РОМАН ИВАНОВИЧ КЛЕЙН-2

РОМАН ИВАНОВИЧ (РОБЕРТ ЮЛИУС) КЛЕЙН. Часть 2

     Начало 20 века – необычайно плодотворный период в творчестве Клейна. В период с 1900 по 1910 год по проектам архитектора или с его участием в Москве строится порядка 35-ти зданий. В это время заказы Клейна носят в основном общественный характер: учебные и медицинские учреждения, промышленные предприятия, магазины и торговые дома, студенческие общежития. О промышленных предприятиях, построенных по проектам Клейна, я расскажу в другой части своего повествования. А сейчас – рассказ о гражданских сооружениях.

     В 1900-ые годы Клейн продолжает выполнение благотворительных заказов П. Г. Шелапутина.  В 1903 году на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект, 15) строятся здания ремесленных училищ для мальчиков и девочек. В мужском училище готовили портных, сапожников и мастеров по изготовлению чемоданов. Училище для девочек готовило белошвеек, портних и горничных. В 1930-ые годы оба рядом стоящие здания были надстроены четвертым этажом и объединены в одно целое.

   

       Оба училища после их открытия были названы Павлом Григорьевичем Шелапутиным в честь своего рано умершего сына Григория. Сейчас это офисное здание.

     На средства Павла Григорьевича было построено и содержалось еще одно училище для мальчиков, названное в честь также рано трагически ушедшего из жизни сына Анатолия. Располагалось оно на Миусской площади и построено по проекту Р. И. Клейна.

      По решению городской думы в 1880 году строится  московское Промышленное училище в память 25-летия царствования императора Александра II. Уже после окончания этого строительства П. Г. Шелапутин добивается от городских властей разрешения на строительство на свободном месте Миусской площади еще одного училища. Строит его Роман Клейн. Училище было оборудовано на средства Павла Григорьевича по последнему слову тогдашней техники и готовило квалифицированных специалистов по техническим специальностям.

      После революции училища объединили в один химический техникум, а в 1920 году техникум был реорганизован в Московский химико-технологический институт (МХТИ) им.   Д. И. Менделеева. В 1992 г. институт становится университетом — РХТУ им. Д. И. Менделеева. Соответственно, объединили и все здания училищ – в 50-ые годы прошлого века построили главный корпус в стиле сталинского ампира и соединили его переходами со зданиями бывших училищ. Сейчас здание, построенное по проекту Клейна, занимает один из корпусов Менделеевки.

     В списке училищ, построенных Клейном на средства Шелапутина, есть еще один, так сказать, неопознанный объект — училище памяти Н. П. Боголепова (министра просвещения конца 19 века) в Покровском-Филях. Училище было построено на землях усадьбы Шелапутина в Филях. Никакого конкретного адреса я не нашла, следовательно, и фотографии тоже нет. Увы!

      В 1900-ые годы Роман Иванович строит общежития для студентов Московского университета на Большой Грузинской и для студентов медицинского факультета университета на Малой Пироговской.

     На Большой Грузинской для студентов университета было построено два корпуса общежитий – дом № 10 и 12. Общежитие в доме 12, построенное по проекту Константина Михайловича Быковского, не сохранилось – в 70-ые годы прошлого века его снесли и построили блочный жилой дом. А здание общежития в доме №10, спроектированное Клейном, к счастью, сохранилось. Его уже много лет занимает Институт физики Земли имени О. Ю. Шмидта РАН. Проход к зданию, естественно, закрыт, но получить представление о том, как выглядело университетское общежитие можно, заглянув через чугунную ограду со двора здания.

   

     А вот с общежитием на Малой Пироговской, 16 я толком так и не разобралась. Десятиэтажное здание выглядит уж очень современно, хотя на разных сайтах о нем пишут, как о доходном доме, построенном по индивидуальному проекту в начале 20 века, правда без указания авторства Клейна, и как об общежитии мединститута имени Сеченова, и как о первом «высотном» здании в Москве. Не понятно, что в нем сейчас – жилой дом или все-таки общежитие.

     А вот здание института для лечения онкологических заболеваний имени Морозовых при Московском университете на Малой Пироговской, 20 прекрасно сохранилось, практически без переделок. Основные средства на строительство института выделила Варвара Алексеевна Морозова. Мать Варвары Алексеевны, Авдотья Яковлевна Хлудова, умерла от рака, когда Варваре Алексеевне не было и десяти лет. Именно поэтому Морозова сразу откликнулась на предложение основать институт, призванный изучать эту болезнь и помогать больным. Позднее Варвара Алексеевна стала главным попечителем института, но средства на его строительство и дальнейшее функционирование выделили многие представители рода Морозовых, поэтому институт носил имя Морозовых. Для строительства Варвара Алексеевна пригласила Романа Ивановича, работой которого по строительству собственного особняка она осталась очень довольна.  Клейн построил здание с элементами псевдорусского стиля. Роман Иванович и работавший с ним инженер Иван Иванович Рерберг отказались от своего гонорара, что позволило на сэкономленные деньги построить и оснастить прекрасную лабораторию.

    Когда я говорила, что здание дошло до наших дней практически без изменений, я имела в виду, что изменения все-таки были. Первоначально полукруглую угловую часть здания венчал, как и в случае клиники Шелапутина, стеклянный купол. Под ним, так же, как и в шелапутинской клинике, располагалась светлая операционная. Увы, но сейчас угол здания «украшает» конус из непрозрачного кровельного материала.

     В настоящее время здание занимает Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского.

    Еще одно благотворительное заведение построено по проекту Клейна на Шаболовке, 33. Речь идет о бывшей богадельне московского дворянства им.      С. Д. Нечаева с домовой церковью архидиакона Стефана. Юрий Степанович Нечаев был скромным чиновником, когда неожиданно получил многомиллионное наследство от своего дяди — стекольного магната Ивана Сергеевича Мальцова. Юрий Степанович добавил к своей фамилии фамилию дяди и стал называться Нечаевым-Мальцовым. Бизнесом Нечаев-Мальцов не интересовался, а полученным наследством распорядился по-своему: тратил деньги на путешествия, меценатство и благотворительность. Он и его брат основали приют на Шаболовке в память об отце Степане Дмитриевиче Нечаеве, человеке незаурядном, в молодости близком к декабристам, занимавшем крупные посты в российской империи, любителе истории и литераторе.

 

      Клейн выстроил здание в стиле эклектики. Фасады украшены классическими коринфскими полуколоннами, барочными лепными растительными орнаментами, высокой крышей и поребриками в псевдорусском стиле.

   

     Сейчас в здании размещается Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

     Вместе с архитекторами Семеном Семеновичем Эйбуштицем и  Сергеем Константиновичем Родионовым Клейн принимает участи в строительстве Хоральной синагоги Московского еврейского общества в Большом Спасоглинищевском переулке, 10. Роман Иванович в основном занимался отделкой внутренних помещений, используя характерную для него стилизацию: архитектурные детали, перекликаясь с традициями западноевропейского зодчества, тем не менее, прямо связаны с иудаистскими символами.

      Фасад же здания выполнен в неоклассическом стиле.

     В 1900-ых годах Р. И. Клейн строит два знаковых для Москвы торговых дома. Убеждена, что они знакомы всем москвичам и, наверняка, всем гостям столицы. Вот только не все знают, что построены они по проектам Клейна. Речь идет о Средних торговых рядах на Красной площади и знаменитом ЦУМе.

    В конце 19 века московские городские власти решили упорядочить торговлю в центре города (что, впрочем, происходит и в настоящее время). Реконструкции должны были подвергнуться торговые ряды на Красной площади, устаревшие к тому времени и физически, и морально. Был объявлен конкурс проектов по строительству торговых рядов. Победил проект Александра Никаноровича Померанцева, вторую премию получил проект Романа Ивановича Клейна. По проекту Померанцева и  были построены Верхние торговые ряды, а по проекту Клейна – Средние.

      Клейн выстроил здание в форме каре на месте старых торговых рядов архитектора Бове. Оно расположилось по периметру целого квартала: Москворецкий проезд, улицы Варварка и Ильинка, Хрустальный переулок. Внутри каре размещались 4 отдельных небольших корпуса, снесенных во время реконструкции и реставрации в 2007 году. Под рядами были выкопаны большие подвалы с заездом со стороны Варварки. Попасть внутрь рядов можно было через три въезда: два из Хрустального переулка и один из Москворецкого проезда. В начале 20 века существовали планы надстройки четвёртого этажа, но они не были воплощены в жизнь. Техническое оснащение Средних торговых рядов было передовым для того времени: здесь было центральное отопление, вентиляция, грузовые лифты и даже собственная электростанция.

     Средние торговые ряды выдержаны в русском стиле и хорошо вписываются в ансамбль Красной площади, стилистически сочетаясь с Верхними торговыми рядами. Фасады украшают все характерные для этого стиля элементы: поребрики, гирьки и резные наличники в оформлении окон, полуколонны в стиле нарышкинского барокко, ширинки, кованные элементы декора кровли.

 

 

       В советское время в Средних торговых рядах размещались различные учреждения, в настоящее время идет реконструкция и реставрация зданий, длящаяся уже более десяти лет.

     Совсем иначе выглядит другое торговое заведение, построенное Клейном практически одновременно со Средними торговыми рядами. Великий стилизатор Клейн остался верен себе. Если Средние торговые ряды выполнены в русском стиле и предназначались для российских купцов, то здание торгового дома «Мюр и Мерилиз» на Петровке всем своим видом говорит о «заграничности» этого заведения. Торговую фирму «Мюр и Мерилиз» основали шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр, поселившись в России  в первой половине 19 века. В 1980-ых годах компаньоны перебрались из Петербурга в Москву, где развернули торговлю и производство готового платья, мебели и других товаров.

     Для одного из магазинов было куплено здание на углу Петровки, которое переделал под магазин Роман Иванович Клейн. В 1900 году магазин полностью сгорел, и владельцы торгового дома снова приглашают Клейна для строительства нового здания торгового дома. Архитектор стилистически решает здание в формах английской готики. Во многом это было новаторское здание. Оно построено из бетона на железном каркасе, выполненном по проекту знаменитого инженера Владимира Григорьевича Шухова. Легкая и прочная конструкция позволила Клейну сделать внутри здание очень светлым за счет обилия больших окон без использования контафорсов для укрепления стен. Магазин был новаторским и по своей оснащенности: в нем были предусмотрены комнаты отдыха, рестораны, справочная и диковинные для того времени электрические лифты. Владельцы торгового дома остались довольны, а вот москвичи еще долго ругали здание и считали его несуразным. Что ж, мы наблюдаем подобную реакцию на почти все новые дома и памятники, появляющиеся в столице, и в настоящее время.

 

   

     Элементы, характерные для готического декора, использованы архитектором в полной мере. Это и удлиненные окна, и нависающий выступ фасада, и профили карнизов и даже декоративная розетка.

     Со следующим торговым домом по списку из Векипедии снова случилось недоразумение. Википедия с ссылкой на М. В. Нащекину указывает, что в начале 20 века по проекту Клейна построен Торговый дои инженера М. Я. Масленникова и К0 в Фуркасовском переулке, 1. Но никакого даже подобия торгового дома на этом месте нет, а табличка на доме гласит, что это жилой дом общества «Динамо» с клубом и магазином, построенный в 1928 году архитектором И.А. Фоминым.

     В период с 1900 по 1910 год Клейн строит три особняка – особняк Высоцких, особняк Некрасова и особняк-галерею Жиро.

     Особняк чаепромышленников Высоцких построен Р. И. Клейном в 1900 году в Чудовом переулке (ныне Огородная слобода), 6. Архитектор соединил в декоре фасадов дома элементы средневекового замка и дворца эпохи Возрождения.

   

   

       Вплоть до революции особняк принадлежал Давиду Вульфовичу Высоцкому и его супруге Анне Борисовне, затем он, естественно, был национализирован и использовался как клубное помещение. В 1936—1962 годах здание занимал Московский городской дом Пионеров. После открытия нового комплекса зданий городского Дворца на Ленинских горах особняк занял районный Дворец пионеров и школьников имени Н. К. Крупской, ныне — Дворец творчества детей и молодежи ЦАО.

     В 1906 году Клейн строит для сибирского золотопромышленника Ивана Игнатьевича Некрасова особняк в Хлебном переулке, 20. Искусствоведы расходятся во мнении относительно стиля этого дома: эклектика, неоготика или модерн. На мой взгляд, это все-таки образец северного модерна.

 

   

     После революции особняк был национализирован. Много лет в особняке располагалась резиденция посла Испании, а с 2015 года здание занимает посольство Чили.

      Глядя на эти особняки, начинаешь понимать, что простые формы домов, построенных Клейном ранее, были, скорее всего, вызваны требованиями заказчиков, а не отсутствием творческой фантазии архитектора. Хотя такие упреки от искусствоведов иногда звучат до сих пор, особенно в сравнении с особняками, построенными Федором Шехтелем и Львом Кекушевым.

    В 1901 году Р. И. Клейн строит  особняк Жиро, известный также, как галерея Жиро. Клавдий Осипович (Клод-Мари) Жиро, обрусевший француз, владел шелкоткацкой фабрикой в Хамовниках. Жиро был страстным коллекционером живописи, поэтому особняк в неоклассическом стиле был не только жилым домом, но и картинной галереей. По мере увеличения коллекции Клейну пришлось перестраивать особняк, для того чтобы картинную галерею можно было разместить в отдельном флигеле, доступном для публики.

     После революции семейство Жиро покинуло Россию, коллекция живописи была национализирована, а картины розданы в провинциальные музеи. Была национализирована и сама фабрика. В особняке Жиро располагалась бухгалтерия и склад фабрики. Здание постепенно разрушалось. А в 1965 году сильно пострадало во время пожара. После вывода шелковой фабрики из города в 2000 году все здания фабрики, включая особняк Жиро подверглись реставрации и реконструкции. Особняк восстановили по старым чертежам, рисункам и фотографиям, включая росписи внутренних помещений. Сейчас это офисное здание в составе Делового квартала «Красная Роза 1875»

            В списке работ Р. И. Клейна есть еще перестройка дома во владении некоего                       А. Ф. Михайлова, которое также находилось на территории шекоткацкой фабрики Жиро или рядом с ней. По крайней мере, в качестве адреса указан Хамовнический переулок (улица Льва Толстого), 17, территория «Красной Розы». Увы, найти этот дом не удалось. Возможно, это он.

     И наконец, три доходных дома, построенных Клейном в период с 1900 по 1910 годы.

     Доходный дом на Первой Мещанской улице (Проспект Мира), 62 построен по проекту Клейна в 1905 году. Первоначально он был трехэтажным, но как и многие доходные дома позднее был достроен еще двумя этажами. Элементы декора в стиле модерн сохранились. Сейчас в нем располагается отделение Татфондбанка.

  

   

     Доходный дом Жиро построен по проекту Клейна в 1907 году на территории шелкоткацкой фабрики и предназначался для сдачи квартир внаем, прежде всего инженерно-техническому персоналу фабрики.

     В 1908 году Роман Иванович строит доходный дом Г. А. Кеппена на Мясницкой улице, 3. Густав Андреевич фон Кеппен в 1875 году основал товарищество «Орудия, машины и двигатели». Кроме того он был членом Учетного банка и Императорского технического общества. Доходный дом на Мясницкой, кроме сдачи квартир, предполагал размещение в нем контор и магазинов. Внешний вид дома достаточно скромный, с элементами декора в стиле модерн.

   

   

   Сейчас здание занимает Главное управление государственной экспертизы (ФГУ «Главгосэкспертиза России»).

      Как говорится – «продолжение следует». В третьей части материала о творчестве Р. И. Клейна я расскажу о том, что построил архитектор после 1910 года.

05.01.2017

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

РОМАН ИВАНОВИЧ КЛЕЙН-2 — 2 комментария

    • Будет еще две части моего рассказа о Клейне: один посвящен последним работам архитектора, а второй — промышленной архитектуре в исполнении Романа Ивановича

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *