РУССКИЙ СТИЛЬ. Часть 2
Продолжим наш рассказ о русском стиле в столице.
Русский стиль приглянулся московским железнодорожникам.
В 1896 году по проекту архитектора Генриха Викторовича Войневича строится павильон Императорского вокзала на станции Каланчевская. Предполагалось, что именно этот вокзал будет обслуживать прием и отправку императорских, правительственных и прочих важных поездов, включая коронационный поезд Николая II. Однако, коронационный поезд прибыл на Брестский (ныне Белорусский) вокзал. Тем не менее, сказочный теремок вокзала с привокзальной площадью и сквером был построен, и позднее императорские поезда все же изредка прибывали к его перрону. Сейчас в нем расположены билетные кассы станции Каланчевская.
В русском стиле оформлено и здание Рижского (ранее Виндавского, Балтийского, Ржевского) вокзала. Здание построено в 1897 – 1901 годах по проекту петербургского архитектора Станислава Антоновича Бржозовского, автора проекта Витебского вокзала в Петербурге. В Москве строительство велось под руководством уже московского архитектора Юлия Федоровича Дидерихса. Тут, как говорится, комментарии излишни.
В 1901-1904 годах по проекту Федора Осиповича Шехтеля проводится реконструкция Ярославского вокзала: пристраивается новый фасад и зал ожидания. Почти во всех справочниках по архитектуре написано, что фасад выполнен Шехтелем в неорусском стиле с элементами северного модерна. По мне так надо бы было написать, наоборот – в «стиле модерн с элементами русского стиля». Все-таки модерна здесь, по-моему, больше.
В советское время декор фасад претерпел изменения: исчезли гербы Москвы, Ярославля и Архангельска, крышу украсили гребешок и навершие шпиля с советской символикой, такая же символика появилась и на барельефах. Зато сохранились майоликовые панно с растительным орнаментом.
Следует так же отметить, что в самом начале своего творческого пути в Москве, Федор Шехтель принял участие в проектировании двух зданий в русском стиле. В 1878 году Федор Осипович, работая под руководством архитектора А. С. Каминского, разработал эскизы фасадов и кровли для особняка М. И. Щапова. Особняк расположен по адресу Бауманская улица, 58/25.
А в 1884 году Шехтель принял участие в проекте постройки театра Парадиз, им так же разработан проект фасада здания. В советское время театр Маяковского (театр Революции), который располагается в этом здании с 1922 года, утратил часть декора в русском стиле – теремную крышу и навершия башенок. Но, не смотря на это, все элементы русского стиля в оформлении фасада налицо.
В 1910 году правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги принимает решение о строительстве нового здания Казанского вокзала. Для реализации был выбран проект Алексея Викторовича Щусева. Строительство началось в 1913 году, на него были выделены значительные средства, к строительству были привлечены архитекторы, инженеры и художники. Однако начавшаяся первая мировая война помешала осуществить проект Щусева в полной мере. В 1919 году здание вокзала было сдано в эксплуатацию в сильно упрощенном виде. Первый этап строительства и отделки был завершен в 1926 году, а последний – лишь в 1940 году.
И только во время реконструкции вокзала, проведенной 1990-ые годы, к нему были пристроены корпуса на Рязанском проезде и Новорязанской улице, включая Царскую башню, согласно первоначальному проекту Щусева.
Архитектура Казанского вокзала, не смотря на общую направленность русского стиля, довольно сложная и имеет несколько символических моментов. Так, главная башня напоминает башню Сююмбике Казанского кремля, а ее шпиль венчает фигура змея Зиланта с древнего герба Казани.
На фасаде вокзала установлены часы, украшенные зодиакальным кругом, которые стилистически перекликаются с курантами часовой башни площади Сан Марко в Венеции.
Хозяйственные службы вокзала и котельную Щусев поместил в отдельном здании, очень похожем на Кутафью башню Московского кремля, соединив его арочным переходом по аналогии с Троицким мостом Кремля. Сейчас, разумеется, здание занимает не котельная, после реконструкции вокзала в нем открыли ресторан.
Архитектурный ансамбль Комсомольской площади завершает здание Центрального Дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ), построенного в 1925-1927 года по проекту Щусева. Внешне оно, как и здание котельной Казанского вокзала, напоминает Кутафью башню Кремля.
Между Казанским вокзалом и ЦДКЖ на Краснопрудной улице расположено здание, тоже выполнено русском стиле. Оно как бы соединяет ЦДКЖ и здание бывшей котельной Казанского вокзала. Когда оно построено и кто автор проекта мне выяснить не удалось, но смею предположить, что построено это здание Щусевым в 1920-ых годах. Сейчас в нем располагается Линейное управление МВД РФ на станции Москва-Рязанская.
Чтобы закончить транспортную тему, расскажу еще об одном здании в русском стиле. Недалеко от Комсомольской площади на Краснопрудной улице, 16 расположено небольшое красно-белое здание, украшенное резными каменными наличниками и кремлевскими ласточкиными хвостами по краю крыши. Это здание бывшей Краснопрудной электрической станции Городских железных дорог, сейчас — служба энергохозяйства ГУП «Мосгортранс» и тяговая подстанция трамвая. Здание построено по проекту архитекторов Максима Карловича Геппенера и Александра Фелициановича Мейснера в 1904 году.
11.10.2016