МОСКВА — 20-ЫЙ ВЕК. СОВЕТСКИЙ МОДЕРНИЗМ-1

МОСКВА — 20-ый ВЕК. СОВЕТСКИЙ МОДЕРНИЗМ. Часть 1 

          Архитектурным модернизмом называется движение в архитектуре двадцатого века. Оно охватывает период с начала 1900-ых годов по 1960-ые годы, когда в западной архитектуре стали возникать новые тенденции – тенденции постмодернизма. Главная цель архитектурного модернизма – создание принципиально новых архитектурных форм без связи с предыдущими направлениям и стилями, использование самых современных строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению внутренней планировки, практически полное отсутствие элементов декора. Модернизм возник практически одновременно во многих странах, т. е. носил интернациональный характер. Наверняка, вы вспомните имена французского архитектора Ле Карбюзье, немецкого – Вальтера Гропиуса, бразильского – Оскара Нимейера.

          С течением времени модернизм несколько менял свои тенденции, оставаясь тем не менее последовательным в одном – в создании новых рациональных форм с использованием новых строительных материалов и конструкций.

           В нашей стране в целом, и в Москве в частности, модернизм развивался несколько иначе, чем во всем мире. Вспомним архитектурные стили и направления двадцатого века в нашей стране. Начало века – эпоха модерна. В 1910-ых появляются всевозможные неостили: неогрек, неоготика, неорусский. Фактически это были эклектичные стили, которые сочетали в себе черты национальных или исторических направлений и модерна. 1920-1930-ые годы – эпоха советского конструктивизма и рационализма. Эти авангардные направления и по духу, и по времени полностью соответствовали мировым тенденциям модернизма. 1940-1950-ые годы – сталинский ампир, который никак не вписывался в эстетику модернизма.

           Вот мы наконец-то подошли к эпохе так называемого советского модернизма. Кстати, термин этот среди искусствоведов и историков архитектуры появился совсем недавно, только в начале 21 века. Советский модернизм охватывает период 1955 года, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», до 1991 года, прежде всего по причине распада СССР и кардинальном изменении общественно-политического и государственного устройства страны.

            Итак, середина 1950-ых годов. У тогдашнего руководителя страны Н. С. Хрущева было много революционных идей по реорганизации общества и народного хозяйства. Вспомним хотя бы развенчание культа личности Сталина, повсеместные посевы «царицы полей» — кукурузы, территориальное управление народным хозяйством с образованием совнархозов. Хрущевская оттепель в идеологии принесла стране определенную открытость к мировым тенденциям в искусстве. И в архитектуре тоже. Так в стране появился советский модернизм. Правда, в архитектуре у Никиты Сергеевича были вполне определенные приоритеты: увеличение жилищного фонда и расселение коммуналок. Так в Москве, да и по всей стране тоже, стали строиться пятиэтажки с малогабаритными квартирами, которые сейчас безжалостно сносятся в рамках программ реновации.

           В таких домах все было минимизировано, чтобы удешевить строительство и уменьшить сроки возведения жилья. Квартиры были маленькими и неудобными: с крошечными кухнями и прихожими, низкими потолками, совмещенными санузлами с «сидячими» ваннами. Но это были отдельные квартиры! Как радовалась моя тетушка, получив такую квартиру: ведь до этого она тридцать лет прожила в общежитиях и коммуналках. И хоть позднее в народе такие дома получили пренебрежительное прозвище «хрущебы», для того времени эти дома были настоящим прорывом.

           При Хрущеве в Москве построено не так много модернистских зданий, но они есть. Здесь следует отметить, что советский модернизм всегда имел свои особые черты. Так при строительстве часто использовали облицовочные материалы (песчаник, ракушечник, туф, мрамор, керамика), монументальные декоративные элементы в виде мозаичных и скульптурных панно, практически сплошное остекление фасадов, как дань ушедшей эстетике конструктивизма.

            Первым и, пожалуй, единственным модернистским зданием, полностью построенным при Хрущеве, является Кремлевский дворец съездов, который с 1992 года называется Государственный Кремлевский дворец.

        Решение о строительстве Дворца для проведения партийных съездов на территории Кремля принял лично Никита Сергеевич в 1959 году. Проект был разработан коллективом архитекторов под руководством Михаила Васильевича Посохина.

            Имя Михаила Посохина будет у помянуто в этом материале еще несколько раз, поэтому напишу несколько слов о нем здесь. Михаил Васильевич родился в Томске, там же окончил школу, был вольнослушателем Сибирского технологического института, посещал творческую студию художника Вадима Мизерова, работал учеником декоратора в Томском драмтеатре. Позднее стал работать на строительстве Кузнецкого металлургического комбината, параллельно с этим окончил Учебный комбинат «Кузнецкстроя», получив диплом гражданского инженера, работал в проектном отдел комбината. В 1935 году переехал в Москву, поступил в МАРХИ, где учился в мастерской Щусева. Вуз окончил экстерном за три года.

          Посохин возглавлял одну из проектных мастерских Моссовета, где совместно со своим другом, архитектором Ашотом Ашотовичем Мндоянцем разработал проект высотки на площади Восстания (ныне Кудринская площадь). В 1950-ых годах Михаил Васильевич принимал активное участие разработке проектов панельных жилых домов. В 1960 году Посохин возглавил Архитектурно-планировочное управление Москвы, т.е. стал главным архитектором столицы. Он инициировал строительство проспекта Калинина, который стал воплощением идей советского руководства о развитии отечественной архитектуры, принимал участие в разработке проектов зданий проспекта. Дальнейшая работа на посту главного архитектора Москвы, который Посохин занимал до 1980 года, связана с разработкой комплексной городской застройки и исследованием исторической застройки столицы для ее дальнейшего сохранения. Михаил Васильевич вел преподавательскую и общественную деятельность, был автором более десяти книг по архитектуре, был награжден орденам, медалями, государственными премиями.

        Но вернемся к зданию Кремлевского дворца съездов. Чтобы освободить место для строительства была снесена историческая застройка Кремля, в частности старое ампирное здание Оружейной палаты, построенное в 1810 году по проекту Ивана Васильевича Еготова, а также фундаменты палат цариц и царевен.

           Кремлевский дворец съездов – если можно так сказать, классический образец советского модернизма. Строгий прямоугольный параллелепипед дворца имеет вертикальное членение, образованное выступами, облицованными уральским мрамором, между которым располагаются окна в переплетах из анодированного алюминия золотистого цвета. Во дворце насчитывается более 800 помещений. Центральную часть здания занимает зал заседаний на 6000 мест, который сейчас выполняет функцию зрительного зала. Эту функция была у зала и в советское время: здесь проходили торжественные концерты, а также спектакли Большого театра. Фактически КДС был второй сценой Большого.

        С 1990 года Государственный кремлевский дворец – основная сцена труппы «Кремлевский балет». Кроме того, здесь все также проходят концерты, причем не только грандиозные: во дворце обустроены еще два зала для проведения представлений – Малый и Дипломатический. В интерьерах дворца красный революционный цвет обивки кресел сменили на синий.

            К сожалению, я давно не была на территории Кремля, поэтому ниже привожу снимки КДС из интернета. В ближайшее время постараюсь заменить их своими.

   

       Практически одновременно со строительством Кремлевского дворца съездов было запланировано строительство гостинцы, в которой смогли бы размещаться не только туристы, но и делегаты партийных съездов и участники конгрессов. Одним из условий размещения гостиницы была шаговая доступность от Кремля. В 1956 году Главное архитектурно-планировочное управление Москвы утвердило задание на строительство гостиницы по проекту коллектива архитекторов во главе с Дмитрием Николаевичем Чечулиным.

           Чечулин окончил ВХУТЕМАС, работу начал в «Проектгражданстрое» под руководством Григория Бархина. В 1930-ые годы возглавлял мастерскую Щусева, когда против архитектора была развернута дискредитирующая кампания, достраивал здания по его проектам. В 1945-1949 годах Чечулин занимал пост главного архитектора Москвы. Главные архитектурные работы Дмитрия Николаевича – высотка на Котельнической набережной, гостиница «Пекин», открытый плавательный бассейн «Москва» на месте взорванного храма Христа Спасителя и, конечно же, гостиница «Россия». Последней крупной работой архитектора стал Дом Советов РСФСР на Краснопресненской набережной.

             Гостиница «Россия» была возведена на готовом фундаменте недостроенной сталинской высотки — восьмой высотки в Зарядье.  Ранее Чечулин принимал участие в проектировании этого здания. Строительство гостиницы длилось три года – с 1964 по 1967 год.

          В плане «Россия» представляла собой замкнутый прямоугольник, образованный четырьмя 12-тиэтажными корпусами со внутренним двором. Геометризм здания подчеркивали светлая облицовка фасадов и четкий ритм окон в алюминиевых рамах Стилобат здания был облицован коричневым гранитом. Архитектурной доминантой здания являлась 23-этажная башня над северным фасадом. В 1971 году в южном корпусе был открыт центральный киноконцертный зал «Россия», где были реализованы идеи Чечулина по созданию удобного пространства для проведения концертов и других массовых мероприятий.

          В 1977 году в гостинице произошел крупный пожар, в результате которого погибли и пострадали люди.  В конце 1990-ых годов были подготовлены проекты по модернизации здания, но его все-таки решили снести: 1 января 2006 года гостиница «Россия» была закрыта, а в 2010-ом году – разобрана. Сфотографировать ее я не успела, поэтому снова привожу фотографию из интернета.

           Признаюсь, мне жаль, что гостиницу снесли. Особенно жаль концертный зал, с которым связано много приятных воспоминаний. Да и здание в целом неплохо смотрелось на Москворецкой набережной, и было своеобразным символом эпохи. Сейчас на этом месте располагается парк «Зарядье», котором я расскажу в другом материале.

   

            В 1961 году на Пушкинской площади был построен кинотеатр «Россия» по проекту группы архитекторов во главе Юрия Николаевича Шевердяеева. Юрий Николаевич учился в ВХУТЕИНе, затем окончил МАРХИ и аспирантуру Всесоюзной академии архитектуры. Работал в мастерских Эрнста Мая и академика Жолтовского. Кроме здания кинотеатра «Россия» наиболее известным работами архитектора являются здания ЦДХ на Крымском валу и гостиницы «Интурист» на улице Горького, ныне Тверской, о котором я расскажу немного позднее. Совместно с Шевердяеевым над проектом кинотеатра работали Дмитрий Сергеевич Солопов и Эльмира Гаджинская.

   

            В архитектуре здания нашли воплощение некоторые оригинальные решения.  Так балкон зрительного зала был вынесен на 6-метровую консоль, а уклон зрительного зала виден через остекленный фасад. Эти идеи авторы проекта почерпнули у Константина Мельникова, в частности, в здании клуба имени Русакова балконы также вынесены на консоли. Вместо фронтона, опирающегося на колонны, здание украсила взлетающая крыша, изначально разработанная архитектором Леонидом Николаевичем Павловым для другого проекта. Оригинальным элементом стала лестница над автомобильным проездом, которая связала фойе с пешеходной зоной бульвара.

           Отделочные работы продолжались еще три года. Открылся кинотеатр премьерным показом фильма Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» в 1964 году. Много лет он был главной площадкой Московского кинофестиваля. В 1990-ые годы в здании размещалось казино, потом его арендовала компания «Каро Фильм» и переименовала в кинотеатр «Пушкинский». В 2012 году «Каро Фильм» сдала здание «Пушкинского» в аренду международной театральной компании Stage Entertainment». Зал реконструировали для постановки мюзиклов, а на козырьке «летящей» крыши снова появилась историческая надпись. Театр Мюзикла переехал на Пушкинскую площадь из Дворца культуры Горбунова в 2017 году.

         Но не всем кинотеатрам повезло так, как «России». В Москве проводится программа реконструкции кинотеатров, построенных в 1950-ые – 1980-ые годы. Считается, что они сильно обветшали и простой модернизации не подлежат.

        Вот, например, кинотеатр «Алмаз», построенный в 1966 году на Шаболовке, 56. Оригинальное здание было реконструировано в 2009 году после стагнации 1990-ых и несколько лет снова выполняло свои функции кинотеатра.

         Но в 2019 году кинотеатр снесли. На его месте возводится многофункциональный общественный центр «Место встречи «Алмаз». В нем помимо четырех кинозалов откроют супермаркет, досуговый фуд-холл, помещения для культурных и спортивных мероприятий. Реконструкция, а вернее сказать, строительство нового досугового центра должна завершиться в 2023 году, и выглядеть он будет вот так.

        Кстати, внешний вид других досуговых центров на месте бывших кинотеатров будет примерно таким же, как у «Алмаза». Наверное, это будут удобные, современные общественные пространства, но снесенные кинотеатры жалко. Жалко, что кинотеатр «Алмаз» можно будет увидеть только на старых фотографиях, в том числе и на моем сайте.

        Строительство магистрали, соединяющей Арбатскую площадь с Дорогомиловской заставой было предусмотрено еще генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. Но до войны его осуществить не успели и вернулись к нему лишь в начале 1960-ых годов. Сейчас это Новый Арбат, а с1963 по 1990 год магистраль носила название проспект Калинина. Кстати, рабочее название магистрали в проекте 1935 года было Новый Арбат или Новоарбатский проспект.

           Для строительства проспекта были снесены переулки между Арбатом и Поварской улицей. Естественно, что тогда если кто-то и возмущался этим сносом, как и сносом исторических объектов на территории Кремля, то только тихо и на кухнях. Правда, москвичи долго не могли смириться с возникновением нового проспекта и придумали ему обидное прозвище «вставная челюсть столицы». Впрочем, возводимый комплекс Москва-сити, сейчас тоже иногда называют со стоматологическим уклоном, извините, «гнилым зубом».

            Проект застройки нового проспекта был разработан группой архитекторов во главе с М. В. Посохиным. В нее входили Ашот Ашотович Мндоянц, Глеб Васильевич Макаревич, Борис Иванович Тхор, Игорь Александрович Покровский и другие. Покровский, кстати, стоял у истоков строительства моего Зеленограда, был главным архитектором и автором большинства архитектурных проектов города.

          В результате строительства был сформирован новый крупный фрагмент городской среды, где все было подчинено единому замыслу. Строительство продолжалось на протяжении 1962—1968 годов, т.е. началось еще при Хрущеве, а закончилось через четыре года после его смещения с поста главы государства.

             Четную (северную) сторону проспекта образуют пять 24-этажных сдвоенных каркасно-панельных жилых домов-башен. В этих высотках предполагалось выделять квартиры высокопоставленным советским чиновникам и представителям творческой интеллигенции. На первых двух этажах домов разместились магазины и кафе. Старшее поколение наверняка помнит кафе «Ивушка» (дом № 10) и магазин «Мелодия» (дом № 22). Между башнями расположены двухэтажные здания: бывший Дом хлеба, кинотеатр «Октябрь», Дом книги и снесенный в 2021 году Дом связи. На четную сторону проспекта между домами-башнями также выходят дома Большой Молчановки http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-6/

       

           Нечетную (южную) сторону проспекта образуют четыре 26-этажных административных здания — дома-книжки, соединенных общим стилобатом. В стилобате, имеющем два наземных и два подземных этажа, размещены вестибюли административных зданий, магазины, рестораны, кафе. Именно здесь располагались два главных тусовочных места советской молодежи: пивной ресторан «Валдай» и кафе-мороженое «Метелица» — «Метла» на тогдашнем молодежном сленге. Вывески «Валдай» и «Метелица» существуют до сих пор, но «Валдай» вроде бы стал торговым центром, а «Метелица» закрыта на реконструкцию. Дома №№ 11 и 21 занимают офисы многочисленных компаний, дом № 15 отремонтирован и перепрофилирован под отель и апартаменты, а высотная часть дома № 19 принадлежит Управлению делами Президента РФ. Часть помещений занимает Совет Федерации Федерального Собрания РФ (различные управления Аппарата СФ, комитеты, кабинеты членов СФ).

              Почти за 55 лет, прошедших с момента окончания строительства, все высотки Нового Арбата порядком обветшали и требуют капитального ремонта. Пока отремонтирован только дом № 15 и реконструирована и благоустроена пешеходная часть проспекта с новыми скамейками, газонами, качелями и плиточным мощением.

            На участке Нового Арбата от Садового кольца до Новоарбатского моста нас интересует только одно здание — дом № 36. Это бывшее здание секретариата Совета экономической взаимопомощи – организации социалистических стран, просуществовавшей с 1949 по 1991 год.

            Комплекс зданий секретариата СЭВ состоит из трех зданий, объединенных общим стилобатом. Это 31-этажная административная высотка-книжка, конференц-центр и 13-этажная гостиница «Мир». Здания были построены в 1963—1970 годах.  Авторы проекта – Михаил Посохин, Ашот Мндоянц и Владимир Свирский.

           Административная часть комплекса, рассчитанная на 2000 сотрудников, представляет собой высокое 31-этажное здание, композиционно решенное в виде 2 изогнутых плоскостей, которые объединены центральной стелой лифтовых холлов. Жилая зона комплекса, гостиница «Мир» представлена 13-этажным зданием, а общественная — цилиндрическим конференц-залом на 1000 посадочных мест. В двухэтажном стилобате комплекса размещались залы заседаний, ресторан, кулуары, фойе, гараж. Акцентирующий декоративный элемент комплекса — мозаичное панно на фасаде конференц-зала, выполненное венгерскими мастерами по эскизам советского художника Григория Ивановича Опрышко.

 

           В 1991 году имущество СЭВ, включая здание секретариата и гостиницу «Мир» было отчуждено в пользу мэрии Москвы с выплатой бывшим странам СЭВ почти 90 миллионов рублей, хотя оценочная стоимость одного здания-книжки составляла порядка 200 миллионов долларов. Конфликт из-за выплаты между бывшими друзьями развития не получил, и в 1992 году здание СЭВ были переданы на баланс мэрии.

             В 2004 году перед комплексом построен торговый центр «Сфера» на месте спирального пандуса на стилобатный уровень здания СЭВ.

            В 1962 году построено здание Бородинской панорамы. Полотно Бородинского сражения Франца Рубо было написано к 100-летию события, в 1911—1912 годах. Для художника это была третья батальная панорамная картина. Для показа панорамы был построен временный деревянный павильон на Чистых прудах. Планировалось, что павильон просуществует только год, но на самом деле его закрыли только в 1918 году. Разрушающийся павильон был снесен.

          После закрытия павильона полотно в свернутом состоянии много лет хранилась в неприспособленных помещениях: складах театров и подвалах храмов. После Великой отечественной войны пострадавшее от такого хранения полотно отреставрировали группой художников под руководством Павла Корина. После этого панорама вновь отправилась на хранение, на этот раз в запасники Пушкинского музея.

         К 150-тилетнему юбилею сражения было решено построить специальное здание для размещения панорамы. Постройку планировали расположить в Нескучном саду, но потом решили перенести место дислокации на Кутузовский проспект, в то место, где когда-то было село Фили – место исторического совета в Филях. Проект разработан архитекторами Александром Романовичем Корабельниковым и Сергеем Ивановичем Кучановым

          Основой архитектурной композиции стал 23-тиметровый цилиндрический объем, облицованный стеклом. По бокам от него возведены два крыла из железобетона, фасады которых украшены мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русских войск и изгнание Наполеона» и высеченными на боковых стенах именами героев Отечественной войны 1812 года. Панно выполнены по эскизам Бориса Александровича Тальберга.

           Перед размещением в новом здании полотно Рубо снова отреставрировала группа художников под руководством Михаила Иванова-Чуронова. Еще раз картину пришлось реставрировать после того, как в 1967 году сторонники культурной революции в Китае ее подожгли. И хотя пострадало больше половины полотна, художникам-реставраторам Студии военных художников имени Грекова удалось восстановить панораму. Ремонтно-реставрационные работы в здании панорамы были проведены в 2017-2019 годах.

         Здание гостиницы «Интурист» на улице Горького было решено построить в 1965 году. Для этого был снесен доходный дом, ставший позднее гостиницей, в которой останавливались Некрасов, Тургенев, Блок, между зданиями гостиницы «Националь» и театром Ермоловой. Никаких охранных статусов у того доходного дома в середине 1960-ых годов, естественно, не было.

          Проект «Интуриста» разработали Юрий Николаевич Шевердяеев, Всеволод Леонидович Воскресенский и Александр Степанович Болтинов. Здание в виде прямоугольного параллелепипеда имело двадцать два наземных и два подземных этажа. Вдохновленные эстетикой Нью-Йоркских небоскребов, архитекторы изначально планировали возвести еще более высокое здание. Эта идея не была реализована, как и строительства второго корпуса-близнеца на месте театра Ермоловой.

            Строительство было окончено в 1970 году. В то время это было самое высокое железобетонное здание в столице. Может быть, как образец модернизма, здание было неплохим, но на Тверской (Горького) в окружении малоэтажной исторической застройки оно выглядело неуместно. В 2002 году его разобрали с полной утилизацией стройматериалов. От себя скажу, что это единственный снос, который не вызывает у меня не только сожаления, но и размышлений о его целесообразности.

             В 2004—2007 годах было на месте «Интуриста» возведено новое здание гостиницы по проекту Андрея Дмитриевича Меерсона с фасадами в стилистике соседнего «Националя».

           Фотография гостиницы «Интурист» снова взята из интернета – здание разобрали задолго до того, как я увлеклась московской архитектурой.

           И предлагаю сравнить здание новой гостиницы с «Интуристом» и соседним «Националем». На мой взгляд, его только портит стеклянный мансардный этаж.

   

          Курский вокзал, я имею в виду старое здание, был построен в 1896 году. Это было здание из белого камня, основные залы перекрывались стеклянными фонарями, дававшими много света. Центральную часть акцентировали две башенки, главный вход в здание вокзала отмечался двухколонным портиком. Позади вокзала были построены три пассажирские платформы, перекрытые металлическими навесами.

 

          Реконструкция Курского вокзала была задумана еще в 1930-ых годах. Был объявлен конкурс проектов, но ни один из них так и не был осуществлен: ограничились только реставрацией существующего здания. Ее выполнил архитектор Георгий Ипполитович Волошинов.

          К идее реконструкции вокзала вернулись в конце 1960-ых годов. Новый проект возглавил Волошинов при участии группы молодых архитекторов. Проект реконструкции был создан под влиянием лучших образцов железнодорожного строительства – вокзалов Термини в Риме и вокзала в Софии. Новое здание Курского вокзала получило 200-метровый остекленный фасад в сетке алюминиевых переплетов и складчатую крышу с 9-тиметровым козырьком.

              Здание старого вокзала не снесли, оно было фактически включено в состав нового. При этом сохранился декор в его центральной части, убранство в одном из залов ожидания и фасад, обращенный к железнодорожным путям. Реконструкция проходила с 1968 по 1972 годы.

           Не все идеи проекта были реализованы. Так, отказались от остекленных полос на крыше, 30-тиэтажной гостиницы и многоуровневой стоянки на привокзальной площади. В 2001 году на площади был построен торгово-развлекательный центр «Атриум», закрывший вид на вокзал со стороны Земляного вала.

       В последнее время периодически возникают предложения снести модернистскую постройку, освободив историческую постройку и дополнив ее какими-то современными идеями. За тем, чтобы этого не произошло следит общественность. Здание Курского вокзала внесено в Красную книгу Архнадзора.

        Планы по расширению учебной базы МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах были приняты в 1965 году. Тогда было решено построить учебный корпус для размещения в нем гуманитарных факультетов, которым стало тесно в старом здании на проспекте Маркса (Моховой). Первый гуманитарный корпус (1-ый ГУМ) был введен в эксплуатацию в 1970 году. Автор проекта — Александр Федорович Хряков, который был архитектором и высотки МГУ.

          С архитектурной точки зрения здание первого гуманитарного – типичный образец советского модернизма. В корпусе располагались две лекционные аудитории, библиотека, столовая, учебные аудитории и научные кафедры. Сначала его занимали исторический, филологически и философский факультеты. Сейчас список факультетов, школ и институтов стал значительно шире.

   

            Немного отступлю от хронологии событий и скажу пару слов о втором гуманитарном корпусе МГУ.  Его строительство совпало с годами моего студенчества. Корпус строили долго и вводил в эксплуатацию по частям. Так экономический факультет переехал в новое здание в 1977 году, а полностью здание было построено только в 1982 году. И снова мы видим типичный образец советского модернизма с чертами его более поздних вариаций.

        Сейчас в нем располагаются факультет ВМК, Институт повышения квалификации преподавательского состава, Центр общественных наук и ряд других подразделений университета.

17.02.2023

 

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *