МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-6

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА. Часть 6

            Доходные дома в конце 19 – начале 20 веков стали основным видом жилья в Москве для представителей, как сейчас сказали бы, среднего класса. Состоятельные москвичи жили в собственных домах и усадьбах, а доходные дома выполняли свои функции – приносили доход владельцам и давали жилье разной степени комфорта и стоимости для москвичей, не имеющих возможности иметь свое собственное. Большинство из этих домов построено в эклектичном стиле, но время постройки накладывало на их декор общие черты – элементы модерна можно отыскать почти везде.

  В первой части рассказа о столичных доходных домах http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-1/ мы познакомились с доходными домами в районе Арбата. В Арбатских переулках таких домов сохранилось не мало, и сегодня мы продолжим знакомство с ними. Они все разные: и по архитектурному решению, и размеру, и по известности и исторической ценности. Именно поэтому интересно познакомиться с этими домами в рамках одного материала.

          На углу Малого и Среднего Николопесковских переулков стоит пятиэтажный доходный дом, построенный по проекту неизвестного архитектора в 1914 году. Имя владельца история также не сохранила. Известно только, что дом построен на месте двухэтажного доходного дома середины 19 века – вот такая московская реновация начала 20 века!  Дом построен в то время, когда эпоха модерна подошла к концу, тем не менее декор фасадов сохранил типичные элементы модерна: оригинальное оформление окон, эркеры и нарядные вставки из яркой керамической плитки голубого цвета.

 

 

  

           С 1917 года и до 1990-ых в доме располагались много численные коммуналки. Потом их расселили. Сейчас в нем 28 элитных квартир. А «элитные» жильцы нарушили эстетическую целостность фасадов стеклопакетами, остекленными балконами и кондиционерами. И это печально.

          Неподалеку в Большом Николопесковском переулке есть еще один пример московской реновации начала 20 века. Дом № 7 был построен в 1809 году как главный дом усадьбы тайной советницы А. Н. Николаевой. Тогда это был одноэтажный особняк в стиле ампир с центральным ризалитом, увенчанным аттиком со скульптурной композицией. С запада к усадьбе примыкал сад, там же был небольшой деревянный флигель. Во время войны 1812 года дом сильно пострадал, и только к 1857 году был полностью реконструирован. В это время участок застраивается хозяйственными корпусами, исчезает сад, усадьба постепенно превращается в доходное владение. В середине века к главному дому пристраивается со стороны двора каменный жилой флигель. Фасады главного дома получают новый эклектичный облик. В 1883 году владение выкупил почетный гражданин банкир Семен Евдокимович Стрелков. В 1903 году он заказывает архитектору Александру Фелициановичу Мейснеру перестройку дома с целью окончательного приспособления его под доходный. А. Ф. Мейснер окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1883 году, работал помощником архитекторов Александра Петровича Попова и Константина Михайловича Быковского, был автором и участником более 30 архитектурных проектов в Москве. В основном это были доходные дома и общественные здания.

 

          Мейснер разбирает всю деревянную застройку, надстраивает дом и флигель до двух этажей и расширяет его за счет объема со стороны южного фасада. На месте старого въезда во владение сооружается проездная арка во внутренний двор. А вот фасад архитектор оформляет в классическом стиле, отдавая дань предыдущему строению. Центром асимметричной композиции фасада является рустованный ризалит с порталом, увенчанным сандриком и лепным картушем. Информации о том, что означают буквы на нем, отыскать не удалось. Окна декорированы треугольными сандриками, замковыми камнями и лепными гирляндами.

        Дом задумывался как доходный, но не как многоквартирный. В нем была всего одна квартира: парадные комнаты (кабинет, зала, гостиная и столовая) располагались на втором этаже, а на первом были подсобные и жилые помещения. Детские комнаты, кухня и комнаты прислуги находились в корпусе, который расположен во дворе. В это же время возводится одноэтажный флигель для хозяйственных нужд: каретного сарая, конюшни, погреба, прачечной, курятника и даже стойла для коровы.

        После 1917 года годы флигель надстраивают вторым этажом и соединяют встройкой с главным домом. А во всем этом доме размещаются коммуналки, в одной из которых жил бывший владелец Стрелков. После расселения коммуналок в 1990-ых годах дом занимают различные организации. Он неоднократно подвергается перепланировкам, в ходе которых были утрачены практически все интерьеры. Сегодня в доме размещается Совет ветеранов района Арбат.

      Соседний дом в переулке, дом № 5, во всех источниках по архитектуре Москвы называется доходным домом М. Жучковой. Кем была эта дама неизвестно, а вот архитектор дома для Москвы очень известен. Это Валентин Евгеньевич Дубовской, автор проектов более тридцати доходных домов, построенных в период с 1906 по 1917 годы. Дом Жучковой построен в 1911 году при участии архитектора Леонида Борисовича Горенберга в своеобразном стиле Дубовского, который сочетал в своих проектах модерн с элементами готики и романской архитектуры. Именно им построены в Москве знаменитые дома с рыцарями, один из которых, дом А. Т. Филатовой, располагается совсем близко — на Арбате. Об этом доме можно прочитать здесь http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-1/.

       В фасадной композиции дома Жучковой преобладают горизонтальные членения — балконы-галереи пятого и шестого этажей пересекают три вертикальных эркера. Своеобразным архитектурным элементом дома являются кессоны с розетками, украшающие низ эркеров и балконов. Парадный вход украшен барельефами, на которых изображены дамы и кавалеры в средневековых костюмах.

 

      Интерьеры квартир в доме были выполнены в разных стилях: готическом, рококо, классическом. Росписи стен и потолков сделал театральный художник Игнатий Игнатьевич Нивинский. Элементы интерьеров (росписи, паркет, двери, панели, скобяные детали) сохранялись даже, когда квартиры были превращены в коммуналки. В середине 1980-ых годов дом Жучковой подвергся капитальной реконструкции: коммуналки исчезли, а вместе с ними исчезли и оригинальные детали интерьеров.

 

        В конце 1930-ых годов дом украсил знак «Крепи оборону СССР». История этого знака, который можно увидеть и на других домах довоенной постройки, такова. 28 января 1937 года были введены нормы на коллективный знак «Готов к ПВХО» для первичных РосАвиаХимовских организаций жилых домов. Коллективный знак являлся настенным и вывешивался на фасаде здания. Для его получения необходимо было, чтобы все жильцы дома, в том числе и дети с 12-летнего возраста, сдали нормы «Готов к ПВХО» I ступени. Сверх того, на каждые сто жильцов должно было быть еще и не менее чем по одному значкисту «Готов к ПВХО» II ступени и по одному инструктору по герметизации жилищ от отравляющих веществ. Все взрослые жильцы и дети должны были иметь противогазы и уметь пользоваться ими. Кроме того, в Положение о знаке вводилось требование о создании при доме группы самозащиты. Несколько позже Центральный совет РосАвиаХима распространил этот знак и на первичные организации РосАвиаХима в школах.

        О соседнем доме в Большом Николопесковском переулке, №3, рассказывать практически нечего. Построен дом в 1914 году, архитектор и владелец не известны. По данным БТИ дом числится как кирпичный с железобетонными перекрытиями. Значит, он подвергался реконструкции или капитальному ремонту. Декор фасада скромный – два небольших эркера на третьем этаже, заканчивающиеся балконами на четвертом (совсем недавно их остеклили), чередование вертикальных оштукатуренных и облицованных керамической плиткой поверхностей, фриз из синей майоликовой плитки на пятом этаже.

       С 1980-ых годов в этом доме проживала Джуна Давиташвили, а сейчас в ее квартире располагается Международная академия альтернативных наук.

  Там, где Большой Николопесковский переулок вливается в Арбат, стоит дом 28/1. Это еще один доходный дом – доходный дом Скворцова. Он построен по проекту признанного мастера модерна архитектора Анатолия Александровича Остроградского. Остроградский обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1895 с Малой серебряной медалью. В 1896 году получил звание классного художника архитектуры, работал в городских строительных службах, состоял участковым архитектором при Московской городской управе. По его проектам были построены в Москве доходные дома, особняки и общественные здания, среди которых городской дом начальных училищ, гостиница «Альпийская роза, особняк Д. И. Щукина.

          Остроградский построил доходный дом на Арбате в период расцвета стиля модерн, в 1903 году, однако декор фасадов не имеет ничего общего с модерном. Фасад здания решён в формах северного барокко и декорирован высокими щипцовыми фронтонами, которые визуально увеличивают высотность здания. Двухцветные фасады здания богато украшены лепниной и пилястрами разных орденов, окна оформлены треугольными и полуциркульными сандриками, первый этаж рустован. Все это элементы барокко. Но присмотревшись внимательно в декоре фасадов можно отыскать и элементы модерна – маскароны, украшающие карниз и пилястры, характерны не для барокко, а для модерна.

  

           Несколько слов о владельце дома. В разных источниках его называют то С. Скворцовым, то М. А. Скворцовым — потомственным почетным гражданином, директором Товарищества хлопчатобумажных мануфактур И. И. Скворцова и Товарищества кожевенного производства «В. И. Скворцов». Купеческое семейство Скворцовых из Иванова было довольно многочисленным и, действительно, занималось ткацким и кожевенным производством. Основателем дела был Иван Иванович Скворцов. А с указанными выше инициалами в «Энциклопедии купеческих родов. 1000 лет русского предпринимательства» никого не нашлось. Думаю, что кто-то однажды ошибся в инициалах, перепутав купца Скворцова с известным советским патологоанатомом Михаилом Александровичем Скворцовым, а потом произошло тиражирование ошибки.

  

         На втором и третьем этаже здания располагались квартиры, а помещения на первом этаже сдавались в аренду под магазины. В начале 20 века в доме работали магазины кондитерской фабрики «Эйнем» и писчебумажный «Город Ницца» купчихи А. Ф. Берг. В первые годы советской власти на первом этаже размещался магазин «Медицинская пиявка», в 1926 году — платная поликлиника, позднее хозрасчётная поликлиника № 3. Сейчас первый этаж занимает Международный медицинский центр ПАО «Моситалмед».

         Свернем с Арбата и снова углубимся в арбатские переулки. На углу Спасопесковского и Карманицкого переулков (дом 5/2) располагается доходный дом, построенный в 1903 году по проекту Сергея Флегонтовича Воскресенского. Воскресенский построил в Москве порядка 20-ти доходных домов, сначала в формах так называемого рационального модерна, а позднее – в стиле неоклассицизма.

 

        Шестиэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом, о котором идет речь, выдержан в сдержанном стиле рационального модерна. Отделка фасадов включает оштукатуренные и покрытые керамической плиткой поверхности, окна второго этажа обрамляют растительные лепные орнаменты, есть несколько балконов с кованными перилами – вот и все декоративные элементы, украшающие этот доходный дом.

 

        В 1930-ых годах на доме появился знак «Крепи оборону СССР».

      Трубниковский переулок, 4, стр. 1. Доходный дом по этому адресу построен в 1909 году по проекту Ольгерда Густавовича Пиотровича. Пиотрович считается самым плодовитым в Москве строителем доходных домов среднего класса – их в городе более сорока. Дома Пиотровича не являются памятниками архитектуры, но тем не менее, имеют большую архитектурную и историческую ценность.  Именно они определили облик Москвы начала 20 века.

          Декор четырехэтажного кирпичного дома в Трубниковском переулке типичен для стиля модерн. Главный фасад имеет четкое членение, окна и вход украшены лепниной: растительными элементами, маскаронами и даже совами над окнами четвертого этажа. Первый и полуподвальный этажи оштукатурены, как и боковой и дворовый фасады, со второго по четвертый этаж главный фасад облицован керамической плиткой. Главный вход украшают почти барочное панно и парные медальоны. Балконы на боковом фасаде, въездные ворота оформлены кованными решетками, а над главным входом расположен кованный козырек. Уже в наше время дом достроен мансардным этажом.

 

  

    

 

 

 

          За домом по Трубниковскому переулку, 4, стр. 1 расположено строение 2. Это элитный жилой комплекс «Арбатская усадьба». В объявлениях риелторов его часто называют реконструированным особняком 1912 года. Вероятнее всего на этом месте был доходный дом, который в начале 2000-ых снесли, а на его месте построили новый дом. По официальной версии, растиражированной риелторами, дом находился в аварийном состоянии и разрушился от времени (это в двух шагах от посольства США!).

        В доме всего 8 квартир стоимостью порядка 5 млн. $. Дальше привожу две цитаты из объявлений о продаже этих квартир.

      «Здание элитного дома реконструировано и оснащено по последнему слову техники. Новый клубный дом украшен французскими балконами, панорамными окнами. Здание венчает надстройка, где размещен двухуровневый пентхаус с открытой террасой. В подземной части оборудован гараж. Интерьеры оформлены в духе сдержанной роскоши, в комнатах установлены камины, отделка выполнена из дорогих материалов — мрамора, натурального дерева, бронзы. Аристократичному стилю оформления жилого пространства отвечает изысканный дизайн придомовой территории.»

        «ЖК «Арбатская усадьба» — это старинный особняк в классическом стиле, построенный в 1912 году. Со временем он был практически полностью разрушен и воссоздавался по эскизам и чертежам с учетом современных технологий в строительстве. Так на месте старого особняка в 2006 году появилась комфортабельная элитная новостройка, внешне повторяющая прежнее здание. ЖК «Арбатская усадьба» расположена в самом центре Москвы, в тихом переулке между Старым и Новым Арбатом. Здесь еще сохранилась атмосфера старой столицы, описанная в книгах В. А. Гиляровского, Н. А. Островского.»

         Соседний дом №6 в Трубниковом переулке построен в 1915 году, когда в моду вошел стиль неоклассицизм. Архитектор – Константин Васильевич Аполлонов. Аполлонов не так известен в истории архитектуры Москвы, как Пиотрович или Дубовской. Константин Васильевич окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1906, получив звание неклассного художника архитектуры. Среди московских построек архитектора — особняк на улице Воронцово Поле, 8, 1911 года постройки, жилой дом на Покровке, 7 (1928 год) и доходный дом в Трубниковском переулке, 6.

  

           Декор фасада скромный, как и положено для неоклассицизма: классическое оформление входа с дорическими пилястрами, полукруглые балконы с изящными перилами, продольные фризы из дентикул, замковые камни в оформлении окон. Как и соседний дом в начале 21 века достроен мансардой, довольно грубой и неуклюжей.

  

         Следующий доходный дом тоже построен в стиле неоклассицизма, но его декор сильно отличается от предыдущего дома. Во всех источниках этот дом называется доходным домом В. К. Федорова, о котором ничего неизвестно. Немногим больше известно об авторе проекта – архитекторе Клавдие Леонидовиче Розенкампфе. Будущий архитектор был незаконнорождённым ребёнком, впоследствии усыновлённым собственным отцом. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, работал в Москве в стиле модерн, сохраняя приверженность этому стилю вплоть до начала 1910-ых годов, затем перешёл к проектированию построек в стиле неоклассицизма. Всего по его проектам в Москве построено порядка пятнадцати доходных домов. Судьба архитектора после 1917 года не известна.

 

      Дом в Трубниковском переулке, 8/15 построен в 1910 году, и в нем при общем классическом облике здания, можно заметить элементы декора, характерные для модерна. Пятиэтажное кирпичное здание расположено на углу Трубниковского переулка и Композиторской улицы. Угол дома оформлен полукруглым эркером, который венчает круглая башенка. Круглые и прямоугольные эркеры создают строгое вертикальное членение фасадов, характерное для неоклассицизма. А вот лепной декор фасадов имеет разную стилистическую принадлежность: медальоны с факелами, гирлянды, замковые камни над окнами первого этажа, пилястры – элементы неоклассики, а эркеры и маскароны, особенно женские, характерны для модерна.

  

 

       После окончания строительства дом был заселен интеллигенцией: врачами, инженерами, адвокатами, архитекторами, а после 1917 года – превращен в коммуналки. Сейчас это элитное жилье в тихом арбатском переулке, на первом этаже расположена клиника эстетической медицины.

            Дом на углу Композиторской улицы и Малого Каковинского переулка, 25/5 построен в 1915 году для известного московского акушера-гинеколога, доктора медицины, профессора Московского университета Сергея Ивановича Благоволина.  Автор проекта Михаил Андреевич Фелькнер – архитектор, о котором практически ничего неизвестно: ни биографии, ни достоверного списка работ.

           Дом построен в стиле неоклассицизма с характерными элементами декора: пилястрами, медальонами, щипцовым полуциркульным фронтоном с декоративной урной. Интересна лепнина над входом: среди листьев аканта, греческих орнаментов в лавровом венке помещен символ медицины – чаша со змеей. И это не случайно, ведь дом принадлежал известному московскому врачу. Но дом не только принадлежал Благоволину, здесь у семейства Благоволиных была собственная квартира, которая занимала один этаж. Два других сдавались в наем.

 

 

         Сейчас здание занимает Фонд президентских грантов.

        Три доходных дома в Малом Каковинском переулке (дома 6, 4 и 2/6) претерпели уже в 21 веке реконструкцию, при чем разной степени. Дом 2/6 – доходный дом И. И. Егорова построен в 1904 году по проекту Павла Николаевича Курбатова. Курбатов окончил Московское училище живописи ваяния и зодчества, в 1898 году получил звание классного художника архитектуры. Работал в Москве, по его проектам построено несколько доходных домов и храмов. Угловой дом в малом Каковинском переулке построен в стиле рационального модерна, из украшения фасадов – только облицовка керамической плиткой кабанчик. Изначально дом был в четыре этажа, пятый этаж был достроен 1909 году архитектором Осипом Осиповичем Шишковским.

          Дома 4 и 6 построены по проектам Ольгерда Густавовича Пиотровича в 1911 году для Василия Степановича Баскакова, который вместе со своим братом Иваном был крупным московским домовладельцем. Пиотрович построил для Баскаковых несколько домов в Москве. О доме на Малой Никитской, 15, я уже рассказывала во второй части, рассказа о доходных домах Москвы http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-2/

      Декор дома 4, как и дома 2, очень простой – плитка кабанчик и редкие межоконные пилястры с женскими маскаронами. Дом 6 также облицован кабанчиком, те же межоконные пилястры с женскими маскаронами. Но в отличии от дома 4 под окнами третьего, четвертого и пятого этажей располагаются лепные панно с мужскими профилями, подобиями гербов и женскими маскаронами.

           Теперь о реконструкции 2008 года. По данным, почерпнутым из СМИ, дом 6 разрушился при замене межэтажных перекрытий, а у дома 4 повело стену, которая соприкасалась со стеной дома 6: ее укрепили металлической стяжкой, которая хорошо видна на фасаде. А дом 6 построили заново. Каркас здания представляет собой железобетонный монолит с самонесущими наружными стенами. При облицовке исторического фасада здания использовалась глазурованная плитка, лепные элементы восстановлены по старым фотографиям.

  

  

       У меня, правда, есть большие сомнения по этому поводу, но об этом чуть позже. Сейчас дом 6 представляет жилой комплекс класса DeLux.

          Вернемся в Трубниковский переулок. Когда–то это был достаточно длинный и прямой переулок Арбата, который начинался у храма Спаса Преображения что на Песках и заканчивался на пересечении с Поварской. Но в 1960-ых по району Арбата пролегла магистраль проспекта Калинина, и Трубниковский переулок оказался разрезанным проспектом на две части. Такая географическая метаморфоза случилась только с этим переулком. Чтобы дойти от южной части переулка к северной, а именно к интересующему нас дому 24, нам придется дойти до Новинского бульвара, пересечь Новый Арбат (проспект Калинина) и, пройдя по нему немного к центру, свернуть налево.

         Итак, Трубниковский переулок, 24. По этому адресу располагается одноподъездный пятиэтажный кирпичный дом, построенный в 1906 году по проекту архитектора Леонида Васильевича Стеженского и известный как доходный дом С. Н. Павлова. Стеженский в 1881 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но полный курс не окончил. Несмотря на это архитектор имел обширную практику в Москве, работая в стиле модерн и сохраняя приверженность этому стилю вплоть до 1910-ых годов.

 

        Сведений о владельце дома немного, известно только, что он был предпринимателем. Можно предположить, судя по инициалам, что это сын Николая Петровича Павлова, который вместе со своим отцом были пайщиками Товарищества хлопчатобумажных мануфактур И. И. Скворцова, о котором я писала в самом начале материала. У Павловых был свой дом в Москве в Глазовском переулке http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-2/. Владельцами Товарищества хлопчатобумажных мануфактур И. И. Скворцова они стали через дочь основателя товарищества Ивана Ивановича Скворцова Матрену, которая была наследницей своего отца и супругой Петра Александровича Павлова. Но, повторюсь, это только предположения.

           Кем бы ни был владелец доходного дома в Трубниковском переулке, дом этот – прекрасный образец московского модерна. Фасад облицован керамической плиткой кабанчик бежево-коричневого цвета. Пилястры, обрамление окон, лепные детали выдержаны в теплых тонах. Теплое цветовое решение фасада дополняют броские майоликовые панно над окнами пятого этажа, изготовленные с применением желтых и зеленых изразцов. Окна каждого этажа имеют свое собственное обрамление. Фигурные переплеты больших окон, освещающих парадную лестницу, выполнены в характерной для модерна стилистике. Над ними располагается аттик с овальным окном, которое в символике модерна имеет значение ока (глаза) или представляет собой солярный символ.

 

  

      Символично оформлен и угловой эркер, придающий дому своеобразие и оригинальность: консоль, поддерживающая его, украшена лепниной в виде чертополоха. Символика чертополоха позаимствована представителями модерна, не только архитекторами, но и художниками, и писателями, из шотландских легенд, где чертополох символизирует стойкость и независимость, которые важны в борьбе с силами зла. В стилистике модерна выполнены и металлические детали декора: козырек и решетки окон полуподвала и первого этажа.

  

           В 2013 году надстроен мансардой, которую городские власти признали незаконной. Идут разговоры о ее сносе, но пока дальше разговоров дело не двигается: непонятно, куда выселять собственников, которые купили жилье в этой мансарде.

           А теперь свернем с Трубниковского переулка на Большую Молчановку. Эта улица богата интересными доходными домами, построенными в начале 20 века.

        Дом 23/20. строение 1 – доходный дом некоего Г. Обухова. Он построен в 1912 году в неоклассическом стиле по проекту Якова Исааковича Рабиновича. Зданию придан вид ротонды, благодаря круглым эркерам и полукруглому башенному решению угла дома, выходящего на пересечение Большой Молчановки и Борисоглебского переулка. Фасады дома украшают многочисленные горельефы, среди которых преобладают изображения на сюжеты античной мифологии. Размеры горельефов разные: небольшие медальоны под окнами четвертого этажа, более крупные под эркерными окнами и большие между окнами пятого этажа. Кроме них фасады здания украшают лепные элементы, характерные для классического и неоклассического стилей: маски, гирлянды, узкий карниз между четвертым и пятым этажами.

  

  

            В 2010 годах проведена полная реконструкция здания, включая сети и перекрытия, и дом превратился в элитное жилье. На первом этаже помещения сдаются в аренду под офисы.

          Пойдем по Большой Молчановке дальше, минуем еще два доходных дома, 23 стр.2 и 21а. Дома эти ничем не примечательны с архитектурной точки зрения, история не сохранила имен ни владельцев этих домов, ни архитекторов. В вдруг – дежавю! Дом 21 украшают те же самые лепные панно, что и дом 6 в Каковинском переулке: мужские профили первого яруса, гербы на втором и женские маскароны на третьем. Дом построен в 1912 году по проекту О. Г. Пиотровича. Либо у архитектора были типовые элементы декора, что маловероятно для начала 20 века, либо при воссоздании дома в Каковинском переулке повторили декор дома на Большой Молчановке.

 

           Раньше я писала, что соответствие фасадов дома в Каковинском переулке историческим, вызывает у меня сомнения. Теперь, надеюсь, понятно почему. Правда, в некоторых источниках этот дом считается работой Льва Людвиговича Кравецкого, а Пиотровичу приписывают соседний дом 21а без каких-либо украшений фасада. Не знаю, что есть истина в этом вопросе, но одинаковый декор фасадов этих двух домов – факт неоспоримый.

        Следующий дом на Большой Молчановке – это очередной доходный дом братьев Баскаковых, построенный по проекту О. Г. Пиотровича в 1910 году. Фасад дома разделен на две части эркером, опирающимся на консоли, украшенными волютами и маскаронами. Первый этаж рустован, остальные облицованы керамической плиткой кабанчик. Окна четвертого этажа оформлены лепниной бежевого цвета. Между вторым и третьим этажами размещен почти барочный лепной фриз также в бежевых тонах.

     

      Совсем недавно дом надстроили безобразной двухэтажной мансардой из металлочерепицы.  Надстройка была признана городскими властями незаконной и по решению суда должна быть разобрана.

          А со стороны Нового Арбата эти дома выглядят, как бы это помягче сказать, фантазийно. Когда появились такие веселенькие фасады выяснить не удалось, но подозреваю, что это образцы лужковского стиля.

 

          Закончим сегодняшнее знакомство с доходными домами Арбата доходным домом В. А. Чижова, который расположен по адресу Большая Молчановка 15/12. Этот дом был построен в 1903 (или в 1906) году Николаем Семеновым для Владимира Аполлоновича Чижова. С архитектором этого дома полной ясности нет. Архитекторы братья Владимир Николаевич и Николай Николаевич Семеновы работали в районе Кавказских Минеральных Вод. Возможно, что именно этот Николай Семенов построил доходный дом и в Москве. А возможно, это был его однофамилец.

           О владельце дома известно больше. В. А. Чижов родился в дворянской семье, его мать Надежда Алексеевна Валицкая была внучкой архитектора О. И. Бове. Владимир Аполлонович был членом Московской дворянской опеки, попечителем Яузского 2-го городского училища, членом Историко-родословного общества в Москве, имел чин действительного статского советника.

 

 

          Угловой дом на Большой Молчановке прежде выходил одним из своих лицевых фасадов на Серебряный переулок, часть которого, по эту сторону Нового Арбата, ныне не существует. Сейчас на Новый Арбат выходит безликий задний фасад дома. Зато парадные фасады со стороны Большой Молчановки и «кусочка» бывшего Серебряного переулка прекрасны. Это один из немногих доходных домов в Москве, построенный строго в стиле модерн без использования элементов декора других стилей. Лепной фриз с гуляющими по болоту гусями между третьим и четвертым этажами, лепное украшение с растительным орнаментом над балконом, венчающим угловой эркер, три аттика с овальными окнами, керамический фриз под козырьком и панно из таких же керамических плиток под лепным фризом с гусями – все это выполнено изящно и со вкусом. Оконные проемы дома выполнены различными по форме и размеру: классические прямоугольные, квадратные, в форме арок, овальные, сдвоенные. Все они оформлены белыми наличниками, повторяющими геометрию окон. Доминирующим является окно, занимающее два уровня и предназначенное для естественного освещения лестничного марша с типичными для модерна фигурными переплетами.

           Сейчас в доме шесть квартир и семь нежилых помещения.

 

26.02.2020

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *