ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

       Покровский монастырь не самый древний в столице, но его история богата событиями, сам монастырь – святынями, главная из которых – мощи блаженной Матроны Московской.

      Основан монастырь первым царем из рода Романовых Михаилом Федоровичем в 1635 году. Место это было на ту пору далеко за границами города и имело «дурную» славу, потому что здесь располагался один из пяти московских «убогих домов» или божедомье. Еще в послевоенные годы в Москве существовал топоним Божедомка. Помните улицу Божедомку, на которой жила героиня Натальи Фатеевой из «Место встречи изменить нельзя»?

       Что же представляли «убогие дома»? В стародавние времена на Руси неопознанные тела людей, а также тела самоубийц не разрешалось предавать земле на общих кладбищах, а потому их свозили на самые окраины городов, где и устраивались «убогие (божьи) дома», а попросту – божедомья. По канонам церкви тела следовало сложить в яму и закопать без всякого отпевания. И все же ради гуманности шли на определенные отступления. В Москве прежде чем отвезти неопознанные останки в «убогий дом», их везли в Китай-город. Там тело выставляли на всеобщее обозрение в часовнях, где публично читались мирские и патриаршие указы. В течении нескольких дней жители города могли прийти в Никольскую, Ильинскую или Варварскую часовню и признать своего близкого. Если труп оставался неопознанным, то его отправляли в одну из действующих божедомок. Там трупы складывали в общую яму, обнесенную частоколом и крытую соломенной крышей, перекладывая их льдом. Лед заготавливали в холодное время года и хранили в сараях, укутав от тепла ветошью и соломой. Несколько раз в год, обычно на Пасху и в Покров над общими захоронениями служили панихиды, а уж затем ямы закапывали.

      Современному человеку трудно представить такое место! А ведь перед закапыванием общей могилы находились «добровольцы», которые облачали полуразложившиеся тела в пожертвованные прихожанами церквей саваны. Можете представить какой смрад стоял там! А какая санитарная обстановка! Божедомья просуществовали в Москве до второй половины 18 века. Полностью их ликвидировали лишь в 1771 году после страшной чумы, случившейся в Москве.

       В столице «убогих домов» было пять: на Самотеке, на Пречистенке, за Серпуховскими воротами, близ Марьиной рощи и за Таганкой. Вот на месте таганского божедомья Михаил Федорович и решил устроить мужской монастырь. Покровским он стал по двум причинам: рядом с кладбищем уже существовал деревянный Покровский храм и в память об отце Михаила Федоровича, патриархе Филарате, который скончался в праздник Покрова.

        Первое время все постройки монастыря были деревянными, а по описям середины 18 века на территории находились два каменных храма — Покрова Пресвятой Богородицы и Всех святых, и каменная шатровая колокольня с восемью колоколами и немецкими часами с боем.  В 1799 году колокольня была перестроена в трехъярусную со шпилем в немецком стиле.

     Современный вид монастырь приобрел в 19 веке. В 1812 году в стенах монастыря квартировали французские солдаты, которые, как известно, не были слишком религиозными ни в своей стране и вере, ни, тем более, в оккупированной Москве. Храмы и другие постройки монастыря в это время сильно пострадали. В 1820-ых годах храмы и другие постройки монастыря были восстановлены. Но в 1846 году храм Всех святых было решено перестроить, т.к. он уже не вмещал всех молящихся. Разработку проекта монастырского собора поручили Михаилу Дормидонтовичу Быковскому. Архитектор решил построить новый храм так, чтобы старая церковь стала частью новой: центральная часть с куполом и восточная стена главного алтаря стали частью нового храма.

       Декор пятикупольного храма со световыми барабанами выполнен в византийском стиле. С западной стороны Быковский разместил трапезную, по бокам два придела: северный — Тихвинской Божией Матери и южный — святой мученицы Александры. Стены собора украсили росписями, которые сохранились до наших дней.

       Строительство нового храма завершилось в 1855 году, а главный престол был освящен во имя Воскресения Словущего.

       Второй храм, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, более старый. В 1806 году храм Покрова Божией Матери 18 века был разобран из-за ветхости строения. В 1808 году был освящен вновь построенный храм. В нем помимо главного престола Покрова Пресвятой Богородицы было освящено еще пять престолов: Николая Чудотворца, Петра и Павла, Нила Столобенского, Ионы, митрополита Московского и Иллариона.

       В середине 19 века были построены стены и башни ограды, северные и святые врата, приведены в порядок келейный, настоятельский и игуменский корпуса 18 века. Во второй половине 19 века, приблизительно в 1870 году монастырь был преобразован в Покровский миссионерский. В нём был создан миссионерский институт для подготовки монахов, желавших направиться в просветительские миссии. За время его работы миссионерский институт подготовил несколько десятков миссионеров.

       

    

          В 1929 году монастырь был закрыт, в зданиях и храмах разместились разные учреждения: типография, редакция журнала, спортивный зал, киностудия. Кладбище, не тот «убогий дом», а монастырское кладбище, на котором были захоронены представители дворянских и купеческих родов: Оболенские, Лобковы, Хлудовы, Боткины, Губонины – сравняли с землей, разрушив при этом западную стену монастыря. На его месте разбили парк с футбольным полем и летней эстрадой, который известен сейчас москвичам, как парк культуры и отдыха «Таганский». Поистине, пляски на костях.

          Но меньше всего повезло колокольне – в 1929 году ее просто-напросто взорвали.

     В 1994 году монастырь был возвращен РПЦ, Священный синод принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители. Храмы и другие постройки монастыря, включая стены, были отреставрированы. Храмы были заново освящены: Покровский храм в 1998 году, Воскресенский – в 2001.

         В 1999 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень новой монастырской колокольни на месте разрушенной. Ее воссоздание завершилось в 2002 году. Тогда же Патриарх Алексий II освятил новую колокольню и специально отлитые для нее колокола.

    

         В 1998 году в монастырь были перенесены останки Матроны Никоновой, обретенные из могилы на Даниловском кладбище. С тех пор Покровский монастырь стал центром распространения её почитания. В 1999 году Матрона Никонова была прославлена в лике местночтимых святых как «блаженная Матрона Московская», а в 2004 году на Архиерейском соборе состоялась общецерковная канонизация святой. Для верующих это стало великим событием. Почитание Матроны Московской в последние годы достигло невероятных размеров: ежедневно монастырь посещают до 3 тысяч паломников, в воскресные и праздничные дни их число доходит до 25 тысяч, а в дни престольных праздников — до 50 тысяч. А для простых обывателей, в большей степени интересующихся историей и архитектурой культовых мест, это создало определенные трудности. Главная из них – запрет на фотосъёмку на территории монастыря. Наверное, это правильно. Фотографировать длинную очередь паломников, желающих приложиться к мощам Матроны с просьбой о сокровенном, неуместно. По этой причине все мои фотографии сделаны снаружи монастыря или от входных ворот. А еще я решила добавить несколько фотографий из Интернета:

вот так выглядел монастырь в начале 20 века,

а так – сейчас с высоты птичьего полета.

        Несколько слов о Матроне Московской.

    Матрона Никонова родилась в селе Себино Тульской губернии в 1881 году в бедной крестьянской семье. Девочка родилась слепой. Ее мать решила отдать ребенка в приют из-за финансовых проблем (Матрона была в семье четвертым ребенком) и невозможности дать слепой девочке надлежащий уход. Но матушке Матроны было видения ангела в обличии белой птицы с человеческим лицом: родители решили оставить девочку у себя, окружив ее заботой и любовью. Еще один интересный факт из младенческих лет Матроны: во время крещения вокруг младенца поднялся благоухающий дым. Священник, впервые увидевший такое чудо, сказал, что этот ребенок — богоизбранный.

        Сейчас на родине Матроны в Себино создан мемориальный комплекс, который включает в себя памятник Матроне при въезде в село, памятное сооружение на месте несохранившейся избы Никоновых, Успенский храм, в котором ее крестили и который она постоянно посещала, и мемориальный музей, открытый в 2014 году.

   

   

  

        Дар исцеления и предсказаний появился у Матроны в семилетнем возрасте. Старшие братья и деревенские ребятишки часто обижали девочку, высмеивая ее физический недостаток: Матрона была не просто слепой, у нее совсем не было глазных яблок, а веки плотно закрывали глазные впадины. Девочка стала сторониться сверстников и все время проводила либо у икон в доме, либо в храме. Постепенно она стала понимать мысли других, предвидеть разного рода опасности, а молитвы девочки помогали больным и обездоленным. Когда Матрона стала старше, то с дочерью местного дворянина Лидией, она посетила самые знаменитые храмы и святые места России. Но в 17 лет Матрона потеряла возможность путешествовать по святым местам: у девушки отказали ноги, передвигаться без посторонней помощи она больше не могла.

         В 1925 году Матрона оказалась в Москве, в которой жила до самой смерти. Здесь она продолжала целительскую деятельность, что не давало покоя двум её братьям, вступившим к тому времени в коммунистическую партию. Чтобы избежать репрессий Матрона начала скитаться по квартирам и домам знакомых. Она жила без прописки, но чудесным образом избегала ареста. В этот период Матрона стала бездомной странницей, в этом ей помогали послушницы.

       До последних своих дней она продолжала исцелять страждущих, помогать скорбящим, при этом не уставала исповедоваться и причащаться у навещавших её священников. Умерла Матрона 2 мая 1952 года. По желанию Матроны, ее похоронили на Даниловском кладбище.

        В последние годы жизни Матрона предсказывала, что после смерти о ней все забудут, кроме самых близких, а могила запустеет. Но спустя много лет память о ней снова возродится. Что же, так и получилось! А еще блаженная старица завещала людям приходить к её гробу и общаться, как с живой, изливать душу и просить помощи. Выполняя этот завет люди шли и продолжают идти к месту ее упокоения, принося, как живой, цветы.

        Но вернемся в Покровский монастырь. В 2013 году в монастыре завершено строительство еще одного храма. В 2014 году он освящен в честь Святых благоверных князей Петра и Февронии. Новый храм был возведен на месте многовековых монастырских фундаментов. Строение полностью повторило облик бывшей на этом месте часовни – сравните фотографии, сделанные в начале 20 века и сейчас.

  

   

        В монастыре восстановлен Святой источник, обустроен приют для девочек-сирот, в котором в настоящее время проживают 40 воспитанниц. По данным 2014 года в монастыре было 50 сестер.

           Кроме мощей блаженной святой Матроны Московской монастыре хранятся и другие православные святыни: частицы мощей святых угодников, включая апостола Петра, Георгия Победоносца и Иоанна Златоуста, рака со святынями Святой земли, в которой заключены среди прочих, частицы покрова и пояса Богородицы, чудотворная икона Божьей матери «Взыскание погибших», написанная по благословению блаженной Матроны.

02.12.2019

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *