ПЕЧАТНЫЙ ДВОР

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР

     Все старые дома несут на себе отпечаток истории. Где-то в архивах хранятся документы, рассказывающие о людях, связанных с этими домами. Постепенно история из архивов кристаллизуется в научные труды, популярные книги и художественные произведения. Часто бывает так, что века истории в малой степени  сказываются на облике зданий. Но сейчас речь пойдет о здании, которое внешне менялось на протяжении всего времени своего существования. Об этом гласит даже официальная табличка на стене здания.

     Оно расположено на Никольской улице, 15. Это здание Московского печатного двора – первой Российской типографии. История ее начинается в 1553 году во время царствования Ивана Грозного. Указ о создании типографии и развитии печатного дела был вызван необходимостью: рукописные богослужебные книги переписывались с ошибками, и их количество с каждой рукописной копией становилось все больше и больше. Именно в этой типографии в 1563 году была напечатана первая отечественная книга «Апостол». В память об этом событии в 1909 году недалеко от Печатного двора в начале Театрального проезда установлен памятник первопечатнику Ивану Федорову скульптора Сергея Михайловича Волнухина. Памятник поистине народный – средства на него собирали по подписке в течении почти 40 лет. Первопечатник изображен читающим только что отпечатанный листок того самого первого печатного издания. Надпись на постаменте гласит: Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров. Под ней указана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563 года.

     Но вернемся к зданию Печатного двора. С самого начала его украшали фигуры льва и единорога, символизирующие царскую власть и мудрость. Как выглядел тот первый Печатный двор и украшавшие его лев с единорогом не известно. Зато известно, что на переплетах книг, выпущенных Печатным двором, всегда изображался единорог. Сам же Печатный двор был, скорее всего, деревянным, по крайней мере, известно, что во время смуты он сильно пострадал от пожара. Но уже при первом царе из рода Романовых начинается строительство каменных палат для Печатного двора. Строительство продолжилось и при Алексе Михайловиче. Печатный двор превратился в издательский комплекс, включавший в себя помимо самого двора, Приказ книгопечатания, Правильную ( от слова — «править») палату и библиотеку – Книгохранительную палату, в которой хранились многочисленные греческие рукописи, привезённые из Афона  для патриарха Никона. Архитекторами этих построек были Трофим Шатурин и некто Неверов, судя по табличке на стене Печатного двора. Тогда же появились изразцовые украшения фасадов: лев и единорог, двуглавые орлы и цветочные розетки. Подвалы палат сохранились до сих пор во дворе ныне занимающего комплекс зданий Историко-архивного института. Вход во двор института закрыт. Так что мне снова приходится нарушать правило печатать на сайте только свои фотографии. Вид Правильной палаты со стороны двора и изразец с изображением льва и единорога я скачала из интернета.

 

     А своими глазами здание Правильной и Книгохранительной палат можно частично увидеть за Китайгородской стеной со стороны площади Революции.

 

     Кокошники над окнами как во внутреннем дворе, так и выходящие на Китайгородскую стену, украшают изразцовые вставки с двуглавыми орлами и цветочным узором. Вот так они выглядят на фотографии при сильном увеличении. Справедливости ради следует сказать, что изразцы, которые мы можем наблюдать на стенах палат сегодня, это копии или подражание изразцам 17 века, которые вероятнее всего изготовлены в 1870-ых годах.

   

               В 18 веке перестройка и достройка комплекса зданий Печатного двора продолжилась. В это время Печатный двор был передан Святейшему Синоду, а типография получила наименование синоидальной. Правда, печатали там не только духовные книги, но и светские, в частности учебники. Там же издавалась первая отечественная газета «Ведомости». В перестройке Печатного двора в это время принимали участие архитекторы Дмитрий Васильевич Ухтомский и Иван Федорович Мичурин. А теперь еще две фотографии из интернета: виды Печатного двора в 17 и 18 веках.

 

      На старых гравюрах видно, что в этот период исчезла башня над главным входом, а само здание сильно обветшало.

      В начале 19 века корпуса по Никольской улице были разобраны и на их месте  по проекту архитекторов Алексея Николаевича Бакарева и Ивана Львовича Мироновского построено новое здание, повторяющее своими очертаниями предыдущий вариант. Декоративные башенки на крыше как бы повторяли очертания китайгородской стены. В том, практически не измененном виде здание сохранилось и до наших дней.

 

 

        В 1870-ых годах происходит очередная перестройка и реставрация Печатного двора под руководством архитекторов Михаила Николаевича Чичагова и Николая Андреевича Артлебена. Во внутреннем дворе появляется шатровое красное крыльцо, как дань моде на русский стиль, в русском стиле достраивается третий этаж к зданию Правильной палаты, во внутренних интерьерах используется роспись палехских мастеров, восстанавливается богатый растительный орнамент полуколонн на фасаде здания со стороны Никольской улицы, широко применяются изразцы для декора фасадов и интерьеров.

      А вот и третий этаж.

     На фасаде по обе стороны ото льва и единорога устанавливают две гранитные мемориальные доски. Надпись на доске слева гласит: «Божьей милостью и повелением благоверного и благочестивого и христолюбивого великого государя и великого князя Михаила Федоровича, всея Руси самодержца и сына его государя благоверного и христолюбивого царевича и великого князя Алексея Михайловича, всея Руси, сделаны были сии палаты и ворота на дворе книгопечатного тиснения в лето 7155 месяца июня в 30 день.» На правой начертано: «Положено основание сему зданию для печатания книг духовных по сломке за ветхостию старого, на том же месте в лето от Рождества Христова 1811, а остроено иждивением Московской Синодальной типографии в 1814 в благополучное царствование Государя Императора Александра I.»

     А теперь предлагаю полюбоваться готическими стрельчатыми окнами фасада, резными полуколоннами и входом, похожим на портал какого-нибудь католического собора.

 

   

     После 1917 года Синоидальная типография была закрыта. Сначала здания Печатного двора занимал Гознак, потом архивы и Центральное архивное управление. В 1930-х создан Историко-архивный институт, с 1991 года — Историко-архивный институт в составе РГГУ. Изменения фасада произошли и в советское время, правда, незначительные: вместо вензеля императора Александра I, при котором было построено новое здание, появился герб СССР.

     С 2004 года  продолжается вялотекущий спор между институтом и РПЦ, претендующей на здания Печатного двора. В 2008 году был представлен проект реставрации зданий Заиконоспасского, Никольского монастырей и Синоидальной типографии, согласно которому собственником зданий должна была стать РПЦ. Здание типографии планировалось отдать под «общественно-культурные» и «музейные функции», а во двор перенести памятник первопечатнику Федорову. В 2011 году здание было признано федеральной собственностью, но спор с церковью продолжается.

     А закончить свой рассказ об этом необычном здании я хочу словами известного москвоведа Сергея Константиновича Романюка: «Это самое необычное здание на Никольской улице, да и, наверное, во всей Москве.» С этим высказыванием трудно не согласиться.

 31.01.2017

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР — 2 комментария

    • Я для того и пишу на сайте, чтобы мы все не просто пробегали мимо, а узнавали дома, храмы, усадьбы… И вспоминали их историю, имена архитекторов, которые их строили, и людей, которые с ними были как-то связаны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *