РУССКИЙ СТИЛЬ

РУССКИЙ СТИЛЬ

     К середине 19 века классицизм в архитектуре, и не только, постепенно выходит из моды, и вплоть до конца 19 века, когда широкое распространение получает стиль модерн, в архитектуре царит эклектика. Эклектика того времени приобретает в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре специфические черты с элементами более ранних стилей (барокко, ренессанс, готика и даже романский), характерными для той или иной страны. Эта тенденция не обошла и Россию. Так возникает особый стиль, который я дальше буду называть русским. Дело в том, что с терминологией здесь – полная путаница. В книгах, изданных еще в СССР, стиль этот либо вообще никак не называется, либо пренебрежительно именуется «ложнорусским» и т.п. И обязательно в кавычках. Приведу две цитаты из книги В.Н. Ткачева «История архитектуры», М., «Высшая школа», 1987.

     На странице 181 читаем: «Ускоренное развитие капитализма в конце 19 века породило неустойчивость стилевой направленности русской архитектуры. Все чаще архитекторам навязывалась эклектичность решений, архитектура утрачивала свои прогрессивные традиции. Самодержавие стремилось к насаждению «русско-византийского» стиля, возвращающего к жизни декоративные формы давно прошедших эпох».

      И еще одна цитата со страницы 221: «Здание Верхних торговых рядов (современный ГУМ в Москве) было «наряжено» (прямо так и написано в кавычках!) в фасад, имитирующий византийские формы». Как говорится, комментарии излишни. После такого откровения приходится просто удивляться, почему их, в смысле Верхние торговые ряды, не взорвали, как и храм Христа Спасителя, хотя такие попытки были: сначала в 1930-ых годах хотели расширить Красную площадь и построить новое здание Наркомата тяжелой промышленности, а затем, сразу после войны, — освободить место для грандиозного памятника победителям.

     Но и в современной литературе по архитектуре нет единства в определении этого стиля. Его называют и русско-византийским, и неорусским, и псевдорусским, и даже ложнорусским. Правда, теперь без кавычек. Большинство исследователей считает, что терминология определяется временными рамками:

  • середина 19 века – 1870-ые годы – русско-византийский стиль, нашедший свое воплощение в основном в строительстве храмов;
  • 1870-ые -1890-ые годы – псевдорусский стиль, который, по мнению историков архитектуры, является вариантом эклектики;
  • 1890-ые -1910-ые — неорусский стиль, который, по мнению историков архитектуры, является вариантом модерна.

     Что бы там не говорили искусствоведы, но термин псевдорусский, и уж тем более ложнорусский, мне категорически не нравится. Поэтому я, как дилетант, буду дальше называть этот стиль просто русским применительно ко всем временным категориям, тем более, что кое-где в литературе этот стиль так и называется. А разницу между византийским, теремным и с элементами модерна стилями, надеюсь, вы увидите сами.

06.10.2016

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *