РУССКИЙ СТИЛЬ-4

РУССКИЙ СТИЛЬ. Часть 4.

            Как я говорила раньше, в русском стиле строили торговые дома. общественные здания, особняки и, конечно же, доходные дома.

      Необычайно красив доходный дом М. Н. Миансаровой на Сухаревской площади, богато декорированный керамической плиткой и изразцами. Кто такая Миансарова доподлинно выяснить не удалось. По одной из версий дом принадлежал одной из дочерей купца 1-ой гильдии армянского происхождения Ивана Степановича (Ованеса Степаносовича) Ананова, в замужестве Миансаровой. Но дочь Ананова, которая вышла замуж за известного московского адвоката Аршака Месроповича Миансарова звали Елена Ивановна. Инициалы не совпадают!

     Зато точно известно, что автор проекта доходного дома – Сергей Константинович Родионов. Построен дом в период 1908 по 1913 годы. Наверное, не очень важно, кем была владелица этого дома. Но мы должны быть благодарны ей зато, что по ее заказу в Москве появился такой замечательный образец архитектуры, сочетающий в себе русский стиль и модерн.

     DSCN1219    DSCN1240DSCN1238 DSCN1246 DSCN1245 DSCN1243

     До 1917 года это здание использовалось как доходный дом с магазинами на первом этаже. В настоящее время функциональное назначение  дома осталось прежним – жилой дом с магазинами на первом этаже.

      Сергей Константинович Родионов построил еще одно здание в русском стиле в Москве. Это Константинопольское патриаршее подворье в Крапивенском переулке. Подворье полукругом обрамляет храм Сергия Радонежского.

DSCN34821

      Здания подворья были построены в 1887-1892 годах после того, как храм и прилегающая территория были переданы представительству Вселенского Патриарха в России. Часть помещений предназначалась для служителей подворья, часть – для сдачи внаем.

DSCN34801

     Родионов совместил в оформлении фасадов здания мусульманские орнаменты цветной кирпичной кладки, византийские колонки в оформлении окон третьего этажа, древнерусские мотивы в карнизе. Таким образом архитектор отдал дань древней Византии, показал, что престол константинопольского патриарха находится теперь в мусульманской стране, а Россия является продолжателем византийских традиций.

      После революции в здании размещались коммуналки и некоторые конторы. В 1992 году здание подворья было передано Синодальному отделу религиозного образования и катехизации в бессрочное безвозмездное пользование, здесь находится православный лицей и певческая школа. В 2000-х отдел отреставрировал одно крыло комплекса, которое выходит сейчас на Петровский бульвар. Основное здание подворья и другое крыло, где до сих пор проживают москвичи, находится практически в аварийном состоянии.

DSC_0681 DSC_0683 DSC_0684

       Построенный в 1882 году архитектором А. С. Каминским доходный дом подворья Иосифо-Волоколамского монастыря на Биржевой площади, не смотря на общий готический мотив фасадов, так же имеет в своем декоре элементы русского стиля: поребрики, бегунцы, оформление окон верхних этажей. После реконструкции, проведенной в 2012 году, в здании разместилось Казначейство России.

 

         В русском стиле с элементами модерна построено еще одно подворье в Москве —  подворье Саввино-Сторожевского монастыря, построенное в 1907 году на землях, принадлежавших этому монастырю. Саввинское подворье построено по проекту архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова и раньше располагалось непосредственно на Тверской улице, 6. Во время реконструкции Тверской в 1938-1940 годах Саввинское подворье передвинули на новые фундаменты в глубину квартала. Сейчас перед ним на Тверской расположен жилой дом, построенный в 1938 году, а подворье оказалось как бы во дворе этого дома.

 

     Саввинское подворье строилось как доходное конторско-гостиничное здание. В нем арендовали помещения фирма А. А. Хонжонкова, православный журнал «Душеполезное чтение», были также квартиры для сдачи внаем. Сейчас в здании располагается молекулярно-генетическая лаборатория и музыкальный салон-магазин «Трансильвания».

       Богатый декор здания можно рассматривать бесконечно.

     

  

     

     

      И еще одно необыкновенное здание в русском стиле с элементами модерна (или даже наоборот) – здание Ссудной Казны в Настасьинском переулке, 3. Построено оно в 1913-1916 годах по проекту архитекторов Владимира Александровича Покровского и Богдана Михайловича Нилуса. Фактически это был ломбард, где под залог ценных вещей можно было получить денежную ссуду. После революции здесь какое-то время размещался Гохран, потом Госбанк, а сейчас его занимает Центробанк.

DSC04722 DSC04724

     В русском стиле строили даже производственные помещения. На Ленинградском проспекте, 15 расположено одно такое производственное здание, вернее целый комплекс зданий – цеха кондитерской фабрики «Большевик». Фабрика была основана в 1855 году французским предпринимателем Адольфом Сиу. В начале 20 века фабрика производила шоколад, различные сорта конфет и знаменитое печенье «Юбилейное», рецептура которого была специально разработана к трехсотлетию дома Романовых, а торговый дом «А. Сиу и К» имел сеть фирменных магазинов в Москве, Петербурге, Киеве и других городах Российской империи. В 1884 году семейство Сиу решает построить новую образцовую фабрику, здания которой мы можем видеть и сейчас. Проект выполнен французским архитектором Оскаром Францевичем Дидио, который много лет жил в Москве. Так появились производственные корпуса с характерным для русского стиля декором фасадов. Но главными были не фасады, а оборудование, установленное внутри. Фабрика  была оснащена мощнейшими паровыми, газогенераторными и нефтяными двигателями. В ней впервые в Москве стали использовать электрическое освещение.

     После революции фабрика была национализирована, а в 1924 году переименована в «Большевик». Фабрика продолжала выпускать печенье «Юбилейное», которое ассоциировалось у нас с каким угодно юбилеем, только не с юбилеем дома Романовых. В 1994 году фабрика была продана фирме «Danone», а в 2005-м – владельцем предприятия стал концерн «Kraft Foods». В 2012 году фабрика была выведена во Владимирскую область, и сейчас территория перестраивается под бизнес-центр. На Ленинградском проспекте остались только офис фабрики и магазин и кафе тортов и пирожных «Венский цех».

DSC_0009111

     Словно ворота средневековой крепости выглядит въездная арка Третьяковского проезда, встроенного в Китайгородскую стену со стороны Театрального проезда. Проезд построен в 1871 году архитектором Александром Степановичем Каминским по заказу братьев Третьяковых. Третьяковы специально купили землю в этом районе для того, чтобы проложить проезд между Никольской улицей и Театральным проездом, существовавший ранее и застроенный домами в 18 веке. Здания по обе стороны от арки предназначались для модных магазинов. Дорогие магазины расположены там и сейчас.

DSC_0117 DSC_0123

      Два здания в русском стиле располагаются в районе Чистых прудов.

      Здание по адресу Чистопрудный бульвар, 4/26а, строение 3 сейчас занимает отдел кадров УФПС г. Москвы (филиала ФГУП «Почта России»). Двухэтажное кирпичное здание, построено по проекту архитектора Александра Петровича Попова в 1898 г. (заложено в мае 1895 г.) Главный фасад решён с использованием элементов древнерусского зодчества. Первоначально кирпич был не отштукатурен, позднее его стали красить. В здании размещался «Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства» (т.е. приют для престарелых членов этого ведомства). После революции дом приспособили под учреждения и квартиры. В 1922 г. здесь  разместилось «Трудовое объединение химчистки» — артель «Гамма». В одной из квартир в 1929 г. жил Александр Васильевич Свешников, бывший тогда хормейстером Второго МХАТа. Потом в здание переехала ведомственная поликлиника Московского почтамта, а уже потом — отдел кадров УФПС.

DSCN5052

     Совсем рядом в Архангельском переулке, дом 7 находится еще одно здание с русским декором, которое было построено в 1892 году так же по проекту архитектора Александра Петровича Попова. Строительству предшествовали два события: в 1891 году московским генерал-губернатором был назначен великий князь Сергей Александрович (1857-1905), а в 1892 году его жена – великая княгиня Елизавета Фёдоровна (1864-1918) – учредила благотворительное общество, названное Елизаветинским. Оно и было заказчиком строительства дома, в котором расположился детский приют. В наше время зданию удалось сохранить «благотворительное» назначение: в нём находится детская стоматологическая поликлиника.

DSCN5054

      Симпатичный небольшой доходный дом в русском стиле расположен по адресу улица Льва Толстого,14. Дом построен для владельцев фабрики Жиро в 1890 году петербуржским архитектором Александром Петровичем Михайловым и предназначался для сдачи квартир в наем сотрудникам фабрики. Еще несколько лет назад дом представлял собой жалкое зрелище. Но в последние годы в рамках реконструкции шелковой фабрики «Красная Роза» и превращения ее территории и производственных помещений в бизнес-центр, отремонтировали и этот дом. Сейчас его помещения сдаются в аренду различным организациям.

         На рубеже веков многие усадьбы меняли владельцев и перестраивались в соответствии их предпочтениями и вкусами. Чаще всего получался эклектичный декор здания, но с преобладанием элементов какого-то определенно стиля, в том числе и русского. Примером такого дома может служить главный дом городской усадьбы А. В. Целибеевой – М. Д. Карповой на Новокузнецкой улице, 11. Не удивляйтесь женским именам владельцев усадьбы: в 19 веке это была распространенная практика — записывать недвижимость на жен и дочерей.

        Усадьба была построена в первой половине 19 века и состояла из двухэтажного главного дома, стоящего по красной линии улицы, двух флигелей и двора с небольшим садом. Ею владела семья купцов-старообрядцев Целибеевых, которые числились купцами 2-й гильдии и торговали в Москве чаем и сахаром.

        На рубеже веков усадьба купил Тимофей Геннадьевич Карпов, потомственный дворянин и титулярным советником, сын известного профессора истории, члена Русского исторического общества Г.Ф. Карпова. По его заказу архитектор Анатолий Павлович Вакарин в 1900 году перестроил главный дом. Он превратил дом в небольшой особняк, выполненный в формах эклектики. Наряду с элементами классического ордерного декора на фасадах архитектор использовал характерное для русского стиля решение кровли с оригинальными щипцовыми элементами.

        После 1917 года особняк был национализирован, а семейство Карповых переселилось в небольшую квартиру на Большой Ордынке. Особняк сначала приспособили под коммуналки, а в послевоенные годы он был передан МИДу. Сейчас здесь располагается посольство Мали.

       Окончить свой рассказ о русском стиле я хочу тем, с чего начала, т.е. с терминологии. Дело в том, что в конце 20 и даже в начале 21 века в Москве появляются здания с характерными чертами русского стиля. Если исходить из временной классификации, то, как их надо называть, построенными в «псевдопсевдорусском» или «псевдонеорусском» стиле? Мне, например, попалось однажды такое определение «постмодернизм в русском стиле».

      И еще. У нас почему-то принято ругать все новое, что появляется в Москве, даже если это красивое здание, и оно прекрасно вписывается в окружающее пространство. «Безвкусица», «лужковщина», «разрушение облика столицы» — это самые приличные выражения самодеятельных критиков и апологетов старины. Здесь я пишу только о тех сооружениях, которые нравятся лично мне. Так что прошу прощения у тех, кто считает иначе и видит эти здания, как образец безвкусицы.

     Итак, Первый Хвостов переулок, 5. Жилой дом с офисами, этакий сказочный теремок, построенный 1997 году архитекторами Александром Щукиным и Михаилом Леоновым. На мой взгляд, органично смотрится в Замоскворечье, в отличие блочной многоэтажки, стоящей рядом с ним.

DSCN1314

     В 1999 году в историческом центре столицы, на пересечении Петровки и Столешникова переулка, открылся отель Аврора Марриотт Роял. Гостиница расположена в новом семиэтажном здании, с башенками и оригинальными окнами, внешне напоминающем старинные архитектурные постройки этой части Москвы. В декоре фасадов здания явно видны элементы русского стиля: кокошники над окнами, поребрики, керамическая плитка, изразцы и даже мозаичная птица Сирин над одним из входов.

 DSC_0694   DSC_0685
DSC_0691 DSC_0695 DSC_06961DSC_0693      Русский стиль часто критиковали 100 лет назад, обвиняя его в излишней вычурности и декоративности, в этакой навязанности архитектурных решений (сейчас это назвали бы госзаказом на патриотизм в архитектуре). А теперь трудно представить Москву без ГУМа, Исторического музея или особняка Игумнова. Думаю, что когда страсти критиков улягутся, дома построенные в русском стиле в конце 20 века, тоже станут памятниками архитектуры.

     И еще хочу добавить, что по мере появления нового материала по теме, появятся новые части статьи. Это касается и всех других статей сайта.

26.10.2016

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *