МОСКВА ДОПЕТРОВСКАЯ-4

МОСКВА ДОПЕТРОВСКАЯ. Часть 4.

      Продолжим наше знакомство с московской архитектурой допетровского времени. Напомню о том, о чем я писала в предыдущих частях этого материала. Понятие «допетровская архитектура» — условное. В него я включила не только сохранившиеся, порой только частично, гражданские постройки 16 — 17 веков, но и некоторые здания, построенные в 18 веке, т.е. формально уже в эпоху правления Петра и даже его приемников на троне. Дело в том, что западноевропейский образ жизни и культура, которые проникли в страну во время правления Петра I, приживались в России не одно десятилетие. Если начать пить кофе, сбрить бороды и сменить длиннополые кафтаны на камзолы можно было достаточно быстро, то в архитектуре изменения проходили медленнее. Новый город Петербург строился по образцам западноевропейских городов, а в Москве и других городах империи еще довольно долго здания возводили по старинке, с декором фасадов в стиле нарышкинского барокко. А сами гражданские постройки строили в виде палат, т.е. с отдельными изолированными помещениями, а не в виде анфилад. Такое внутреннее устройство зданий сохранялось порой при модной отделке и фасадов, и интерьеров в стиле западноевропейского барокко. И пусть меня простят искушенные в истории архитектуры читатели, но некоторые постройки 18 века попали в материал под названием «Москва допетровская».

      На углу Большой Никитской улицы и Брюсова переулка находится интереснейшее сооружение. Это палаты 17 века, поставленные в глубине участка перпендикулярно линии переулка. Самым ранним известным владельцем палат был некий «провинциал-фискал» Григорий Арасланов, который в 1729 году продал весь свой двор со всеми постройками князю Федору Петровичу Сонцову-Засекину. Сонцовы (Солнцевы)-Засекины — княжеский род из удельных князей Ярославских. Считается, что родоначальник Сонцовых князь Дмитрий Иванович Засека по прозвищу «Солнце» был потомком Рюрика в 19 колене. Дети, внуки, правнуки и прочие потомки Дмитрия Ивановича исправно служили царям и отечеству: были воеводами в разных городах России, участвовали в военных походах, занимали высокие должности при дворе. Федор Петрович, купивший палаты в Брюсовом переулке, был лейб-гвардии капитан-лейтенантом.

      Потомки Федора Петровича продают палаты, которые к концу 18 века обросли различными пристройками, купцу Ивану Петровичу Шнуру. К 1806 году Шнур поставил под прямым углом к палатам еще одно строение, большой флигель, но уже по красной линии Большой Никитской. Это здание было украшено широким ионическим портиком на арках. В 1812 году усадьба сильно пострадала от пожара, как в прочем и вся Большая Никитская. Вскоре усадьба была восстановлена. На протяжении 19 века все постройки усадьбы, включая палаты, неоднократно перестраивались. Палаты использовались как доходный дом, помещения сдавались под жилье и мастерские. В 1914 году здание палат планировалось снести, для того чтобы построить на этом месте большой доходный дом, но этим планам помешала война. Ранее, в 1906 году на месте флигеля построили такой доходный дом по проекту Ивана Гавриловича Кондратенко.

      В советское время судьба доходного дома и палат была типичной – в них разместились коммуналки и разные конторы. Первая попытка реставрации палат Арасланова была предпринята в 1980-ых годах. Тогда группа архитекторов «Спецпроектреставрация» определила расположение стен палат 17 века. Отсутствие финансирования и бесконечная волокита с согласованием планов реставрации (ведь предполагалось смыть толстый слой штукатурки, скрывавший истинный вид стен 17 века, изменение кровли и т.п.) откладывали реставрацию на неопределенный срок. В результате полноценная реставрация была проведена только в 1996 году на средства Русского Банка Развития. И вот что получилось в результате.

       Одно из старейших гражданских зданий Москвы находится в Колпачном переулке, 10/7. Долгое время ошибочно считалось, что эти палаты какое-то время принадлежали Мазепе, т.к.  гетман имел недвижимость в Москве в районе Хохлов. Память об этом старинном месте сохранена в названии соседнего Хохловского переулка. Однако, исторические исследования не подтвердили, что именно этими палатами владел мятежный гетман. Построены палаты 16 веке и достраивались в 17 веке. Имена первых владельцев палат не сохранились. О владельцах здания, начиная с 18 века, сведений сохранилось побольше. В первой половине 18 века палаты входили в обширное владение Абрама Федоровича Лопухина, брата царицы Евдокии Федоровны, первой жены царя Петра I. Городской план 1769 года указывает на это здание как палаты Голицыных. В 19 веке здание перестраивалось, были разобраны красные крыльца, следы которых можно разглядеть на дворовых фасадах. Со второй половины 19 века и до 1917 года дом принадлежал Лютеранской церкви святых Петра и Павла, которая находится неподалеку. В советское время в доме до середины шестидесятых годов были коммунальные квартиры, а в семидесятых располагался ОВИР.

  

        В плане палаты имеют Г-образный вид, одна часть «буквы Г» расположена по Колпачному переулку, вторая – уходит во двор. Нижний этаж предназначался для хозяйственных помещений, на верхнем этаже располагались парадные комнаты с большими сенями и отдельным входом. Фасад в Колпачном переулке очень простой и практически не имеет декора.

   

      Зато со стороны двора здание украшено богатым декором из тёсаного кирпича. Здесь и пилястры на углу здания и в обрамлении окон, наличники, карнизы, поребрики и межэтажные тяги. Этот декор делает палаты уникальным памятником архитектуры в стиле московского барокко. До нашего времени сохранились части старинной отопительной системы: отверстия печей, дымоходы внутри стен, «душники» для подачи теплого воздуха в некоторые помещения.

    

         В начале 1990-ых годов началась реставрация здания, которая, к сожалению, не закончена до настоящего времени. Это видно по состоянию фасадов, особенно тех, что выходят во двор. Да и оштукатуренные фасады в Колпачном переулке уже требуют обновления. В 2003 году в здании проведен ремонт внутри помещений. Сейчас оно используется как офисное здание.

 

     Неподалеку от «палат Мазепы» в Старосадском переулке, 8 есть еще один объект с историей, которая начинается в 17 веке. По крайней мере об этом говорит таблички на обоих корпусах дома – 8, строение 1 и строение 1А.

 

      Разглядеть архитектурные черты палат 17 века нам вряд ли удастся. Но где-то внутри объема здания 19 века сохранились более старые стены, фундаменты, подвалы, может быть какие-то элементы декора палат под слоями штукатурки. Строение 1 – дом в классическом стиле, которым владел брат Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина Илья Евграфович Салтыков. Писатель часто бывал в этом доме, приезжая в Москву. Дом построен после пожара 1812 года.

  

       Строение 1А — бывший доходный дом, который построили в 1878 году по проекту Константина Викторовича Терского. Фасад здания украшен лепным цветочным декором, а также гербами, лентами, львиными головами и масками шутов. В 30-ые годы 20 века оба здания были надстроены двумя этажами и соединены друг с другом. Так появилась въездная арка с надстройкой.

       Если рассмотреть элементы декора палат 17 века невозможно, то можно полюбоваться лепниной 19 века.

   

   

       В настоящее время оба здания являются административно-офисными, в частности здесь располагается бюро комплексного проектирования ОАО «Трансинжстрой».

        Сильно перестроены и палаты на Большой Ордынке, 7, строение 2. Но здесь архитектура 16 века просматривается отчетливо. Сведений о здании и его владельцах практически нет. Единственная информация, которую мне удалось найти, представлена на табличке на стене дома. Из нее следует, палаты перестраивались в 17 веке, в середине 18, в 1790-ых годах и в 19 веке, а владельцами были А. А. Дохтуров и П. А. Кропотова. Попытка выяснить имена владельцев оказалась не слишком удачной. Среди многочисленных представителей дворянских родов Кропотовых и Дохтуровых удалось разыскать Параскеву Алексеевну Кропотову (1739-1804), Андрея Афанасьевича (умер в 1775 году) и Афанасия Афанасьевича (умер в 1800 году) Дохтуровых.  Были ли они владельцами именно этого здания не известно.

  

        Флигель усадьбы по Черниговскому переулку 9/13 построен в середине 18 века, когда расположенная на этом месте усадьба принадлежала купцу, хозяину суконной мануфактуры Ивану Гавриловичу Журавлеву. А первым владельцем участка и палат на нем был капитан лейб-гвардии Преображенского полка Василий Тимофеевич Ржевский. Участок этот был пожалован Ржевскому Петром I за верную службу. Следующий хозяин усадьбы, Журавлев, развернул на участке бурное строительство, а сохранившийся до наших дней флигель предназначался для хранения сукна, производившегося на мануфактуре Ивана Гавриловича. В архитектурном облике здания сочетаются черты и западноевропейского барокко, и барокко допетровской эпохи. А внутренние помещения были типичными для допетровской эпохи: толстые стены, сводчатые потолки.

        Армянский переулок, 3-5, строение 1. Палаты по этому адресу построены в 17 веке. Считается, что тогда они принадлежали боярам Милославским, хотя документов, подтверждающих это, не сохранилось. А вот участок напротив согласно актовым записям принадлежал стольнику Лариону Семёновичу Милославскому. В начале 18 века палаты перешли к семейству Протопоповых, а затем их купил капитан лейб-гвардии Преображенского полка Алексей Николаевич Щепотьев. В 19 веке палаты перешли во владение богатого армянского семейства Лазаревых (Лазарян) и они стали использоваться армянской Крестовоздвиженской церковью. Здесь разместился устроенный при церкви приют-интернат, помогавший приезжим детям из бедных семей получать в Москве навыки в различных ремеслах. После окончания учебы подростки возвращались к себе на родину в Крым, районы Закавказья и Поволжья. Попечителями заведения были представители московской армянской диаспоры. После 1917 года в палатах сначала разместили небольшие частные мастерские — платочно-набивочное производство и литографию, выпускавшую карамельную бумагу и красочные лубочные картинки. Но вскоре частное производство в СССР прекратило свое существование, мастерские в палатах Милославских-Протопоповых закрыли и там устроили коммунальные квартиры, разделив пространство на множество крошечных клетушек.

         В конце 1970-ых годов коммуналки расселили, а здание передали на баланс предприятия «Мосгорсвет». В палатах после реставрации решили открыть музей истории уличного освещения в Москве. В декабре 1980 года на втором этаже палат открылась выставка, приуроченная к 250-летию уличного освещения столицы. В 1984 году здание отреставрировали полностью, провели реконструкцию территории, и в палатах открылся музей «Огни Москвы». Очень интересный, кстати, музей – советую его посетить.

   

         Здание палат возведено в ассиметричных формах. Это видно по выступающему ризалиту, расположенному в западной части фасада. Нижний, подклетный, этаж со сводчатыми потолками построен из белого камня, а полы выстланы кирпичом. Все пространство этажа разделено на четыре изолированных помещения и использовалось для хозяйственных нужд. Второй этаж был жилым и парадным со сводчатыми потолками и не типичной для палат анфиладой комнат.

        Палаты расположены не на красной линии переулка и отделены от нее небольшим двором. Фасад здания в Армянском переулке отличается простотой декора с наличием гладких лопаток и наличников, выполненных из тесаного кирпича, простых тяг и карнизов-поребриков.

        По соседству в Армянском переулке, 11 расположено здание, в котором разместился Российский детский фонд. Здание выглядит вполне современно, не старше 19 века. Так и есть – здание построено в конце 18 – начале 19 веков в классическом стиле по проекту Матвея Федоровича Казакова. Владельцем усадьбы и заказчиком строительства был князь Иван Сергеевич Гагарин. Но в основе существующего дома – старинные палаты, построенные в 1-й половине 17 века, хотя некоторые исследователи считают, что построены они еще раньше, в конце 16 века. От палат сохранился белокаменный подвал со сводчатыми помещениями. Изначально это был нижний этаж, подклет дома, а второй этаж, вероятнее всего, был деревянным. Позже второй этаж был отстроен в камне.

        Владельцев у палат было много. Во второй половине 17 века ими владел боярин Иван Михайлович Милославский. В 18 веке усадьба в Армянском переулке в разные годы принадлежала князьям Волконским, графам Дмитриевым-Мамоновым, дворянам Глебовым, в 1790 году владельцем стал князь Гагарин, при котором и было построено здание, которое мы видим сейчас. А где-то в его недрах сохранились фундаменты и подвалы старинных палат.

        После смерти Ивана Сергеевича Гагарина, его наследники продали дом в конце 1810 года семейству Тютчевых, родителям будущего русского поэта Ивану Николаевичу и Екатерине Львовне. В 1835 году Тютчевы продают усадьбу Московскому попечительству о бедных, которое устроило здесь богадельню, названную по имени одного из благотворителей, Дмитрия Петровича Горихвостова, Горихвостовской. Богадельня представляла собой вдовий дом, где жили неимущие вдовы и дочери священнослужителей. Внутреннее пространство дома было перестроено для нужд богадельни архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским. Она просуществовала до 1917 года.  В советское время в здании размещались различные учреждения, коммунальные квартиры, даже магазин. К счастью, сам дом почти не перестраивался и сохранил в первоначальном виде свой исторический облик. После реставрации, проведенной в 1970-ых годах, в здании разместился Советский детский фонд имени В. И. Ленина, сейчас – Российский детский фонд.

        Еще одни палаты Милославских, как я говорила раньше, располагались напротив палат Милославских-Протопоповых, по адресу Армянский переулок, 2, строение 2. Исследователи относят время постройки палат к последней четверти 17 века, тогда ими и владели Милославские. В начале 18 века усадьба принадлежала семье металлургического фабриканта немецкого происхождения Варфоломея (Бартоломеуса) Меллера. В конце века владельцами были князья Несвицкие, которые продали усадьбу дворянам Салтыковым. В 1812 году, как и другие здания в Армянском переулке, усадьба практически не пострадала, однако Салтыковы продают ее представителю армянского дворянского рода Лазарян Иоакиму (Овагиму) Лазаревичу Лазареву. Иоаким Лазаревич перестраивает усадьбу с целью создания в ней училища для армянских мальчиков из бедных семей. Учебное заведение неоднократно меняло названия, но, пожалуй, самым известным остается такое — «Лазаревский институт восточных языков». Учащиеся получали классическое гимназическое образование в сочетании с изучением разнообразных восточных языков.

         После 1917 года наступила пора реорганизаций и реформирования среднего и высшего образования. Лазаревский институт переименовывали, объединяли с другими учебными и научными заведениями. В конце концов он стал частью Института Востоковедения.  Одновременно здание института в Армянском переулке переименовали в Дом культуры Армении и передали его в распоряжение рабоче-крестьянского правительства Армении, позднее Армянской ССР. С начала 1990-ых годов весь комплекс зданий занимает посольство Армении.

         Главное здание и два флигеля построены в стиле ампир. В объем северного флигеля были включены палаты Милославских-Салтыковых. В результате мы имеем классические ампирные фасады со стороны Армянского переулка, а фасад со стороны Кривоколенного переулка – типичные палаты 17 века со всеми характерными элементами декора.

  

         На территории посольства Армении есть еще одно здание 17-19 веков, вернее его руины. Относительно этого здания больше вопросов, чем ответов. Что было здесь в 17 веке? Может быть флигель усадьбы Милославских? Как выглядело это здание тогда? В 19 веке в нем располагался Малый типографский корпус Лазаревского института. И главный вопрос – что будет с этим зданием дальше? Реставрация или снос?

   

         А вот палатам, расположенным по соседству в Кривоколенном переулке, 9, строение 2 думаю повезло больше. Здание палат затянуто строительной сеткой с изображенными на нем фасадами и объявлением о сборе средств на консервацию здания. По крайней мере сносить его пока не собираются. А со временем может быть и отреставрируют.

         Немного истории. Палаты построены в 17 веке. Первыми известными владельцами палат в 18 веке были некие Пелагея Петрова и статский советник Захар Евлашев. В 1773 году здание покупает доктор от медицины Христиан Ладо. В конце 19 века владельцем усадьбы со всеми постройками становится доктор Михаил Аркадьевич Лунц. В 1911 году на территории усадьбы был построен доходный дом с квартирой для семьи доктора Лунца. Во флигелях были открыты аптекарский пункт и магазин медицинских товаров, а в палатах – кабинет доктора Лунца, в котором он вел прием больных. В советские годы в здании, как водится, размещались конторы и коммуналки. И ни одного ремонта, не говоря уже о полноценной реставрации. Это привело к обрушению стен здания.

         Что ж, будем надеяться, что здание палат будет сохранено и отреставрировано. И с ним произойдет такая же чудесная метаморфоза, как с палатами Зиновьева-Юсуповых по Большому Афанасьевскому переулку, 24.

         Сначала короткий рассказ о владельцах палат. Участок на этом месте был в собственности рода Зиновьевых более ста лет: с 1649 по 1755 год. Палаты построены в 1685 году при стольнике Петре Петровиче Зиновьеве. Одна из представительниц рода Зиновьевых, Ирина Михайловна вышла замуж за князя Бориса Григорьевича Юсупова, будущего московского генерал-губернатора. В 1776 году палаты числятся уже за прадедом Льва Николаевича Толстого графом Андреем Иванович Толстым. Последним владельцем палат перед революцией был Александр Андреевич Берс, брат жены Льва Николаевича.

       А теперь немного истории архитектуры палат в Большом Афанасьевском. При Петре Петровиче Зиновьеве построили один небольшой дом. Второй дом был построен рядом в середине 18 века. Со временем их объединили в единое целое и пристроили второй этаж. В первой половине 19 века объединенный дом перестроили до неузнаваемости, получился ампирный особняк с мезонином. В 1860-ые годы его снова перестраивают, придают фасадам эклектический вид. В конце 19 века опять меняют декор фасадов и пристраивают третий этаж. В советские годы дом был превращен в коммуналки, он постепенно ветшал и выглядел непрезентабельно. Вот таким он был в 1970-ых.

         В 2000-ых годах снесли доходный дом, к которому в начале 20 века оказались пристроены палаты. Потом снесли все хозяйственные постройки во дворе, и на их месте построили новый жилой комплекс. Много лет дом стоял без крыши, почти совсем разрушенный.

        Благодаря неравнодушной общественности и активистам Архнадзора здание удалось спасти от полного разрушения. В 2003—2006 годах были проведены противоаварийные работы: демонтирован поздний третий этаж и пристройки со стороны двора, укреплены фундаменты. Позднее здание тщательно обследовано специалистами, составлен план ремонтно-реставрационных работ, которые были проведены в 2010—2012 годах по проекту архитектора-реставратора Региональной благотворительной общественной организации «Центр Традиционной Русской Культуры «Преображенское» Татьяны Сергеевны Борисовой.

      Здание было воссоздано в облике середины 18 века с характерной высокой крышей, некоторой асимметричностью фасадов и высоким крыльцом 17 века. При обследовании здания на дворовом фасаде было обнаружено настоящее окно 17 века, что позволило воссоздать все окна первого этажа. Сейчас в палатах Зиновьевых-Юсуповых располагается Международный нумизматический клуб с музеем.

        Закончить сегодняшний рассказ о допетровской Москве я хочу еще одним очень старым зданием.

     Наверняка проходя по Старой Бассманной вы обращали внимание на два дома, обрамляющих вход в Сад Баумана. Справа от входа находится особняк Петра Михайловича Голицына, о котором я писала здесь http://www.peshkompomoskve.ru/еuropean_baroque_in_moscow/ . А слева привлекает внимание, раскрашенный яркими красками небольшой дом. Вот о нем и пойдет речь.

      В 18 веке здание принадлежало к постройкам усадьбы Голицыных, в обрамлении окон можно заметить характерные для барокко мотивы.

       В основе дома – очень древнее строение, вероятнее всего – легендарный путевой дворец отца Ивана Грозного великого князя Василия III. Почему легендарный? Просто об этом дворце ходили устные рассказы старожилов этих мест, но никаких документальных подтверждений существования дворца не было. В начале 2000-ых была проведена реставрация здания, в ходе которой была обнаружена белокаменная кладка первого этажа и подвалов. Стены сохранились так, что можно полностью представить себе план дворца. Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о возрасте этой кладки. Одни считают, что это кладка конца 15 – начала 16 веков, другие определяют его как более позднюю постройку конца 17 века. Если правы первые, то возможно именно в этом доме и располагался путевой дворец Василия III. Тогда можно говорить об этом здании, как о самой старой, после Грановитой палаты, гражданской постройке Москвы. Об этом опосредованно свидетельствует и существенное проседание здания: окна первого этажа расположены на уровне асфальта, заглубленным оказался и вход в дом. Но пока историки продолжают спорить о возрасте найденной кладки, о полноценной реставрации здания речь не ведется. Арендаторы не спешат знакомить москвичей и гостей столицы с древним дворцом, а оштукатуренные фасады раскрашены в стиле а-ля Арлекин.

       Разумеется, мы познакомились далеко не со всеми московскими зданиями допетровской эпохи. Продолжение в следующей части.

17.01.2019

P.S. Время идет, исторические здания реставрируются и восстанавливаются. Оказавшись недавно в Кривоколенном переулке, увидела, что со строения 2 дома 9 снята строительная сетка — палаты отреставрированы. Вот только результат оказался не слишком впечатляющим. Если сравнивать с тем, что было изображено на строительной сетке три года назад, то нынешние фасады далеки от того, что планировалось восстановить: нет каменных наличников, обрамляющих окна, карниз, разделяющий этажи восстановлен частично. Не берусь объяснить причину такой «реставрации», может анонсированный на плакате сбор средств оказался недостаточным…  Сейчас в палатах располагается ресторан «Ладо».

   

07.08.2020

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *