ОСОБНЯК ТОЛСТЫХ-БОРИСОВСКИХ

ОСОБНЯК ТОЛСТЫХ-БОРИСОВСКИХ

            С того момента, как у первобытного человека появилось свободное время, появилось и творчество. Это было и ритуальное искусство, и украшение себя и соплеменников, и декорирование жилища. Мы и сейчас стараемся подобрать шторы под цвет (или в контраст) мебели, украсить дом растениями или картинами. А если средств недостаточно, как у подростков-студентов, то на стене все равно появляется украшение – постер с любимой музыкальной группой, футболистом или героем комикса.

         Каждое время характеризуется своей модой и диктует свои представления о красоте. В соответствии с этим люди строят (наш сайт все-таки об архитектуре) и украшают свои дома. Москвичи в этом отношении – не исключение. Многие дома, построенные сто пятьдесят и больше лет назад, сохранились не только, как здания, но могут показать и интерьеры. Не все они шикарны по своему изначальному оформлению и сохранности, как например, особняк Тарасовых и Святополк-Четвертинского. Но даже более скромные дома дают представление об архитектуре и декоративных тенденциях того или иного времени. А также несут интересную информацию о своих владельцах и жильцах.

           Сегодня мы познакомимся с одним из таких особняков.

            Недалеко от Курского вокзала (Земляной Вал, 27, строение 3) стоит двухэтажный особняк, построенный в классическом стиле. Состояние фасадов этого дома оставляет желать лучшего, хотя он и имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Этот особняк — прекрасный образец архитектуры допожарной Москвы, у него интересная история и даже интерьеры частично сохранились. А построен он в 1773 году для полковника Василия Борисовича Толстого.

       Род Толстых многочисленный. Василий Борисович был представителем старшей неграфской ветви семейства Толстых, он был внуком Ивана Андреевича Толстого, а графское достоинство от Петра I получил младший брат Ивана Андреевича — Петр. Потомки Петра Андреевича – это и писатель Алексей Константинович Толстой, и Федор Иванович Толстой-«американец», и, наконец, Лев Николаевич Толстой.

              Участок за Земляным городом принадлежал В. Б. Толстому с середины 18 века. На нем был деревянный главный дом в окружении хозяйственных построек. Но в начале 1770-ых годов усадьба сгорела, и Василий Борисович решил построить каменный особняк. Считается, что автором проекта усадьбы был архитектор Петр Трофимович Бортников, который подписал сохранившийся до наших дней чертеж. Бортников в то время исполнял обязанности помощника архитектора 1-го класса в московской полицмейстерской канцелярии.

           Дом был построен стиле раннего московского классицизма на высоком берегу Яузы, его окружал обширный сад и хозяйственные постройки. Дом прямоугольный в плане с небольшими выступами на торцах. Парадный фасад был украшен ионическим пилястровым портиком. Сам портик не сохранился, остались только пилястры. Пилястры обрамляют крайние пары окон.

          Пилястрами оформлен и садовый фасад, под карнизом выполнен поясок из сухариков, окна оформлены каменными наличниками сложной формы. В центре фасада расположены полукруглые окна и ажурный балкон на мощных белокаменных кронштейнах, украшенных резьбой.

          По легенде с этого балкона Наполеон наблюдал за московским пожаром. Справедливости ради следует сказать, что подобные легенды существуют и в отношении других особняков. Да и вид с балкона открывался в то время не на центр Москвы, а фактически на окраины и пригороды. Но так или иначе усадьба Толстого не пострадала от пожара 1812 года, а расположенные рядом дома выгорели полностью. Может и правда в ней квартировал Наполеон.

               Но вернемся к особняку и его обитателям.

         После смерти Василия Борисовича Толстого в 1790 году дом унаследовала его старшая дочь Марфа Васильевна, которая никогда не была замужем, а после ее смерти в 1808 году Толстые продают усадьбу купцам Борисовским. Кстати, одна из дочерей Василия Борисовича Толстого, Анна, была замужем за графом Федором Андреевичем Остерманом, знаменитым государственным деятелем времен Елизаветы Петровны и Екатерины II.

                Итак, владельцами усадьбы становится купеческое семейство Борисовских.

        Основатель крупной торговой фирмы «Мартемиан Борисовский с сыновьями» — Мартемиан Никанорович Борисовский владел сахарным заводом в Москве и был крупнейшим оптовым торговцем сахаром и чаем в обеих столицах. В 1849 году Борисовские купили еще и полотняную фабрику в Переславле-Залесском, которая приносила огромную прибыль. В 1861 году сыновья Мартемиана, Никанор и Иван, купили земли на Украине для выращивания сахарной свеклы и открыли там еще один сахарный завод. Так Борисовские превратились в главных сахарозаводчиков империи.

         Много лет Борисовские жили в интерьерах семьи Толстых. Внутреннее обустройство особняка было традиционным для того времени. Парадная анфилада комнат находилась на втором этаже, куда вела красивая двухмаршевая лестница в центре особняка. В 1871 году тогдашний владелец особняка Никанор Иванович Борисовский переделал интерьеры дома. Заново в соответствии с модой оформили парадную лестницу, а залы парадной анфилады украсили лепными карнизами и плафонами.

         Увы, но к концу 19 века сахарные короли Борисовские практически полностью разорились. Начало разорению положила афера, в которую были втянуты Борисовские. Через биржевого маклера купцы получили огромный заказ на сахар от киевского купца и солидный аванс. Понимая, что при этом Борисовские не смогут поставить сахар по ранее заключенным контрактам, они купили большое количество сахара у своего конкурента киевского сахаропромышленника Лазаря Израилевича Бродского. А когда сахар для киевского купца был произведен, тот отказался от заказа, оставив в качестве компенсации аванс. Так Борисовские остались с огромным количеством сахара, который некому было продать, и практически без денег. А цены на сахар стали падать. Борисовские вынуждены были постепенно продавать свое имущество. Кстати, выяснилось, что аферу организовал Бродский, который и был тем  «киевским заказчиком».

        В 1906 году Борисовские продали усадьбу Курской железной дороге, здесь расположилось правление дороги. После 1917 года дом был отдан под жилье, а служебные постройки снесены. Залы дома были разделены перегородками на коммунальные квартиры. В 1930-ые годы вокруг дома, на месте сада, построили многоэтажные дома. В 1974 году особняк признали объектом культурного наследия, но расселили коммуналки только к 1980 году. Дом был отремонтирован и передан НИИ «Теплобетон». А в 2011 году в доме разместился детский ДК «Гайдаровец», который находится здесь до сих пор.

         А теперь пригашаю войти в особняк и посмотреть, что сохранилось в интерьерах от прежних владельцев.

         На первом этаже сохранилась только лепнина центрального вестибюля на потолке и колоннах.

 

        Двухмаршевая лестница ведет на второй этаж. Современный вид она получила при переделке в 1871 году. Балясины были заменены на литые чугунные, стены парадной лестницы отделали под мрамор итальянской штукатуркой. Над ней был сделан витражный световой фонарь в виде четырехскатного шатра, утраченный в советское время.

 

   

 

           Скульптуры, картины и светильники появились и на лестнице, и во всем доме в последние годы. Руководство ДК пытается в меру своих финансовых возможностей придать особняку атмосферу конца 19 века. Но назвать эти вещи предметами эпохи не представляется возможным, т.к. многие из них просто вполне себе современные, и не всегда смотрятся уместно в сохранившихся интерьерах.

        Холл второго этажа также покрыт итальянской штукатуркой под мрамор и украшен лепным карнизом. Из подлинных здесь и несколько дверей с оригинальными ручками.

   

   

        К сожалению, мне так и не удалось выяснить, назначение комнат парадной анфилады, поэтому буду называть гостиными. Слева от парадной лестницы находится зеленая гостиная. Лепнина карниза и плафон в ней просто великолепны.

   

 

       Камин, оформленный под искусственный мрамор, не настоящий, как и остальные предметы интерьера.

   

         В зеленой гостиной открыт кусочек карниза, каким он был при Толстых. Он был не лепным, а расписным. Судя по цвету карниза, эта гостиная при Толстых была оформлена в теплых тонах.

       Справа от лестницы сейчас расположен репетиционный зал детской балетной студии, поэтому одна из стен покрыта большими зеркалами. Камин здесь тоже фальшивый. А лепнина карниза и плафона аутентичная и такая же великолепная, как в зеленой гостиной.

   

   

       А вот сохранившийся декор еще одной гостиной, которая находится на противоположной стороне холла.

 

   

      Во время экскурсии по особняку в розовой гостиной проходило какое-то детское мероприятие, поэтому нам ее не показали. Привожу несколько фотографий из интернета, чтобы вы полюбовались великолепной лепниной и этой гостиной.

   

         Уже много лет идут разговоры о реставрации здания. Будет ли это научная реставрация, которая позволит восстановить еще какие-то элементы интерьеров, или просто очередной ремонт, пока не обсуждается.

       А закончить свой рассказ об этом интересном особняке и его обитателях хочу забавной с нынешней точки зрения семейной историей. В начале 1900-ых годов женатый сорокапятилетний сын Никанора Ивановича Мартемиан влюбляется в молоденькую семнадцатилетнюю Александру Петровну Смирнову — младшую дочку водочного короля Петра Арсеньевича Смирнова. Мартемиан Никанорович даже развелся со своей женой, чтобы взять в жены Сашеньку. Но та в свою очередь была влюблена в табачного короля Василия Николаевича Бостанджогло, который был женатым человеком и уходить из семьи не собирался.

        Сашенька была настолько была влюблена, что в 1900 году родила от Василия Бостанджогло сына Вадима. Василий сына признал и дал ему свое отчество. А Александра Петровна, чтобы не остаться в необычном для того времени статусе матери-одиночки, вышла замуж Борисовского, который был все также влюблен в нее. В 1910 году Мартемиан Никанорович усыновил Вадима.

          А этот незаконнорожденный мальчик, Вадим Васильевич Борисовский, стал выдающимся альтистом. Кроме того, он один из немногих наших современников играл на старинном струнном музыкальном инструменте — на виоле д’амур. Вадим Васильевич был создателем советской альтовой школы и учителем Юрия Башмета.

              Вот такая история, достойная мыльной оперы.

 04.01.2024

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *