УСАДЬБА САЛТЫКОВЫХ-ЧЕРТКОВЫХ
В самом начале Мясницкой улицы трудно не обратить внимание на красивый голубой особняк, украшенный белой лепниной. Это главный дом обширной усадьбы, занимающей участок между Мясницкой улицей, Малой Лубянкой и Фуркасовским переулком. Если с историей этого участка всё обстоит более или менее однозначно, то с внешним видом и главного дома, и с его интерьерами – сплошные догадки и предположения. Связано это с многочисленными перестройками, которые проводили не менее многочисленные владельцы. Кроме того, не сохранилось достоверных описаний особняка при разных хозяевах. Я немного писала об этой усадьбе в статье о европейском барокко в Москве, хотя формально считать главный усадебный дом барочным не совсем верно, вернее совсем не верно, т. к. современный барочный вид особняк получил только в 19 веке http://www.peshkompomoskve.ru/european_baroque_in_moscow/ .
И всё же попытаемся во всём разобраться, а начнём с истории.
Первыми владельцами участка в 16 веке было семейство Волынских. После Волынских имение принадлежит касимовским царевичам, потомкам хана Золотой Орды. При Симеоне Бекбулатовиче, в конце 17 века на участке появились сначала деревянные, а позднее — каменные палаты. В 1728 году усадьбу приобретает сенатор Алексей Григорьевич Долгоруков. После опалы и ссылки Долгорукова с 1742 года усадьбой владеет московский губернатор Николай Петрович Салтыков, затем его наследники. Салтыковы были хозяевами усадьбы почти сто лет.
Городская усадьба в основном сложилась именно при Салтыковых. В середине 18 веке на месте каменных палат уже стоял каменный дом – центральный корпус нынешнего главного дома с характерными для барокко членениями плана и фасадов. От Мясницкой улицы его отделял парадный двор, а сзади располагался обширный сад и многочисленные хозяйственные постройки. Архитектором усадьбы был Семён Антонович Карин, который в эти годы работал в Москве помощником Василия Баженова. Правда здесь сведения об усадьбе начинают разниться: то ли это был дом в стиле барокко, то ли в более вычурном стиле рококо. К сожалению, рисунков или эскизов того времени не сохранилось.
В пожаре 1812 года усадьба по одним данным совсем не пострадала, по другим – пострадала незначительно. Как бы там ни было в 1831 году каменный двухэтажный дом с двумя флигелями покупает у тогдашнего владельца камер-юнкера Николая Сергеевича Салтыкова отставной полковник, московский губернский предводитель дворянства Александр Дмитриевич Чертков. Усадьба со стороны Мясницкой улицы тогда выглядела так:
Выйдя в отставку и поселившись в Москве, Чертков занялся изучением русской истории, коллекционированием книг и рукописей по истории России. Он возглавил Общество истории и древностей Российских при Московском университете, члены которого собирались на заседания в его доме. В доме была обширная библиотека, которой пользовались многие заинтересованные лица, включая Гоголя, Пушкина и Жуковского.
При Черткове усадьба продолжала перестраиваться: появилось несколько флигелей по периметру участка и во дворе. Количество и внешний вид этих построек менялись и при наследнике Александра Дмитриевича — его сыне Григории. Сейчас считается, что в усадебный комплекс входит восемь флигелей.
В завещании скончавшегося в 1858 году Александра Дмитриевича был пункт о том, что бы собранная им библиотека продолжала быть общедоступной. Григорий Александрович выполнил волю отца. Со стороны Фуркасовского переулка в специальной пристройке был открыт читальный зал. В 1873 году Григорий Чертков продает усадьбу, а библиотеку, в которой было около 22 тысяч томов, передает в Румянцевский музей. Сейчас книги из библиотеки Черткова находятся в Государственной Исторической библиотеке.
Следующей владелицей усадьбы стала то ли дальняя родственница Чертковых, то ли купеческая вдова Наталья Алексеевна Гагарина. Заложив усадьбу в Московском кредитном обществе, Гагарина затеяла масштабную перестройку, которую провёл Николай Матвеевич Соколов. Гагарина превратила усадьбу в коммерческое предприятие – она стала сдавать помещения под магазины семян, правление Российского общества любителей садоводства и редакцию журнала «Сад и огород».
По одним источникам именно при Гагариной фасад главного дома получил свои лепные украшения, но в то же время потерял типичный усадебный подъезд с пандусами и балконом наверху, который появился при Чертковых. На месте подъезда был возведён павильон по проекту Юлия Фёдоровича Дидерикса, хотя по другим источникам он появился уже в начале 20 века при другой владелице.
Дела у Гагариной шли плохо, она не смогла найти деньги на выкуп усадьбы и кредитное общество выставило усадьбу на торги. В 1880 году дом с торгов приобрела московская купчиха, известная благотворительница Клавдия Никоновна Обидина. При ней магазины продолжали работать, а главный дом сдавался в аренду. В залах особняка с середины 1890-ых годов проходили заседания Московского архитектурного общества, где встречались архитекторы, историки, художники. В 1899 году особняке разместились Литературно-артистический клуб и Литературно-артистический кружок. Так что в доме побывали, наверное, все известные архитекторы, писатели и театральные деятели того времени. В 1902 году на первом этаже главного дома был открыт ресторан Симона Милля, кроме магазина семян помещения арендовали другие магазины, книжный склад, конторы, химико-бактериологический институт, акционерное общество газового освещения «Прометей», типография. Были в доме и меблированные комнаты, и даже квартиры.
Но коммерческая жизнь и в этом случае не задалась. Наследник Обидиной её сын Николай Сергеевич продал усадьбу в 1913 году Густаву Андреевичу фон Кеппену. Фон Кеппен владел соседним доходным домом, построенным по проекту Романа Клейна http://www.peshkompomoskve.ru/roman_clein_2/. Кеппен особо не церемонился с московской стариной и легко возводил свои доходные дома на месте исторических зданий. Такая судьба была уготована и усадьбе Салтыковых-Чертковых: новый владелец планировал снести все усадебные постройки и возвести на их месте пятиэтажный доходный дом по проекту уже знакомого ему архитектора Клейна. Этим планам помешала первая мировая война.
Главный дом с пристройками и рекламой в 1920-ых выглядел вот так:
Пусть не смущает вас надпись «Деловой клуб». После национализации усадьбы в 1918 году там действительно поочерёдно располагались «Клуб красных директоров», затем переименованный в «Деловой клуб» и «Московский дом научно-технической пропаганды имени Ф. Э. Дзержинского». Потом в здании располагалось Всесоюзное общество «Знание» и редакция журнала «Наука и жизнь».
А так выглядел главный усадебный дом в в 1980-ых годах:
В 1990-ые годы после ликвидации общества «Знание» особняк опустел, но не был заброшен. В нём началась реставрация, которая длилась почти 25 лет. Были отремонтированы и отреставрированы фасады, восстановлен подъезд с пандусами и балконом наверху, лепной декор. Правда, не совсем понятно, насколько они соответствуют тому, что было, и в какое время. Так на фасаде, например, появился непонятный герб, в котором нет ни черного орла Салтыковых, ни Ноева ковчега Чертковых.
В начале 2020-ых стали появляться объявления о сдаче особняка для проведения в исторических интерьерах торжественных мероприятий, а с 2022 года усадьба стала резиденцией Нового Театра под руководством Эдуарда Боякова. Помещения приспособили для нужд театра, оставив в неприкосновенности охранные зоны и добавив предметы мебели, реквизит, световое оборудование.
В манифесте нового театра среди прочего значится «современный язык — подразумевающий работу с актуальными формами, разными жанрами, нестандартными форматами и новаторским приемами театрального искусства. Мультидисциплинарность – неотъемлемая часть современного театра: осознанное помещение личности в комплексный культурный контекст». Поэтому в Новом театре проходят интерактивные спектакли с перемещением актеров и зрителей по залам особняка. Кроме того в рамках работы театра проходят выставки, фестивали, лекции, работает актёрская школа, включая детскую театральную студию, а также в усадебном доме регулярно проводятся экскурсии.
Мне было очень непросто собрать воедино информацию об усадьбе, её владельцах и тех перестройках, которые были при них проведены. Ещё меньше достоверной информации об интерьерах. Поэтому, надеюсь, что мои читатели меня простят, но дальше я буду опираться на то, что услышала во время экскурсии.
Так что предлагаю, подняться по лестнице и войти в дом. Насколько двери соответствуют хоть какому-то историческому промежутку в жизни особняка – не известно.
Лепнина в вестибюле и роспись потока в соседнем помещении напротив лестницы вроде бы сохранились со времен Обидиной. При реставрации только восстановили утраченные элементы. Здесь же на первом этаже расположены непременные театральные атрибуты – гардероб и буфет. Правда никакого декора 19 века там нет, а декора 18 века не сохранилось в усадьбе вообще.
На второй этаж ведет лестница, которая появилась в доме в 1899 году, когда помещения здесь арендовали Московское архитектурное общество, Литературно-артистический клуб и Литературно-артистический кружок. Спроектировал лестницу Фёдор Шехтель. В ней легко угадывается стиль мастера — перила в виде элегантно изогнутой стенки ограждают первый марш лестничной площадки. На лестничной площадке – большое зеркало в обрамлении лепнины.
Холл второго этажа, как впрочем и парадную анфиладу, украшает богатая лепнина: плафон на потолке, панно с амурчиком над лестницей, обрамление дверей и карнизы в барочно-классическом стиле – точно определить стиль не представляется возможным. Вероятнее всего этот декор появился в доме уже после Чертковых, когда усадьбой владела Гагарина.
Слева от холла находится так называемый готический зал. Это, пожалуй, единственное помещение в доме, дата появления которого точно известна, а его интерьер сохранился без изменений. Прекрасный зал с аркадой стрельчатых окон и дверей был создан в 1830-1840-х годах, когда усадьбой владел Александр Дмитриевич Чертков. Дверные переплёты в зале украшены зеркалами, которые создают иллюзию простора. Стены покрыты тонкой лепниной в готическом стиле. Во времена Обидиной в этом помещении был открыт торговый зал завода резиновых изделий «Проводник», на котором производили, в числе прочего, линолеум.
Справа от холла находится анфилада комнат, которые при Салтыковых и Чертковых выполняли функцию парадных. Однако от прежних интерьеров здесь ничего не осталось. Есть предположение, что отреставрированные интерьеры относятся к концу 19 века, когда в особняке размещалось Московское архитектурное общество. Оформление этих комнат было образцом для клиентов. Как сейчас говорят, это были своеобразные шоу-румы (showrooms).
В парадной анфиладе, я буду так называть эту часть особняка, есть комнаты украшенные обильной лепниной в несколько эклектичном стиле: ракушки, путти, сатиры, цветочные гирлянды, корзины с фруктами, листья аканта, грифоны, полуобнажённые девы и завитки-завитки-завитки…
В так называемой белой гостиной, название которой, как вы уже, наверное, догадались, появилось только в 21 веке, есть один интересный камин. Существует предположение, что этот камин был создан как демонстрационный образец для привлечения клиентов.
Камин носит название «Сатир и нимфа», и считается, что он был изготовлен по эскизам Михаила Врубеля. Однако вокруг авторства до сих пор идут споры. Некоторые люди убеждены, что именно Врубель создал этот шедевр, в то время как другие считают его результатом неудачной эклектики и предполагают, что художник не мог создать нечто подобное. Ни одна из версий не имеет документального подтверждения.
Как бы то ни было, камин действительно необычный. Он выполнен из гипса, украшен переплетающимися ветвями, среди которых притаились лукавые фавны, нежная нимфа окружена путти, а вершину композиции венчает голова сатира. И, конечно, огромное зеркало, достигающее потолка, добавляет камину изысканности и загадочности.
В парадной анфиладе есть и комната с более скромной лепниной, что лишний раз подтверждает предположение о том, что в этих комнатах представлены образцы декора. Здесь же есть еще один камин. Он изготовлен из искусственного камня и выполнен в сдержанной манере, как и декор всей комнаты.
В этой комнате можно увидеть рояль производства первой российской фабрики клавишных инструментов Фридриха Дидерихса, которая была основана в Петербурге в 1810 году. Этот рояль фигурирует в описи имущества особняка при его национализации, так что по самым скромным подсчётам этому инструменту больше ста лет.
О появлении в особняке помещения, отделанного деревом, мнения расходятся. Да и называют эту комнату по-разному: дубовая гостиная или дубовый кабинет. Возможно, что она существовала ещё при Чертковых, а возможно – это тоже демонстрационный образец конца 19 века. Сейчас здесь расположена сценическая площадка детской театральной студии.
Нет единого мнения и о самой яркой комнате в особняке – мавританской курительной. Возможно, она появилась при Чертковых, а возможно, и это демонстрационный образец конца 19 века. Я склоняюсь ко второму варианту: ведь именно в конце 19 века появилась мода оформлять «мужские» комнаты в мавританском стиле.
http://www.peshkompomoskve.ru/city_estate_vasilchikova-obolensky-von_meck/
http://www.peshkompomoskve.ru/osobnyak_staheeva/
http://www.peshkompomoskve.ru/sanduny/
http://www.peshkompomoskve.ru/lev_kekushev_khlodovsky_baths/
Курительная комната в этом особняке вся покрыта раскрашенной в яркие цвета резьбой и лепниной.
А вот помещение с чугунными колоннами и балками вероятнее всего появилось в 1863 году как зал публичной библиотеки. В воспоминаниях тогдашних читателей библиотеки упоминались шесть чугунных опор, большие окна и книжные шкафы в простенках между ними. В центре зала на столах лежали атласы и старинные книги, а самые ценные древние манускрипты хранились в отдельном шкафу. Но есть и предположение о том, что колонны и балки появились при Гагариной или Обидиной: когда в доме открыли магазины и склады, колонны потребовались для укрепления сводов.
Нет чёткого объяснения и тому факту, что в особняке есть полуподвальные помещения со сводчатыми потолками. Возможно, это остатки ещё досалтыковских палат: хоть палаты и были деревянными, но наверняка стояли на каменном фундаменте. А возможно это хозяйственные помещения времен Черткова или более поздних владелиц. Мне такая неопределённость, если честно, не понятна. Наверное, можно было бы размыть стену до кладки и по ней установить хотя бы приблизительное время.
В усадебных домах 18–19 веков парадными были, как правило вторые этажи, а на первых этажах находились подсобные помещения. Что касается особняка Салтыковых-Чертковых, то во время его коммерческого использования здесь располагались магазины. Поэтому существующие интерьеры помещений первого этажа ещё более условны, чем второго. Тем не менее и на первом этаже сейчас есть красивые комнаты, приспособленные для нужд театра.
По словам гида в этой зеркальной комнате сохранилась лепнина и оригинальные дубовые двери, украшенные резьбой. Не знаю, так ли это, потому что двери выглядят как-то очень современно.
Помещение напротив входа называется Охотничьей гостиной из-за наличия в лепнине фигурок лесных обитателей. Лепнина сохранилась с 19 века, а живописные панно-натюрморты – современные.
Есть на первом этаже и загадочная комната с маленьким классическим фонтанчиком. Фонтанчик и фонтанчик, может это какая-то комната для отдыха. Но посмотрите на стены! Одна из них выложена черепами, а под потолком висит конструкция из костей. Предназначение и время появления этой комнаты мне выяснить не удалось.
Во время экскурсий по особняку всегда показывают парадную анфиладу, а помещения первого этажа – в зависимости от их занятости. Опять же со слов гида там есть ещё масса таинственных уголков. Так что побродить по особняку будет интересно не один раз.
26.02.2025