МОСКВА ДЕРЕВЯННАЯ-6

МОСКВА ДЕРЕВЯННАЯ. Часть 6

        Поиск деревянных зданий в Москве и историй с ними связанных – это настоящий квест. Некоторые дома возрастом более ста лет сохранились почти в первозданном виде и имеют богатую историю, некоторые оштукатурены и узнать в них деревянное строение очень непросто, некоторые много лет затянуты строительной сеткой: где-то идет полноценная реставрация, где-то – так называемая «реконструкция» с использованием современных материалов, а где-то и вовсе сохраняется, да и то весьма приблизительно, только объем и внешний вид фасадов, а здание строится из не из дерева, а из кирпича или даже бетона. Да и сведений о некоторых деревянных домах бывает очень мало, даже дата постройки порой вызывает споры. Но все это придает особую привлекательность поискам.

        Начну с деревянных домов «первой категории», т.е. тех, которые хорошо сохранились и о которых достаточно много информации.

         Первый адрес — 6-ой Лучевой просек, 21.

      Сокольники завоевали популярность как дачное место в конце 19 века после того, как город приобрел парк в казну, и москвичи стали строить здесь летние дачи. Но дачное строительство в Сокольниках началось раньше.

      В начале 1850-ых годов участок в Сокольнической роще купил статский советник, московский городской голова, председатель городской комиссии по благоустройству Сокольников Иван Артемьевич Лямин. Иван Артемьевич был состоятельным человеком, который жертвовал средства на разные благотворительные проекты: строительство храмов, богаделен, приютов. Свою ткацкую фабрику в Яхроме он превратил в образцовое процветающее предприятие. Он не только оснастил фабрику современным на ту пору оборудованием, но и построил жилье для рабочих и служащих, детский сад, школу, библиотеку, столовую, храм, ремесленное училище для детей рабочих, больницу и даже разбил прекрасный парк для отдыха рабочих фабрики, который существует поныне.

        На участке в Сокольниках Лямин решил построить дачу и тоже – образцовую. В 1856 году был сооружен главный деревянный двухэтажный дом, деревянный одноэтажный флигель, зимний сад с водонапорной башней, оранжереи, искусственный грот, конюшня и другие подсобные помещения. В семье Ляминых было четыре сына и пять дочерей, после смерти Ивана Артемьевича в 1894 году дача в Сокольниках отошла по наследству старшему сыну Семену, а затем – его наследникам.

 

        В 1918 году семья Ляминых уехала во Францию, а все имущество, включая дачу в Сокольниках, было национализировано. В Сокольнической даче по инициативе руководителя Отдела охраны здоровья детей при Наркомпросе Бонч-Бруевича была открыта первая советская опытно-показательная лесная школа. Фактически это был санаторий для ослабленных детей, где они не только получали усиленное питание и лечение, но и учились.

 

           Позднее лесная школа была превращена в детский санаторий, который просуществовал до 1965 года. Затем территорию занимали ясли завода «Красный богатырь», отдел литературы на языках народов СССР Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова.

     За прошедшие годы главное здание неоднократно перестраивалось, некоторые декоративные элементы были утрачены. Последние ремонтно-реставрационные работы были проведены в 2001 году.

          Сейчас территорию дачи Ляминых занимает частная школа «Академическая гимназия». В главном доме располагаются мемориальная комната первых владельцев — Ляминых и историко-экспозиционный отдел Некрасовки.

           На территории дачи Ляминых сохранились здание конюшни и некоторые хозяйственные постройки, зимний сад с водонапорной башней, полуразрушенный декоративный грот-мост, в котором камень частично заменен на кирпич. Кое-что из этих строений можно увидеть через забор.

   

         Рядом с дачей Лямина за глухим бетонным забором располагается единственный в России санаторий для беременных. Он занимает территорию дачи Александры Васильевны Ананьиной. Его адрес – 6-ой Лучевой просек, 19.

         К 1882 году участок на Погонно-Лосином проспекте, 19 (так тогда назывался 6-ой Лучевой просек) приобрел Василий Александрович Кокорев. Выходец из старообрядческой семьи, занимавшейся солеварением в Солигаличе Костромской губернии, к середине 19 века стал одним из богатейших предпринимателей России. В сферу его коммерческих интересов входили добыча и транспортировка бакинской нефти, строительство железных дорог, организация пароходств, гостиничных комплексов, банковское дело. Кокорев занимался благотворительностью и был страстным коллекционером картин русских и иностранных художников. Ряд неудачных вложений привел в конце жизни к разорению предпринимателя. Кокорев продал основную часть своей коллекции живописи Министерству императорского двора, часть коллекции купил Павел Третьяков.

         Семейство Кокоревых, включая супругу и семерых детей в основном проживало в Петербурге. Но Василий Александрович имел недвижимость и в Москве, в том числе участок в Сокольниках и Кокоревское подворье (гостиницу) на Софийской набережной. Сокольнический участок отошел к дочери Кокорева Александре в качестве приданного, которая в 1883 году вышла замуж за банкира Григория Ивановича Ананьина. Владение принадлежало Ананьиной (Кокоревой) до 1917 года.

             На участке по Погонно-Лосиному проспекту находилась одноэтажная деревянная дача, во дворе располагался деревянный одноэтажный флигель, по Поперечному переулку (Ляминскому проезду) деревянный одноэтажный дом с мезонином и террасой, дворницкая и хозяйственный постройки. На участке был сад и фонтан.

           Судьба Кокоревых после 1917 года, в том числе и Александры Васильевны, неизвестна. Вероятнее всего дети Кокорева (сам он скончался в 1889 году) эмигрировали. Имущество, естественно, было национализировано. В 1922 году в бывшем владении А. В. Ананьиной был открыт дом отдыха для трудящихся. Позже участок со всеми постройками занял санаторий для беременных, который располагается в бывшем владении Александры Васильевны и по сей день.

        Почти все дачные постройки были снесены из-за ветхости в 1960-1970-ых годах. Сохранившийся до нашего времени кухонный флигель дачи Ананьиной построен ориентировочно в начале 1910-ых годов. Он имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Это небольшое одноэтажное здание с разнообразными по форме окнами, обрамленными массивными наличниками, и карнизом, украшенным кронштейнами. То, что можно разглядеть над забором, выглядит хорошо. Только открытым остается вопрос: это отреставрированное историческое здание или современная реконструкция.

   

         Еще одно деревянное здание в Сокольниках. Дом по Сокольническому валу, 52/5 был построен в 1914 году для священников возведенного годом ранее храма Воскресения Христова. Оба строения выполнены в так называемом неорусском стиле, который соединяет в себе элементы русского стиля и модерна. В 1990-ых дом горел, но сруб почти полностью уцелел. Несколько лет шли ремонтно-восстановительные работы. В результате внутри заменили все перекрытия и создали интерьеры из современных материалов, а сруб обработали консервирующими растворам и покрасили.  Правда фасады теперь «украшают» пластиковые окна.

    

         После 1917 года в доме священнослужителей размещались коммуналки, а после реконструкции его занимают офисы различных организаций.

            Но вернемся к деревянным зданиям, которые в последние годы не реставрировали и не реконструировали, а их внешний вид почти полностью сохранился с момента постройки.

           Следующий объект — типичный образец московского жилого дома начала 20 века, Жилой фонд города в ту пору состоял из таких домов процентов на 80. А квест в отношении этого дома заключается в том, что официальный адрес на картах значится, как улица Сергия Радонежского, 15-17, строение 20, а табличка на доме указывает совсем другой адрес – Гжельский переулок, 11. Дело в том, что по первому адресу располагается фармацевтическое предприятие, Гжельский переулок до недавнего времени был перекрыт и фактически входил в территорию фармацевтического завода. Но недавно проходную предприятия отодвинули на сотню метров вглубь переулка, и дом стал доступен для осмотра.

           Точная дата постройки неизвестна, но вероятнее всего это конец 19 века, когда дом принадлежал семейству купцов Шлыковых. Чем занимались эти господа тоже неясно. В «Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи» удалось отыскать только Александра Михайловича Шлыкова, лесоторговца из Царицына. Возможно, что кто-то из его родственников, а может и он сам, имел недвижимость в Москве. В этом доме родился не менее загадочный скульптор Алексей Петрович Шлыков, автор памятника Гайдару в Москве. Больше никаких сведений о нем отыскать не удалось.

            Ну а сам дом, украшенный резными наличниками и карнизом, после реставрации имеет все шансы стать еще одной достопримечательностью – образцом дореволюционной деревянной застройки столицы.

   

             Одноэтажный деревянный дом в 1-ом Кирпичном переулке, 4, построен в 1910 году. Это было общежитие-казарма для рабочих одной из расположенных неподалеку фабрик. После 1917 года в здании установили перегородки, и оно превратилось в коммунальное жилье. Сейчас дом занимает Московский завод художественных часов.

            Полюбуемся этим прекрасным деревянным домиком, который портят только решетки на окнах.

   

   

          Еще одно общежитие-казарма для рабочих акционерного общества Московско-Казанской железной дороги построено в 1906 году. Его адрес – Ольховская улица, 9 строение 2. Фасад абсолютно лишен декоративных элементов. Было ли так с самого начала, или, к примеру, раньше были декоративные наличники, выяснить не удалось: старых фотографий этого дома нет.

             Сейчас дом занимает предприятие коммунального хозяйства района.

        Жилой дом в Погорельском переулке построен в 1872 году для купеческой жены А. Ф. Хоботовой, затем перестраивался для московского табачного магната А. А. Андреева: сначала под жилой дом, а позднее дом был переоборудован для размещения конторы гильзовой (сигаретной) фабрики. После 1926 года в доме размещались коммунальные квартиры, потом — СМУ-11 ОАО «Мосметрострой». Сейчас здание занимает офис Москомстройинвест.

         Первый этаж дома каменный, второй деревянный с резными наличниками и карнизами. Имеет статус выявленного объекта культурного наследия.

        Наш квест по деревянной Москве продолжается. Познакомимся с оштукатуренными домами, в которых по внешнему виду трудно угадать деревянное строение.

         Вот, например, дом по Новокузнецкой улице, 25. Сведений о нем немного: построен в 1830 году (по данным https://flatinfo.ru/ — в 1880 году), первый этаж каменный, второй представляет собой сруб, облицованный досками. Пару лет назад дом отремонтировали, и с первого взгляда угадать в нем частично деревянное здание сложно. Был ли этот дом купеческим особняком или доходным домом выяснить не удалось. А сейчас его занимает один из факультетов Московской международной академии – одного из гуманитарных вузов столицы.

            А теперь познакомимся с усадебным домом Поливанова, который расположен на углу Денежного и Глазовского переулков. Этот дом представляет собой и образец деревянной ампирной застройки города, и пример удачной реставрации старинного здания. Именно реставрации, а не ремонта-реконструкции. Но сначала немного истории этого дома.

         В конце 18 века участок с усадебным домом и хозяйственными постройками принадлежал отставному поручику Михаилу Ивановичу Арсеньеву, потом его сыну Михаилу. В 1806 году усадьбу купил Василий Григорьевич Кузнецов, который числился ремесленником, имеющим право выпускать продукцию, правда, неизвестно какую, под собственной вывеской. В 1812 году усадьба полностью выгорела и несколько лет пребывала в запустении, пока в 1823 году участок не купил отставной поручик Александр Константинович Поливанов. В том же году на участке был построен главный усадебный дом. Построен он был из дерева на каменном фундаменте, сохранившемся от дома Арсеньева. В усадебный комплекс входили также флигель, служебные постройки и ограда с въездными воротами.

          Главный дом был построен по типовому проекту, разработанному для восстановления послепожарной Москвы Осипом Бове. Согласно тогдашней концепции предотвращения пожаров в городе деревянные дома разрешалось строить только в один этаж, а большее количество этажей облагалось налогом. Дом Поливанова так и выглядит снаружи, хотя на самом деле имеет три уровня: подвал, основной этаж и мезонин, который этажом не считался.

        Стены дом были обшиты тесом, причем древесина обработана и окрашена таким образом, что создавалась иллюзия каменного строения. Декор здания прост, лепнина отсутствует, в качестве украшения можно отметить только ленточный руст стен, шесть колонн тосканского ордера и треугольный фронтон над ними. Ограда и въездные ворота декорированы резьбой и солярными символами. Интерьеры были выполнены в ампирном стиле с лепниной, искусственным мрамором и наборным паркетом.

             Поливанов, а после 1845 года его наследники, сдавали усадьбу в аренду. Какое-то время в ней жил писатель, драматург, переводчик, один из создателей литературного кружка «Арзамас» Степан Петрович Жихарев. В конце 19 века усадьбу купил купец Петр Андреевич Панов, а последней хозяйкой стала его дочь Елизавета.

              После национализации усадебные строения переделали под коммунальные квартиры, в годы войны в главном доме располагалась школа связистов, позднее – детская библиотека. С 1974 по 1996 годы в здании находился Всероссийский шахматный клуб, а с 1996 по 2002 годы на правах аренды — Ассоциация шахматных федераций.

            За все эти годы многое в усадьбе было утрачено: перестроено внутренне пространство главного дома, утрачены интерьеры, рухнула обветшавшая ограда, которую, правда, восстановили при проведении реставрации в 1951—1954 годах, в конце 1960-ых сгорел флигель. Пожары в доме случались регулярно, хотя они и не были катастрофическими. В 1990-ые были подозрения на поджоги, т.к. в мэрии обсуждался вопрос о сносе дома. Последний пожар произошел в 2001 году, но здание пострадало не столько от него, сколько от воды и пены при пожаротушении.

             В 2003 году городское правительство передало дом «НТЦ Энергосистемы» в аренду сроком на 15 лет с условием проведения реставрации, но здание еще несколько лет было затянуто строительной сеткой. Под давлением общественности «НТЦ Энергосистемы» все-таки выделили деньги, и началась реставрация. Реставраторы расчищали многолетние слои краски и обоев, по сохранившимся фрагментам восстанавливали цвет стен, наборный паркет, искусственный мрамор, лепнину. Сгоревшие бревна заменяли деревом двухсотлетних срубов, которые удалось отыскать в Ярославской и Ивановской областях.

   

            Параллельно с реставрацией проходили многочисленные судебные заседания о праве собственности и праве аренды. Результат таков: в 2009 году суд принял окончательное решение и признал дом Поливанова федеральной собственностью, а арендатору предписал освободить здание; по решению арбитражного суда от 2012 года здание передано в собственность Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры России, которое на правах аренды предоставляет его Фонду социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия. С 2017 года в особняке проводят иммерсивные спектакли, которые позволяют познакомиться не только с интерьерами дома, но и с его историей, погрузиться в эпоху жизни его обитателей.

       Неподалеку в Кропоткинском переулке, есть дом №24, строение 1. Несмотря на внушительную штукатурку, здание это деревянное. На сайте https://flatinfo.ru/ оно числится как жилой дом с деревянным каркасом, деревянными стенами и смешанными перекрытиями 1917 года постройки. Но построен дом раньше, т.к. в нем еще в 1870-ых годах проживал выдающийся врач-психиатр Сергей Сергеевич Корсаков, который ратовал за гуманизацию психиатрической помощи.

          Еще в одном арбатском переулке, а именно в Староконюшенном, есть оштукатуренные деревянные дома. Дом №2 в этом переулке – бывшая усадьба «ситцевых королей» Гандуриных. Братья Антон, Сергей и Алексей в 1880-е годы организовали товарищество на паях «Антон Михайлович Гандуринъ с Братьями», объединившее несколько ткацких фабрик в Иваново-Вознесенской губернии. Продукция этих фабрик пользовалась спросом не только в России, но и за рубежом. Антон Михайлович Гандурин с сыновьями руководил фабриками в Иваново-Вознесенске, а в московской усадьбе в основном проживал Алексей Михайлович с семьей. Алексей Михайлович был московскими представителем фабрики.

           Главный дом и два флигеля были построены в 1820 году. Гандурины купили усадьбу в конце 1870-ых. Братья пригласили архитектора Константина Ивановича Андреева для переделки усадебных строений. Под руководством Андреева были изменены в соответствии с модой интерьеры, а фасады получили современный вид: их оштукатурили и украсили лепниной.

        После 1917 года усадебные постройки ждала обычная для того времени судьба: национализация, коммунальные квартиры и разнообразные конторы, при которых были уничтожены интерьеры.

            В главном доме в 2000-ых годах располагался элитный ресторан «New Васюки».  На стенах ресторана можно было увидеть фотографии кадров из фильма «12 стульев». Дело в том, что это здание попало в комедию Гайдая, как общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца.  2008 году ресторан сгорел и с тех пор здание пустует. От него фактически сохранился только фасад.

          Южный флигель усадьбы в Староконюшенном переулке выставлен на аукцион. Покупателю необходимо будет выполнить ряд условий. Здание, как имеющее статус выявленного объекта культурного наследия, нельзя перестраивать, необходимо сохранить композиционные и архитектурно-художественные решения: деревянные стены, кровлю, оконные наличники, аттик, лепной декор и консоли, цвет фасадов. В течение двух лет после покупки новый собственник должен разработать и реализовать проект по сохранению здания и проводить поддерживающие ремонтные работы.

            Судя по тому, что уже несколько лет здание затянуто строительной сеткой и никакие работы не ведутся, желающих его купить пока так и не нашлось. А деревянные стены флигеля можно разглядеть в щелях между строительной сеткой.

   

          Вот мы и переходим к следующему разделу нашего квеста – домам, затянутым сеткой. Сведения о таких зданиях самые противоречивые, начиная от материала постройки, до целей реставрации и процессов, проходящих за сеткой.

           Дом на Люсиновской улице, 31, строение 6 затянут сеткой уже семь лет. Здание не имеет охранного статуса, хотя это один из немногих сохранившихся деревянных домов 19 века, которые были типичными для Замоскворечья и Даниловской слободы. Построен дом в 1852 году, с начала 20 века им владело семейство купцов Ирошниковых. Ирошниковы вели обширную торговлю шерстью, кожей, салом, мясным товаром неподалеку от дома на Мытном дворе, а в Гостином дворе и на Арбате владели несколькими лавками москательного товара, где продавались лаки, краски, обои и прочие товары, как бы теперь сказали, для ремонта.

   

            В 1918 году дом был национализирован и вплоть до 1997 года его занимали различные учреждения. С 1997 по 2016 год здание находилось в ведении Департамента образования, но фактически дом был законсервирован и никак не использовался. В 2018 году городски власти выставили дом на аукцион. Т.к. здание не имеет никакого охранного статуса, то единственным условием аукциона стало использование для образовательных целей. В 2019 году дом продан единственному участнику аукциона, ООО «Торговый дом Дружба», который собирался разместить здесь школу танцев. Но школу так и не открыли, а дом так и не привели в порядок.

            В 2021 году городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы согласилась изменить Правила землепользования и застройки участка для размещения многофункционального центра площадью 1100 кв.м. с сохранением исторических фасадов. Все бы ничего, только площадь дома Ирошниковых ровно в два раза меньше. Значит, планируется возведение второго этажа, а, следовательно, деревянный сруб будет уничтожен, как и чудом сохранившиеся планировка и лепнина на потолках. Да и о каком-либо сохранении фасадов вряд ли можно вести речь. Пока никакие работы не ведутся и есть надежда, что мнение историков-краеведов, представителей Архнадзора и просто неравнодушных граждан, будет учтено и дом сохранится.

        Судьба дома в Кропоткинском переулке, 10, строение 1 вероятно сложится более счастливо.  Дом является объектом культурного наследия. Городские власти выставили его на городской аукцион по программе «1 рубль за 1 квадратный метр». Победитель аукциона заключит с городом договор аренды сроком на 49 лет. В течение пяти лет инвестор должен будет исследовать объект, создать проект реставрации и ремонта, реализовать его, а затем приспособить здание для современного использования. После выполнения обязательств по сохранению объекта победитель торгов сможет продолжить арендовать его по льготной ставке — один рубль за квадратный метр в год. Торги должны были состояться весной 2021 года, результаты мне неизвестны, но здание все еще затянуто сеткой.

   

            Немного истории. В 19 веке на этом месте располагалась городская усадьба. В начале 1870-ых главный усадебный дом сгорел, а участок приобрела уроженка Царства Польского С. С. Цемержинская. Как звали эту даму и чем она занималась неизвестно – поиск по адресным книгам того времени результатов не дал. В 1871 году госпожа Цемержинская на месте сгоревшего главного усадебного дома построила деревянный двухэтажный доходный дом с оштукатуренными фасадами, оформленными в эклектичном стиле. С 1890 года владение принадлежало московской мещанке А.Ф. Волковой, которая завещала его Французскому обществу взаимного вспомоществования в Москве. В 1906 году Совет этого Общества продал дом французскому подданному Г. Деме, который владел им до 1917 года. Ну а потом, все, как всегда – коммуналки, конторы, перестройки и утрата интерьеров. Правда, в интерьерах все-таки сохранились аутентичные лестницы и печи.

         Дом на Большой Ордынке, 43, строение 1, который также много лет затянут строительной сеткой, полон загадок. Начнем с материала, из которого дом был построен. Каких только версий нет в прессе: от оштукатуренного дерева до железобетона! От гида, проводившего экскурсию по Большой Ордынке, услышала, на мой взгляд, самый вероятный вариант: кирпичный дом с деревянной мансардой.

          Не все ясно со временем постройки. Центральная часть дома, вероятно, построена в конце 18 века и восстановлена после пожара 1812 года. В 19 веке были построены флигели, которые уже при последнем владельце Иване Александровиче Миндовском, соединили с главным домом. По другой версии протяженность здания вдоль красной линии улицы никак не связана с флигелями: Миндовский решил увеличить площадь дома и пристроил к главной части два крыла. Работы были проведены в 1895 году по проекту архитектора Владимира Ивановича Чагина, выпускника Петербургской Академии художеств. Именно тогда были пристроены два крыла, а фасад оформлен лепниной в барочной стилистике. Именно этот декор должен быть восстановлен в процессе текущей реставрации.

          Более однозначны сведения о владельцах дома, хотя и они отнюдь неполные. После пожара 1812 года участком владели дворяне Петровские, при которых была построена центральная часть дома, возможно на фундаменте более раннего строения. С 1836 по 1841 год владелицей усадьбы была Мария Гавриловна Елисеева, супруга основателя династии Елисеевых Петра Елисеевича. Самый известный владелец усадьбы – Иван Александрович Миндовский, представитель одной из наиболее известных династий российских текстильных фабрикантов. Он купил усадьбу в 1895 году. В этом же году была проведена перестройка дома. А кто владел им в период с 1841 года до 1895 года неизвестно, возможно кто-то из сыновей или внуков Марии Гавриловны и Петра Елисеевича Елисеевых. После национализации в 1918 году в усадьбе располагался сначала детский сад, а позднее — редакция журнала «Советский экран».

           Долгое время сеткой был закрыт дом на Долгоруковской улице, 25, строение 1 – главный дом городской усадьбы А. А. Петрово-Соловово – М. А. Шиллер. До начала 19 века территория владения принадлежала храму Николая Чудотворца в Новой Слободе. На участке были жилые и хозяйственные постройки, которые полностью выгорели в 1812 году. В 1821 году владение приобрел действительный статский советник Андрей Алексеевич Петрово-Соловово. При нем был выстроен новый одноэтажный деревянный главный дом, одноэтажный флигель и хозяйственные постройки.

         На протяжении 19 и в начале 20 века владельцы усадьбы менялись с завидной регулярностью. Ими были купеческие жены Елизавета Петровна Третьякова, Александра Николаевна Козлова, дочь коллежского асессора Мария Александровна Шиллер, священник Никольского храма Петр Васильевич Приклонский, в 1914–1915 годах участок принадлежал Торговому дому «И. Ф. Коршанов и Б. Д. Владимиров». Владельцы усадьбы перестраивали флигели и хозяйственные постройки (с 1883 года почти весь участок занимали фабричные здания), но главный дом по красной линии оставался без изменений.

   

           В 1930-ые годы на территории бывшей усадьбы построили школу. Школьное здание и руинированные фабричные корпуса сохранились до начала 21 века. В 2018 году их снесли для строительства клубного дома «Долгоруковская 25». Тогда же главный дом усадьбы А. А. Петрово-Соловово – М. А. Шиллер закрыли строительной сеткой. Вплоть до лета 2022 года общественность вела бурные дискуссии о судьбе этого дома, который к тому времени уже имел статус выявленного объекта культурного наследия. Версий было в основном было две: дом снесут, чтобы освободить место для строительства еще одного корпуса клубного дома, дом разобрали и собираются построить заново из современных материалов. На самом деле, как и в случае дома Поливанова, здесь была проведена комплексная научная реставрация. Сруб действительно разобрали, бревна обработали консервирующими реагентами, совсем поврежденные заменили бревнами такого возраста, по архивным документам и сохранившимся фрагментам восстановили фасады и интерьеры здания. Подлинные кусочки лепнины были тщательно исследованы реставраторами, смоделированы и воссозданы из натурального гипса в реставрационных мастерских. Была отреставрирована и часть ограды, выходящую на Долгоруковскую улицу, которая датируется второй половиной 19 века.

          Отреставрированный старомосковский особняк будет доступен для посещения, в нем планируется открыть ресторан.

          Следующей раздел нашего квеста я бы назвала «Не верь глазам своим». Деревянные здания из этого раздела настолько перемешаны по времени создания и воссоздания, по современному применению, что во всем этом легко запутаться.

             Вот, например, деревянный дом на Нижней Масловке, 18. На первый взгляд – вполне себе современный деревянный дом барачного типа. А на самом деле он построен в 1906 году. Правда, с тех пор его внешний вид сильно изменился.

         Особняк на границе Петровского парка построил предприниматель-коннозаводчик Николай Павлович Малютин. Дом этот Малютин построил не для себя и не для своей семьи, а для любовницы Анны Адольфовны Гильбих. Эта дама по отзывам современников была не слишком молода, не слишком красива, крикливая и жеманная, но Малютин был от нее без ума.  Этих двух людей вместе связывала любовь к лошадям.

            Николай Павлович задаривал Анну Адольфовну подарками, одним из таких подарков и стал дом, а вернее, дача в Петровском парке. Парк был престижным аристократическим дачным местом с первой половины 19 века. К концу века зеленые насаждения парка сильно сократились из-за дачного строительства. В 1907 году Николай II запретил раздавать земли Петровского парка под дачи, но Николай Павлович успел построить дачу-подарок.

          Особняк был построен в эклектичном стиле, в котором переплелись русский стиль и модерн. Этот двухэтажный дом украшали купол и надстройка с зимним садом, перед парадным входом размещалась терраса. Во дворе были построены конюшня, флигель для прислуги и другие хозяйственные постройки.

           Связь Малютина и Гильбих длилась десять лет, но вскоре после получения в подарок особняка Анна Адольфовна вышла замуж наездника Павла Чернова, который работал у Малютиных. Жили Черновы то в имении, которое Малютин подарил Чернову, то в Москве. После смерти Анны Гильбих в особняке жила ее дочь Татьяна. В 1918 году дом превратили в коммунальное жилье, комнату в котором оставили за Татьяной. Дом оставался жилым до 1971 года. К этому времени он утратил почти все декоративные элементы. В начале 1970-ых в нем разместили управление завода «Художественная гравюра», на котором делали значки, а в 1998 году его арендовал «Центр ремесел» Северного административного округа Москвы с кафе-клубом «Изба на Масловке» и сувенирной лавкой. Тогда же появилось мозаичное оформление входа.

   

   

         В пандемийные времена «Центр ремесел» не работал, а на стене дома появилось объявление об аренде помещения.

             Следующие два деревянных дома похожи, как близнецы-братья.

             Первый – главный дом городской усадьбы Селиховой – Хомяковых на Малой Ордынке, 18, строение 1, имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. До 1797 года усадьбой владела жена поручика Макарова, затем ее купила супруга коллежского советника Селихова. При пожаре 1812 года усадьба сильно пострадала. Новая владелица, чиновница Куломзина, отстроила главный дом заново в 1814 году. В 1885 году, когда усадьбой владела мещанка Хорошкова, по проекту молодого архитектора Сергея Флегонтовича Воскресенского к дому было сделано несколько пристроек. Воскресенский планировал оштукатурить фасады, но по какой-то причине сруб просто покрыли тесом. Последним владельцем с 1900 года был купец Хомяков. В советское время в главном доме усадьбы размещались мастерские скульпторов.

          Так что перед нами образец деревянного классицизма, а под окрашенным тесом находится настоящий сруб 1814 года.

            А вот дом притча Никольского храма в Мароновском переулке, 14 – это реконструкция 1990-ых годов. Увы, но дом середины 19 века был снесен за ветхостью в 1970-ых годах. Внешне он очень похож главный дом городской усадьбы Селиховой – Хомяковых и тоже является типичным образом деревянной застройки в стиле классицизм, только восстановленный.

            Несколько слов о храме. Храм Николая Чудотворца в Голутвине построен он в конце 17-го века на месте более древнего монастыря. С 2011 года является Китайским Патриаршим Подворьем. Да-да, существует Китайская автономная православная церковь, ее представляют потомки переселенцев из России после революции, а также православные китайцы, которых насчитывается около 15 тысяч.

            Российская Духовная Миссия в Китае существует со времён Петра I. На волне подъема национального самосознания и недовольства засильем иностранцев в конце 19 века произошло восстание китайцев против иноземного вмешательства в экономику, внутренние дела и религию страны. В том числе и против православия. Оно известно Ихэтуаньское восстание. В 1900 году Духовная Миссия была разрушена, а многие прихожане и священники или убиты, или ранены. Позже более 200 человек церковь признала мучениками и канонизировала.

           Но вернемся к деревянным постройкам. В 2015 году по 2-ому Амбулаторному проезду, 8А открылся музей — Историческая площадка «Паровозное депо Подмосковная».

         В 1901 году на Московско-Виндаво-Рыбинской (МВР) железной дороге, которая соединяла Москву с портами Балтийского моря, открылась станция Подмосковная и паровозное депо.  На их базе создан музейно-производственный комплекс, не имеющий аналогов в России: здесь расположен не только музей, но и ремонтные мастерские настоящих паровозов.

            Комплекс построек включает в себя веерное паровозное депо с поворотным кругом, где до сих пор ремонтируют паровозы, а также музейные экспозиции, расположенные в сохранившихся до наших дней деревянных постройках. Все здания построены в 1901 году. Имя архитектора станционных построек достоверно неизвестно, предположительно это были Станислав Антонович Бржозовский или Юлий Федорович Дидерихс, которые были штатными архитекторами Московско-Виндаво-Рыбинской (МВР) железной дороги.

       В одном из зданий реконструирована обстановка вокзала начала 20 века с кассой, телеграфом и буфетом, залами ожидания для пассажиров разных классов. В доме начальника станции представлены рабочий кабинет и служебная квартира железнодорожного служащего начала 20 века.

   

        Здание вокзала много лет находилось в плачевном состоянии, пару раз горело и постепенно разрушалось. В 2008 году оно получило статус выявленного объекта культурного наследия. Вскоре началась его реставрация-реконструкция. А вот дом начальника станции не сохранился вовсе. Музейную экспозицию устроили в отремонтированном деревянном складском помещении, которое побывало жилым домом, а затем лабораторией по анализу воды. Так что под музей приспособлен склад.

   

          На территории Исторической площадки «Паровозное депо Подмосковная» сохранились кирпичная водонапорная башня, еще одно деревянное складское помещение и восстановлена историческая платформа с навесом.

        Следующий пункт нашего квеста я бы назвала «дерево вечно», потому что из этого материала в столице продолжали строить (именно строить, а не восстанавливать старые здания), хоть и нечасто, весь 20 век.

           В 1-ом Казачьем переулке, 8 строение 1 находится простой деревянный дом барачного типа, построенный в 1925 году. Дом простой, а вот пристройка к нему примечательна: сложной формы окно мансарды, резные карнизы и кронштейны – прелестная эклектика из русского стиля и модерна. Когда появилась эта пристройка неизвестно, но явно после строительства основного объема.

   

         Дом долгое время был жилым, до середины 1990-ых на первом этаже размещался книжный магазин. Сейчас его занимает «Центральное агентство арбитражных управляющих». Подход к дому закрыт забором, за которым прогуливается бравый охранник.

             Зимой дом виден немного лучше.

        А часть глухого забора около здания оформлена вот так необычно: видно, арбитражные управляющие – креативные люди.

    

             Банковское здание на Новокузнецкой улице 36/2, строение 1, построено и вовсе в 1995 году. Не знаю, может быть это реплика дома, который был на этом месте раньше, но это кирпичное строение с деревянной мансардой внешне напоминающее типичную городскую застройку первой половины 19 века.

   

           Сейчас в нем кроме отделения Интерпрогрессбанка, располагается многопрофильный медицинский центр.

         А последний пункт квеста по деревянной Москве можно озаглавить только знаком вопроса.

           Дом во Вспольном переулке, 13, строение 1 построен в 1864 году купцом второй гильдии В. П. Быковым. С 1900 по 1913 годы здесь размещалась редакция журнала «Вопросы философии и психологии», с которым сотрудничали отец Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Петр Струве, Борис Чичерин, Павел Новгородцев, Вениамин Хвостов, Лев Толстой, Владимир Соловьев.

 

            Считается, что здание построено из дерева. Вот тут возникают вопросы. Возможно, это так, просто фасад оштукатурен. Но как быть с боковыми стенами, которые явно кирпичные. Думаю, что правда заключается в данных сайта https://flatinfo.ru/, где написано, что каркас и стены смешанного типа. При реставрации были сохранены старые деревянные рамы и деревянные двери, что не часто встречается в Москве.

          Двухэтажный деревянный дом в Малом Ордынском переулке, 55/3, строение 2 был построен в 1880 году. В прошлом году он был на месте, но летом этого года в СМИ появилась информация, что дом снесен. Он продолжает значится на всех картах в интернете с адресом, расположенных в нем офисов, но дом, действительно, снесен.

   

            Теперь это место выглядит так.

20.11.2022

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *