ПЕТРОВСКИЙ ПУТЕВОЙ ДВОРЕЦ

       ПЕТРОВСКИЙ ПУТЕВОЙ ДВОРЕЦ

      Если честно, то я долго не могла решить в какую рубрику поместить этот материал. Речь пойдет о дворце – значит «Дворцы и усадьбы». Но построили дворец по проекту Матвея Казакова, о котором я хочу рассказать отдельно в рубрике «Архитекторы». С другой стороны дворец – типичная постройка в стиле неоготики, значит, статью о нем можно поместить в рубрике «Архитектурные стили». Но если рассказать только о дворце, не упомянув о близлежащей территории, значит не рассказать об исторически сложившемся целом районе столицы, со своей архитектурой и легендами. В конце концов, я остановилась на рубрике «Она такая разная». Ведь речь пойдет не только о дворце, но и  о Петровском парке и тех зданиях, которые находятся на его территории.

     Итак, Петровский путевой дворец.

          Путевые дворцы строились вдоль дорог, по которым путешествовали русские государи. Сначала это были скромные деревянные дворцы вдоль дорог, по которым русские цари совершали паломнические поездки к святым местам, например, в Троице-Сергиеву лавру.

      С переносом столицы из Москвы в Петербург главной государевой дорогой стал тракт Москва – Петербург, т.к. жили государи в северной столице, а короноваться должны были в Москве, в Успенском соборе Кремля. Теперь о названии дворца. Оно не имеет никакого отношения к Петру I. Сам Петр в юные годы и жил, и венчался на царство в Москве, по той простой причине, что Санкт-Петербург еще не был им основан. А название «Петровский» возникло, так же, как и в случае с улицей Петровкой, от Высоко-Петровского монастыря. Дело в том, что путевой дворец построен на подмосковных землях, принадлежавших этому монастырю.

      Путевые дворцы вдоль тракта Санкт-Петербург – Москва строились через каждые 65 км, предназначались для отдыха царственных особ, и было их всего одиннадцать: в Великом Новгороде, Валдае, Вышнем Волочке, Торжке, Твери… Последним путевым дворцом по пути из Петербурга в Москву был дворец перед Тверской заставой, тот, о котором идет речь. Путевые дворцы чаще всего представляли собой обычные почтовые станции, «ямы», деревянные или каменные, в которых просто были отведены комнаты попросторней для отдыха царственных особ. И только во время правления Екатерины II появляются два дворца, ставших памятниками архитектуры: в Твери по проекту П. Н. Никитина и перед Тверской заставой по проекту Матвея Федоровича Казакова. Вот о нем мы и поговорим.

       Дворец построен в очень короткий срок, в период 1776 по 1779 годы, потом еще почти 10 лет велись отделочные работы. Его постройке предшествовало другое строительство. После успешного завершения Первой турецкой войны, по итогам которой Россия получила большую контрибуцию, право иметь свой флот в Черном море и протекторат над Крымом, Екатерина II решила устроить грандиозные гуляния в Москве на Ходынском поле. Под руководством В. И. Баженова на Ходынском поле были сооружены деревянные павильоны, изображавшие павшие турецкие крепости, на лугу, импровизированном Черном море, стояли трибуны для зрителей в виде боевых кораблей, а вокруг были расставлены павильоны-деревеньки, павильоны-мельницы и т.п. Празднества с театрализованными взятиями крепостей, балами и фейерверками очень понравились императрице. А еще ей понравилось место напротив Ходынского поля, где она решила возвести подъездной дворец, поручив строительство Матвею Казакову, приписав к указу о строительстве дворца специально для архитектора: «Фантазии своей не жалей».

      И Казаков не пожалел фантазии. С одной стороны дворец представляет собой типичную усадьбу с главным домом, флигелями и подъездным кругом, а вот декор дворца напоминает средневековый замок с башенками-донжонами, зубцами на крышах флигелей и декоративными бойницами для несуществующих пушек.

   

 

         Архитектурное решение главного крыльца относит нас к допетровским временам, и похоже оно на крыльцо боярского терема с бочкообразными колоннами.

      В то же время стены дворца украшает типично барочная лепнина в виде масок, цветов и рогов изобилия.

   

      Купол дворца символизировал купол Святой Софии в Константинополе и как бы иллюстрировал мечту Екатерины об окончательном изгнании турок из Европы и возрождении Византии со столицей в Константинополе.

      Во время войны 1812 года дворец занимал император Наполеон. Отступая из Москвы, французы, основательно разграбив предметы интерьера, подожгли дворец, сгорели перекрытия, обрушился купол. Все мало-мальски  ценное, что уцелело после  пожара, разграбили окрестные крестьяне. Дворец оставался в полуразрушенном состоянии почти 15 лет, и только в 1827 году по приказу императора Николая I началось его восстановление под руководством ученика Казакова Ивана Трофимовича Таманского. Иван Трофимович воссоздал внешний облик дворца таким, каким его построил Казаков, а вот внутреннюю отделку помещений решено было выполнить в модном стиле ампир. Из барочных интерьеров со времен Казакова осталась только парадная лестница на второй этаж.

      С постройкой Николаевской железной дороги путевые дворцы вдоль тракта Санкт-Петербург – Москва потеряли свое значение как места отдыха государей. Тем не менее, все императоры, включая последнего, Николая II, останавливались, приезжая в Москву, в Петровском дворце.

      После революции дворец был национализирован. Сначала в нем разместились казармы пулеметного полка, потом мастерские расположенного на Ходынском поле аэродрома, потом Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского. В первые годы после революции мебель и уникальный паркет были использованы в качестве топлива, многие ценные вещи из интерьеров дворца были разграблены и безвозвратно утеряны. С 1996 года дворец перешел под юрисдикцию правительства Москвы. После длившейся 10 лет реставрации в главном здании расположился Дом приемов правительства Москвы, а во флигелях – гостиница и ресторан. Попасть внутрь дворца можно только в составе организованных групп и при наличии паспорта.

      Что ж, войдем во дворец и мы. На первом этаже нас ждет экспозиция, рассказывающая об истории дворца, с макетами, картинами, чудом сохранившимися старинными предметами.

   

 

   

      Часть экспозиции посвящена Академии Жуковского, ее славным воспитанникам, среди которых особое место занимают первые космонавты, включая Юрия Алексеевича Гагарина.

   

      На первом этаже расположен простой белый зал с колоннами, который служил приемной. Здесь посетители ожидали высочайшей аудиенции. За колоннами установлены скульптурные портреты российских императоров.

       По барочной лестнице, той самой, которую Таманский восстановил в том виде, какой ее задумал Казаков, мы поднимаемся на второй этаж…

 

      … и входим в адъютантскую комнату.

      Далее мы попадаем в восстановленные парадные залы дворца — Купольный зал и четыре гостиные: Розовую, Золотую, Зеленую и Голубую, которые расположены вокруг купольного зала.

      Вот так выглядит Розовая или иначе Кавалерийская гостиная, первая на нашем пути.

   

       Из Розовой гостиной мы переходим в величественный Купольный или Круглый зал.

 

            До пожара 1812 года зал был оформлен богатой лепниной с элементами живописи в стиле барокко и был посвящен правителям Руси. И. Т. Таманский оформил зал в более сдержанной стилистике ампира, но в лепных медальонах на стенах остались портреты российских правителей. А вот украшенный лепниной купол Матвея Казакова Таманский преобразил полностью: вместо тяжеловесных лепных украшений потолок расписали в технике гризайль. Не знаю, как выглядел купол при Казакове, но то, что мы видим сейчас просто не поддается описанию. Росписи, выполненные художником-декоратором швейцарского происхождения Джузеппе Анджолио (Иосифом Ивановичем) Артари, создают полное впечатление объемного лепного потолка.

      Самое удивительное, что гризайлевая роспись купола сохранилась  до наших дней практически в первозданном виде. Если присмотреться внимательно, то вдоль главного узора по окружности купола можно увидеть восемь гербов Российской империи – двуглавых орлов с короной. Тем не менее, роспись не только не уничтожили за имперскую символику, но даже никогда не закрашивали. В первые послереволюционные годы, как говорится, руки не доходили. А когда во дворце разместилась Академия Жуковского, ее руководство решило во что бы то ни стало спасти роспись: под потолком Купольного зала подвесили огромный макет дирижабля. Во время экскурсии гид рассказал такую байку. Во время посещения Академии Сталин вошел в Купольный зал, который тогда  был актовым залом, и спросил, глядя вверх: «А это что такое?» — «Это символ развития советской авиации, товарищ Сталин». – «Ну что ж, хорошо, пусть все так и остается». Никто так и не понял, заметил Сталин орлов или нет. Но никаких особых указаний или репрессий не последовало. Так орлов никто и не тронул.

       Из Купольного зала можно пройти еще в три гостиные: Золотую…

      … Голубую…

      … и Зеленую.

       Разумеется, мебель, зеркала, разнообразные светильники и прочие предметы интерьера по большей части являются воссозданными московскими и петербургскими реставраторами копиями. Правда, планируется разместить и подлинную мебель, уцелевшую в музеях страны. А пока полюбуемся восстановленными венецианскими зеркалами с эффектом бесконечного отражения в Розовой гостиной и настенным светильником Голубой гостиной.

   

        В интерьерах дворца есть интересные вещи, как говорят, с историей. Вот как эти старинные часы. Их выкупил на аукционе «Сотбис» Валентин Юдашкин и подарил дворцу. Лот на аукционе выставлялся, как каминные часы, принадлежавшие Романовым.

     А мы прощаемся с дворцом, бросая во двор прощальный взгляд из овального окошка, и переходим в Петровский парк.

       Парк возле дворца возник одновременно с его реставрацией в 1827 году. Работами по разбивке пейзажного парка, как и восстановлением дворца, руководил И. Т. Таманский. Для парка императорским домом были выкуплены частные дома, окружавшие дворец, и находившаяся рядом Маслова пустошь. На освободившейся территории были разбиты аллеи, выкопаны пруды с плотинами, высажены купы деревьев на лужайках, построен инвалидный дом для ветеранов войны 1812 года.

       Петровский парк быстро стал популярным местом отдыха москвичей. В нем появляются беседки, павильоны для отдыха, кофейни, летний театр. Это были легкие деревянные постройки, которые до наших дней не сохранились. Зато сохранились аллеи: Нарышкинская…

     … Липовая…

      и Летняя.

      По указу Николая I от 1836 года началась раздача земель в окрестностях парка для постройки загородных дач, на строительство которых выдавалась из казенных средств по пять тысяч рублей. Единственным условием при постройке дач был красивый внешний вид домов с фасадами на улицы и аллеи. Место было очень престижным, здесь были дачи актера Щепкина, писателя Загоскина, князей Голицыных, Оболенских, Волконских, Барятинских, Трубецких. Одну из первых дач построила Анна Дмитриевна Нарышкина, от ее имени произошло название одной из аллей. Престижное место оказалось роковым для Нарышкиной: на даче в Петровском парке умерла тринадцатилетняя внучка Анны Дмитриевны Аня, а годом раньше умерла единственная дочь Нарышкиной Мария. Анна Дмитриевна в память об умерших родных построила на своем участке Благовещенскую церковь, которую мы можем видеть и сейчас на пересечении Нарышкинской и Дворцовой аллеи.

 

       Дачи Петровского парка до наших дней не сохранились, так как по большей части были деревянными. Исчезли и пруды: их засыпали уже в советское время при возведении жилых домов в этом районе. Но одна каменная дача сохранилась. Это вилла «Черный лебедь» на Нарышкинской аллее. Дача была построена архитекторами Владимиром Дмитриевичем Адамовичем и Владимиром Матвеевичем Маятом в 1907 – 1910 годах для Николая Павловича Рябушинского. Дом в стиле неоклассицизма был просто шикарным внутри: изысканная мебель, дорогая посуда, богатые коллекции русской и зарубежной живописи, старинных икон, драгоценных диковинок из разных уголков мира. Все предметы в доме, начиная с мебели и заканчивая столовыми салфетками, были украшены эмблемой в виде черного лебедя. Отсюда и название виллы.

      Необузданный характер Николая Павловича и его постоянное желание сорить деньгами привели к проблемам с финансами: Рябушинский распродал часть своих коллекций в 1911 году, часть погибла в 1915 году во время пожара на вилле. В конце концов Николай Павлович практически разорился, а виллу «Черный лебедь» по слухам проиграл в карты нефтепромышленнику Левону Александровичу Манташеву (Манташянцу). О втором владельце виллы напоминает вензель на фасаде дома.

      Сейчас здание виллы «Черный лебедь» занимает ООО «Бизнеспарк», занимающееся  оказанием услуг в области бухгалтерского учета и юридического сопровождения российских и иностранных организаций.

      В конце 19 – начале 20 веков популярность Петровского парка достигает своей вершины. Строятся все новые и новые увеселительные заведения. Запрет Николая I на строительство на территории парка трактиров и постоялых дворов был отменен. Трактиры и постоялые дворы в парке так и не появились, зато появились популярные рестораны, часто с гостиничными номерами: знаменитый «Яръ», «Аполло», «Стрельна», «Мавритания», «Эльдорадо». Судьба у этих заведений оказалась разной, что-то сохранилось почти в первозданном виде, что-то сильно перестроено, что-то не сохранилось вовсе, как, например ресторан «Стрельна».

      Ресторан «Аполло», построенный в конце 19 века, сейчас занимает музей «Центральный дом авиации и космонавтики».

      Ресторан «Эльдорадо», построенный по проекту Льва Кекушева в 1908 году, принадлежал купцу Илье Арефьевичу Скалкину, большому любителю цыганского пения – хор цыган ресторана «Эльдорадо» славился на всю Москву. Об этом здании я уже рассказывала в статье об архитекторе Кекушеве, но не могу отказать себе в удовольствии поместить несколько фотографий бывшего ресторана «Эльдорадо».

 

      Ресторан «Яръ» превратился в гостиницу «Советская» и полностью утратил свой облик. Находящееся на Ленинградском проспекте здание в стиле сталинского ампира имеете очень мало общего с там «Яром», который построил в 1910 году Адольфом Эрнестовичем Эрихсоном. Остался только дорогой ресторан в здании отеля и, как дань цыганской «эстраде» прошлых лет, театр «Ромэн».

   

          Так «Яръ» Эрихсона выглядел в начале 20 века.

       Сильно изменился и ресторан «Мавритания», принадлежавший купцу Ивану Федоровичу Натрускину. Это именно тот ресторан, в котором Катюша Маслова из романа Льва Толстого «Воскресение» отравила купца Смелькова. Здание ресторана было богато декорировано снаружи и не менее богато обставлено внутри. А еще с этим местом связана легенда, которая будет любопытна садоводам-огородникам. Согласно этой легенде Иван Федорович выкупил у одного заезжего англичанина состав необыкновенной смеси семян для газона, в которую помимо семян трав входил набор семян низкорослых, цветущих все лето цветов. Так перед рестораном появился необыкновенный газон, похожий на восточный ковер. Позднее Натрускин продал состав газонной смеси московской фирме «Иммер и сын», торговавшей семенами, а та уже стала выпускать эту смесь в продажу под названием «Мавританский газон». Так что прогуливаясь у себя на даче по газону с цветущими маками, васильками, китайскими гвоздиками и маргаритками, вспомните о Петровском парке и ресторане «Мавритания».

       Сейчас все декоративные элементы здания утрачены, в нем располагается НИИЦ авиационной, космической медицины и военной эргономики (Институт космической медицины).

      Во дворе Института космической медицины в 2008 году установлен трогательный памятник первому живому существу, побывавшему в космосе – собаке Лайке. Автор памятника – скульптор Павел Кириллович Медведев. Рядом на стене института мемориальная доска с бесхитростными стихами о собаке, отдавшей свою жизнь во имя науки.

 

        В 2000 году на Дворцовой аллее был построен храм Новомученников и Исповедников Российских.

      Парк, каким его задумывал И. Т. Таманский, исчез с карты нашего города, поглощенный жилыми кварталами. Но оставшийся зеленый уголок в купе с необыкновенно красивым дворцом представляют собой прекрасное место для отдыха и неспешных прогулок. А гуляя по парку, обратите внимание на все, что вас окружает и вспомните об истории этого места.

05.02.2016

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

ПЕТРОВСКИЙ ПУТЕВОЙ ДВОРЕЦ — 5 комментариев

  1. Ух! Очень интересно!!! Слышала про путевой дворец и хотела все туда как-нибудь съездить. да все руки не доходили. А зря!В этом году летом точно посмотрю. Очень красивый дворец, а от фотографий внутренних интерьеров просто дух захватывает! И да, умели же наши государи устраивать праздники. я бы и сама на таком погуляла! Спасибо большое!!!

  2. Спасибо. Очень интересно и познавательно. В наше трудное время нет возможности ездить, а такие публикации помогают узнать историю нашей страны, полюбоваться сохраненой красотой. Еще раз огромное спасибо!

    • Для этого я и создала свой сайт! Но, думаю, что смотреть своими глазами все-таки интересней! Желаю Вам найти немного свободного времени и посмотреть понравившиеся места своими глазами!

  3. Спасибо Вам большое, за такую увлекательную экскурсию, не вставая с дивана!))20 лет я прожила рядом с этим местом, часто прогуливаясь там с родителями, ходя в Благовещенскую церковь, но никогда не задумывалась, что все эти сооружения имеют ТАКУЮ историю!Моя детская память помнит только, что в Путевом дворце располагалдась академия имени Н. Е. Жуковского, и туда нельзя было попасть. А когда уже можно было, уже и переехала оттуда. Так что, можно сказать,что Вашими глазами я посетила дворец.Когда потеплеет, обязательно с ребенком посетим это место, чтобы взглянуть на привычные с детсва здания новыми глазами и с новыми знаниями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *