РУССКИЙ СТИЛЬ-1

РУССКИЙ СТИЛЬ. Часть 1

    К середине 19 века классицизм в архитектуре, и не только, постепенно выходит из моды, и вплоть до конца 19 века, когда широкое распространение получает стиль модерн, в архитектуре царит эклектика. Эклектика того времени приобретает в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре специфические черты с элементами более ранних стилей (барокко, ренессанс, готика и даже романский), характерными для той или иной страны. Эта тенденция не обошла и Россию. Так возникает особый стиль, который я дальше буду называть русским. Дело в том, что с терминологией здесь – полная путаница. В книгах, изданных еще в СССР, стиль этот либо вообще никак не называется, либо пренебрежительно именуется «ложнорусским» и т.п. И обязательно в кавычках. Приведу две цитаты из книги В.Н. Ткачева «История архитектуры», М., «Высшая школа», 1987.

     На странице 181 читаем: «Ускоренное развитие капитализма в конце 19 века породило неустойчивость стилевой направленности русской архитектуры. Все чаще архитекторам навязывалась эклектичность решений, архитектура утрачивала свои прогрессивные традиции. Самодержавие стремилось к насаждению «русско-византийского» стиля, возвращающего к жизни декоративные формы давно прошедших эпох».

      И еще одна цитата со страницы 221: «Здание Верхних торговых рядов (современный ГУМ в Москве) было «наряжено» (прямо так и написано в кавычках!) в фасад, имитирующий византийские формы». Как говорится, комментарии излишни. После такого откровения приходится просто удивляться, почему их, в смысле Верхние торговые ряды, не взорвали, как и храм Христа Спасителя, хотя такие попытки были: сначала в 1930-ых годах хотели расширить Красную площадь и построить новое здание Наркомата тяжелой промышленности, а затем, сразу после войны, — освободить место для грандиозного памятника победителям.

     Но и в современной литературе по архитектуре нет единства в определении этого стиля. Его называют и русско-византийским, и неорусским, и псевдорусским, и даже ложнорусским. Правда, теперь без кавычек. Большинство исследователей считает, что терминология определяется временными рамками:

  • середина 19 века – 1870-ые годы – русско-византийский стиль, нашедший свое воплощение в основном в строительстве храмов;
  • 1870-ые -1890-ые годы – псевдорусский стиль, который, по мнению историков архитектуры, является вариантом эклектики;
  • 1890-ые -1910-ые — неорусский стиль, который, по мнению историков архитектуры, является вариантом модерна.

     Что бы там не говорили искусствоведы, но термин псевдорусский, и уж тем более ложнорусский, мне категорически не нравится. Поэтому я, как дилетант, буду дальше называть этот стиль просто русским применительно ко всем временным категориям, тем более, что кое-где в литературе этот стиль так и называется. А разницу между византийским, теремным и с элементами модерна стилями, надеюсь, вы увидите сами.

     О храмовой архитектуре середины 19 века в русском стиле разговор будет в другом разделе, а классическим примером раннего русского стиля (или русско-византийского, как вам будет угодно!) в гражданской архитектуре является Большой Кремлевский дворец, построенный в период с 1838 по 1849 год по повелению императора Николая I группой архитекторов под руководством К .А. Тона. В эту группу входили архитекторы Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарев и Н. А. Шохин.

     Фасад дворца украшают кокошники, декоративные элементы в виде ложных закомар, которыми принято украшать православные храмы, и резные каменные наличники в стиле нарышкинского барокко. В то же время строгие вертикальные линии, созданные обилием пилястр, словно возвращают нас к уходящему классицизму. Вам решать, эклектика это или самостоятельный архитектурный стиль.

 

     Настоящий оазис русского стиля в Москве – это, разумеется, Красная площадь. Исторический музей, здание бывшей городской думы, Верхние и Средние торговые ряды. Все здания построены в русском стиле по проектам, победившим в соответствующих конкурсах. Все они имеют характерные для древнерусского зодчества элементы. Чтобы не говорить об этих элементах каждый раз при описании того или иного здания, коротко расскажу о них здесь.  Кроме упомянутых ранее кокошников, это крылечки с колоннами-бочками и шатрами, сложные виды кровли с башенками, флюгерами и коваными ажурными гребешками. Стены украшают такие декоративные элементы, как поребрики (тип орнаментальной кирпичной кладки, в которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены), бегунцы (вид орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, последовательно обращенных вершинами вверх и вниз), ширинки (разновидность кессона в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение), каменные резные наличники окон.

      Из перечисленных ранее зданий в русском стиле на Красной площади раньше всех было построено здание Исторического музея. До революции музей назывался Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича, а с 1895 по 1917 год – Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III. Перед строительством был объявлен конкурс проектов. Согласно конкурсному заданию, здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI века. Победителем  стал проект Владимира Осиповича Шервуда, который и был осуществлен в период с 1871 по 1881 год. Правда, на одном их флюгеров указан 1875 год. Что означает этот год, мне выяснить не удалось.

 

    

      В советское время с башен здания были убраны геральдические символы дома Романовых, которые восстановили во время реставрации музея, проведенной в конце 1990-ых – начале 2000-ых. В 1997 году высокие башни снова украсили двуглавые орлы, а 2003 году на низкие башни вернулись  львы и единороги.

   

           Рядом с историческим музеем на месте снесенного здания присутственных мест в 1890-1892 годах было построено здание Городской думы. На конкурс было представлено почти 40 проектов, победил проект Дмитрия Николаевича Чичагова, который соответствовал стилю Исторического музея. В построенном здании прекрасно сочетались древнерусский декор внешнего вида с современными для того времени решениями интерьеров.

   

    

              С 1936 по 1993 год здание занимал музей Ленина, при этом интерьеры были полностью утрачены. В ноябре 1993 года музей Ленина был закрыт, а его фонды и здание перешли в распоряжение Государственного Исторического музея. В 2012 году в специально построенном павильоне между зданием думы и Старого Монетного двора открыт Музей Отечественной войны 1812 года. Вход через главный подъезд здания.

     Восточную часть Красной площади обрамляют торговые ряды: Верхние (всем известный ГУМ) и Средние. Построены они почти одновременно в период 1890 по 1893 годы. Решение городских властей упорядочить торговлю в центре Москвы вылилось в конкурс проектов по строительству торговых рядов. Победил проект Александра Никаноровича Померанцева, вторую премию получил проект Романа Ивановича Клейна. По проекту Померанцева и  были построены Верхние торговые ряды, а по проекту Клейна – Средние. Были еще и Нижние торговые ряды в Зарядье. Проект новых Нижних торговых рядов так и не был не осуществлен. Построенные после пожара 1812 года Осипом Ивановичем Бове в классическом стиле здания лишь слегка украсили в русском стиле. В 1938 году Нижние торговые ряды были снесены в рамках реконструкции Зарядья и Большого Москворецкого моста. Ну а теперь несколько фотографий, к счастью, сохранившихся торговых рядов. Сначала знаменитый ГУМ.

 

 

   

          А теперь фотографии Средних торговых рядов Романа Клейна.

 

 

          Совсем рядом с Красной площадью на Никольской улице можно увидеть цепочку домов в русском стиле. Это дома 7-9 и 11-13. Они принадлежали Заиконоспасскому и Николаевскому греческому монастырям. Здание 7-9 было построено в 1890-ых годах по проекту архитектора Михаила Тимофеевича Преображенского как торговые ряды Заиконоспасского монастыря, а здание 11-13 представляло собой келейный и торговый корпуса Никольского монастыря. Построено оно в 1895 году архитектором Константином Францевичем Буссе. Сейчас оба здания формально принадлежат Заиконоспасскому монастырю, который считается действующим с 2010 года. На самом деле в них располагаются различные учреждения, магазины и кафе. РПЦ ведет переговоры о полной передаче всех зданий в собственность, но и как в случае с Печатным двором, о котором я рассказала отдельно, до окончательного решения еще далеко.

 

 

              Продолжим наше путешествие по архитектурным объектам в русском стиле в следующем материале.

06.10.2016

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

РУССКИЙ СТИЛЬ-1 — 2 комментария

  1. Спасибо за обстоятельную статью, дает материал для размышлений и выработки своих предпочтений. правда все стили по-своему хороши.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *