СПАСО-АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ

СПАСО-АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ

  Спасо-Андроников монастырь, как Высокопетровский – один из старейших в Москве. Основан в 1357 году. Здесь находится самый древний практически полностью уцелевший московский храм. И здесь же можно в полной мере насладиться древнерусским иконописным искусством.

      Монастырь основан митрополитом киевским и всея Руси святителем Алексием.По легенде по пути в Константинополь митрополит попал в сильный шторм на Черном море. Он дал обет, что если спасется, то построит в Москве храм в память того святого или праздника, который случится в день его прибытия в Константинополь. Шторм прекратился, и митрополит благополучно добрался до бухты Золотой Рог в день Спаса Нерукотворного. Из Константинополя Алексий привез икону Спаса Нерукотворного Образа, которой и был освящен  подмосковный (в то время) деревянный храм в 1357 году. Вокруг храма постепенно возник мужской монастырь, первым настоятелем которого стал ученик и сподвижник Сергия Радонежского Андроник. Так у монастыря появилось имя Спасо-Андроников монастырь.

      Сначала монастырь был, как и Спасский собор, деревянным, и, естественно страдал от пожаров. В 1427 Спасский собор был построен из белого камня, таким мы видим его и сейчас.

     Собор расписывал  Андрей Рублев, который был иноком этого монастыря. Существует версия, что Рублев скончался, не закончив работу, от неизвестной эпидемии (морового поветрия) и захоронен на территории монастыря. Место захоронения утеряно. На территории монастыря установлен  памятный знак, надпись на котором гласит: «Сей знак установлен в память преподобного Андрея Рублева – великого русского иконописца, погребенного в Спасо-Андроников монастыре». Многие ошибочно считают это могилой Андрея Рублева, но, увы, это не так. Кстати, от фресок Рублева в Спасском соборе почти ничего не сохранилось, только фрагменты орнаментов, как пишут в литературе. Но мне их отыскать не удалось.

      Но закончим исторический экскурс и посмотрим, что нас ждет в этом месте сейчас.

      А монастырь начинается буквально сразу по выходе из станции метро «Римская» — метрах в двухстах от площади Рогожской Заставы мы увидим часовню в неорусском  стиле. Это часовня Сергия Радонежского или часовня Проща. Формально она считается монастырской постройкой. Раньше на Руси был обычай ставить часовни у городских ворот или застав, на месте прощания с путниками, отправляющимися в далекий и небезопасный путь. Отсюда и название «Проща». По преданию на этом месте преподобный Сергий Радонежский попрощался со своим учеником Андроником, отправляясь в Нижний Новгород. Часовня на этом месте существовала с 16 века. Сначала это была деревянная постройка, которая к концу 19 века сильно обветшала. То, что мы видим сейчас – это часовня, построенная 1890 году на средства купца В.А. Александрова архитектором А.А. Латковым в модном тогда неорусском стиле.

      В советское время часовня была закрыта и так обветшала, что ее собирались снести. Сейчас она отреставрирована, и в ней проходят богослужения.

      Ну а мы продолжим свой путь по улице Сергия Радонежского до Андроньевской площади, где собственно и расположен Спасо-Андроников монастырь. Перед монастырем разбит небольшой парк с памятником Андрею Рублеву.

      Памятник великому иконописцу работы скульптора Олега Константиновича Комова был установлен перед монастырем в 1985 году.

 

      В парке перед монастырем в 2011 году сооружена часовня Троицы Живоначальной в память самого великого творения мастера.

      Стены и башни монастыря были построены в 17-18 веках. По проекту московского архитектора Родиона Казакова в 1756 году была построена огромная колокольня высотой 73 метра с церковью святого Симеона Богоприимца. Колокольня выдержала нашествие армии Наполеона, когда был частично разрушен Спасский собор и сгорели некоторые постройки и документы монастыря. А вот советского времени не пережила, ее разрушили в 1932 году, когда на территории монастыря после его закрытия сначала расположилась политическая тюрьма, потом колония для беспризорников и, наконец, коммуналки, в которых жили рабочие завода «Серп и Молот».

 

 

 

      Святые ворота в настоящее время выглядят вот так:

      На территории Спасо-Андроникова монастыря расположены два храма: Спасский собор и церковь Архангела Михаила. Спасский собор, как было отмечено ранее, — это самый древний собор Москвы. Спасский собор сильно пострадал во время войны 1812 года: во время пожара сгорел иконостас, обрушились барабан и глава. В середине 19 века собор попытались восстановить, но с большими переделками. Так, к собору с севера и с юга были пристроены два придела, закомары и кокошники убрали под крышу, над которой подняли восьмигранный шатровый барабан. Первоначальный облик собору придали только во время реставрации в 1959 – 1960 годах. В это время на территории монастыря уже располагался музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

  

         Церковь Архангела Михаила имеет интересную историю. В конце 15 века на территории монастыря сооружают белокаменную трапезную. В 1691 году по желанию первой супруги Петра I Евдокии Лопухиной над трапезной строят церковь в стиле нарышкинского барокко. В верхнем ярусе освятили церковь в память святого митрополита Алексия, в среднем – Архангела Михаила, а в нижнем была устроена фамильная усыпальница Лопухиных.

  

      В это же время в монастыре появляются каменные настоятельский и братский корпуса.

 

 

      В начале 19 века в монастыре открывают духовное училище.

А уже в начале 21 века появляется деревянная звонница.

     В целом комплекс монастырских зданий строг и прекрасен в своей простоте. Декоративных элементов не много: изящная белокаменная резьба, декоративные решетки, изразцовые вставки на фасаде настоятельского корпуса, узорчатые деревянные ворота.

  

     

     Спасо-Андроников монастырь — недействующий, сейчас, как я говорила ранее, в нем расположен Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В зданиях настоятельского и братского корпусов, а также духовного училища располагаются администрация и фонды музея, а экспозиция расположена в Михайловской церкви. В Спасском соборе проходят службы. На территории установлен памятный крест  с надписью — «Лопухиным погребенным в сем монастыре».

 

      Теперь немного о самом музее. Помимо многочисленных икон различных школ и эпох в этом музее есть удивительные экспонаты, которые поразили меня и помогли понять величие Андрея Рублева. Это копии рублевских фресок Успенского собора во Владимире. Я видела оригиналы, но освещение в Успенском соборе, размещение фресок, часто очень высокое, да и общее их состояние, не позволяют рассмотреть все в деталях. Но это можно сделать в музее Рублева, глядя на копии фресок. Выполнены они театральным художником Николаем Владимировичем Гусевым в 1950 – 1960 годах. Советую всем – посетите музей, всмотритесь в лики святых. Вы увидите, как разительно отличаются рублевские лики от суровых ликов православных святых других мастеров. Они живые! Да, строгие, да, может быть, требовательные. Но не суровые. Эти лики не пугают смотрящего на них вечными муками в загробной жизни, а призывают жизни праведной здесь и сейчас.

30.12.2015

P.S. Не могу не поделиться статьей из МК от 4 февраля 2017 года. Просто безобразие на костях!

Именитым москвичам разрешили упокоиться: восстановлено разграбленное кладбище Андрониковского монастыря

В воскресенье там пройдет первая траурная церемония

В ближайшее воскресенье на территории некрополя одного из древнейших монастырей Москвы — Спасо-Андроникова — захоронят останки знаменитых москвичей, в числе которых герои Куликовской битвы, градоначальники и великие князья. Эти черепа и кости журналисты недавно отбивали у голодных собак. А еще мы разворачивали грузовики, везущие их на мусорную свалку…

И вот наконец — победа?

Почти полгода прошло с момента публикации в «МК» расследования о разорении некрополя Спасо-Андроникова монастыря и возведении на его месте тира и медцентра. Наша статья «Тир на костях» (13 сентября 2016 года) произвела эффект разорвавшейся бомбы. Но изменилось ли что-то с того времени? Остановлена ли стройка? Принято ли решение о воссоздании обители-киновии в этом сакральном и судьбоносном месте в центре столицы? Предстоящая церемония захоронения останков (бессовестно вырытых из земли во время стройки ковшами экскаваторов) — хороший, хоть и печальный, повод подвести итоги.

ИЗ ДОСЬЕ «МК»

В сентябре 2016 года Следственный комитет РФ заявил об обнаружении древних захоронений во время строительных работ в центре Москвы, на территории Спасо-Андроникова монастыря. Ученые требовали остановить постройку стрелкового тира в этом месте, считая, что она приведет к уничтожению культурного слоя, датированного как минимум XV–XVII веками. Однако строительство не прекращалось, а останки в основном находили рабочие во время рытья котлованов.

После статьи «МК» в коридорах власти сильно напряглись и… попытались «понизить градус». Заговорили о том, что вот, мол, шум подняли напрасно и ничего особенно трагичного в истории с некрополем Спасо-Андроникова монастыря нет. Нет, дескать, даже достоверных доказательств, что именно здесь покоятся герои войн, представители московской знати…

— Это все игры: никаких сомнений ни у кого давно по этому поводу не возникает, — говорит заведующая отделом древнерусского и церковного искусства нового и новейшего времени НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, д.и.н., профессор, заслуженный деятель искусств РФ Анна Рындина. — Я была здесь в момент, когда некие археологи (люди, представлявшиеся так) начали вести раскопки. Они всячески скрывали то, что находили здесь, а потом мешки с черепами и костями выбрасывали в контейнеры… А ведь напомню: самый древний слой захоронений включает в себя останки погибших на Куликовской битве, а самый молодой датируется 1922 годом — и там кости расстрелянных противников советской власти…

За месяцы с начала скандала святое место посетили и ученые, и депутаты, и уполномоченный по правам человека, и много других важных людей. Всех их разорение древних могил шокировало, они пытались хотя бы затормозить процесс строительства, но… Экскаваторы, как и прежде, работали, тракторы гудели. А по ночам рабочие пытались избавиться от «следов». Несколько раз журналисты «МК» и ученые останавливали грузовики, загруженные вырытой землей. Однажды пришлось устроить целую погоню. Водитель машины, которую в итоге остановили на трассе, признался, что рейс — левый. Оно и понятно: санкций на вывоз культурного слоя никто не давал и дать не мог. В общем, грузовик мы развернули, землю он высыпал, а мы потом в ней нашли кости и черепа, которые бережно сложили возле храма неподалеку. После этого больше попыток вывести кости москвичей никто не предпринимал.

Но в тире практически завершили наружные работы.

— Есть только один ответ на то, почему саму «стройку на костях» не остановили, — предполагает Рындина. — За ней стоят люди не просто состоятельные, но принадлежащие к власти. Есть только один выход — привести сюда кого-то из первых лиц, показать все, и тогда, может, дойдет и до чиновников.

«Мы молимся об этом», — говорят в храме Спаса Нерукотворного Образа Андроникова монастыря.

Молитвы вместе с нашими запросами уже возымели действие.

— Останками грунта с мелкими костями (той земли, что хотели вывезти на мусорную свалку) в итоге выровняли территорию некрополя, — рассказывает доцент кафедры правового обеспечения рыночной экономики РАНХиГС при Президенте РФ Сергей Карнаухов. — Это позволит археологам и исследователям в дальнейшем изучить уникальные исторические слои.

Хозяева стройки передали храму хорошо сохранившиеся костные останки из разоренных могил, обломки надгробных плит, элементы древних строений. Месяц назад ученые и священнослужители захоронили их первую часть на восточной стороне некрополя.

— 24 черепа (идентифицировать смогли только один из них — он принадлежит родственнику великого композитора Римского-Корсакова) и почти 100 кг костей аккуратно сложили в один гроб, — продолжает Карнаухов.

5 февраля земле предадут все остальные останки. Среди них будет почти целиком сохранившийся детский гробик с костями, который обнаружили буквально на днях, во время оттепели. На месте захоронений установят 40 крестов: они будут стоять посредине тех участков, где сгруппированы могилы, в соответствии с картой некрополя 1903 года.

В этот день пройдет городская панихида по всем москвичам, похороненным на этой территории за 650 лет существования обители. Но на этом все не закончится — есть целый план восстановления некрополя.

— Попытка воссоздать исторический облик погоста №1 в Москве — некрополя Спасо-Андроникова монастыря — является первой и, вероятно, наиболее правильной в новейшей истории, — говорит историк, научный сотрудник Историко-архивного института РГГУ Сергей Шокарев. — Несколько лет назад Музей архитектуры им. А.В.Щусева выходил с инициативой о передаче чудом сохранившихся надгробий, перенесенных туда после революции из этого некрополя. Пришла пора их вернуть на место.

Но в середине некрополя по-прежнему расположена бывшая советская пивнушка (или, как ее чаще называют, шашлычная). Владельцы объекта много лет судятся с церковью, пытаясь отбить территорию некрополя под размещение коммерческих объектов.

— В их планы входит, к примеру, размещение здесь медицинского центра, — рассказывает юрист Алексей Лузгин. — И надо сказать, что большую часть своих исков им удается пока выигрывать. Кто выдавал разрешение на производство строительных работ, установить пока не удается. Мы просим разобраться во всем следственные органы.

И над самим Спасо-Андрониковым монастырем нависла новая угроза. Связана она с грядущей реставрацией.

— Состоялись торги на проведение работ по реставрации строений объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» с финансированием из федерального бюджета Российской Федерации, — говорит профессор кафедры градостроительства МАрхИ Александр Малинов. — Когда читаешь техническое задание предстоящих работ, то возникает ощущение сюрреализма. Невозможно представить себе более дикую инициативу, чем та, которую поддержало Министерство культуры, выделив 13,3 млн рублей только на проектную документацию. Так, лот №1 предусматривает реставрацию возведенной в 1691 году церкви Архангела Михаила с усыпальницей бояр Лопухиных. В советское время в ней, в алтаре, была установлена лестница для удобства проживания более 100 семей работников завода «Серп и молот», а также несколько туалетов в пределах храма (в годы революции весь храм был переоборудован под общежитие). Сегодня вместо демонтажа этой лестницы предполагаются устройство лифта и расширение старых туалетов со строительством новых. Но главное — в подвале церкви, где расположено захоронение московской знати, где томились святитель Серапион и протопоп Аввакум, предусмотрено размещение гардероба, санузла и кафе. Деньги выделены. Подрядчик определен…

СПРАВКА «МК»

Храм Архангела Михаила возводится в XVII веке как усыпальница рода Лопухиных, из которого происходила первая супруга Петра I Евдокия Федоровна. Трехэтажный комплекс храма включает в себя несколько самостоятельных строений. Это Знаменская церковь в нижнем ярусе, ставшая усыпальницей Лопухиных, собственно храм с примыкающим к нему Петропавловским приделом и церковь Алексея-митрополита.

— Реставрация нужна, в этом нет сомнений, — говорит потомок рода Вадим Лопухин. — Но она должна сохранять, а не разрушать. И размещать в уникальном храме бытовые помещения было бы не совсем правильно. Многие столетия в нижней части хоронили представителей рода. Могилы сохранились, они остались непоруганными, их просто забетонировали. Не думаю, что посетителям кафе будет приятно здесь. Я надеюсь на разумный подход.

— Я часто видел, как женщины не заходят в те части храма, в которых ранее располагались алтари, — подхватывает Карнаухов. — Верующим понятно, насколько кощунственно эксплуатировать собор Архангела Михаила с его потрясающей историей по какому-то другому назначению (а там сейчас проходят выставки, концерты). Почему это непонятно руководству музея и Министерству культуры РФ — не ясно. Это удивительно, но именно сейчас секуляризация пространства Спасо-Андроникова монастыря набирает по-настоящему «советские» темпы. У руководства музея даже мысли не возникает начать в нем богослужения, восстановив иконостасы…

А вообще история вокруг древнего Спасо-Андроникова монастыря явила почти что чудо: ученые и священнослужители объединились в борьбе за его сохранение. И те и другие высказываются за возрождение монашеской жизни на его территории, за то, чтобы в храмах стали проводить богослужения.

— А строить здесь увеселительные учреждения — это большой грех по законам божественным и преступление по законам человеческим, — уверена Рындина.

 20.02.2017

        Некрополь монастыря спустя полтора года после публикации в МК выглядит вот так.

 

 

20.09.2018

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *