МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-8

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА. Часть 8

    Московские доходные дома, построенные в конце 19 – начале 20 веков выглядят совершенно по-разному. Строго говоря, домов в стиле ар-нуво, таких как доходный дом Рахманова на Покровке, княгини Туркестановой на Пушечной или Исакова на Пречистинке, в столице немного. Чаще доходные дома строились с декором, включавшим в себя элементы разных стилей: готики, классицизма, русского. Порой при отделке фасадов использовались элементы разных стилей, в результате чего получался эклектичный декор. Я уже рассказывала о доходных домах в Хамовниках http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-5/. Сегодня мы снова погуляем по Хамовникам и познакомимся с другими доходными домами этого района. Может быть, большинство из них и не слишком нарядные, но таких домов в Москве было много, и они тоже заслуживают нашего внимания.

      Начнем с дома №27 по Пречистенке. Этот доходный дом построен в 1911 году по проекту Владимира Климентьевича Кильдишева. Заказчиком выступал потомственный почетный гражданин А. П. Половинкин. Попытки узнать, как звали господина Половинкина и чем он занимался, закончились ничем. В справочнике «Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи» есть только Алексей Николаевич Половинкин. Кстати, в этот раз этот справочник мне мало помог. Так что дальше, где смогла найти имена-отчества, привожу их полностью, а где не смогла – увы, но только инициалы.

 

       В. К. Кильдишев окончил МУЖВЗ со званием архитектора, работал архитектором Покровской общины, старшим помощником городских архитекторов, уездным инженером в Московском уездном исполнительном комитете Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, начальником Московского окружного управления строительного контроля, преподавал в Строительном институте. Самая значимая постройка архитектора в Москве – доходный дом Половинкина.

         Фасад пятиэтажного дома богато украшен лепниной, по стилистике эти лепные элементы (маскароны, фруктовые гирлянды) близки к классическим. Первый этаж рустованный, края главного фасада подчеркнуты трапециевидными эркерами.

 

 

       Вход оформлен в стиле венского сецессиона с кованным козырьком, крепящимся к стене цепями.

 

    Сейчас это элитный жилой дом. Вот что говорится о нем в рекламе: «Элитный пятиэтажный особняк «Пречистенка, 27» реконструирован в 2005 году. Это — бывший доходный дом А.П. Половинкина. В здании 8 квартир с действующими дровяными каминами и эркерами. Высота потолков — 3,8 метра. Стоимость квартир от 950 000 000 ₽ (от 1 501 000 рублей за кв. м)». Как говорится, комментарии излишни.

      Пречистенка, 24. Среди гидов по булгаковским местам этот дом носит название дома профессора Преображенского. Построен он в 1904 году по проекту архитектора Семена Федоровича Кулагина на участке, которым владела некая Екатерина Сергеевна Павловская. Разные источники указывают разные имена владельца этого доходного дома: то ли это дом владелицы участка Павловской, то ли архитектора Кулагина, а возможно они владели этим домом совместно.

        Кулагин окончил МУЖВЗ с Малой серебряной медалью и званием неклассного художника архитектуры. Работал в мастерской своего учителя по МУЖВЗ Александра Степановича Каминского. По его проектам построено в столице несколько доходных домов и храмов, в советское время архитектор занимался вопросами охраны и реставрации памятников.

      В повести «Собачье сердце» доходный дом Кулагина описан как дом, в котором жил профессор Преображенский. Булгаков описал квартиру своего дяди по материнской линии известного московского врача-гинеколога Николая Михайловича Покровского. В квартире была комната, в которой подолгу жил брат Николая Михайловича, врач-терапевт Михаил Михайлович. Булгаков бывал в квартире своих дядюшек много раз и до переезда в Москву, и после, так что фактический материал для описания жилища профессора Преображенского у него всегда был перед глазами. Кстати, это второй дом на Пречистенке, описанный в «Собачьем сердце». Первый дом – это доходный дом известной московской благотворительницы Евдокии Андронниковны Костяковой (Пречистенка, 9), возле которого Филипп Филиппович впервые встретил пса Шарика и угостил его колбасой http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-5/ .

       Что касается внешнего облика дома, то он выдержан в неоклассическом стиле: руст первого этажа, оформление некоторых окон портиками с дорическими полуколоннами, лепные оконные карнизы в виде античного узора меандра, медальоны в обрамлении цветочных гирлянд. О том, что здание построено в эпоху модерна, напоминают только легкие ажурные решетки балконов и два сложных окна, объединяющие второй и третий этажи на фасаде, выходящем в Чистый переулок. Изначально этот массивный дом был четырехэтажным, пятый этаж был надстроен в 1990-ых годах.

   

         Пречистенка, 29. История не сохранила имени владельца этого доходного дома. Построен он в 1910 году по проекту известного московского архитектора Анатолия Александровича Остроградского. Декор фасад необычен, и его трудно отнести какому-то определенному стилю: абстрактные лепные панно, стилизованные полуколонны между третьим и пятым этажами, четыре конические полуколонны, обрамляющие вход, разнообразные по величине и форме окна.

 

         Несколько лет назад дом отремонтирован: фасад заново покрасили, и он стал намного ярче, чем был раньше – сравните с фотографией из интернета семилетней давности. А по сведениям сайта о недвижимости дом значится кирпичным с железобетонными перекрытиями: обычно перекрытия в старых домах меняют в процессе капитального ремонта. В доме 16 квартир и три нежилых помещения.

 

       А теперь свернем в Померанцев переулок. Дом № 9 — пятиэтажный одноподъездный кирпичный жилой дом, построенный также в 1910 году как доходный. И так же, как и в предыдущем случае имя владельца неизвестно. Автор проекта – Николай Иванович Жерихов. Николай Иванович был очень востребованным московским архитектором, по его проектам в городе построен ряд общественных зданий, особняк адвоката Мануйлова и порядка сорока доходных домов.

     Декор фасадов дома в Померанцевом переулке прост и эклектичен: центр фасада подчеркнут лопатками, края — трапециевидными эркерами, овальное окно со сложным переплетом над входной дверью тяготеет к модерну, а лепные венки, гирлянды и львиные маскароны– к классицизму.

   

            Зато соседний дом в Померанцевом переулке (№7) декорирован настолько необычно, что пройти мимо него просто невозможно. Построен он 1911 году для адвоката Александра Аполлоновича Мелетина и его жены Софьи Ивановны по проекту Валентина Евгеньевича Дубовского, автора более тридцати доходных домов в Москве, построенных в период с 1906 по 1917 годы. Самые известные из них – дома с рыцарями. О них можно прочитать здесь http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-1/, http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-3/

      А теперь внимательно рассмотрим творение Дубовского в Померанцевом переулке. Изначально дом был трехэтажным со сложной ассиметричной композицией и оригинальными лепными деталями.  Фасад здания завершали аттики, а угол дома венчала шлемовидная башенка. В целом дом напоминал готический замок, стиль особо любимый Дубовским. В 1920-ых годах дом надстроили двумя этажами: аттики и башенка исчезли. Зато появился балкон на третьем этаже. В целом декор нижних этажей сохранился близко к оригиналу, хотя некоторые лепные элементы за прошедшие годы все-таки были утрачены.

       Как я уже говорила, композиция фасада ритмически сложная: эркеры и балконы дома различны по форме, фасад расчленен пилястрами и тонкими многосоставными и простыми колоннами, над проездной аркой размещена небольшая ниша, оформленная в виде скульптурной эдикулы. Вход обрамляет рустованная гранитная плитка.

   

      Низ первого этажа облицован красной керамической плиткой. В целом эта композиция из плитки изображает стены крепости. Есть даже флаг над одной из башен.

        Балконы второго этажа имеют тяжелое каменное ограждение, решетка представляет собой переплетение змей. Решетки верхних балконов, появившихся реконструкции дома, лишь отдаленно повторяют их. Низ правого эркера украшен кованным ограждением с цветочным орнаментом.

   

          Под одним из балконов второго этажа сохранилось майоликовое панно с цветочным рисунком, выполненное по эскизу художника-керамиста Петра Кузьмича Ваулина.

 

        Детали лепного декора дома Мелетиных выполнены в виде экзотических масок народов Мезоамерики…

 

… и разнообразных животных. Если внимательно рассмотреть лепнину, то можно отыскать павлинов, быков, саламандр, белочек, ящериц.

     

        В настоящее время дом № 7 в Померанцевом переулке остается жилым.

       А мы продолжим нашу прогулку по Хамовникам.

      То место, где Пречистенка вливается в Бульварное кольцо, обрамляют два больших доходных дома: доходный дом А. А. Кунина — Л. М. Матвеевского (Смоленский бульвар, 2/40) и доходный дом Лихутина (Зубовский бульвар, 22/39).

        Первый дом построен в 1904 году по проекту архитектора Федора Никитича Кольбе. Кольбе был сыном известного московского архитектора Никиты Федоровича Кольбе, окончил МУЖВЗ с Малой серебряной медалью и званием классного художника архитектуры, работал штатным архитектором Петровской сельскохозяйственной академии, архитектурного отдела Хамовнической части города, Городского кредитного общества. По его проектам построен ряд доходных домов в Москве, включая дом, котором идет речь.

      Фасады дома были переделаны в 1913 году по проекту Анатолия Оттовича Гунста, который, как и Кольбе, происходил из семьи архитектора – обрусевшего поволжского немца Отто Карловича Гунста. Сохранившихся работ Анатолия Оттовича  в столице немного, среди них – особняк Богданова на проспекте Мира http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-6/ .

         Кем были домовладельцы, Кунин и Матвиевский, выяснить не удалось.

        Этот доходный дом изначально был трехэтажным. Его стены облицованы керамической плиткой,

       … окна и двери обрамляет лепнина, стилистически близкая к образцам классицизма.

   

         О модерне напоминают только сложной формы окна лестничных пролетов.

   

          Вот так выглядел дом в начале 20 века.

        В 2000-ых годах доходный дом Кунина — Матвеевского был надстроен еще двумя этажами. Результат получился просто замечательным: оформление окон надстроенных этажей в точности повторяет оформление нижних этажей, выдержан цвет стен, правда они не облицованы плиткой, а просто оштукатурены, даже сохранены аттики, которые теперь переместились на пятый этаж. Эта надстройка может служить образцом для реконструкции других домов, и она показывает, что проведение грамотной перестройки не только не портит внешний вид здания, а даже может улучшить архитектурный облик улицы: пятиэтажный дом 2/40 теперь смотрится более гармонично с изначально пятиэтажным домом 22/39. К сожалению, это единичный пример удачной надстройки здания, и обычно в последние годы дома надстраивают этажами без декора или жуткими мансардами.

 

Для сравнения — лепной декор третьего и пятого этажей.

 

        Доходный дом по Зубовскому бульвару, 22/39 строился в два этапа. Первая часть дома, выходящая фасадом на Пречистенку, построена в 1892 году по проекту Анатолия Александровича Остроградского, вторая, выходящая на Зубовский бульвар, построена в 1913 году по проекту архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова.

         Несколько слов об архитекторе Кузнецове. Иван Сергеевич родился в семье крестьянина-каменщика во Владимирской губернии. Он окончил МУЖВЗ с Большой серебряной медалью и императорскую Академию художеств со званием архитектора-художника. Трудовую деятельность начал в качестве помощника Федора Шехтеля. В Москве по его проектам построены доходные дома и общественные здания, самая известная постройка — Саввинское подворье http://www.peshkompomoskve.ru/russian_style-4/. После 1917 года опыт архитектора был востребован и новой властью: по его проектам построены фабрики, заводы, рабочие поселки по всей стране. Последние годы жизни Иван Сергеевич работал главным архитектором города Сочи.

          Декор доходного дома выдержан в стиле неоклассицизма. Первый этаж рустованный, из декоративных элементов только замковые камни в оформлении окон. Зато другие этажи богато декорированы: ионические полуколонны, треугольные и полуциркульные сандрики в оформлении окон, ниши с вазами-урнами, элементы классических балюстрад, коринфские и ионические колонны и пилястры, лепнина в виде гирлянд, античных маскаронов и скульптур.

   

 

   

    

           В литературе дом называется доходным домом Лихутина, доходным домом Жиро, а кое-где – Лихутина-Жиро. О владельце по фамилии Лихутин ничего не известно, не удалось найти даже инициалы этого господина. Возможно это кто-то из наследников генерал-майора, участника крымской войны Михаила Доримедонтовича Лихутина. С Жиро намного проще: Клавдий Осипович (Клод-Мари) Жиро, оставаясь гражданином Франции, развернул в Москве успешное производство шелковых тканей. Фабрика Жиро (в советское время – «Красная роза») располагалась неподалеку в Хамовниках http://www.peshkompomoskve.ru/roman_clein_4/ . Владельцем доходного дома считается его сын Андрей (Андре) Клавдиевич. Вероятнее всего, Лихутин и Жиро владели этим домом в разное время.

         В советское время, пройдя через период коммунальных квартир, здание было передано Министерству легкой промышленности РСФСР. С 1991 года в нем располагается Деловой центр «Пречистенка» с офисами различных фирм, ресторанами, медицинским центром.

        Продолжим нашу прогулку по Хамовникам. Следующий адрес – улица Бурденко, 8/1. Этот доходный дом был построен в 1913 году по проекту Дмитрия Михайловича Челищева http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-7/. А заказчиком был Василий Васильевич Кандинский. Да-да, тот самый художник Кандинский. Видимо под влиянием устойчивых стереотипов (художник должен быть бедным и не интересоваться ничем, кроме творчества) иногда можно услышать, что дом принадлежал отцу Василия Васильевича. Но есть документальное подтверждение того, что владельцем этого доходного дома был именно Василий Васильевич. По воспоминаниям современников Кандинский в жизни был весьма практичным и финансово грамотным человеком. Это даже заметно по внешнему виду фасадов. Они очень простые с минимальным количеством декоративных элементов. Не исключено, что такая простота оформления была пожеланием заказчика, который не видел в украшательстве фасадов особого смысла и при этом экономил деньги. Весь декор фасадов в стиле русского неоклассицизма заключается в трапециевидных эркерах, простых по оформлению балконах, рустовке первого и второго этажей, подобии пилястр смешанного ордера и нескольких необычных по форме окон.

   

         У самого Кандинского здесь была квартира на пятом этаже, в которой он жил с 1914 по 1921 год. Об этом говорят целых две мемориальные доски на доме.

   

          В наши дни в здании располагаются квартиры и офисы.

        Дом по улице Бурденко, №14 построен в 1913 году – эта дата украшает лепные панно на фасаде. Больше сведений об этом доме нет никаких: ни имени владельца, ни имени архитектора. Тем не менее посмотрим на его лепной декор, выполненный в неоклассическом стиле.

 

 

        О двухподъездном доме по улице Бурденко, 22 ничего не известно, кроме того, что построен он в 1917 году. Сейчас здание значится, как бизнес-центр «Бурденко, 22». Не удалось отыскать и старые фотографии этого дома, поэтому как он выглядел до ремонта, а ремонт очевиден, тоже неизвестно.

        В конце улицу Бурденко пересекает Плющиха. Познакомимся с доходными домами этой московской улицы.

       На углу улицы Бурденко и Плющихи расположен бывший доходный дом Александра Леонтьевича Баумгартена. О том, кем был Александр фон Баумгартен, практически ничего не известно. Зато есть сведения об его отце. Леонтий Николаевич фон Баумгартен был генералом от кавалерии, участником русско-турецкой и русско-японской войн, а кроме того, крупным домо- и землевладельцем. Так что, вероятно, этот дом был построен на средства Баумгартена-отца, а записан на Баумгартена-сына.

       Построен этот доходный дом в 1914 году по проекту архитектора Дмитрия Михайловича Челищева, выпускника МУЖВЗ и автора проектов более десяти доходных в Москве. Построен он с элементами ренессанса и ранней готики и является одним из лучших образцов такого стиля в Москве.

 

   

 

 

   

      Соседний доходный дом №55 построен в 1913 году по проекту архитектора Георгия Константиновича Олтаржевского. Георгий Константинович был членом, если так можно сказать, архитектурной семьи: известным архитектором был его брат Вячеслав и сын Дмитрий, который был автором Южного входа ВСХВ. Олтаржевский окончил Строгановское училище, работал техником на постройке трамвайных линий, проектировал доходные дома. Кроме архитектурной деятельности он был предпринимателем-домовладельцем. Вполне вероятно, что и дом на Плющихе принадлежал Олтаржевскому.

          Несколько лет назад дом «отреставрировали» до неузнаваемости. О том, что это здание начала 20 века напоминают только полукруглые эркеры на фасадах и аттики, за которыми прячется надстроенная мансарда.

          На углу Плющихи и 1-ого Вражского переулка расположен дом №44/2.  Этот доходный дом построен в 1910 году по проекту архитектора Александра Дмитриевича Елина. Выпускник МУЖВЗ со званием неклассного художника архитектуры, Елин построил всего несколько доходных домов в Москве в период в 1903 по 1911 годы. Здание на Плющихе в стиле рационального модерна возведено из кирпича и украшено глазурованной керамической плиткой. В 1950-ых годах были надстроены еще два этажа. Дом до сих пор жилой.

           Доходный дом некоего А. Лепенина (Плющиха, 37) был построен в стиле модерн в 1903 году по проекту петербургского архитектора Василия (Вильгельма) Васильевича Шауба. В Москве кроме дома на Плющихе по его проектам построены гостиница «Петергоф» на углу Воздвиженки и Моховой и доходный дом персидского подданного Аджи-Мамед Усейн Ага Аминезарба по Старой Басманной, о которых я рассказывала раньше http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-4/.

        В 2019 году подвергся реновации (!), в результате получился клубный дом «Bunin». В рекламных материалах о продаже квартир в этом доме говорится об удачном проекте реновации исторического здания — проект в стиле «неомодерн» сохраняет исторический фасад дома, совмещая его с комфортом современной жизни. В доме расположено 29 квартир площадью от 65 до 310 квадратных метров каждая — с окнами в пол, французскими балконами и изящной отделкой. Три пентхауса с каминами и террасами занимают верхний этаж дома.

       Насчет элитных квартир с каминами – все верно. А вот о сохранении фасада – явное лукавство. Я уже не говорю о надстроенной мансарде для пентхаусов – их сейчас в столице надстраивают сплошь и рядом. Фасады претерпели значительные изменения: утрачена часть исходной лепнины, а главное – двухцветные фасады, в которых оштукатуренные и кирпичные части были окрашены в разные по оттенку серовато-зеленые тона, теперь стал просто белым.

    

    

       Для сравнения несколько старых фотографий дома.

    

        Плющиха, 31, доходный дом некой М. Г. Щербаковой. Построен в 1912 году по проекту Николая Сильвестровича Курдюкова. Николай Сильвестрович учился в МУЖВЗ и Императорской Академии художеств. Кроме проектирования новых зданий занимался реставрацией, преподавательской деятельностью, был автором и переводчиком популярных книг по истории архитектуры.

        Дом на Плющихе в стиле рационального модерна построен из кирпича, первый и второй этажи оштукатурены. Фасад расчленен горизонтальными линиями: лопатками и центральным эркером. Под окнами расположены медальоны с лепным орнаментом.

        На двух медальонах можно увидеть цифры:

 

 

        1912 – это год постройки, а что означает 1926 – неизвестно. Считается, что дом был реконструирован и надстроен еще одним этажом в 1931 году. У меня создалось впечатление, что эти лепные элементы появились на здании совсем недавно, выглядят они как-то «пластмассово». Возможно, удалось уточнить дату надстройки, что и нашло свое отражение на фасаде.

            В этом доме на Плющихе в коммунальной квартире вместе со своей сестрой с 1960 года и самой смерти в 1974 году жила Анна Васильевна Тимирева – возлюбленная адмирала Колчака. С 1920 года вся ее жизнь была чередой тюрем, лагерей и ссылок. В доме на Плющихе проживал и единственный сын Тимиревой, талантливый художник Владимир Сергеевич Тимирев. О таланте юноши можно судить хотя бы по тому, что в возрасте 19 лет он стал членом Союза художников СССР. В 1938 году Тимирев был осужден по 58 статье и расстрелян на Бутовском полигоне. Молодому человеку было всего 23 года.

Доходный дом некоего В. В. Киселева. Его адрес – улица Плющиха, 26/2. Построен дом в 1913 году по проекту Александра Фелициановича Мейснера. Выпускник МУЖВЗ Мейснер начал работать в качестве помощника Константина Михайловича Быковского, был домашним архитектором Шереметевых, построил несколько доходных домов и общественных зданий в стиле модерн. Сначала это был франко-бельгийский вариант модерна, позднее – рациональный модерн.

       Именно в стиле рационального модерна построен и дом Киселева. Фасады дома облицованы керамической плиткой кабанчик с зелеными майоликовыми вставками. Декоративных элементов на фасаде мало: два полуциркульных окна, балконы с разным кованым ограждением и характерные для модерна эркеры.

 

        Дом до сих пор остается жилым, запланирован его капитальный ремонт с сохранением фасадов.

           Пройдем по Плющихе дальше. На углу с 4-ым Ростовским переулком стоят два доходных дома. Дом № 2, строение 1 – шестиэтажный двухподъездный доходный дом, построенный в неоклассическом стиле. Ни имени владельца, ни имени архитектора, ни даже даты постройки отыскать не удалось. Тем не менее привожу несколько фотографий этого мрачноватого дома с элементами классического декора.

 

 

        Владелицей соседнего дома (№2, строение 2) была некая Т. А. Селина. Построен дом в 1915 году по проекту Виктора Александровича Мазырина. Выходец из дворянской семьи из Нижнего Новгорода, Виктор Александрович окончил МУЖВЗ. Еще в студенческие годы завел дружбу с известными художниками, архитекторами, музыкантами и писателями. Среди друзей слыл оригиналом: увлекался мистикой, спиритизмом, тайнами Востока. Он был дружен с таким же неординарным человеком, Арсением Морозовым, и построил для него необычный особняк на Воздвиженке в восточном стиле http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-3/ .

         Восточные мотивы ощущаются и в доходном доме Селиной, несмотря на то, что декор его в целом выдержан в неоклассическом стиле с обилием полуколонн. Дом остается жилым до сих пор и явно нуждается в реставрации или хотя бы в ремонте: осыпающаяся кирпичная кладка на всех выступающих частях здания – печальное зрелище.

        О доходном доме на Плющихе, 16, строение1 нет никаких сведений, кроме того, что он построен в 1917 году. Время было непростое: первая мировая война, революции… Тут уже не до украшения фасадов. Единственное, что осталось в нем от модерна – сложное окно лестничных пролетов.

 

       А закончим нашу прогулку у дома №11. Доходный дом в стиле рационального модерна построен в 1909 году. Архитектор не известен, а владельцем был некто Б. В. Глинский. Вероятнее всего это был потомственный почетный гражданин Борис Васильевич Глинский, совладелец крупного стекольного завода, отец театрального художника Николая Глинского. По крайней мере в биографии Николая Глинского отмечается, что детство его прошло в старинном доме на Плющихе. Так что вполне вероятно, что неподалеку от собственного дома Борис Васильевич построил еще и доходный дом.

      Состояние дома неплохое, плитка кабанчик чистая, оштукатуренные части фасада не осыпаются. Главный фасад портит только «голубятня» на балконе шестого этажа: сооруженная владельцами квартиры лоджия закрывает, пожалуй, единственное украшение фасада – чердачное окно.

 

  14.02.2021

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *