ОСОБНЯК СТАХЕЕВА

   ОСОБНЯК СТАХЕЕВА

  На Новой Басманной улице, дом 14 расположена городская усадьба купца 1-ой гильдии Николая Дмитриевича Стахеева. Николай Дмитриевич купил участок с ветхой усадьбой в конце 19 века, когда переехал из родной Елабуги в Москву. История рода елабужских купцов и промышленников Стахеевых началась еще в начале 18 века. Купцам Стахеевым везло в торговых делах, к середине 19 века братья Иван и Дмитрий Стахеевы были уже купцами 1-ой гильдии, торговали хлебом,
чаем, сахаром и другими бакалейными товарами по всей Российской империи. Кстати, в Елабуге до сих пор помнят имена братьев Стахеевых. На их пожертвования в городе были построены несколько начальных школ и ремесленных училищ, женская гимназия, проведен водопровод, благоустроена набережная Тоймы.
Стахеевы содержали богоугодные заведения, платили стипендии талантливым учащимся, жертвовали средства на монастыри и храмы. Кстати, если вы еще не бывали в Елабуге, очень советую посетить этот замечательный, милый и уютный город. Уверена, что имя Стахеевых вы услышите там не раз.

      Один из сыновей Ивана Ивановича Дмитрий стал известным литератором, автором рассказов, повестей, стихов, редактором популярных журналов «Нива», «Русский мир», «Русский вестник». В Елабуге перед зданием университета (бывшее женское епархиальное училище) ему установлен памятник.

      Но наш рассказ о другом представителе рода Стахеевых. Сын Дмитрия Ивановича Николай продолжил и расширил семейный бизнес: помимо торговли бакалейными и колониальными товарами стал крупным золотопромышленником, а также владельцем судов и даже поездов для перевозки грузов. Вот именно он перебрался в Москву и построил для себя особняк, о котором я хочу рассказать.

      Николай Дмитриевич был очень богат и привык жить на широкую ногу. Поэтому и свой особняк он решил построить таким, что бы сразу было видно его богатство. Автором проекта, учитывающего все пожелания заказчика, стал архитектор М.Ф. Бугровский, который спроектировал и построил для Стахеева еще и несколько доходных домов в Москве.

      По замыслу Н.Д. Стахеева особняк должен был располагаться на красной линии Новой Басманной улицы с лужайкой перед ним и парком за домом. Внешний фасад должен был быть скромным, а вот внутренние помещения – поражать своей роскошью. Михаил Федорович Бугровский учел все эти пожелания, с особой тщательностью прорабатывая декор и интерьеры внутренних помещений. В работе над интерьерами принимал участие скульптор В. Г. Гладков. Здание получилось эклектичным, и просто кричало о богатстве своего хозяина. На мой взгляд, в этом особняке все чересчур, всего слишком много – и кессонные потолки, и барочные двери, и витражи, и резные панели… Хотя каждая комната в доме по отдельности представляет собой прекрасно декорированное пространство. Но это сугубо мое личное мнение, и я знаю много людей, которые в полном восторге от особняка в целом. Судите сами.

      Итак. Вот он, построенный в 1898 году особняк. Его строительство обошлось  Н. Д. Стахееву примерно в один миллион рублей – неслыханные то тем временам деньги! Как и предполагалось, фасад дома Стахеева получился достаточно скромным.

      Выполнен он в неоклассическом стиле, «неогрек», как тогда его часто называли. Все верно: симметрично-осевая композиция фасада, треугольный фронтон, пилястры, имитирующие колоннаду, женская скульптура в античных одеждах и чугунные светильники в нишах.

 

       Перед особняком – лужайка с фонтаном, который работает до сих пор. Украшает фонтан чугунная скульптура «Богиня ночи» с диковинным по тем временам электрическим фонарем в руке. Скульптуру Стахеев выписал из Парижа.

      Но вот вы входите в дом, где вас ждет буйство красок и стилей всех эпох и народов. Здание рядом с входом украшают уже настоящие ионические колонны из черного гранита, а крышу – декоративные навершия с характерными для Древней Греции изображениями ракушек и завитков волют.

   

           Не забудьте обратить внимание на витражи рядом с входной дверью.

Классическая мраморная лестница ведет в вестибюль, выполненный также в стиле «неогрек».

 

Но в отличие от греческих беломраморных интерьеров – здесь буйство красок: колонны и пилястры из розового искусственного мрамора, живописные плафоны с цветами и лебедями, светильники в виде сфинксов и факелов, разноцветная лепнина …

 

 

   

 

      Вестибюль, по задумке Стахеева, должен был изображать атриум – внутренний световой двор, из которого можно пройти в другие помещения дома. Вообще-то атриум – это атрибут не древнегреческого, а древнеримского дома. Но какая разница – римский, греческий! Главное – это элемент классики, и он должен быть в доме. Увы, наш климат не позволяет оставить помещение без крыши. Но охота пуще неволи.  Бугровский и Гладков решают проблему оригинально. Так появляется потолок-витраж с подсветкой.

      Но пойдем дальше. Из вестибюля мы попадаем в кабинет хозяина дома. Стиль его однозначно определить трудно, скорее всего, это своеобразное видение зала романской архитектуры. Темные обои, деревянные панели, массивные дубовые двери, действующий камин, вроде бы, подтверждают эту догадку. Но все не так просто. Белые лепные вертикальные карнизы и цветные горизонтальные, яркий лепной потолок и хрустальная люстра никак не вяжутся с романским стилем.

 

 

       Белая или музыкальная гостиная выполнена в истинном стиле «неогрек». В ее оформлении использованы основные приемы этого стиля: лепнина, имитирующая резьбу по мрамору, с характерными волютами, барельефы со сценами из жизни Ахилла и живописный плафон с Персеем и Андромедой в центре композиции. В доме Стахеева белая гостиная, кроме музыкального салона, выполняла роль бальной залы.

 

      За белой гостиной следует розовая или «рокайльная» гостиная, хотя ее правильнее было бы назвать столовой, т.к. одним из главных украшений этой комнаты является огромный фарфоровый стол.

 

   

      Название «рокайльная» эта гостиная получила от обозначения главного элемента стиля рококо «рокайль», который напоминает форму завитка раковины. Рокайлем богато украшены стены и потолок розовой гостиной.

      В стиле рококо оформлена и следующая небольшая зеленая гостиная, из которой можно пройти в зимний сад и детскую.

 

 

           Зимний сад у Стахеева был заполнен самыми экзотическими растениями, какие ему только удалось выписать из разных тропических стран. Теперь он выглядит простенько.

      Из зеленой гостиной мы проходим через парадный вестибюль и попадаем в восточную часть дома, которая начинается детской. Позднее, когда дети подросли, комнату превратили в домашний театр. Эта комната и сейчас используется по назначению, в не проходят репетиции драмкружка Центрального дома детей железнодорожников, занимающего особняк в настоящее время.

   

      А дальше посетителей ждут еще две удивительные комнаты: «готическая» столовая и «мавританская» курительная. В оформлении стен и кессонированного потолка «готической» столовой широко использована деревянная резьба тонкой работы. Здесь же находится второй камин.  Эта комната действительно впечатляет необыкновенной изысканностью.

 

 

   

      Ну и наконец «мавританская» курительная, стены и потолки которой покрыты восточными узорами.

   

        В западном крыле дома было отведено помещение под контору, а в восточном – под картинную галерею. Николай Дмитриевич был страстным коллекционером и большим ценителем живописи. Видимо сказалась наследственность: его матушка Александра Ивановна, урожденная Шишкина, была родной сестрой И.И. Шишкина.  За домом располагался парк с тенистыми аллеями, садовой скульптурой и декоративными руинами в виде грота. В советские годы парк вошел в созданный для отдыха трудящихся сад Баумана. Сейчас сад Баумана — обычный небольшой парк с кафешками, детскими площадками, цветниками, летней эстрадой и руинами, в прямом смысле этого слова, бывшего когда декоративным грота.

 

      Н.Д. Стахеев прожил долгую жизнь, скончался в возрасте 80-ти лет во Франции, куда он уехал накануне Первой мировой войны. Во Франции он продолжал жить на широкую ногу, кутить в ресторанах, играть в Монте-Карло. В 1918 году, когда деньги кончились, Стахеев возвратился в советскую Москву, чтобы забрать сокровища, спрятанные в тайниках дома на Новой Басманной. Попытка оказалась неудачной – Николай Дмитриевич был схвачен ЧК и препровожден на допрос к самому Дзержинскому. Сведения  о результатах этого допроса разнятся. По одной версии, Стахеев, обладая незаурядным талантом ведения деловых переговоров, убедил Дзержинского отпустить его во Францию в обмен на все сокровища, спрятанные на Новой Басманной и в других местах. По другой – кроме этого Стахеев согласился стать агентом советской разведки во Франции. Как бы то ни было, Стахеев благополучно уехал за границу, прожил там еще, как говорят, долго и счастливо, получая пенсию, назначенную Дзержинским. Так что, я думаю, вторая версия более достоверная: ведь добыть сведения о кладах чекисты могли и другими способами…

      История приезда Стахеева в Москву стала известна Ильфу и Петрову, работавшим в 20-ые годы в газете «Гудок». Таким образом Николай Дмитриевич стал в каком-то роде прототипом Кисы Воробьянинова, тем более, что в Москве упорно распространялись слухи о том, открытый в 1927 году «образцовый рабочий клуб-театр» (ныне ЦДЖД) построен на отступные Стахеева.

     В 1918 году особняк был национализирован, и в нем разместилось одно из  подразделений Народного комиссариата путей сообщения, с 1940 и по сегодняшний день в особняке располагается Центральный дом детей железнодорожников.

 27.12.2015

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *