ОСОБНЯК ЛЕМАН
Проходя по Гранатному переулку нельзя не обратить внимание на маленький «средневековый» замок с башенками, стрельчатыми окнами и горгульями на капителях колонн. Этот особняк в неоготическом стиле построен в 1896 году по проекту Адольфа Эрнестовича Эрихсона для супруги потомственного почетного гражданина Роберта-Нильса-Карла Лемана Анны-Луизы.
Обширный участок между Малой Никитской и Гранатным переулком в начале 19 века принадлежал полковнику Николаю Ивановичу Сабурову. Усадебный дом в центре участка был окружен большим садом, на участке располагались многочисленные хозяйственные постройки. В пожаре 1812 года усадьба сильно пострадала: господский дом получил значительные повреждения, сад погиб, а деревянные хозяйственные постройки полностью сгорели. В 1823 году участок покупает генерал-майор Павел Алексеевич Тучков и делит его пополам. Восточная часть участка во второй половине 19 века меняет несколько хозяев, пока к концу века не переходит в совместное владение госпожам Анне-Луизе Леман и Анне Карловне Ферстер.
Вскоре восточная часть бывшего участка Тучкова снова разделяется на две части, и на каждой из них строится особняк, причем в обоих случаях архитектором выступает Эрихсон. Об особняке Ферстер, который выходит главным фасадом на Малую Никитскую я рассказывала здесь http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-5/. А теперь познакомимся с особняком Леман.
Несколько слов о первых владельцах особняка – семье Леман. Сведений этих, к сожалению, не много. Кем был по национальности господин Леман не известно, когда он обосновался в Москве – тоже. На просторах интернета, а именно на официальном сайте городского округа Кашира ( https://kashira.org/novosti/v-centre-vnimanija/nashi-zemljaki-semja-leman/ ), нашла такую запись:
«Дедом Елизаветы (Карловны Леман) был Роман Антонович Леман – потомственный почетный гражданин, коммерции советник. Директор товарищества Воскресенской бумагопрядильной мануфактуры, Товарищества ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель». Владельцем сел Неелова и Засижье Смоленской губернии. Имел усадьбу в д. Немчиновка под Москвой, где смог создать совершенно новый тип хозяйства. Роман Антонович построил начальную школу для сельских детей, дом для учителей, ветлечебницу, молочно-товарную ферму, конюшню, где разводил лошадей тяжеловесов. Огромные оранжереи, дренированные пастбища окружали флигеля для прислуги, построенные из дерева. Но главную память о себе этот почти легендарный человек оставил, посадив еловый лес, который и в наши времена называют «Лемановский». Роман Антонович Леман любил скупать пришедшие в упадок хозяйства и восстанавливать их.»
Имеет ли Роман Антонович какое-то отношение к Роберту-Нильсу-Карлу Леману не понятно. Может быть так Роберта называли на русский лад.
Не помогла и экскурсия в особняк. По словам нашего гида, Леман был банкиром и владельцем ткацкой мануфактуры в Иваново. Но сказано все это было как-то вскользь. В издании «Вся Москва. Адресная и справочная книга…» Роберт Леман значится купцом, а еще Роберт-Нильс-Карл Леман значится в «Списке почетных граждан Москвы» за 1897 год (страница 7). Это, пожалуй, единственные достоверные данные о нем.
О супруге, детях, судьбе после 1917 года никаких сведений отыскать не удалось.
Ну как говорится, что есть, то есть. История семьи Леман — это, конечно, интересно, но наш основной рассказ посвящен особняку.
Итак, в 1896 году Леман приглашают Адольфа Эрнестовича Эрихсона для строительства на приобретенном участке особняка. Эрихсон — один из самых выдающихся архитекторов Москвы конца 19 – начала 20 веков. Его имя стоит в одном ряду с именами Шехтеля, Кекушева, Шервуда. Адольф Эрнестович построил в Москве огромное количество зданий в разных стилях: русский, модерн, неоклассика. Это доходные дома, особняки, конторские и общественные здания. Наверняка вы вспомните музейный комплекс П. И. Щукина, который сейчас занимает Биологический музей имени Тимирязева, конторский дом Ивана Сытина на Тверской, торговый дом меховщика Михайлова на Кузнецком мосту. Об этих зданиях я уже рассказывала на своем сайте.
Для Анны-Луизы Леман Эрихсон строит замок. Искусствоведы до сих пор не пришли к единому мнению к какому стилю тяготеет неоготическая архитектура особняка – французский ренессанс или стиль Тюдоров. Особняк сложен из красного кирпича, с которым контрастируют имитирующие белый камень декоративные элементы: переплеты окон, пояса, лопатки, отделка ризалитов. Островерхая крыша с декоративной трубой дымохода, ступенчатая ассиметричная форма здания – все это как будто переносит нас в 17 век. В едином стиле были выдержаны хозяйственные постройки, которые до наших дней не сохранились, и ограда. Интерьеры особняка, с которыми мы познакомимся чуть позже, были оформлены в разных стилях, от барокко до модерна – распространенная практика в декоре жилых помещений того времени.
Через два года после окончания строительства Анна-Луиза Леман продает особняк с обстановкой парадных помещений за 200 тысяч рублей действительному статскому советнику, предводителю дворянства Московской губернии Петру Александровичу Базилевскому. Базилевский проживал в усадьбе вместе с многочисленным семейством и не менее многочисленным штатом слуг до 1918 года. В 1918 году особняк был национализирован, его по очереди занимали разные учреждения: главный штаб Реввоенсовета, в 1920-ых годах – центральное бюро по обслуживанию иностранцев, в начале 1930-ых – канцелярия посольства Франции. В 1937 году здание было передано Союзу Советских архитекторов.
В 1938 — 1941 годах по проекту архитектора Андрея Константиновича Бурова при участии Алексея Васильевича Власова и Мирона Ивановича Мержанова к особняку была пристроена центральная часть комплекса.
В ее основе — соседний с особняком жилой дом. По красной линии переулка эта пристройка была декорирована фасадом, который прекрасно гармонирует с фасадами особняка Леман. И это неудивительно: Буров был вдохновлен зданием, изображенным на фреске итальянского художника 15 века Пьеро делла Франческа в церкви Сан Франческо в Ареццо. Так на фасаде появились три арочных портала в обрамлении из светлого камня и облицовка красной керамической плиткой. В центе фасада — майоликовый картуш с изображением схемы генерального плана Москвы, которое многие годы считалось эмблемой Союза архитекторов СССР. Панно – работа Владимира Андреевича Фаворского. В корпусе разместились концертный зал и ресторан.
В 1970-ые годы ЦДА вновь расширился и был реконструирован. И снова за основу новой пристройки был взят доходный дом, построенный в 19 веке по проекту Василия Николаевича Карнеева. Авторами проекта новой пристройки были Борис Иванович Тхор, Роман Иванович Семерджиев и Ирина Николаевна Щепетильникова. Здание доходного дома было перестроено и обнесено фасадом из белого камня. В нем разместились большой вестибюль с гардеробом, буфет, конференц-зал, выставочный зал и различные административные помещения. Но это уже другая история.
А мы с вами войдем в особняк Леман, чтобы посмотреть интерьеры. Интерьеры, кстати, сохранились с конца 19 века практически в неизменном виде.
Посещая старинные особняки надо быть готовым к некоторому разочарованию. Иногда можно услышать: «Ну разве это интерьеры? Это концертный зал с современным роялем и современными стульями или современный кабинет, или библиотека…» Не во всех особняках располагаются музеи, где по возможности сохраняется аутентичная обстановка. Часто старинный особняки сейчас занимают вполне современные организации: дома творческих союзов, научно-исследовательские институты, выставочные залы и даже рестораны. И очень здорово, что в некоторые из них можно попасть с экскурсией. Пусть такие экскурсии проводятся нечасто, но посетить их вполне реально, в отличии от особняков, занимаемых посольствами. Теоретически особняки-посольства можно посетить в Дни культурного наследия по предварительной записи, а практически мне за 15 лет это не удалось ни разу.
А еще следует помнить, что с архитектурной точки зрения интерьеры – это внутренняя отделка помещений: стены и потолки, паркет, оформление дверей и окон. Эту отделку, как правило, архитекторы прорабатывают во время разработки проекта дом. Повторюсь, что в особняке Леман интерьеры сохранились с конца 19 века практически в неизменном виде.
Первое, что встречает нас в особняке это двухэтажный вестибюль с трехмаршевой деревянной лестницей и арочной обходной галереей вокруг нее на втором этаже.
Входная дверь и потолок над ней оформлены в готическом стиле.
Потрясающе выглядит потолок вестибюля, выполненный в виде конструкции светового фонаря. И хотя он перекрыт крышей и подсвечивается электричеством, игра воображения подсказывает, что здесь должен быть уличный свет.
А теперь полюбуемся великолепной дубовой лестницей.
На первом этаже находились гостиные, столовая, библиотека – кабинет, бильярдная. Самая просторная белая гостиная со старинным камином и роскошной лепниной на стенах и потолке — один из самых изысканных интерьеров особняка. Лепнина с барочными цветочными мотивами и путти создает праздничное настроение. Наверняка здесь устраивались приемы и балы.
В белой гостиной сохранился мраморный камин. Несмотря на барочный декор этой гостиной в целом, привлекает внимание цветочный декор камина со слегка увядшими подснежниками – вполне в духе модерна.
Рядом с белой гостиной расположена небольшая розовая гостиная. Украшений здесь нет практически никаких, за исключением небольшого плафона на потолке. Зато в ней много красивой антикварной мебели.
О мебели, которая заполняет сейчас особняк Леман стоит поговорить особо. Как я уже говорила Анна-Луиза Леман продала особняк Базилевскому с обстановкой парадных гостиных. За годы, когда в особняке проживала семья Базилевского, появилась и другая мебель. Почти все предметы обстановки сохранялись в особняке до 1937 года. Когда канцелярия посольства Франции перебралась в особняк Игумнова, дипломаты вывезли из особняка Леман всю мебель. Так что архитекторам достались пустые помещения. Им пришлось срочно заняться меблировкой дома. По инициативе тогдашнего ответственного секретаря Союза советских архитекторов Каро Семеновича Алабяна подходящую мебель закупали в антикварных магазинах и на блошиных рынках.
Помимо обстановки гостиных и библиотеки-кабинета в помещениях первого этажа есть два потрясающих шкафа. Один, если верить гиду, изготовлен в Европе в 16 веке. Это огромный шкаф-секретер с потайными отделениями и сложными замками.
Второй шкаф моложе, он изготовлен в 19 веке.
Интерьеры этих помещений не имеют декора, кроме оформления потолков. В отношении люстр трудно что-либо сказать. Скорее всего это антиквариат, хотя опять же по словам гида, французские дипломаты вывезли из особняка не все осветительные приборы.
На первом этаже располагается кабинет-библиотека с «деревянным» потолком. Слово деревянный написано в кавычках потому, что на самом деле это роспись, имитирующая дерево с инкрустацией разными породами древесины.
Антикварная мебель в кабинете-библиотеке подобрана таким образом, чтобы сохранить первоначальное предназначение комнаты.
Антикварные шкафы заполнены старинными книгами, а над ними – портреты двух великих архитекторов Доменико Жилярди и Александра Филипповича Кокоринова, который кроме всего прочего был автором проекта здания Императорской академии художеств, где он много лет трудился профессором и ректором.
Поднявшись на второй этаж, мы попадаем в жилую часть особняка. Анфилада жилых комнат второго этажа опоясывает верхнюю часть вестибюля. Я не оговорилась – комнаты второго этажа соединены проходами в анфиладу, а кроме того имеют отдельные выходы в арочную галерею.
На этом этаже расположена только одна синяя гостиная. Ее часто называют готической из-за стрельчатых окон. Фактически это даже не отдельная комната, а своеобразное продолжение галереи, т.к. она не имеет входных дверей.
Рядом с синей гостиной располагалась ванная комната. Сейчас ее занимает нечто, типа буфета или комнаты приема пищи для сотрудников.
Помещения второго этажа практически не имеет декора, только карнизы, отделяющие потолок от стен, и небольшие лепные плафоны для люстр. Только в одной из комнат можно полюбоваться изнутри готическим окном, которое расположено над главным входом.
Ну и в заключение пара фотографий средней части Центрального дома архитектора: интерьер вестибюля и потолок актового (концертного) зала.
Сейчас в особняк Леман, кроме Дней культурного наследия, можно попасть с редкими экскурсиями, посетить концерт или выставку. А кроме того ресторан Дома архитектора организует банкеты в белой и розовой гостиных (антикварную мебель выносят в другие помещения и устанавливают столы) и фотосессии свадеб и прочих торжеств в интерьерах особняка. Цены на такие мероприятия, естественно, немалые.
23.01.2023
Ужасно жалко, что все это невозможно издать книжкой. Может быть имеет смысл сделать выжимки и издать? Ведь ничего подобного нету, ни по подробности, ни по объему. Фантастический сайт.
Да, книгу издать нереально. Пусть люди в интернете читают.
У Романа Антоновича (он же Роберт-Нильс-Карл Леман) был единственный сын, Карл Романович Леман, инженер, один из проектировщиков и строителей Каширской ГЭС. Леман по национальности немцы, поэтому в 1941 году были департированы на территорию Казахской ССР. Карл Романович был женат на Лидии Шлиппе, дочери Густава Шлиппе, бывшего губернатора Тулы. Ну а их дети, Роберт (1919), умер в 2014 году в возрасте 92 года, работал охотоведом в Бурятии, Елизавета, дату рождения не помню, с детьми выехала в Германию в начале 1990-х. А я внук Роберта Карловича Леман
Ой, как интересно! Спасибо Вам огромное за комментарий! Просто прекрасное продолжение истории семьи Леман.
Есть ли у Вас информация о Лидии Леман(Шлиппе). Занимаюсь восстановлением родословной было бы очень интересно дополнить информацию. Хотела бы уточнить, была ли сестра у Карла Лемана, Елизавета Леман. Можно написать на почту vestlogn@gmail.com
Сестры Эмилия и Елизавета
Подскажите, а у Карла Леман была сестра? Интересно для семейной генеалогии. Дальнее родство по линии Лидии Шлиппе. Возможно есть какие-то сохранившиеся фото.
Мой комментарий первоначальный был немного неточнен. У Романа Антоновича было три сына, Карл (мой прадед), Борис и Роберт, а так же две дочери. Лидия Леман умерла в конце 50-х годов в Челябинске. Если нужна более подробная информация, пишите на martynovr79@mail.ru. У меня и фото много дореволюционных семьи Леман