РУССКИЙ СТИЛЬ-3

РУССКИЙ СТИЛЬ. Часть 3

        Русский стиль был необычайно популярен в конце 19 — начале 20 веков: строились особняки и доходные дома, общественные здания и музеи, театры, банки и торговые дома. Заказчиками и, как теперь говорят, спонсорами чаще всего выступали представители российской буржуазии. И русский стиль как нельзя лучше соответствовал их представлениями о красоте и роскоши, подчеркивал их «русскость», возвращал во времена предков, которые зачастую были крепостными крестьянами и только, слушая сказки, могли представить себе царские чертоги и терема.

     Начнем, пожалуй, с музеев. Два известнейших московских музея расположены в зданиях, построенных в русском стиле. Это Политехнический музей и Третьяковская галерея.

     Здание Политехнического музея на Новой площади построено по проекту Ипполита Антоновича Монигетти. Строительство началось в 1871 году и продолжалось почти тридцать лет. Центральная часть здания была построена в 1877 году. Строительство северного и южного корпусов продолжалось вплоть до 1907 года, в нем приняли участие Николай Александрович Шохин, Август Егорович Вебер, Иван Павлович Машков, Георгий Иванович Макаев, Владимир Васильевич  Воейков и Василий Иванович Ерамишанцев.

      В 2013 году здание закрыли на капитальный ремонт и реконструкцию сроком на пять лет. Так что сейчас оно затянуто строительной сеткой и выглядит вот так:

     Но я нашла в своих архивах фотографию пятилетней давности, которую и предлагаю вашему вниманию.

     Павел Михайлович Третьяков практически всю свою жизнь собирал русскую живопись. Коллекция располагалась в доме Третьяковых, который семья купила в 1851 году. По мере роста собрания картин к жилой части дома пристраивались новые помещения. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885 и 1892 годах. В 1892 году Павел Михайлович решил передать свою коллекцию в дар городу Москве, а немного позднее 1900 – 1903 годах по заказу Третьякова обновляется фасад здания, выходящий в Лаврушинский переулок. Проект фасада разработал архитектор Василий Николаевич Башкиров по рисункам художника Виктора Михайловича Васнецова. Руководил строительством архитектор Александр Михайлович Калмыков.

     Все декоративные элементы русского стиля присутствуют в оформлении здания: поребрики, бегунцы, резные наличники…

   

   

            В 1980-ые годы галерея получила еще две пристройки, выполненные в стилистике фасада главного здания. В 1985 году был введен в строй депозитарий, хранилище и реставрационные мастерские, по проекту Г. В. Астафьева, а в 1989 году – «Инженерный корпус» с выставочными залами, детской студией, ВЦ и различными инженерными службами. Авторы проекта – архитекторы Г. В. Астафьев, И. В. Виноградский, Б. А. Климов.

   

     В чем-то схожа судьба другого московского музея. Речь идет о Государственном Биологическом музее имени К. А. Тимирязева на Малой Грузинской улице, 15. Здания, которые занимает музей, первоначально предназначались для частного музея русских древностей Петра Ивановича Щукина.

     Семья Щукиных занималась торговлей тканями, в том числе и шелком. Именно благодаря этому Петр Иванович познакомился с искусством Востока. Он стал коллекционировать персидские ковры, японские гравюры, китайский фарфор… Но постепенно сфера интересов коллекционера изменилась – Щукин стал собирать старинные предметы, связанные с отечественной историей. Когда коллекция стала слишком обширной, Петр Иванович решил построить новую городскую усадьбу с просторными помещениями для размещения экспонатов коллекции. В 1893 году по проекту архитектора Бориса Викторовича Фрейденберга был построен усадебный дом с галереей, который теперь называется «Старая галерея».

   

   

     Коллекция Щукина росла, и в 1898 году рядом со зданием Старой галереи возводится здание «Нового музея» по проекту Адольфа Эрнестовича Эрихсона.

 

   

            В 1904-1905 годах на территории усадьбы строится еще одно здание, музейный склад, по проекту Федора Никитича Кольбе.

   

      В 1905 году Щукин подарил свою богатую коллекцию Российскому Историческому музею в Москве. После оформления дарственной коллекция Петра Ивановича, состоящая  из более чем 300 тысяч предметов, стала называться «Отделение императорского Российского исторического музея имени императора Александра III — Музей П. И. Щукина»

     После смерти Щукина в 1912 году музей недолго оставался в своем здании. Вопреки завещанию Петра Ивановича, в котором говорилось о неделимости коллекции и размещении ее в домах на Малой Грузинской, она была передана в Исторический музей, в результате чего щукинская коллекция растворилось в его собрании. После революции коллекцию разделили между вновь создаваемыми музеями: экспонаты восточного отдела оказались в Музее искусств народов Востока, русские картины — в Третьяковской галерее, а часть коллекций прикладного искусства — в Оружейной палате, ноты попали в библиотеку Московской консерватории, а книги — в Историческую библиотеку.

      Дома на Малой Грузинской вместе с землей изъяли у Исторического музея, и с 1934 года здесь размещается Биологический музей имени К. А.Тимирязева, хотя внешний облик этих зданий мало соответствует биологии. Но этот уголок Москвы хранит память о замечательном коллекционере и меценате Петре Ивановиче Щукине.  Жаль только, что его удивительную коллекцию уже нельзя увидеть целиком.

     Теперь поговорим о театрах. Помимо театра Парадиз, фасад которого разработал Ф.О. Шехтель и, о котором говорилось выше, в Москве есть еще один театр, построенный в русском стиле. Речь идет о театре Наций в Петровском переулке. Театр Наций расположен в здании, которое до революции занимал театр Корша. Здание этого театра было построено в 1885 году по проекту Михаила Николаевича Чичагова на земельном участке Александра Алексеевича Бахрушина и на его деньги. После революции театр Корша был переименован в театр Комедии, потом там располагался филиал МХАТа, с 1987 года – театр Дружбы народов (ныне театр Наций).

 

        В  русском стиле богатые заказчики строили для себя и особняки. Прекрасные образцы таких зданий до сих пор украшают столицу. Прежде всего, стоит рассказать об особняке Игумнова на Большой Якиманке, 43. Купец первой гильдии Николай Васильевич Игумнов был владельцем Ярославской Большой мануфактуры, поэтому для постройки дома в Москве пригласил городского архитектора Ярославля Николая Ивановича Поздеева. Особняк был построен в 1895 году.

     Бесконечная реконструкция московских улиц не позволила сделать фотографию особняка в полной красе. Так что любуемся вот таким видом. После окончания ремонтных работ сделаю новую фотографию.

      Особняк Игумнова богато украшен многоцветными изразцами, изготовленными по заказу Николая Васильевича на знаменитом заводе Кузнецова.

 

             После революции Советское правительство передало особняк под лабораторию по переливанию крови А. А. Богданова, потом его занимал Московский институт мозга, а с 1938 года – посольство Французской республики.  Сейчас особняк Игумнова – официальная резиденция посла Французской республики в Российской Федерации.

     Видимо русский стиль очень нравится французам, т.к. резиденция военного атташе Французской республики занимает особняк Цветкова на Пречистенской набережной, 29.

     Выходец из бедной семьи священника Иван Евменьевич Цветков окончил гимназию с серебряной медалью и математический факультет Московского университета. Позднее он сделал блестящую карьеру в Московском земельном банке. С финансовым благополучием  у Цветкова проявилась страсть к коллекционированию. Иван Евменьевич собирал в основном гравюры, рисунки и наброски русских художников.

     В 1898 го ду И.Е. Цветков решает построить для себя и своей обширной коллекции  дом на Пречистенской набережной. Проект фасада, как и в случае Третьяковской галереи, разработал архитектор Василий Николаевич Башкиров по рисункам художника Виктора Васнецова. Интерьеры жилых помещений и галереи выполнены также по эскизам Васнецова. Руководил строительством инженер-архитектор Борис Николаевич Шнауберт.

   

       В 1909 году Цветков передаёт свою коллекцию и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве. В 1915 году в доме находилось 450 картин, 1373 рисунка и 36 скульптур.

    После революции галерея была национализирована и просуществовала как самостоятельный музей до 1925 года. Позднее большая часть экспонатов музея была передана в Третьяковскую галерею, а более 300 произведений искусства распределены по различным областным музеям страны. В общем, повторилась история коллекции Щукина.

      Особняк Долгоруких – Шён по 2-ому Сыромятническому переулку, 11 нельзя отнести к русскому стилю. Все-таки это эклектика с элементами и барокко, и классицизма, и русского стиля. С 18 века эта городская усадьба принадлежала князьям Долгоруким. Позднее она сменила несколько хозяев, пока в конце 19 века дом не купил купец второй гильдии Роман Борисович Шён, торговавший шерстью и активно занимавшийся благотворительностью. По его заказу фасад главного дома усадьбы превратился в то, что мы видим сейчас.  Переделку дома осуществили архитекторы Борис Викторович Фрейденберг и Владимир Иванович Чагин. Сейчас здание занимает частная медицинская клиника.

     В конце Большой Никитской стоит нарядный дом №54. Первой хозяйкой дома была Анна Васильевна Лопатина, знатная дама, супруга почетного гражданина Москвы. Особняк был построен в 1875 году Александром Степановичем Каминским. Фасады здания богато декорированы керамической плиткой и изразцами. Особую нарядность ему придает многоцветная кирпичная кладка. Окна второго этажа и мансарды обрамляют декоративные кокошники, а крышу венчают кованые гребешки. В начале 20 века дом был поделен на квартиры и превратился в доходный. После революции в здании размещались различные общежития, а с 1963 года его занимает посольство Бразилии.

   

 

 

    Интересна история городской усадьбы Шибаева на Новой Басманной, 23а.  Здание построено в 1772 году для князя Ивана Алексеевича Белосельского в классическом стиле с портиком и пилястами. В начале 1870-ых годов усадьбу покупает нефтепромышленник, купец 1-ой гильдии Сидор Мартынович Шибаев. Он перестраивает усадьбу. Внутренние помещения становятся более комфортными для проживания, а фасад в духе времени приобретает элементы расписного терема. Автором проекта перестройки усадьбы был Александр Степанович Каминский.

   

       После смерти вдовы Шибаева в 1899 году особняк приобрело государство, и бывшая усадьба стала отделением Басманной больницы. В советское время в нем располагался административный корпус больницы. Декор фасадов был утрачен, здание стало монохромным.  2014 году в рамках программы оптимизации здравоохранения больница была признана нерентабельной и упразднена. Хорошо, что чуть раньше, 2010 году, была проведена реставрация здания и ему вернули облик  1870-ых годов.

     Еще один особняк в русском стиле расположен на Большой Полянке, 61. Богато украшенный лепниной двухэтажный дом построен во второй половине 19 века. Сведения о владельцах и архитекторе не сохранились. Сейчас здание занимает одно из отделений Стелла Банка.

     Сохранить все черты русского стиля было особенно трудно при возведении больших зданий, в частности доходных домов. Поэтому все они в той или иной степени эклектичны. В одних случаях, как например, в случае доходного дома Миансаровой, эклектика видна невооруженным глазом, в других – ее замечают только специалисты. Так в доходном доме Третьяковых на пересечении Кузнецкого моста и Рождественки элементом эклектики искусствоведы считают слишком большие окна на первом  и втором этажах.

      Упомянутый выше доходный дом построен 1892 году по заказу братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых по проекту архитектора Александра Степановича Каминского. Правое крыло здания (со стороны Рождественки) занимал банк «Лионский кредит», в левом размещались квартиры и художественный магазин фирмы Иосифа Дациаро.

   

      Сейчас здание принадлежит Банку Москвы.

    Недалеко от доходного дома Третьяковых в Столешниковом переулке, 11 находится еще один доходный и торговый дом с конторами, построенный в русском стиле. Это дом купцов Карзинкиных, построенный в 1883 году по проекту Ивана Семеновича Богомолова. Семейство Карзинкиных  перебралось в Москву из Ярославской губернии и занялось в городе торговлей чаем. К моменту постройки дома братья Карзинкины уже были купцами первой гильдии и кроме чаеторговли занимались ткацким и прядильным производством – их мануфактуры находились в Подмосковье и на малой родине, в Ярославской губернии.

     Что касается самого здания, то оно выдержано в типичном русском стиле: кокошники, поребрики, бегунцы, ширинки, резные каменные наличники…

   

               Сейчас в доме расположен офисный центр ООО «Столешники», магазины, кафе, турагенство.

     По Мясницкой улице, 3 расположен еще один дом в русском стиле. Это здание бывшей духовной консистории с архивом, содержавшим метрические книги московских храмов. Проект здания выполнен архитектором Василием Георгиевичем Стретенским. Построено оно период с 1895 по 1899 год, в 1910 году к нему сделана пристройка с квартирами для сдачи внаем, но уже в стиле модерн по проекту архитектора Петра Алексеевича Виноградова.

 

     Сейчас в здании располагается Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России.

       Если вы окажитесь на экскурсии в Лефортово, вам непременно покажут «дом Анны Монс». Я об этом уже писала  здесь http://www.peshkompomoskve.ru/lefortovo/. Некоторые гиды укажут на дом на Спартаковской улице , 16, строение 1. Что же, дом и в правду выглядит симпатичным и старинным. На самом деле это дом купца Емельянова, построенный в 1816 году и перестроенный в 1910 году в русском стиле архитектором Василием Сергеевичем Кузнецовым для нового владельца, разбогатевшего крестьянина Василия Герасимова.

    

     20.10.2016

        P.S. Фотографии для сайта особняка Цветкова на Пречистенской набережной были сделаны два года назад. Оказавшись на Пречистенской набережной совсем недавно, а именно в начале ноября 2016 года, я была приятно удивлена проведенной реставрацией фасада здания: здание аккуратно покрасили, выделив кремовым цветом декоративные элементы, отлакировали входную дверь, покрасили практически черные ранее ворота, а главное — отмыли все изразцовые вставки! Некоторые из них ранее были практически не заметны. Не смогла удержаться от искушения сфотографировать обновленный особняк.

 

   

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

РУССКИЙ СТИЛЬ-3 — 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *