МОСКВА — 20-ый ВЕК. СОВЕТСКИЙ МОДЕРНИЗМ. Часть 2
Вот мы и перешли к архитектуре 1970-1980-ых годов. Оставаясь верной общим тенденциям модернизма, архитектура этого времени отличается от раннего периода модернизма. В жилищном строительстве появляются новые типовые серии домов с более удобными и просторными квартирами – сидячие ванны уходят в небытие. Фасады жилых домов становятся более рельефными и получают разное цветовое решение.
Такие же изменения происходят и в строительстве общественных зданий. Хотя и в 1970-ые годы появляются здания в стилистике 1960-ых годов. Например, как здание Институт общей и неорганической химии имени Н. С. Курнакова на Ленинском проспекте, 31, построенное в 1974 году. Хотя с учетом частых долгостроев можно предположить, что это здание – реализация проекта 1960-ых годов.
Долгостроев в это время и в стране в целом, и в Москве в частности, было много. Строительство зданий Военной академии имени М. В. Фрунзе началось в 1960-ые годы, а закончилось в 1978 году постройкой общежития для слушателей. Если остальные здания Академии, которая после слияния Академии имени М. В. Фрунзе, академии бронетанковых войск имени маршала Р. Я. Малиновского и курсов «Выстрел», стала называться Общевойсковой академией Вооруженных Сил РФ, выдержаны в стандартном модернистском стиле, то здание общежития необычно – оно имеет подковообразную форму. Если по первоначальному проекту Льва Владимировича Руднева и Владимира Оскаровича Мунца, разработанному еще в середине 1950 годов, на этом месте был задуман зал для проведения конференций и других мероприятий овальной формы, то ученик Руднева Виктор Евгеньевич Асс пересмотрел проект и построил это подковообразное здание общежития на протяженном стилобате.
Долгостроем оказался и 14-тиэтажный дом-корабль на Большой Тульской улице. Строительство дома началось в 1972 году, а закончилось в 1986 году. Дом строился для сотрудников Министерства среднего машиностроения (атомной промышленности) СССР, за что получил в народе прозвище «дом атомщиков». Из-за необычной формы и гигантских размеров появились и другие прозвища – «Титаник» и «лежачий небоскреб».
Проект разработан группой архитекторов под руководством Владимира Давидовича Бабада и Всеволода Леонидовича Воскресенского. Примечательно, что Бадад до этого занимался проектированием только атомных электростанций. Некоторые особенности проектирования таких сооружений архитектор перенес и в проект «дома атомщиков». Например, в конструкцию заложены принципы сейсмоустойчивости: фасады и торцы дома расположены не под углом 90° друг к другу, а под углами 87° и 93°, что препятствует складыванию сооружения при землетрясении.
Длина дома составляет 400 м, кроме 14 жилых в доме есть два технических этажа, не имеющих окон. На 12-ом и 14-ом этажах располагаются двухуровневые квартиры. Всего в доме 980 квартир.
Долгостроем оказалось и строительство расположенного неподалеку, на пересечении Подольского шоссе и Даниловского вала, здания Монетного двора.
В 1968 году Совет министров СССР принял решение о строительстве нового производственного комплекса монетного двора. Началось строительство в 1974 году, а завершилось только в 1983 году. Здание представляет собой прямоугольник с внутренним двором.
Но, пожалуй, самым долгим было строительство административного здания на Краснопресненской набережной – Белого дома. Строительство Дома советов РСФСР началось в 1965 году. План строительства подготовила группа архитекторов «Моспроект-1» под руководством Дмитрия Николаевича Чечулина. В проекте принимали участие Павел Павлович Штеллер, Владимир Сергеевич Лукьянов и другие.
Композиция здания имеет симметричную пирамидальную структуру. Она состоит из трех частей. Нижний ярус пирамиды — это мощное основание с расходящимися пандусами и парадной лестницей. Второй ярус — широкий семиэтажный корпус с боковыми крыльями. Над ними возвышается двадцатиэтажный башнеобразный объем со скругленными углами. Строгий ритм окон нарушается на верхнем техническом этаже, где оконные проемы гораздо уже. Стены здания облицованы гранитом и белоснежным мрамором. Венчает здание башенка с позолоченным гербом России и флагштоком, на котором закреплен государственный флаг РФ. Дом Советов стал первым многоэтажным зданием, в котором применили единообразный по форме сборный каркас из железобетона с монолитными ядрами жесткости.
Я не буду здесь говорить о политических событиях, связанных с этим зданием, в 1991 и 1993 годах. Скажу только, что сейчас в нем располагается Правительство РФ, а само здание является уникальным объектом застройки, формирующим панораму Краснопресненской набережной.
В 1971 году распахнул для зрителей свои двери новый московский цирк – Большой Московский цирк на Ленинских (Воробьевых) горах. Он построен на пересечении проспектов Вернадского и Ломоносовского. Планы строительства в столице второго циркового здания стали возникать с середины 1950-ых годов. Сначала планировали построить летний цирк, но этот проект так и не был реализован.
В 1960-ом году архитектор Степан Христофорович Сатунц, большой специалист по проектированию именно цирков, предложил проект нового здания. После окончания Тбилисской академии художеств Степан Христофорович работал в Тбилиси и стал одним из ведущих архитекторов Грузии. По его проектам спроектированы и построены дома отдыха и санатории, серии мостов, административные здания, заводы по производству шампанского на Кавказе и в других регионах СССР, несколько проектов цирковых зданий, включая цирк в Тбилиси. Проект Московского стационарного цирка был разработан совместно с Яковом Белопольским, Ефимом Вулыхом и Львом Мисожниковым.
Для строительства был выбран большой пустырь на Ленинских (Воробьевых) горах. Строительство началось в 1964 году, а закончилось в 1971. Задержки были вызваны срывом поставок необходимых стройматериалов.
Здание цирка представляет собой остекленный по всей окружности шатер под складчатым куполом. Основу купола цирка составляют 24 металлические складки с консолью. Зрительный зал выполнен в форме амфитеатра и вмещает 3400 человек – это самый большой цирк в Европе. В нем установлена система сменных манежей. Всего их пять: конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой, на смену каждого уходит не более пяти минут. Служебные помещения цирка полностью скрыты в стилобатной части здания.
В 2013-ом году цирк был закрыт на двухлетнюю реконструкцию. В настоящий момент ему требуется капитальный ремонт здания с починкой протекающей крыши, заменой механизмов сменных манежей и обновлением зрительного зала.
Рядом на проспекте Вернадского находится здание Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац. Основанный Натальей Ильиничной в 1965 году театр сначала не имел собственной сцены. Представления проходили на сцене театра Эстрады, а потом в здание бывшей гостиницы «Славянский базар» на улице 25 Октября (Никольской).
В 1979 году для театра было построено собственное новое здание на проспекте Вернадского по индивидуальному проекту архитекторов Александра Александровича Великанова и Владилена Дмитриевича Красильникова.
Здание представляет собой сочетание цилиндрических объемов, опирающихся на первый этаж в виде прямоугольного параллелепипеда. Самый высокий цилиндр украшает скульптура синей птицы – символа театра.
С 2019 года театр закрыт на ремонт и реконструкцию.
В 1970-ых годах были построены еще два театральных здания в стиле модернизм.
1973 год ознаменовался открытием новой сцены МХАТ на Гоголевском бульваре. Построено новое театральное здание на месте усадьбы в стиле ампир генерала от кавалерии, участника Наполеоновских войн Андрея Семеновича Кологривова. У Кологривова была красавица-жена, фрейлина двора и кавалерственная дама Екатерина Александровна, урожденная Челищева. В доме часто устраивали балы и приемы, считается, что именно в этом доме на балу Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову. Но этот факт не уберег особняк Кологривова – в 1935 году его снесли, чтобы освободить место для строительства музыкального театра.
Музыкальный театр так и не достроили, но он стал основой для здания нового театра. Проект был разработан архитектором Владимиром Степановичем Кубасовым при участии Игоря Александровича Покровского, Анатолия Вольфовича Маргулиса и Владимира Сергеевича Ульяшова.
Глухой модернистский фасад облицован красно-коричневым армянским туфом. По замыслу авторов проекта эта облицовка должна символизировать театральный занавес. Его поддерживают мощные кронштейны темного металла с фонарями, которые перекликаются с фонарями у старого здания МХАТ, которые разработал Шехтель. Фонари украшены барельефами, на которых изображены музы трагедии, танца, музыки и комедии. К бульвару от театрального подъезда спускаются ступени из грубого камня.
В 1987 году Московский Художественный академический театр разделился на две труппы: МХАТ имени Чехова в Камергерском переулке, который возглавил Олег Ефремов, и МХАТ имени Горького на Гоголевском бульваре, который многие годы возглавляла Татьяна Доронина. Новый руководитель МХАТ имени Горького Эдуард Бояков планирует провести в ближайшее время ремонт и реконструкцию здания театра.
Годом раньше началось строительство нового здания другого культового театра того времени – театра на Таганке.
В 1870-ых годах несколько более ранних построек в районе Таганской площади объединили в одну. Получился небольшой доходный дом. В 1911 году к нему по проекту Густава Августовича Гельриха по заказу купчихи Дарьи Платоновой пристроили помещение для электротеатра «Вулкан», оформленное в стиле неоклассики.
С 1920-ых годов до 1946 года в помещениях располагались разные театры, в том числе филиал Малого театра. В 1946 году был образован Московский театр драмы и комедии, который разместился в здании бывшего кинотеатра «Вулкан», потеснив филиал Малого. Первоначально труппа состояла из выпускников и воспитанников московских театральных студий.
В 1963 году студенты третьего курса Щукинского училища под руководством актера и педагога Юрия Любимова в качестве дипломной работы представили спектакль «Добрый человек из Сезуана» по мотивам пьесы Бертольда Брехта. Постановка была авангардной с множеством необычных театральных приемов. Так родился знаменитый театр на Таганке: с 1964 года так стал называться Московский театр драмы и комедии.
Театр стал необычайно популярным, благодаря актерскому составу и необычности трактовки известных и новых пьес. В 1972 году началось строительство новой сцены театра. По первоначальному проекту предполагалось снести старое здание, но Любимов настоял на его сохранении. Старое здание отремонтировали и частично реконструировали, снесли ветхие постройки вокруг и начали строить новое. Получилось рельефное здание из красного кирпича, такое же новаторское, как и сам театр. А старое здание оказалось встроенным в новое. Проект был предложен архитекторами Александром Викторовичем Анисимовым, Юрием Петровичем Гнедовским и Борисом Ивановичем Таранцевым. Строительство длилось долго: новое здание было введено в строй только в 1980 году.
В 1992 году театр на Таганке распался: часть труппы под руководством Николая Губенко образовала новый коллектив — «Содружество актеров Таганки», который ставил спектакли в новом здании театра. Оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старом здании. Летом 2011 года, после очередного конфликта с артистами, 93-летний режиссер покинул театр, которым руководил почти полвека. С 2015 года театром руководит актриса и режиссер Ирина Апексимова. В 2017 году были отремонтированы фасады, кровля и входная группа, а также обновлено техническое оборудование сцен театра. А в 2021 году произошло историческое событие: Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки» объединились.
В 1971 году на Люсиновской улице, 36 было возведено здание Государственного института по проектированию высших учебных заведений (ГИПРОВУЗ). Институт был создан в 1947 году для разработки проектов высших учебных заведений. При этом в функции института входило не только проектирование зданий учебных заведений. Это был целый комплекс задач по оснащению вузов материально-технической базой, созданию высокого уровня информационно-библиотечного обслуживания студентов и преподавателей, формированию комфортных жилищных и культурно-бытовых условий для студентов и аспирантов.
В 1991 году ГИПРОВУЗ был ликвидирован, а 14-тиэтажный стеклянный параллелепипед после капитального ремонта и реконструкции был превращен в бизнес-центр, который сейчас называется «Гласс Хаус» (Glass House).
В 1973 году были построены два корпуса-близнеца гостиницы «Белград» на Смоленской площади. Проект разработали архитекторы Владимир Георгиевич Гельфрейх и Виталий Петрович Соколов при участии студента МАРХИ Александра Викторович Кузьмина – будущего главного архитектора столицы.
Два одинаковых здания имеют строгие прямоугольные силуэты. Фасады не гладкие, а рифленые: окна расположены под углом друг к другу. Оба корпуса претерпели реконструкцию в 2003 году. Южный корпус стал пятизвездочной гостиницей «Золотое кольцо», которая отностся к сети гостиниц Управления делами Президента РФ. Северный корпус подвергся повторной реконструкции в 2015–2017 годах по современным требованиям гостиничной сети Azimut Hotels Company по проекту столичного архитектурного бюро «T+T Architects». Теперь это гостиница «Азимут». На крыше здания возведена овальная стеклянная надстройка двухэтажного ресторана (22-23 этажи), а на минус первом этаже появился паркинг на 25 машиномест.
Здание ТАСС в Леонтьевском переулке построено в 1977 году как центральный офис государственного информационного агентства ТАСС. Строительство длилось долго, с 1970 года. Проект разработан группой архитекторов во главе Виктором Сергеевичем Егеревым. Егерев – автор нескольких значимых модернистских построек в столице, среди них – Дворец пионеров на Ленинских горах (ныне Московский городской дворец детского и юношеского творчества на Воробьевых горах) и Дома связи на проспекте Калинина (Новом Арбате), который снесли в 2021 году.
Здание ТАСС сначала планировали построить, как 25-тиэтажный небоскреб из стекла, бетона и алюминия. Но не сложилось. Причин, почему небоскреб так и не построили, высказывалось много, причем очень экзотических, типа, что с верхнего этажа здания можно было простреливать территорию Кремля. Реальная причина была более прозаичной: грунт на этом месте был непрочным и расчеты показали, что он не выдержал бы веса планируемого небоскреба.
Высоту сократили до 12 этажей, но здание ТАСС так и не стало 12-тиэтажным: в нем осталось только девять этажей, один из которых — технический. Главной особенностью фасадов стали двухэтажные оконные экраны. Именно благодаря такой необычной форме здание практически не выбивается из ансамбля площади, представленного невысокими домами. У москвичей такие оконные экраны ассоциировались с телеэкранами, но задуманы они были как отсылка к «Окнам РОСТА» — серии витринных плакатов 1920-ых годов, созданных в Российском телеграфном агентстве (РОСТА).
Над центральным входом расположена скульптурная композиция из бронзы в виде земного шара. Она символизирует присутствие агентства по всему миру. Сначала на ленте, окружающей глобус, была расшифровка аббревиатуры ТАСС — «Телеграфное агентство Советского Союза». В 1990-ых годах надпись была изменена в соответствии с новым названием: «ИТАР • Информационное телеграфное агентство России». А аббревиатура ТАСС сохранилась над главным входом.
В 2017 году здание исключено из списка объектов, обладающих признаками культурного наследия. И это печально.
Со второй половины 1970-ых годов в Москве развернулось строительство олимпийских объектов: реконструкция Лужников, строительство олимпийской деревни в Раменках, гребного канала в Крылатском. К Олимпиаде-80 была построена гостиница «Космос» на проспекте Мира.
Это был совместный проект советских и французских архитекторов: со стороны СССР это была группа архитекторов «Моспроекта-1», а со стороны Франции – архитектурное бюро «Сёфр», строительные работы осуществили специалисты из Югославии. Стройка велась с применением новых технологий: бетон, который производился непосредственно на строительной площадке, в опалубке разогревался инфракрасными облучателями, вместо закладных деталей использовались болтовые соединения. Благодаря этим технологиям здание было построено всего за три года. Гостиница была открыта в 1979 году.
Фасад полукруглого 25-тиэтажного здания гостиницы «Космос» расчленен рядами окон в алюминиевых переплетах. Оснащение гостиницы во многом стало новаторским для СССР. Именно здесь впервые в СССР появились трехкамерные стеклопакеты, ключ-карты для открытия дверей, квазиэлектронная АТС для конференцсвязи, автоматическая система управления отоплением, основанная на показаниях датчиков на фасаде. Обилие металла в облицовке фасадов, технические новинки внутри здания и его грандиозный масштаб придали «Космосу» сходство с архитектурной зарождающегося стиля хай-тек.
В 1990 году площадь между гостиницей и проспектом Мира получила имя президента Франции генерала Шарля де Голля. Через 15 лет на площади был установлен памятник де Голлю работы Зураба Церетели.
Перед самой олимпиадой-80 был открыт Центр международной торговли на Краснопресненской набережной. Авторами проекта был коллектив архитекторов во главе с Михаилом Васильевичем Посохиным. В архитектурную группу входили также Владимир Степанович Кубасов и Петр Иванович Скокан. А идея создания в Москве международного делового центра родилась в начале 1970-ых годов. Инициаторами строительства выступали Торгово-промышленная палата СССР и американский бизнесмен Арманд Хаммер. Выходец из семьи еврейских эмигрантов из Российской империи, Хаммер прослыл большим почитателем Советского Союза и личным другом Л. И. Брежнева. Так что совсем не удивительно, что сразу после завершения строительства, москвичи стали называть комплекс центром Хаммера.
В комплекс входили современная гостиница, помещения для офисов, залы для проведения различных форумов и конференций, помещения для проведения выставок.
К олимпиаде-80 в столице появился Олимпийский проспект, соединивший Садовое кольцо и улицу Сущевский вал. На проспекте был построен олимпийский комплекс, состоявший из крытого стадиона и бассейна. Увы, но теперь этих олимпийских объектов в столице больше нет – в 2020-ом году их снесли. В 2019-ом году московские власти приняли решение о реконструкции зданий. То ли износ конструкций был очень сильным, то ли по причине удешевления проекта, здания снесли, а на их месте строят новые. Не знаю, на сколько они повторят хотя бы внешний вид стадиона и бассейна. После реконструкции там планируют разместить торговый центр и концертный зал, плавательный и прыжковый бассейны, появятся гимнастические залы, теннисные корты, крытый каток, аквапарк, оздоровительно-реабилитационный комплекс, центр экстремального спорта, а также помещения для выставок и конференций, зоны развлечений и отдыха.
Ну а мы посмотрим на ставшие уже историческими фотографии стадиона и бассейна, которые я успела сделать до сноса, и вспомним, как их строили и что в них проходило.
Крыша-мембрана крытого стадиона лежала на наружном железобетонном кольце, которое в свою очередь покоилось на 40-метровых колоннах. Никаких других опор у перекрытия не было. Арена стадиона была приспособлена для нескольких типов покрытий. Основная арена трансформировалась в отдельные площадки для одновременного проведения соревнований по разным видам спорта. Звуконепроницаемая перегородка, состоявшая из 26 панелей, была уникальна. Она собиралась за два с половиной часа и разделяла арену на две части, позволяя соответственно проводить одновременно сразу два мероприятия. Стадион состоял из основной арены, гимнастического зала, зала для игровых видов спорта, тренировочной ледовой площадки, тренажерных помещений и реабилитационного центра.
В состав бассейна входили прыжковая ванна, тренировочные и детская ванны, гимнастические залы, сауны массажные комнаты.
Кроме большого количества международных, всесоюзных и региональных спортивных мероприятий Олимпийский стал востребованной и престижной концертной площадкой. За многие годы функционирования Олимпийского, как концертного зала, в нем выступали Алла Пугачева, Леонид Агутин, Филипп Киркоров, Олег Газманов, Григорий Лепс, Земфира, Баста, группы «Любэ», «Ласковый май», «Алиса», «Машина времени», «Аквариум», «Чайф», Билли Джоэл, Томас Андерс и Дитер Болен, Патрисия Каас, Стинг, Джордж Майкл, Бейонсе, Кристина Агилера, культовые западные группы «Depeche Mode», «Deep Purple», «Scooter», «Kiss», «Aerosmith» и много-много других исполнителей.
Ежегодно в «Олимпийском» проводилось около 250 зрелищных культурных и спортивных мероприятий, которые посещали примерно 3,5 млн человек. Спортивные секции посещало около 6000 человек ежедневно. На территории комплекса занимались физкультурно-оздоровительной деятельностью около 50 тысяч москвичей, начиная с детско-юношеских спортивных школ, и заканчивая секциями для людей с физическими нарушениями.
В 1980-ые годы на улице Маши Порываевой и ее продолжении, Новокировском проспекте (ныне проспект академика Сахарова), был построен комплекс зданий для Международного инвестиционного банка. Банк был создан в 1970 году для содействия экономическому развитию стран социалистической ориентации. Банк существует и сейчас, после исчезновения соцлагеря, только число стран-участников банка, особенно в последние годы, сильно сократилось.
При строительстве было решено объединить в едином комплексе все советские внешнеторговые банки. Их в ту пору было три. Кроме Международного инвестиционного банка, это были Международный банк экономического сотрудничества, основанный в 1963 году и Внешторгбанк СССР, существовавший с 1924 года.
Проект комплекса разработала группа архитекторов во главе с Дмитрием Ивановичем Бурдиным. Бурдин – известный советский архитектор, он был соавтором таких знаковых сооружений столицы, как Останкинская телебашня, Могила Неизвестного Солдата у Кремлевской стены, Московский аэровокзал на Ленинградском проспекте и комплексная застройка Октябрьской, ныне Калужской, площади, о которой я расскажу ниже.
Согласно проекту, каждое из трех дугообразных зданий должно было принадлежать одному из банков. Между собой они соединены пятиэтажным стилобатом, в котором архитекторы расположили вспомогательные сооружения: конференц-залы, комнаты для совещаний, рестораны для сотрудников. Строительство комплекса началось в 1980 году, а завершилось в 1989 году. В работах участвовали иностранные подрядчики из государств-членов Совета экономической взаимопомощи — СЭВ. При строительстве были использованы импортные строительные материалы. Планировка внутренних помещений была хорошо продумана и удобна для работы. В здании было установлено самое современное на тот момент инженерное оборудование: системы видеонаблюдения, кондиционирования воздуха и пожаротушения.
Монументальное здание неплохо вписалось в застройку проспекта Сахарова. Сейчас внутри комплекса по-прежнему располагаются все те же три банка, только Внешторгбанк сменил название и теперь называется Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», а северную стилобатную часть занял Центральный офис ОАО «Альфа-Банк».
Почти весь комплекс зданий на Октябрьской, ныне Калужской, площади сформировался уже в 1980-ые годы. Декор фасадов всех зданий выдержан в едином стиле: строгая геометрия, подчеркнутая четкими рядами окон, светлая облицовка стен.
Межрегиональный центр обработки информации Банка России по Житной улице, 12 построен в 1978 году по проекту архитекторов Д. Бурдина, В. Вельской, Ю. Рабаева и В. Яковлева. Тринадцатиэтажный восьмиподъездный панельный жилой дом по Коровьему Валу, 7 возведен в 1980 году. Здание Министерства внутренних дел РФ и Административное здание федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации построены в 1981 году по проекту все тех же архитекторов Д. Бурдина, В. Вельской, Ю. Рабаева и В. Яковлева. Многоквартирный жилой дом по адресу Калужская площадь, 1 построен в 1985 году, а административно-офисное здание по Ленинскому проспекту, 2a – в 1989 году.
А дальше наступают 1990-ые – время постмодернизма, который в Москве принимал порой причудливые формы. Но об этом речь пойдет в другом материале.
24.02.2023