РОМАН ИВАНОВИЧ КЛЕЙН-3

РОМАН ИВАНОВИЧ (РОБЕРТ ЮЛИУС) КЛЕЙН. Часть 3

     DSC_0707В 1912 году в Москве состоялось открытие музея изящных искусств. Это было знаменательное событие в жизни города и в жизни Романа Ивановича Клейна. Для архитектора оно знаменовало завершение 14-тилетнего напряженного труда.

     Идея создания музея изящных искусств в Москве возникала неоднократно в течение всего 19 века. Но дело не шло дальше разговоров, пока к реализации этой идеи не подключился Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, доктор римской словесности и известнейший историк искусства. Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.

     Главным жертвователем на строительство музея стал Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, тот самый на средства которого Клейном была построена богадельня на Шаболовке.

     Закладка музея состоялась в 1898 году. Одновременно с ней был объявлен публичный конкурс проектов. Всего на конкурс было представлено 19 проектов, 7 из них получили награды. Руководство стройкой было поручено Клейну, который разработал окончательный проект здания, взяв за основу работу архитектора-самоучки Петра Самойловича Бойцова. По мнению Романа Ивановича больше всего назначению сооружения соответствовал классический стиль, мотивы архитектуры афинского Акрополя. Правление Императорского Московского университета организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, в Египет и Грецию. Вернувшись из поездки, Клейн окончательно определился с выбором оформления фасадов будущего музея. Он взял за образец ионические портики храма Эрехтейона афинского Акрополя. Строительство музея так увлекло архитектора, что он лично спроектировал греческий и итальянский дворики, египетский и белый парадный залы. Стилизаторский талант Клейна при строительстве музея проявился в полной мере. Вот так здание музея выглядело в год открытия – язык не поворачивается сказать, что оно построено в неоклассическом стиле, настолько его архитектурный стиль близок к настоящей древнегреческой классике!

111_87n

     Роман Иванович руководил строительством и подбирал талантливых архитекторов, инженеров и художников для решения тех или иных задач. Так уникальные светопрозрачные перекрытия музея — разработка Владимира Григорьевича Шухова. Кроме него в строительстве принимали участие инженер Иван Иванович Рерберг, архитекторы Григорий Борисович Бахрин, Алексей Дмитриевич Чичагов, Мариан Марианович Перетяткович, над оформлением интерьеров работали художники Игнатий Игнатьевич Нивинский и Александр Яковлевич Головин, скульптор Гуго Робертович Залеман.

     Ну а теперь современные фотографии музея. За сто с лишним лет ели перед зданием выросли и закрывают фасад. Но, думаю, как выглядит главное здание музея изобразительных искусств имени Пушкина известно всем, ну или почти всем.

DSC_0710

DSC_0707

     DSC_0696Несколько слов об экспозиции музея. Почему-то большинство моих давних и случайных знакомых, посетителей выставок, убеждены, что вся экспозиция музея представлена копиями произведений искусства. Порой их трудно убедить в обратном. Но это не так. Конечно, музей задумывался, как хранилище гипсовых копий античных и средневековых скульптур. И хотя здание было почти готово к 1904 году, еще почти восемь лет для музея в зарубежных мастерских изготавливали гипсовые слепки и другие копии по формам, снятым непосредственно с оригиналов, шло оформление интерьеров и размещение экспонатов. Но даже в момент открытия в музее были не только античные копии: государство купило для музея коллекцию подлинных древностей российского египтолога Владимира Семеновича Голенищева. В 1920-ых годах в музей поступили произведения западноевропейской живописи из национализированных частных коллекций,  Румянцевского музея. Часть картин передана из Эрмитажа. Так что, естественно, Давид и греческие барельефы – это копии, а все остальное в экспозиции, начиная с древнеегипетских артефактов и заканчивая полотнами импрессионистов (их картины попали в музей после закрытия в Москве в 1948 году Государственного музея нового западного искусства) – подлинники. В Пушкинском музее есть даже настоящая картина моего любимого Боттичелли – «Благовещение». Она была передана в музей из Эрмитажа в 1930 году. Есть в Пушкинском музее еще одно полотно предположительно кисти Боттичелли. Это конфискованное у княгини Е.П. Мещерской тондо «Мадонна с младенцем». Сейчас картина хранится в запасниках музея и выставлялась 2014 году в рамках выставки «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо».

     Но продолжу рассказ о работах Романа Ивановича Клейна.

       В 1912 году заканчивается строительство еще одного знакового сооружения для Москвы и самого Клейна. Это Бородинский мост. На его месте существовал Драгомиловский мост, по которому после Бородинской битвы проходили сначала покидавшие Москву русские войска, а затем — войска Наполеона. Мост часто разрушался паводками, и в 1865 году на месте Драгомиловского моста был построен новый, который уже получил название Бородинского. С постройкой Брянского (ныне Киевского) вокзала возникла необходимость в постройке нового более широкого моста. Был объявлен конкурс, победу в котором одержал проект архитекторов Р. И. Клейна и А. Д. Чичагова и инженеров Н. И. Осколкова и М. И. Щекотова. В строительстве моста также приняли участие архитектор Григорий Борисович Бахрин и скульптор Артемий Лаврентьевич Обер.

     В память о войне 1812 года над мостовыми устоями со стороны Большой Драгомиловской улицы были оборудованы площадки с гранитными обелисками, на которых были выбиты имена героев войны с Наполеоном. Съезд со стороны Смоленской улицы украсили полукруглые колоннады.DSCN2726

     Позднее мост неоднократно перестраивался. Его расширяли, в 2000 году заменили несущие пролеты, изменили конструкцию несущих опор. Фактически от моста Клейна остались только  декоративные элементы – обелиски и портики-колоннады.

DSCN2729

     В 1912 году по проекту Р. И. Клейна строится доходный дом на Поварской улице, 22. Владелицами дома на паях были графиня Александра Александровна Милорадович и княгиня Екатерина Прокопьевна Мещерская. Первоначально здание было четырехэтажным, в советское время надстроено двумя этажами.  Два нижних этажа и углы дома украшены рустом, над входом помещен горельеф герба Милорадовичей. Фасад декорирован скульптурами бараньих голов под окнами второго этажа. Сейчас фасад же «декорирован» еще газовыми трубами, кондиционерами и спутниковыми антеннами.

     После революции все квартиры доходного дома были национализированы. Графиня Милорадович пережила расстрел троих сыновей, после чего эмигрировала в Европу. А Мещерских «уплотнили»: Екатерина Прокопьевна доживала свои дни в бывшей дворницкой. Сейчас в доме на Поварской располагаются элитные квартиры.

DSCN3402  

DSCN3406

     В 1913 году Клейн строит еще один доходный дом  — дом бесплатной лечебницы военных врачей для бедных в Мыльниковом переулке (ныне улица Жуковского), 2. Как и предыдущий дом два нижних этажа украшает рустовка, кроме того в декоре использованы  ионические полуколонны, эркеры и фризы. Сейчас это жилой дом.

DSC_0048

      Во втором десятилетии 20 века в творчестве Клейна явно просматривается стремление использовать классические элементы в оформлении зданий. В стиле неоклассицизма выполнены две последние гражданские постройки, которые успел осуществить Роман Иванович. На Чистопрудном бульваре, 19 во владениях Александра Павловича Гуськова в 1916 году Клейн строит здание синематографа «Колизей». А. П. Гуськов был богатым меховщиком и страстным любителем нового искусства — кино. Единственным условием, которое заказчик поставил перед Клейном, было оснащение будущего кинотеатра по самому последнему слову техники. Роман Иванович прекрасно справился с заказом. О высоких технических достоинствах зрительного зала крупнейшего в Москве кинотеатра говорит тот факт, что он использовался по прямому назначению без каких-либо переделок вплоть до 1970 года. А фасад в соответствии с античным названием синематографа архитектор оформил в стиле неоклассицизма, украсил его изящной полуротондой, которая скрадывала истинные размеры здания и органично вписывалась в архитектуру улицы.

DSC_0060

      С 1970 здание занимает театр «Современник».

     В неоклассическом стиле построено и здание минералогического музея при Московском университете.  В Википедии снова допущена опечатка. Само заведение почему-то названо Геологическим и Минералогическим институтом при Московском университете, а по указанному адресу (Моховая, 6) расположено совсем другое здание — главный дом с флигелями и службами князей Шаховских-Красильщиковых. Может быть путаница с названием вызвана тем, что  до 1953 года в здании размещался геологический факультет Московского университета с музеем, основу коллекции которого заложил еще Михаил Васильевич Ломоносов. На самом деле здание на Моховой, 11 теперь занимает Государственный геологический музей имени В. И. Вернадского РАН.

DSCN5073

     После революции Роман Иванович остался в России, продолжал выполнять различные проекты, которые так и не были реализованы – разоренной гражданской войной стране было не до строительства. Среди этих нереализованных проектов были жилые дома для рабочих Донбасса и Грознефти, цеха заводов, школы… Умер архитектор в 1924 году, похоронен на Введенском кладбище.

     Клейн спроектировал массу промышленных предприятий в столице. О них мы поговорим отдельно. А эту публикацию я хочу закончить рассказом о не московских постройках               архитектора,  которые мне удалось повидать самой во время путешествий.

     DSC00441Три постройки Клейна можно увидеть в городе Серпухове.    Прежде всего, особняк     А. В. Мараевой. Анна Васильевна Мараева была необыкновенной женщиной. Супруга серпуховского купца первой гильдии Мефодия Васильевича Мараева стала вдовой в 37 лет. К тому моменту у Анны Васильевны было восемь детей. Она смело взяла управление  многочисленной семьей и обширным ткацким производством в свои руки. Переход к управлению производством прошел непросто. Сначала местное купечество, не веря в предпринимательские способности женщины, пыталось уговорить вдову снова выйти замуж. На что приверженка старообрядчества Анна Васильевна неизменно отвечала, что с божьей помощью она справится, повторное замужество противоречит ее религиозным убеждениям, так как бог уготовил ей судьбу вдовицы. Потом началась многолетняя тяжба  между Анной Васильевной и двоюродным братом ее покойного мужа Ф. Ф. Мараевым, который пытался доказать незаконность наследования, так как брак был заключен по беспоповскому обряду и венчания как такового не было. Но Анна Васильевна выиграла дело. Она не только не разорилась, но и приумножила состояние своего покойного мужа.

DSC00440

     Мараева была щедрым благотворителем. Для работниц ситцевых фабрик она построила больницу, ясли, дешевые столовые. Щедро жертвовала деньги на нужды московской старообрядческой общины в Преображенском. Она собрала большую коллекцию старинных книг, икон и предметов искусства. Так что дом, который построил для нее 1912 году Клейн, предназначался не только для проживания в нем, но и для хранения обширной коллекции. В своем завещании Анна Васильевна особо отметила, что дом и вся коллекция после ее кончины должна отойти городу. В 1918 году всё имущество Мараевых было национализировано. Изначально произведения искусства планировалось использовать в качестве премиального фонда для передовиков ситценабивной фабрики. Но в сентябре того же года  серпуховские власти получили директиву Наркомата просвещения с требованием принять меры по сохранению коллекции. В конце 1920 года в бывшем особняке Мараевой был открыт Серпуховский Музей старины и искусства.

DSC00434

     По проектам Клейна в Серпухове построены два храма: церковь Всех Святых в Высоцком монастыре и храм Спаса Нерукотворного на Занарском кладбище. Оба Храма построены в период с 1893 по 1896 год. Фотографии Всесвятской церкви у меня нет – настоятель не благословляет фотосъемку на территории монастыря. DSC00453А вот фотография Спасской церкви предлагаю вашему вниманию.

     Храм построен на средства серпуховского купца Василия Фёдоровича Астапова. В советское время храм был закрыт, лишился шатра и главок. Его использовали под рыбный склад с коптильней. Вокруг храма построено огромное количество гаражей. Из интерьера сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи 2 половины XIX века. В настоящее время храм восстанавливается.

     В 1893 году Клейн строит трапезную в Казанской Амвросиевской пустыни в Шамордино. Здание, как впрочем, и другие постройки монастыря, выполнено в русском стиле.

DSC00643

     В 1916 году Роман Иванович в усадьбе Архангельское возводит храм-усыпальницу Юсуповых. Работа выполнена при участии архитекторов Алексея Дмитриевича Чичагова и Григория Борисовича Бахрина,  интерьеры отделаны художником Игнатием Игнатьевичем Нивинским. Усыпальница имеет строгие классические формы, напоминающие очертания воронихинского Казанского собора в Санкт-Петербурге, и представляет образец изысканного вкуса и изящества.

DSC07668

      Совсем недавно, в мае 2016 года, городские власти увековечили имя архитектора на карте Москвы. Безымянный сквер в Хамовниках между Большой и Малой Пироговскими улицами теперь называется аллея Архитектора Клейна. Что ж, по-моему, это верное решение. Недалеко он жил и по его проектам в Хамовниках построено порядка 15-ти зданий.

08.01.2017

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *