РОМАН ИВАНОВИЧ (РОБЕРТ ЮЛИУС) КЛЕЙН. Часть 3
В 1912 году в Москве состоялось открытие музея изящных искусств. Это было знаменательное событие в жизни города и в жизни Романа Ивановича Клейна. Для архитектора оно знаменовало завершение 14-тилетнего напряженного труда.
Идея создания музея изящных искусств в Москве возникала неоднократно в течение всего 19 века. Но дело не шло дальше разговоров, пока к реализации этой идеи не подключился Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, доктор римской словесности и известнейший историк искусства. Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.
Главным жертвователем на строительство музея стал Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, тот самый на средства которого Клейном была построена богадельня на Шаболовке.
Закладка музея состоялась в 1898 году. Одновременно с ней был объявлен публичный конкурс проектов. Всего на конкурс было представлено 19 проектов, 7 из них получили награды. Руководство стройкой было поручено Клейну, который разработал окончательный проект здания, взяв за основу работу архитектора-самоучки Петра Самойловича Бойцова. По мнению Романа Ивановича больше всего назначению сооружения соответствовал классический стиль, мотивы архитектуры афинского Акрополя. Правление Императорского Московского университета организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, в Египет и Грецию. Вернувшись из поездки, Клейн окончательно определился с выбором оформления фасадов будущего музея. Он взял за образец ионические портики храма Эрехтейона афинского Акрополя. Строительство музея так увлекло архитектора, что он лично спроектировал греческий и итальянский дворики, египетский и белый парадный залы. Стилизаторский талант Клейна при строительстве музея проявился в полной мере. Вот так здание музея выглядело в год открытия – язык не поворачивается сказать, что оно построено в неоклассическом стиле, настолько его архитектурный стиль близок к настоящей древнегреческой классике!
Роман Иванович руководил строительством и подбирал талантливых архитекторов, инженеров и художников для решения тех или иных задач. Так уникальные светопрозрачные перекрытия музея — разработка Владимира Григорьевича Шухова. Кроме него в строительстве принимали участие инженер Иван Иванович Рерберг, архитекторы Григорий Борисович Бахрин, Алексей Дмитриевич Чичагов, Мариан Марианович Перетяткович, над оформлением интерьеров работали художники Игнатий Игнатьевич Нивинский и Александр Яковлевич Головин, скульптор Гуго Робертович Залеман.
Ну а теперь современные фотографии музея. За сто с лишним лет ели перед зданием выросли и закрывают фасад. Но, думаю, как выглядит главное здание музея изобразительных искусств имени Пушкина известно всем, ну или почти всем.
Несколько слов об экспозиции музея. Почему-то большинство моих давних и случайных знакомых, посетителей выставок, убеждены, что вся экспозиция музея представлена копиями произведений искусства. Порой их трудно убедить в обратном. Но это не так. Конечно, музей задумывался, как хранилище гипсовых копий античных и средневековых скульптур. И хотя здание было почти готово к 1904 году, еще почти восемь лет для музея в зарубежных мастерских изготавливали гипсовые слепки и другие копии по формам, снятым непосредственно с оригиналов, шло оформление интерьеров и размещение экспонатов. Но даже в момент открытия в музее были не только античные копии: государство купило для музея коллекцию подлинных древностей российского египтолога Владимира Семеновича Голенищева. В 1920-ых годах в музей поступили произведения западноевропейской живописи из национализированных частных коллекций, Румянцевского музея. Часть картин передана из Эрмитажа. Так что, естественно, Давид и греческие барельефы – это копии, а все остальное в экспозиции, начиная с древнеегипетских артефактов и заканчивая полотнами импрессионистов (их картины попали в музей после закрытия в Москве в 1948 году Государственного музея нового западного искусства) – подлинники. В Пушкинском музее есть даже настоящая картина моего любимого Боттичелли – «Благовещение». Она была передана в музей из Эрмитажа в 1930 году. Есть в Пушкинском музее еще одно полотно предположительно кисти Боттичелли. Это конфискованное у княгини Е.П. Мещерской тондо «Мадонна с младенцем». Сейчас картина хранится в запасниках музея и выставлялась 2014 году в рамках выставки «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо».
Но продолжу рассказ о работах Романа Ивановича Клейна.
В 1912 году заканчивается строительство еще одного знакового сооружения для Москвы и самого Клейна. Это Бородинский мост. На его месте существовал Драгомиловский мост, по которому после Бородинской битвы проходили сначала покидавшие Москву русские войска, а затем — войска Наполеона. Мост часто разрушался паводками, и в 1865 году на месте Драгомиловского моста был построен новый, который уже получил название Бородинского. С постройкой Брянского (ныне Киевского) вокзала возникла необходимость в постройке нового более широкого моста. Был объявлен конкурс, победу в котором одержал проект архитекторов Р. И. Клейна и А. Д. Чичагова и инженеров Н. И. Осколкова и М. И. Щекотова. В строительстве моста также приняли участие архитектор Григорий Борисович Бахрин и скульптор Артемий Лаврентьевич Обер.
В память о войне 1812 года над мостовыми устоями со стороны Большой Драгомиловской улицы были оборудованы площадки с гранитными обелисками, на которых были выбиты имена героев войны с Наполеоном. Съезд со стороны Смоленской улицы украсили полукруглые колоннады.
Позднее мост неоднократно перестраивался. Его расширяли, в 2000 году заменили несущие пролеты, изменили конструкцию несущих опор. Фактически от моста Клейна остались только декоративные элементы – обелиски и портики-колоннады.
В 1912 году по проекту Р. И. Клейна строится доходный дом на Поварской улице, 22. Владелицами дома на паях были графиня Александра Александровна Милорадович и княгиня Екатерина Прокопьевна Мещерская. Первоначально здание было четырехэтажным, в советское время надстроено двумя этажами. Два нижних этажа и углы дома украшены рустом, над входом помещен горельеф герба Милорадовичей. Фасад декорирован скульптурами бараньих голов под окнами второго этажа. Сейчас фасад же «декорирован» еще газовыми трубами, кондиционерами и спутниковыми антеннами.
После революции все квартиры доходного дома были национализированы. Графиня Милорадович пережила расстрел троих сыновей, после чего эмигрировала в Европу. А Мещерских «уплотнили»: Екатерина Прокопьевна доживала свои дни в бывшей дворницкой. Сейчас в доме на Поварской располагаются элитные квартиры.
В 1913 году Клейн строит еще один доходный дом — дом бесплатной лечебницы военных врачей для бедных в Мыльниковом переулке (ныне улица Жуковского), 2. Как и предыдущий дом два нижних этажа украшает рустовка, кроме того в декоре использованы ионические полуколонны, эркеры и фризы. Сейчас это жилой дом.
Во втором десятилетии 20 века в творчестве Клейна явно просматривается стремление использовать классические элементы в оформлении зданий. В стиле неоклассицизма выполнены две последние гражданские постройки, которые успел осуществить Роман Иванович. На Чистопрудном бульваре, 19 во владениях Александра Павловича Гуськова в 1916 году Клейн строит здание синематографа «Колизей». А. П. Гуськов был богатым меховщиком и страстным любителем нового искусства — кино. Единственным условием, которое заказчик поставил перед Клейном, было оснащение будущего кинотеатра по самому последнему слову техники. Роман Иванович прекрасно справился с заказом. О высоких технических достоинствах зрительного зала крупнейшего в Москве кинотеатра говорит тот факт, что он использовался по прямому назначению без каких-либо переделок вплоть до 1970 года. А фасад в соответствии с античным названием синематографа архитектор оформил в стиле неоклассицизма, украсил его изящной полуротондой, которая скрадывала истинные размеры здания и органично вписывалась в архитектуру улицы.
С 1970 здание занимает театр «Современник».
В неоклассическом стиле построено и здание минералогического музея при Московском университете. В Википедии снова допущена опечатка. Само заведение почему-то названо Геологическим и Минералогическим институтом при Московском университете, а по указанному адресу (Моховая, 6) расположено совсем другое здание — главный дом с флигелями и службами князей Шаховских-Красильщиковых. Может быть путаница с названием вызвана тем, что до 1953 года в здании размещался геологический факультет Московского университета с музеем, основу коллекции которого заложил еще Михаил Васильевич Ломоносов. На самом деле здание на Моховой, 11 теперь занимает Государственный геологический музей имени В. И. Вернадского РАН.
После революции Роман Иванович остался в России, продолжал выполнять различные проекты, которые так и не были реализованы – разоренной гражданской войной стране было не до строительства. Среди этих нереализованных проектов были жилые дома для рабочих Донбасса и Грознефти, цеха заводов, школы… Умер архитектор в 1924 году, похоронен на Введенском кладбище.
Клейн спроектировал массу промышленных предприятий в столице. О них мы поговорим отдельно. А эту публикацию я хочу закончить рассказом о не московских постройках архитектора, которые мне удалось повидать самой во время путешествий.
Три постройки Клейна можно увидеть в городе Серпухове. Прежде всего, особняк А. В. Мараевой. Анна Васильевна Мараева была необыкновенной женщиной. Супруга серпуховского купца первой гильдии Мефодия Васильевича Мараева стала вдовой в 37 лет. К тому моменту у Анны Васильевны было восемь детей. Она смело взяла управление многочисленной семьей и обширным ткацким производством в свои руки. Переход к управлению производством прошел непросто. Сначала местное купечество, не веря в предпринимательские способности женщины, пыталось уговорить вдову снова выйти замуж. На что приверженка старообрядчества Анна Васильевна неизменно отвечала, что с божьей помощью она справится, повторное замужество противоречит ее религиозным убеждениям, так как бог уготовил ей судьбу вдовицы. Потом началась многолетняя тяжба между Анной Васильевной и двоюродным братом ее покойного мужа Ф. Ф. Мараевым, который пытался доказать незаконность наследования, так как брак был заключен по беспоповскому обряду и венчания как такового не было. Но Анна Васильевна выиграла дело. Она не только не разорилась, но и приумножила состояние своего покойного мужа.
Мараева была щедрым благотворителем. Для работниц ситцевых фабрик она построила больницу, ясли, дешевые столовые. Щедро жертвовала деньги на нужды московской старообрядческой общины в Преображенском. Она собрала большую коллекцию старинных книг, икон и предметов искусства. Так что дом, который построил для нее 1912 году Клейн, предназначался не только для проживания в нем, но и для хранения обширной коллекции. В своем завещании Анна Васильевна особо отметила, что дом и вся коллекция после ее кончины должна отойти городу. В 1918 году всё имущество Мараевых было национализировано. Изначально произведения искусства планировалось использовать в качестве премиального фонда для передовиков ситценабивной фабрики. Но в сентябре того же года серпуховские власти получили директиву Наркомата просвещения с требованием принять меры по сохранению коллекции. В конце 1920 года в бывшем особняке Мараевой был открыт Серпуховский Музей старины и искусства.
По проектам Клейна в Серпухове построены два храма: церковь Всех Святых в Высоцком монастыре и храм Спаса Нерукотворного на Занарском кладбище. Оба Храма построены в период с 1893 по 1896 год. Фотографии Всесвятской церкви у меня нет – настоятель не благословляет фотосъемку на территории монастыря. А вот фотография Спасской церкви предлагаю вашему вниманию.
Храм построен на средства серпуховского купца Василия Фёдоровича Астапова. В советское время храм был закрыт, лишился шатра и главок. Его использовали под рыбный склад с коптильней. Вокруг храма построено огромное количество гаражей. Из интерьера сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи 2 половины XIX века. В настоящее время храм восстанавливается.
В 1893 году Клейн строит трапезную в Казанской Амвросиевской пустыни в Шамордино. Здание, как впрочем, и другие постройки монастыря, выполнено в русском стиле.
В 1916 году Роман Иванович в усадьбе Архангельское возводит храм-усыпальницу Юсуповых. Работа выполнена при участии архитекторов Алексея Дмитриевича Чичагова и Григория Борисовича Бахрина, интерьеры отделаны художником Игнатием Игнатьевичем Нивинским. Усыпальница имеет строгие классические формы, напоминающие очертания воронихинского Казанского собора в Санкт-Петербурге, и представляет образец изысканного вкуса и изящества.
Совсем недавно, в мае 2016 года, городские власти увековечили имя архитектора на карте Москвы. Безымянный сквер в Хамовниках между Большой и Малой Пироговскими улицами теперь называется аллея Архитектора Клейна. Что ж, по-моему, это верное решение. Недалеко он жил и по его проектам в Хамовниках построено порядка 15-ти зданий.
08.01.2017