МОСКОВСКИЕ ПАМЯТНИКИ-1
К сожалению, сейчас люди не очень любят читать. Большие статьи, тем более книги, часто до конца не дочитывают. Время летит стремительно, и мы стараемся угнаться за ним. В соцсетях, да и вообще в интернете популярны короткие посты с минимумом информации. Мне тоже несколько раз делали замечания по поводу того, что статьи мои слишком длинные, что тяжело читать абзацы из нескольких предложений, лучше каждое предложение начинать с красной строки. Кое-что я учла – статьи стараюсь писать не слишком большие, а если материала много – разбиваю на несколько частей.
Сегодняшний материал я хотела сделать таким, чтобы он понравился тем, кто любит короткие статьи: текста мало, а фотографий много, потому что рассказ этот о московских памятниках. Памятники установлены известным людям, рассказывать о которых подробно не имеет смысла. О скульпторах тоже, ведь этот сайт об архитектуре и архитекторах, а работа архитекторов при возведении памятников все-таки вторична. Но не рассказать о московских памятниках, как неотъемлемой и важной части городской среды, нельзя. Увы, но короткой статьи у меня так и не получилось. Желание рассказать о столичных памятниках самую интересную с моей точки зрения информацию победило стремление к краткости.
Памятники возле жилищ человека появились, наверное, в каменном веке: наскальные росписи, каменные идолы кочевых народов, гробницы фараонов с памятниками им в древнем Египте, скульптуры победителей олимпиад в Элладе, памятники политическим деятелям в древнем Риме, королям и святым в средневековой Европе…
В Москве памятников очень много – более тысячи. Естественно, описать их все невозможно. Попытаюсь рассказать о самых известных и интересных.
Меня сильно возмущает отношение к памятникам в последнее время по всему миру: в угоду политической конъектуре, толерантности или, наоборот, религиозной нетерпимости памятники сносят, перечеркивая историю и культуру своих народов. После 1917 года в новой советской России снесли все памятники императорам, зато воздвигли массу памятников вождям революции. И радует, что такого не произошло в 1990-ые: в Москве убрали только три памятника советским деятелям — Дзержинскому на Лубянке, Калинину в начале Нового Арбата (в ту пору еще Калининского проспекта) и Свердлову у Китайгородской стены. Если честно, то, готовя этот материал, последний я вспомнила с трудом.
Конечно Москву освободили от бесчисленных памятников и бюстов Ленину –их было очень много, некоторые источники указывают на цифру 200. Но Ленин на Калужской (бывшей Октябрьской) площади сохранился. Установлен он в 1985 году, скульптор Лев Ефимович Кербель, при участии Владимира Алексеевича Федорова.
Как и памятник Ильичу в парке «Красная Пресня», установленный в 1976 году, скульптор Николай Иванович Брацун.
На месте и памятник Ленину перед главным павильоном ВДНХ, установленный в 1954 году, автор проекта Петр Петрович Яцыко.
А памятник Ленину из Тайницкого сквера в Кремле перекочевал в 1995 году в Горки, куда, кстати, была переведена из Кремля и обстановка мемориальной квартиры Владимира Ильича. А в Кремле памятник был установлен в 1967 году, скульптор Вениамин Борисович Пинчук.
На своем обычном месте на площади Революции гранитный Карл Маркс, установленный здесь в 1961 году, скульптор все тот же Лев Ефимович Кербель…
… и Фридрих Энгельс на площади Пречистенские ворота у метро «Кропоткинская», 1976 год, скульптор Иосиф Иванович Козловский.
Но оставим памятники политическим деятелям эпохи идеологии марксизма-ленинизма и вспомним другие.
Начнем, пожалуй, с самого старого московского памятника – памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Идея создания монумента появилась в 1803 году у членов «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», в котором состоял скульптор Иван Петрович Мартос. Но эта идея не нашла поддержки у императора. Скульптор по собственному почину в 1804 году изготовил модель будущего монумента и выполнил гравюру памятника, которая в дальнейшем послужила своеобразной рекламой.
В 1808 году увековечить память Минина и Пожарского решили жители Нижнего Новгорода, родного города «гражданина Минина». На сей раз инициатива была поддержана императором Александром I, и в конце 1808 года в Императорской Академии художеств состоялся конкурс, в котором приняли участие виднейшие отечественные скульпторы и архитекторы начала 19 века. Победил проект Мартоса. В 1809 году была открыта подписка на сооружение памятника, так что его по праву можно считать народным. В 1811 году по просьбе Мартоса решено было поставить памятник в Москве, «которая была предметом великих дел князя Пожарского и Минина», а в Нижнем Новгороде соорудить памятный обелиск. Работы над памятником проводились в Петербурге.
В 1817 году отлитую скульптурную группу и постамент доставили из Петербурга в Москву. Вскоре была утверждена надпись на лицевой стороне постамента: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» и принято окончательное решение о месте установки памятника. Конкретное место определил И П. Мартос: в центре площади, ближе к зданию Верхних торговых рядов, против его входа. 20 февраля 1818 года при стечении огромного количества людей состоялось торжественное открытие памятника.
Летом 1931 года монумент, ставший помехой для демонстраций и парадов, был передвинут со своего исторического места к фасаду Покровского собора (храму Василия Блаженного). В 2016 году памятник был официально передан в ведение Государственного исторического музея. Сейчас он находится на реставрации.
Еще один «народный» памятник украшает нынешнюю Пушкинскую площадь. Памятник Александру Сергеевичу был создан по инициативе выпускников Царскосельского лицея на средства также, как и в предыдущем случае, собранные по подписке. Автор работы Александр Михайлович Опекушин. Установлен монумент в 1880 году в начале Тверского бульвара, а в 1950 году в рамках реконструкции улицы Горького (Тверской) его переместили на противоположную сторону площади на место снесенной колокольни Страстного монастыря.
Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник»: в 19 веке это были несколько измененные Жуковским строки
И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал
и
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык.
В 1936 году текст заменили на пушкинский оригинал. Старые рельефные надписи срубили, поверхность заново отполировали, исходный шрифт сохранили, но орфография заменили на современную, а вместо двустиший выбили полные четверостишия.
6 июня 1999 года, в день двухсотлетней годовщины со дня рождения поэта, был открыт памятник в виде фонтана-ротонды «Пушкин и Натали» в сквере у Никитских ворот. Место выбрано неслучайно – недалеко отсюда на углу Большой Никитской и Скарятинского переулка был особняк Гончаровых, а в храме Большого Вознесения в Сторожах Александр Сергеевич венчался с Натальей Николаевной. Проект фонтана разработан архитекторами Михаилом Анатольевичем Беловым и Максимом Алексеевичем Харитоновым, а бронзовые фигуры внутри ротонды – работа скульптора Михаила Викторовича Дронова.
Фонтан справедливо критикуют за непропорциональные размеры: скульптуры плохо просматриваются за мощными мраморными колоннами. Тем не менее идея поместить фигуры Пушкина и Натальи Николаевны в беседку-ротонду понравилась и скульпторам, и городским властям. Так появились похожие памятники, например, в Белгороде и Красноярске.
Кстати, московский фонтан — один из немногих питьевых фонтанов в столице, его вода проходит через угольные фильтры, которые очищают ее до состояния родниковой.
В 1999 году появился памятник Пушкину на Арбате. Вернее, это памятник Александру Сергеевичу и Наталье Николаевне. Он установлен напротив дома Н. С. Хитрово, в котором поэт снимал квартиру сразу после свадьбы с Гончаровой, с 18 февраля 1831 года по середину мая этого же года http://www.peshkompomoskve.ru/classicism-2/ .
Памятник выполнен с большим портретным сходством и изображает новобрачных, выходящих после венчания из храма. Авторами проекта являются Александр Николаевич Бурганов и его сын Игорь Александрович.
Идея установить памятник Гоголю в Москве возникла в дни торжеств, посвящённых открытию памятника Пушкину: летом 1880 года по инициативе Общества любителей российской словесности, была открыта подписка для сбора средств.
Памятник выполнил скульптор Николай Андреевич Андреев, а открыт он был в 1909 году в год столетия писателя. Кстати, архитектурную часть проекта, которая включала в себя пьедестал и окружающее оформление, выполнил Ф. О. Шехтель.
Памятник получился замечательным: печальный Николай Васильевич сидит, укутавшись в крылатку, а на пьедестале изображены герои произведений писателя. На барельефах можно разглядеть и Чичикова, и Хлестакова, и Тараса Бульбу с сыновьями…
Барельеф с героями «Ревизора» с пьедестала памятника украшает обложку собрания сочинений Николая Васильевича, изданного в 1959 году.
На своем первоначальном месте, Пречистенском бульваре, который с 1924 года стал называться Гоголевским, памятник простоял 42 года. Но городские власти и руководители страны считали его слишком депрессивным. По слухам, особенно раздражал памятник Сталина. В 1951 году его перенесли на территорию Донского монастыря, а в 1959 — установили во дворе бывшей усадьбы графа Александра Петровича Толстого на Никитском бульваре, где Гоголь провел последние четыре года жизни.
А на Гоголевском бульваре появился новый, если можно так сказать, более позитивный памятник Николаю Васильевичу. Монумент работы Николая Васильевича Томского установили в год столетия со дня кончины писателя, в 1952 году. Томский победил в конкурсе на проект памятника, в котором лучшие скульпторы того времени: С. Д. Меркуров, М. Г. Манизер, Е. В. Вучетич.
В 21 веке периодически поднимается вопрос о переносе андреевского памятника на прежнее место. На мой взгляд, это не самая лучшая идея: уже не одно поколение москвичей привыкло к такому расположению памятников, и не понятно куда девать памятник работы Томского. При переносе велики риски повреждения монументов, да и стоить это мероприятие будет дорого. По-моему, у города много других насущных проблем.
Вообще памятников писателям в столице очень много. Установлены они в разные годы, одни стали культовыми местами столицы, другие после установки вызывали массу споров. Рассказать хотя бы вкратце обо всех в моем проекте не представляется возможным: в Москве, например, четырнадцать (!) памятников Пушкину, по три — Толстому, Чехову, Есенину, Горькому, два — Окуджаве… Но с некоторыми мы все-таки познакомимся.
Памятник А. С. Грибоедову установлен в начале Чистопрудного бульвара в 1959 году – в 130 годовщину трагической гибели писателя. Автор монумента Аполлон Александрович Мануйлов. Фигура Грибоедова установлена на круглом постаменте, который украшен барельефом с героями «Горе от ума».
Место для памятника было выбрано не случайно, так как Александр Сергеевич жил некоторое время неподалеку от этого места, в доме № 42 по Мясницкой улице.
На постаменте памятника горельеф, изображающий все фамусовское общество, от которого бежит Чацкий:
«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок! —
Карету мне, карету!»
Не знаю, когда на памятнике и рядом с ним появились целых две памятные таблички с исчерпывающей информацией о памятнике. Ничего подобного я больше в Москве не встречала.
Памятник Владимиру Маяковскому был установлен в 1958 году на Триумфальной площади, в ту пору – площади Маяковского. Автор монумента – Александр Павлович Кибальников. Заложен памятник еще в довоенные годы, а уже после войны, в начале 1950-ых был объявлен конкурс на лучший проект. В нем участвовали такие известные скульпторы как С. Т. Коненков, М. Г. Манизер, Е. В. Вучетич, М. К. Аникушин. Победителем стал проект Кибальникова.
Бронзовая скульптура поэта высотой 6 метров установлена на гранитном постаменте высотой 4 метра. Такая пропорция скульптуры и постамента зрительно увеличивает фигуру Маяковского. Поэт стоит с распахнутым пиджаком в позе чтеца с записной книжкой в левой руке. На постаменте высечены строки Владимира Маяковского:
И я,
как весну человечества,
рождённую
в трудах и в бою,
пою
моё отечество,
республику мою!
В 1960-ые годы место стало культовым для москвичей эпохи «оттепели»: здесь собирались поэты, которых позднее назовут «шестидесятниками», и просто москвичи для того чтобы читать стихи.
Памятник Лермонтову установлен на Лермонтовской (бывшей Красноворотской) площади в 1965 году. Авторы монумента скульптор Исаак Давидович Бродский и архитекторы Николай Николаевич Миловидов, Григорий Ефимович Саевич и Анатолий Вольфович Моргулис. Выбор места для памятника и переименование площади связаны с тем, что будущий поэт родился в доме Арсеньевых у Красных ворот
Бронзовая фигура поэта установлена на цилиндрическом гранитном постаменте, воротник и полы шинели Лермонтова развеваются ветром, а сам поэт задумчив и печален. На постаменте выбиты строки Лермонтова:
Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно…
За памятником расположена декоративная решетка, украшенная рельефами на тему произведений поэта – «Мцыри», «Парус» и «Демон».
Памятник Сергею Есенину был открыт на Тверском бульваре в 1995 году к столетию со дня рождения поэта. Бронзовая фигура Есенина установлена гранитном постаменте со ступенчатым основанием. Автор монумента – скульптор Анатолий Андреевич Бичуков.
А на Гоголевском бульваре в 2007 году был установлен памятник Михаилу Шолохову. Как и многие современные памятники, его концепция, да и сама установка вызвала много споров среди москвичей: писатель был мало связан с Москвой и один памятник ему в столице уже был – на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара. Идея и композиция памятника возникла еще в 1980-ых годах, автором был Иулиан Митрофанович Рукавишников, который предлагал установить монумент на Зубовской площади. Но в 2000 году Иулиан Митрофанович скончался, так и не осуществив своего проекта.
Памятник на Гоголевском бульваре – это реализация замысла Иулиана Митрофановича его сыном Александром. Обоснование места размещения памятника все-таки отыскали: неподалеку в переулке Сивцев Вражек, 33 у писателя с конца 1950-ых годов была квартира, в которой он жил, приезжая в столицу по делам, на писательские съезды и сессии Верховного Совета СССР.
Шолохов-памятник плывет на лодке по Дону, а позади лодки находятся плывущие в противоположном направлении две группы лошадей, как символ раскола послереволюционной России на «красных» и «белых». Памятник оборудован фонтаном, который подает воду на плиту с лошадиными головами.
Композиция до сих пор вызывает неоднозначную реакцию. Городские власти периодически предлагают перенести памятник в какое-нибудь другое место. Подача воды на памятник иногда отключается, и лошадиные головы смотрятся просто отрубленными. В одном из последних интервью еженедельнику АиФ (№45, 2021) Александр Рукавишников сказал, что при установке памятника было нарушено техзадание: вместо слоя воды в пять сантиметров даже при работающем фонтане этот слой получается слишком тонким и теряется иллюзия плывущих по реке лошадей.
А вот место для памятника Марине Цветаевой выбрано без каких-либо натяжек и предположений: он установлен в Борисоглебском переулке возле дома-музея поэтессы. Цветаева жила в этом доме с 1914 по 1922 год, пока не уехала с семьей в эмиграцию.
Монумент хотели установить к столетию со дня рождения поэтессы, но в 1992 году смогли провести только творческий конкурс, победителем которого стала работа Нины Александровны Матвеевой. А дальше возникли проблемы с финансированием. В результате памятник открыли только в 2007 году, когда отмечалось 115-летие со дня рождения Цветаевой.
В мае 2014 года в сквере у дома 35 на Поварской улице установлен памятник практически нашему современнику Сергею Михалкову. Михалков жил в этом доме с 1951-го по 2009-ый год. Автор скульптурной композиции — Александр Рукавишников.
Скульптура изображает писателя задумчиво (видно так принято, что всех писателей и поэтов изображают задумчивыми, они даже в виде памятников пекутся о судьбах страны и народа) сидящим на скамейке: одной рукой он опирается на трость, другой — на спинку скамьи. Под скамьей лежат игрушки, а на газоне стоит девочка с букетом цветов. Все-таки Михалков был не только автором тексов гимнов СССР и РФ, сценаристом и драматургом, но и замечательным детским писателем, стихи которого читают детям до сих пор.
На Поварской есть еще памятник писателю. Это один из памятников Льву Толстому, который установлен в парадном дворе так называемого дома Ростовых на Поварской http://www.peshkompomoskve.ru/classicism-1/ . Писатель изображён сидящим опять-таки в задумчивой позе. Он одет в крестьянскую одежду, однако сидит в удобном, совсем не крестьянском кресле, которое стоит на простом гранитном постаменте. Установлен монумент в 1956 году, выполнен киевским скульптором Галиной Николаевной Новокрещеновой. Памятник является даром писателей Украины московским писателям в связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией.
Памятник другому Толстому, Алексею Николаевичу, установлен в сквере напротив храма большого Вознесения в 1957 году. Неподалеку, в доме 2/6 по Спиридоновке, писатель провел последние годы жизни — с 1941 по 1945 год. Автор памятника – скульптор Георгий Иванович Мотовилов.
В 2018 году открыт памятник Солженицыну на улице его имени, которая, кстати, в советское время называлась Большой Коммунистической. Споры о роли писателя и в литературе, и в общественной жизни страны между либералами и консерваторами ведутся до сих пор. Первые считают его гениальным писателем, философом и мыслителем чуть ли не уровня Льва Толстого, вторые — клеветником и предателем (интересно, предателем кого?). Думаю, что истина находится где-то посередине: он имел свою точку зрения на происходящее и высказывал ее открыто, а его романы — это публицистика, цель которой сохранить память о временах репрессий, которая очень важна для того, чтобы подобные вещи больше не происходили. Споры ведутся, а памятник этому безусловно неординарному человеку уже установлен. Автор памятника – скульптор Андрей Николаевич Ковальчук.
А на Украинском бульваре, который расположен между Киевским вокзалом и гостиницей «Украина», в 2006 году был установлен памятник знаменитой украинской поэтессе Лесе Украинке. Поэтесса стоит под деревом, на ветках которого расположились поющие птицы: подняв правую руку Леся читает свои лирические стихи. Авторы архитектурно-скульптурного ансамбля — Александр Николаевич и Игорь Александрович Бургановы и Евгений Григорьевич Розанов.
Отец и сын Бургановы оформили архитектурную среду всего Украинского бульвара. Вход на бульвар со стороны Кутузовского проспекта украшен двумя скульптурными композициями: «Аллегория воздуха», изображающая музу с ангельскими крыльями на развевающемся от ветра покрывале, и «Аллегория воды», изображающая ту же музу верхом на Гиппокампусе, мифической морской лошади с рыбьим хвостом. В этой скульптуре авторы допустили неточность в отношении мифологического животного – вместо передних ног с копытами у него должны быть перепончатые лапы.
Кроме того, Бургановыми оформлен пруд с фонтанами и мостиками, а завершается бульвар скульптурной композицией «Содружество» — хороводом из трех бронзовых женских фигур, символизирующих единение братских славянских народов: России, Белоруссии и Украины.
Вот такие были времена совсем недавно. Сейчас невозможно себе представить, что украинские писатели подарят Москве памятник, да и московские скульпторы вряд ли изваяют что-то на тему дружбы братских славянских народов – взаимоотношение между народами бывших советских республик по большей части оставляют желать лучшего.
Для меня есть еще одно символическое место в Москве, в смысле развала Советского Союза и отношений между бывшими «братскими республиками». Мысль о символичности этого места возникла в моей голове сразу после того, как я увидела эти расположенные практически рядом памятники.
На пересечении Вознесенского и Елисеевского переулков в сквере перед посольством Азербайджана установлен памятник Муслиму Магомаеву. Недалеко находится дом с московской квартирой певца. Бронзовый монумент на гранитном постаменте изображает молодого Магомаева на сцене. Это работа Александра Рукавишникова, в создании памятника принимала участие и вдова Магомаева Тамара Синявская. Памятник открыт в 2011 году.
Буквально в сотне метров от памятника Магомаеву в Брюсовом переулке находится памятник Араму Хачатуряну работы армянского скульптора Георгия Вартановича Франгуляна. Этот памятник является даром Москве от мэрии Еревана. Открыт монумент в 2006 году. Бронзовая фигура композитора в окружении музыкальных инструментов установлена на небольшом гранитном пьедестале, на котором на русском и армянском языках написано имя и фамилия композитора.
А между памятниками этим великим сынам двух соседних республик, а ныне двух воющих друг с другом независимых государств – памятник Мстиславу Ростроповичу. Памятник установлен в 2012 году к 85-летию со дня рождения музыканта, автор – Александр Иулианович Рукавишников. Конечно же Ростроповича невозможно представить без виолончели! Но для меня он всегда был символом романтики 1990-ых. Тогда многие воспринимали происходящее в стране с энтузиазмом и большой надеждой на лучшее. Вот и Ростропович во время августовского путча оставил виолончель и пошел защищать Белый дом. Увы, но прошедшие годы показали иллюзорность наших тогдашних чаяний и породили массу новых проблем взамен старых. А романтик Ростропович продолжает «играть» на виолончели между деятелями культуры двух враждующих народов…
Но оставим лирико-политическое отступление и вернемся к памятникам деятелям культуры в столице. Памятники не писателям, а певцам, артистам и представителям других творческих профессий, на мой взгляд, более живые, позах и выражении лиц больше индивидуальности и человечности. Они не столько озабочены судьбами человечества, сколько творчеством и влиянием этого творчества на человека.
Вот вальяжный Шаляпин на Новинском бульваре. Памятник работы Вадима Михайловича Церковникова установлен в 2003 году рядом с домом-музеем певца. По замыслу скульптора то, что Шаляпин сидит на земле, опираясь на вырванное с корнями дерево, должно символизировать эмиграцию Федора Ивановича, но при этом его неразрывную связь с родиной. А вот у некоторых москвичей памятник вызвал другие ассоциации, самая невинная из которых – Шаляпин поскользнулся на куче грязи и упал. Периодически возникают предложения снести памятник или перенести его в другое место, например, к Большому театру. Хотя если честно, то у Большого театра представить этот или какой-нибудь другой памятник весьма проблематично.
А вот Булат Окуджава, выходящий из Плотникова переулка на свой любимый Арбат. Автор памятника – армянский скульптор Георгий Вартанович Франгулян. Монумент открыт в 2002 году.
Если москвичи приняли этот памятник достаточно тепло, то критики и искусствоведы относятся к нему в целом отрицательно, считая худощавую сутулую фигуру Булата Шалвовича уродливой.
Вообще практически все памятники, появившиеся на улицах столицы в последнее время вызывают протест у определенной категории жителей города: то концепция памятника непонятна, то исполнение не то, то место установки не подходящее. Периодически раздаются голоса о сносе того или иного памятника или о переносе его на другое место. Хорошо, что у городских властей хватает здравого смысла не идти на поводу у противников какого-то памятника. Ведь большинство из монументов не так уж и плохи. Проходит время, люди привыкают и уже не представляют, что раньше здесь не было памятника. А кроме того всегда найдутся и защитники монумента, которые будут недовольны сносом или переносом… И так до бесконечности.
Сколько негативных отзывов было о памятнике Высоцкому, который установлен недалеко от площади Петровские Ворота на Страстном бульваре! Помните стихотворение Владимира Семеновича «У меня было сорок фамилий»:
Но не поставят мне памятник в сквере
Где-нибудь у Петровских ворот…
Но памятник установили, и памятник достаточно необычный. Высоцкий с гитарой за спиной стоит, раскинув в стороны руки и подняв лицо к небу. Вся его фигура, словно натянутый нерв. Автор монумента Геннадий Дмитриевич Распопов. Скульптура была выполнена Распоповым в 1979 году, а бронзовая фигура для установки отлита в 1994 году уже после смерти скульптора. Открытие памятника состоялось 25 июля 1995 года, в 15-ую годовщину со дня смерти Высоцкого.
Несмотря на первую негативную реакцию, со временем памятник стал знаковым местом для почитателей творчества Владимира Семеновича. У подножья монумента проходят мероприятия, посвященные памяти поэта, здесь читают его стихи и поют его песни.
Изящный памятник Майе Плисецкой в образе Кармен работы челябинского скульптора Виктора Федоровича Митрошина был открыт на Большой Дмитровке в день рождения великой балерины в 2016 году. Митрошин был лично знаком с Майей Михайловной и часто лепил ее портреты с натуры. А инициатива установки памятника принадлежит вдовцу балерины композитору Родиону Щедрину. Это, пожалуй. Один из немногих памятников, который не ругали ни критики, ни общественность.
В 1989 году к столетию со дня рождения скульптора был открыт памятник Вере Мухиной. Он установлен возле ее мастерской в Пречистенском переулке, автор – Михаил Константинович Аникушин. Поколенная фигура Мухиной располагается на красном гранитном постаменте. Выражение лица скульптора, динамика развевающегося на ветру шарфа чем-то напоминают самое известное творение Веры Игнатьевны – «Рабочий и колхозница».
Несколько слов о «Рабочем и колхознице». Этот шедевр советского монументального искусства, ставший символом советской эпохи, был задуман как композиция, венчающая павильон СССР на международной выставке в Париже 1937 года. Сам павильон – проект Бориса Иофана. Скульптуру из нержавеющей стали спроектировали, изготовили и собрали в Москве, потом разделили на 65 частей, перевезли в Париж и уже нам собрали на крыше павильона заново.
После завершения выставки Франция хотела выкупить монумент, но советское правительство решило его вернуть в СССР. Скульптуру снова разрезали и перевезли в Москву, при этом были испорчены и утеряны некоторые детали монумента. Сборка памятника была проведена с отступлением от оригинала, был изменен каркас и использованы более толстые листы стали. Сама Мухина предлагала установить «Рабочего и колхозницу» на Ленинских горах, но установили их перед главным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая позднее стала ВДНХ. Чтобы успеть к открытию ВСХВ, «Рабочего и колхозницу» разместили на низком десятиметровом постаменте. В личном архиве я отыскала фотографию с моими родителями на фоне памятника, сделанную в 1970 году. Глядя на нее нельзя не согласиться с Мухиной, которая говорила, что на таком постаменте нарушается динамика монумента.
В 2003 году городские власти приняли решение провести реставрацию монумента, которая была завершена только в ноябре 2009 года. Скульптура была разобрана на 40 деталей, каждую из которых тщательно исследовали современными методами на предмет коррозии, очистили детали и обработали от ржавчины специальными средствами, изготовили новые детали взамен тех, которые не подлежали реставрации, был рассчитан и спроектирован новый тройной каркас. Скульптура была установлена на павильон, имитирующий оригинальный проект Иофана 1937 года.
В 2010 году в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. В 2017 году экспозицию демонтировали, сейчас идет разработка концепции будущего музея ВДНХ, который планируют открыть в павильоне.
Есть в столице и памятники архитекторам. О памятнике Шухову я уже рассказала в статье о нем http://www.peshkompomoskve.ru/vladimir_shukhov/, о некоторых других собираюсь рассказать в будущих материалах, а сегодня познакомимся с памятником Ле Корбюзье.
Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) — прославленный французский архитектор швейцарского происхождения, один из первопроходцев архитектурного модернизма и функционализма, яркий представитель интернационального стиля в архитектуре. Он по праву считается одним из наиболее значимых архитекторов 20 века. В Москве по его проекту было возведено здание Центросоюза на Мясницкой улице. Перед этим зданием 2015 году и был установлен памятник архитектору. Скульптура стала даром Международного общественного фонда «Российский фонд мира» городу Москве и сооружена на средства мецената Алишера Усманова. Автор памятника Андрей Владимирович Тыртышников.
Долговязый человек в строгом костюме, круглых роговых очках и галстуке-бабочке вальяжно восседает на стуле прямо посреди тротуара. У его ног – план идеального города, который Ле Корбюзье мечтал построить всю жизнь. Стул, на котором сидит архитектор расположен на выносной консоли, как будто висящей в воздухе. Это один из характерных приемов Ле Корбюзье, который часто использовал в своих проектах приподнятые над землей объемы-блоки.
Не остались без внимания и меценаты прошлых лет. В 1980 году перед Третьяковской галереей открыт памятник Павлу Третьякову. Автор – Александр Павлович Кибальников.
В 1850-ых годах Павел Михайлович начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу, что он и сделал в 1892 году. А перед этим построил на свои средства здание галереи для своей коллекции – всем известное историческое здание Третьяковки.
Гранитная поколенная статуя изображает мецената в строгой позе со скрещенными на груди руками. Образ Третьякова скульптор позаимствовал с портрета Павла Михайловича, который написал Илья Репин.
Многие годы до этого перед галереей располагались сначала памятник Ленину, а позднее Сталину работы Сергея Дмитриевича Меркурова.
В работе над памятником, как правило, принимают участие кроме скульптора и архитекторы. Благодаря их работе памятники вписываются в городскую среду, именно архитекторы продумывают окружение памятника, часто — его постамент. В работе над многими памятниками последних лет, в том числе памятниками Магомаеву, Шухову, Шолохову, Ростроповичу принимал участие Заслуженный архитектор РФ Игорь Николаевич Воскресенский. Игорь Николаевич кандидат архитектуры, профессор Московского архитектурного института, академик Российской академии художеств, Международной академии архитектуры стран Востока, Международной академии архитектуры, Академии архитектурного наследия, почётный член Союзов архитекторов Белоруссии, Казахстана, Сербии, член Ассоциации ландшафтных архитекторов Америки, вице-президент Союза архитекторов России, член Союза Архитекторов РФ, Союза дизайнеров РФ, Союза художников РФ. Он является автором более ста творческих работ и ряда научных публикаций. Список работ, почетных и не только должностей и званий, как видите, внушительный.
По стопам отца пошел и его сын Антон. Он автор ряда проектов архитектурно-скульптурных и мемориальных ансамблей в России и за рубежом, лауреат отечественных и зарубежных выставок и конкурсов, член Московского союза художников. В настоящее время А. И. Воскресенский — ведущий архитектор проектного бюро «Творческая мастерская архитектора Воскресенского». Именно он разработал архитектурную часть памятника Ле Корбюзье.
Памятник Василию Сурикову был открыт в небольшом сквере на углу Пречистенки с Малым Лёвшинским переулком в центре Москвы в 2003 году к 155-летию со дня рождения художника. Любопытно, что закладка камня в основание памятника состоялась ещё в 1998 году, когда в России отмечали 150-летний юбилей со дня рождения Сурикова, после чего в течение нескольких лет шла работа над скульптурой. Место для установки памятника было выбрано неслучайно: через дорогу от него находится Российская академия художеств, а неподалёку отсюда — на Волхонке, 14 — расположен дом, где жил художник. Автор проект — скульптор Михаил Владимирович Переяславец.
Сегодняшнее знакомство с московскими памятниками мы заканчиваем, а о других поговорим в следующей статье.
28.11.2021
P.S. В день защиты детей, 1 июня 2022 года на Лялиной площади, неподалеку от дома на Земляном валу, где он жил, открыт памятник Самуилу Маршаку – автору прекрасных детских стихов и великолепных переводов зарубежной классики. Автор памятника — скульптор Георгий Вартанович Франгулян.
01.12.2023
Спасибо большое, прочла с интересом! Имхо, на поводу нечитающей публики идти не стоит, такие классные рассказы, как Ваши, своего читателя найдут.
Меня тоже упрекают в том, что я много пишу. И я просто восстановила для нечитающих друзей свой покинутый Инстаграмм, в котором много писать не разрешается. Там публикую очень короткую выжимку из своих путешествий и театральных походов. Теперь все довольны, все смеются!
Для тех же, кто любит обстоятельный рассказ, я публикую в Фэйсбуке все целиком.
Да, наверное, так будет правильно: писать, не оглядываясь ни на кого.