МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-9

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА. Часть 9

            О московских доходных домах можно говорить бесконечно. Сотню раз проходишь по какой-нибудь улице или переулку и, кажется, сотню раз видел здесь все. Но вдруг поднимаешь глаза, а перед тобой дом, который ты ни разу не видел. Просто проходя по этой улице раньше, ты не обращал на него внимания. Сегодняшний материал будет посвящен именно таким, внезапно увиденным домам. Обычно рассказывая о доходных домах, я стараюсь составить свой рассказ так, чтобы получился определенный маршрут для прогулки по столице: арбатские переулки, Хамовники, районы вокруг центральных улиц… Сегодня никакого маршрута не получится. Это просто рассказ о доходных домах, расположенных в разных местах города. Но думаю, проходя по указанным улицам, вы не пройдете мимо этих домов. Известные, с богатой историей и те, о которых ничего, кроме года постройки, неизвестно – все они по-своему интересны и заслуживают нашего внимания.

            Мещанская улица, 17. Небольшой, элегантный доходный дом в стиле модерн. Построен в 1906 году. Имена владельца и архитектора достоверно не известны, эту работу иногда приписывают Кекушеву. У Романюка я нашла, что дом построен в 1905 году, автор проекта архитектор Д. Тропарев. Ничего об этом архитекторе я также не нашла, да и у Романюка дом отмечен, как дом 26/21. Такого номера дома на Мещанской нет – последний дом на улице № 17.

          Как бы там ни было этот доходный дом необычайно красив. Фасад имеет симметричную композицию, первый этаж рустован, второй и третий этажи главного фасада покрыты бирюзовой плиткой-кабанчик. Входная ниша оформлена арочными профилями, над входом устроен широкий козырек, а верх здания венчает широкий карниз с небольшим криволинейным фронтоном. Все это придает фасаду пластичность. Оконные проемы обрамлены наличниками, которые плавно перетекают в плоскость стены. В стилизованных сандриках размещены лепные цветы. Окна третьего этажа соединены перемычкам с лепным декором в виде виноградных листьев. Лепные цветы и листья винограда украшают и трехгранные эркеры, которые расположены по краям фасада и подчеркнуты вертикальными тягами.

 

   

        Какое-то время здание занимало посольство Буркина-Фасо (об этом также пишет и Романюк). Сейчас в здании располагается Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

        Долгоруковская улица, 29 – доходный дом М. И. Фишера. О владельце дома известно, что звали его Максимилиан Иосифович, он имел чин статского советника, а в 1907 году определением Правительствующего Сената признан в потомственном Дворянстве с гербом, а на гербе были изображены, естественно, рыбки.

      В 1913 году Фишер приглашает архитектора Владимира Васильевича Воейкова для строительства доходного дома. Выпускник Института гражданских инженеров в Петербурге, Воейков работал в Строительном отделении Московского Губернского Правления, преподавателем Строгановского училища, заведующим хозяйственной частью Инженерного училища путей сообщения. В архитектурном плане сотрудничал Гавриилом Васильевичем Барановским и Львом Николаевичем Кекушевым.

         Доходный дом на Долгоруковской был задуман большим, а Максимилиан Фишер, видимо был не очень богатым человеком. В процессе строительства деньги у Фишера закончились, и ему пришлось обращаться за помощью к мелким инвесторам. В результате дом стал доходно-кооперативным: часть квартир была в собственности вкладчиков, другой частью распоряжался Фишер, сдавая апартаменты внаем.

        Дом на Долгоруковской имеет ассиметричный главный фасад. Вертикаль ему задают многоугольные эркеры, которые заканчиваются балконами с ажурными перилами, тяги и ризалиты. Ажурные решетки украшают и другие балконы. Лепных элементов декора немного: скульптура двух детей под одной из тяг, цветочные гирлянды на треугольном аттике, который также украшен керамической плиткой желтого цвета, и гирлянда на эркерном ризалите. Вообще зная финансовую историю строительства, создается впечатление, что дом строился не горизонтально, а вертикально: сначала построили левую часть дома с хоть и не обильным, но все-таки декором, а правая часть построена после того, как закончились деньги Фишера и, поэтому декора на ней нет совсем.

 

   

       Бауманская улица, 23. Маленький одноподъездный дом, похожий на готический замок, построен в период с 1910 по 1914 годы. Владельцем этого доходного дома был крестьянин Антон Фролов. Об этом человеке ничего не известно. Думаю, что он просто числился за крестьянским сословием, а на самом деле занимался какой-то предпринимательской деятельностью, которая и позволила ему иметь достаточное количество средств для постройки небольшого доходного дома. И пригласить для осуществления задуманного известного архитектора – Виктора Александровича Мазырина. Мазырин окончил МУЖВЗ со званием классного художника архитектуры. В Москве по его проектам возведено около сорока строений, включая 26 доходных домов.

 

        Неизвестно, чем было вызвано строительство доходного дома столь необычного вида. Может быть это была прихоть заказчика, а может быть фантазия на тему Немецкой слободы, родившаяся в голове архитектора. Последнее очень вероятно, если учесть, что Мазырин был способен создавать необычные здания: он автор проекта особняка А. А. Морозова на Воздвиженке http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-3/ .

        Дом-замок получился отменным. Фасады покрыты грубой штукатуркой, которая удачно имитирует камень-песчаник. Здесь есть все элементы готического замка: витражные окна лестничных пролетов, башенки-пинакли на крыше, геральдический лев и даже картуш с гербом, похожим на герб Медичи, только вместо пяти шариков здесь только три. И это на доме крестьянина!

   

 

          Дом до сих пор жилой, в нем всего три квартиры.

        На Бауманской есть еще один небольшой доходный дом в стиле модерн. Это дом № 28, строение 2. Построен он в период с 1912 по 1917 годы по проекту архитектора Клавдия Леонидовича Розенкампфа. Имя владельца дома неизвестно. А для Розенкампфа, выпускника МУЖВЗ, это была последняя работа в Москве. За свою трудовую деятельность он подготовил проекты примерно пятнадцати доходных домов, но его судьба после 1917 года неизвестна.

        Декор дома скромный: рустовка первого этажа, горизонтальные тяги и три эркера, два из которых опираются на кронштейны. И этот дом до сих пор жилой.

 

   

       Земляной вал, 30. Перед нами просто итальянское палаццо эпохи ренессанса! Рустованный фасад двухэтажного дома, изящная лепнина в обрамлении арочных окон, под окнами второго этажа всего фасада и над окнами второго этажа ризалита — пояс из лепных гирлянд – все это словно переносит нас во Флоренцию эпохи Медичи. К сожалению, достоверных сведений об этом доме отыскать не удалось ни в доступных мне печатных источниках, ни в интернете. В последнем здание упорно называют бывшими палатами боярина Ивана Павловича Матюшкина, перестроенном после пожара 1812 года в классический особняк с портиком, треугольным фронтоном и антресолями (?!). На самом деле этот особняк расположен по адресу Земляной Вал, 39/1, строение 2.

        Наиболее достоверной мне кажется такая информация о доме 30. Здание построено во второй половине 19 века как доходный дом и принадлежало оно представителю рода предпринимателей Морозовых, Алексею Викуловичу Морозову. В подтверждение такой версии говорит и тот факт, что неподалеку, в Подсосенском переулке у Алексея Викуловича был собственный особняк. А вот по данным сайта  https://flatinfo.ru/ здание построено в 1917 году.

     Сейчас его занимает Управление на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу.

        Никитский бульвар, 15. Доходный дом архитектора А. С. Гребенщикова. Построен в 1915 году по проекту самого Гребенщикова в стиле рационального модерна. Декор дома аскетичен – только два эркера в три окна по краям фасада, украшенные выложенными кирпичом декоративными арками.

Александр Сергеевич Гребенщиков окончил Институт гражданских инженеров со званием гражданского инженера. Занимался частной архитектурной практикой, выполнял заказы на устройство канализации, вентиляции и отопления зданий, был крупным домовладельцем. Кроме доходного дома на Никитском бульваре, владел домом в Первом Колобовском переулке.

Из интересных фактов хотелось бы отметить, что в доме на Никитском снимал квартиру основатель Фабрично-торгового товарищества А. И. Абриковсова сыновей, известного позднее как кондитерский комбинат «Бабаевский», Алексей Иванович Абрикосов.

       Милютинский переулок, 13. Здесь в 1899-1900 годах по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества строится доходный дом. Учредителем и основным акционером Московского торгово-строительного общества был Яков Андреевич фон Рекк. Общество занималось строительством особняков для дальнейшей продажи. Строило общество и доходные дома.

     Для строительства дома в Милютинском переулке фон Рекк приглашает Сергея Владимировича Шервуда, который построил в 1897 году особняк для самого Рекка на Пятницкой улице http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-7/ .

  О Сергее Владимировиче Шервуде я также уже рассказывала http://www.peshkompomoskve.ru/sherwood-1/ Представитель большой творческой семьи Шервудов Сергей Владимирович не так известен, как его младший брат Владимир. Но его немногочисленные работы яркие и самобытные.

     Доходный дом в Милютинском строгий и монументальный. Построен в период распространения в России неоклассицизма. Скошенный угол на пересечении Милютинского и Сретенского переулков оформлен классическим треугольным фронтоном. На боковых фасадах – прямоугольные эркеры, опирающиеся на кронштейны в виде завитков аканта. Сами эркеры украшены декоративными балюстрадами и узорами меандра.

         Сейчас в здании расположен Бизнес-центр «На Милютинском».

      Ленинградский проспект, 30. Доходный дом Судакова, построенный в 1904 году по проекту Адольфа Эрнестовича Эрихсона. История этого дома тесно связана с расположенным рядом рестораном «Яръ», в советские годы – ресторан гостиницы «Советская».

         В 1836 году в Петровском парке возле Петербургского шоссе в деревянном одноэтажном здании открылся ресторан «Яръ» господина Транкиля Яра. В 1871 году хозяином ресторана становится московский купец Федор Иванович Аксенов. Федор Иванович был довольно типичным для ресторатора человеком — перед покупкой ресторана он служил официантом. Купленный ресторан был маленьким и не слишком популярным. Но Аксенов смог так организовать дело, что что ресторан стал приносить немалую прибыль. Приятное обслуживание, вкусные блюда и, главное, цыганский хор – все это очень нравилось посетителям.

       Федор Иванович расширил помещение ресторана: были построены новые залы, отдельные кабинеты, терраса для обслуживания летом. Кроме цыганского хора в ресторане выступали русский хор и бальный оркестр. Состояние Аксенова преумножилось фантастически. Тем не менее он решает продать выгодный бизнес – в 1896 году ресторан покупает выходец из крестьян Ярославской губернии Алексей Акимович Судаков, между прочим тоже бывший официант. Ко времени покупки ресторана бывший предприимчивый официант был состоятельным человеком. Он купил не только ресторан, но и большой участок рядом с ним. Там он построил кухонные флигели, склады, летние беседки, собственный особняк, доходный дом, даже две электростанции. В начале 20 века имущество Алексея Акимовича оценивалось почти в 300 тысяч рублей.

        Эрихсон перестраивает здание ресторана стиле модерн, с большими гранёными куполами, арочными окнами и оригинальными металлическими светильниками по фасаду. Здание это, к сожалению. до наших дней не сохранилось – гостиница «Советская» была перестроена, а фасады оформлены в стиле сталинского ампира. Не сохранились и другие постройки ресторанного комплекса, включая особняк Судакова. А доходный дом сохранился – типичный образец московского модерна: плавные линии эркеров и карнизов на кронштейнах, округлая башенка в оформлении угла здания, граненые купола на крыше, которые стилистически перекликались с куполами здания ресторана. Однако многие лепные элементы декора до наших дней не сохранились.

 

        С 1998 года ресторану при гостинице вернули историческое название, и он вновь называется «Яром», восстановлены фрагменты интерьеров ресторана начала 20 века. В одном из залов ресторана находится цыганский театр «Ромэн», а бывший доходный дом Судакова состоит на балансе театра и используется в качестве театральной гостиницы.

       Бытует ошибочное мнение, что доходные дома – это жилые дома с квартирами для сдачи внаем. Но это не всегда так. Из самого названия следует, что доходные дома строились для того, чтобы приносить доход, а каким образом – вопрос второй. Помещения в таких домах сдавались в аренду под магазины, склады, мастерские, конторы, врачебные кабинеты и, конечно, под жилье. В некоторых доходных домах помещения под магазины и прочее планировались на этапе строительства, обычно для них отводился первый этаж. А иногда доходные дома полностью предполагалось сдавать под конторы и планировалось это еще до начала строительства.

        Именно такой доходный дом находится на Славянской площади, 2/5/4, строение 3. В 1911 году русский предприниматель, крупный промышленник и банкир Николай Александрович Второв решил построить здание для складских и конторских помещений рядом с церковью Всех Святых на Кулишках. Для реализации проекта он пригласил архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова. Выходец из семьи рабочих (это, кстати, определило его востребованность при советской власти) Кузнецов окончил МУЖВЗ и Императорскую Академию художеств в Петербурге, получив звание архитектора-художника. Иван Сергеевич много и плодотворно работал в различных архитектурных стилях. Это определялось природным дарованием и активной жизненной позицией зодчего. Он, как правило, выполнял весь комплекс проектных и строительных работ возводил особняки и усадьбы, доходные дома, административно-гостиничные комплексы, заводские и фабричные производственные сооружения, поликлиники.

       Кузнецов спроектировал монументальное здание в классических формах, при строительстве которого были использованы железобетонные каркасные конструкции. Центр дома выделен аркой, ведущей во двор. Над ней расположены монументальные кронштейны, которые поддерживают неоклассический портик, увенчанный фронтоном. Боковые фасады здания практически лишены декора.

       Ещё до окончания строительных работ все офисы были сданы в аренду. Среди арендаторов числились мануфактуры семьи Николая Коншина, конторы семьи Рябушинских. Основная часть комплекса открылась 16 марта 1912 года, через год начала действовать и гостиница, но отделочные работы продолжались до 1914 года. В гостинично-административном комплексе «Деловой двор» кроме контор и гостиницы обустроили магазины, бильярдную, библиотеку, телеграф, выставочные залы и складские помещения, оборудованные по последнему слову тогдашней техники. Кроме того, здание использовали для проведения художественных выставок.

           В 1918 году здание национализировали, а его владелец Николай Второв был застрелен в своем рабочем кабинете, как говорилось в следственных документах «неустановленным лицом». Помещения стали использовать как шикарную гостиницу для иностранцев. В 1930-ых годах здание передали в ведение ВСНХ и Народного комиссариата тяжёлой промышленности, в нем также разместился ряд советских трестов. Различные правительственные организации размещались в здании вплоть до 1990-ых годов. Сейчас помещения комплекса «Делового двора», который почему-то получил второе название «Дом Металлургов», арендовали рестораны, административные и коммерческие службы.

       Верхняя Красносельская улица, 38/19. Небольшой изящный доходный дом построен в 1887 году. Имя владельца и архитектора история не сохранила. Вполне вероятно, что модерновый декор фасада — маскароны, вставки из керамической плитки разных оттенков зеленого цвета – появились на доме в более позднее время. По крайней мере это точно справедливо для серпа и молота на аттике.

 

         Сейчас в здании располагаются различные офисы.

          Улица Тимура Фрунзе, 15/1. Доходный дом 1918 года постройки. Больше о доме никаких сведений нет. В последние годы его «отреставрировали»: угол дома по улице Тимура Фрунзе надстроили двумя этажами и безобразной мансардой, вставили пластиковые окна, а глядя на вставки из глазурованной керамической плитки, создается впечатление, что она не столетней давности, а современная. В пользу этого говорит тот факт, что такая плитка украшает даже надстроенную недавно мансарду. О том, что дом построен в начале 20 века лишь напоминают характерные для того времени эркеры разной формы да скошенный угол дома на пересечении улиц Тимура Фрунзе и Россолимо.

 

    

        Сейчас в здании расположено ООО «Лечебный центр».

      А закончим наш сегодняшний рассказ об очень разных московских доходных домах на Новокузнецкой улице.

         Новокузнецкая, 33, строение 1. Бывший доходный дом некоего М. П. Макарова. Построен в 1914 году по проекту архитектора Бориса Николаевича Кожевникова. Кожевников окончил МУЖВЗ с малой серебряной медалью, дававшей право на потомственное почетное гражданство, и званием неклассного художника архитектуры. Работ Кожевникова в Москве не много, у него был непростой характер, что приводило к конфликтам с заказчиками и коллегами-архитекторами.

        Инженерные коммуникации для доходного дома разработал выпускник Петербургского института гражданских инженеров Витольд Иванович Дзевульский, который принимал участие в проектировании коммуникаций многих московских зданий, включая гостиницу «Метрополь». А проектировать в доходном доме Макарова было что: квартиры здесь были оснащены всем необходимым для комфортной жизни.

   

          Несмотря на внушительные размеры дома, в нем было всего восемнадцать квартир. Две одинаковые части протяженного пятиэтажного двухподъездного дома разделены монументальной сквозной аркой, занимающей по высоте три этажа, через которую открывается вид на дворовый корпус. Антаблемент, перекрывающий арку, поддерживают две дорические колонны. По сторонам архивольта арки расположены барельефы Славы – парящие в воздухе женские фигуры в струящихся античных одеждах с лавровыми венками в руках. Кроме того, фасад украшают и другие лепные элементы, характерные для классицизма: меандр, раковины, гирлянды, ионики, маскароны сатиров и львов.

 

     

        Дом до сих пор жилой. Распоряжением департамента культурного наследия города Москвы от 24 апреля 2014 года получил статус выявленного объекта культурного наследия народов России.

       Напротив доходного дома Макарова стоит небольшой четырехэтажный дом № 34, сочетающий в себе элементы декора кажется всех известных стилей. Здесь и разной формы эркеры и изящные балконы от модерна, и пилястры фантазийного ордена от классицизма, и портал главного входа то ли от готики, то ли от русского стиля. Владельцем дома был Л. А. Энгельбрехт. В интернет-газете «Москва-центр» нашла статью-расследование Ольги Кузьминой «Загадка статского советника Энгельбрехта», посвященную этому дому и его владельцу https://caoinform.moscow/zagadka-statskogo-sovetnika-engelbrehta/. Так вот, Лаврентий (Лауриц) Андреевич Энгельбрехт, согласно этому материалу, был преподавателем древних языков в 6-ой мужской и 3-ей женской гимназиях, расположенных неподалеку. Он сделал неплохую карьеру, дослужившись за пятнадцать лет от чина коллежского асессора до чина статского советника, не имел семьи и жил в одной из квартир своего доходного дома.

 

 

 

   

   

         Проект дома был разработан архитектором Николаем Доброхотовым, а осуществлен через три года архитектором Александром Прамнеком. В доступной мне литературе никаких сведений об этих архитекторах нет.

           Сейчас здание занимает Национальный благотворительный фонд.

       Рассказом о доходном доме Энгельбрехта, который в равной степени можно считать и архитектурным шедевром, и архитектурным курьезом мы и завершим сегодняшнее знакомство с доходными домами Москвы.

28.06.2021

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *