МОСКОВСКИЕ ПАМЯТНИКИ-3

МОСКОВСКИЕ ПАМЯТНИКИ-3

        В Москве есть места, где на одной территории расположено несколько памятников, связанных одной тематикой. Возникли эти площадки тематических памятников неслучайно и, как правило, они связаны тематикой с тем местом, на котором стоят.

         Наверное, самой первой группой тематических памятников можно считать монументы возле комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах.  А тематика этой группы, естественно, связана с учеными.

          В год открытия новых зданий МГУ, т.е. в 1953 году перед клубной частью Главного здания между химическим и физическими факультетами был установлен памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову, имя которого было присвоено университету в 1940 году. Автор монумента – Николай Васильевич Томский. Молодой Ломоносов с пером и бумагой в руках по замыслу скульптора должен символизировать образ молодого ученого, стремящегося к знаниям.

       У главных входов на химический и физический факультеты установлены скульптуры великих российских химиков и физиков. Памятники Дмитрию Ивановичу Менделееву (скульптор Андрей Онуфриевич Бембель) и Александру Михайловичу Бутлерову (скульптор Заир Исаакович Азгур) расположились у главного входа химического факультета, а памятники Петру Николаевичу Лебедеву (скульптор Алексей Константинович Глебов) и Александру Григорьевичу Столетову (скульптор Сергей Иванович Селиханов) – физического. Все эти памятники открыты в 1953 году, а все скульпторы так или иначе были связаны с Белоруссией.

 

 

        МГУ постоянно расширяется: появляются новые факультеты, строятся новые учебные корпуса, появляются новые памятники. В 2013 году построен Четвертый учебный корпус МГУ, который занимает юридический факультет, а неподалеку на аллее вдоль Ломоносовского проспекта еще раньше, в 1998 году, был установлен памятник русскому юристу, государственному и общественному деятелю, литератору и выдающемуся судебному оратору Анатолию Федоровичу Кони. Автор монумента – скульптор Александр Петрович Семынин. Памятник Кони выполнен в той же академической манере, что и памятники ученым у химического и физического факультетов: юрист с книгой в руках сидит в старинном кресле.

         В 2009 году на территории Университета напротив южного входа на химфак появился памятник студентам, вернее не просто студентам, бойцам студенческих строительных отрядов. Движение Студенческих строительных отрядов возникло в МГУ в 1959 году, и открытие памятника было приурочено к пятидесятилетию этого события.

      Автор бронзового монумента — Александр Иулианович Рукавишников. Композиция представляет собой фигуры юношей и девушек, ставших в круг спиной друг к другу и взявшихся за руки. Острые студенческие язычки почти сразу окрестили монумент памятником зеленым человечкам, т.к. бронза вскоре после установки скульптуры покрылась зеленой патиной.

        Заканчивая рассказ о памятниках МГУ не могу не рассказать историю многолетнего соперничества между химическим и физическим факультетами Университета. Среди всего прочего одним из пунктов соперничества был вопрос, к какому факультету ближе стоит памятник Ломоносову. Когда студенткой химфака была я, первокурсники ночью рулеткой измеряли расстояния от памятника до факультетов. Это было своеобразное посвящение в студенты. Несмотря на все усилия приоритет ни одного из двух факультетов так и не был определен: памятник расположен на три метра ближе к химфаку, но зато он на три градуса больше повернут в сторону физфака. Говорят, что в последнее время спор сошел на нет. Студенты пришли к консенсусу, согласившись с тем, что Михайло Васильевич однозначно стоит спиной к ректорату, который расположен в Главном здании.

         В 1964 году началась история еще одного комплекса памятников. Именно в том году рядом с ВДНХ был открыт памятник Покорителям космоса. Обелиск представляет стартующую ракету со «шлейфом» реактивных газов, вырывающихся из сопла.  Выполнен памятник из полированного титана, который применяется в ракетостроении. Авторы монумента – скульптор Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский и архитекторы Михаил Осипович Барщ и Александр Николаевич Колчин. В помещении постамента обелиска в 1981 году был открыт музей космонавтики, идея создания которого принадлежала еще Королеву.

   

         У подножья обелиска в том же 1964 году был установлен гранитный памятник российскому ученому и изобретателю, основоположнику современной космонавтики Константину Эдуардовичу Циолковскому. Автор монумента — скульптор А.П. Файдыш-Крандиевский.

 

         В 1967 году недалеко от обелиска появились скульптурные бюсты космонавтов. Место это стало называться Аллеей Космонавтов.  В аллее были установлены бюсты первого космонавта Ю. А. Гагарина (скульптор Лев Ефимович Кербель), первой женщины-космонавта В. В. Терешковой (скульптор Георгий Павлович Постников), экипажа космического корабля «Восход-2», во время полета которого был совершен первый выход в открытый космос, П. И. Беляева и А. А. Леонова, и В. М. Комарова, погибшего при выполнении испытательного полета на корабле «Союз» (автор всех бюстов — скульптор Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский). Архитектурную часть проекта выполнили архитекторы М. О. Барщ и А. Н. Колчин. В момент создания Аллеи Космонавтов бюсты находились несколько южнее, но во время реконструкции в 2008 году их перенесли на то место, где они расположены сейчас.

         В разные годы рядом с обелиском Покорителям космоса появились памятники ученым и инженерам-конструкторам космической техники: в 1981 году – Мстиславу Всеволодовичу Келдышу (скульптор Юрий Львович Чернов),

… в 2001 году в честь сорокалетия первого полета человека в космос — конструктору ракетных двигателей, генеральному конструктору многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран» Валентину Петровичу Глушко (скульптор Анатолий Андреевич Бичуков),

… в 2008 году – Сергею Павловичу Королеву (скульпторы Салават Александрович Щербаков и С. С. Щербаков, я так и не выяснила, кто такой второй Щербаков),

 

… а в 2015 году – конструктору ракетно-космической техники Владимиру Николаевичу Челомею (скульптор Андрей Станиславович Забалуев).

      С 2008 года территория возле памятника Покорителям космоса стала называться Космопарком, а центральная аллея так и осталась Аллеей Космонавтов. Она была украшена скульптурной композицией макета Солнечной системы. В центре композиции — солнечные часы, а планеты вокруг расположены пропорционально тому положению, в котором они находились 4 октября 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник Земли. Особой точкой на планете Земля обозначен Байконур – место старта ракеты-носителя, которая вывела спутник на околоземную орбиту. Автор макета Солнечной системы Салават Щербаков.

      Вдоль аллеи установлены небольшие памятные стелы в виде гранитных звезд, на которых записаны имена космонавтов…

     

…и основные вехи в освоении космоса.

   

      В 2017 году на Аллее Космонавтов появились бюсты космонавтов-москвичей, дважды Героев Советского Союза: Валентина Лебедева (скульптор Андрей Владимирович Балашов), Светланы Савицкой (скульптор Андрей Станиславович Забалуев), Александра Александрова (скульптор Игорь Николаевич Новиков) и Владимира Соловьева (скульптор Екатерина Ивановна Казанская).

      Еще одна тематическая группа памятников расположена на Комсомольской площади. Тематика этих монументов посвящена российским железным дорогам. Автор скульптурных композиций – Салават Щербаков.

      Первым на площади был открыт памятник первому министру путей сообщения Петру Павловичу Мельникову. Монумент был заложен в 2002 году, а открыт в августе 2003 года.

       Павел Петрович Мельников, инженер по образованию, был одним из авторов проекта железной дороги Петербург — Москва, и именно он лично убедил императора Николая I начать ее строительство. В последующие годы Павел Петрович имел почетные звания и награды, занимал важные посты: первый министр путей сообщения России с1866 по1869 годы, инженер-генерал, профессор прикладной математики, почетный член РАН, член Государственного совета. Памятник изображает Мельникова в парадном мундире с эполетами и орденами, на правом плече наброшена крылатка.

        Памятник создателям российских железных дорог открыт перед Казанским вокзалом в день железнодорожника 1 августа 2013 года, его открытие было приурочено к 180-летию Российских железных дорог.

       Бронзовый монумент установлен на гранитный постамент. В центре композиции бюст Николая I. Его окружают фигуры знаменитых деятелей России, связанных с железными дорогами. Это Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы — русские промышленные инженеры-изобретатели, сконструировавшие первый отечественный паровоз, Франц Антон фон Герстнер — австрийский и чешский инженер, строитель первой в России Царскосельской железной дороги, министры путей сообщения разных лет — Павел Петрович Мельников, Сергей Юльевич Витте и Михаил Иванович Хилков. На постаменте установлен картуш с надписью: «Император Всероссийский Николай I 12 февраля 1842 года подписал указ о сооружении железной дороги Москва – Санкт-Петербург».

 

      Совсем недавно летом 2020 года на Комсомольской площади открыт памятник подвигу железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Среди прочих способов финансирования монумента был и сбор пожертвований среди железнодорожников. На низком гранитном постаменте расположены пять фигур, представляющих основные профессии железнодорожников: машинист, женщина-монтер пути, руководитель дороги, стрелочница и дорожный мастер. Венчает композицию орден Победы, вокруг которого размещены рельефные изображения ремонтных работ на железной дороге, а также бронепоезда и паровоза. Надпись на монументе – слова Г. К. Жукова: «Без подвига железнодорожников не было бы нашей Победы…».

         Между памятниками Мельникову и железнодорожникам установлен две памятные плиты: со схемой основных магистралей сети железных дорог Российской Федерации и со схемой первой железной дороги царской России.

        Повторюсь, что авторами памятников является творческий коллектив во главе с народным художником РФ Салаватом Александровичем Щербаковым.

          На Комсомольской площади увековечена память не только строителей железных дорог и министров путей сообщения, но и архитекторов, по проектам которых возведены вокзалы. Бюст Константину Андреевичу Тону установлен у Ленинградского, в пору строительства Николаевского, вокзала, Федору Осиповичу Шехтелю – у Ярославского и Алексею Викторовичу Щусеву – у Казанского. Появились эти бюсты в 2000-ых годах. К сожалению, мне так и не удалось выяснить, когда точно установлены эти памятники, и кто их автор, но судя по стилистике, это тоже работы Щербакова.

   

        Есть среди памятников категория так называемой городской скульптуры. С этим понятием мне так и не удалось разобраться полностью. Раньше я считала, что городская скульптура – это скульптурные композиции с литературными или сказочными персонажами, как например, кот ученый в Оренбурге и дядя Степа в Самаре, или жанровые сценки, как бабушка, вяжущая носок, в Белгороде.

   

         Но готовя материал о московских памятниках я узнала, что памятник Марине Цветаевой в Борисоглебском переулке относится к категории «городская скульптура» http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_monuments-1/ . Четкого определения, что такое городская скульптура, в литературе я так и не нашла, так что буду благодарна, если кто-нибудь из моих читателей разъяснит, где проходит граница между памятником и городской скульптурой.

        Появился такой вид памятников в Москве, как элемент городской среды, еще в 19 веке. И речь здесь идет не о парковой или усадебной скульптуре, а о скульптуре, украшавшей городские улицы.

        Вот, например, «Укротители коней», которые были установлены в начале Беговой аллеи в 1899 году. Они обрамляли центральный въезд к Московскому ипподрому. Впервые скульптуры Петра Карловича Клодта (фон Юргенсбурга) «Диоскуры, укрощающие коней» появились Аничковом мосту в Петербурге в 1841 году. Московские копии на Беговой аллее — это копии двух петербургских скульптур, смотрящих на Адмиралтейство. Копии «Диоскуров» выполнены внуком Петра Карловича, Константином Александровичем Клодтом. Оригиналы скульптур с Аничкова моста были отлиты в бронзе, а материал «Диоскуров» с Беговой больше похож на чугун. Возможно, это действительно так, тем более такой прецедент уже был. Так копии Клодтовских укротителей коней у музыкального павильона голицынской усадьбы Кузьминки отлиты из чугуна. А   Константин Александрович был знаком с чугунным литьем – последние годы он занимался художественным литьем на Каслинском чугунолитейном заводе.

   

          Раньше между скульптурными группами были кованные ворота изумительной красоты. В 1960-ые годы ворота сняли, якобы для реставрации, и они бесследно исчезли. А так ворота и укротители коней выглядели в начале 20 века.

   

        Проходя по Лермонтовскому скверу, который занимает территорию практически всей Лермонтовской площади, мало кто обращает внимание на мраморную скульптуру бородатого человека в стоптанных башмаках, устало сидящего на камне. И я почти уверена, что еще меньше людей читает надпись на этом памятнике, который безусловно является городской скульптурой. А надпись эта гласит: «Скульптура «Сезонник» 1929 г. Скульптор И. Шадр».  Эта работа автора памятника Горькому у Белорусского вокзала и растиражированной в советские годы скульптуры «Булыжник – оружие пролетариата» установлена в Лермонтовском сквере неслучайно. Неподалеку в Орликовом переулке располагалась биржа труда, а на месте сквера часто собирались люди, которые приезжали в Москву с целью найти возможность подрядиться на сезонные работы.

          В 1929 году Шадр изготовил гипсовый вариант «Сезонника», который и был вначале установлен в сквере сразу после закрытия биржи 13 марта 1930 года. Вскоре его заменили на скульптуру из мрамора. Еще позднее, по некоторым данным уже после смерти скульптора, «Сезонник» был отлит в бронзе для Третьяковской галереи. Бронзовая скульптура так и хранится в Третьяковке.

      К городской скульптуре я бы отнесла и памятный знак «Рукопожатие» у дома 15 по Измайловскому шоссе, который установлен в 2015 году в честь дружбы района Соколиная гора Восточного административного округа города Москвы и города Могилев Республики Беларусь в год 20-летия дружбы. Дело в том, что я так и не нашла четкого определения понятия городской скульптуры по значимости события, которому посвящен монумент.

         Нет четкого критерия для городской скульптуры и по размерам. На Семеновской площади рядом с башней бизнес-центра «Соколиная гора» установлен памятник (именно так и написано на постаменте) гвардейцу Семеновского полка. Не конкретному гвардейцу, а некоему мифическому или собирательному образу семеновского гвардейца. Размеры скульптуры и постамента соответствуют размерам полноценного памятника, но все-таки, на мой взгляд, это городская скульптура.

        Установлен гвардеец в 2008 году на месте, где в 18 веке был сформирован в подмосковном селе Семеновском Петром I полк, который сначала назывался потешным Семеновским, затем просто Семеновским полком. Автор проекта, Вячеслав Михайлович Клыков не успел его реализовать. Это сделал после смерти скульптора его сын Андрей Вячеславович.

         Трудно считать памятником и грандиозную скульптуру высотой 25 метров легендарному гладиатору Спартаку, которая стоит перед стадионом «Открытие Арена». Этот стадион построен в 2014 году, он стал домашней площадкой клуба «Спартак». Интересно, что несмотря на свою популярность, до этого у клуба своего стадиона не было вовсе.

       Автор монумента — Александр Рукавишников. Скульптура больше похожая на ожившую мумию египетского фараона в бинтах, чем на римского гладиатора и вождя восставших рабов, опирается одной ногой то ли на футбольный мяч, то ли на земной шар. О таких скульптурах обычно говорят, что к ней надо привыкнуть. Рукавишников в одном интервью говорил, что не пытался делать гладиатора реалистичным, он изначально задумывал скульптуру как нечто провокационное и нестандартное. Это ему точно удалось. Но несмотря на всю «нестандартность», Спартак Рукавишникова вблизи завораживает.

   

          Если о Спартаке и гвардейце можно поспорить, памятники это или городская скульптура, то недалеко от моего дома в парковой зоне 15 микрорайона Зеленограда расположена именно городская скульптура. Для справки — с момента своего образования в 1958 году Зеленоград считается районом Москвы.

       Четыре работы зеленоградского скульптора Сергея Владимировича Манцырева подарены городу различными организациями: «Молодая мама» — трагически погибшим директором мебельной фабрики «8 Марта» Михаилом Кравченко, «Друзья» — префектурой города Зеленограда и ЗАО «Алан-Z», «9 Мая» — Центром Народной Помощи «Благовест», «Архитектор» — Москомархитектурой.

   

       Скульптуры установлены в разные годы и имеют свои прототипы. «Молодая мама» появилась в парковой зоне в 2007 году, ее прототипом является мать президента мебельного холдинга «8 марта» Кравченко. «Друзья» установлены в 2008 году, прототипами композиции стали дочка скульптора Даша и ее песик Ларик. Пожилая женщина-ветеран – это Раиса Александровна Хвостова, разведчица-радист в годы Великой Отечественной войны, впоследствии возглавившая районный совет ветеранов района Крюково. Скульптура установлена в 2014 году. Скульптура человека с портфелем, набитым чертежами, изображает архитектора Игоря Александровича Покровского. Именно он стоял у истоков строительства Зеленограда, был главным архитектором и автором большинства архитектурных проектов города. Открытие состоялось 2009 году.

        Особую нишу в архитектуре Москвы занимают скульптурные фонтаны. Их в городе очень много, сооружены они в разное время, поэтому я ограничусь несколькими скульптурными фонтанами, появившимися в столице в последние годы. Стили этих сооружений самые разные: от классики до абстракции.

        Скульптурную композицию с фонтаном «Принцесса Турандот» у театра Вахтангова на Арбате установили в 1997 году. Ее открытие приурочили к 75-летию первой постановки спектакля «Принцесса Турандот», которая состоялась в 1922 году.

         Фонтан «Принцесса Турандот» создан Александром Николаевичем Бургановым.  Бортики гранитной чаши фонтана выполнены в виде лавочки. В центре установлена позолоченная фигурка принцессы Турандот. Она восседает на троне под пышным балдахином. Постамент, на котором стоит трон, — стилизованная беседка-ротонда.

       На 2022-2923 годы запланирован ремонт фонтана. Во время работ специалистам предстоит устранить все дефекты поверхностей, образовавшиеся почти за 25 лет, а также обработать их защитными составами.

       Совсем иначе выглядит фонтан «Похищение Европы» на площади Европы перед Киевским вокзалом – огромная гранитная чаша, вернее пять чаш, с наклонными струями воды в центральной, в середине которой установлена абстрактная скульптура. Она представляет собой конструкцию из стальных труб по мотивам древнегреческого мифа. По сюжету этого мифа, воспылав страстью к дочери финикийского царя Европе, Зевс превратился в прекрасного белого быка на берегу моря, где Европа играла с подругами. Девушка села верхом на быка, а тот поплыл по морю и увез Европу на остров Крит. На острове Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились три сына: Минос (тот самый, который построил при помощи архитектора Дедала лабиринт и у жены которого родился то ли от Зевса, то ли от Посейдона сын-чудовище Минотавр), Радамант и Сарпедон.

       Но достаточно греческой мифологии. Вернемся к фонтану. Абстрактная скульптура изображает голову быка и девушку, спрятавшуюся в его рогах, которые достигают 18 метров в длину. Чаша фонтана с подсветкой – работа скульптора Юрия Павловича Платонова, а фигура в центре является подарком столицы Евросоюза города Брюсселя (мы тогда «дружили» с Евросоюзом и никаких санкций по любому поводу не было и в помине) Москве. Автор скульптуры – бельгийский скульптор-авангардист Оливье Стребель. Фонтан установлен в 2002 году.

          Фонтан «Вдохновение» сооружен к 150-летию Третьяковской галереи. Он открыт в мае 2006 года в сквере между Лаврушинским и Большим Толмачевским переулками. Авторы скульптуры – Александр Иулианович и Федор Александрович Рукавишниковы. Фонтан представляет стилизованные картины: портрет Ивана Грозного Виктора Васнецова, пейзаж Архипа Куинджи «Березовая роща» и натюрморт Ильи Машкова «Хлебы». Картины стоят, прислоненные друг к другу, а между ними бьет струя воды, стекающая по гранитному постаменту. К сожалению, мои фотографии сделаны осенью, когда фонтан уже не работал.

   

      У фонтана есть и другие названия – «Третьяковский» и Фонтан Искусств.

    На Пятницкой улице у вестибюля станции метро «Новокузнецкая» в 2007 году был установлен фонтан «Адам и Ева». В основе сооружения — квадратная гранитная чаша, в центре которой фигуры Адама и Евы под райским деревом, которое обвивает змей-искуситель. В руке Евы, согласно Библии, яблоко искушения. Яблоки, из которых бьют струи воды расположены и по углам чаши. Яблоки, птички и бабочки на дереве блестят позолотой.

        Автор – скульптор Марина Михайловна Левинская. В работе над фонтаном принимала участие дочь Марины Михайловны Мария и в качестве скульптора, и в качестве натурщицы.

   

       А закончим сегодняшний рассказ о памятниках и скульптуре на улицах Москвы еще одним фонтаном.

       На площади между Ленинградским и Ярославским вокзалами в 2011 году установили фонтан-памятник Георгию Победоносцу. Памятник представляет собой небольшой круглый фонтан из гранита с монументальной бронзовой фигурой Георгия Победоносца в центре. Георгий Победоносец изображен классически: он на коне и поражает копьем змея. С четырех сторон вокруг фигуры Георгия вертикально вверх бьют разноуровневые струи воды. Вокруг фонтана расположены плиты с названиями всех вокзалов Москвы и городов, связанных со столицей железной дорогой.

        Автор памятника-фонтана, как и других скульптурных композиций на Комсомольской площади, Салават Александрович Щербаков.

        Фонтан, скамейки и билетные терминалы заменили на этом участке Комсомольской площади разномастные коммерческие ларьки, в которых торговали всякой ерундой в 1990-ых –2000-ых годах.

12.12.2021

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *