МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-5

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА.Часть 5

     В первой части материала о доходных домах в столице мы познакомились с домами в районе Арбата. Сегодня отправимся на юг от Арбата, в район Хамовников. Доходных домов, построенных в конце 19 – начале 20 веков, здесь очень много. Построены они и известными архитекторами, и безымянными, декор и стилистика фасадов очень разная, о некоторых владельцах этих зданий можно писать повести, имена других в истории не сохранились. Но все эти доходные дома по-своему интересны. Обо всех рассказать не возможно, но с некоторыми мы познакомимся в этой части рассказа.

     Итак, начнем. Глазовский переулок, 5/9. Пятиэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом на углу Глазовского и Денежного переулков построен в 1910 году архитектором Адольфом Ноевичем (Норбертовичем) Зелигсоном. Имя владельца неизвестно. Зато мемориальные доски на здании сообщают, что в этом доме в 1923–33 годах жил А. В. Луначарский — партийный и государственный деятель, драматург, литературный критик. В 1964 г. был открыт Мемориальный кабинет А. В. Луначарского (филиал Литературного музея), который в настоящее время находится на реконструкции. Анатолий Васильевич Луначарский вошел в историю как первый нарком просвещения и активный участник обеих революций. На посту наркома просвещения Луначарского отличал идеологический либерализм. В гостях у Луначарского бывали поэты В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, А. И. Безыменский, Б. Л. Пастернак, И. Л. Сельвинский, писатели А. Н. Толстой, Ю. К. Олеша, Л. М. Леонов, драматурги В. М. Киршон, Б. С. Ромашов, композитор С. С. Прокофьев, певцы Л. В. Собинов, И. С. Козловский, режиссер Вс. Э. Мейерхольд, актеры В. И. Качалов, А. И. Сумбатов-Южин и многие другие. Известно, что в большой гостиной Луначарского В. Маяковский читал свою поэму «Владимир Ильич Ленин».

     Декор фасадов здания скромный: скругленный угол здания с полукруглыми балконами, симметричные эркеры на обоих фасадах, выходящих и в Глазовский, и в Денежный переулки, кованые детали балконов в классическом стиле. Что ж, доходный дом построен, когда мода модерн прошла и наступила эпоха неоклассицизма.

      На противоположном углу Денежного и Глазовского переулков находится похожий доходный дом (Денежный переулок, 14/3). Построено здание в 1913 году по проекту архитектора Анатолия Александровича Остроградского. Остроградский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с Малой серебряной медалью и получил звание классного художника архитектуры. C 1897 года работал в городских строительных службах. В 1905 году состоял участковым архитектором при Московской городской управе. Большинство работ архитектора выполнялись по городскому заказу и были чисто утилитарными. Именно поэтому многие проекты Остроградского не сохранились до нашего времени или остались не известными искусствоведам.

      Дом в Денежном переулке построен для некоего Е. В. Воробьева. Фамилия Воробьев весьма распространенная и предпринимателей и купцов с такой фамилией было много, поэтому выяснить, чем занимался именно Е. В. Воробьев, не удалось.

     Несколько слов о доме. Фасады его как бы перекликаются с фасадами дома напротив: те же симметричные эркеры, тот же скругленный угол здания. Но декоративных элементов немного больше и они, если можно так сказать, более модерновые. Эркеры поддерживают кронштейны в виде атлантов, ноги которых заменяет растительная композиция. Скругленный угол дома опоясывают два фриза из зеленовато-голубой керамической плитки. Карниз украшен лепными кронштейнами и кованым ограждением с цветочным орнаментом. Искусствоведы неоднократно подчеркивали, что Остроградский был мастером рационального использования стиля модерн.

     Следующий адрес  — Денежный переулок, 7, строения 1 и 2. Доходный дом и особняк Бройдо – Бурдакова. Оба здания построены в период 1910 по 1912 год по проекту архитектора А. Н. Зелигсона.

     Семейство Бройдо – коммерции советник Герман Ефимович и его супруга Анжелика Гастоновна – были известными московскими застройщиками. Они покупали участки с ветхими строениями, которые затем застраивали богатыми особняками и доходными домами, а уже потом реализовывали их в готовом для эксплуатации виде. Основная деятельность супругов Бройдо велась в районе улиц Арбат и Пречистенка. В этом районе Бройдо построили особняк для себя в стиле французского ар-нуво с элементами неоклассицизма.

     Главный фасад особняка с полуциркульным завершением украшают овальные и полуциркульные окна, выполненные в стилистике модерна. А лепнина представлена в двух стилях: некое подобие ширинок заполнено типичными для модерна букетиками подснежников, а окна оформлены цветочными гирляндами, характерными для неоклассицизма.

     

      

      На внутренней территории был построен еще и доходный дом в четыре этажа, декор которого перекликался с главным домом (мужские и львиные маскароны, цветочные гирляды), и несколько хозяйственных построек. Хозяйственные постройки не сохранились, а доходный дом в советское время был надстроен пятым этажом.

      Еще до завершения полного строительства и отделки домов, владение выкупил в 1911 году верхнетурский золотопромышленник, специализировавшийся кроме  добычи золота еще и на добыче платины, Викторин Яковлевич Бурдаков. Уже при нем в 1912 году и были завершены все работы. Новый хозяин вселился в 20-комнатный особняк, а четырехэтажный дом во дворе, как и планировалось, использовался как доходный.

      К сожалению, в 1960-е годы первоначальные внутренняя планировка и декор помещений особняка были сильно изменены, и не в лучшую сторону — здание начали готовить под размещение в нем иностранного представительства. Многие элементы внутреннего декора, увы, утрачены навсегда.  Сегодня здесь располагается посольство Чили. Доходный дом во дворе по справочникам числится жилым с отделением Республиканского социального коммерческого банка (РСКБ), но пройти к нему поближе не позволил бравый полицейский, охранявший посольство. Так что фотографии пришлось делать почти тайком и издалека.

  

      Отправимся дальше в сторону Пречистенки по Чистому переулку. Переулок этот изобилует историческими зданиями. Здесь расположены и усадьбы 19 века, и историческое здание пожарной части, и доходные дома. Вот о них мы и поговорим.

       Чистый переулок, 10, доходный дом наследников Н. П. Циркунова. Этот пятиэтажный одноподъездный кирпичный жилой дом на 6 квартир был построен в 1908 году по проекту архитекторов В. С. Масленникова и Н. И. Якунина.

      О владельцах дома ничего не известно. В интернете удалось лишь отыскать упоминание о коллежском асессоре Николае Петровиче Циркунове, который был восприемником при крещении одного из дворян Рязанской губернии Никитиных, родившегося в Москве. Возможно, именно наследникам этого коллежского асессора и принадлежал доходный дом в Чистом переулке. Главный фасад выполнен в псевдоготическом стиле с элементами богемского и северного модерна. Он ассиметричен и как бы делится на три части, каждая из которых имеет свой стиль. Левая часть — это северный модерн, она стилизована под башню, на стенах которой присутствует имитация каменной кладки, а окна третьего этажа имеют характерные скосы в верхней части. Средняя часть – неоклассицизм: коринфские пилястры, орнаментальный лепной фриз, облицовка белой керамической плиткой. Правая часть фасада  похожа на фасад особняка в стиле модерн. Здесь и овальное окно, и угловой эркер с похожей на шлем русского богатыря башенкой, и цветочный орнамент ограждения балкона. Несмотря на эклектичность декора фасада, дом выглядит не просто необычно, но и изящно.

  

     Несколько слов об архитекторах.

     Виталий Семенович Масленников окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с серебряной медалью, затем получил звание неклассного художника архитектуры. Работал помощником участкового архитектора. По проектам Масленникова в Москве возведено порядка 10 доходных домов в стиле модерн, каждый из которых наделён индивидуальными особенностями. Масленников плодотворно трудился после революции, но в 1929 году как «вредный социальный элемент» был сослан в Сибирь, где продолжил архитектурную и педагогическую деятельность. Автор нескольких теоретических трудов по архитектуре, которые так и не были опубликованы.

  

     Николай Иванович Якунин также окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника архитектуры. Был тесно связан с железнодорожным строительством, работая в технических отделах железных дорог, был штатным архитектором Северного страхового общества, некоторое время занимал пост директора Саратовско-Симбирского банка. В Москве им также построено порядка 10 доходных домов.

   

     Доходный дом наследников Н. П. Циркунова недавно был полностью отреставрирован,  отдельные утраченные декоративные элементы были воссозданы заново.

     Соседнее здание (Чистый переулок, 8) – бывший доходный дом С. М. Казарновского. Сведений об этом доме практически нет никаких. Известно только, что построен он в 1914 году по проекту Николая Ивановича Жерихова. Жерихов был непревзойденным мастером модерна и очень востребованным архитектором. Его постройки оригинальны и самобытны. Доходный дом Казарновского построен в стиле неоклассицизма (все-таки шел 1914 год), и в соответствии концепцией этого стиля декор его не отличается особым изяществом и богатством. Среди декоративных элементов выделяются лепные медальоны под окнами четвертого этажа, небольшие лепные фризы под некоторыми окнами пятого этажа, львиные маскароны на месте замковых камней в декоративных арках над окнами первого этажа. Три эркерных выступа придают фасаду динамичность. Не знаю, был ли этот дом изначально шестиэтажным, но создается впечатление, что шестой этаж был достроен позднее.

     А вот со следующим домом в Чистом переулке мне необычайно повезло. В чем именно я расскажу чуть позднее. А пока немного о самом доме. Его адрес – Чистый переулок, 6, строение 1.  Этот четырехэтажный одноподъездный  дом построен в 1013 году по проекту Адольфа Ноевича Зелигсона. Заказчиком был предприниматель и общественный деятель Александр Карлович фон Мекк. Александр был младшим сыном Карла Федоровича фон Мекк и Надежды Филаретовны, урожденной Фраловской. Карл Федорович получил инженерное образование и занимался предпринимательской деятельностью – он владел несколькими железными дорогами в империи. После его смерти дело мужа продолжила, и весьма успешно, Надежда Филаретовна. Она сумела сохранить семейное дело и передать управление им сыновьям.  Но простым обывателям Надежда Филаретовна более известна как покровительница искусств. Она оказывала финансовую помощь Николаю Рубинштейну, Клоду Дебюсси и, конечно же, Петру Ильичу Чайковскому, с которым ее связывала многолетняя заочная дружба.

   

     Вот из такой замечательной семьи происходил заказчик доходного дома Александр фон Мекк. Помимо управления совместно с братьями доставшимися по наследству железными дорогами Александр Карлович был организатором российского туризма, учредителем Русского горного общества и одним из первых альпинистов в России.

     Фасад здания выполнен в стиле неоклассицизма: пилястры в центральной части фасада, закругленный портик над ними, лепные и кованые элементы в виде венков, львиные маскароны на замковых камнях, разные по оформлению пилястры на балконах, лепной фриз с античным орнаментом под портиком.

    

     А теперь о том, как мне повезло при съемках этого дома. Когда я фотографировала фасад здания, из подъезда вышел мужчина, как я потом узнала – консьерж. Я внутренне напряглась: обычно люди что-то охраняющие начинают вежливо, а порой и агрессивно, говорить, что фотографирование запрещено. И, как правило, не объясняют причин запрета. Но этот безымянный консьерж (до сих пор жалею, что не узнала его имени) поинтересовался, зачем я фотографирую этот дом. Услышав, что я интересуюсь архитектурой Москвы, и у меня есть сайт, посвященный этому предмету, он подробно рассказал и о Зелигсоне, и об Александре фон Мекк, и о тех известных людях, которые жили здесь в советское время (к сожалению, имена военачальников и деятелей культуры, которые здесь жили, мне были незнакомы), о фильмах, которые здесь снимались (запомнила «Гостью из будущего»).  А потом консьерж предложил пройти в дом и, если мне интересно, сделать снимки в подъезде. Я, естественно, согласилась. Так что предлагаю вам посмотреть, как выглядит подъезд этого дома – внешний вид не менялся с момента строительства. И еще раз хочу выразить свою огромную благодарность консьержу – может быть, когда-нибудь ему попадется на глаза этот сайт.

    

  

      Чистый переулок вливается в Пречистенку, так что мы просто не можем обойти вниманием некоторые доходные дома на этой улице.

      Пречистенка, 25 – бывший доходный дом Н. А. Улих. Построен он в 1912 году по проекту архитектора Владимира Александровича Рудановского. О владельце (или владелице) этого дома ничего не известно. Да и об архитекторе известно не много. Рудановский учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но не окончил его. В Москве имел частную практику, но количество зданий, построенных по его проектам не велико, и доходный дом на Пречистенке является, пожалуй, самым ярким из реализованных проектов архитектора.

      Лепных элементов в оформлении фасадов здания не много: кронштейны, поддерживающие эркеры, прерывистый фриз между окнами второго этажа, медальоны в межоконных пространствах на скругленной угловой части, карниз. Вся лепнина выдержана в классическом стиле. Своеобразие зданию придает обилие использованных облицовочных материалов —  абрамцевская красно-зеленая «акварельная» плитка в верхней части здания, простая облицовочная плитка белого и бежевого цвета, а также разнообразие фактур штукатурки — руст, «чешуя», шероховатая «под шубу» и гладкая поверхности, «волнообразные бороздки», характерные для модерна.

  

     Пречистенка, 13 – бывший доходный дом Я. А. Рекка. Этот дом на углу Пречистенки и Лопухинского переулков построен в 1913 году архитектором Г. А. Гельрихом. Об архитекторе я уже писала в предыдущих частях рассказа о доходных домах. А сейчас несколько слов о заказчике и владельце дома.

    Яков Андреевич Рекк – выходец из семьи поволжких немцев. За время трудовой деятельности сумел из простого банковского служащего превратиться в банкира и предпринимателя, который основал одну из крупнейших российских домостроительных фирм  — Московское торгово-строительное общество. Рекк строил дома за счёт общества, приглашая ведущих архитекторов, затем продавал их новым владельцам. Это были и особняки, и доходные дома, и торговые здания, как например, Никольские торговые ряды, Товарищество которых учредил сам Рекк. Для нужд строительства Яков Андреевич открыл в Подмосковье заводы по производству кирпича.

       Доходный дом Рекка строился как элитное жилье: огромные многокомнатные квартиры с высокими лепными потолками, дубовым паркетом и мраморной парадной лестницей. На лестничных площадках стояли диванчики. В доме был лифт, канализация, водопровод и даже ванные.

       Угол здания представляет собой полукруглый эркер, над которым возвышается башенка с часами, украшенная барельефом с античными фигурами и скульптурами орлов и рыцарей или воинов, опирающихся на мечи. Первое впечатление от здания, что это очередной дом с рыцарями в исполнении  В. Е. Дубовского. Но это, как вы понимаете, не так. А от одного гида я услышала, что мужские фигуры — это вовсе не рыцари, а гладиаторы. Скульптуры орлов украшают и кронштейны, поддерживающие эркер, и угловые балконы на пятом этаже. Фасады здания украшены неоклассическими элементами: лепниной в виде одиночных иоников  над оконными проёмами, львиными маскаронами, гирляндами, букетиками хмеля.

      После 1917 года квартиры были, естественно, превращены в коммуналки. Среди жильцов этих коммуналок было много представителей творческих профессий: художников, режиссеров, артистов. В квартире режиссера и преподавателя сценического искусства Андрея Александровича Муата бывал Булгаков – описание интерьеров дома можно найти в «Мастере и Маргарите» и в «Собачьем сердце».

 

  

      В 1980-ых годах в доме появился седьмой, технический этаж. В результате угловая башня стала частью этого этажа, исчезло навершие башенки, которое можно рассмотреть на старых фотографиях. В 2011 году дом подвергся еще одной реконструкции, и стал фактически восьмиэтажным, правда, с улицы этот этаж не заметен.

    Доходный дом по адресу Пречистенка, 9 принадлежал известной московской благотворительнице Евдокии Андронниковне Костяковой. Квартиры в нем снимала в основном творческая интеллигенция, после 1917 года представители интеллигенции продолжали жить в доме, но уже в уплотненном виде – в коммуналках. В этом доме жил друг Булгакова, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников. Михаил Афанасьевич часто бывал в этом доме и описал его в повести «Собачье сердце» — именно в магазине, расположенном в этом доме, профессор Преображенский купил краковской колбасы, на запах которой прибежал пес Шарик.

     Дом построен в 1910 году, а вот кто был автором проекта доподлинно неизвестно. Претендентов двое  — Густав Андреевич Гельрих и Николай Иванович Жерихов.

      Фасады здания оформлены в неоклассическом стиле. Их украшают барельефы с античными фигурами, которые занимаются музыкой и другими искусствами. Не поэтому ли в доме любили селиться творческие люди? Другие элементы декора так же выдержаны в неоклассическом стиле: гирлянды, венки, урны в нишах, пилястры с ионическими капителями, ионики, ложная балюстрада на уровне третьего этажа. От модерна остался угловой эркер и женские макароны между четвертым и пятым этажами, но эти маскароны окружены гирляндами в классическом стиле.

 

   

      Сейчас здание занимает Центральная энергетическая таможня.

     Состояние бывших доходных домов в Москве разное. Какие-то сохранились практически в первозданном виде, какие-то частично перестроены, чаще всего за счет увеличения этажности, от других остались только фасады, какие-то полностью снесены и на их месте построены новые здания в той или иной степени повторяющие оригинал. За прошедшие годы полностью утеряно огромное количество исторических зданий. Их безжалостно сносят городские власти, чтобы освободить место для современной многоэтажной застройки. Думаю, что такая судьба ждет и дом на углу Гагаринского и Чертольского переулков. Этот доходный дом построен в 1906 году по проекту Ивана Андреевича Германа. Герман окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Императорскую академию художеств со званием художника-архитектора. Работал помощником Адольфа Эрнстовича Эрихсона, затем занимался собственной частной практикой. В Москве им построено порядка двадцати доходных домов.

     Дом в Гагаринском переулке, 9/5 выглядит печально и давно требует ремонта и реставрации. Но он не имеет никакого охранного статуса, а его расположение и малая этажность позволяют сделать предположение, что существование этого дома под угрозой. Одна надежда  активистов Архнадзора, может быть, им удастся добиться признания дома вновь выявленным объектом культурного наследия.

       Несколько интересных домов расположены в Нащокинском переулке.

      Нащокинский переулок, 12 – доходный дом 1912 года постройки. Это здание с необычно красивым декором фасада построено по проекту Карла Константиновича (Карл-Эдуард Франц) Альбрехта – архитектора немецкого происхождения.  В 1893 году он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с Малой серебряной медалью и принял российское подданство. В столице Альбрехтом построено десять доходных домов.

    

      Декор фасада дома, о котором идет речь, оригинален и в целом оформлен в стиле модерн. Но в нем много и элементов, характерных для неоклассицизма. Мозаичные вставки из цветной глазурованной плитки, крупный несколько абстрактный растительный орнамент над входом и между вторым и третьим этажами, кованые решетки балконов – это элементы модерна. А неоклассические элементы — это ионические пилястры, оформляющие балконы, лепные венки под карнизом здания и гирлянды над окнами первого этажа.

  

   

       Сейчас здание занимают офисы различных организаций.

      Соседний дом №10 один из самых старых домов в переулке. Особняк простроен после пожара 1812 года. В конце 19 века дом покупает крупный московский предприниматель и домовладелец Иван Александрович Коровкин. В 1884 года он заказывает архитектору В. П. Загорскому перестройку дома — перепланировку внутренних помещений и изменение декора фасадов. После проведенных работ дом используется как доходный: небольшие квартиры в нем сдаются внаем. После 1917 года, как и во всей Москве, здесь устраиваются коммунальные квартиры.

      Василий Петрович Загорский учился в Императорской Академии художеств, получил звание классного художника архитектуры 2-й степени за программу «Проект православной церкви», позднее — звание классного художника архитектуры 1-й степени за программу «Вокзал в парке близ столицы». Служил помощником архитектора, затем архитектором Московского дворцового ведомства. Загорский заведовал наблюдением и руководил постройкой и перестройкой всех московских зданий, принадлежавших императорскому двору.

      Василий Петрович оставил декор фасадов классическим, и мне, наверное, не следовало рассказывать об этом доме в разделе, посвященном модерну. Но я  не смогла удержаться, потому что именно этот дом был жилищем героев моего любимого фильма о Москве – «Покровские ворота». Именно в нем жили студент Костик, Хоботов, Велюров, Маргарита Павловна, Савва Игнатьевич и другие персонажи. Именно этот дом ломают по сюжету фильма для строительства новой Москвы. К счастью, в реальности дом уцелел.

     Нащокинский переулок, 8. Здесь в 1897 году архитектор Петр Павлович Щекотов выстроил красивый доходный дом в готическом стиле по заказу почетного гражданина Москвы Константина Федоровича Лазарева. Здание богато украшено портиками, резным декором, фигурными вставками, мозаикой, другими сложными архитектурными элементами.

       Пётр Павлович Щёкотов происходил из мещан. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но курса не окончил. Служил чертёжником в Канализационном отделе Московской городской управы, занимался проектированием московской канализации. Позднее получил Свидетельство на право производства строительных работ по гражданскому строительству и дорожной части. Осуществил ряд самостоятельных построек в Москве, в том числе десять доходных домов.

      Сейчас дом известен москвичам как Дом с единорогом.  На самом деле единорог появился на здании относительно недавно. В 2005 году была проведена реконструкция здания, в ходе которой был надстроен мансардный этаж и изменен декор фасада. Работы были проведены под руководством специалистов из Центра историко-градостроительных исследований. Они отступили от первоначального декора фасада, но зато сумели придать зданию настоящий дух готики. Так на фасаде появились фантастические существа, которых в авторском проекте не было. На выступающем эркере появилась голова химеры, а над аркой бывшего проходного двора — единорог. Крупные декоративные элементы, которые характерны для стиля Щекотова, были заменены более изящными. Удивительное дело, но эти изменения были приняты и искусствоведами, и москвичами. Справедливости ради следует сказать, что штукатурка фасада требует обновления.

  

      И еще небольшой экскурс в литературу. Напротив дома с единорогом располагался дом кооператива писателей, снесенный еще в 1970-ых годах, в котором с 1934 по 1940 год жил Булгаков. Окна квартиры писателя выходили на готическое здание, и теперь исследователи творчества Булгакова считают, что именно этот вид натолкнул писателя на мысль поселить свою Маргариту в готическом особняке. Вообще всевозможных домыслов и инсинуаций о творчестве Булгакова в последнее время стало много. Вряд ли кто-то, кроме самого автора, мог ответить на вопрос, почему Маргарита жила в готическом особняке. Но для любопытствующих привожу и такую версию.

      Сейчас в здании расположен так называемый «офисно-жилой комплекс». Верхние этажи и мансарда относятся к жилому фонду, а нижние, включая и цоколь, – недвижимость для коммерческих целей.

     Отправимся дальше. Мы пересечем Гоголевский бульвар и познакомимся с домом №10 в Колымажном переулке. Как я говорила ранее состояние бывших доходных домов в столице самое разное, в том числе есть и такие, которые полностью снесены, а на их месте построены некие подобия. Вот именно к таким «новоделам» относится и дом, о котором идет речь. Нынешнее здание построено по индивидуальному проекту в 2007 году по проекту архитекторов Михаила Михайловича Посохина и Михаила Владимировича Плеханова.

      До 2002 года на этом месте находился доходный четырехэтажный дом Карла Мазинга, построенный в 1900 году по проекту архитектора Павла Михайловича Самарина. Павел Михайлович окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры, получил назначение сверхштатным техником Строительного отделения Московского губернского правления. Позднее служил штатным архитектором в различных московских организациях.

     В доме Мазинга жила старшая дочь Пушкина Мария Гартунг, а в советское время — академик М. В. Келдыш и художник Н. Н. Купреянов, у которых бывали в гостях представители советской науки и культуры. Несмотря на протесты общественности и деятелей культуры, среди которых была директор Пушкинского музея И. А. Антонова, дом был снесен в 2005 году. Посохин и Плеханов построили здание, внешне напоминающее дом Мазинга. Правда оно «подросло» на три этажа, да и декор фасадов, включая угловую башенку, лишь отдаленно напоминает декор бывшего доходного дома. Судите сами – привожу две старые фотографии этого дома.

     Современный элитный жилой дом как таковой совсем не плох. Плохо то, что для его возведения снесли интересное с архитектурной и исторической точки зрения здания.

        

      Второй доходный дом Мазинга,  к счастью, сохранился. Его адрес – Малый Знаменский переулок, 7/10, строение 2. Карл Карлович Мазинг был известным математиком и педагогом. Рядом с доходным домом находится здание реального училища, которое Карл Карлович возглавлял много лет. А вообще семье Мазинга принадлежало большое владение на пересечении Малого Знаменского и Колымажного переулков, которое Карл Карлович купил на имя своей жены  Елизаветы Николаевны в 1898 году. Вскоре после покупки Мазингом владения в Малом Знаменском переулке было начато строительство нового здания для Реального училища, которое было завершено к 1901 году. Тогда же был построен и не сохранившийся доходный дом на углу Знаменского и Колымажного переулков, о котором говорилось чуть выше.

В 1912 году вплотную к зданию училища был выстроен еще один доходный дом, одна из квартир в котором предназначалась для самого Карла Карловича Мазинга и его семьи. Автором проекта выступил архитектор Григорий Федорович Ярцев, которого связывало давнее знакомство с Карлом Мазингом. Ярцев окончил естественный факультет Московского университета, а художественное образование получил в Строгановском училище. До того, как начать архитектурную деятельность, Григорий Федорович в 1880-х годах преподавал естественные науки в Реальном училище Мазинга. Ярцев также был известен как художник-пейзажист, был членом Товарищества передвижных выставок.

     Оформление и фасада, и интерьеров дома выполнено на высоком архитектурном и художественном уровне самим Григорием Федоровичем. Неоклассический главный фасад дома имеет ассиметричную композицию с двумя эркерами,  один из которых полукруглый, а другой – трехгранный. Фасад дома в целом лаконичен, с минимальным использованием декоративных элементов. А вот вход в подъезд оформлен  богато и изысканно, так же, как и трехчастное окно над ним. Антаблемент над входом заполнен лепным цветочным декором. Тройное окно второго этажа обрамляет пышная лепная композиция на тему «рога изобилия» с изображением цветов и плодов. Проездную арку во двор украшает замковый камень в виде львиного маскарона, еще один маскарон, стилизованный под мезоамериканскую культуру — аттик над полукруглым эркером.

   

   

       Внутри дома также сохранился первоначальный декор вестибюля, лестницы, лестничных площадок, входных дверей в квартиры. Декоративное убранство самих квартир сохранилось частично, но почти полностью в мемориальной квартире Карла Мазинга, ее убранство мало изменилось за прошедшие сто лет, включая мебель начала ХХ века. В этой квартире до сих пор проживают потомки Карла Мазинга.

     В том месте, где Колымажный переулок пересекается с Волхонкой, располагается доходный дом  Воейковых. Кто такие Воейковы, выяснить не удалось. Зато известны предыдущие владельцы участка на Волхонке. С 18 века он принадлежал семейству Нарышкиных. Уже в 19 веке участок был поделен между наследниками Нарышкиных: та часть, где расположен дом №9 по Волхонке отошла в качестве приданного за невестой Алексею Фёдоровичу Грибоедову, дяде Александра Сергеевича Грибоедова.

      Существующий ныне дом построен уже после смерти Алексея Федоровича, в 1850 году. Честно искала на сайтах, посвященных генеалогии, кого-нибудь из наследников Грибоедова по фамилии Воейков, но безуспешно.  Известно только, что в 1879 году здание было перестроено под доходный дом Михаилом Илларионовичем Никифоровым. Михаил Никифорович окончил Московское дворцовое архитектурное училище, получив звание архитекторского помощника. Служил московским участковым архитектором. Позднее получил звание архитектора придворного ведомства. Имел обширную проектно-строительную практику в Москве.

        

      Как выглядел дом до перестройки неизвестно, но перестроенное здание выполнено в модном для 19 века классическом стиле: четкое деление фасадов по вертикали и горизонтали, классические лепные элементы, портики с неизвестными гербами. И хотя в этом материале речь идет о более позднем период в архитектуре, я сочла уместным рассказать об этом здании здесь.

      Информации о соседнем доме (Волхонка, 7/6) не много, хотя здание необычное и изобилует декоративными элементами. Это четырехэтажное здание возведено как доходный дом в 1906 году по заказу зажиточного купца Кузьмы Григорьевича Лобачева, торговавшего в Охотном ряду мясом и дичью, по проекту архитектора Никиты Герасимовича Лазарева.

     Лазарев происходил из известного рода московских армян Лазаревых. Окончил петербургский Институт гражданских инженеров. Стал успешным предпринимателем-застройщиком, самостоятельно проектировал и строил собственные доходные дома.

      Угол здания оформлен как двухэтажный эркер с фигурным заостренным завершением, похожим на башенку. Купол его венчает флюгер с голубком. Лепной декор типичен для модерна. Здесь и растительные фризы, цветочное оформление эркера и поддерживающих его кронштейнов, мужские и звериные маскароны. В целом декор выдержан в каком-то мрачном, мистическом стиле: растения – не подснежники или лилии, а чертополох, маскароны со злобным выражением лиц. А еще встречаются змеи с разинутыми пастями и уж совсем непонятные то ли доисторические ящеры, то ли драконы.

   

   

      

      В 1972 году к приезду в Москву президента США Ричарда Никсона кривую, узкую Волхонку решили расширить. Помните, я писала о подобной реконструкции Остоженки http://www.peshkompomoskve.ru/moskva_dopetrovskya-1/ .  Двухэтажные дома с первого по пятый по нечетной стороне Волхонки снесли и использовали освобожденное место под мостовую, тротуар и небольшой склон с газоном. Бывший доходный дом Лобачева, к счастью, уцелел. Но в угловой части дома  пробили сквозной проход для пешеходов. Остальная планировка здания не изменялась в процессе этой и нескольких более поздних реконструкций.

      Следующий замечательный доходный дом расположен по Остоженке, 3. Это доходный дом Я. М. Филатова, или «Дом под рюмкой». Он был построен в 1909 году по проекту архитектора Валентина Евгеньевича Дубовского и принадлежал потомственному почетному гражданину, купцу Якову Михайловичу Филатову, владевшему складами электротехнических и водопроводных принадлежностей. Как я говорила ранее, Дубовской строил исключительно доходные дома. Он обладал неповторимым творческим почерком, который сочетал в себе модерн и элементы средневековья. Вот и доходный дом Филатова, несмотря на богатый декор в стиле модерн, в целом, как и многие другие дома Дубовского, напоминает средневековый замок.

 

 

    Я не буду описывать все прекрасные элементы декора этого здания, лучше мы их просто посмотрим на снимках. Но об одном элементе все же хочу рассказать. Угол дома в стиле московского модерна венчает башенка. Только башенка эта необычная – она похожа на перевернутую рюмку. И хотя, скорее всего, это просто необычная задумка архитектора, вид башенки не только породил название дома  — «Дом под рюмкой», но и стал причиной возникновения различных легенд. Самая распространенная из них выглядит так. Купец Филатов злоупотреблял алкоголем.  Это увлечение чуть было не привело его к разорению и полной потере уважения в деловой среде. Но купец смог побороть свою страсть к спиртному, восстановить состояние и репутацию, а в знак своей успешной борьбы и окончательной победы над «зеленым змием»  попросил архитектора установить на крыше своего дома перевернутую рюмку. После ремонта, проведенного несколько лет назад, старая рюмка была заменена на новую. Эта новая рюмка менее изящная, чем ее предшественница.

      

      

    

      После 1917 года квартиры в доме были превращены в коммуналки. С начала 1990-ых коммуналки были расселены, а квартиры в нем превратились в элитное жилье.

      Закончить эту часть рассказа о доходных домах хочу еще одним домом в Хамовниках. Его адрес – улица Тимура Фрунзе, 8/5. Сведений об этом здании не практически никаких, а те, что есть – противоречивы. По одним сведениям этот дом построен в 1893 году для персонала расположенной рядом шелкоткацкой фабрики Жиро, по другим – владелицей дома была некая Е. Н. Свешникова, для которой здание было возведено в 1903 году по проекту К. К. Гиппиуса. Авторство Гиппиуса вполне вероятно: фабрику Жиро строил Роман Клейн  http://www.peshkompomoskve.ru/roman_clein_4/ , а Карл Карлович Гиппиус много лет работал с Клейном. Что касается Е. Н. Свешниковой, то, возможно, эта дама принадлежала роду знаменитого книготорговца Осипа Леонтьевича Свешникова.

  

    

      Мы познакомились с доходными домами в историческом районе Хамовники, добавив к ним несколько зданий в районе Волхонки. В заключение хочу сказать, что буду очень благодарна моим читателям, за любую дополнительную информацию по теме.

21.01.2018

 

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-5 — 4 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *