РОГОЖСКАЯ ЯМСКАЯ СЛОБОДА

РОГОЖСКАЯ ЯМСКАЯ СЛОБОДА

    Что такое Москва? Огромный мегаполис, высотные здания, широкие проспекты, людская суета, шум автомобилей. Да, все верно. Но вот мы идем почти по центру теперешней Москвы. Таганский район. Многоэтажки, шумные улицы, спешащие куда-то люди – все, что может быть только в огромном современном городе. И вдруг, словно чудо, словно шаг в прошлое — перед нами тихая улочка, застроенная двухэтажными домиками, похожими и непохожими друг на друга. Если бы ни автомобили, было бы полное ощущение, что мы перенеслись во времени лет на 150 назад. Это Школьная улица – осколок некогда обширного исторического района под названием Рогожская слобода.

     Возникла Рогожская слобода в конце 17 века, когда близ деревни Андроново на левом берегу Яузы стали селиться ямщики, занимавшиеся доставкой государевой почты и прочими перевозками из Москвы в село Рогожа или Старый Рогожский Ям, которое позднее стало городом Богородском. В советское время Богородск был переименован в честь большевика Виктора Ногина, и до сих пор известен нам как Ногинск. По Владимирскому тракту почта, товары, путешественники отправлялись во Владимир и дальше — в Нижний Новгород. А каторжане шли по этапу еще дальше – в Сибирь. Но речь сейчас не о них.

     В 1742 году вокруг Москвы был создан Камер-Коллежский вал, который представлял собой земляную насыпь со рвом и заставами. Он не носил оборонительных функций, как это было в свое время со стенами Кремля, Китай-города и Белого города, а выполнял роль таможенной границы Москвы, а с 1806 года – и официальной полицейской границы города. Так Рогожская слобода оказалась в черте тогдашней Москвы, хоть и на ее границе. А Владимирский тракт начинался сразу за Рогожской заставой. С отменой внутренних таможен, заставы, в том числе и Рогожская, приобрели чисто полицейское значение. Застава и окрестности стали быстро заселяться и застраиваться: появились постоялые дворы, новые жилые дома, лавки, складские помещения, мелкие мастерские.

     Жителями Рогожской слободы были, в основном, купцы-старообрядцы. Они селились здесь со времен раскола русской православной церкви в середине 17 века. Даже когда местность вошла в черту города, здесь остался островок старообрядчества в Москве со своим укладом жизни, религиозным центром, кладбищем. Этому способствовала определенная обособленность места: с одной стороны он отделялся от города Яузой, с других – длинными магистралями. Но о старообрядчестве в Москве мы поговорим в другом материале. А сейчас нас ждет знакомство с той самой тихой улочкой, которая вызывает удивление и восхищение своей патриархальностью на фоне современного мегаполиса.

     До настоящего времени от Рогожской слободы на прежнем месте сохранились две улицы. Одна из них – улица Сергия Радонежского. В советское время эта улица называлась Тулинской по одному из псевдонимов Ульянова-Ленина. А до революции улица была Вороньей. Начинается она у Андроньевской площади и заканчивается на площади Рогожской заставы. Историческая застройка Вороньей улицы сохранилась частично и только по нечетной стороне. В середине 1980-ых годов улица была реконструирована: снесена застройка по чётной стороне, проезжая часть расширена в несколько раз, были построены многоэтажные панельные дома. В 1990-ых годах в правительстве Москвы рассматривался вопрос о сносе застройки по нечётной стороне улицы и строительстве на ее месте современных многоэтажек. Но то ли не нашлось на эту затею средств, то ли все-таки победил здравый смысл, но историческая застройка бывшей Вороньей улицы все-таки, хоть и частично, сохранилась. Несколько зданий 19 века, снабженных табличками «Памятник архитектуры. Охраняется государством» …

         …часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря http://www.peshkompomoskve.ru/spaso_andronikov_monastyr/

      … и храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе на Андроньевской площади.

   

        Построен храм в период с 1796 по 1834 годы, а колокольня возведена позже, в 1864 году.

     Среди сохранившихся на нечетной стороне улицы зданий выделяется дом №7. Здание построено в 19 веке как жилой дом, о чем свидетельствует табличка на нем. А вот декор фасада в стиле модерн был создан в 1908 году архитектором Карлом Карловичем Кайзером по заказу тогдашнего владельца доходного дома Константина Грязнова. В центре фасада можно видеть картуш с витиевато изогнутой буквой «Г». Не могу не привести здесь подробности декора – скромного и изящного.

 

 

 

      Четная сторона бывшей Вороньей улицы выглядит вот так:

     Зато другая улица Рогожской слободы сохранилась в том виде, какой она была в 19 веке. В советское время улица получила название Школьной. Так называться она стала в 1923 году по не совсем понятной фантазии местных властей того времени. Соседняя с ней 2-я Рогожская в то же время стала Библиотечной.  А Школьная до этого называлась 1-й Рогожской, а ещё ранее была известна как Тележная и Крутоярская по названию популярного в ту пору трактира «Крутой яр».

     Основу ансамбля Рогожской ямской слободы составляют бывшие ямские постоялые дворы послепожарного периода. В основном это небольшие двухэтажные дома с большими въездными воротами.

 

 

      В 19 веке в этих домах жили ямщики, а также располагались конюшни, трактиры, номера для путешественников, магазины с необходимыми для путешествий товарами: телегами, каретами, шорно-седельными изделиями, дорожным скарбом. Местные купцы зарабатывали на обслуживании проезжающих путников и ямщиков. О предназначении домов Тележной улицы говорят не только большие въездные ворота, но и сохранившиеся рядом с некоторыми из них характерные колесоотбойные тумбы — небольшие гранитные столбики, предназначенные для защиты углов зданий от ударов колес и столбики-коновязи.

 

 

 

   Правда, некоторые колесоотбойные тумбы больше похожи не на гранитные, а на бетонные конструкции, окрашенные в белый цвет. Видимо, это издержки современной реконструкции. О ней – чуть позже. А пока вернемся к истории.

     После пожара 1812 года Рогожская слобода отстроилась заново и по большей части в камне. Однако, было много и деревянных строений – конюшни и навесы для лошадей во дворах, различные хозяйственные постройки. Процветала Рогожская ямская слобода до середины 19 века.

   

     В 1862 году в слободе случился сильный пожар, длившийся трое суток. Выгорели все деревянные постройки, а от каменных домов остались только стены. Постепенно дома восстановили, построили новые, но значение Тележной улицы (к тому времени она стала называться 1-ой Рогожской), как ямского центра уже не возродилось. В России все больше развивалась сеть железных дорог, передвижение на лошадях постепенно уходило в прошлое. В 1896 году железная дорога связала Москву с Владимиром, потом дорога продолжилась до Коврова и Нижнего Новгорода. В домах на 1-ой Рогожской улице стали селиться небогатые купцы и ремесленники, вместо постоялых дворов открывались небольшие лавки и мастерские. А после 1917 года все дома превратились в коммуналки и стали постепенно ветшать.

   

       В середине 1970-ых годов московские власти решили создать в городе пешеходные зоны. Думаю, что такое решение было вызвано приближающейся Олимпиадой-80: город должен был соответствовать мировым стандартам, а во многих крупных городах мира уже были пешеходные улицы. Увы, но к Олимпиаде-80 ни одна пешеходная улица в Москве так и не появилась. Первая пешеходная зона, Арбат, была сформирована только в 1986 году. В середине 1980-ых началась реконструкция Школьной улицы, которая еще в 70-ых была признана заповедной исторической зоной. Правда полноценной пешеходной улицы так и не получилось. По ней закрыли сквозное движение, и улица превратилась в тупик. Со временем Школьная стала парковкой для автовладельцев ближайших многоэтажек. Безусловно, бесконечные ряды машин портят вид улицы, мешают обзору фасадов зданий, нарушают тот самый «заповедный исторический» облик, который восстановили при реконструкции.

   

 

      По поводу самой реконструкции и в прессе, и в интернете мнения диаметрально противоположные. Больше, как у нас теперь принято, негативных: реконструкция проведена варварски, без учета исторических реалий, не сохранены внутренние помещения, а от домов остались только фасады, и вообще улица смотрится нелепо на фоне современных многоэтажных домов. Больше всего достается построенному в 2014 году зданию многофункционального бизнес-центра Golden Gate, которое со стороны Школьной улицы смотрится, как ее завершение, хотя и расположено на бульваре Энтузиастов.

 

        Критикам Рогожской ямской слободы, наверное, стоило бы пожить в тех квартирах, в которых жили купцы и ямщики в 19 веке. Уверяю, долго бы они не выдержали, особенно с учетом и морального, и физического износа зданий. Кстати, речь никогда не шла о реставрации домов, а только о реконструкции. Но даже в рамках этого фасады были именно отреставрированы. Были проведены исследовательские работы, специалисты тщательно изучали архивные документы, материалы в музеях и библиотеках столицы, старые фотографии,  соскобы со стен. Это помогло вернуть улице многоцветье и восстановить утраченные элементы оформления фасадов. Чтобы придать историческую достоверность окружающей обстановке, здесь восстановили былое брусчатое тротуарное покрытие и инфраструктуру улицы 19 века — фонари, стилизованные под газовые фонарики позапрошлого века, столбы для привязи лошадей и столбики, защищавшие углы зданий от карет и телег, о которых я писала ранее. Что касается внутренней перестройки зданий, то не думаю, чтобы в ямщицких и небогатых купеческих домах были какие-то примечательные интерьеры.

      Особенно смешно выглядит недовольство пишущей братии тем, что двухэтажные старинные домики нелепо выглядят на фоне современных многоэтажек. На мой взгляд, именно в этом и состоит «фишка», как теперь говорит молодежь, Школьной улицы – домики 19 века на фоне современных зданий. Да и что можно предложить взамен? Снести многоквартирные жилые дома? Или все-таки лучше снести дома Школьной улицы? По крайней мере после этого можно долго возмущаться этим сносом и тем, что в столице не ценят историческое архитектурное наследие.

 

 

       А вот в чем я согласна с критиками, так это с критикой использования зданий этой исторической улицы. Школьную улицу планировали превратить в культурно-досуговый центр. В зданиях собирались разместить реставрационные мастерские и ремесленные училища, создать музеи быта ямщиков и необычных карет, открыть рестораны русской кухни, стилизованные под ресторации 19 века, трактиры, квасные, блинные, чайные, открыть гостиницу для туристов, оформленную как постоялый двор.

      Увы, но все так и осталось в планах. Из реализованного можно отметить только размещение в одном из домов реставрационных мастерских.

       На улице есть два ресторана: «Мама Зоя» и «Сан Диего»?!!!. Остальные здания сдаются в аренду различным организациям, начиная от министерства по делам Дальнего Востока и заканчивая платным медицинским центром.

   

     А вот ни гостиницы-постоялого двора, ни музеев, ни ремесленных училищ на Школьной нет. А как бы было здорово, если бы они были! А еще я бы организовала здесь шорную мастерскую – и в тему, и наверняка нашелся бы сбыт продукции этой мастерской среди владельцев конюшен и школ верховой езды. И устроила бы на Школьной «заповедник» народных промыслов России. Вы пробовали найти в Москве михайловское кружево, абашевскую игрушку, холмогорскую резьбу по кости, скопинскую керамику или воронежскую матрешку. В магазинах столицы их нет, если повезет, можно найти что-то в течение трех – пяти дней на ежегодных выставках-ярмарках «Ладья». Ну еще можно кое-что заказать через интернет-магазины. А как бы было здорово, если бы на Школьной улице были небольшие музеи с небольшими магазинчиками, стилизованные под лавки 19 века, посвященные народным промыслам. В них бы рассказывали об особенностях того или иного промысла, проводили мастер-классы и продавали изделия народных мастеров. Музеи-магазинчики можно было бы организовывать по тематике, например, «Русское кружево», «Национальные ювелирные украшения народов России», «Народные промыслы Урала» … Это бы помогло сохранению погибающих народных промыслов, возродило бы к ним интерес у москвичей и гостей столицы. А иностранные туристы узнали бы, что сувениры из России – это не только матрешки, гжельская керамика и шапки-ушанки с Арбата.

   

      К сожалению, сейчас об этом можно только мечтать. Аренда приносит в казну города немалые деньги, хотя арендаторы постепенно для увеличения площади помещений заменяют подъездные ворота остекленными конструкциями. А для того, чтобы реализовать проект «Заповедника ремесел», наоборот, нужны государственные и частные инвестиции и в сам проект, и на поддержание этих ремесел как таковых. Да и расположена Школьная улица достаточно далеко от главных туристических объектов столицы. И чтобы превратить ее в таковой, нужно много усилий со стороны представителей туриндустрии и организаций культуры. Короче, проект не рентабелен… Может быть он реализуется когда-нибудь позднее, только, боюсь, что многие ремесла к тому времени прекратят свое существование.

       Но чтобы я сделала прямо сейчас, так это, да простят меня автомобилисты, убрала бы с улицы парковку, запретила арендаторам переделку фасадов и вернула улице прежнее название – 1-ая Рогожская.

 

     Несмотря на некоторые недостатки этого места, реконструкция Школьной оказалась по сути первым удачным опытом воссоздания целого района исторической застройки Москвы. Здесь можно увидеть множество разнообразных типов домов середины 19 – начала 20 веков. И я приглашаю всех приехать в Рогожскую ямскую слободу, пройти по Школьной улице и ощутить себя путешественниками во времени, как это было со мной, когда я очутилась на ней впервые.

08.06.2018

 

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

РОГОЖСКАЯ ЯМСКАЯ СЛОБОДА — 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *