ПАЛАТЫ ВОЛКОВЫХ-ЮСУПОВЫХ

   ПАЛАТЫ ВОЛКОВЫХ-ЮСУПОВЫХ 

      Есть в Москве один удивительный дом, в котором прекрасно сочетаются настоящая старина и старина, воссозданная по прихоти его хозяев в конце 19 века. Речь идет о Юсуповском дворце в Большом Харитоньевском переулке, известном так же, как палаты Волковых. Здание дворца построено в середине 16 века и является одной из самых старых гражданских построек Москвы. Кто и для чего построил дворец, который внешне представляет собой типичные палаты того времени, доподлинно не известно. Существует легенда, что палаты в Огородной слободе были охотничьим дворцом Ивана Грозного, большого любителя соколиной охоты. Царь охотился в Подмосковных лесах, т.е. в теперешних Сокольниках, а отдыхал поcле охотничьих забав в каменных палатах в Огородной слободе. Но документального подтверждения этих фактов нет.

      Неизвестно и имя архитектора, построившего палаты. Последний владелец дворца, Феликс Феликсович Юсупов, считал, что дворец построили русские зодчие Постник и Барма, те самые, что построили храм Василия Блаженного на Красной площади. Что ж, может быть, у Юсупова были какие-то документы, подтверждавшие эту версию, но сейчас их нет. Да и само существование таких зодчих сейчас подвергается сомнению. Некоторые историки архитектуры считают, что на самом деле Постник и Барма – это один человек, псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.

 

      Как бы то ни было, но нарядные палаты с красным крыльцом, богато декорированными окнами, резными карнизами и угловыми колоннами, декоративными башенками над печными трубами на крыше стоят в Большом Харитоньевском переулке по сей день.

      Внешний вид здания с момента постройки практически не изменился. При проведении реставрационных работ в 1895 году уже при Юсупове со стороны двора было пристроено еще одно парадное крыльцо и каменная ограда с воротами, украшенными гербом Юсуповых.

 

       А в 1913 году со стороны Большого Харитоньевского  переулка появилась кованая ограда, изготовленная в мастерских Строгановского училища.

       Но вернемся назад, в конец 17 века. В это время дворец был пожалован Петром I вице-канцлеру Петру Павловичу Шафирову, который считается первым достоверным владельцем палат. В начале 1720-ых годов Шафиров был обвинен в казнокрадстве, палаты были конфискованы в казну, а в 1723 году был переданы руководителю Тайной канцелярии Петру Андреевичу Толстому. Но его постигла участь предыдущего владельца: вскоре в результате дворцовых интриг Толстой попал в опалу и был сослан на Соловки, а палаты снова отошли в казну. Следующий владелец усадьбы – обер-секретарь Военной коллегии, помощник Меншикова Алексей Яковлевич Волков. Не прошло и года, как история повторилась снова: опала Меншикова и, как следствие, опала его сподвижника Волкова, палаты снова переходят в казну. И хотя А.Я. Волков владел палатами меньше года, именно благодаря Волкову они получили одно из своих названий, а именно «Палаты боярина Волкова», хотя сам Алексей Яковлевич ни каким боярином никогда не был.

       В 1727 году Петр II подарил дворец генерал-аншефу князю Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжеву. С тех пор палаты Волкова становятся родовым гнездом Юсуповых в Москве и получают свое второе название «Дворец Юсуповых». Представители рода Юсуповых владели палатами почти 190 лет, до самого 1917 года. На протяжении 18 – 19 веков здание не претерпело никаких серьезных изменений, только на прилежащей территории был разбит фруктовый сад, оранжерея, здание крепостного театра.

      В конце 19 века при Николае Борисовиче Юсупове-младшем началась реконструкция дворца, которая продолжилась после смерти Николая Борисовича его дочерью Зинаидой Николаевной. По замыслу Николая Борисовича и Зинаиды Николаевны дворец должен был стать образцом входившего в моду неорусского стиля. И это было замечательное решение. Сами палаты были прекрасным зданием не в «нео», а самом что ни есть настоящем русском стиле. Фасады требовали лишь некоторого обновления и декорирования, а вот внутренние помещения предполагалось сделать более удобными для жизни и превратить их в сказочный русский терем. Реконструкцией занимались архитекторы сначала В.Д. Померанцев, с 1892 года – П.Р. Султанов. К палатам был пристроен третий этаж с декором в стилистке 16 века, обновлена расписанная «в шашку» крыша, засыпан подземный ход, который вел к Кремлю, окна и фонари получили переплеты «под старину» и стекла, имитирующие слюду.

        Внутренние помещения дворца были переделаны и богато декорированы в период с 1892 по 1895 годы по эскизам крупнейшего русского специалиста по художественной археологии, художника и архитектора Федора Григорьевича Солнцева. Настенные росписи, бронзовые решетки, резные пилястры, изразцовые печи, обилие позолоты и ярких красок действительно превратили старинные палаты в царский дворец из русских сказок.

      После революции последние владельцы Юсуповы уехали за границу, а дворец был национализирован. Бесценные предметы интерьера и богатая коллекция картин были отправлены в различные музеи и хранилища, многое было безвозвратно утеряно. Во дворце располагались сначала музей дворянского быта, потом военно-исторический музей. С начала 30-ых годов здание дворца занимают различные сельскохозяйственные учреждения, в частности ВАСХНИЛ. В настоящее время здание официально принадлежит Российской академии сельскохозяйственных наук, хотя в начале 2000-ых оно передано в долгосрочную аренду проектной организации «МежрегионНИИпроект».

      За послереволюционные годы дворец ветшал и разрушался, были утрачены уникальные интерьеры. Арендаторами была проведена масштабная реставрация здания, в ходе которой были полностью восстановлены росписи стен по эскизам Ф.Г. Солнцева и другие декоративные элементы комнат. Реставрация была завершена в 2010 году, и почти сразу же дворец открылся для посетителей, как музей. Экскурсии, проводившиеся в палатах Волковых-Юсуповых, были посвящены истории дворца и его владельцев, в особенности истории рода Юсуповых, начиная от ногайского хана Юсуфа-мурзы и заканчивая Феликсом Феликсовичем Юсуповым, тем самым, который был организатором и активным участником убийства Распутина и который был Юсуповым лишь по матери (мать Феликса Феликсовича – Зинаида Николаевна Юсупова).

      Что ж, предлагаю вам войти в сказочный терем или царский дворец. Когда я там была, один маленький посетитель дворца громко, как это свойственно детям, сказал: «Здесь, наверно, жил царь Салтан». Думаю, вы с ним согласитесь!

       Сначала вы попадаете в расписные сени, украшенные зеркалами в золоченых рамах.

   

     Сводчатый потолок других маленьких сеней перед лестницей, ведущей на второй этаж, также расписан яркими цветами.

      На первом этаже дворца расположена и «красная» комната. Росписи верхней части стен и потолка, действительно выполнены на ярко-красном фоне. Так что комната красная в прямом смысле этого слова.

      От сеней красную комнату отделяет двустворчатая дверь в виде кованной золоченой решетки.

      Самой живописной комнатой первого этажа является охотничий зал. Стены его расписаны не цветами или узорами в русском стиле, а сценами царской соколиной охоты. Так Юсуповы отдали дань первому легендарному владельцу палат Ивану Грозному.

 

       Самые великолепные помещения расположены на втором этаже. Чтобы туда попасть, надо подняться по сказочной лестнице, украшенной позолоченными фигурами львов.

 

      Комнаты второго этажа поражают своим великолепием. Здесь есть китайская комната и «тронный» зал, кабинет хозяина дома и трапезная, портретная и гербовая комнаты. Но обо всем по порядку.

      Китайская комната, или китайский кабинет, оформлена в восточном стиле: слоны, драконы, павлины и вообще невообразимые райские птицы, диковинные растения и цветы в росписях стен и потолка, декоративные решетки с восточным узором, лаковые столики и позолота. Все это непременные атрибуты царского китайского дворца в представлении европейца.

 

 

        Тронный зал предназначался для проведения балов и парадных приемов. Роскошь отделки просто поражает. Как говорится, комментарии излишни. Так что просто смотрим.

      От китайского кабинета тронный зал отделяет кованная решетчатая дверь. Так она выглядит со стороны китайского кабинета и собственно из тронного зала.

 

       А теперь — сам тронный зал. Его украшают помимо богатой росписи портреты российских императоров. В медальонах на стенах зала в память о происхождении рода Юсуповых изображен символ Казанского ханства – змей Зилант.

       Потолок зала украшают знаки зодиака.

   

      А вот так выглядит одно из зеркал в тронном зале.

     За пышным тронным залом следуют две гостиные: портретная и гербовая. На стенах портретной гостиной расположились портреты, в основном, представительниц рода Юсуповых.

   

          Выдержанная в спокойных серовато-зеленых тонах гербовая гостиная была любимой гостиной Зинаиды Николаевны Юсуповой. Среди золотой лепнины потолка можно увидеть в отдельных щитах элементы герба рода Юсуповых.

 

       А сам герб Юсуповых выглядел вот так:

       В кабинете хозяина дворца гербовые олень и лев верноподданнически склоняются перед двуглавым орлом. Естественно мебель в кабинете во времена Юсуповых была совсем другой. Сейчас почти всю комнату занимает огромный стол. Дело в том, что после реставрации арендаторы разрешили проводить в музее не только экскурсии, но и различные мероприятия: концерты, что вполне уместно для музея, свадьбы, совещания и конференции за соответствующую плату. Кабинет хозяина дома превратился в зал для проведения совещаний…

   

         А столовая, которая во времена Юсуповых называлась по-старинному «трапезная», так же «украсилась» огромным столом для проведения свадеб и банкетов.

       По узкой лестнице поднимаемся на третий этаж, в домовую церковь, вернее часовню, т.к. алтаря здесь никогда не было. Часовня была освящена в честь Николая Мироликийского и великомученицы Татианы.

   

   

              Святая великомученица Татьяна со святыми и ангелами.

      Отапливала домовой храм изразцовая печь с разным декором в разных помещениях храма.

 

        Сейчас дворец закрыт для посетителей. Официально – на очередную реставрацию, связанную с заменой коммуникаций. Если вы зайдете на сайт музея, то на главной странице увидите вот такое объявление: «Уважаемые друзья! В связи с профилактическими мероприятиями технического состояния здания, мониторингом коммуникационных систем Культурный центр “Дворец Волковых-Юсуповых”, не будет работать (на неопределенный период ). Заранее приносим свои извинения за доставленные неудобства». Но думаю, что дело здесь не только в изношенных коммуникациях, а в нашем почти тотальным разгильдяйстве и непродуманном подходе к вопросам реставрации. Те же самые коммуникации логичнее было бы проверить и заменить во время реставрации, начавшейся в 2004 году. Ведь любой человек, затевая глобальный ремонт своего обветшавшего дома или квартиры, сначала поменяет проводку, а уже потом будет клеить обои, заменит проржавевшие трубы перед укладкой кафеля. Но при проведении работ в 2004 году, скорее всего не было выполнено одно из мероприятий, включенных в программу реставрации: в плане реставрационных работ был пункт о проведении гидрогеологических мероприятий, обеспечивающих сохранность памятника. Гидрологическая обстановка в Москве сильно изменилась в прошлом веке, прежде всего за счет асфальтового покрытия. Но и это еще не все. Я была в палатах в январе 2011 года, буквально через несколько месяцев после завершения реставрационных работ. Меня поразило, что краска на стенах комнат первого этажа уже начала шелушиться. Я специально увеличила фрагмент одной из фотографий, чтобы не быть голословной.

       Гид много рассказывала о замечательных художниках-реставраторах, вернувших былую красоту дворцу, а на мой вопрос о шелушащихся стенах, смутившись, ответила, что гидрология была не продумана и при шпатлевке стен использовались современные материалы на основе поливинлацетата, т.е. клея ПВА. Как химик, подведу итог. Материалы на основе ПВА хороши для отделки бетонных стен, к примеру, в наших квартирах. Палаты построены из естественных пористых материалов, кирпича и камня. Влага, которой стало в почве больше, т.к. она не может испаряться через асфальт, прекрасно поднимается по порам вверх. А там ее встречает водонепроницаемая пленка ПВА… Вот шпатлевка с краской и начинает вздыбливаться и шелушиться.

       Будем надеяться, что новая реставрация будет проведена более грамотно.

     P.S. Те, кому удалось побывать во дворце осенью прошлого года, говорят, что штукатурка с росписями на первом этаже осыпалась почти везде, а влага дошла даже до домового храма, т.е. до третьего этажа… Мебель, картины и зеркала вывезены…

24.01.2016

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *