МОСКВА ДОПЕТРОВСКАЯ-5

МОСКВА ДОПЕТРОВСКАЯ. Часть 5

        Если вы зададитесь целью узнать, сколько гражданских зданий, построенных в допетровскую эпоху, сохранилось в Москве, то получите огромный список таких построек. Только жилых палат на не самом надежном сайте wikipedia значится более ста. Думаю, что список этот не полный. А еще к нему следует добавить различные общественные и административные здания. В результате список может увеличиться в два раза. Напомню, что здесь я рассказываю о зданиях, построенных не только в 16-17 веках, но и в начале 18 века, т.е. формально уже в эпоху правления Петра и даже его приемников на троне, но сохранивших черты более раннего русского зодчества.

           Список получается внушительным, но это не значит, что несколько сотен гражданских зданий в стиле нарышкинского барокко украшают московские улицы. За прошедшие века многие из них не только многократно меняли владельцев, но и перестраивались, причем по нескольку раз. Так, увидев в каком-нибудь справочнике, что дом представляет собой палаты 17 века, не надейтесь, что перед вами действительно будут палаты с фигурными каменными наличниками и красным крыльцом. Вполне вероятно, что перед вами предстанет более позднее здание, скорее всего перестроенное в послепожарное время в стиле классицизма. А вот фундамент такого дома или подвал когда-то были основой жилых палат и сохранились с 17 века.

              Комплекс зданий на углу Пятницкой улицы и Черниговского переулка – это бывшая городская усадьба, как гласит табличка на доме, А. И. Дашкова —  Еремеевых — Доходного владения Саввино-Сторожевского монастыря. Она построена 18-19 веках. А в основе, опять же согласно табличке, – палаты 17 века.

 

          В Архангельском переулке есть два дома – дом №10, строения 1 и 2. Сейчас это типичные постройки 19 века, но в основе обоих зданий – палаты 17 века. Кто построил палаты неизвестно, но эти два здания в 17 веке были частью обширной усадьбы с хозяйственными постройками и садом. Владельцы усадьбы известны с начала 18 века, когда она принадлежала некоему провиантмейстеру Думашеву. По крайней мере об этом пишет в книге «Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты» Сергей Романюк.

        В 1763 году палаты купили братья Петр и Александр Приклонские. Братья были военными, вышли в отставку Петр в чине полковника, а Александр в чине капитана. В начале 19 века владельцем усадьбы с палатами становится бригадир Василий Иванович Левашов. Во время наполеоновского нашествия все деревянные постройки в усадьбе сгорели. Сгоревшие вторые этажи позднее были отстроены в камне.

          Современный вид палаты получили в середине 19 века, когда усадьбой владел штабс-капитан Николай Павлович Кильдюшевский, а затем его наследники. В это время оба дома получили пристройки, а существовавшая между ними галерея разобрана. Дома были переоборудованы под сдаваемые внаем квартиры, появился сохранившийся до настоящего времени декор фасадов: новая форма оконных наличников, пилястры второго этажа и отделка рустом — первого.

          Оба здания были отреставрированы в 2013 году. На фасаде строения 2 выполнено раскрытие исторической кладки палат со следами от срубленных наличников с килевидным завершением. Сохранены и сводчатые перекрытия первого этажа с открытой исторической кладкой.

   

           Строение1 полностью оштукатурено, но на нем установлена табличка, сообщающая, что в основе дома – палаты 17 века. Сохранена ли планировка палат в этом доме мне неизвестно.

           В советское время в обоих зданиях были коммуналки. Несколько лет здесь размещалось Российское военно-историческое общество. По его инициативе в 2015 году перед зданием был обустроен небольшой сквер Полководцев с бюстами военачальников разных эпох. Сейчас РВИО переехало в Петровский переулок, скульптуры убрали, но сквер перед зданием по-прежнему носит название «Сквер Полководцев».

              Сейчас здания по адресу Архангельский переулок, 10 занимает Росконцерт.

       Скажу честно, что никакого подтверждения того, что в основе служебного корпуса городской усадьбы (Гоголевский бульвар, 10, строение 4) лежит постройка допетровской эпохи я не нашла. В доступных мне источниках говорится о том, что здание, которое сейчас занимает государственный музей современного искусства Российской академии художеств, со служебными постройками построено в конце 18 – начале 19 веков по проекту Матвея Казакова для Прасковьи Васильевны Нарышкиной.

            На мысль о том, что в основе служебного корпуса усадьбы Нарышкиной, лежит более ранняя постройка, меня навели раскрытые участки кирпичной кладки. Такая кладка вполне может принадлежать допетровской постройке.

   

            Здание с раскрытыми участками старинной кирпичной кладки есть на проспекте Мира, 12, строение 2. Это главный дом усадьбы, в основе которого палаты 17 века.

         Считается, что палаты построены, когда обширным участком в Мещанской слободе владел купец Иван Исаев. История жизни этого человека достойна настоящего романа. Родился Исаев в городе Дубровно, который сейчас принадлежит Белоруссии, а в 17 веке это было владение Речи Посполитой. Во время польской войны, которую вел Алексей Михайлович, Иван был пленен, отправлен в Москву и отдан в услужение. После смерти хозяина молодой человек получил волю и поселился в Мещанской слободе. Смышленый молодой человек начал торговать шелком и вскоре разбогател. Он скупил несколько участков рядом со своим домом и построил каменные палаты – признак богатства и престижа в 17 веке.  Его сын, Илья Иванович, стал сподвижником Петра. Он занимал посты обер-инспектора Главного магистрата – высшего государственного учреждения, контролировавшего работу городских магистратов, вице-президентом Коммерц-коллегии, имел чин действительного статского советника.

           Позднее усадьбой владели купцы Василий Солодовников, Алексей Колыбелин, Наталья Лобкова, врач Карл Бари. Последним владельцем усадьбы было семейство Баскаковых.  Все владельцы перестраивали усадебные постройки, включая главный дом, по своему вкусу и в соответствии с требованиями моды. Поэтому догадаться, что в основе главного дома палаты 17 века, не просто. При реставрации 1990-ых годов раскрыты детали его первоначальной отделки.

          Иногда даже от гидов можно услышать, что этот дом принадлежал Якову Брюсу, но история дома известна достаточно полно, и имени Брюса среди владельцев нет. Дом Якова Брюса был неподалеку и до наших дней не сохранился.

           Сейчас это офисное здание.

            Рядом, по адресу проспект Мира, 14, строение 10 расположен филиал музея Москвы – музей «Садовое кольцо». К 100-летию со дня рождения Ленина в здании открылся Музей трудовой и боевой славы Дзержинского района. Дело в том, что в конце 19 века здесь жила семья купцов Ганшиных, которые поддерживали социал-демократов, дружили с Владимиром Ильичом и даже помогали ему издать книгу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В 2000 году музей изменил тематику. Была разработана новая концепция музейной экспозиции, посвященная истории Мещанского района Москвы. В 2012-ом году музей был переименован в Музей «Садовое кольцо».

           Это история музея, а история здания более долгая. В основе палаты 17 века. На их фундаменте был построен классический особняк с ионическими пилястрами, лепными розетками и львиными маскаронами. Иногда можно услышать, что это работа Баженова, но это не так. Архитектором, вероятнее всего, был французский архитектор Николя Легран, работавший в конце 18 века в Москве.

 

             Что до владельцев, то их сменилось очень много. В начале 19 века домом владел граф Гавриил Карлович де-Реймонд Моден, потом князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский, майор Петр Грушецкий, Наталья Фонвизина, коллежский асессор Шамардин, купец Зайцевский, упомянутая выше семья купцов Ганшиных. Последней владелицей здания была купчиха Лия Михайловна Гуревич. Ну а после национализации особняк превратился в жилой дом с коммунальными квартирами, пока в нем не открыли музей.

             Но есть в столице образцы архитектуры допетровской эпохи, у которых сохранились не только фундаменты и подвалы. Здания эти разной степени сохранности. Среди них есть практически полностью сохранившие свою аутентичность, есть такие, что вот-вот превратятся в руины, есть с отреставрированными частями фасадов, а есть и отремонтированные-реконструированные. Реставрация предполагает точное восстановление утраченных фрагментов из тех материалов, что использовались при возведении здания. Процесс этот непростой и очень затратный: ведь даже простую кладку здания, например, 18 века, нужно восстанавливать из кирпича 18 века. А чтобы получить такой кирпич, необходимо найти и разобрать здание 18 века, которое не имеет архитектурной или исторической ценности. А если материалов того времени не найти, то надо их изготовить по технологиям, принятым в соответствующее время.

        В конце 20 – начале 21 века о таких проблемах не особо беспокоились. Часто реставрацией называли ремонт зданий с сохранением их исторического облика. Вот, например, Дом тигра на Мясницкой улице, 40, строение 4. Палаты 17 века «отреставрировали» в 2005 году. Фасады выдержаны в стиле русского барокко, только резные наличники не кирпичные, а лепные. Так сделать было намного проще и дешевле. Хотя в целом здание выглядит неплохо, но это не совсем настоящие палаты.

             Немного истории этих палат. Их иногда называют «докторским» корпусом, потому что палаты были построены для семьи Лаврентия Алферовича Блюментроста. Уроженец курфюршества Саксония Блюментрост, перебрался в Москву и много лет был придворным лекарем царя Алексея Михайловича, ведущим специалистом по медицине допетровского времени, организатором Аптекарского приказа. В 18 веке палаты и многие соседние участки принадлежали крупнейшему промышленнику того времени Никите Акинфиевичу Демидову. Поэтому палаты, да и все это место, иногда называют демидовским владением. В 1828 году потомки Никиты Акинфиевича частично продали свои владения, включая палаты, Императорскому Московскому почтамту. В середине 19 века палаты перестроили для нужд почтамта. Они примыкали к возведенному жилому корпусу работников почтамта, но что было конкретно в них в это время и позднее, в 20 веке мне выяснить не удалось. С 2013 года, когда Русским географическим обществом была создана автономная некоммерческая организация по сохранению и изучению амурского тигра — «Центр «Амурский тигр»», здание стало официальной резиденцией этой организации.

           Конечно подобная «реставрация» вызывает много вопросов и у специалистов, и у москвичей. Прежде всего это вопрос долговечности проведенных работ: ведь ясно, что лепные элементы декора, да еще выполненные из современных материалов менее долговечны, чем выложенные из кирпича. Но еще больше вопросов вызывает отношение властей к к историческим зданиям, которые сейчас находятся в ужасном состоянии.

             Хохловский переулок, 7. По этому адресу расположены палаты Украинцева 1665 года постройки.

             Емельян Игнатьевич Украинцев был известным государственным деятелем 17 века. На протяжении жизни занимал ряд ответственных постов: думный дьяк, посланник Российского государства в Швеции, Голландии, Дании, посол в Турции и Речи Посполитой, руководителем (приказным дьяком) Посольского приказа. Палаты на Ивановской горке Украинцев купил у князя Якова Никитича Одоевского в 1697 году. Здание построено в форме буквы «Г» и разделялось на мужскую и женскую половины. Дом был окружен садом, его окружали хозяйственные постройки. Хозяева жили на верхнем этаже, а на первом этаже обитали слуги, размещалась кухня, погреба и прочее.

   

           Следующим владельцем палат были князь Михаил Михайлович Голицын, затем его сын Александр, который продал палаты вместе с участком в казну для размещения в них Главного Московского архива. В 1875 году архив переехал в более просторное помещение, а палаты были переданы Московской консерватории. Здесь расположилось Московское отделение Русского музыкального общества, а в соседнем жилом доме служителей архива открылась нотопечатня Юргенсона  http://www.peshkompomoskve.ru/brick_style/. В советское время в зданиях нотопечатни и палат располагалось издательство «Музыка».

              Уже в 21 веке вокруг палат разгорелся скандал. Дело в том, что половина здания получила статус федерального памятника, а вторая половина – памятника регионального значения. На месте этой половины планируется возвести то ли коммерческую многоэтажную недвижимость, то ли ресторанный комплекс. На защиту памятника истории и архитектуры встала общественность: проводились уличные акции, подавались иски в суд, но положительного результата пока нет. А палаты тем временем разрушаются и выглядят ужасающе. Что с ними будет до сих пор неизвестно.

        Неприглядно выглядит и учительский корпус Славяно-греко-латинской академии, который находится на территории Заиконоспасского (т.е. Спасского за Иконным рядом) монастыря на Никольской улице. Здесь причина кроется в том, что в начале 1990-ых монастырь передан РПЦ, но светские учреждения, в частности Историко-архивный институт РГГУ, до сих пор занимают здания монастыря. Конфликт между РПЦ и архивным институтом то затухает, то вспыхивает с новой силой. А зданиями тем временем никто не занимается: ни община монастыря, ни РГГУ.

             Учительский корпус был построен в1686 году, за год до того, как в Заиконоспасский монастырь из Богоявленского переехала основанная в 1685 году школа, именовавшаяся «Еллино-Греческими», или Спасскими школами. Спасские школы объединили с типографской школой при Печатном дворе. Так появилось первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия.

            Здание учительского корпуса было двухэтажным. Третий этаж надстроили в 1886 году. Тогда же фасады были оформлены в русском стиле архитектором Владимиром Дмитриевичем Шером.

           Здание имеет статус культурного наследия федерального значения. В настоящее время его занимает факультет технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ.

      К счастью, в столице есть здания допетровской эпохи, которые либо бережно отреставрированы, причем часто 17 век представлен фрагментарно, либо вообще сохранили свой первоначальный облик до наших дней.

            Неподалеку от разрушающихся палат Украинцева в Хохловском переулке есть дом 10. Но это здание в отличии от палат Украинцева отреставрировано в 2019 году. Здесь была проведена именно научная реставрация, особое внимание было уделено той части здания, которая была построена в 17 веке.

          Немного истории здания. Первый владелец палат неизвестен, а сама постройка может датироваться 1650-1680 годами. Это установили по клеймам кирпичей, которые были расчищены в процессе реставрации. Среди владельцев усадьбы, которых удалось подтвердить документально, дворяне Лопухины, коллежский асессор Афанасий Яковлевич Сытин, граф Шереметев и княгиня Лобанова-Ростовская. В 1806 году владение перешло в казну, его заняла Межевая канцелярия – учреждение, созданное Екатериной II в 1765 году. Межевая канцелярия представляла собой некий симбиоз современной кадастровой службы и картографического общества. Главный усадебный дом был перестроен для размещения в нем конторских помещений. Здание достроили третьим этажом. В то же время был уничтожен декор фасадов, включая лепнину и наличники с кокошниками. Внутри дома построили деревянные перегородки, которые скрыли старинные каменные своды, характерные для палат семнадцатого века. Так что историческая планировка была уничтожена еще в 19 веке.

 

            Межевая канцелярия оставалась в доме до 1917 года. Потом здание занимали различные учреждения, а перестройка внутренних помещений продолжалась. Не обошел здание и пожар (пожары в старинных зданиях часто случались в 1990-ых – 2000-ых годах). Сильный пожар случился в здании Межевой канцелярии в 2014 году. В результате частично обрушились кровля и верхнее перекрытие здания. Только после этого городские власти озаботились сохранностью здания, расторгли контракт с арендатором и приступили к реставрации.

   

            Реставраторы расчистили и отреставрировали белокаменный цоколь, кирпичную кладку фасадов с вычинкой аутентичным кирпичом, выполнили фрагментарное воссоздание междуэтажного карниза, окон и пилястр 17 века на фасаде. Кроме того, отреставрировали штукатурный декор: карнизы, наличники, сандрики и подоконные тяги, воссоздали балкон на третьем этаже, а также историческую планировку, разобрав поздние перегородки, обшивку стен и потолков. Кладку стен укрепили, на первом и втором этажах фрагментарно раскрыли элементы 17 века — ниши, следы срубленных сводов и распалубок. Удалось отреставрировать лестницу. Двери и дверные проемы воссоздали по архивным фотографиям 19 века: их изготовили с применением исторических инструментов.

   

          Реставрация Московской межевой канцелярии стало лауреатом конкурса на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация — 2020».

            Сейчас в здании располагаются офисы.

         Чтобы вы смогли оценить объем и качество проведенных работ, привожу фотографию внутренних помещений до и после реставрации из интернета.

        Другим старинным палатам повезло меньше. Вот, например, здание на Берсеневской набережной, 16, строение 9. С середины 19 века усадьба принадлежала семье водочных королей Смирновых — в 1863 году ее купил Иван Алексеевич Смирнов. Он купил также соседний участок, где построил водочный завод. Позже и завод, и усадьба перешли к его сыну Сергею Ивановичу, который учредил в 1874 году Торговый дом «И. А. Смирнова сыновья». Последним предреволюционным владельцем особняка на Берсеневской набережной был Сергей Сергеевич Смирнов.

            В основе дома Смирновых лежат палаты даже не 17, а 16 века. Кто был владельцем палат в то далекое время неизвестно. Да и более поздних владельцев, кроме представителей семьи Смирновых, мне отыскать не удалось.  Ясно только одно – за прошедшие века здание неоднократно перестраивали. Последняя перестройка произошла в 2004 -2005 годах, когда строили Патриарший мост. Верхние этажи дома снесли, заменив их новой постройкой с мансардным этажом. Но кое-что и отреставрировали: восточном фасаде раскрыта часть стены 17 века и восстановлены узорочные наличники парадного этажа, на южном – наличники подклета 16 века в приямке, который отрыли в культурном слое возле стен здания. На моих снимках, которые я делала с Патриаршего моста, они скрыты пластиковым навесом.

             Сейчас здание занимает многопрофильный холдинг «Rbe» и ресторан «IL Патио».

       Не повезло и палатам бояр Троекуровых в Георгиевском переулке. А палаты эти уникальны. Они построены во 2-ой половине 17 века на белокаменном подклете 16 века, в котором размещались хозяйственные помещения. Первоначально здание было трехэтажным: два этажа были выполнены из кирпича, а третий – из дерева. После пожара, случившегося в конце 17 века, третий этаж отстроили в камне.

            Уникальность этого дома заключается в том, что он представляет собой редкий пример перехода от традиционных боярских палат к дворцовому зданию нового типа. Композиция здания в виде буквы «Г» («глаголем») и некоторые декоративные элементы фасада, например, спаренные колонки, являются характерными для древнерусского жилого зодчества. А вот разбивка фасада на относительно равные отрезки и анфиладное расположение парадных покоев говорит о появлении новых тенденций в жилищном строительстве конца 17 века.

         К концу 18 века палаты Троекуровых оказались в оживленном торговом квартале Охотного ряда. Здание перестроили под доходный дом. После пожара 1812 года очередная перестройка практически полностью уничтожила отделку и внутреннюю планировку палат. С фасадов сбили барочные элементы декора, стены оштукатурили, придав им ампирный облик. Во внутренних помещениях скрыли при помощи перегородок сводчатые потолки и ликвидировали анфиладную структуру помещений парадного этажа.

            В таком виде здание просуществовало до 20 века, когда им заинтересовались ученые и реставраторы. Но первая полноценная реставрация была проведена только в конце 1950-ых – начале 1960-ых годов. Были восстановлены своды, оконные и дверные проемы, наличники и первоначальная планировка внутренних помещений. До 1980 года в здании располагался Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

            После того, как музей был переведен в новое здание на улице Фадеева, появился план новой реставрации. Но реализации этих планов не суждено было осуществиться: здание много лет практически не эксплуатировалось и находилось в аварийном состоянии, постепенно разрушаясь. То, что оно оказалось сейчас во дворе Государственной Думы, решило его судьбу: в 2019 году составлен план капитальной реконструкции здания с целью размещения в нем нескольких комитетов Думы.

            Завершившаяся реставрация, а вернее реконструкция, сильно изменила облик здания, несмотря на его охранный статус объекта культурного наследия федерального значения. Палаты надстроили мансардным этажом с нелепым остекленным объемом, крышу покрыли блестящим профнастилом, пристроили переход в здание ГД. Ну и, естественно, внутреннюю планировку изменили совершенно полностью, создав офисные помещения для работы комитетов Думы. Единственное, что сохранилось от старинных палат, так это оконные карнизы, которые были воссозданы при реставрации середины 20 века.

   

            Получить приличный снимок палат невозможно: объект повышенной секретности и соответствующей охраны. От Георгиевского переулка его отделяет забор, за который полицейский меня не пустил, несмотря на все уговоры и рассказы о моем сайте.

            Следующие здания 17 века, к счастью, не претерпели серьезных изменений в последние годы. Палаты в Староваганьковском переулке, 25 – это бывшая трапезная палата Государева аптекарского двора.

           Аптекарский приказ был учрежден Иваном Грозным в 1581 году. Сфера его деятельности — выращивание и сбор лекарственных растений, изготовление лекарств, прежде всего для царского двора, контроль за деятельностью иностранных лекарей. Приказ прекратил свое существование во время Смуты и был восстановлен в 1620 году в качестве высшего органа по руководству медицинским делом в стране. Деятельность восстановленного приказа была значительно расширена по сравнению с временами Ивана Грозного. Кроме сбора и разведения лекарственных растений и надзора за иноземными лекарями, Приказ ведал аптеками в стране, закупкой готовых лекарств и растительного сырья для них в других странах, проводил аттестацию медиков и аптекарей, проверял их дипломы и выдавал годовое содержание, осуществлял судебно-медицинскую экспертизу и освидетельствование служилых людей, определял лекарей в полки и учреждал новые полевые аптеки. Кроме этого Приказ владел огромной библиотекой по медицине и аптекарскому делу, при нем была создана первая отечественная лекарская школа.

            Аптекарский приказ сначала располагался в Кремле, а с 1676 года для него был выделен участок в современном Староваганьковском переулке. Сохранившееся здание представляет собой трапезную палату Аптекарского приказа. В конце 18 века палата вошла в комплекс служебных построек усадьбы екатерининского вельможи Александра Федоровича Талызина, затем усадьбой владели его наследники.

            В 1920-ых годах палата была надстроена не только вторым этажом, но и увеличена в объеме. Но основа здания 17 века сохранилась достаточно хорошо. Эта основа представляет собой двухстолпную палату со сводчатыми перекрытиями, которая поставлена на подклет из трех белокаменных погребов. На торцевом фасаде здания частично сохранились декоративные элементы – кирпичные колончатые наличники.

   

             Сейчас здание занимает выставочный зал Музея архитектуры имени А. В. Щусева.

         Рядом с трапезной палатой Государева аптекарского двора находится еще одно здание допетровской эпохи. Оно практически не изменилось с 17 века. Это здание Александровского подворья (Староваганьковский переулок, 23, строение 1).

          Каменное двухэтажное здание состоит из двух палат разного размера, которые разделены сенями. Такая планировка характерна для жилых зданий того времени. С 1679 года в нем размещались подворье Успенского девичьего монастыря, что в Александровской слободе, помещения которого сдавались внаем. Успенский монастырь в Александровской слободе был основан в 1650 году по воле царя Алексея Михайловича на месте разрушенного царского дворца. В этом году для благих дел и по просьбе местных купцов на нужды нового монастыря царем была передана бывшая домовая церковь и примыкавшая к ней с севера каменная палата. При Петре I монастырь стал местом заточения его сводной сестры Марфы, которую Петр подозревал в поддержке стрелецкого бунта, и опальной царицы Евдокии Федоровны Лопухиной.

 

         Но вернемся к палатам в Староваганьковском переулке. До настоящего времени сохранились оригинальные сводчатые перекрытия в подвале и на первом этаже. После реставрации, проведенной в 1978 году, были восстановлены профилированные междуэтажные тяги, карнизы, наличники, решетки на окнах, а также высокая четырехскатная крыша с чердачными выступами. А вот красное крыльцо не сохранилось, и оно не было восстановлено во время реставрации. О том, что красное крыльцо украшало здание палат, сейчас напоминает только дверной проем на втором этаже, куда вела наружная лестница крыльца.

 

 

             Здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Сейчас в здании находится офис компании «Криогенмонтаж».

            А закончить свой рассказ о допетровской архитектуре я хочу описанием еще одного здания 17 века. Это палаты в Среднем Овчинниковском переулке, которые так же сохранились до наших дней практически неизменными.

               Считается, что построены палаты в конце 17 века, а вот для чего – историки спорят до сих пор. Вариантов несколько. Возможно палаты построены купцом Зотовым то ли как жилой дом, то ли для размещения в нем кожевенной мастерской. По другой версии палаты изначально строились, как мастерская, а владелец неизвестен. Что ж такой вариант вполне возможен: в Овчинниковской слободе жили кожевенники и размещали рядом с жильем свои мастерские. Согласно еще одной версии палаты были построены для приказной избы Овчинной слободы. Приказная или съезжая изба в 17 веке была чем-то типа райсовета советских времен или современной районной управы. В приказной избе хранились печати, приходные и расходные книги, государевы грамоты и другие документы, связанные с управлением слободой. В пользу этой версии говорит расположение палат в центре слободы рядом с храмом Михаила Архангела. Есть даже версия, что на первом этаже была кожевенная мастерская, а на втором, в который вела отдельная лестница снаружи дома, – приказная изба.

            Владельцы палат в 18 – 19 веках (имена их мне отыскать не удалось) перестраивали здание в духе времени. Самые большие перестройки произошли после пожара 1812 года. С западной стороны к палатам пристроили дополнительный объем в два этажа с мезонином, а с южной – еще одно небольшое здание. Фасады были оформлены в стиле ампир.

             В 1976 году под руководством архитектора-реставратора Инессы Ивановны Казакевич начались реставрационные работы, которые продлились более пяти лет. В процессе научной реставрации палатам вернули облик 17 века, а более поздние пристройки оставили в стилистике 19 века.

            Палаты в Овчинниковской слободе представляют собой двухэтажный кубический объем с четырехчастной планировкой. Этажи палат соединены внутристенными лестницами. Крыша здания четырехскатная. Фасады лаконичны и украшены лишь профилированными междуэтажными тягами.

         Палаты в Среднем Овчинниковском переулке имеют статус объекта культурного наследия федерального значения. После ремонта-реставрации в 2001 году здание передано храму Архангела Михаила. В нем расположился дом причта.

06.11.2023

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *