СЕМЬ СЕСТЕР

СЕМЬ СЕСТЕР

            Наверное, каждый населенный пункт имеет свое лицо. Только лица или архитектурные памятники одних известны многим, а других – только местным жителям. Увидев изображение центральных улиц своих городков или поселков, они безошибочно узнают свои городки и поселки. Именно центральных улиц, потому что окраины таких городков похожи и часто зависят только от национальных и климатических особенностей.

           С большими городами все проще. Увидев изображение Колизея, многие воскликнут: «Это Рим!», а Эйфелеву башню – «Это Париж!». Есть свои архитектурные символы и в других крупных городах: Биг Бен в Лондоне, Бурдж Халифа в Дубаи, Бранденбургские ворота в Берлине, статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро или шпиль Адмиралтейства в Петербурге. Если провести опрос о том, что является символом Москвы, то, думаю, с большим отрывом первое место займет Кремль и Красная площадь. Но не удивлюсь, если на втором месте окажутся сталинские высотки – высотные здания в стилистике сталинского ампира, построенные в столице вскоре после Великой отечественной войны.

           Планы преобразования столицы возникли еще в 1920-ых годах. Не последнее место в этих планах занимало строительство высотных зданий. Для этого многие архитекторы были направлены в командировки в США для того, чтобы перенять опыт проектирования и строительства небоскребов.

           В 1922 году на Первом Всесоюзном съезде Советов возникла идея сооружения в Москве Дворца Советов (Дворца Труда). В 1931 году организовали Всесоюзный конкурс на лучший проект Дворца Советов, в котором приняли участие известные архитекторы. Всего было представлено 160 работ, но ни один проект не был утвержден. Проектирование было продолжено в 1932—1933 годах. За основу в итоге был принят проект Бориса Михайловича Иофана, созданный при участии Владимира Алексеевича Щуко и Владимира Георгиевича Гельфрейха — мастеров советского авангарда. В проекте здания было сто этажей, высота составляла 420 метров, и венчалось оно стометровой скульптурой Ленина.   Здание должно было стать самым высоким зданием в мире на тот момент.

            Для реализации этого грандиозного проекта в 1931 году был взорван построенный на народные пожертвования Храм Христа Спасителя. В 1939 году началось строительство, но помешала война. Возведение так и остановилось на уровне котлована. В 1958 году на месте котлована был обустроен открытый бассейн «Москва».

          В 1930-ые годы планировалось строительство и других высоток: здания Наркомата тяжелой промышленности на Красной площади (для этого планировалось снести ГУМ) и Дома Аэрофлота в районе Белорусского вокзала.

 

             Эти проекты, к счастью, так и остались проектами. Особенно «к счастью» относится зданию Наркомата тяжелой промышленности: представьте себе на месте великолепного ГУМа один из этих небоскребов.

           К счастью, не был реализован и план по перестройке центра города знаменитого авангардиста Ле Карбюзье. Он предлагал снести все здания в центре города, невзирая на их историческую и художественную ценность, и построить «Лучезарный город». Примерно вот такой.

            Правда, похоже на современные спальные районы, которые мы все дружно ругаем за отсутствие вкуса и диссонанс с архитектурой столицы. Справедливости ради следует сказать, что такой Ле Карбюзье видел не только Москву, но и Париж, и Антверпен.

          Но мы немного отклонились от темы сталинских высоток. К идее их строительства вернулись уже после войны, в 1947 году. В этом году праздновалось 800-летие Москвы. В честь этого события Совет Министров СССР утвердил грандиозный план по возведению в столице первых советских небоскребов. Иосиф Виссарионович мечтал показать всему миру все преимущества рабоче-крестьянского государства, в том числе и в области архитектуры. Здания должны были стать не просто небоскребами, но иметь оригинальную архитектуру и роскошный декор. Высотки в Москве должны были стать не только первыми небоскребами в столице, но и одними из первых так называемых микрогосударств — жилых и административных комплексов, включающих в себя все необходимое для повседневной жизни: магазины, парковки, бассейны, кинотеатры, точки общепита и службы быта. Кстати, от идеи строительства Дворца Советов Сталин не отказался до самой смерти.

         7 сентября того же года, в день юбилея, в фундамент восьми гигантов были торжественно заложены первые камни. Да-да, именно восьми, хотя построено было только семь. Но обо всем по порядку.

           Высотки, определившие облик послевоенной, да и нынешней Москвы, строились в стиле, который позднее западное и советское архитектурные общества назвали сталинским ампиром. Это эклектичный стиль, в котором соединились элементы ренессанса, барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма, постконструктивизма, ар-деко, и даже неоготики. Сталинский ампир сочетает монументальность, величественность и роскошь. Для сталинского ампира характерно использование четких пропорций и обильного декора: советская символика, рабочие и колхозники, солдаты и матросы стали главными героями скульптурного оформления, барельефов, горельефов и мозаик. Для оформления зданий применяли мрамор, гранит, другие природные облицовочные камни, ценные породы дерева. Для интерьеров были разработаны специальные образцы мебели, бронзовые люстры и бра.

           Все высотки были заложены в один день, но вот история у каждой из них — своя. Дальше наш рассказ будет о высотках по дате окончания строительства. И первым будет рассказ о жилом доме на Котельнической набережной.

             Высотка на Котельнической введена в эксплуатацию в 1952 году, а строительство дома началось значительно раньше остальных высоток. В 1938–1940 годах был построен нынешний корпус А собственно на Котельнической набережной. Строительство этого дома входило Генплан реконструкции Москвы, принятый в 1935 году. По этому плану вокруг Дворца Советов планировалось построить несколько зданий повышенной этажности.

          В середине 1930-ых годов архитекторы Дмитрий Николаевич Чечулин и Андрей Константинович Ростковский предложили свой проект на конкурс, который получил одобрение правительства. По проекту два крыла здания вдоль набережных в 8-10 этажей должны были соединяться центральным корпусом в 24 этажа.

            Строительство прервала война. В 1947 году недостроенное здание было решено внести в список «сталинских высоток». Архитекторам Чечулину и Ростковскому предложили переработать довоенный проект в соответствии с новыми тенденциями высотного строительства, что они и сделали. В день 800-летия Москвы в фундамент центральной части дома (корпус Б) был заложен первый камень. И началось строительство.

             Архитекторы переделали предыдущий проект в стилистике проектов других высоток: центральный корпус получил башнеобразное завершение, количество этажей увеличилось до 32, добавлены декоративные элементы: облицовка нижних этажей гранитом, барельефы и горельефы, бронзовые светильники. Построенный до войны корпус был оформлен в новой стилистике, на горельефах этого корпуса до сих пор обозначена дата окончания строительства – 1952 год.

            В ходе строительства высотки на Котельнической, как впрочем и всех остальных сталинских высоток инженеры столкнулись с многочисленными проблемами. Прежде всего, это специфические слабые московские грунты (супеси и суглинки), которые не подходят для строительства тяжелых зданий. Эту проблему решили созданием массивных дорогостоящих фундаментов. У советских специалистов отсутствовал опыт высотного строительства, учиться приходилось непосредственно на строительной площадке. Как и создавать необходимую строительную технику. Но все проблемы были успешно решены, ведь курировал строительство всемогущий в ту пору Берия.

            Строительство было завершено в 1952 году, а в следующем году в элитном доме появились первые жильцы. Квартиры здесь получала советская элита: писатели, артисты, режиссеры, военачальники. Много квартир было выделено сотрудникам НКВД, корпус В заселили учеными, занимавшимися «атомным проектом». Не поленитесь, пройдитесь вокруг дома – в глазах зарябит от мемориальных табличек.

            Центральный объем здания имеет высоту 176 метров. В доме было 700 (по другим данным всего 540) квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион», кафе, парикмахерская, прачечная, изостудия, шахматная школа. Сейчас дом остается жилым, в середине 2010-ых годов был проведен капитальный ремонт с реставрацией декора, заменой проводки и лифтов. Одновременно ужесточили правила перестройки помещений, как в прочем, и вообще по стране. Тем не менее бесконтрольные перестройки и перепланировки успели сделать свое черное дело. В январе 2017 года в одной из квартир на восьмом этаже произошла утечка горячей воды из трубы, установленной без согласования с эксплуатирующей компанией. В результате протечки пострадала музей-квартира Улановой, которая была открыта в доме в 2004 году: были повреждены библиотека, мебель и коллекция графики, принадлежавшие великой балерине.

            В 1952 году было сдано в эксплуатацию и административно-жилое здание возле «Красных Ворот» (на Лермонтовской площади). Строилось здание для транспортников. Центральный 138-метровый корпус состоит из 24 этажей, он предназначался для Министерства транспортного строительства. Здесь и сейчас располагается корпорация «Трансстрой». Два боковых корпуса с переменной этажностью (от 11 до 15 этажей) были заняты квартирами сотрудников Министерства и не только. Всего квартир было 276.

              Здание было решено построить на свободном участке Министерства путей сообщения на Лермонтовской площади, которая за предвоенные годы претерпела грандиозные изменения. Якобы для расширения проезжей части в 1927 году была снесена триумфальная арка – Красные ворота, возведенная в честь победы Русской армии в Полтавской битве. В следующем году был снесен стоявший поблизости храм Трех Святителей, в котором крестили Михаила Лермонтова, а в конце 1930-ых был разрушен и дом, в котором в 1814 году родился будущий поэт. Так что участок, действительно был свободным.

            Проект высотки был разработан архитекторами Алексеем Николаевичем Душкиным и Борисом Сергеевичем Мезенцевым.  Кстати, проекты всех высоток разработаны разными архитекторами. Исключение – Д. Н. Чечулин. Были утверждены два его проекта – дом на Котельнической набережной и не реализованный проект высотки в Зарядье. Что ж, это не удивительно, Дмитрий Николаевич в 1945—1949 годах занимал пост главного архитектора города Москвы.

            Отличительной чертой высотного здания на площади Красных Ворот стало размещение на первом этаже наземного вестибюля станции метро «Красные ворота» («Лермонтовская»). Фундамент высотки и станцию метро строили одновременно. Грунты на месте возведения были очень сложными, насыщенными влагой плывунами. Для параллельного строительства было решено заморозить плывуны вокруг котлована. Для этого были заложены 230 скважин глубиной 27 м, в которые были опущены замораживающие колонки. По колонкам, объединенным в два контура, пустили раствор хлористого кальция при температуре −20 °C. На протяжении весны 1950 года специальные станции обеспечивали круглосуточную заморозку грунта. Инженеры рассчитали, что когда грунты разморозятся, уровень фундамента в одной части повысится на 5 см, а это приведет к отклонению всего здания от вертикальной оси на 16 см. Чтобы избежать этого, колонны каркаса центрального корпуса устанавливать с заданным наклоном. Когда замороженные грунты начали оттаивать, здание под собственным весом стало наклоняться и в итоге приняло правильную вертикальную позицию. Автором этой рискованной, но успешно реализованной программы стал инженер Виктор Михайлович Абрамов.

               Декор интерьеров и административной части, и мест общего пользования жилой части в этой высотке очень скромный, дорогие материалы или живописные панно здесь не использовались. Зато квартиры, как и в доме на Котельнической, были оборудованы всеми возможными бытовыми удобствами. Некоторые из этих удобств были и в других жилых домах того времени, такие, как например, сомнительное удобство в виде мусоропровода на кухне или зимнего холодильника – шкафа под окном в кухне с регулируемыми вентиляционными отверстиями. Такие «удобства» я видела сама в простых сталинских домах.

             В высотке на Лермонтовской площади кроме того во всех квартирах на кухнях были установлены холодильники, встроенная мебель, мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов. Помимо традиционной системы вентиляции, в доме функционировала система централизованного кондиционирования: воздух с улицы фильтровался, проходил через систему увлажнения, после чего его температура достигала +15 °C. Затем в зависимости от сезона воздух нагревался до нужной температуры. Как и другие высотки, этот дом был оснащен централизованной системой пылеудаления.  Это была система щеток и шлангов, расположенных в каждой квартире, трубопроводов, проходящих вдоль здания, и пылесосных станций, установленных в цокольных этажах. В них собранная пыль отфильтровывалась и сбрасывалась в канализацию, а очищенный воздух из системы попадал на улицу. Отопление высотки осуществлялось при помощи бойлеров, установленных в подвалах.

               В 1953 году были введены в эксплуатацию еще две высотки: главное здание (ГЗ) МГУ на Ленинских (ныне Воробьевых) горах и здание МИД Смоленской Сенной площади.

           В разработке проекта ГЗ МГУ был задействован целый коллектив архитекторов. Сначала над проектом работал Борис Михайлович Иофан, но что-то пошло не так, и Иофан был отстранен от работ. Хотя в реализованном проекте ГЗ МГУ сохранился один из принципов высотного строительства Иофана — принцип ступенчатого нарастания вертикальных масс. Так строились все американские небоскребы. А власти требовали, чтобы архитектура обратилась к заимствованию приемов русского национального зодчества. Не знаю, насколько реализованный проект получился более «русским». Сравните сами с проектом Иофана.

 

            Первоначально здание на Ленинских горах планировалось как гостиница, но тогдашний ректор МГУ Александр Николаевич Несмеянов на личной встрече со Сталиным смог убедить последнего в необходимости строительства нового здания, а вернее целого университетского комплекса, для МГУ. В результате проект был разработан архитекторами Львом Владимировичем Рудневым, Сергеем Егоровичем Чернышевым, Павлом Васильевичем Абросимовым, Александром Федоровичем Хряковым и инженером Всеволодом Николаевичем Насоновым. Над скульптурным оформлением работала мастерская Веры Мухиной. Долгие годы это было самое высокое здание не только Москвы, но и Европы. Высота ГЗ составляет чуть больше 183 метров, а со шпилем – 235 метров.

            Главное здание абсолютно симметрично относительно центральной башни. От нее расходятся 18-этажные, 9-этажные и 12-этажные корпуса. 18-этажные корпуса завершаются башенками, на которых размещены часы, термометры и барометры. Диаметр каждого прибора 8,24 метра. ГЗ украшают скульптуры, барельефы, майоликовые панно, основной темой которых является единение науки и труда. Декоративные башенки-пинакли и главный шпиль декорированы металлизированным стеклом.

 

            Рядом с ГЗ возник университетский комплекс, в который в 1953 году входили отдельные здания физического, химического и биологического факультетов, спортивные сооружения, был заложен садово-парковый ансамбль с плодовыми деревьями, сиренью, цветниками и фонтанами.

   

             В центральной части ГЗ (зона А) расположились ректорат, механико-математический, геологический и географический факультеты, включая две двухэтажные аудитории (А и Б), минералогический и зоологический музеи. Боковые крылья отведены под жилую зону. В корпусах (в мои студенческие годы их называли зонами) «И», «К», «Л», «М» расположены квартиры профессорско-преподавательского состава, 14-метровые комнаты блочного общежития в зонах «Б», «В» предназначались аспирантам, а 8-метровые в зонах «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «Ж» — для студентов. Кстати, общежитие МГУ называлось Домом студента (ДС).  С годами число студентов росло, были построены новые общежития ФДС (филиал Дома студента) на Ломоносовском проспекте, ДАС (Дом аспиранта и студента) на улице Шверника. А в ДС жителей уплотнили. В годы моего студенчества в 8-метровых комнатах обитали аспиранты, а в 14-метровых студенты старших курсов по два, а иногда и по три человека в комнате.

 

             С тех пор университетский городок сильно разросся. Я уже немного писала об этом.

http://www.peshkompomoskve.ru/soviet_modernism-1/

http://www.peshkompomoskve.ru/postmodernism-1/

http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_monuments-3/

           Вот как, например, выглядят фундаментальная библиотека МГУ, построенная в 2005 году, и Шуваловский учебный корпус, введенный в эксплуатацию в 2007 году.

 

             Возможно, я когда-нибудь напишу отдельную статью о своей Alma mater. А пока немного о мифах, которые витают вокруг всех сталинских высоток. Один из самых необычных мифов, который полностью отражает суть инфраструктуры здания, звучит примерно так: «Студент поступил на мехмат и вышел из здания через пять лет с дипломом математика». Я готова его подтвердить, ну или почти подтвердить. Во время сессии на старших курсах мы и сами выходили на улицу только для того, чтобы дойти до химфака. В ГЗ было все: библиотека учебных пособий (БУП), продуктовые и книжные магазины, буфеты, студенческие столовые и профессорские столовые (со столами, покрытыми белоснежными скатертями, и официантками в крахмальных передниках), почта с телеграфом, междугородний телефонный узел (сотовых тогда не было), парикмахерская, химчистка с услугой мелкого ремонта вещей, поликлиника (к концу моей учебы, а это был 1980 год, было построено отдельное здание), профилакторий, актовый зал, ДК с театральным залом и помещениями для занятий. В аудиториях А и Б по вечерам показывали кино. А еще были, да и есть, великолепные мраморные холлы, а в общежитиях – рекреационные зоны с глубокими кожаными креслами и диванами, а кое-где и с пианино. Вот как-то так. В плохую погоду студентам мехмата или геофака действительно можно было по нескольку дней не выходить из здания.

              В 1953 году было построено и здание МИД на Смоленской Сенной площади.

         Еще в 1930-ые годы на месте нынешнего здания МИД начали строить здание Дома иностранного туризма. Построенные в довоенное время семиэтажные корпуса по Арбату и Денежному переулку вошли в архитектурный ансамбль нынешнего здания МИД.

       Проект высотки разработан Владимиром Георгиевичем Гельфрейхом и Михаилом Адольфовичем Минкусом. По этому утвержденному проекту, повторюсь – утвержденному проекту, здание заканчивалось плоской крышей, без башни и шпиля.

   

          И другие высотки предлагалось построить без шпилей, но появление шпилей, как правило, происходило еще на стадии проектов. А шпиль МИД породил еще одну легенду высоток. Якобы Сталин проезжал мимо уже готового здания, удивился отсутствию шпиля и велел его срочно достроить. Даже сам нарисовал небольшой шпиль на плане здания. Легенда сомнительная, вряд ли проект с плоской крышей был утвержден без визы Иосифа Виссарионовича. Но как бы там ни было, но шпиль с небольшой башенкой все-таки появился. Облегченный верхний объем здания не выдержал бы массивную каменную надстройку, поэтому решили установить декоративный, смонтированный из окрашенных стальных листов, шпиль. Вес шпиля составил 350 т, высота — 56 м. По причине избыточного веса шпиль не был увенчан звездой.

             В 2017 году шпиль полностью демонтировали и распилили на сувениры. На его месте установили точную копию из стали, покрытой керамической плиткой.  Вес новой конструкции составил всего 250 тонн. В этом же году был очищен от грязи верхний объем здания. И родилась еще одна легенда: этот объем тоже декоративный, как и шпиль. Внутри нет никаких помещений, но это не так. Там располагаются нормальные кабинеты и служебные помещения.

          Архитектурный облик сооружения воспроизводит мотивы английской готики. Здание имеет ярусное строение с постепенным сужением и облегчением масс кверху, завершения ярусов плоское, без башенок-пинаклей, вазонов или скульптур. Зато все ярусы оформлены мерлонами.

   

         Центральная часть здания состоит из 27 этажей, её высота — 172 метра. Цоколь облицован красным гранитом, а фасад — светлыми керамическими блоками. На главном фасаде, на высоте 114 метров, установлен огромный железобетонный герб СССР площадью 144 квадратных метра. Лепные украшения выполнены скульптором Георгием Мотовиловым. Центральная часть высотки через уступы ярусов переходит в боковые 16-этажные крылья, а затем — в 6-этажные. Эти корпуса связывают массив здания с окружающей застройкой.

            Вряд ли простой обыватель когда-нибудь просто так попадет в МИД, так что попробуем напрячь воображение. В отделке интерьеров использованы мрамор, гранит, витражи, металлические элементы из полированной латуни, карельская береза, орех, красный бархат. Наверное, там очень красиво.

           В 1954 году был сдан в эксплуатацию жилой дом на площади Восстания (ныне Кудринской) и гостиница «Ленинградская» на Комсомольской площади.

           У высотки на Баррикадной несколько имен. Ее называют высоткой на Кудринской площади или на площади Восстания — так она называлась в советские времена. А еще одно название – Дом авиаторов, поскольку строительство здания курировало Министерство авиационной промышленности. Проект разработан архитекторами Михаилом Васильевичем Посохиным и Ашотом Ашотовичем Мндоянцем.

           Здание состоит из центрального и боковых корпусов, опирающихся на общий цокольный этаж. Высота дома с башней и шпилем составляет 156 метров. Центральный корпус имеет 24 этажа, боковые – 18 этажей. Всего в здании свыше 450 квартир. Дом всегда считался элитным жильем, в нем были выделены квартиры для военных, авиационных конструкторов, деятелей культуры. Жить в этой высотке было престижно, хотя планировка квартир оставляла желать лучшего: комнаты часто были всего по десять квадратных метров и при высоких потолках смотрелись весьма странно. Сталин умер в 1953 году, и практически сразу началась критика высоток. Дому на площади Восстания были предъявлены претензии именно по планировке квартир при значительном расходовании средств на декор холлов, лестничных маршей и прочих нежилых помещений.

             В стилобатной части здания были размещены крупнейший в городе «Гастроном № 15», двухзальный кинотеатр «Пламя» на 540 мест, парикмахерская, ателье, почтовое отделение, кафе-мороженое, подземная парковка. Фасады здания были богато украшены скульптурами, естественно, на тему счастливой жизни советских людей.

             Со строительством дома изменилась и окружающая среда: доходные дома начала 20 века были снесены, а со стороны главного фасада появился просторный сквер. Однако в полной мере замысел Посохина так и не был реализован. По замыслу архитектора высотку должны были окружать несколько многоэтажных зданий в стиле сталинский ампир. Но Сталин умер, проект свернули.

             Сейчас здание находится в самом плачевном состоянии из всех сталинских высоток. Требуется срочная замена коммуникаций, скульптуры разрушаются, чтобы отваливающиеся от них куски не убили кого-нибудь ненароком, их обернули строительной сеткой. Со времен, когда кинотеатр был переделан в казино, осталась пристройка над магазином «Магнит», который занимает помещение бывшего кинотеатра. Кстати, в знаменитом Гастрономе сейчас располагается ресторан.

          В 1954 году была полностью сдана в эксплуатацию и гостиница «Ленинградская». Предполагалось, что эта гостиница станет жилищем для прибывающих в столицу гостей прежде всего с трех вокзалов, расположенных на Комсомольской площади. Проект разработан архитекторами Леонидом Михайловичем Поляковым и Александром Борисовичем Борецким. Среди сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая, в ней всего 21 этаж и 136 метров высоты. Строительство сопровождалось, как впрочем и всех других высоток, сложностями из-за слабых грунтов. Однако в случае с гостиницей «Ленинградская» строителям пришлось дополнительно использовать еще и сваи, т. к. на стадии котлована выяснилось, что через площадь протекают две подземные речки.

          Гостиница «Ленинградская», наверное, более полно воплотила идею о создании небоскреба с русскими традициями архитектуры. Элементы русской архитектуры нашли свое место и в оформлении фасадов, и особенно в отделке интерьеров. А интерьеры получились просто шикарными. Но… Началась «борьба» с излишествами в архитектуре, инициированная Хрущевым и поддержанная Фурцевой, тогдашним первым секретарем Московского горкома партии. Именно «Ленинградская» стала основной мишенью критиков сталинской архитектуры. Полякова и Борецкого обвинили в неоправданном расходовании средств, «буржуазной помпезности» и ошибочном понимании соцреализма. Также мастеров лишили Сталинской премии, которую незадолго до этого дали за проект высотки, отняли мастерские, практически лишили заказов. Вот такая печальная судьба.

               В советское время «Ленинградская» принадлежала к числу лучших гостиниц в стране. Как и в других высотках здесь была применена система вентиляции, кондиционирования и пылеулавливания, номера были разных категорий, но соответствовали всем представлениям об удобстве размещения того времени. Со временем номерному фонду стал необходим ремонт. В начале 2000-ых гостиницу приватизировали. В 2004—2008 годах компанией ООО «Фирма АР СС» была проведена комплексная реставрация здания, в том числе интерьеров. Реставраторы, по возможности, сохранили оригинальные элементы внутреннего убранства. Были заменены инженерные коммуникации, а в бывшем бомбоубежище обустроили фитнес-центр с бассейном и СПА-салоном. Во время проведения реставрационных работ было отмечено хорошее состояние конструкции здания. После завершения всех работ в 2008 году гостиница открылась под именем Hilton Moscow Leningradskaya.

   

            БОльшая часть нынешнего номерного фонда выдержана в современном дизайне, однако в гостинице было отреставрировано пять так называемых «исторических люксов». Это обширные апартаменты по 90 квадратных метров, в которых восстановлен изначальный декор и аутентичная мебель.

             Последним реализованным проектом сталинских высоток стала гостиница «Украина». Сначала большую гостиницу планировали возвести на Ленинградском шоссе рядом со стадионом «Динамо», но при утверждении плана строительства высоток место гостиницы определили на Дорогомиловской излучине Москвы-реки. И называться гостиница должна была «Дорогомиловская».

                Первый камень в фундамент здания был заложен, как и в случае других высоток, 7 сентября 1947 года, однако строительство началось только в 1953 году уже после смерти Сталина. Проект был разработан Аркадием Григорьевичем Мордвиновым при участии Вячеслава Константиновича Олтаржевского и инженера-конструктора Павла Александровича Красильникова.

 

              Хрущев, начавший борьбу с архитектурными излишествами, хотел свернуть проект, но в конце концов согласился на строительство. Правда, с изменениями. Гостиницу назвали «Украина», в боковых корпусах, по требованию Никиты Сергеевича разместили 250 квартир.

             В результате была построена вторая после ГЗ МГУ по высоте высотка. Центральный корпус состоит из 34 этажей, его высота составляет 206 метров, включая 73-метровый шпиль. Здание облицовано керамическими блоками, первые два этажа — известняком, а цоколь и главный вход — гранитом. Угловые башни украшают стилизованные под снопы пшеничные колосья и вазоны. В интерьерах были использованы картины советских художников. На потолке в центральном холле создан живописный плафон «Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине».

   

            Долгое время гостиница «Украина» была одним из самых фешенебельных отелей Москвы, но постепенно номерной фонд устарел, требовал обновления и ремонта. В 2005 году гостиницу приватизировали, отремонтировали и отреставрировали. Интерьеры номеров были полностью переделаны в соответствии с современными представлениями о комфорте, а интерьеры общественных помещений, ресторанов, холлов и вестибюлей отреставрировали с максимальным сохранением исторического облика. Формально было сохранено историческое название, однако официально гостиница стала называться «Гостиница Рэдиссон Ройал, Москва». В январе 2019 года отель присоединился к бренду Radisson Collection под управлением Radisson Hotel Group.

   

                А административное здание в Зарядье так и не было построено. По проекту Дмитрия Николаевича Чечулина (повторюсь, что это единственный случай, когда проекты двух высоток были разработаны одним архитектором) здание должно было иметь 32 этажа и высоту 275 метров. В этой высотке хотели разместить Министерство тяжелого машиностроения. Был подготовлен фундамент и оформлен стилобат, но стройку законсервировали. В 1964—1967 годах на уже имевшемся стилобате по проекту Чечулина была построена Гостиница «Россия» в стилистике советского модернизма http://www.peshkompomoskve.ru/soviet_modernism-1/ .

   

           Не был реализован и первый высотный проект — Дом Советов. Нашла в интернете интересную картинку, на которой изображены эти два непостроенные здания.

            Сталинские высотки сформировали особый стиль, здания в стилистике этих высоток появились во многих городах СССР и других социалистических стран. Я не буду здесь рассказывать о сталинских высотках а Риге или Варшаве, а приведу несколько фотографий своего родного шахтерского города Стаханов (Кадиевка). Шахтные выработки не позволяли строить высокие дома в городе, но сталинский стиль прослеживается даже в малоэтажных зданиях.

   

            В годы моего детства башенка в доме на первой фотографии была украшена колоннами. А здание со скульптурой шахтера на крыше – это, насколько мне известно, дореволюционная постройка, но ее на несколько десятилетий преобразовали в некое подобие Дворца Советов. Сейчас шахтера на крыше нет, его заменили часы.

10.04.2024

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *