РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. Часть 1. ДОМ ПАШКОВА
Монументальное здание со строгими черными колоннами на углу Воздвиженки и Моховой наверняка известно всем. Это здание Российской государственной библиотеки, которая много лет называлась Государственной библиотекой СССР имени В. И. Ленина. Знаменитая Ленинка, самая крупная библиотека страны, в фондах которой содержится порядка 130-ти миллионов единиц хранения. РГБ не только самая крупная в стране, но и одна из крупнейших в мире. По объему фондов она занимает третье место в мире, уступая лишь Британской национальной библиотеке и библиотеке Конгресса США.
А история её началась задолго до строительства здания на Воздвиженке и того времени, когда библиотеку стали называть Ленинкой. Прошу прощения у читателей, но иногда я буду называть РГБ именно так: мне, студентке и аспирантке 1970-ых – 1980-ых годов, такое название привычно. Оно вызывает ностальгические чувства о молодости и желании получить как можно больше знаний в тишине её читальных залов, о мечтах сделать какое-то важное открытие в будущем. Надеюсь, что мои читатели меня простят.
История библиотеки началась с коллекции книг Румянцевского музея, а поскольку в этом рассказе речь идет об архитектуре, то и ещё раньше – со строительства дома Пашкова, который занимал определённое время этот музей.
Красавец дом-дворец на Ваганьковском холме был предположительно построен Василием Баженовым в 1784–1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, разбогатевшего на винных откупах. Как я уже писала в статье о Баженове http://www.peshkompomoskve.ru/bazhenov/ практически не сохранилось чертежей архитектора и других документально подтвержденных фактов его причастности к строительству тех или иных зданий.
«Пока я готовила материал о Баженове, меня постоянно преследовала мысль о парадоксальности высказываний о его творчестве. Почти все, что он построил в Москве, сопровождается примерно одним и тем же комментарием: авторство архитектора предположительно, т. к. документальные подтверждения не сохранились, но в работе прослеживается баженовский стиль. Парадокс – здание построено неизвестно кем, но стиль Баженова, который достоверно ничего, или почти ничего не построил, есть.»
В статье о Баженове я достаточно подробно рассказала о доме Пашкова. Поэтому сейчас буду краткой.
Из архитектурных особенностей отмечу только одну, о которой я не упомянула в статье о Баженове. Парадный вход в здание архитектор расположил в Староваганьковском переулке, потому что со стороны Моховой улицы из‑за крутого подъёма на холм было сложно подъехать карете. В Староваганьковском переулке находятся и парадные ворота, оформленные в едином стиле с домом.
Пройдем через эти ворота и войдем через парадный вход в здание, чтобы познакомиться с интерьерами. А пока еще немного истории.
Пашков прожил в доме всего несколько лет. По легенде строительство обошлось Петру Егоровичу в кругленькую сумму, не помогли даже приличные деньги, которые он получал от винного откупа. Пашков был практически разорен, а отделка дома не завершена. Но опять же все без документального подтверждения. Не сохранилось никаких описаний интерьеров дома Пашкова. Но даже, если бы они и были, то вряд ли нам сейчас помогли бы. У Пашкова не было прямых наследников, и пару десятилетий после смерти владельца дом пустовал, а троюродный брат Пашкова Александр Ильич, получивший дом по завещанию, предпочитал жить во «втором доме Пашкова» на Моховой, который ныне занимает журфак МГУ. Возможно причина была в том, что особняк-дворец так и не был полностью отделан внутри. В пожаре 1812 года дом сильно пострадал, и ещё много лет стоял практически заброшенным пока в 1839 году не был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского университета. После ремонта и перестройки в 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Благородного пансиона при Университете. В 1852 году институт был преобразован в 4-ую городскую гимназию.
В 1861 году здание после еще одной глобальной перестройки было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
Настала пора сказать несколько слов о коллекции государственного канцлера Николая Петровича Румянцева. Практически на протяжении всей своей жизни Румянцев собирал живопись, скульптуру, предметы прикладного искусства, старинные монеты. Но особой страстью Николая Петровича были книги, причем преимущественно книги старинные, древние рукописи, первые печатные издания. Граф Н. П. Румянцев не был женат, и всё своё имущество завещал младшему брату, Сергею Петровичу Румянцеву. Всё, кроме коллекции, которую по завещанию надо было «предоставить на общую пользу». В 1826 году коллекция была передана Сергеем Петровичем Министерству народного просвещения.
В 1831 году в особняке Румянцева на Английской набережной в Петербурге был открыт музей, который просуществовал до 1861 года. Все эти годы музей не пользовался особой популярностью и фактически влачил убогое существование.
В 1861 году попечитель московского учебного округа Николай Васильевич Исаков обратился с прошением о переводе коллекции в Москву, прежде всего для создания публичной библиотеки. Вскоре коллекция графа Румянцева перебралась в Москву в дом Пашкова. В Москве и музей, и библиотека, как говорится, пришлись ко двору и стали очень популярными среди москвичей. Музей работал четыре дня в неделю, билет стоил десять копеек. Посещение библиотеки, а по воскресеньям и музея было бесплатным. Периодически коллекция музея пополнялась экспонатами частных коллекций.
Сейчас в доме Пашкова можно увидеть мемориальные доски, посвященные Николаю Петровичу Румянцеву и его дару: современную перед лестницей на второй этаж, и историческую в переходе к правому крылу.
В 1921 году, в связи с поступлением в музей реквизированных новыми властями более 400 личных библиотек, отделы музея, кроме библиотеки, были выведены из Пашкова дома. Картины западноевропейских художников, включая полотна Рембрандта, были переданы в Пушкинский музей, собрание отечественной живописи — в Третьяковку, а экспонаты так называемого Дашковского музея, где хранились этнографические коллекции русских путешественников — в Музей народов СССР и Кунсткамеру. В 1924 году здание музея и его библиотека были переданы созданной на её основе Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина.
Но кое-какие экспонаты Румянцевского музей сохранились в доме Пашкова до сих пор. Например, каменные вазы…
… бронзовая скульптура «Саломея» Екатерины Ивановны Беклемишевой, авторская копия скульптуры Пьетро Маньи «Читающая девушка», бронзовая скульптура Марка Матвеевича Антокольского «Спиноза».
А теперь предлагаю посмотреть на интерьеры дома Пашкова. Многие из них сохранились с того времени, когда в нем располагался Румянцевский музей, а некоторые были оформлены уже в советское время. Поднимемся по классической лестнице и войдем в большой зал, который в годы моего студенчества называли бальной залой. Иногда этот зал называют так и сейчас.
Увы, но вероятнее всего, этот зал никогда не был бальным. Может быть Пашков и планировал это просторное центральное помещение, как бальный зал, но, повторюсь, никакого документального подтверждения внутреннего устройства особняка нет, тем более, что двухсветным это помещение стало после очередной перестройки в 1915 году.
Во времена Румянцевского музея в зале находилась именно библиотека, и пока не было построено новое здание здесь, располагался читальный зал. Во времена моего студенчества это был читальный зал диссертационного фонда. Правда тогда стены были окрашены в голубой цвет.
Зал богато украшен лепниной и в целом оформлен в классическом стиле: кессонированные потолки, характерные балясины балконов, колонны тосканского и фантазийного орденов.
В 1988 году дом Пашкова закрыли для проведения реставрации, диссертационный фонд был переведен в филиал библиотеки в Химках. Реставрация длилась почти 20 лет. Городские власти планировали не возвращать дом Пашкова Ленинке и использовать его для других целей, например, как дом приемов мэрии Москвы.
Во время реставрации был изменен цвет стен, обновлен паркет, во всем здании появились стилизованные светильники: люстры и бра.
Реставрация завершилась в 2007 году, для дома приемов мэрии выделили Петровский путевой дворец http://www.peshkompomoskve.ru/petrovsky_putevoi_dvorets/ , а дом Пашкова всё-таки вернули Ленинке. Здесь разместились три отдела библиотеки: редких книг и рукописей, картографии и нотных изданий. А «бальная зала» осталась представительским помещением — местом проведения выставок, конференций и других мероприятий.
Покидая «бальную залу» полюбуемся видами на Кремль, которые открываются из окон этого помещения.
Галереи соединяют главный объем здания с боковыми крыльями, в которых расположены фонды и читальные залы.
На первом этаже правого крыла располагается каталог и читальный зал отдела рукописей, так называемый Румянцевский зал. Этот читальный зал украшен двумя живописными портретами. Один из них — портрет графа Николая Петровича Румянцева, именем которого назван зал. Это копия работы английского художника Джорджа Доу 1828 года, выполненная современным художником Анатолием Сергеевичем Патерило в 2014 году. Подлинник, который хранился в коллекции Румянцева. сейчас находится Пушкинском музее. Второй расположен над входом в читальный зал. Это портрет дедушки Николая Петровича — Александра Ивановича Румянцева — работы Владимира Лукича Боровиковского 1811 года.
В зале сохранились предметы мебели времен Румянцевского музея: столики, витрины, книжные шкафы. В каталожном зале есть так называемый Пушкинский шкаф. Это одностворчатый деревянный книжный шкаф второй трети 19 века, в котором хранились рукописи Александра Сергеевича Пушкина, переданные его сыном Александром Александровичем в Румянцевский музей в 1880 году. В 1930-ых годах все рукописи Пушкина были переданы в Пушкинский дом. Среди художественных произведений, находящихся в этом читальном зале, кроме скульптуры Спинозы, о которой я писала выше, можно отметить репродукции картин художника Леонида Осиповича Пастернака — «Портрет трёх философов» (Льва Николаевича Толстого, Николая Фёдоровича Фёдорова и Владимира Сергеевича Соловьёва) и портрет Николая Фёдоровича Фёдорова.
В Румянцевском зале 50 мест, фонды отдела рукописей насчитывают более 730 тысяч единиц хранения. По периметру зала располагается подсобный фонд отдела, который насчитывает более 26 тысяч книг и научных журналов на русском и иностранных языках 18-21-ых веков по истории, литературоведению, языкознанию, богословию, философии, книговедению и искусству.
В левом крыле располагаются читальный зал отдела картографических изданий (количество мест — 15) и читальные залы отдела нотных изданий и звукозаписей (количество мест — 49).
Фонды картографических изданий насчитывают более 157 тысячи единиц хранения, включая карты и атласы коллекции Румянцева, которых насчитывалось около 500 единиц. Некоторые старинные карты представлены в витринах читального зала.
В зале нотных изданий и звукозаписей можно ознакомиться с нотами с середины 16 века по настоящее время (около 384,4 тысячи единиц хранения) и звукозаписями, начиная с начала 20 века по настоящее время (около 35 тысяч единиц хранения).
И в правом, и в левом крыле сохранились чугунные лестницы, которые вероятнее всего изготовлены в Касли во второй половине 19 века, когда дом Пашкова занимала 4-ая городская гимназия. Лестницы имеют немного разную форму, но в целом выполнены в едином стиле.
В 20 веке время шло, ускоряясь с каждым годом. Быстрыми темпами росли фонды Ленинки. Дом Пашкова уже не мог вмещать все книги, а читальные залы – всех желающих ознакомиться с ними. В конце 1920-ых годов начались работы по подготовке строительства нового здания Ленинской библиотеки по проекту В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха. Постепенно главная библиотека страны приобрела привычный нам вид. Но об этом мы поговорим во второй части рассказа о Российской государственной библиотеке.
30.11.2024