МОСКОВСКИЕ ПАМЯТНИКИ-2

МОСКОВСКИЕ ПАМЯТНИКИ-2

        Продолжим наше знакомство с московскими памятниками. В первой части я рассказала о монументах в основном деятелям культуры. Но в столице много памятников самым разным людям: ученым, военачальникам, политическим деятелям, героям войн, космонавтам, спортсменам. В последние годы появились памятники императорам, политическим и религиозным деятелям дореволюционных времен. А кроме того, есть памятные стелы и знаки, и так называемая городская скульптура. Но начнем мы все-таки с памятников.

       В последние годы в столице как грибы после дождя появляются памятники государям, дореволюционным государственным и религиозным деятелям. После 1917 года все они считались эксплуататорами трудового народа, и памятники им были благополучно снесены, невзирая на историческую правду об этих людях и их вклад в историю и развитие страны. Пожалуй, только памятнику Минину и Пожарскому удалось уцелеть в ту эпоху.

         Но есть в Москве памятник князю, который установлен в городе достаточно давно, в 1954 году. Речь идет о памятнике основателю города князю суздальскому, а впоследствии также Великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. Закладка монумента состоялась в 1947 году в рамках празднования 800-летия основания Москвы. В конкурсе на создание памятника победил проект Сергея Михайловича Орлова. Поскольку достоверных изображений князя не сохранилось, а экспедиция антрополога Герасимова к предполагаемому месту захоронения Юрия Долгорукова в Киеве окончилась неудачей, Орлов фактически сделал памятник основателю Москвы, изобразив его в виде былинного богатыря. Сидя на коне он простирает руку, указывая на место строительства новой крепости.

     Работа над монументом длилась долгих семь лет из-за нехватки финансирования (одновременно в Москве развернулось строительство сталинских высоток) и постоянных конфликтов Орлова не только с соавторами Николаем Львовичем Штаммом и Анатолием Петровичем Антроповым, но и с городскими властями.

       Сразу после открытия памятника на Советской (ныне Тверской) площади перед зданием Моссовета (ныне мэрии города) он подвергся острой критике со стороны активных коммунистов и старых большевиков. Они забросали Моссовет возмущенными письмами с требованием убрать с площади монумент идейно чуждому представителю класса эксплуататоров. Призывы «общественности» о сносе или хотя бы переносе монумента продолжались до середины 1960-ых годов, но постепенно сошли на нет.

      Не жаловали памятник и искусствоведы, подчеркивая излишнее внимание к второстепенным деталям, имея в виду тщательно проработанные доспехи князя и излишнее украшательство (постамент памятника декорирован орнаментом по мотивам рельефов Георгиевского собора в Юрьеве Польском). За всеми этими деталями терялась художественная идея монумента.

            С 1990-ых годов отношение к памятнику изменилось. Тверская стала центром празднования дня города, а памятник Юрию Долгорукому – неизменным фоном для праздничных шествий.

   

         И еще несколько слов о месте, на котором установлен монумент. С 1912 по 1918 годы на площади стоял памятник герою Русско-турецкой войны 1877-1878 годов генералу Скобелеву. Автор памятника – офицер, скульптор-любитель Петр Александрович Самонов. В 1918 году монумент был снесен новой властью, а на его месте в том же году появился 26-метровый обелиск в честь советской конституции, который в следующем году был дополнен статуей Свободы работы Николая Андреевича Андреева. Обелиск возводился наспех из недолговечных материалов, кирпича и бетона, вскоре он начал разрушаться и незадолго до Великой Отечественной войны был снесен в рамках реконструкции площади. В 1962 году вышло постановление ЦК КПСС о восстановлении обелиска и переносе Юрия Долгорукого к Новодевичьему монастырю, но как вы понимаете, постановление это не было реализовано.

   

      В год 850-летия Москвы на Даниловской площади был установлен памятник еще одному князю – Даниилу Московскому. Даниил считается первым московским князем, который получил от своего отца, великого князя Александра Невского, в удел маленькое княжество с небольшим градом Москвой. Даниил Александрович был основателем первых московских монастырей – Данилова и Богоявленского.

       В политике князь был миротворцем и предпочитал разрешать междоусобные конфликты не на поле битвы, а, как теперь сказали бы, за столом переговоров. В конце жизни он стал монахом-схимником в основанном им же Даниловом монастыре. В 18 веке князь канонизирован русской православной церковью для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский.

      Авторы памятника – скульпторы Александр Иванович Коровин и Владимир Петрович Мокроусов. Даниил изображен в богатых княжеских одеждах, в левой руке он держит храм, а в правой руке — меч в ножнах. По замыслу скульпторов это должно символизировать его религиозность и благочестие, а также миролюбие и миротворчество.

       Если установка памятника Даниилу Московскому прошла спокойно («общественность» в 1997 году, если вспомнить то время, была занята выживанием, место размещения и размеры памятника были вполне разумными), то установка памятника крестителю Руси великому князю Киевскому Владимиру вызвала бурную реакцию со стороны москвичей и не только.

       Инициатива установить в Москве ко Дню народного единства в 2015 году исходила от Российского военно-исторического общества и городских властей. Дата установки была приурочена к тысячелетию кончины князя. Был проведен фактически закрытый конкурс, победитель которого и место для размещения были выбраны военно-историческим обществом. Предпочтение было отдано работе мастерской народного художника РФ Салавата Александровича Щербакова. Огромный памятник высотой 24 метра планировалось установить на месте смотровой площадки на Воробьевых горах. Слава богу, этого не случилось. Если бы этот проект был реализован, смотровая площадка практически исчезла бы, нарушился бы привычный вид на главное здание МГУ, а кроме того была бы нарушена экология заказника «Воробьевы горы». Трехсоттонная махина неминуемо стала бы сползать к Москва-реке, а для укрепления места предполагаемой установки планировалось использовать огромное количество бетона…

            Городские власти прислушались к протестам москвичей, среди которых был проведен опрос по предложенным местам для памятника: Лубянская и Боровицкая площади и парк «Зарядье». С небольшим отрывом победила Боровицкая площадь. Щербаков уменьшил высоту монумента до 17,5 метров. Такой размер памятника позволил согласовать отчёты по его возведению с ЮНЕСКО. Так что опасения, что установка памятника поставит Московский Кремль под угрозу исключения из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, к счастью, не оправдались. Возвести монумент в 2015 году не получилось — церемония открытия состоялась 4 ноября 2016 года.

        Бронзовая фигура Владимира с крестом в руке установлена на массивный постамент. Позади скульптуры князя Владимира размещены три барельефа: крещение самого князя, крещение народа в Днепре и конная фигура князя – объединителя земель в лоне православия. Со стороны Кремля и Александровского сада к композиции ведут полукруглые ступени, которые по задумке Щербакова символизируют воды Днепра.

         Безусловным фаворитом по размеру и неприятию самого монумента в столице является памятник Петру I, который, оказывается, официально называется памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» работы Зураба Церетели, установленный в 1997 году на искусственном острове в месте разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Высота памятника 98 метров, а фигуры Петра – 18 метров.

        Можно как угодно относиться к эстетическим достоинствам монумента и своеобразному художественному вкусу Юрия Михайловича Лужкова, но беспрецедентная критика и призывы к сносу памятника после его установки, на мой взгляд, заслуживают лучшего применения.  Особенно неприятно эти призывы звучали после отставки Лужкова. В этом конфликте все-таки было больше политики, чем заботы о красоте города. Памятник не снесли и не перенесли. И это правильно. Монумент этот не только и не столько юбилею российского флота, сколько тому времени, когда он был установлен.

 

      Кроме того, памятник Петру в техническом плане представляет собой уникальное инженерное сооружение. На несущий каркас из нержавеющей стали были прикреплены бронзовые облицовочные детали. Отдельно друг от друга собирались образующая постамент нижняя часть памятника, составленная из ростров кораблей, основной корабль и фигура Петра. Потом все три части монтировались на месте на пьедестал. Образующий искусственный остров железобетонный фундамент, на котором расположен памятник, окружает своеобразный фонтан, который создает иллюзию рассекающего воду корабля. Паруса изготовлены из листов меди и тоже имеют внутри пространственный металлический каркас. Медь и бронза были подвергнуты специальной обработке с использование современных антикоррозионных технологий. Свиток и Андреевские кресты позолочены. Внутри монумента есть лестница, необходимая для наблюдения за состоянием памятника.

         Кстати, в Москве есть еще один памятник Петру, связанный со становлением российского флота. В 1688 году в Измайлове на старом льняном дворе шестнадцатилетний Петр нашел английский ботик и велел именовать Измайлово «колыбелью российского флота». В память об этом событии на Измайловском острове в 1998 году был поставлен памятник Петру I работы Льва Ефимовича Кербеля http://www.peshkompomoskve.ru/izmailovo/ .

       Есть памятник Петру и в Коломенском. Рядом с домиком Петра в 2012 году был установлен памятник императору скульптора Георгия Вартановича Франгуляна. Это авторская копия памятника Петру I, открытого в Антверпене http://www.peshkompomoskve.ru/kolomenskoe-1/ .

        С момента установки памятника Петру имя Церетели стало практически синонимом китча и безвкусицы. Ругать работы Церетели считается чуть ли обязательным признаком художественного вкуса. Ругают и критикуют все, даже скромный по размеру и по-своему трогательный памятник жертвам Беслана на Солянке называют пошлым и заурядным, лишенным оригинальной концепции.

       Установлен памятник в 2010 году. Открытый творческий конкурс был проведен Москомархитектурой совместно с Департаментом культуры города Москвы, Российской академией художеств, Московским союзом художников и Союзом московских архитекторов при непосредственном участии постоянного представительства Республики Северная Осетия-Алания при президенте РФ. По результатам конкурса предпочтение было отдано проекту Церетели.

      Перед гостиницей «Космос» установлен еще один памятник работы Церетели – памятник Шарлю де Голлю. Решение о создании памятника генералу и президенту Французской республики было принято на заседании градостроительного совета Москвы в 2002 году. Место перед гостиницей «Космос» было выбрано, потому что эта гостиница была построена перед московской олимпиадой при участии французских специалистов. Открыт памятник 9 мая 2005 года президентами Путиным и Шираком в присутствии французских ветеранов Второй мировой войны.

        Скульптурная композиция, конечно, меньше памятника Петру, но тоже поражает своими размерами: гранитный постамент имеет высоту 10 метров, а бронзовая скульптура де Голля – 8 метров. По замыслу Церетели только такие размеры гармонируют с размерами гостиницы «Космос».

      А вообще Зураб Константинович весьма плодовитый скульптор. Его работами можно было бы декорировать, наверное, крупный город. Известные люди, жанровые сценки, литературные персонажи – список его скульптурных композиций очень велик.  Желающие могут ознакомиться с его работами в двух местах.

        Первый адрес — Большая Грузинская, 15. В 2009 году музей-мастерская Зураба Церетели открылась для посещения в качестве филиала Московского музея современного искусства. Экспозиция мастерской включает более 250 произведений живописи, графики, эмали и малых форм скульптуры, а образцы станковой скульптуры Церетели установлены на улице перед мастерской.

        Второй адрес – Гоголевский бульвар, 10. Здесь расположен выставочный зал Московского музея современного искусства. А во дворе выставлены работы Церетели. Вход во двор – через выставочный зал. С улицы в просвете между домами видно не много.

 

       Церетели является основателем и директором Московского музея современного искусства, основанного в 1999 году. Это первый в России государственный музей, специализирующийся на искусстве 20 и 21 веков. Музей также занимается организацией временных выставок, осуществляет научную, реставрационную и издательскую деятельность. Кроме перечисленных выше зданий, музей располагается еще в зданиях по адресам Петровка, 25, Ермолаевский переулок, 17 и Тверской бульвар, 9.

      Не только Церетели превратил свою мастерскую в музей. Так поступил и другой московский скульптор Александр Николаевич Бурганов. Он передал в дар городу мастерскую в Большом Афанасьевском переулке и свои работы. В результате в Москве появился еще один государственный музей — «Дом Бурганова». Основу собрания музея составляют скульптуры и живопись Александра Николаевича. Крупные формы размещены рядом с музеем. Среди них просто необычные скульптуры и два памятника, которые можно идентифицировать, как памятники дружбы России и США: рукопожатие президента Линкольна и императора Александра II и «Встреча на Эльбе».

   

 

   

   

 

       Но вернемся к столичным памятникам.

      Памятник императору Александру II установлен 2005 году в патриаршем сквере со стороны алтарной части храма Христа Спасителя. Он был создан по инициативе партии СПС на средства членов и сторонников партии и при непосредственном участии Правительства Москвы. Автор – Александр Рукавишников.

         Александр II изображён в полный рост в военной форме и с царской мантией на плечах. На мраморном постаменте перечислены заслуги императора перед Россией: отмена крепостного права, введение системы местного самоуправления, проведение военной и судебной реформ, завершение многолетней Кавказской войны. Постамент украшен изящной колоннадой, у подножья которой сидят два бронзовых льва.

        В 2012 году у Дома Правительства РФ был установлен памятник Петру Столыпину. Создание этого монумента было приурочено к 150-летию со дня рождения Столыпина. В творческом конкурсе победил проект молодых скульпторов во главе с Антоном Михайловичем Плохоцким. Позднее в творческую группу вошли скульптор Салават Щербаков, архитектор Игорь Воскресенский и несколько известных художников. Средства на реализацию проекта были собраны, как говорили раньше, по подписке: в Сбербанке был открыт специальный счет, на который поступали деньги и от членов правительства, и от бизнесменов, и от простых граждан. В результате было собрано более 12 миллионов рублей. Между прочим, от простых граждан средств поступило больше, чем от бизнесменов.

         Не остались без внимания и военачальники.

        Перед зданием Бородинской панорамы в 1973 году был установлен памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову работы Николая Васильевича Томского. Полководец   изображен в парадном мундире верхом на коне. В правой руке Кутузов держит подзорную трубу. На постаменте горельефы с изображением героев Отечественной войны 1812 года: генералов и офицеров, простых солдат, партизан и народных ополченцев.

        В 1912 году Комитет ревнителей памяти Отечественной войны начал сбор средств по подписке на создание памятника Михаилу Кутузову, но достаточного количества денег так и не собрали. Во второй раз памятник планировали открыть к двухсотлетнему юбилею полководца в 1947 году. Двумя годами ранее Сталин подписал указ об установке памятника. Работу над монументом начал скульптор Томский. Но реализовать проект вовремя не успели, а позднее Хрущев в рамках борьбы с культом личности среди прочих заморозил и проект памятника Кутузову. К идее установки памятника вернулись в 1962 году, был проведен конкурс, но жюри отклонило все проекты.

      А Николай Томский продолжал работать над памятником Кутузову без заказа по собственной инициативе. Законченный памятник сначала хотели установить на Бородинском поле, потом выбрали место у Бородинской панорамы, но реализация снова затянулась, ведь впереди были два значимых для советского государства юбилея: пятидесятилетие Великого Октября и столетие со дня рождения В. И. Ленина, к которым требовалось создать много монументов.

       В результате памятник Кутузову был установлен в 1973 году. В работе над ним кроме Томского принимали участие скульпторы Анатолий Иванович Бельдюшкин, Борис Васильевич Едунов и Алексей Александрович Мурзин.

        Памятник герою Отечественной войны 1812 года генералу от инфантерии, князю Петру Багратиону появился в столице 1999 году в сквере имени Багратиона перед высоткой Башня-2000 делового комплекса Москва-сити. Монумент представляет образ полководца, призывающего своих воинов в атаку. Надпись на памятнике гласит: «Петру Ивановичу Багратиону благодарное отечество». Автор скульптор Мераб Мерабишвили. Архитектурная часть проекта выполнена архитектором Борисом Ивановичем Тхором, архитектором Башни-2000 и моста «Багратион» http://www.peshkompomoskve.ru/moskva_city/ .

            Московский памятник является практически точной копией памятника Багратиону в Тбилиси, автором которого также является Мераб Мерабишвили. Отличает их только положение сабли в руке генерала.

         Нельзя не упомянуть о памятнике Жукову на Манежной площади. Этот монумент работы Вячеслава Михайловича Клыкова был открыт 8 мая 1995 года. Был проведен творческий конкурс, по итогам которого выполнить памятник должен был скульптор Виктор Хачатурович Думанян Но работа была приостановлена, началась дискуссия о месте установки и финансировании проекта. В конце концов памятник решили установить на Манежной площади, а работу поручили Клыкову, который самостоятельно работал над памятником полководцу.

        Скульптор изобразил маршала во время парада Победы на его любимом жеребце Кумире привставшим на стременах. Конь топчет поверженные штандарты нацистской Германии.

   

         Концепция монумента ясна и понятна, портретное сходство маршала идеально, но критика памятника не затихает до сих пор, и периодически возникают идеи его переноса. Видимо, это постоянная тенденция в отношении памятников последнего времени. Лично меня очень смущает в этом памятнике неестественная поза коня. Просто удивительно, что у такого скульптора как Клыков получился такой нелепый конь.

        Наверное, никому не надо объяснять, кто такие Кутузов, Багратион или Жуков. А вот кто такой Павел Фитин, памятник которому был открыт в 2017 году на Остоженке, думаю, знают не все. Генерал Павел Михайлович Фитин был руководителем внешней разведки СССР с 1939 по 1945 годы. Несмотря на успехи советской разведки в годы войны и ее вклад в получение данных для советского атомного проекта, Фитин был отстранен от занимаемой должности в 1946 году, а в 1953 году уволен из органов безопасности с формулировкой «по служебному несоответствию», даже без пенсии, так как он не имел необходимой выслуги лет. Наверное, Павлу Михайловичу было очень обидно, а может быть он радовался, что в последние годы сталинского режима не попал под репрессии и не был расстрелян, как не любивший его Лаврентий Берия.

        Уже в наше время память Фитина увековечена в памятнике у здания пресс-бюро Службы внешней разведки. Автор памятника – скульптор Андрей Николаевич Ковальчук.

      Две работы Вячеслава Клыкова далеки от военной тематики, они посвящены просветителям, благодаря которым через столетия после них возникла русская культура в целом и литература – в частности.

           Памятник братьям Кириллу и Мефодию, просветителям, создателям славянской азбуки, проповедовавшим христианство и совершавшим службы на славянском языке, живших в 9 веке, установлен на Лубянском проезде. Он был открыт в день памяти святых Солунских братьев, который в России считается также Днем славянской письменности и культуры, 24 мая 1992 года. Братья изображены в монашеском одеянии, со свитком, библией и крестом в руках. Никакой особой критики памятник у общественности не вызвал. Только самые дотошные обнаружили несколько орфографических ошибок в написании текста на церковнославянском языке.

           Клыков является автором памятника другим греческим просветителям, которые имели непосредственное отношение именно к России. В 2007 году в Богоявленском переулке был открыт памятник братьям Лихудам, жившим во второй половине 17 – начале 18 века.

      Иоанникий и Софроний Лихуды были греческими православными монахами. Они получили блестящее по тем временам образование в Греции, Венеции и Падуе. В 1685 году братья приехали в Москву в качестве просветителей и организовали школу при Богоявленском монастыре. Здесь Лихуды начали преподавать греческий язык и риторику. Позже для школы был построен отдельный трёхэтажный корпус в Заиконоспасском монастыре. В 1687 году на основе школы братьев Лихудов была образована Славяно-Греко-Латинская академия — первое высшее учебное заведение в России.

         Братья Лихуды прославились как богословы и авторы ряда сочинений. В Москве у них было достаточно много недоброжелателей, которые не хотели распространения учения иноземцев. Они обвиняли братьев в ереси, но авторитет Лихудов был так велик, что они получили доступ к царскому двору, а один из братьев, Иоанникий, четыре года был русским послом в Венеции.

    Скульптура изображает братьев Лихудов за работой по переводу библии на церковнославянский язык. Братья облачены в монашеские одеяния, на столе — Священное писание и чернильница с пером.

        Памятник – это не обязательно скульптура. Если монумент не связан с какими-то конкретными историческими личностями, то качестве памятника часто выступают стелы и обелиски.

      Обелиск «Москва — город-герой» установлен на пересечении Большой Дорогомиловской улицы и Кутузовского проспекта. Он был торжественно открыт 9 мая 1977 года. Авторы памятника скульптор Александр Дмитриевич Щербаков и архитекторы Григорий Алексеевич Захаров и Зинаида Сергеевна Чернышева.

       Памятник представляет собой сорокаметровый обелиск, облицованный гранитом. На его вершине расположена двухметровая пятиконечная золотая звезда — увеличенная копия звезды героя Советского Союза. На западной стороне обелиска помещен текст указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года о присвоении Москве звания «Город-герой», выполненный из накладных позолоченных бронзовых букв. Обелиск окружают пятиметровые гранитные скульптуры солдата, рабочего и работницы, установленные на отдельных постаментах.

      В Москве есть места, где рядом друг с другом установлена целая серия памятников, связанных одной темой. Но о них мы поговорим в следующий раз.

05.12.2021

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

МОСКОВСКИЕ ПАМЯТНИКИ-2 — 2 комментария

  1. Спасибо, очень интересно! Узнала много нового об известных, казалось бы, памятниках!

    А о скульптурах Церетели у музея не знала! Надо посмотреть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *