ПОРТ ПЯТИ МОРЕЙ
Большие города — это всегда большие транспортные узлы. Москва, в этом отношении, не исключение с ее железнодорожными вокзалами, аэропортами и разветвленной сетью городского общественного транспорта. Но у Москвы есть одно существенное отличие от других крупных городов: находясь далеко от морей-океанов, город тем не менее можно считать портом пяти морей. Фразу «Москва – порт пяти морей» приписывают Сталину. Не знаю, так ли это, ведь попасть по воде из столицы в Черное и Азовское моря, стало возможным за полгода до кончины вождя народов. Но обо всем по порядку.
Испокон веков люди старались селиться у воды. Реки – это не только источники воды и пищи, но и главные транспортные артерии в давние времена, когда не было железных дорог и, тем более, авиасообщения. Да и обычные дороги по полгода в распутицу были непроходимыми. По рекам перемещались и люди, и товары.
Москва тоже возникла на берегу реки, по которой плыли люди и грузы. Для того, чтобы попасть из одной водной системы в другую, обустраивали волоки, по которым суда перемещали по суше, а позднее и более сложные гидротехнические сооружения. Но расцвет строительства таких сооружений пришелся на 1930-ые годы. В 1933 году был введен в эксплуатацию Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море, а позднее — и к Волго-Балтийскому водному пути. В 1937 году завершено строительство канала Москва-Волга – канала имени Москвы, который соединил Москву и Волгу. В 1930-ые годы построена большая часть Волго-Балтийского канала. Этот канал в том или ином виде существовал с начала 19 века, а строительство современной гидросистемы длилось 1922 по 1964 год. И только Волго-Донской канал был построен после войны, в 1952 году. Таким образом, из Москвы стало возможным водным путем попасть в Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря.
Строились каналы быстро и практически без специального оборудования. Главными орудиями труда были лопаты, кайла и тачки. Зато в избытке была практически бесплатная рабочая сила: заключенные сталинских лагерей. Тысячи заключенных погибли от тяжелого труда и нечеловеческих условий жизни… Были на стройках и вольнонаемные рабочие и специалисты, а в строительстве Волго-Донского канала принимали участие и пленные немцы. Но главной рабочей силой были заключенные.
Но мы не будем здесь обсуждать перипетии советской жизни того времени. Наша цель — архитектура «порта пяти морей».
Канал имени Москвы – сложное гидротехническое сооружение, в состав которого входят десять плотин, семь из которых — земляные и три бетонные, девять ГЭС, пять насосных станций, четыре дюкера, которые представляют собой бетонные трубы в месте пересечения канала с автодорогами и реками, и одиннадцать шлюзов. Кстати, собирая материал для этой статьи, я выяснила интересную вещь. Оказывается, система плотин и шлюзов, обеспечивающих судоходство на Москве-реке, Москворецкая шлюзованная система, была построена в 1874 – 1877 годах акционерным обществом «Товарищество Москворецкого туерного пароходства» (туер или цепной пароход — вид речного судна, движущийся вдоль уложенной по дну цепи или троса). При строительстве канала имени Москвы все шлюзы и плотины Москворецкой системы были реконструированы.
Несмотря на все экономические и политические сложности того времени, искусство и архитектура должны были показывать счастливую жизнь советских людей. У архитектуры была еще одна функция. Роскошь архитектурных решений должна была свидетельствовать о ее доступности простому человеку в СССР. Как здесь не вспомнить дворцы черноморских санаториев, где советский человек мог отдыхать и лечиться за символическую плату или вовсе бесплатно. А дворцы московского метро, которые доступны всем, кто купил билет на проезд. А дворцы ВДНХ, московские высотки, жилые дома в стиле сталинского ампира… Перечислять можно еще очень много. Для декора использовались гранит и мрамор, смальта и живописные панно, скульптура, барельефы, мозаики из поделочных камней…
Но все перечисленное выше я не случайно объединила словом «дворцы», потому что, не смотря на разное предназначение, все эти строения можно назвать именно так. Казалось бы, какая роскошь может быть при строительстве канала. Но она есть.
Посмотрим, как выглядят седьмой и восьмой шлюзы канала имени Москвы. Это большие двухкамерные шлюзы. Они связывают реку Москву с Химкинским водохранилищем, позволяют нивелировать перепад высот между ними в 36 метров. Но это все гидротехника, а что же с внешним видом. Шлюзы №7 и 8 образуют Тушинский гидроузел. Его архитектурную часть спроектировал архитектор Владимир Федорович Кринский. В результате получилась своеобразная аллея вдоль водной магистрали из двенадцати башен, оформленных в классическом стиле с коринфскими колоннами и пилястрами. Башни шлюзов облицованы розовым и серым гранитом, черным полированным лабрадором, зеленым диоритом и белым мрамором. Кроме того, шлюз №7 украшают скульптуры строителей канала…
… а шлюз №8 – барельефы строителей и две скульптуры на берегу: девушки с рыбой и матроса со швартовым канатом.
Увидеть шлюзы можно во время речной прогулки с экскурсией, например, «Как устроен шлюз» от https://rivertickets.ru/. Кроме прохождения шлюзов №№ 7, 8 и 9 канала имени Москвы, красивых видов с борта теплохода и интересного рассказа об устройстве шлюзов и истории канала, вас ожидает еще один интересный гидротехнический объект – межшлюзовый бьеф. Это уникальный водный мост, под которым в туннеле движутся автомобили по Волоколамскому шоссе.
Но вот седьмой шлюз пройден, и мы оказываемся в акватории Химкинского водохранилища. И нас ждет здание, которое уже с полной уверенностью можно назвать дворцом – Северный речной вокзал.
Северный речной вокзал построен в период с 1933 по 1937 год. Он возведен одновременно с каналом имени Москвы еще до заполнения Химкинского водохранилища. Проект разработан архитекторами Алексеем Михайловичем Рухлядевым и Владимиром Федоровичем Кринским при участии скульптора Ивана Семеновича Ефимова, художника Наталии Яковлевны Данько и других скульпторов, и художников, которые принимали участие в создании интерьеров и декоре фасадов здания.
При строительстве Северного речного вокзала впервые в СССР во главу угла была поставлена не только функциональность здания, но и его внешний вид. При создании проекта архитекторы вдохновлялись венецианской архитектурой, в частности дворцом дожей на площади Сан Марко. Арочное членение фасадов действительно напоминает этот знаменитый дворец в Венеции.
Но замысел Рухлядева и Кринского не ограничивался копированием венецианской архитектуры. Здание должно было стать символом канала имени Москвы, стать кораблем на его берегу. Так на берегу Химкинского водохранилища появился трехпалубный корабль с мачтой-башней, плывущий на юг. Хотя «трехпалубный» он только со стороны водохранилища. Архитекторы оригинально обыграли рельеф местности, построив здание разной этажности: со стороны набережной – это три этажа, а со стороны парка – два.
Для отделки фасадов был использован белый тарусский камень, красный полированный гранит, черный лабрадор и серо-зеленый диорит. Центральные порталы украшены майоликовыми медальонами, на которых изображены достижения страны, уже свершившиеся и те, которым еще предстоит воплотиться, как, например, так и не построенный Дворец Советов. Медальоны изготовлены на Ломоносовском фарфоровом заводе и расписаны вручную Наталией Яковлевной Данько.
Боковые крылья здания опоясаны двухъярусными галереями, который завершаются ротондами с фонтанами посередине. Фонтан у носа корабля с дельфинами называется «Фонтан Юга» или «Черноморский фонтан», скульптор Иван Семенович Ефимов. Фонтан у кормы — «Полярный фонтан», скульптор Лев Алексеевич Кардашев. Темой этого фонтана стал птичий базар. Для него были изготовлены медные фигуры гагар и диких гусей, в центре пьедестала чашу фонтана поддерживает группа белых медведей.
Небольшие фонтаны-ракушки расположены на фасаде рядом с ротондами.
Первый ярус центральной башни окружен аркадами, второй — колоннами и украшен эмблемами мореходства. Башню-мачту украшают часы с четырехсторонним циферблатом и высокий шпиль с золотой пятиконечной звездой. Эта звезда была изготовлена с первым комплектом кремлевских звезд в 1935 году, но по собственному оригинальному проекту. А механизм башенных часов содержит уникальные куранты, который привезли из Воскресенского собора города Волоколамска. У подножия башни установлены четыре скульптуры: «Колхозник-северянин», «Колхозница-южанка», «Красноармеец» и «Краснофлотец», авторы — Матвей Федосеевич Листопад, Сергей Николаевич Попов и Феликс Григорьевич Блюм.
Здание Северного речного вокзала с 1987 года имеет статус памятника архитектуры. Но уменьшение объема пассажирских перевозок привело к тому, что оно постепенно стало меньше использоваться и приходить в упадок: протекала крыша, разрушался декор, а из помещений функционировал только ресторан.
Реставрация Северного речного вокзала началась в 2018 году и закончилась в 2020 году. Были восстановлены исторические светильники, отреставрирована звезда шпиля, специалисты вернули работоспособность механизму, который поднимал звезду в начале навигации по реке и опускал ее в конце. В ротондах были также отреставрированы северный и южный фонтаны. Были очищены от грязи стены, медальоны и скульптуры. Ну и, естественно, отремонтирована кровля и причалы, у которых останавливаются круизные и прогулочные корабли.
А еще перед вокзалом появился макет московской части канала имени Москвы с миниатюрными шлюзами и зданием Северного речного вокзала.
Во время реставрации Северного речного вокзала был наведен порядок и в прилегающем к зданию парке: разбиты цветники, отремонтированы и отреставрированы уцелевшие фонтаны, скульптуры и ограда со стороны Ленинградского проспекта.
Парк как место отдыха пассажиров был разбит в 1936—1938 годах после открытия канала имени Москвы. Планировку парка разработал инженер зеленого строительства Тимофей Потапович Шафранский. В ее основу легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, что характерно для советского садово-паркового искусства того времени. В парке было 14 различных скульптурных групп и фонтанов, дизайн которых был выдержан в характерной эстетике сталинского ампира. В настоящее время почти все из них утрачены.
Одна из сохранившихся скульптур называется «Водный путь». Она установлена у входа в парк в начале аллеи, ведущей к речному вокзалу. Изготовлена в 1937 году по проекту скульптора Юлии Альбертовны Кун. Это копия скульптуры, установленной на мысу верхнего бьефа шлюза № 5 канала имени Москвы. Легко шагающая навстречу посетителям фигура девушки держит над головой модель парусника на волнах — символический образ канала имени Москвы.
Кроме того, в парке появился так называемый пешеходный фонтан, на радость детворе в жаркий день.
Южному речному вокзалу с самого начала повезло меньше, чем Северному. Он несколько раз менял своё местоположение. С 1932 года и до войны вокзал находился около деревни Кожухово, выше Перервинской плотины. Перед войной вокзал перенесли выше по течению реки, построив для него специальное деревянное здание. В 1972 году деревянное здание передали Московскому филиалу Ленинградского института водного транспорта под лабораторный корпус, а Южный речной вокзал разместили на установленном поблизости на этом же правом берегу Москвы-реки дебаркадере. В 1979 году был подготовлен проект на левом берегу Нагатинского спрямления, а его строительство завершилось в 1985 году. Здание Южного речного вокзала было выполнено из железобетонных конструкций с большой площадью остекления в стиле советского модернизма.
Несмотря на то, что с момента постройки Южного речного вокзала прошло не так уж и много времени, авторство проект точно не установлено. Большинство исследователей этого вопроса считают, что проект разработан архитектором Юрием Александровичем Коганом, автором проекта речного вокзала в Самаре, в ту пору Куйбышеве.
Здание Южного речного вокзала отличалось общим урбанистическим дизайном, характерным для советского модернизма. Декоративным оформлением занимался художник Борис Константинович Орлов. На торцевом фасаде была расположена скульптурная группа из пяти женских фигур, которые символизировали пять морей, с которыми Москва соединена водными путями. Автор скульптур Салават Александрович Щербаков. Здание также украшал огромный компас и башня с часами и корабликом на шпиле.
С конца 1990-ых на территории Южного речного порта располагалась ярмарка детских товаров. Здание постепенно приходило в упадок. Проведенный в 2013 году ремонт добавил проблем — со здания исчезли скульптуры и надпись: «Южный речной порт», а само здание обросло дополнительными торговыми павильонами и покрыто бежевой керамической плиткой. Городские власти неоднократно обращались в арбитражный суд с исками о незаконности проведенных работ, но удалось добиться лишь сноса внешних пристроек.
После закрытия детской ярмарки в 2019 году началась новая реконструкция здания. Ее главной целью власти Москвы называли восстановление исторического облика Южного речного вокзала, утраченного за предыдущие годы. В ходе работ была полностью демонтирована крыша здания, внешняя отделка, внутренние перегородки, шпиль, галерея-навес и примыкающая к речному вокзалу одноэтажная пристройка. Оставшиеся несущие конструкции были усилены. Фактически, эти несущие конструкции и часть специально сохраненной аутентичной кирпичной стены на втором этаже – это все осталось от оригинального здания 1985 года.
Поставленная городскими властями задача восстановления исторического облика здания оказалась выполненной не полностью. На фасаде здания со стороны причала был восстановлен металлический компас, но уже без символа Москвы, а на боковом фасаде — скульптурная композиция «Пять морей». В ходе реконструкции выяснилось, что оригинальные бетонные скульптуры после их демонтажа в 2013 году несколько лет лежали на крыше Южного речного вокзала под открытым небом и к моменту работ уже не подлежали восстановлению. Именно поэтому на фасад обновленного здания было решено вернуть копии скульптур из современных композитных материалов. 3D-фрезером были изготовлены их точные копии сначала из пенопласта, а затем из силикона, а потом по этим формам были отлиты новые статуи из стеклопластика.
Не удалось восстановить и шпиль вокзала. Взамен его было решено изготовить новый 14-метровый шпиль из стали и алюминия и облицевать его композитными материалами. Восстановили четыре надписи: «Южный речной вокзал», обрамляющих основание шпиля. А наконечник в виде силуэта парусника восстановлен так и не был. Под шпилем со стороны улицы был установлен светодиодный экран, на который выведены электронные часы. Старые механические часы, висевшие на башне до реконструкции, теперь разместили в зале на втором этаже, на сохраненном участке исторической кирпичной стены.
Изменено и внутреннее пространство здания. В нем появились новые удобные залы ожидания, пространства для организации различных мероприятий и выставок, сувенирные магазины, офис круизной компании «Мостурфлот», кафе, смотровая площадка на кровле здания.
Конечно говорить о том, что проведена реставрация или даже реконструкция здания, в данном случае не приходится. Скорее это стилизованная реконструкция на тему бывшего здания. Хотя, признаюсь честно, стилизация получилась не плохая. Если о воссоздании исторического облика Южного речного вокзала можно спорить, то возвращение его важной транспортной функции, бесспорно. Пассажиры смогут отправляться отсюда в круизы до Коломны, Рязани, Нижнего Новгорода или на речные прогулки в том числе и на новом виде речного транспорта – электрических трамвайчиках, названных «Синичками».
Водная система пяти морей строилась не только для пассажирского транспорта, но и для грузоперевозок. Для обслуживания этого в Москве были сооружены три грузовых порта: Северный, Южный и Западный. Еще в 1980-ых годах по Москве-реке можно было часто видеть груженые самоходные баржи и несамоходные, толкаемые буксирами. Сейчас грузоперевозки, несмотря на удобство такого вида перевозок, значительно сократились. Из трех портов работает только Южный. На месте Западного порта возводится жилой комплекс «Западный порт» http://www.peshkompomoskve.ru/postmodernism-4_living_buildings/. Прекратил работу и Северный порт. Сейчас там проводятся подготовительные работы для возведения очередного жилого комплекса.
17.12.2023