РОМАН ИВАНОВИЧ КЛЕЙН-1

РОМАН ИВАНОВИЧ (РОБЕРТ ЮЛИУС) КЛЕЙН. Часть 1

        К публикациям, посвященным творчеству  Шехтеля и Кекушева, моими читателями были высказаны замечания о слишком большом объеме статей. Что ж, наверное, это правильное замечание – слишком длинный текст читать трудно. В этот раз попытаюсь исправиться и разбить материал о Романе Клейне на несколько частей, тем более что архитектор этот был необычайно плодовит —  в книге Марии Владимировны Нащокиной «Архитекторы московского модерна. Творческие портреты» приводится довольно внушительный список построек в Москве, связанных с именем Романа Клейна – около 80-ти. Хочу сразу сказать, что не все из этого списка удалось найти. То ли с момента выхода книги (последняя редакция издана в 2005 году), некоторые здания были утрачены, то ли интернет небрежно отнесся к перепечатке списка из книги – не знаю. Некоторые ссылки вообще невозможно идентифицировать на карте. Чего только стоит такая – «сахарный завод у Высокого моста»!

     Удивительная плодовитость архитектора имеет несколько объяснений. Во-первых, Клейн не был приверженцем какого-то определенного направления в архитектуре, он выполнял практические любые заказы без следования определенному архитектурному стилю: магазины, склады, доходные дома, больницы, учебные заведения. Во-вторых, много зданий из списка спроектированы и построены в соавторстве с другими архитекторами. В-третьих, Клейн – автор проектов большого количества промышленных помещений и цехов различных предприятий. А проект цеха – это все-таки не проект особняка привередливого промышленника или, тем более, его супруги. Но как бы ни относились критики к творчеству Романа Клейна, бесспорно одно – им построено несколько знаковых зданий столицы. Да и все остальные воплощенные архитектором проекты, включая промышленные здания и студенческие общежития, внесли свой вклад в создание неповторимого облика города.

 Итак, Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн.

     Родился будущий архитектор 19 марта (31 марта) 1858 года в московской многодетной купеческой семье немецкого происхождения. Есть версия, что родители Клейна были крещенными немецкими евреями. Благодаря своему усердию и трудолюбию отец Романа Ивановича, Иван Макарович Клейн стал сначала купцом первой гильдии, а затем – потомственным почетным гражданином. Учился Роман Клейн сначала на курсах Московского училища живописи, ваяния и зодчества, затем в Императорской Академии художеств, которую закончил в 1882 году со званием классного художника архитектуры 3-й степени. По окончании Академии художеств Клейн был направлен на трехлетнюю стажировку в Европу, во Францию и Италию.

     Творческая деятельность архитектора начинается сразу же по возвращении в Россию.  К сожалению несколько доходных домов построенных Клейном в 1885 году не сохранились до наших дней. Так доходный дом князя Урусова в Плотниковом переулке был снесен 1983 году.

     Первым сохранившимся зданием, построенным в 1885-1888 годах по проекту Романа Клейна, можно считать доходный дом Л. Э. Адельгейма.  Людвиг Эдуардович  Адельгейм был знаменитым и, соответственно, состоятельным московским дантистом «на Кузнецком мосту». В 1885 году он заказывает молодому Клейну постройку доходного дома. Строительство дома было закончено примерно через три года. В настоящее время доходный дом на Большой Дмитровке, 23-а представляет собой сильно перестроенное здание: надстроены два этажа, полностью изменена внутренняя планировка. Интернет пестрит объявлениями о сдаче в нем офисов, «современных и удобных». Правда, во внешнем декоре сохранилось достаточно много элементов, появившихся на здании еще при строительстве: лепные маски, кованые ограды балконов.

 

        Первым крупным проектом архитектора можно считать особняк В. А. Морозовой на Воздвиженке, 14. Варвара Алексеевна Морозова, дочь богатого промышленника Алексея Ивановича Хлудова, была женой одного из совладельцев Тверской мануфактуры Абрама Абрамовича Морозова. После смерти мужа Варвара Алексеевна весьма успешно управляла мануфактурой в течение нескольких лет, вплоть до совершеннолетия прямых наследников – сыновей от брака с Морозовым. И семейству Хлудовых, и семейству Морозовых была присуща любовь к ближнему, выражавшаяся в щедрой благотворительности.

     Для своего дома Варвара Морозова купила участок земли на Воздвиженке, ранее принадлежавший князьям Долгоруким. Строительство было поручено начинающему архитектору Клейну. Считается, что Роман Иванович построил особняк в неоклассическом стиле на фундаменте палат князей Долгоруких начала 18 века.  Главный фасад двухэтажного усадебного дома, отделенный от Воздвиженки маленьким парком, оформлен двумя небольшими портиками на боковых ризалитах – выступающих частях фасада, образующими со зданием единое целое. Портики украшены фигурами грифонов. Внутренне убранство, современники оценивали, как удобное, но без излишеств, свойственным другим московским богачам.

    Варвара Морозова умерла перед Октябрьской революцией, в 1917 году. Дом был  национализирован, в нем  располагались в разное время Институт социальной гигиены, Международный аграрный институт, общежитие и типография Московского аграрного института. В настоящее время особняк находится в ведении Администрации президента РФ. И как результат этого – безобразные серые щиты, прикрученные болтами к чугунной ограде. Так что рассмотреть этот особняк целиком даже через забор не получится.

     В свое время в особняке Варвары Алексеевны был литературно-художественный салон, где бывали Лев Толстой, Чехов, Брюсов, Блок, Серов. Да и вообще Морозова была гостеприимной хозяйкой, в доме бывали не только представители культуры, но и разнообразные, как теперь говорят, партнеры по бизнесу. Все это способствовало популяризации имени молодого архитектора. В конце 1880-ых годов Роман Иванович получает много заказов и осуществляет их строительство. Вот здания того времени, которые в той или иной степени сохранились в Москве до настоящего времени.

     В 1889-1891 годах Роман Иванович перестраивает доходный дом на Ильинке, 12.  Первоначально на этом участке был построен в 1780-ых годах доходный дом по проекту Матвея Казакова. Владельцем дома был купец Иван Хрящев, а после его кончины – сын Петр. В ту пору здание выглядело вот так.

        Первый этаж дома занимал лавки. На верхние жилые этажи вели четыре лестничные клетки со входами со стороны двора. Большая часть квартир представляла собой небольшие по размеру квартирки, в которых жили приезжие по делам купцы. В средней части здания располагались большие квартиры с анфиладами парадных комнат для сдачи состоятельным москвичам.

       В 1838 году новым владельцем здания стал текстильный магнат из Серпухова Василий Варгин. Наследники Варгина в конце концов передают здание Серпуховскому городскому кредитному обществу. Новые хозяева приглашают Клейна для переделки дома. Именно тогда он получил сохранившийся до наших дней декор в стиле эклектики с элементами модерна и неоклассики.

   

   

     Очередной этап переделки здания прошел в 1904 году. По проекту Клейна на месте снесенных корпусов на улице Ильинке и в Ипатьевском переулке было возведено новое здание с переменной этажностью, которое пристроили к существовавшим корпусам дома. Дом продолжал выполнять свои функции доходного, только в самом крупном помещении дома, парадном зале, располагались Русский внешнеторговый и Сибирский банки. В советские годы его занял архив ЦК КПСС, о чем сегодня напоминают эмблемы на эркерах с изображенными на них серпом и молотом.

      В 1998 году здание получило статус памятника архитектуры, а 2018 году утверждена программа реставрации парадного зала.

      Примерно в то же время на пересечении Ипатьевского  и Никольского переулков и улицы Варварки Роман Клейн по заказу все того же Серпуховского городского общества начинает строительство еще одного торгового и конторского дома – Варваринского подворья. Закончилось строительство через пять лет. Сейчас здание занимает Исполком СНГ.

 

  Клейн строит доходный дом В. О. Гаркави в переулке Сивцев Вражек, 38/19, стр. 2. Участок под застройку в 1889 году с двумя невзрачными домами купил известный московский адвокат Владимир Осипович Гаркави. Гаркави решает нести одно из зданий и построить на его месте доходный дом. Проект осуществляет Клейн – он строит простой, удобный дом с квартирой для семьи Гаркави.

      Семья Гаркави отличалась большой любовью к музыке, в особенности к творчеству Брамса. В их квартире собирались известные музыканты, члены так называемого Брамсовского кружка. Сам В. О. Гаркави умер в 1911 году, а его дочь, жена профессора А. И. Угримова, еще какое-то время жила в этом доме. В 1920-ых годах семью Угримовых выслали за границу, а в доме устроили типичные московские коммуналки. Сейчас это жилой дом с рестораном на первом этаже. А «отреставрирован» так, что создается полная иллюзия новодела…

     В 1889 году Клейн строит особняк для московского предпринимателя армянского происхождения А. В. Эджубова по Вспольному переулку, 3. Особняк получился очень скромным, фактически лишенным каких-либо украшений по фасаду здания, но хорошо вписывающимся в общий облик улицы.

 

     Сейчас особняк занимает частное учреждение культуры «Содружество» с музыкальной школой для детей и взрослых.

     Долго думала над тем, стоит ли рассказывать здесь об этом нарядном доме на Мясницкой, который известен, наверное, всем москвичам, да и не только им. И хоть здание построено Клейном, тот вид, к которому мы все привыкли, придал ему вовсе не Клейн. Но пройти мимо такого замечательного дома я не смогла, тем более что к декору Роман Иванович  все-таки имеет отношение. Я говорю о знаменитом чайном доме Перлова.

      В 1890 году Роман Иванович начинает строительство  торгово-конторского и доходного дома для Сергея Васильевича  Перлова.  Сергей Васильевич Перлов был одним из владельцев Товарищества чайной торговли «Василий Перлов с сыновьями». В 1891 году С. В. Перлов вышел из состава товарищества и основал собственную фирму — Товарищество чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и К°». Дом, который он решил поставить на Мясницкой на недавно купленном участке, должен был стать не только доходным, но и торговым. Клейн учел пожелания заказчика: первый этаж дома занял чайный магазин Перлова, второй и третий — сдававшиеся внаём квартиры и апартаменты хозяина. Фасад был достаточно скромным, выдержанным в стиле позднего ренессанса.

     Вскоре после постройки Перлов решил переделать фасад здания в китайском стиле. Такое желание возникло не на пустом месте.  В Москву на коронацию Николая II планировался приезд чрезвычайного посла и Канцлера Китайской империи Ли Хунчжана.Сергей Васильевич рассчитывал, что посол остановится в его доме на Мясницкой, и он сможет заключить с Китаем много выгодных контрактов на поставку в Россию чая.

     Переделку фасада и интерьера чайного магазина осуществил в 1895—1896 годах ученик Клейна К. К. Гиппиус под руководством учителя. Получился удивительный дом в стиле шинуазри, иначе – в китайском стиле. В многоцветном декоре использованы типичные китайские элементы: драконы, фонарики, змеи, подобие пагоды на крыше.

 

   

   

    Однако, как говорится, «неисповедимы пути господни». По иронии судьбы китайский сановник остановился в доме брата и, в каком-то смысле, конкурента Сергея Васильевича – Семена. А китайский чайный дом остался и радует нас до сих пор и своим внешним видом, и чайно-кофейно-конфетным магазином. Чайный магазин на Мясницкой не закрывался никогда. Помню, как во времена всеобщего дефицита, мы, студенты, перед каникулами ехали на Кировскую, чтобы купить в подарок родным заветных «Мишек», «Белочек», «Красных шапочек» и чай со слоном.

   

     Сам Клейн критически оценивал эту работу Гиппиуса, считая ее аляповатой и надуманной, однако чайный домик сыграл определенную роль в формировании творческих принципов архитектора. Китайские мотивы чайного дома удачно выявляли назначение сооружения. И в дальнейшем Клейн старался выразить в декоре функцию сооружения, которая в представлении образованного человека ассоциировалась с тем или иным историческим стилем, а не просто скрыть за стильными фасадами кирпичный блок здания.

     За 90 лет существования здания в нем ни разу не проводился капитальный ремонт. К началу 1990-х годов дом пришёл в аварийное состояние: деревянные конструкции были поражены грибком, коммуникации разрушились, подвалы для хранения чая были затоплены водой, многие декоративные элементы фасада были утрачены. Реставрационные работы были проведены в 2000-2011 годах. В результате была восстановлена утраченная отделка фасада, торговому залу вернули позолоту, росписи на потолке и филёнках, отреставрировали предметы интерьера — витрины-шкафы, китайские фарфоровые вазы и фонари, а фасаду здания возвратили первоначальную яркую многоцветную окраску. Часть декоративных элементов изготовили в Китае.

     1890-ые годы  были очень плодотворными для Романа Ивановича. Он строит доходные дома, особняки, промышленные объекты.

      В 1891 году по проекту Клейна строится особняк для прусского подданного Августа Зиберта на Долгоруковской улице, 27. Будучи прекрасным стилизатором, Клейн оформил фасад небольшого двухэтажного дома в ренессансном стиле. В советское время здесь располагалось издательство «Физкультура и спорт». Сейчас здание занимает отделение банка ВТБ 24.

     В 1893—1894 годах по заказу профессора медицинских наук Владимира Федоровича Снегирева, одного из основоположников российской гинекологии, Клейн строит особняк в Хамовниках, на Плющихе, 62. Архитектор был выбран Снегирёвым по рекомендации мецената П. Г. Шелапутина. Так в небольшом фруктовом саду появился романтичный «средневековый замок» с островерхими крышами, башенками и балконами. В советское время располагались и коммуналки, и различные учреждения.

   

 

         В настоящее время особняк продан частной фирме, стоит заброшенным и медленно разрушается. Жаль. Очень интересное здание.

     Летом сфотографировать дом Снегирева так, чтобы его можно было рассмотреть, не удалось: старый яблоневый сад, заросший крапивой, закрывал, как видите, его практически полностью. Поэтому пришлось приехать еще раз зимой. Качество неважное, зато здание видно целиком.

      Владимир Федорович Снегирев выбрал место для своего дома не случайно. Дело в том, что по соседству, на Большой Пироговской, 11 расположено здание медицинского учреждения, которое практически одновременно с домом Снегирева начал строить тот же Клейн. На средства Павла Григорьевича Шелапутина здесь возводится здание Московского гинекологического института при Московском университете. Павел Григорьевич, владелец ткацких фабрик в Москве и Балашихе, был богатым человеком и щедрым благотворителем. Он жертвовал деньги на строительство учебных и медицинских учреждений, позже становился их попечителем. Да и Снегирев стал врачом благодаря Шелапутину. Однажды Павел Григорьевич  встретил на пароходе юнгу, который рассказал о своем страстном желании стать врачом и полном отсутствии средств для получения образования. Юнгой был Снегирев. Шелапутин оплатил учебу талантливого юноши, отправил его на стажировку за границу и даже построил фактически для него научный институт. А возвели здание по проекту Клейна.

      Во время строительства института и дома для протеже Шелапутина между Романом Ивановичем и Павлом Григорьевичем завязываются дружеские отношения, и позднее Клейн осуществит еще несколько благотворительных проектов Шелапутина. Но об этом речь пойдет позже. А пока – здание бывшего гинекологического института, выполненное в неоклассическом стиле.

     Со стороны перекрестка улицы Россолимо и Олсуфьевского переулка здание украшает ротонда. Но эта ротонда не просто архитектурное украшение: под остекленным куполом находилось светлое помещение, в котором разместилась операционная.

 

     И в этот раз рассмотреть строение из-за обильной зелени достаточно трудно, но зимней фотографии у меня, к сожалению, нет.

      Сейчас здание занимает НИИ по изысканию новых антибиотиков имени Г. Ф. Гаузе РАМН.

     В 1898 году Клейн строит особняк для совладельца шелкоткацкой фабрики Гужона – Симоно Гектора Симоно непосредственно рядом со зданиями ткацкой фабрики. Сейчас этот разрушающийся дом, затянутый строительной сеткой располагается на Шаболовке, 26. Особняк находится в частном владении и якобы реставрируется. С улицы его почти не видно, вывеска на проходной гласит, что здесь находится Высшая школа экономики, и проход для посторонних закрыт. Но мне удалось совершенно случайно пройти на территорию бывшей фабрики и подойти к самому особняку поближе. На бывшей фабрике  ведутся реставрационные работы, и строители что-то разгружали через ворота на улице академика Петровского. Вот я и прошла. Особняк  выглядит печально.

   

     Не могу не сказать, что кое-где в интернете проект особняка приписывают другим архитекторам (П. Позднееву, А. Сергееву) или считают, что это совместная работа Позднеева и Клейна.  Думаю, что это все-таки проект Клейна. И хотя считается, что особняк построен в псевдорусском стиле (его еще называют дом-терем), на мой взгляд, здесь просматривается характерная для Клейна стилизация – в данном случае под французский замок (Симоно был французом).

   

     В 1890-ые Роман Иванович строит несколько доходных домов, четыре или пять из них – в Олсуфьевском переулке. Почему четыре или пять? Просто есть в переулке дом № 1, строение 1 и дом №1, строение 2, а мне так и не удалось точно выяснить, оба ли эти дома построены Клейном. А кроме того, есть дом 2/4. Про все эти дома известно, что они принадлежали А. А. Пантелееву, первоначально были двухэтажными, но в 20 веке надстроены двумя-тремя  этажами. Дом №1, строение 1 сейчас занимает стоматологическая клиника, а строение 2 представляет собой офисное здание.

     Доходный дом А.А. Пантелеева, Олсуфьевский переулок, 1, строение 1.

     Доходный дом А. А. Пантелеева, Олсуфьевский переулок, 1, строение2.

Доходный дом А. А. Пантелеева, Олсуфьевский переулок, 2/4.

   

     Олсуфьевский переулок, 8 – доходный дом И. Т. Кузина, он первоначально также был двухэтажным. В 1908 году по проекту архитектора Г. П. Евланова надстраивается третьим этажом. В настоящее время здание занимает представительство Технического университета Уральской горно-металлургической компании (ТУ УГМК). Это негосударственное учебное заведение, открытое в 2013 году,  достаточно необычное для нашей страны – оно является единственным в России частным вузом, созданным на базе университетской кафедры и промышленного предприятия, и дающее высшее техническое образование.

     В 1890 году Клейн возводит по соседству собственный доходный дом (Олсуфьевский переулок, 6 на красной линии). Сейчас это жилой дом.

     На углу Петровки и Неглинной в конце 1890-ых по проекту Романа Ивановича строится доходный дом Депре с винным магазином на первом этаже. Камиль Филлип Депре попал в Россию в начале 19 века. Он служил в чине капитана в наполеоновских войсках. Во время Бородинского сражения был ранен и оказался в госпитале. Там он влюбился в сестру милосердия Анну Рисс, которая ухаживала за ним. Позднее Дерпе женится на Анне, которая, кстати, принадлежала к французскому купеческому роду, давно обосновавшемуся в России. Истинный француз, Камиль Дюпре решает заняться виноторговлей и открывает вместе с супругой винный магазин в своем доме на Петровке, 8. Магазин становится одним из самых популярных мест такого рода в Москве.

      К концу 19 века дом Депре сильно обветшал, наследники решают его снести и построить на его месте новое здание. Вот его-то и строит Клейн. Фасад здания архитектор выполняет в стиле эклектики. Но стилизатор Клейн остается верен себе — в декоре фасада он  использует элементы так называемого стиля времен французского короля Генрих IV.

      В начале 2000-х годов бывший дом Депре отреставрировали. Реставраторы восстановили многие элементы здания, в том числе и историческую вывеску «Товарищество виноторговли Н.Ф. Депре» на фасаде. Сейчас здание занимает медцентр Банка России.

   

     В это же время Роман Иванович строит еще один доходный дом для семейства Депре на Петровском бульваре, 17. Первоначально трехэтажное здание в 1932 году было надстроено по проекту архитектора Н. В. Гофман-Пылаева еще тремя этажами. Сейчас это жилой дом с офисами и магазинами на первом этаже.

   

     В списке строений, выполненных по проектам Р. И. Клейна, из Википедии есть еще один доходный дом, построенный 1890-ых годах. И хотя Википедия ссылается на книгу Нащокиной, здесь получилась явная несостыковка.  Речь идет о доходном доме Ефремова на Манежной улице. Увы, но такого доходного дома на Манежной улице нет. Есть доходный дом Г. В. Ефремова на Большой Полянке, 55, но построен этот дом  по проекту архитектора Вильгельма Альфредовича Ковальского (или все-таки Клейна?).  Сейчас здание занимает адвокатская контора.

     В 90-ых годах 19 века начинается сотрудничество Клейна с торговым домом «Мюр и Мерилиз». Архитектор строит для торгового дома магазин готового платья на Кузнецком мосту, 19. Владение на Кузнецком мосту известно с середины 18 века и принадлежало разным именитым людям государства. В 19 веке участком владел князь А. Г. Гагарин. В конце 19 века торговый дом «Мюр и Мерилиз» договаривается с князем Гагариным о постройке в его владении магазина готового платья. Строительство осуществляет Роман Иванович  Клейн при участии архитектора Виктора Александровича Коссова.  В центре фасада – огромное окно на два этажа, украшенное скульптурами грифонов, один из которых держит в своей лапе жезл Меркурия, и неким подобием корабельного растра. Кроме того фасад декорирован коринфскими полуколоннами, медальонами и другими лепными  деталями. Искусствоведы отмечают тяжеловесность  и перегруженность декора. Но как бы там ни было, здание стоит на Кузнецком мосту уже почти 130 лет и даже используется все эти годы по назначению – сейчас его первый этаж занимает торговый центр «Пассаж «Кузнецкий мост».

   

     В 1899 году Клейн выполняет еще один благотворительный заказ Павла Григорьевича Шелапутина – строительство комплекса зданий классической мужской гимназии №8 в Большом Трубецком переулке (ныне — переулок Хользунова), 14. Сейчас это здание занимает Главная военная прокуратура.

   

     В 1894 году происходит перестройка здания, принадлежавшего Московскому купеческому банку на Ильинке, 14. Здание было построено в начале 19 века по проекту Осипа Бове. В нем располагались доходный дом, магазины и товарные склады. В конце века его решили надстроить третьим этажом и изменить внутреннюю планировку и фасады. Руководил проектом Борис Викторович Фрейденберг при участии Клейна. Не знаю, что конкретно в этом проекте принадлежит Роману Ивановичу, но гид во время экскурсии по Ильинке, говорил, что Клейн разработал эклектический декор фасада, стилизованный под переходную эпоху от барочного к классическому стилю. Что ж, придется поверить гиду на слово.

    В конце 19 века Клейн проводит перестройку собственного особняка в Олсуфьевском переулке. Особняк расположен рядом с доходным домом Клейна. По сути это была небольшая усадьба, сам особняк отделял от улицы небольшой садик. Фасад скромного двухэтажного дома оформлен в стиле неоклассики. Садик, увы, не сохранился – на его месте можно видеть лишь цветник, да и сам дом  фактически представляет собой вновь отстроенное здание на старых фундаментах и в прежних объемах. Сейчас его занимает музей «Наша Эпоха», в экспозиции которого представлены материалы по истории царствования дома Романовых. Основная часть экспозиции посвящена последнему Российскому императору.

        В 1896 году Клейн приступает к осуществлению самого главного проекта своей жизни – строительству музея Изобразительных искусств на Волхонке. Но об этом я расскажу во второй части материала о творчестве Р. И. Клейна.

03.01.2017

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

РОМАН ИВАНОВИЧ КЛЕЙН-1 — 2 комментария

  1. Повествование Татьяны Васекиной о жизни и творчестве Романа Ивановича Клейна, выдающегося архитектора, в значительной степени повлиявшего на облик нашей столицы и не только столицы, того самого Клейна, который создал музей изящных искусств на Волхонке – приводит в тихое восхищение. Восхищаешься огромным талантом архитектора и, параллельно, масштабом затраченного труда и умения автора увидеть, рассказать и показать читателю красоту творений этого удивительного художника–градостроителя.
    Неспешный тёплый тон рассказа о старой Москве, расцвеченный великолепными фотографиями, любовь к городу, к своей земле – всё создаёт настроение и гордости, и грусти, и надежды. Гордость – какие в России мастера! Грусть – не всегда мы умеем сохранить эту красоту. Надежда – пока есть люди, умеющие увидеть и рассказать об этой красоте, она не исчезнет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *