ПОСТМОДЕРНИЗМ

ПОСТМОДЕРНИЗМ

      В мире все постепенно меняется: люди, их взгляды на жизнь, мода… Меняется и архитектура. Постепенно интерес к стереотипности форм и чрезмерному функционализму модернизма стал угасать. Возникли идеи вернуть архитектурным проектам образность, оригинальность, создать уникальные новые формы, гармонизировать архитектуру с окружающей средой. Так возник постмодернизм. Первые ростки этого стиля появились еще в 1960-ых годах, но расцвет его пришелся на 1980-ые годы. Кстати, все, что строится сейчас, несмотря на внешнюю непохожесть форм, относится к постмодернизму.

     А непохожесть постмодернистских зданий обусловлена тем, что архитекторами-постмодернистами были сформулированы принципы стиля, основными из которых были подражание историческим образцам, работа с элементами разных исторических стилей. А так как исторических стилей до настоящего времени существовало много, от античного классицизма до авангарда и модернизма 20 века, то и новых форм сейчас появляется тоже много. А еще разнообразию форм способствует сочетание традиционных и современных материалов и технологий в реализации постмодернистских проектов.

         В Москве постмодернизм появился в 1990-ых годах. Это было нестабильное время, время после распада СССР, крушения советской политической системы и экономики, своеобразной романтики хлынувшего в Россию капитализма. Изменились не только формы зданий, но и их назначение. Появились торговые и торгово-развлекательные центры, офисные здания расплодившихся банков и частных компаний, так называемое элитное жилье с многоуровневыми квартирами и пентхаусами.

         Мэром Москвы с 1992 по 2010 год был Юрий Михайлович Лужков. Стиль, построенных в это время зданий в столице, получил название «лужковский». Сочетая в себе черты разных стилевых направлений, что в целом не противоречит постмодернизму, лужковский стиль обладает характерными признаками, основным из которых является тенденция к украшательству, часто излишнему. Практически все, что построено при Лужкове, не критиковал разве только ленивый. Чего только в те годы не писали журналисты в газетах и москвичи – ревнители старины в соцсетях. Восстановленный храм Христа Спасителя получился очень тяжелым, т.к. сделан из бетона, покрывается трещинами и сползает в Москву-реку. Достроенный дворцовый комплекс в Царицыно не имеет ничего общего с задумками великих архитекторов прошлого, а Большой дворец без крыши смотрелся намного лучше. Реконструированный дворец Алексея Михайловича в Коломенском – просто жуткий новодел, а современные здания Москва-сити портят облик Москвы. Лужкова ругали за точечную застройку, за снос любых зданий, даже не имеющих исторической ценности и находящихся в таком состоянии, что что-то отреставрировать было уже невозможно, за памятники работы Церетели, за использование в новых зданиях имитации дорогих отделочных материалов. Но больше всего доставалось тогдашнему мэру за его любовь к башенкам.

        Прошло время. Храм Христа Спасителя не упал в реку и стоит на своем месте. В Царицыно москвичи не только гуляют по парку, но посещают выставки и концерты в зданиях дворцового комплекса. Во дворце в Коломенском дети и взрослые знакомятся с реконструированным бытом Российских царей. Даже строящийся до сих пор Москва-сити все реже и реже называют инородным для Москвы объектом. А пресловутые башенки стали элементом лужковского стиля, как портики в классицизме или ленточное остекление в конструктивизме.

        Все эти рассуждения я привела здесь только с одной целью. Не стоит огульно ругать современную архитектуру. Пройдет время, и многое из того, что сейчас кажется уродливым и безобразным, станет образцом стиля. А что-то исчезнет, как действительно неудачное.

04.06.2023

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *