РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. Часть 2
В 20-ых годах прошлого века количество печатных изданий Ленинской библиотеки, которая стала так именоваться с 1924 года, неуклонно росло. Кроме коллекции книг Румянцевского музея, состоящей из книг собственно коллекции графа Румянцева и других пожертвований, в библиотеку влились реквизированные частные собрания, поступали свежие печатные издания. С 1921 года в соответствии с постановлением Совнаркома библиотека ведёт работу по комплектованию иностранной литературой и прежде всего иностранными периодическими изданиями, а с 1922 года законодательно было закреплено правило, согласно которому в библиотеку в обязательном порядке поступали два экземпляра всех печатных изданий, вышедших на территории СССР. Росло количество переводов с иностранных языков, в том числе с языков народов СССР.
Короче фонды росли, а места в доме Пашкова, в котором располагалась библиотека, катастрофически не хватало.
В декабре 1927 году Московское архитектурное общество организовало открытый конкурс на разработку проекта Государственной библиотеки. На рассмотрение жюри было представлено 14 работ. Первая премия была присуждена проекту Дмитрия Сергеевича Маркова и Даниила Фёдоровича Фридмана. В то же время Правление библиотеки обратилось к ведущим архитекторам — A. В. Щусеву, В. А. Щуко, братьям Весниным, И. И. Рербергу с предложением подготовить свои проекты.
Ни один из предложенных проектов не удовлетворил заказчика, т. к. не отвечал в полной мере поставленной задаче. Вскоре был объявлен второй тур конкурса, к участию в котором были допущены четыре соискателя: победители открытого тура Д. С. Марков и Д. Ф. Фридман и три приглашённых архитектора — А. В. Щусев, B. А. Щуко и братья Веснины. Лучшим был признан проект Владимира Алексеевича Щуко.
Владимир Алексеевич Щуко много и успешно работал в Петербурге – Ленинграде, Киеве, Сочи, других южных городах. И в Москве. Часто работал в соавторстве с Владимиром Георгиевичем Гельфрейхом, которого пригласил к реализации проекта нового здания Государственной библиотеки. Для неё было выделено место рядом с домом Пашкова на углу улиц Моховая и Коминтерна. Эти улицы несколько раз меняли свои названия. С 1961 и по 1990 годы это были проспект Маркса и проспект Калинина, а сейчас носят свои исторические названия: Моховая и Воздвиженка.
История этого места просматривается со времен Ивана Грозного, когда здесь располагалась одна из резиденций царя. Потом участком владели Нарышкины, а в 1874 году по проекту Карла Реймерса старые владения Нарышкиных были перестроены в древнерусском стиле. Получившийся комплекс зданий был передан архиву министерства иностранных дел Российской Империи. Здания архива простояли до конца 1920-ых годов, когда их снесли, освободив место для грандиозной стройки Государственной библиотеки.
Проект Щуко и Гельфрейха был принят к реализации с условием обязательной доработки. Изначально он имел конструктивистскую стилистику, но в результате многочисленных доработок постепенно изменяясь в соответствии с требованиями заказчика, конструктивистская стилистика была практически утрачена. Исправления в проект вносились вплоть до начала строительства в 1928 году, а отдельные – и во время строительства.
Строительство библиотеки было не только одним из самых дорогих проектов своего времени, но и одним из самых долгих. Этот советский долгострой был сдан в эксплуатацию перед самым началом войны — лишь в июне 1941 года. Владимир Алексеевич Щуко к тому времени уже скончался. Отделочные работы и заполнение фондохранилищ из-за войны было отложено на несколько лет. Фактически полностью строительство комплекса библиотеки, включая внутреннюю отделку, было завершено только в 1960 году.
Так в результате появилось эклектичное здание с фасадами тяготеющими к конструктивизму и интерьерами в стилистике сталинского ампира.
Здание состоит из шести корпусов, соединённых переходами, образующих систему дворов. Угловой акцент объёмно-планировочной композиции библиотеки обусловлен размещением здания на пересечении центральных улиц столицы. Парадный, главный вход в библиотеку оформлен в виде террас, приподнятых над уровнем прилегающих улиц. Он создаёт ощущение торжественности и простора. Главный вход акцентирован стройным портиком с квадратными в сечении колоннами, облицованными черным гранитом.
В целом декор фасадов строгий, включающий чёткие линии конструктивизма (ряды лопаток с большими окнами между ними) и классицизма, отсылающего нас во времени к Древнего Рима с его храмами (стройные колоннады, облицованные серой магматической породой габбро).
Несмотря на внешнюю строгость фасадов, на них можно увидеть немало декоративных элементов, в основном скульптурных: скульптуры на крыше, медальоны с советской символикой, двухрядный скульптурный фриз над главным входом с тематикой прославления человека труда …
…и бронзовыми горельефными портретами писателей и ученых на уровне межэтажных перекрытий.
Самый высокий корпус библиотеки, корпус книгохранилища в девять этажей, архитекторы отодвинули максимально далеко от главного входа, разместив его в Староваганьковском переулке (в пору строительства – улица Маркса и Энгельса). Это лишенное каких-либо декоративных элементов здание было построено в конце 1930-ых годов. Каждый этаж книгохранилища разделен на два яруса, между которыми проложена решётчатая сетка. Это позволило зданию выдерживать всю тяжесть миллионов книг, хранящихся здесь. Позднее для размещения книг был приспособлен ещё и технический этаж, так что этажей-ярусов в книгохранилище сейчас девятнадцать. Заполнение книгохранилища началось в 1941 году и было проведено в кратчайшие сроки: сотрудники библиотеки из-за войны и бомбардировок Москвы постарались побыстрее перевести фонды из пожароопасного Дома Пашкова со множеством деревянных перекрытий в новое железобетонное здание.
В 1997 году у главного входа в Ленинку был установлен бронзовый памятник Достоевскому работы Александра Иулиановича Рукавишникова.
Предлагаю на время покинуть площадь перед главным входом, пройти мимо колоннады, миновать внутренний дворик с фонтаном, напоминающий древнеримский атриум, и войти в здание через подъезд №3 для того, чтобы познакомиться с музеем книги и некоторыми помещениями этой части библиотеки. Как я отмечала раньше, фасады здания больше тяготеют к советскому авангарду, а интерьеры библиотеки оформлены в стилистике сталинского ампира. Это не удивительно, если вспомнить о многочисленных переделках проекта и длительности строительства.
Прежде всего познакомимся с музеем книги, официальный адрес которого выглядит так: Воздвиженка, 3/5, РГБ, 3-ий подъезд, 4-ый этаж. Музей этот был открыт в 1983 году. Вход в Музей книги свободный, читательский билет для этого не нужен. Правда с ноября нынешнего года он закрыт на реставрацию на неопределённое время.
Интерьер музея строгий: витрины орехового дерева, обшитые деревянными панелями стены, черно-белый мраморный пол, высокий потолок с лепными плафонами. Редкие книги выставлены в старинных книжных шкафах.
В музее представлены уникальные экземпляры иностранных и отечественных изданий от 15 века до наших дней, полиграфические материалы и инструменты, мемориальные вещи выдающихся деятелей книжного дела, первые издания сочинений знаменитых писателей и учёных, в том числе прижизненные издания Сервантеса, Ньютона, Вольтера, Ломоносова, Гёте, Пушкина, Менделеева, Павлова, Эйнштейна, факсимиле первых печатных изданий: Библии Иоганна Гутенберга 15 века, «Апостола» Ивана Федорова, а также древнейшие формы книг (папирусный свиток, глиняная табличка, восточные книги из листьев пальмы).
А мы пройдём дальше по коридорам, которые соединяют корпуса библиотеки. Здесь расположены дирекция библиотеки и кабинеты сотрудников.
Перед входом в главный корпус (напомню, что входим мы в него не через центральный вход, а с тыльной стороны) нас ждет так называемый Розовый зал. Это выставочное пространство, расположенное в читательской зоне главного корпуса РГБ. Здесь проходят выставки картин, плакатов, фотографий. Попасть сюда можно с экскурсией по библиотеке или по читательскому билету.
В декоре Розового зала сочетаются элементы сталинского ампира (мощные бронзовые люстры, карниз из лепных розеток и кронштейнов) с ленточным остеклением, характерным для конструктивизма.
Если вы отправитесь на знакомство с Ленинкой с экскурсией, то она закончится в Дубовом читальном зале.
Дубовый зал расположен на третьем этаже главного корпуса. Ему, как и всем другим читальным залам библиотеки, предшествует каталожное пространство. У меня эти шкафы с каточками до сих пор вызывают благоговейный трепет, ведь до появления электронных каталогов только с их помощью можно было отыскать нужную публикацию. Некоторые карточки перекочевали сюда из Румянцевского музея, т. е. какой-то неизвестный библиотекарь лет 130 назад заполнил от руки карточку!, и она до сих пор востребована.
Помещение рекреации перед Дубовым залом оформлено деревянными панелями и кессонированным потолком с лепными деталями. Такие потолки – характерная деталь сталинского ампира. Здесь же можно увидеть трубы пневмопочты.
Система пневмопочты для быстрой доставки требований в хранилище была разработана и смонтирована советскими специалистами с уникальными размерами труб и пластиковых патронов, не позволяющими их использование в других учреждениях. Внедрение и установка системы пневмопочты в Ленинке началось в 1975 году. Протяженность системы тогда составляла порядка двух километров. Она связывала алюминиевыми трубами основное хранилище, главный корпус и Дома Пашкова. В настоящее время дом Пашкова откреплён от общей системы связи, а трубопровод разобран.
Стены читального зала до самого потолка отделаны дубом, ведь не зря же зал называется Дубовым. Квадратные в сечении колонны, так же отделанные дубом, разделяют читальный зал на три части, потолок боковых частей украшен лепниной, в центре за лепным карнизом спрятано освещение. Ещё одним украшением зала является копия картины Исаака Израилевича Бродского «Ленин в Смольном». Оригинал хранится в Третьяковке.
На этом экскурсия по РГБ, вероятнее всего, этим и закончится. Но побывать в других читальных залах и помещениях главного корпуса очень просто. Для этого надо зайти в библиотеку через главный вход и оформить читательский билет совершенно бесплатно. С билетом можно пройти в любой читальный зал и заказать любое печатное издание, которое есть в библиотеке, кроме особо ценных и редких: для них требуется особое разрешение. Маленький нюанс – для пользования профессорским залом (читальный зал №1) при оформлении билета необходимо предъявить диплом кандидата или доктора наук или другой подтверждающий документ.
Итак, мы вошли через главный вход (подъезд №1) в фойе главного корпуса. Увы, но несмотря на обещание завершить реставрацию главного входа и мраморной лестницы в 2023 году, летом 2024 года лестница не была отреставрирована.
Она до сих пор скрыта за строительным плакатом, а фойе выглядит вот так:
Что ж, у меня появился повод зайти в Ленинку, чтобы сфотографировать парадную лестницу после завершения её реставрации. А пока пара фотографий из интернета.
Все помещения Ленинки оформлены в стилистике сталинского ампира: колонны, облицованные мрамором или деревом, лепнина, мощные бронзовые люстры. Так оформлены даже подсобные помещения. Вот как, например, выглядит информационно-справочная зона и гардероб.
На первом этаже главного корпуса расположены зал электронных ресурсов, который фактически является электронным каталогом библиотеки, и зал коворкинга. В зале электронных ресурсов можно работать не только с электронным каталогом, но и с оцифрованными фондами. Деревянная мебель, облицованные мрамором колонны, лепной плафон – характерные элементы декора читальных залов библиотеки. В зале 178 мест, 88 из них оснащены компьютерами.
Зал коворкинга и выставок оформлен скромнее: облицованные деревом колонны, сдержанная лепнина на потолке, достаточно простые люстры. В зале всего 67 читательских мест. Сюда можно прийти со своим ноутбуком (есть места для подзарядки), познакомиться с тематическими книжными выставками, посмотреть новые поступления, почитать свежие номера центральных газет.
Для того, чтобы попасть в тот САМЫЙ читальный зал, в котором Людмила Савельева в исполнении Ирины Муравьёвой, пытается найти себе подходящего мужа, надо подняться по лестнице на второй этаж.
На втором этаже нас встречают рекреационные зоны, декор которых полностью соответствует помпезному сталинскому ампиру с коринфскими колоннами и обильной лепниной.
Что прежде всего поражает в легендарном читальном зале №3 так это его размеры. Этот читальный зал самый большой в Европе: его площадь составляет 1208 квадратных метров, высота потолков 14 метров. В зале 464 посадочных места. Реставрация зала была завершена в 2018 году. Во время реставрации была заменена проводка, восстановлен паркет и отремонтирована мебель, восстановлены утраченные элементы лепнины и зеленые лампы, которые стали своеобразным символом Ленинки.
Все архитектурное убранство читального зала №3 направлено на то, чтобы подчеркнуть исключительность этого места: галереи и лестницы из дуба, бронзовая скульптура Ленина, огромное живописное панно, вход, оформленный в виде портала.
Лучший вид на читальный зал открывается с деревянной галереи, опоясывающей зал. Её перила выполнены в форме изящных балясин, ритм которых акцентируется столбиками прямоугольного сечения. По боковым стенам, начинаясь от пола галереи, на всю высоту стены поднимаются 6 узких окон. Подняться на галерею можно по четырем лестницам. Под галереей располагаются книжные шкафы со справочной литературой.
Огромный лепной карниз отделяет потолок от стен. Сложный рисунок карниза состоит из типичных классических элементов (дубовые и лавровые гирлянды, розетки, кронштейны, декорированные листьями аканта) и ромбов с композициями на тему знаний (книги, линейки, угольники).
Вход в виде портала выполнен из резного дерева. Композиция представляет собой две колонны фантазийного ордера, сочетающего элементы коринфского и тосканского ордеров, на которые опирается разорванный фронтон. В центре фронтона картуш с часами. Кстати, не работавшие несколько лет часы были отремонтированы во время реставрации.
Примечательны и огромные четырёхъярусные люстры с противовесами в виде шара, похожие на церковные паникадила.
Живописное панно на противоположно от входа стене появилось в зале в 1961 году. Это работа художников-монументалистов, учеников А. А. Дейнеки, Бориса Ивановича Казакова, Дмитрия Маврикиевича Мерперта и Якова Никифоровича Скрипкова. Панно называется «Строители коммунизма», но иногда его называют «Дружба народов», т. к. среди персонажей можно отыскать представителей разных рас.
В целом, если провести некую аналогию между оформлением читального зала и элементами церковного декора, можно предположить, что зал оформлялся как храм знаний. Не знаю, усмотрели эти аналогии власти, но проект Гельфрейха, а именно он руководил оформлением интерьеров, особых изменений не претерпел. Скандала, как в случае с гостиницей «Ленинградская» http://www.peshkompomoskve.ru/leningradskaya_hotel/ , в этот раз не случилось.
Завершу фоторассказ о Российской государственной библиотеке интерьерами читального зала №1, того самого «профессорского», пользоваться которым можно только читателям с научной степенью.
Сейчас в главном здании библиотеки, доме Пашкова и Химкинском филиале насчитывается 21 читальный зал, включая специализированные и ещё больше десяти подсобных помещений: каталожных и прочих информационных залов. В библиотеке продолжаются реставрационные работы, некоторые залы временно закрыты.
07.12.2024