МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-4

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА.Часть 4

     Перестройка и изменение предназначения зданий были распространены не только сейчас, но и в прошлые годы. Когда-то между Тверской и Большой Дмитровкой в Москве располагался Георгиевский монастырь. Во время войны с Наполеоном монастырь сильно пострадал, его решили не восстанавливать и упразднили 1813 году. Некоторые разрушенные строения монастыря снесли, а некоторые сохранившиеся продолжали использовать. Так два уцелевших храма снесли только в 1930 году.

     В конце 19 века Синодальное ведомство решает построить на территории бывшего монастыря доходный дом. Автором проекта стал Иван Гаврилович Кондратенко. Так на Большой Дмитровке, 5/6, строение 5 возводится доходный дом в стиле модерн. Но речь не о нем. Дело в том, что Кондратенко решает использовать сохранившийся братский корпус, и теперь вдоль Камергерского переулка можем видеть второй корпус доходного дома Синодального ведомства. Архитектор полностью перестроил внутреннее пространство братского корпуса, вместо келий в нем появились просторные квартиры. А вот внешний вид здания остался практически без изменений, включая резной каменный портал входа и дубовую дверь.

     

     Так получился доходный дом с декором настоящей русской архитектуры допетровского времени.

     А вот доходный дом Михайлова получил декор, стилизованный под древний Египет. Комплекс бывших доходных домов по улице Большая Дмитровка, 9 сформировался в период с конца 19 — начала 20 веков. В начале восемнадцатого века нынешние дома №9 и №11 входили в обширный участок, который принадлежал роду Собакиных, а затем и семье генерал-майора Александра Васильевича Урусова. Главный усадебный дом стоял в глубине двора, а флигели располагались на красной линии Большой Дмитровки. В 1805 году владение переходит в собственность генерала от инфантерии Николая Николаевича Муравьева. Построек на участке было много, и Муравьев активно сдавал их в аренду. В одном из домов на территории участка располагался Английский клуб до своего переезда в специально построенное здание на Тверской. Также на территории городской усадьбы Муравьева в середине 19 века арендовал помещения Дворянский клуб.

  

      В восьмидесятых годах девятнадцатого века владения по Большой Дмитровке разделили на две части, в начале 20 века находящуюся ближе к центру города левую часть покупает купец  первой гильдии, меховщик Алексей Михайлович Михайлов. Михайлов, владелец известной московской меховой фирмы, основатель Сибирского торгового дома по продаже меховых товаров первоначально служил “мальчиком” при магазине, потом стал приказчиком и наконец,  рискнул открыть собственную торговлю. Затея оказалась весьма успешной — на Всероссийской выставке 1882 года он получил высшую награду за представленные меха. Умирая в 1916 году, Михайлов  по завещанию оставил около 400 тысяч рублей на создание школы скорняжного и красильного дела, на стипендии в Московском Мещанском училище, а Обществу купеческих приказчиков — 25 тысяч рублей. Кроме того, он завещал на благотворительные цели еще 200 тысяч рублей.

  

      Алексей Михайлович решает построить на приобретенном участке доходный дом с помещением для своего мехового магазина. Проект дома он заказал архитектору Адольфу Эрнестовичу Эрихсону, который в это же время строил торговый дом Михайлова на Кузнецком Мосту. Эрихсон выполнил его в стиле модерн и декорировал оригинальным орнаментом с древнеегипетскими мотивами: мужские маскароны древнеегипетских головных уборах, жуки скарабеи, барельефы на египетские темы, стилизованные лотосы в балконных решетках и капителях пилястр. Здание было построено в 1903 году. В 1905 году на красной линии Большой Дмитровки, 11 Эрихсон строит еще один доходный дом для Михайлова, правда, декор фасадов выполнен в сдержанном, практически классическом стиле.

      Как я говорила ранее, на участке было много зданий. Те, которые располагались во дворе, Михайлов также сносит и заказывает проект постройки еще нескольких доходных домов архитектору Василию Васильевичу Баркову. Барков окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Императорскую Академию художеств. Получил звание классного художника архитектуры 3-й степени. Имел обширную архитектурно-строительную практику в Москве, строил он и для Михайлова – здания меховой фабрики во дворе торгового дома на Кузнецком Мосту. Барков строит в конце 19 века для Михайлова несколько корпусов во дворе дома №9 на Большой Дмитровке. Некоторые из них чуть позднее реконструирует Эрихсон. Увы, но эти здания утрачены навсегда – в конце 20 века они были снесены, как не имеющие исторической и архитектурной ценности (!) для того, чтобы освободить место для строительства многофункционального комплекса. Что там будет построено, неизвестно – много лет вход во двор закрыт строительной тканью, а возведение комплекса явно затянулось.

  

     Сейчас здание занимает редакция газеты «Труд». На первом этаже расположены кафе и магазины.

      Интересный бывший доходный дом находится на Пушечной улице, 4, строение 1. История участка на углу Пушечной и Рождественки такова. После войны с Наполеоном этот участок приобретает полковник в отставке Александр Васильевич Аргамаков. Здесь возводится несколько зданий, которые сдаются владельцем под разные нужды – магазины, типографию, одно из первых в городе фотоателье,  изготовлявшее дагеротипы, ресторан. По красной линии стоял доходный дом, который с 1880 года уже считался гостиницей. Свое название, «Альпийская роза», гостиница получила от расположенного рядом немецкого ресторана с таким же названием. Ресторан был необычайно популярен у москвичей, особенно в среде московских студентов и выходцев из Германии – ведь в нем всегда было свежее баварское пиво.

     В 1880 году владения на Пушечной переходят внучке Аргомакова Ольге Александровне, в замужестве княгине Туркестановой. В начале 20 века Ольга Александровна решает перестроить гостиницу и ресторан.  Но о ресторане мы поговорим в другой раз. А пока несколько слов о гостинице. В 1902 году ее перестраивает архитектор Анатолий Александрович Остроградский. Остроградский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с Малой серебряной медалью и получил звание классного художника архитектуры, работал в городских строительных службах, выполнял частные заказы. Таким заказом и стала перестройка гостиницы «Альпийская роза». Анатолий Александрович оставил прежние стены, перестроил внутренний объем здания и оформил фасад в модном стиле модерн. Здание богато декорировано лепниной. Цветочные орнаменты украшают межоконные пространства, прерывистый карниз под крышей, кованые детали. Между третьим и четвертым этажами проходит сплошной карниз с античными фигурами. Лопатки вдоль второго и третьего этажей отделаны керамической плиткой-кабанчик. Сейчас здание занимает Федеральное казенное предприятие «Российская государственная цирковая компания» — Росгосцирк,  на первом этаже – бар «Никель».

    

  

     Следующий доходный дом – пример того, что означает статус объекта и означает ли он что-нибудь для наших чиновников. Каретный ряд, 8 – доходный дом с лавками В.В. Муратова, архитектор К. Дуванов, построен в 1905 — 1912 годах. Вот и вся информация о доме, которую мне удалось разыскать на просторах интернета. Не известны ни имена владельца и архитектора, ни род занятий господина Муратова. Зато много дискуссионных материалов о статусе объекта на сайтах Архнадзора (http://www.archnadzor.ru/) и Департамента культурного наследия мэра Москвы (https://www.mos.ru/dkn/).

      В 2005 году здание было признано аварийным и включено в список зданий подлежащих сносу и последующего нового строительства (распоряжение Правительства Москвы № 2494-РП от 08.12.05). Дом расселили и готовили к сносу, но в 2010 году он был признан выявленным объектом культурного наследия, утвержден как предмет охраны. Но работы по сохранению здания шли ни шатко ни валко, о чем часто писали центральные газеты. В 2011 году в верхних этажах произошел пожар, как писала пресса по невыясненным причинам. Дом стоял пустующим и продолжал разрушаться. В марте 2016 года рухнула несущая стена, и обвалились перекрытия. В конце лета 2016 года Департаментом культурного наследия города Москвы выдано разрешение на проведение противоаварийных работ (распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 09.10.2014 № 15993 и от 02.04.2015 № 4318). Работы начались осенью 2016 года. В июле 2017 года на общественное обсуждение вынесен акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации для проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия. Обсуждение закончено в августе. Что будет с дом дальше пока непонятно. Если такие безобразия творятся с памятником архитектуры, то, что ждет, например, доходный дом Гринберга (http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-3/), не имеющий никакого охранного статуса, остается только гадать.

     Адрес Большая Садовая, 10 известен, наверное, всем любителям литературы, а уж любителям Булгакова – совершенно точно. Это бывший доходный дом Пигит. Пятиэтажный доходный дом спроектирован и построен в 1903 году архитекторами Эдмундом Станиславовичем Юдицким и Антонином Аристарховичем Милковым в модном тогда стиле модерн для известного московского предпринимателя и мецената Ильи Давыдовича Пигита, владельца табачной фабрики «Дукат». Оба архитектора работали в Москве, но их творческое наследие не велико, для Милкова здание доходного дома Пигит является, пожалуй, единственным значимым строением в Москве.

      Декор фасадов выдержан с использованием типичных для модерна элементов: плавные, причудливо изгибающиеся формы, растительный орнамент, лепной декор, майоликовый фриз, закругленные эркеры и балконы. Все эти детали придали фасаду неповторимый облик. В плане дом Пигита имел вид трапеции — три жилых корпуса соединялись с секцией художественных мастерских. Во дворе разместился фонтан, а перед домом по Садовому кольцу был разбит палисадник. Жильцами дома были, в основном, представители интеллигенции: профессора, артисты, адвокаты, доктора, художники.

      После 1917 года  Пигит передал дом Московскому Благушинскому Домовладельческому Акционерному Обществу. В годы советской власти здание стало одним из первых в Москве домов-коммун. Именно в этом доме в квартирах 50 и 34 жил Михаил Булгаков с 1921 по 1924 год. «Веселая» жизнь в коммуналках (скандальные соседи, пьянки, ругань, драки) произвела на интеллигентного Михаила Афанасьевича неизгладимое впечатление. Прелести коммунальной жизни нашли свое отражение в булгаковских фельетонах, и именно сюда писатель поселил своего Воланда. Так появился один  из самых известных московских литературных адресов – дом 302-бис с «нехорошей» квартирой №50.

      Сегодня это жилой дом, имеющий статус объекта культурного наследия. В нем помимо квартир располагается «Музей М. А. Булгакова» и Культурно-просветительский центр «Булгаковский Дом», о чем свидетельствует стилизованная под модерн вывеска. А над входными во двор воротами висит вывеска «№302-бис».

  

  

     Два симпатичные, как бы в стиле модерн, здания можно увидеть на Первой Тверской-Ямской. Почему «как бы»? Просто оба эти здания лишь повторяют с определенной долей достоверности те, что были возведены здесь в начале 20 века. А построены эти дома в 1990-ых.

      Дом №32 – бывший доходный дом Е. И. Курникова был построен в 1904 году по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Карловича Нирнзее. Нирзее построил в Москве порядка сорока доходных домов. Был первым, кто стал строить в городе высотки «тучерезы» высотой в 8 этажей. Сейчас трудно себе представить, что такие дома считались небоскребами. Что касается хозяина доходного дома, то по рекламе на старой фотографии, можно сделать вывод, что он занимался торговлей колониальными и гастрономическими товарами.

  

  

 

      При строительстве соседней гостиницы «Мариотт Тверская» дом №32 снесли и построили заново, как утверждают строители, максимально сохранив внешний вид фасада. Не знаю, насколько верно это утверждение. Из старых фотографий этого дома мне удалось найти в интернете только одну, по которой трудно судить, каким был дом, построенный Нирзее. По крайней мере, башенки на крыше похожи.

 

     Современное здание выглядит неплохо. По крайней мере, хорошо то, что на его месте не построили коробку из стекла и бетона.

     Сейчас здание занимают офисы различных организаций.

    Соседний дом по Первой Тверской-Ямской, №34 теперь представляет собой фешенебельный отель «Мариотт Тверская». Построен он 1995 году на месте и с использованием фасада доходного дома начала 20 века. Ни архитектор, ни  владелец дома не известен. В начале 20 века здание было пятиэтажным. При строительстве гостиницы этажность увеличили до семи этажей. Добавили еще и мансардный этаж.

       Внешний вид фасада первых пяти этажей сохранен практически полностью, все остальное декорировано в стиле модерн.  Реакция многих москвичей на такие изменения предсказуема. Одна пожилая дама, увидев, что фотографирую здание, произнесла следующее: «Это же новодел! Ничего общего с тем, что было раньше!» Да, как и предыдущий дом, он построен совсем недавно. Но повторюсь: лучше такой новодел, чем безликая коробка.

 

  

     

          В самом начале Воздвиженки, на углу с Моховой расположен огромный доходный дом, состоящий из нескольких корпусов, стоящих вплотную друг к другу. Впрочем, может это только иллюзия нескольких корпусов из-за того, что отдельные части фасада окрашены в разные оттенки голубого и салатового цвета. Здание построено в 1877 году по проекту архитектора Василия Васильевича (Вильгельм Иоганн Христиан) Шауба. Как я писала в третьей части рассказа о доходных домах

http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-3/ работал архитектор в основном в Петербурге, а дом, о котором идет речь, построен Шаубом, как архитектором страхового общества «Саламандра». Дело в том, что участок на углу Воздвиженки и Моховой в 1899 году приобретает Общество страхования капиталов и доходов. Старые постройки (история этого участка прослеживается вплоть до 17 века, среди владельцев были предки Пушкина и его жены – Загряжские) разрушают и возводят доходный дом, сначала в три этажа на цокольном. В 1902 году Шауб надстраивает еще один этаж. Фасады здания оформлены в стиле немецкого модерна, для которого характерно почти барочное изображение лепных цветов. А вот башенка, акцентирующая угол здания, смотрится очень по-московски. Помещения на первом этаже сдавались под магазины, кроме того здесь располагались меблированные комнаты «Петергоф» и квартиры для сдачи внаем.

    

  

  

  

     После 1917 года в здании расположилась приемная ВЦИК. Так что здесь вели прием руководители советского государства, сначала Ленин, потом «Всесоюзный староста» Калинин. Традиция продолжается по сей день — в настоящее время в здании расположены приемные Президента РФ, Государственной думы и Совета Федерации, а также другие учреждения органов власти.

     Так получилось, что в этот раз практически все доходные дома расположены в северо-западной части столицы внутри Садового кольца, если не считать двух домов на Первой Тверской-Ямской и дома на Воздвиженке – это все-таки запад. Прежде, чем поехать на метро бросим взгляд на доходный дом Любови Васильевны Шамшиной на углу Знаменки и Староваганьковского переулка, построенный по проекту Федора Шехтеля. Прочитать о нем подробнее можно здесь http://www.peshkompomoskve.ru/fedor_shehtel/.

     А мы отправимся дальше и посмотрим на еще несколько зданий. Их трудно включить в какой-то конкретный маршрут знакомства с доходными домами. Но они попали в объектив моей камеры во время съемки объектов по другой тематике, и я не могу не рассказать о них вам.

     Первый адрес – Бауманская улица, 43, строение 2. Доходный дом 1905 года постройки. Имена владельца и архитектора неизвестны. Тем не менее, он перед вами.

     Следующий адрес – Мясницкий проезд, 4/3, строение 1. Доходный дом Московского торгово-строительного акционерного общества. Возведен  1903 году по проекту архитекторов Вильяма Францевича Валькота и Ивана Гавриловича Кондратенко. Типичное здание в стиле модерн. Фасад геометрически четко разделен вертикальными лопатками, декорированными керамической плиткой, и горизонтальными тягами. Лепной декор (орнаменты, женские и мужские маскароны) в основном сконцентрирован в верхней части здания. Здание венчает пластичный глубокий карниз с волнообразным козырьком. Его пластику подчеркивают двойные арки в верхней части здания: большие между лопатками и малые, венчающие оконные проемы.

     Сейчас в здании расположены  Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве и Международный институт экономики и финансов Государственного университета — Высшей школы экономики.

     Несколько лет назад глухой фасад, выходящий на площадь перед станцией метро «Красные ворота», украсило просто-таки 3D граффити – полная иллюзия объемного фасада.

     Малая Полянка, 4/6 – доходный дом, построенный в 1914 году. Ни владелец дома, и его архитектор не известны. И хотя здание в стиле неоклассицизма с элементами модерна не представляет собой ничего особенного ни в смысле декора фасадов, ни в архитектурном плане в целом, оно на ряду домами бывшей усадьбы егорьевских купцов Хлудовых, расположенных неподалеку, включено в перечень памятников архитектуры регионального значения. Чем руководствуются чиновники, внося или не внося в список памятников архитектуры те или иные дома, остается загадкой. Конечно, хорошо, что это здание относится к архитектурным памятникам, но почему не имеет никакого охранного статуса доходный дом Гринберга в Архангельском переулке, 9 – абсолютно необъяснимо!

http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-3/.

    

     Сейчас это жилой дом с офисами на первом этаже.

       Новокузнецкая улица, 3 — бывший доходный дом А. Л. Брокша. Построен в 1901–1904 годах по проекту архитектора Франца (Франциск-Антоний) Андреевича Когновицкого. Владелец доходного дома Роберт Альберт Людвиг (Альберт Людвигович) Брокш происходил из семьи прибалтийских немцев, которые перебрались из Пруссии в Российскую империю при Екатерине II. Альберт Людвигович был крупным московским домовладельцем, управляющим «Варваринского акционерного общества домовладельцев». Кроме этого Брокш стал основателем и собственником «Художественного электро-театра» на Арбатской площади – знаменитого кинотеатра «Художественный». Участие в строительстве электро-театра принимал Федор Шехтель

http://www.peshkompomoskve.ru/fedor_shehtel/

     Что касается самого доходного дома, то хотя он построен в разгар увлечения архитекторами и заказчиками модерном, декор фасадов выполнен скорее в неоклассическом стиле. Заметны более поздние изменения, коснувшиеся декора: часть фасада, которая была изначально покрыта керамической плиткой, теперь окрашена в тот же цвет, что и оштукатуренные части стен. А еще появилась вот такая советская символика над подъездной дверью.

    

     

       Сейчас, как и дом, о котором шла речь выше, это жилой дом с офисами на первом этаже.

      Здание Старого Афонского подворья, расположенное по адресу Первый Хвостов переулок, 3, строение 1 нельзя в полной мере отнести к доходным домам. Но в подворьях монастырей, обычно, предусматривалась гостиница и какое-то количество квартир для сдачи внаем, т.е. для извлечения прибыли на нужды подворья.

     Подворье Афонского Пантелеймонова монастыря в Москве ведет свое начало с 1879 года, когда известная благотворительница Акулина Алексеевна Смирнова подарила монастырю под размещение подворья  городскую усадьбу на Большой Полянке. Затем по соседству с этой усадьбой  для подворья был приобретен участок земли тульским купцом Иваном Ивановичем Сушкиным, который был братом настоятеля Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Макария. В 1912 году на новом участке подворья по его инициативе началось строительство комплекса зданий. Были сооружены трехэтажное каменное здание с домовым храмом (то, что мы видим  ныне по Хвостову переулку), здание книжного склада и прочие хозяйственные постройки. В 1970 году все постройки подворья были снесены. Осталось отделанное голубой керамической плиткой трехэтажное здание, построенное по проекту Дмитрия Дмитриевича Зверева, который в основном занимался церковным строительством. По разным данным это здание кроме домового храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» на третьем этаже в разное время использовалось как кельи монахов, гостиница, сдаваемые помещения под книжные и церковные лавки, Николаевский приют для престарелых воинов русско-турецкой войны 1877—78 годов.

    

     В настоящее время здание возвращено Пантелеймонову Афонскому монастырю, храм восстановлен в конце 2000-ых годов.

     Старая Басманная, 12, строение 1 – доходный дом Вильнера. Этот доходный дом для состоятельных жильцов был построен в 1904 году по проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова для московского застройщика — инженера Осипа Осиповича Вильнера. Архитектор и застройщик работали совместно не раз. Свою серию рассказов о доходных домах я начала именно с рассказа о доходном доме Вильнера по проекту Жерихова по Большому Афанасьевскому переулку, 32/9

http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-1/.

      Пятиэтажный доходный дом оформлен в стиле венского модерна. Центр фасада подчеркнут двумя эркерами на уровне от второго до четвертого этажей, которые украшены витринными окнами, с аттиками, переходящими в мансардный этаж. По всей длине второго этажа устроен балкон, украшенный ажурным кованым металлическим ограждением с цветочным орнаментом. Главный фасад богато украшен лепниной. Здесь можно видеть маскароны с женскими лицами нескольких типов, листья каштана, ветви лавра, дубовые листья, цветы кувшинок, роз, маков, поникших тюльпанов или других луковичных растений и даже нечто похожее на стручки гороха. Просто пиршество элементов декора московского модерна!

  

  

   

  

    

  

     C 2008 года дом принадлежит ОАО «Первая грузовая компания». В 2009 – 2010 годах проведена перестройка здания с реставрацией главного фасада. Внутренняя планировка дома сильно изменилась, однако фасад был приведён к историческому облику по сохранившимся чертежам и рисункам. Кстати, изменен цвет фасада – лет 10 назад он был зеленовато-голубым.

     Старая Басманная, 15, строение 2 – доходный дом Аджи-Мамеда Усейна Ага Аминезарбы. Пятиэтажный кирпичный жилой дом в стиле модерн с характерными маскаронами в виде женских голов построен в 1902 году по проекту петербургского архитектора Василия Васильевича Шауба, хотя есть мнение, что авторство этого проекта принадлежит другому архитектору из Петербурга – Карлу Эрнестовичу Макензену. Интересна фигура домовладельца. Аджи-Мамед Усейн Ага Аминезарба был консулом Персии в России. Кроме того он активно торговал с Россией оливковым маслом, шелком и хлопком. В некоторых помещениях доходного дома и зданиях во дворе размещались склады хлопка. Во время первой мировой войны Артиллерийское ведомство использовало их для хранения пороха.

  

  

     Дом построен в стиле голландского модерна, для которого характерен достаточно сдержанный декор фасадов. К сожалению, уникальная лепнина здания сохранилась не в полном объеме. Ее большая часть была уничтожена в советское время, и без того не слишком богатый декор стал еще скромнее.

      Сейчас это жилой дом на 13 квартир.

      Адрес следующего доходного дома – Земляной вал, 6. Четырехэтажный кирпичный дом построен 1906 году по проекту провинциального архитектора из города Балахны Нижегородской губернии Петра Петровича Розанова. Розанов окончил в Москве строительно-архитектурное училище и начал свою трудовую деятельность в 1894 году в должности чертежника в Управлении Московско-Курской-Муромской железной дороги, где служил вплоть до 1901 года.

     В период с 1901-го по 1907 годы Розанов трудился в Московской городской Управе по гражданским постройкам с правом архитектора по постройке каменных многоэтажных жилых домов и домов общественного значения. Именно в это время возведен доходный дом на Земляном валу. Эти сведения об архитекторе мне удалось отыскать на сайте города Дзержинска, бывшей Балахны: https://dzer.ru/3815-chernoreckaya-bolnica-i-ee-arhitektor.html

     Правда, автор материала краевед Станислав Шальнов отмечает, что авторство московских домов однозначно не установлено – какие-либо документы об этих домах практически отсутствуют. И нет полной уверенности, что Петр Петрович Розанов из Балахны и автор проекта дома на Земляном валу – одно лицо. Ничего не известно и о владельце этого доходного дома.

  

     Как бы там ни было, нарядный дом, украшенный разноцветной майоликовой керамикой и арочными перекрытиями окон третьего этажа, продолжает нас радовать своим необычным видом. Среди других украшений фасада в стиле модерн можно отметить  прямоугольные пилястры во всю высоту фасада и фронтоны по его краям. Дому требуется реставрация, так как заметно осыпание керамической плитки. Не знаю, имеет ли этот дом какой-либо охранный статус, но хочу надеяться, что дом все-таки отреставрируют, а не снесут, как многое другое в столице в последние десятилетия.

     Сейчас это жилой дом с магазинами на первом этаже.

     Окончить эту часть рассказа о доходных домах я хочу рассказом о доме по адресу Народная улица, 4. Это бывший доходный дом некоего С. И. Зуева. Построен он в 1015 году в стиле неоклассицизма. Авторами проекта были Владимир Александрович Осипов и Владимир Мечеславович Пиотрович.

     Несколько слов об архитекторах.

     Владимир Александрович Осипов окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1896 году получил звание неклассного художественного архитектора. В 1897 году он был назначен помощником участкового архитектора. В 1904 году состоял архитектором Мариинского училища. Доходный дом по Народной улице одна из значимых работ архитектора.

     Владимир Мечеславович Пиотрович происходил из семьи архитекторов. Он был сыном архитектора Мечеслава Густавовича Пиотровича и племянником двух других архитекторов: Ольгерда Густавовича Пиотровича, автора многочисленных проектов доходных домов в Москве, и Владимира Густавовича Пиотровича. Окончил, как и В. А. Осипов, Московское училище живописи, ваяния и со званием неклассного художника архитектуры.

     Доходный дом Зуева имеет характерный для неоклассицизма декор. Пилястры и лопатки вдоль всего фасада подчеркивают вертикальную направленность фасада. Лепнина представлена в виде классических венков, цветочных гирлянд и розеток. Но в декоре можно разглядеть и элементы уходящего модерна: эркеры, правда, уже лишенные плавности, женский маскарон над главным входом, сложный рисунок некоторых оконных рам. А вот змеи вокруг даты постройки дома на боковых фронтонах, пожалуй, трудно отнести к какому-то стилю. «Немецкий» брандмауэр (глухая боковая стена) дома пару лет назад украсило граффити с изображением нашего знаменитого вратаря Льва Яшина.

     Сейчас это многоквартирный жилой дом с офисами и магазинами на первом этаже.

     В следующей части материала о доходных домах мы познакомимся со зданиями, расположенными между Смоленским и Гоголевским бульварами и в районе начала проспекта Мира.

13.01.2018

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-4 — 4 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *