СИМОНОВ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Симонов монастырь был когда-то одним из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья. И одним из самых красивых. В 16—17 веках он входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. За долгие годы своего существования он не раз подвергался набегам, был разорён в Смутное время, пережил упразднение Екатериной II в 1771 году (во время эпидемии чумы монастырь был превращен в чумной изолятор) и восстановление в своем религиозном качестве почти четверть век спустя. Но 30-ых годов прошлого века Симонов монастырь пережить не смог – он оказался практически полностью разрушенным. Не помог ни статус музея, учрежденного в монастыре в 1923 году, ни проведенная в 1920-ых годах архитектором Сергеем Константиновичем Родионовым реставрация, ни богатая история, ни обширный некрополь с захоронениями многих известных москвичей. Новой Москве нужна была территория для образцового советского культурного учреждения – Дворца культуры ЗИЛа. И лучшего места, чем территория Симонова монастыря, городские власти найти не смогли. В начале 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор, храмы и стены следует снести. Были снесены пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также разрушено кладбище: надгробия были разбиты, могилы сровняли с землей. А на месте снесенных построек и некрополя был построен ДК ЗИЛа по проекту братьев Весниных.
Чтобы воочию представить, каким был Симонов монастырь в 19 – начале 20 века, хочу привести схему монастыря с сайта sobory.ru
Храмы монастыря (сохранившиеся):
- Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Другие постройки монастыря (сохранившиеся и разрушенные):
- Сушило (XVI-XVII вв.)
- Казначейские кельи (XVII в.)
- Монастырская постройка
- Старая трапезная палата (XV-XVIII вв.)
- Стены ограды (1640-е гг.)
- Солевая башня (1640-е гг.)
- Кузнечная башня (1640-е гг.)
- Башня «Дуло» (XVI в.)
- Стены и башни монастырской ограды, разрушенные в 1930-х гг.
- Успенский собор, разрушенный в 1930 г.
- Колокольня с церковью Иоанна Постника и Александра Невского, разрушенная в 1930 г.
- Больничные кельи с церковью Сошествия Святого Духа (Александра Свирского), разрушенные в 1930 г.
- Восточные ворота с церковью Знамения, разрушенные в 1930 г.
- Западные ворота с церковью Происхождения честных древ, разрушенные в 1930 г.
Прочие постройки:
- Дворец культуры ЗИЛ, сооруженный в 1930-х гг. на месте разрушенной части монастыря.
А вот так представлен Симонов монастырь на старинных открытках и фотографиях.
Правда, красиво? Но жалеть об утерянной красоте поздно – ее не восстановить. Фактически от монастыря остались южная стена с тремя башнями, церковь Тихвинской иконы Божией Матери, несколько монастырских построек и богатая история. Вот о них и поговорим. Начнем с истории.
Симонов Успенский монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником преподобного Сергия Радонежского преподобным Федором (до принятия иночества – Иваном). Преподобный Федор был уроженцем Радонежа, принявшим постриг в Покровском Хотьковом монастыре. Во главе Симонова монастыря преподобный Фёдор прославился как духовный наставник, он был личным духовником Дмитрия Донского. Позднее преподобный Фёдор стал архиепископом Ростовским.
Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по течению реки Москвы, у большой дороги. Чуть позднее Фёдор, стремясь найти уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалёку от старого. В 1379 году монастырь был перенесён туда, где мы можем видеть его сейчас (нынешний адрес – Восточная улица, 4). На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове.
Своё название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Степана Васильевича Ховрина, который приняв иночество, пожертвовал свои земли для строительства монастыря. Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и часто останавливался в нём, приезжая в Москву.
Строительство монастыря на новом месте началось в 1379 году с закладки храма Успения Богородицы, который был освящен в 1405 году. Успенский собор монастыря — одно из древнейших зданий Москвы, доживших до 20 века, но так и не переживших его. Храм разрушен в 1930 году в числе других построек монастыря.
Мощной крепостью монастырь стал в 16 веке, когда были построены башни и стены. Их возводил «государев мастер» Фёдор Савельевич Конь, выдающийся русский зодчий — строитель кремля в Смоленске. Укреплённый при Борисе Годунове, монастырь отразил набег крымских татар во главе с Казы-Гиреем. Укрепления (стены и башни) были частично разрушены, новые стены монастыря, и часть башен были сооружены в середине 17 века, при этом в состав новой крепости вошли части старой. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота около 7 м. Как фортификационное сооружение монастырь проявил себя и позднее: в 1606 году он помешал продвижению войск Ивана Болотникова, в 1610–1613 годах противостоял, но был разорен польско-литовскими интервентами. А в 1812 году монастырь пострадал от наполеоновских войск: были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи.
До наших дней сохранилась южная стена и три башни. Глядя на эту мощную, приспособленную для отражения осады стену, можно только представить насколько укрепленной крепостью был Симонов монастырь в 16-17 веке.
Так же внушительно выглядят и сохранившиеся башни. Все они были построены примерно в одно и то же время – около 1640 года, когда оборонительные сооружения монастыря были восстановлены после набега Казы-Гирея.
Левая башня называется Солевая. В подвалах этой круглой, покрытой древней черепицей башни, судя по названию, хранились запасы соли. Восьмигранный шатер башни со слуховыми окошечками построен в конце 17 века. Он опирается на промежуточный восьмерик, прорезанный арками. Шатер завершается двухъярусной смотровой вышкой.
В центре южной стены сохранилась пятиугольная Кузнечная башня. Эта башня была самой маленькой в монастыре, хотя ее шатер, крытый яркой черепицей, по высоте сопоставим с высотой других башен. Его строили еще почти 40 лет после завершения строительства тела башни. В отличие от других башен, Кузнечная имеет одноярусный наблюдательный пункт.
Мощная правая башня, увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой, называется Дуло. По легенде название возникло после осады монастыря войском Казы-Гирея, когда стрелой с башни, которая была на этом месте, был убит то ли военачальник хана, то ли воин-богатырь по прозвищу Дуло. Башня Дуло имеет 16 граней. Ребра башни украшены лопатками, которые придают величавому сооружению стройный вид.
А Сторожевая и Тайницкая башни разрушены в 1930 году.
В монастыре было шесть храмов, построенных в разное время: Успенский собор – 1405 год, колокольня с церковью Иоанна Постника и Александра Невского – 1839 год, больничные кельи с церковью Сошествия Святого Духа (Александра Свирского), построенные на средства царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I – 1700 год, восточные ворота с церковью Николая Чудотворца (Знамения) – 1839 год, западные ворота с церковью Происхождения честных древ — 1593 год и церковь Тихвинской иконы Божией Матери – 1677-1683 годы. Особенно примечательной была колокольня, возведенная по проекту Константина Андреевича Тона на средства купца Ивана Игнатьева. Она была выполнена в русско-византийском стиле и состояла из пяти ярусов общей высотой 90 метров, что на 9 метров выше колокольни Ивана Великого в Кремле. На колокольне были установлены часы и несколько колоколов, самый большой из которых весил 1000 пудов. Колокольня выполняла функцию одной из архитектурных доминант Москвы и формировала завершенную картину излучины Москва-реки. Все храмы, за исключением Тихвинской церкви, были разрушены в 1930 году.
Тихвинская церковь располагается в здании, которое первоначально строилось как Трапезная палата с церковью на средства царя Федора Алексеевича. Строительство трапезной возглавил архитектор Парфен Петров (по другой версии Потапов). Но царю и настоятелю монастыря работа мастера не понравилась, мотивы древнемосковской архитектуры показались слишком простыми и скучными. Петров был отстранен от строительства, а через три года другой зодчий, Осип Дмитриевич Старцев, переделывает то, что построил Петров, и создает самый внушительный по своим формам и размаху памятник московского барокко. Старцев соорудил просторную смотровую площадку, по размерам не уступавшую большому четверику церкви, богато декорировал фасады в стиле нарышкинского барокко.
Именно в Тихвинской церкви с трапезной в 1923 году был обустроен музей Симонова монастыря, с 1931 года в трапезной располагался киноклуб. Церковь дважды реставрировалась в периоды с 1955 по 1966 годы и с 1982 по 1990 годы.
В 1995 году остатки монастыря были переданы Церкви и стали именоваться патриаршим подворьем в Новом Симонове. Чуть раньше в Тихвинской церкви была зарегистрирована Община глухих и слабослышащих, которая существует по сей день.
Что касается посещения оставшейся части монастыря, то она, увы, не доступна. Бдительный сторож при моем проникновении за ограду сразу же довольно грубо сообщил, что фотографирование запрещено («не благословляется») и попросил меня удалиться. Никак не могу понять, почему в некоторых монастырях существует такая практика запрета. Делать какие-то фривольные селфи в монастырях неприлично, отвлекать молящихся и монахов, фотографируя их, тоже недопустимо – я с этим согласна. Но почему нельзя снимать просто здания и храмы – не понимаю.
Так что мне пришлось снимать монастырские здания, включая Тихвинскую церковь, через чугунную ограду, которая показана на плане монастыря (см. выше) пунктирной линией. Обзор, кстати, очень даже неплохой.
Вдоль сохранившейся южной стены в монастыре уцелело несколько построек разных лет: сушило или солодовня 16-17 века, хозяйственная постройка 18 века, старая трапезная палата 15-18 века. Вот в таком порядке их и можно увидеть через ограду. Сушило предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Петровым (Потаповым) и первоначально было окружено галереей на столбах. Первый этаж здания занимают две одинаковые палаты, на втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения. Сейчас сушило «украшают» металлические лестницы и окна, забитые жестью, оставшиеся от расположенной здесь в советское время промзоны. Старая трапезная палата в 19 веке называлась Келарским корпусом, а еще раньше Хлебной палатой – и фактически выполняла функции монастырской кухни. Это здание одно из самых старых зданий не только в монастыре, но и вообще в Москве.
В северо-западной части бывшего монастырского двора, прямо за башней Дуло, расположено еще одно сохранившееся здание – казначейские кельи 17 века.
Что расположено сейчас в этих постройках неизвестно, но по внешнему виду здания никак не похожи на патриаршее подворье. Может быть, когда-нибудь после реставрации там разместятся какие-то религиозные организации. Подобие реставрационных работ на территории монастыря все же ведется. А теперь еще одна фотография, сделанная во дворе монастыря: Солевая башня, какие-то стройматериалы и бравый охранник, который скоро запретит мне фотографировать…
В Успенском соборе монастыря был похоронен Симеон Бекбулатович — крещеный касимовский царевич, которого Иван Грозный «венчал» на царство в 1575 году по своей шутовской прихоти. Здесь же был погребен сын Дмитрия Донского Константин. На монастырском кладбище нашли свое упокоение поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов, писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и его сын Константин, композитор Александр Александрович Алябьев, русский купец и меценат, коллекционер и библиофил Алексей Петрович Бахрушин, дядя Пушкина Николай Львович, многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий — Мстиславские, Бутурлины, Головины, Загряжские, Дурасовы, Нарышкины, Шаховские… В 1930 году прах Веневитинова и Аксаковых перенесен на Новодевичье кладбище. На остальных костях построен образцовый ДК ЗИЛа.
Как я говорила ранее, первоначально монастырь был основан на другом месте. Там в 1370 году была построена деревянная церковь Рождества Богородицы. Монастырь был перемещен на туда, где он стоит сейчас, а оставшаяся в Старом Симонове деревянная церковь постепенно обветшала, и на ее месте в 1510 году был сооружен каменный храм. Чуть позднее храм был перестроен, и от первоначального сооружения сохранилась лишь нижняя половина основного объёма до резного фриза. Существует легенда, что храм строил Алевиз Новый (Алевиз Фрязин), итальянский зодчий, который возвел Архангельский собор в Кремле и собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре. Правда, документальных подтверждений этому нет.
В 18 веке около церкви были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы. Останки были перезахоронены во дворе храма, на месте захоронения установлена каменная плита, которая была утеряна в середине 18 века. Позднее по приказу Екатерины II была установлена новая плита, которая также была утеряна. В конце 18 века деревянные трапезная и колокольня были заменены на каменные, а после перестройки трапезной в середине 19 века по проекту архитектора Нарцисса Збожевского в Сергиевском приделе трапезной было установлено чугунное надгробие каслинского литья героев Куликовской битвы иноков Троицкого монастыря, которых отправил с князем Дмитрием преподобный Сергий – Пересвета и Осляби. Останки остальных героев Куликовской битвы остались захороненными перед храмом. Как происходило опознание останков, достоверно выяснить не удалось: то ли они были захоронены в саркофагах отдельно от остальных, то ли эти два захоронения были не рядом с храмом, а внутри, под колокольней или «под спудом» трапезной. На этом основании был сделан вывод, что это Пересвет и Ослябя.
Церковь была закрыта в 1928 году, а через несколько лет снесли колокольню и переплавили чугунное надгробие. Храм оказался на территории завода «Динамо» и стал использоваться как производственное помещение. И только в 1987 году храм был передан Историческому музею, а 1989 году – РПЦ. Колокольня восстановлена по старинным чертежам и рисункам в 2006 году. Тогда же на ней установлен дар губернатора Брянской области – колокол «Пересвет» весом 2200 кг. Дело в том, что Брянск считается родиной Александра Пересвета и Родиона Осляби. Над предполагаемой могилой иноков-героев установлена точная копия утраченной чугунной сени, только из дуба. Так как я стараюсь не делать снимков внутри храмов, то привожу здесь фотографию из интернета.
А на месте братской могилы героев Куликовской битвы установлено мраморное надгробие, выполненное Вячеславом Клыковым. Какое-то время до изготовления дубовой сени надгробие стояло в храме. На задней стороне черного обелиска прикреплена бронзовая доска со словами из «Задонщины»: «Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую».
Подход к храму теперь открыт, хотя сама церковь находится в окружении бывших построек завода «Динамо», которые собираются частично снести, а частично превращают в бизнес-квартал.
На территории храма есть звонница, построенная в 1991 году, выполнявшая функции колокольни, пока та не была восстановлена, и старинный дом настоятеля.
И в заключение несколько слов о весьма спорной или как теперь говорят альтернативной, трактовке, далеких событий 1380 года. В последнее время стало очень популярно интерпретировать исторические события по-новому. Многие факты рассматриваются с другой точки зрения, принятые исторические факты, роль исторических личностей меняются на полностью противоположные. История – это не математика, где дважды два всегда четыре. Даже если есть какой-то документ, описывающий событие, а само событие случилось пару дней назад, каждый человек может понять его по-своему. Что же говорить о том, что произошло много веков назад. Тут, как говорится, полный простор для «творчества». Вот им-то занялись, кстати, математики Анатолий Тимофеевич Фоменко и Глеб Владимирович Носовский. Основной тезис «Новой хронологии» Фоменко – вся всемирная история сильно растянута. Удобная версия, когда речь идет о далеких событиях. Мало исторических фактов в какой-то промежуток времени (темные века в истории Древней Греции или раннее Средневековье) – значит, их не было вовсе. История Древнего Рима совмещается во времени с историей Византии и т.д. и т.п. Все способы исторической датировки, включая радиоуглеродный анализ и анализ астрономических событий, подвергаются критике в тех случаях, когда они противоречат «Новой хронологии». Интересующиеся могут прочитать научные статьи и книги Фоменко на эту тему или поискать МК и «Науку и жизнь» примерно 25-тилетней давности, в которых печаталась популярная версия «Новой хронологии».
А я хочу познакомить вас с интерпретацией Куликовской битвы, о которой Фоменко и Носовский подробно написали в книгах «Новая хронология Руси» и «Москва в свете новой хронологии». События, описанные в литературных произведениях 15 века «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» признаются авторами недостоверными, т.к. произведения эти были написаны спустя целых 100 лет (!) после Куликовской битвы. Основная мысль, касающаяся татаро-монгольского ига – его не было вовсе, а была княжеская междоусобица, и сражение было между двумя князьями: Мамаем и Тохтамышем, он же Дмитрий Донской. Мамай и Батый по мнению авторов были славяне, т.к. у них были славянские имена (!), производные от слов «мама» и «батя». К дате битвы у авторов, вроде бы претензий нет. Зато есть претензия к месту, где произошло событие. Фоменко считает, что сражение произошло непосредственно у стен недавно основанного Симонова монастыря. Приведу цитату из книги «Москва в свете новой хронологии».
«Известно, что Дмитрий Донской с ратниками хоронили погибших товарищей непосредственно на поле, где произошло сражение. А произошло оно в день Рождества Пресвятой Богородицы. Известно, что наши предки устанавливали на месте захоронений часовню или церковь и освящали её в честь того дня или праздника, в который произошло то или иное знаменательное событие. Так вот, в Москве, на Кулишках, находится Симоновский монастырь, в котором имеется церковь Рождества Богородицы. А что в ней? Процитирую Л.Н. Гумилёва: «Похоронили Пересвета и Ослаблю у церкви Рождества Богородицы… Героев-иноков, погибших на поле брани…». Согласитесь, наивно думать, что тела героев, ровным счётом как и других погибших, везли из Тульской области до Москвы более трёхсот километров, чтобы предать их здесь земле…. Ведь на территории монастыря обнаружены массовые захоронения, относящиеся к временам нашествия Мамая. А как быть с фактом постройки церкви Всех Святых (или Всесвятской)? Согласно преданию, она была построена в Москве по приказу Дмитрия Донского в честь победы русского воинства в Куликовской битве (почему же не на «тульском» Куликовом поле?). К слову, Симоновский монастырь, как и церковь Всех Святых расположена недалеко от Краснохолмской набережной реки Москвы, которая возвышается над остальной местностью. Уж не то ли это «Красный холм», с которого Мамай руководил своими войсками? Если же учесть, что монастырь стоит на Кулишках, на месте предполагаемого Куликовского сражения, то, вполне возможно, что это — тот самый холм — ставка Мамая.»
В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что Дмитрий вез в Москву целый обоз раненных воинов. Наверняка многие скончались в дороге и были захоронены у стен Рождественской церкви. Здесь же захоронили и Пересвета с Ослябей, тела которых влезли в их родную обитель. Так что даже у такого простого обывателя как я есть свой ответ на утверждение Фоменко «Согласитесь, наивно думать, что тела героев, ровным счётом как и других погибших, везли из Тульской области до Москвы более трёхсот километров, чтобы предать их здесь земле….»
23.04.2017