова. Здание построено в 1910 году по проекту Ольгерда Густавовича Пиотровича. Заказчиком выступал известный московский ресторатор Иван Иванович Тестов – фамилия-то какая! Участок со зданием постройки начала 19 века Иван Иванович приобрел у коллежского советника Михаила Васильевича Мясоедова. Доходный дом богато декорирован лепными украшениями: маскароны с женскими лицами, растительные орнаменты, декоративно оформленная горизонтальная тяга со спиральными завитками, расположенная между третьим и четвертым этажами. Стены покрыты керамической плиткой-кабанчик, над окнами верхнего этажа расположены вставки из глазурованной плитки бирюзового цвета.

 

   

       Сейчас это жилой дом с магазинами и офисами на первом этаже.

     Знакомство с еще одним удивительным зданием нас ждет в Малом Харитоньевском переулке, 4. Это бывший дом Московского политехнического общества при Высшем техническом училище, основанного его выпускниками для распространения в России технических знаний. В 1904 г. был объявлен конкурс на проект дома общества. На конкурсе первую премию получил архитектор Адольф Борисович Минкус, а вторую — автор проекта здания гостиницы «Метрополь» архитектор Вильям Валькот. Однако, совет, рассматривавший проекты, сделал свой выбор в пользу известного мастера модерна, инженера и архитектора Александра Васильевича Кузнецова – ему было поручено составление окончательного проекта. И Кузнецов создал проект, вобравший все лучшее от проектов других конкурсантов, в частности Валькота.

 

      Здание получилось в стиле неоготики с британским оттенком. Такой выбор сам Кузнецов объяснял тем, что Великобритания была на передовом рубеже современной для того времени науки и техники, являлась страной, давшей миру первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок. Таким образом, архитектор отдавал дань достижениям Великобритании и старался показать стремление российских ученых и инженеров к вершинам передовой науки и техники.

 

       На первом этаже, были предусмотрены помещения для контор, на втором — залы для совета и общих собраний общества, столовая и библиотека, а на верхних этажах располагались квартиры для сдачи внаем. Здание украшают многочисленные псевдоготические башенки, строгие эркеры и не менее строгие лепные украшения. Сегодняшнее расположение здания позволяет рассмотреть и боковые фасады, практически без украшений, но все же имеющие небольшие башенки на уровне верхнего этажа. Среди лепнины можно рассмотреть цифры 1878 в медальонах (год основания Общества), 1905 (год окончания строительства) и вензель с буквами «О» и «П» над главным входом («Политехническое общество»).

 

     До 1917 года в здании размещались Московское отделение Русского технического общества, редакции нескольких технических журналов. В советское время здание занимали академические институты, а сейчас в нем расположен Институт машиноведения имени А. А. Благонравова РАН.

     Теперь свернем на Мясницкую и пойдем в сторону Тургеневской площади. На пути у нас будет дом №38 – доходный дом Лангового.

     Алексей Петрович Ланговой — сын московского купца 1-й гильдии Петра Емельяновича Лангового. Окончил Московский университет, получил степень доктора медицины, был известным в Москве врачом-терапевтом, затем профессором частной патологии и терапии медицинского факультета Высших женских курсов, профессором Московского университета, избирался гласным Московской городской думы. Алексей Петрович был страстным коллекционером. В его собрании было порядка ста пятидесяти картин русских художников, обширная библиотека книг по искусству. В середине 1930-ых годов Ланговой передал свою коллекцию в Третьяковскую галерею.

 

      В 1905 году на участке, расположенном на Мясницкой и принадлежавшем отцу Лангового, строится доходный дом в стиле модерн. Автором проекта стал инженер и архитектор Николай Львович Шевяков. Шевяков окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге со званием гражданского инженера. Некоторое время он работал в мастерской Льва Кекушева, много строил по собственным проектам, преподавал на Женских строительных курсах и в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. В начале 1920-ых годов по неизвестным причинам Николай Львович прекращает архитектурную деятельность и уезжает на малую родину в город Ветлугу, где ведет тихую уединенную жизнь еще почти двадцать лет.

   

      Что касается дома на Мясницкой, то он декорирован лепниной с растительно-цветочным орнаментом и тремя простыми в оформлении эркерами. Первый этаж с большими витринными окнами сдавался под магазины. Следующие четыре этажа занимали элитные квартиры, сдававшиеся в аренду. Дом завершает мансарда, скрытая от улицы «ушками» среднего эркера. В доме была просторная квартира владельца А. П. Лангового с помещениями для библиотеки и собрания картин.

      Сейчас здание занимают бизнес-центр «Мясницкая 38» и магазины на первом этаже.

     Отправимся дальше. Пройдем по Стретенскому бульвару мимо здания доходного дома страхового общества «Россия». Этот необыкновенный дом заслуживает того, чтобы о нем рассказать отдельно, что я и собираюсь сделать в ближайшее время. Потом повернем на Стретенку и посмотрим доходный дом в Рыбниковом переулке, 2. Сфотографировала я его можно сказать случайно, когда собирала материал о Шервуде. Им было построено конторское здание на углу Стретенки и Рыбникова переулка, 6/2. А этот доходный дом стоит стена к стене со зданием, построенным Шервудом. Фасад облицован керамической плиткой, его украшают эркеры, лепнина и кованая решетка балкона – все признаки модерна налицо. Я подумала, что смогу найти информацию о здании после. Но, увы, ни у Нащокиной, ни в интернете я ничего найти не смогла. Единственную информацию о доме, которую мне удалось почерпнуть из объявлений о продаже квартир, что построен он в 1886 году, а реконструирован в 2002 году. Дата постройки даже у такого дилетанта, как я вызывает сомнение: уж слишком много от модерна в здании столь ранней постройки.

 

   

      Вернемся на Мясницкую. А до этого пройдем по Милютинскому переулку и остановимся у доходного дома, занимающего участок между Милютинским и Стретенским переулками и Малой Лубянкой. На этом участке с 1760-х годов до начала 19 века была усадьба владельца позументной и ленточной ткацкой фабрики Милютина. С 1836 по 1850 год участком владели купцы Кирилловы, а с 1880-х – некая генеральская вдова Е. П. Рогаль-Ивановская, для которой в 1874 году по проекту архитектора Александра Лаврентьевича Обера был возведен доходный дом. В 1898 году участок с домом приобрело российское Общество страхования капиталов и доходов «Жизнь», учрежденное в 1835 году. В 1904  году дом перестроили. Для этого был приглашен архитектор страхового общества «Саламандра» Василий Васильевич Шауб. Шауб был плодовитым и очень востребованным архитектором на рубеже 19 и 20 веков. В основном он работал в Петербурге, но строил также в Саратове, Екатеринбурге и, разумеется, в Москве.

      Дом был значительно расширен, декорирован в стиле модерн. До 1917 года в нем располагались меблированные комнаты «Страсбург», в 1919 году — мастерская РОСТа, в которой работали Владимир Маяковский и Александр Родченко. В 1928 году в рамках борьбы против критически настроенных специалистов в дом нагрянули сотрудники ОГПУ, чтобы арестовать руководителя отдела связи Наркомата путей сообщения СССР Карла Никифоровича Чеховского и его сына Вадима. В результате в подвале дома была обнаружена лаборатория, где находились книги по оккультизму, всевозможное оборудование, реактивы и документы тайного ордена Розенкрейцеров (Орден розы и креста) – «Эмеш редививус». Исследования, проводившиеся в этой лаборатории, касались механизма влияния на психику людей и методов воздействия на природные силы. Руководителем всего этого оккультного учреждения и был как раз Вадим Карлович Чеховский. Так что ОГПУ-шникам даже не пришлось придумывать антисоветские преступления для отца и сына Чеховских – оба сгинули в жерновах репрессий.

      В 1930 году здание «реконструировали»: сбили весь лепной декор, разрушили башенки, украшавшие крышу здания, и надстроили дом двумя этажами. Получилось почти безликое здание. Для сравнения привожу фото из интернета начала 20 века.

      А теперь посмотрим доходные дома на Мясницкой. Первый дом №15 – доходный дом И. Е. Кузнецова. И хотя в этом здании нет ничего от модерна, я не могу пройти мимо него. Но сначала несколько слов о владельце. Участок для строительства доходного дома на Мясницкой приобретает в 1907 году Иван Емельянович Кузнецов. Иван Емельянович занимался торговлей фарфоровой и стеклянной посудой, фаянсом и хрусталем. Интересно, что теми же товарами торговал неподалеку его двоюродный брат – знаменитый промышленник Матвей Сидорович Кузнецов. Торговый дом Матвея Сидоровича (дом с Меркуриями), построенный по проекту Шехтеля, находился неподалеку, на Мясницкой, 8.  http://www.peshkompomoskve.ru/fedor_shehtel/

      Построен этот дом в период с 1908 по 1910 годы на месте старых построек. Авторами помпезного строения были архитекторы Алексей Николаевич Милюков и Борис Михайлович Великовский. В разработке проекта принимали участие молодые архитекторы братья В. А . и А. А. Веснины.

   

      Этот дом можно считать хрестоматийным произведением московской неоклассики. Он был премирован за лучший фасад и послужил примером для многочисленных подражаний. Центральная часть симметричной композиции фасада — глубокая арка-ниша, в которой на постаменте сидит лев, держащий герб. Дом украшен барельефами, стилизованными под античность и ионическими пилястрами. Помимо квартир и магазина владельца в здании располагались конторы банков и торговых обществ.

   

     Сейчас это жилой дом с магазинами и кафе на первом этаже.

     Если предыдущий дом – классический образец неоклассицизма (простите за тавтологию), то доходный дом с магазинами И. П. Бутикова – М. И. Мишина по адресу Мясницкая, 18, со всей уверенностью можно назвать классическим образцом модерна.

    История участка на Мясницкой прослеживается с середины 18 века. Хозяева менялись, менялись постройки на участке, пока в 1869 году участок с домом не купил купец первой гильдии Иван Петрович Бутиков у своего зятя купца третьей гильдии Ивана Абрамовича Трындина. Отец Трындина, Абрам Сергеевич, был старейшим московским фабрикантом геодезических, физических, чертежных и других приборов. В доме на Мясницкой располагался магазин по продаже таких приборов. У Ивана Абрамовича дела пошли неважно, он закрыл фирму и продал дом с магазином, а сам занялся преподаванием геодезии. И. П. Бутиков занимался текстильной промышленностью, владел бумаготкацкой фабрикой в Лефортово. Иван Петрович капитально перестроил здание, надстроил один этаж и открыл в нем торговый дом и текстильный магазин. В 1872 году на время здание превратилось в гостиницу, в которой проживали посетители Всероссийской политехнической выставки. В 1888 году дом перешел к дочери Бутикова Наталье. Она сдавала помещения различным инженерно-техническим фирмам. В доме были также меблированные комнаты.

 

      В 1902 году дом покупает Михаил Иванович Мишин, владелец торгового дома «Иван Мишин и сыновья». Сфера деятельности Мишина – торговля различной посудой, лампами, люстрами и другими светильниками. Сразу же после покупки новый владелец начинает реконструкцию дома по проекту известного московского архитектора Ивана Тимофеевича Барютина. Барютин проектировал доходные дома в стиле модерн, храмы в традициях деревянного зодчества, создавал резные иконостасы и росписи, нередко выполнял и декоративные работы: рисунки ларцов, блюд, предметов интерьера и т.п.

      Здание в четыре этажа с магазинами в цокольной части архитектор решил возводить с сохранением старых стен. Фасад дома был украшен обильной лепниной, выполненной в стиле модного тогда модерна: маскароны с женскими лицами, цветочные и ленточные орнаменты, оригинальное оформление окон с узорными архитравами и волютами в нижней части наличников.

     После открытия реконструированного здания здесь разместилось различные конторы и магазины: Общество по производству гидравлических сооружений от механического завода братьев Бромлей, торговый дом по продаже изделий из хрусталя и стекла братьев Круженковых, общество по продаже резиновых изделий «Каучук», контора по продаже двигателей от предпринимателя Густава Вюстера…

     За прошедшие годы фасад здания сильно обветшал, утрачены скульптурные элементы убранства. В 2010 году была проведена реконструкция здания. Лепнина полностью восстановлена, но одновременно с этим был достроен мансардный этаж, что уничтожило сложную разновысокую верхнюю линию первоначального здания. Внутри частично сохранились авторские интерьеры. Своды в подъезде целиком покрыты плотным рельефным орнаментальным декором, состоящим из россыпи цветов. В одном из помещений четвертого этажа сохранился деревянный резной с росписью потолок. В настоящее время здание занимает учебный корпус Высшей школы экономики. Так что есть надежда на посещение и осмотр сохранившихся интерьеров, хотя бы в составе экскурсионной группы.

      Закончить сегодняшнюю прогулку и знакомство с доходными домами я хочу домом №16 по Мясницкой улице. Ну чем не доходный дом начала 20 века? На самом деле здание на углу Мясницкой и Кривоколенного переулка построено в начале 2000-ых годов. Не знаю, кто спроектировал этот дом, но, по-моему, попытка стилизации под московский модерн авторам удалась. И хотя в декоре преобладают черты современной архитектуры, да и выглядит здание несколько тяжеловато, оно, по крайней мере, неплохо вписывается по стилистке в облик улицы и на много привлекательнее того безликого стеклянного магазина, который стоял здесь в советское время. Я вспомнила его с трудом. А вы?

   

30.12.2017

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-3 — 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *