ПОСТМОДЕРНИЗМ. Современные стилизации. Часть 3
Возникнув в середине 20 века, постмодернизм претерпел с этого времени существенные изменения, в нем возникло несколько стилевых направлений. В конце 1970-ых появляется направление хай-тек, в конце 1980-ых – деконструктивизм, а совсем недавно, со второй половины 2000-ых – параметризм. Архитекторы не пришли пока к единому мнению по поводу того, можно ли считать эти направления самостоятельными стилями или, как считает большинство, это лишь разновидности постмодернизма. Все эти направления отличает необычность формы и использование современных технологий при проектировании и строительстве.
Но для постмодернизма характерно не только это. Одной из черт этого стиля является использование в архитектуре элементов предыдущих эпох. Говоря другим словами – современная стилизация. В архитектуре Москвы такая стилизация имеет своеобразные черты. Часто в столице старые дома полностью сносили и строили на их месте из современных материалов новые копии, сохраняя элементы декора фасадов, а иногда сохраняя и реставрируя старые фасады. Вот и получается, что дом построен недавно, лет 10-15 назад, а выглядит, как здание начала 20 века. И не для всех таких домов можно найти сведения о том, что было на этом месте раньше и как выглядели эти постройки. Вот несколько примеров.
Мерзляковский переулок, 18, строение 2. Здание построено в 2000 году и его занимает банк «Россия». Но фасад его выглядит как отреставрированный фасад неоклассического доходного дома начала 20 века.
Административное здание на Бауманской улице, 58/25, строение 1 построено в 1997 году. На этом месте находился один из усадебных домов П. П. Щапова, построенный в конце 19 века. Здание было снесено в результате «реконструкции» 1996 году. На его месте возведено новое здание, лишь немного напоминающее оригинал. Но выглядит здание, как усадебный дом 19 века. Сейчас его занимает один из московских банков.
Здание «Россельхозбанка» в Гагаринском переулке, 3 также построено в 1997 году. В основе не только здание городской усадьбы 18-19 веков, но и даже палаты рубежа 17-18 веков. Что осталось от старого особняка – непонятно. Может быть, колонны. Хотя выглядят они вполне современно.
Бизнес-центр «Долгоруковская 9» построен в 2003 году. И снова не ясно, что это: современная стилизация модерна или здание с отреставрированным фасадом начала 20 века.
Клубный дом «Плотникоff» в Плотниковом переулке,1 построен в 2012 году на месте снесенного особняка 1835 года постройки. На старых фотографиях видно, что это был двухэтажный дом практически без декора. Нынешнее строение имеет три этажа и лепной декор в стиле модерн.
Вот и решайте теперь сами, как определить стиль перечисленных выше зданий. Я бы назвала такие архитектурные решения современной стилизацией.
А вот еще несколько московских домов, которые представляют современную стилизацию архитектурных стилей в чистом виде.
Жилищный комплекс «Большая Никитская 45» с соответствующим адресом. Построен в 2008 году. Это клубный комплекс класса люкс. В доме всего восемь квартир. Комплекс представляет собой фасадный дом с переменной этажностью от 4 до 7 этажей. Небольшая пристройка выполнена в виде двухэтажного особняка с собственным входом. В отделке фасада использован натуральный гранит и лепные элементы архитектурного декора, характерные для классицизма 19 века. Дизайн интерьера выдержан в дворцовом стиле: уникальные люстры из горного хрусталя, роскошная парадная лестница, фонтан в центре вестибюля.
Жилой дом в Трубниковском переулке, 30, строение 1 построен в 2001 году. Стилистически – это доходный дом начала 20 века с декором рационального модерна.
Бизнес-центр «Новинский» на Новинском бульваре, 3, строение 1 построен в 1999 году. Это тоже чистой воды стилизация: создавая проект группа архитекторов под руководством Дмитрия Борисовича Бархина руководствовалась классическим образцом Антонио Палладио палаццо (лоджия) дель Капитаниато в Виченце. Так что кто-то видит в этом здании стилизацию позднего ренессанса, а кто-то — сталинского ампира.
Корпус № 1 жилищного комплекса «Петровский Замок» на Петровско-Разумовской аллее, 10 имеет в своем декоре сразу две стилизации: башни-донжоны средневековой крепости и вход в здание оформленный в стиле классицизм с колоннами и треугольным аттиком, имитирующим античный фронтон. Построен дом в 2004 году.
Фасады административно-офисного здания на Доброслободской улице, 6, построенного в 1998 году, несут на себе черты стилизации кирпичного и русского стилей.
Но, наверное, больше всего стилизаций в последние годы связаны с модерном начала 20 века. Что ж, этот стиль интересный, нарядный, изящный. Почему бы через сто лет, после того, как он был в моде, не построить что-то похожее…
Вот несколько домов со стилизацией модерна.
Семиэтажный трехподъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта на Гончарной улице, 5 построен в 1999 году. Декор фасада лаконичный, но в нем угадываются элементы модерна: круглый эркер, сложная форма оконных рам, характерные для модерна кованные элементы декора.
Бизнес-центр «Галс Тауэр» на 1-ой Тверской-Ямской, 5/2 построен в 2001 году. Проект разработан группой архитекторов «Моспроекта-2» имени М. В. Посохина под руководством Михаила Михайловича Посохина. Создавался он с учетом исторической застройки Тверской и 1-ой Тверской-Ямской улиц. Так и получилось внушительное здание, напоминающее сталинский ампир, однако, с элементами декора из керамической плитки, характерными для модерна.
А что вам напоминает дом №1 на улице Машкова, тот самый, к которому прижался дом-яйцо http://www.peshkompomoskve.ru/postmodernism-1/ . На мой взгляд, декор этого жилого дома, спроектированный группой архитекторов под руководством Сергея Борисовича Ткаченко, похож на доходный дом Екатерины Евгеньевны Констан во 2-ом Обыденском переулке, 11, http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-14/. Построен тот доходный дом в 1903 году по проекту архитектора Франца Андреевича Когновицкого. Оформление первого этажа дома на улице Машкова перекликается с оформлением балконов дома Констан. Судите сами.
Офисное здание на Гончарной улице, 15, в котором сейчас располагается Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, построено в 2004 году. И снова в оформлении фасадов использованы элементы декора стиля модерн: круглые эркеры, цветная керамическая плитка, характерные для модерна оконные рамы.
Жилой комплекс «Купеческая усадьба», представляющий собой десяти-двенадцатиэтажный четырехподъездный монолитный жилой дом в Климентовском переулке, 2 построен в 2005 году. Вид у этого здания вполне современный, но и здесь можно увидеть элементы декора, стилизованного под модерн – панно и фризы из керамической плитки.
В таком огромном доме всего 97 квартир, цена квартиры — порядка 1 млн. долларов.
Бизнес-центр «Эрмитаж Плаза» на Краснопролетарской улице состоит из трех соединенных друг с другом корпусов, оформленных в разных стилях. Угловой корпус на пересечении Краснопролетарской и Садово-Каретной улиц декорирован керамической плиткой и цветным карнизом – снова получается стилизация модерна. Построен бизнес-центр в 2006 году.
На углу Хохловского и Подкопаевкого переулков в 19 веке располагалась обширная усадьба купца М. В. Челнокова. Часть этой усадьбы была реконструирована в 1990-ых годах и превращена в санаторно-оздоровительный детский сад №395. Стилизацию здания можно отнести к неорусскому стилю церковного типа, впитавшему черты русского стиля и модерна. При внимательном рассмотрении здания в нем можно заметить храмовое помещение и колокольню.
Ну и, пожалуй, самая яркая стилизация модерна — комплекс апартаментов «Театральный дом» на Поварской. Фактически этот комплекс занимает целый квартал между Поварской улицей, Хлебным и Мерзляковским переулками. Это семисекционное, переменной этажности монолитно-кирпичное здание, в состав которого входят пятиэтажные дома, построенные на месте бывших доходных: один из них выходит фасадом на Поварскую, а два других – в Мерзляковский переулок. Дом на Поварской был спроектирован архитектором Николаем Дмитриевичем Струковым в 1893 году, один из домов в Мерзляковском переулке был построен по проекту Виктора Александровича Гартмана, а другой – все того же Николая Струкова также в конце 19 века. В 21 веке дома снесли, сохранив только фасады.
Строительство комплекса началось в 2014 году, а в декабре 2017 он был сдан в эксплуатацию. Проект «Театрального дома» разработан в мастерской Павла Андреева ГУП «Моспроект-2 им. М. В. Посохина». Название нового квартала – дань памяти яркой странице театральной жизни Москвы. Дело в том, что на углу Поварской и Мерзляковского переулка в начале 20 века располагался знаменитый дом Гирша, в котором находился театр Немчинова. Именно в этом театре в 1905 году Константин Сергеевич Станиславский открыл свою экспериментальную театральную студию.
При реставрации исторических фасадов преимущественно использовались традиционные материалы, но пилястры с пышными капителями и обрамление окон с сандриками выполнены из стеклофибробетона. Этот материал часто используется для имитации белого камня: натуральный камень в условиях мегаполиса быстро разрушается, а стеклофибробетон более долговечен.
Этот современный материал был использован и при строительстве новых корпусов комплекса, т.к. он позволял создавать плавные, текучие формы, характерные для модерна.
А самые нарядные элементы декора, панно с цветочными мотивами, изготовлены традиционным способом из керамической глазурованной плитки. Эти панно созданы по авторским рисункам архитектора Павла Юрьевича Андреева. Жилой комплекс украшают панно с сиренью, маками, подснежниками и другими цветами. В стиле модерн выдержаны и кованные детали декора.
Мое отношение к этому ЖК двоякое. С одной стороны, это не самый плохой вариант современной застройки исторического центра города, с другой — вызывает сомнение тезис о том, что использованные материалы более долговечны. Дело в том, что на вновь построенных корпусах уже шелушится керамическая плитка и краска на стенах. Наверное, в ближайшее время такие же изменения произойдут и с историческими фасадами. А это печально…
И, конечно, раздражает излишняя приватность комплекса. Он полностью огорожен забором, и хорошо сфотографировать панно — задача непростая.
Пойдем дальше по архитектурной шкале времени и познакомимся с другими стилизациями. Вот несколько примеров стилизации конструктивизма. Разумеется, в современных постройках речь идет только о внешнем виде зданий.
Жилой комплекс «Серпуховские ворота» в Серпуховском переулке, 7. Здание возведено в 2003 году. Фасад имеет строгие четкие линии и эффектное цветовое решение. В плане это полукруглое здание с кубическими объемами на краях дуги. С западной стороны дома между дугой и кубическим объемом располагается «лужковская» башенка, которая нарушает общую картину стилизации конструктивизма.
Бизнес-центр «Георг Плаза» в переулке Огородная Слобода, 5а – пожалуй, самая удачная стилизация конструктивизма. Правда, расположено это интересное здание не совсем удачно. Спроектирован бизнес-центр в проектной организации «Александров и партнеры» группой архитекторов под руководством Дмитрия Всеволодовича Александрова, построен в 2005 году. Сейчас его занимает ТЭК Мосэнерго.
Рядом со стадионом «Динамо» — «ВТБ Арена» расположено здание музея спортклуба «Динамо». Построено оно в 2018 году и полностью стилизовано под конструктивизм в том виде, как он был использован при строительстве стадиона «Динамо». Издалека стилизация смотрится, как реальная постройка 1930-ых годов.
Элементы конструктивизма видны и в оформлении административно-офисного здания, построенного в 2009 году на улице Земляной вал, 8. Но здесь при желании можно усмотреть и модерн, в частности в отделке фасада керамической плиткой.
Плющиха, 57, строение 1. Это здание спортзала и бассейна старейшего московского стадиона «Буревестник», который находится на балансе Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова. Стадион был основан в 1909 году, об этом свидетельствует мемориальная табличка. За годы своего существования он многократно перестраивался и прирастал новыми спортивными сооружениями. В 1939 году было построено здание спортивного зала в стиле позднего конструктивизма с ленточным остеклением. В 1990-ых спортзал превратился в крытый рынок, где торговали обувью.
Старое здание снесли в 2013 году, а через два года на его месте построили новое здание спортзала с бассейном, которое стилизовано под спортивное сооружение сталинской эпохи, фасады которого украшены барельефами соревнующихся спортсменов.
Ну и в заключении рассказа о современных стилизациях в архитектуре, познакомимся с двумя зданиями, стилизованными под сталинские высотки.
Жилой дом «Триумф-Палас» на Ленинградском проспекте (официальный адрес – Чапаевский переулок, 3) построен в 2003 году. Главный архитектор проекта Андрей Юрьевич Трофимов.
Здание состоит из девяти секций разной этажности, размещенных на общем пятиэтажном стилобате. В центре находится центральная секция в 57 этажей, которую венчает 48-метровый шпиль. Монтировали этот шпиль при помощи вертолетов. Все секции здания имеют отдельные входы, включая парадный вход со стороны Чапаевского парка. Стилобат занимают общественные помещения, на центральных этажах расположены элитные квартиры и пентхаус, а на трех верхних этажах – отель. При оформлении фасадов и общих помещений использованы мрамор, гранит, травертин, венецианская штукатурка. И по внешнему виду, и по декору, включая использованные материалы – это почти полная стилизация сталинской высотки.
После окончания строительства на «Триумф-Палас» обрушился шквал критики, который в основном касался неудачного расположения дома торцом к Ленинградскому проспекту, непродуманности пропорций и примитивности декорирования фасадов в отличии от сталинских высоток. С годами голоса критиков утихли – сработал эффект привыкания.
Стоимость квартир в «Триумф-Паласе» выражается девятизначными цифрами в долларах. Именно поэтому дом долго не заселялся. Сейчас жильцы дома – это артисты, крупные бизнесмены и высокопоставленные чиновники. Говорят, что в «Триумф-Паласе» до сих пор много пустующих квартир…
Деловой центр «Оружейный» в Оружейном переулке построен из стекла и бетона, но силуэтом похож на сталинскую высотку. Здание строилось почти десять лет: с 2006 по 2016 год.
Ниже уровня земли расположена шестиуровневая парковка, на 1-2 этажах находится торговая зона с магазинами и ресторанами, на 3—4 этажах – фитнес-клуб, а выше – офисные помещения, большую часть из которых занимает компания «Мегафон».
В процессе строительства и после сдачи дома в эксплуатацию здание много критиковали. Снова были претензии к месту, где построили «Оружейный», и к несоответствию сплошного остекления со стилизацией сталинской высотки.
Но это была критика некоторых московских чиновников и специалистов в области урбанистики. А вот москвичам здание понравилось. В августе 2017 года по итогам голосования на портале «Активный гражданин» деловой центр «Оружейный» занял первое место в номинации «Народный выбор» городского конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства» в категории офисных зданий и деловых центров. Мне это здание тоже очень нравится, как раз тем, что в нем удачно сочетаются современность и архитектура прошлого.
Иногда стилизации принимают некие лубочные формы, в угоду размещающихся в них заведениям. Так ресторан «Генацвале» на Новом Арбате представляет собой стилизацию постройки старого Тбилиси в «кукольном» варианте. Ресторан открыт в начале 2000-ых годов по инициативе и на средства грузинского предпринимателя Вахтанга Шония.
Совсем особняком в ряду архитектурных стилизаций стоит стилизация главного входа парка развлечений «Остров мечты». Построен парк в Нагатинской пойме в период с 2016 по 2020 годы и представляет собой единое здание, внутри которого находятся торговые галереи в западной части и аттракционы – в восточной. На прилегающей территории разбит ландшафтный парк и благоустроена набережная.
«Остров мечты» спроектирован британскими архитектурными компаниями «Cunningham Architects», «Chapman Taylor» и итальянским архитектурным бюро «Land Milano». Поэтому не удивительно, что главный вход стилизован под европейскую архитектуру средневековья и напоминает крепостное сооружение с характерной башней донжоном.
Критики в адрес парка развлечений было очень много: высокие цены, низкое качество архитектурных решений, устаревшее оборудование аттракционов… Но больше всего досталось главному входу, который по мнению некоторых критиков представляет собой самое уродливое сооружение в Москве. А на мой взгляд, парк развлечений – это в какой-то мере – сказка. Так почему бы вход в эту сказку не оформить в виде сказочного замка.
22.07.2023