ЦАРИЦЫНО
Подошло время рассказать о дворцово-парковом ансамбле Царицыно. Фотографии для иллюстрации я сделала очень давно, а написать статью долго не решалась. Дело в том, что после реставрации/реконструкции, завершившейся в 2007 году, только ленивый не ругал результат. Накал страстей в соцсетях был огромным и по большей части – негативным. Самым приличным эпитетом нового Царицыно было «ужасный новодел». До сих пор помню один из комментариев, смысл которого был примерно таким: «Великие города должны иметь великие руины». Как будто речь шла Колизее или Парфеноне. Но руинами в историческом смысле Царицыно назвать очень сложно. Дворцу больше подошло бы определение «самый затянувшийся долгострой», не только в Москве, но и, наверное, во всей стране.
Впрочем, тогда ругали почти все лужковские новации, часто справедливо. Но прошло время, москвичи не только привыкли к лужковским реконструкциям утраченных московских архитектурных объектов, но и полюбили их. Во всяком случае, комментарии в соцсетях стали носить если и не восторженный, то по крайней мере спокойно-нейтральный характер. Храм Христа Спасителя не съехал по склону в реку, не утратил осыпавшийся декор — все это предрекали многие СМИ. В деревянном двореце Алексея Михайловича в Коломенском продолжают проводить экскурсии, на которых можно познакомиться с историей того времени и бытом царской семьи. Ухоженная территория Царицыно стала популярным местом отдыха москвичей и гостей города. Так что теперь, думаю, можно рассказать о дворцово-парковом ансамбле спокойно, не вызывая сильного возмущения со стороны ревнителей старины.
О Царицыне написано много и в интернет-ресурсах, и в печатных изданиях. Я тоже немного рассказывала об ансамбле в статье, посвященной Баженову: как ни как — это один из немногих проектов архитектора, для которого достоверно установлено его авторство http://www.peshkompomoskve.ru/bazhenov/ . И все же в этой статье следует немного рассказать об истории этого места.
Местность эта в конце 16 века принадлежала царице Ирине, супруге царя Федора Иоанновича и сестре Бориса Годунова. Значилась эта местность как село Богородское. Вероятно, здесь располагались охотничьи угодья Годуновых. О постройках на этом месте ничего не известно – все было разрушено в смутное время. Можно только предположить, что здесь располагался охотничий домик и прочие службы. Об этом свидетельствуют остатки построек на берегу Верхнего Царицынского пруда, обнаруженные во время археологических раскопок.
С 1633 года местность, которая стала именоваться пустошь Черная Грязь принадлежала боярскому роду Стрешневых, родственников супруги первого царя из династии Романовых. В 1684 году владельцем пустоши становится внук боярина Ивана Федоровича Стрешнева, сын фаворита царевны Софьи Василия Васильевича Голицына, Алексей Голицын.
Петр I низложил свою сестру-правительницу и наказал ее сподвижников. Наказал по-разному: кого-то казнили, кого-то сослали, конфисковав имущество. Так Черная Грязь переходит в казну, а в 1712 году Петр подарил пустошь с близлежащими селами молдавскому князю (господарю) Дмитрию Константиновичу Кантемиру, который был союзником России в противостоянии с Османской Турцией. По приглашению Петра I Кантемир переселился в дарованную вотчину вместе с верными ему воинами и их семьями.
При Кантемире в Черной Грязи был построен деревянный дворец в китайском стиле, разбит регулярный парк и фруктовый сад, построен каменный однокупольный храм Иконы Божьей Матери «Живоносный источник» на месте деревянной голицынской церкви.
История местности как Царицына начинается в 1775 году. В этом году императрица Екатерина II в очередной раз посетила в Первопрестольную. Проезжая мимо Черной Грязи, императрица была очарована местностью. Она выкупила поместье у сына Дмитрия Кантемира Сергея за 25 тысяч рублей — сумму, которая на пять тысяч превышала запрошенную Кантемиром. Чтобы закончить рассказ о Катемирах скажу, что второй сын Дмитрия Кантемира Антиох был дипломатом и поэтом, творчество которого сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения.
Черную Грязь Екатерина переименовала в Царицыно и с подачи Григория Потемкина решила устроить здесь новую подмосковную резиденцию. Сразу после покупки за несколько месяцев был построен небольшой деревянный дворец со службами.
В том же 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции. Из пожеланий Екатерина высказала следующие: постройка должна быть выдержана в «мавританском» или «готическом» стиле, а парк должен быть пейзажным – все по моде того времени. В начале 1776 года проект в виде панорамного чертежа «Вид Царицына села» был готов. Баженов учел пожелания императрицы и в то же время создал неповторимое сочетание готики с классицизмом и даже московским барокко.
А дальше, чтобы не повторяться и не отсылать снова читателей на другой материал моего сайта, я приведу цитату из статьи о Баженове.
«Строительство дворцового комплекса в Царицыно под началом и проекту Баженова протекало в период с 1776 по 1786 годы: по сути это был не просто дворец, а целый комплекс зданий, включающий разнообразные по форме и назначению постройки. За это время архитектору удалось построить несколько декоративных и вспомогательных сооружений и практически полностью завершить строительство самого дворца. Когда финансирование строительства из казны прекратилось, Баженов продолжал его на свои средства. Но… Посетившей строительство во время визита в Москву Екатерине дворец не понравился. Главным образом потому, что дворец состоял из равных строений для императрицы и ее сына Павла. Баженов, которого раньше императрица ласково называла «мой Баженов», попал в немилость. Екатерина приказала не просто перестроить дворец, а разрушить построенное. Строительством нового варианта должен был заняться ученик Баженова Матвей Казаков. Все это было очень унизительно для архитектора, который обладал не только талантом, но и сложным самолюбивым нравом. Есть версия, что именно после отставки Баженов сам сжег все свои архивы. Но, думаю, скорее всего, это просто легенда, придуманная для того, чтобы подчеркнуть непростой характер Баженова. Ведь после 1786 года Василий Иванович выполняет частные заказы, а с 1792 года работает в Петербурге после того, как он вновь был принят на службу по адмиралтейств-коллегии. Но чертежи, планы и другие документы этого периода также не сохранились.»
Что в действительности послужило причиной недовольства заказчицы не известно. Называются не только неприязненное отношение к собственному сыну и, следовательно, неприятие во дворце равных покоев для нее и наследника престола, но и дворцовые интриги против Потемкина, которому дворец понравился, подозрительность к «тайным» обществам (Баженов к тому времени стал масоном) и наличие масонской символики в оформлении дворца, может боязнь заговора Павла против матушки, участником которого мог стать и Баженов. А может быть постаревшей императрице просто совсем разонравилась идея строительства этой резиденции. Но факт остается фактом – самый главный проект Василия Ивановича так и не был реализован до конца.
Интересный факт: исторические документы, в том числе и письма самой Екатерины, свидетельствуют о том, что первоначально сносить дворец Екатерина вовсе не собиралась, а хотела, чтобы его перестроили. Баженов одновременно с Казаковым подготовил вариант перестройки, но ознакомилась ли с ним императрица не известно. Зато известно, что уже в феврале 1786 года Матвей Казаков подготовил проект Большого дворца, который одобрила императрица. И только после этого баженовский дворец, вернее дворцы, разобрали.
Матвей Казаков в своем проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, но время и мода диктовали свои условия. Так, дворец приобрел трехчастное деление, характерное для классицизма, и монументальные пропорции. Новый проект предполагал, что фронтальные точки обзора станут главными. В отличии от проекта Баженова, где все здания должны были восприниматься в комплексе, дворец Казакова стал доминантой в ансамбле, перед ним даже была запланирована парадная площадь. Углы по периметру дворца Казаков акцентировал башнями, что делало здание похожим на средневековый замок, например, на французский замок Шамбор.
Но этот и проект остался неосуществленным. Екатерина в конце 1780-ых годов окончательно потеряла интерес к своей подмосковной резиденции: финансирование проекта постоянно сокращалось. Какое-то время деньги на строительство выделял из своих средств Потемкин, но в 1791 году князь Потемкин-Таврический умер, и финансирование прекратилось совсем. Правда через два года после этого императрица вспомнила о проекте и для сокращения расходов на строительство повелела снова переделать проект: вместо трех этажей оставить только два. Казаков выполнил это условие и продолжил строительство.
В 1796 году Екатерина Великая скончалась. К этому моменту возведение Большого дворца было практически завершено. Здание было покрыто временной крышей, начались внутренние отделочные работы. В остававшихся баженовских постройках за все прошедшее время внутренней отделкой не занимались вовсе. Павел I после коронации побывал Царицыно. Оно ему не понравилось. Вскоре вышел высочайший указ все работы в зданиях дворцового комплекса более не проводить.
Построенные здания быстро превратились в живописные руины. Французский регулярный парк, оставшийся еще от Кантемиров, зарос и стал засыхать без должного ухода. При Александре I парк был открыт для гуляний благородной публики. Так в начале 19 века под руководством Ивана Васильевича Еготова завершилось формирование пейзажного парка: на месте деревянных баженовских построек были построены каменные парковые павильоны и беседки («Миловида», «Нерастанкино», «Храм Цереры»), обустроены аллеи, дорожки и мостики. На царицынских прудах были созданы искусственные острова. И Царицыно становится популярным у москвичей местом пикников прогулок. К 1820 году под руководством начальника «Кремлевской экспедиции строений» Петра Степановича Валуева возводятся оранжереи, в которых выращивали экзотические фрукты и декоративные растения, славившиеся на всю Москву и приносившие доход Царицынскому хозяйству.
При Николае I сохранившиеся строения планировалось отремонтировать и разместить в них воинские казармы или военное училище. Но дальше разговоров об этом дело не пошло.
При Александре II специальным указом в Царицыне и Коломенском было дозволено пить чай гуляющей публике. В царицынском парке появились временные чайные домики; помимо этого, под них также приспособили некоторые баженовские постройки. Но ни оранжерейное хозяйство, ни чайные домики не приносили существенных доходов. Содержание имения было признано нерентабельным. Царицыно перестало быть личной собственностью императорской фамилии и было передано из ведомства, управлявшего императорскими дворцами, в Департамент уделов – учреждение, осуществлявшее управление другим имуществом императорской семьи. Как тогда говорили – отошло в казну.
С середины 19 века и до 1917 года на территории парка и даже собственно дворцового комплекса разместились дачи москвичей. Общее состояние бесхозных дворцовых построек постоянно ухудшалось. Заброшенные оранжереи снесли, некоторые павильоны изредка подвергались косметическому ремонту. В 1880 году частично обрушилась временная крыша дворца. Чтобы избежать несчастных случаев разобрали остатки крыши и каркасы завершения башенных объемов.
В советское время уцелевшие царицынские постройки использовались под конторы, хлебный дом был превращен в коммуналки, а в одном из кавалерских корпусов был открыт музей Царицына. В конце 1930-ых годов были планы по реставрации зданий и приспособлении их под дом отдыха, но им помешала война. Планы по научной реставрации комплекса возникали в разные послевоенные годы, но их останавливала масштабность проведения необходимых работ.
Шли годы. Здания и другие постройки ансамбля все больше разрушались, превращаясь в те руины, о которых позднее будут сокрушаться и некоторые специалисты, и простые москвичи.
В 1984 году Царицынский ансамбль получил официальный статус — Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. В ведение музея передали все дворцовые постройки для дальнейшей реставрации и размещения музейных экспозиций. В 1993 году музей был перепрофилирован и переименован в Государственный музей-заповедник «Царицыно» и получил статус памятника истории и культуры федерального значения.
Реставрационные работы начались с середины 1980-ых годов. К началу 21 века было отреставрировано много. Оставалось завершить реставрацию Хлебного дома, некоторых парковых построек, благоустроить парк и, главное, решить судьбу Большого дворца.
Проект реконструкции был разработан в архитектурной мастерской № 13 «Моспроект-2» под руководством мэра Москвы Лужкова и руководителя «Моспроекта-2» Михаила Михайловича Посохина. И вовремя проведения работ и несколько лет после их окончания звучала критика проекта и от специалистов, и от простых москвичей. Главные претензии — искажение исторического облика Царицына: создание крытого стеклянным куполом атриума в Хлебном доме, воссоздание крыши из первоначального проекта Казакова на двухэтажном здании Большого дворца, даже расчистка заросшего парка. Несмотря на критику и острую полемику в СМИ, проект был завершен и в 2007 году взору москвичей предстало обновленное Царицыно.
Как я говорила раньше, сейчас страсти вокруг Царицыно поутихли. Москвичи с удовольствием гуляют по парку, посещают музейные экспозиции в зданиях ансамбля и слушают музыку в атриуме Хлебного дома.
А теперь приглашаю своих читателей в Царицыно, чтобы познакомиться с этим удивительным архитектурным ансамблем.
Достоверно установлено из построек Баженова в Царицыно сохранились следующие объекты:
— Большой или Готический мост через овраг, построенный в 1784 году. Мост богато декорирован: стрельчатые арки, имитирующие порталы готических соборов; люкарны, розетки, орнаментальный пояс под карнизом, масонские солнечные лучи;
— Фигурный мост, построенный в 1778 году. Является продолжением Березовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому и Среднему дворцам. Основа декора моста – мастерская стилизация допетровской архитектуры: от краснокирпичных рельефов до «ласточкиных хвостов» на угловых башенках моста;
— Кавалерские корпуса. Первый и Второй Кавалерские корпуса, построенные в1785 году, предназначались для дворцовой прислуги. Оформление фасадов имеет общие черты: портики с изящными кирпичными колоннами и фронтоны-кокошники с похожими рисунками.
Третий Кавалерский корпус спланирован с круглым залом, который выходит наружу в виде в виде полуротонды, и увенчан изящной башенкой-бельведером. Построен в 1779 году;
— кухонный флигель — Хлебный дом построен в 1785 году. Свое название корпус получил по двум горельефам в виде каравая с солонкой, украшающих фасады и повернутых к парадной части ансамбля. Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скругленными углами и имеет внутренний двор. Декор делает здание одновременно похожим на итальянские палаццо и средневековый замок. Во время лужковской реставрации внутренний двор накрыли стеклянным куполом, превратив в атриум;
— арка-галерея, построенная одновременно с Хлебным домом. Она имеет чисто декоративное значение. Опоры арки богато украшены пинаклями, колоннами и белокаменными сердечками, а сама арка — шипами. Возможно она строилась как переход от кухонного флигеля к Большому дворцу, по которому должны были приносить во дворец блюда, но выходы из флигеля и дворца в галерею так и не были сделаны;
— Малый (Полуциркульный) дворец венчает оставшийся от усадьбы Кантемиров холм-пирамиду. Небольшое сооружение, больше похожее на парковый павильон, чем на дворец, построено в 1778 году. Оформление дворца выдержано в стиле других баженовских построек Царицына. Главный элемент оформления — белокаменная эмблема с вензелем императрицы в лучах славы;
— Средний дворец — Оперный дом построен в 1778 году. Предназначался для небольших официальных приемов, проведения театральных представлений и придворных увеселений Екатерины II. Двухэтажное здание из красного кирпича богато украшено белокаменными элементами декора. Особенно изящен высокий парапет, венчающий Оперный дом. С южного и северного фасадов в него включены контурные белокаменные двуглавые орлы. В основе планировки Оперного дома — двухсветный зал со сводчатым потолком и превосходной акустикой, к которому примыкают два аванзала;
— Фигурные (Виноградные) ворота расположены рядом с Оперным домом. По замыслу Баженова они должны обозначать условную границу между дворцовой и парковой частью комплекса. Второе название ворота получили благодаря украшению-гирьке в виде виноградной грозди, которая завершает белокаменный узор, вписанный в проем арки. Скульптурные украшения были утрачены еще в 19 веке. При реставрации воссоздавать их не стали.
Практически все сооружения дворцового ансамбля, за исключением Хлебного дома, были отреставрированы к концу 20 века.
Излишне говорить, что все сохранившиеся баженовские постройки выдержаны в одной стилистике и вместе с разрушенными Большим дворцом и Большим кавалерским корпусом составляли единый ансамбль. Совсем иначе выглядит Большой дворец Казакова, причем как воссозданное в 21 веке здание, так проект конца 18 века. Казалось бы, дворец Казакова имеет все черты, характерные для готики: башни, стрельчатые окна. Но строгая симметрия, трехчастное деление фасадов, уравновешенность пропорций и даже некоторая тяжеловесность декоративных деталей (полуколонн по углам башен, лоджий боковых корпусов) свидетельствует о близости композиции к классицизму. Во дворце Казакова отсутствует легкость и игривость баженовского проекта.
Новый дворец в чем-то повторял замысел Баженова: два равных квадратных в плане крыла, предназначавшихся для императрицы и наследника престола, соединенных монументальной средней частью. Однако, эта монументальная часть на самом деле представляет собой довольно узкую галерею, соединяющую покои Екатерины и Павла.
Руинированный дворец за свою историю никогда и никак не использовался, если не считать того, что, например, наша МГУ-шная секция скалолазания и альпинизма использовала стены дворца для тренировок. В ходе работ 2005-2007 годов, несмотря на всю критику этого проекта, дворец был превращен в современный музейный комплекс. Сейчас он используется для экспозиций, выставок и концертов.
Кстати, память об утраченных постройках Баженова в некотором роде сохраняется и сегодня. Перед Большим дворцом Казакова находятся законсервированные фундамент и остатки стен Большого Кавалерского корпуса Баженова, возведенного в 1784 году и разобранного в 1795.
Из баженовских построек, кроме дворцов для Екатерины, Павла и внуков императрицы, на месте которых появился Большой дворец, и Большого Кавалерского корпуса утрачены еще несколько строений. В 1795 году разобран Камер-юнфарский павильон, предназначавшийся для проживания девушек из свиты императрицы. А в начале 19 века были разобраны еще три баженовских постройки: Крестообразный и Шестигранный павильоны и Управительский дом. Павильоны предназначались для караульных служб, а Управительский дом, располагавшийся между Большим дворцом и Хлебным домом, должен был стать жилищем смотрителя за усадьбой.
Кроме построек Баженова и Большого дворца Казакова во дворцово-парковом ансамбле есть еще несколько объектов, построенных в разные годы. Прежде всего это Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм сохранился со времен Кантемиров: Дмитрий Константинович построил храм в 1722 году на месте обветшавшей деревянной церкви, которую построили еще при Алексее Голицыне. Это единственная постройка из усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в проект архитектурного комплекса в Царицыно. Храм выполнен в стиле елизаветинского барокко. Его перестроили в 1880-ых годах. В храме появился южный придел во имя иконы Казанской Божьей Матери, расширена трапезная, а колокольне добавили третий ярус.
В начале 19 века на территории Царицына строится оранжерейный комплекс из четырех оранжерей. Баженов также построил каменную оранжерею на месте деревянной, которая была у Кантемиров. В 1820-ых годах количество оранжерей увеличивается до восьми. После передачи Царицына в Удельное ведомство оранжереи снесли, а на их месте стали строить дачи. В 2007 году по сохранившимся чертежам воссозданы четыре оранжереи. По описям оранжерейного хозяйства восстановлен список растений, которые выращивали здесь в 18-19 веках. Именно эти растения выращивают и сейчас.
В начале 19 века построен и Оранжерейный (Горбатый) мост, предположительно по проекту Ивана Васильевича Еготова. Этот мост через овраг строился в утилитарных целях, чтобы соединить Хлебный дом с оранжереями и фруктовыми садами. Декор выдержан в стилистике баженовских мостов, только более скромный.
В 21 веке перед Большим дворцом, вернее перед руинами Большого Кавалерского корпуса, появились макеты ансамбля Царицына Баженова и Казакова.
А между Хлебным домом и Большим дворцом в 2007 году установлен памятник Баженову и Казакову скульптора Леонида Михайловича Баранова. Оба архитектора спокойно смотрят на нынешний Большой дворец (злые языки говорят, что «с ужасом»), как будто не было всей этой неприятной истории со строительством, а они молоды, полны творческих планов и реализовывать эти планы будут вместе.
Особое место в царицынском ансамбле занимает пейзажный парк. Обустройство парка началось еще, когда строительством руководил Баженов. Правда, для формирования парка Екатерина в конце концов пригласила из Англии садовых мастеров Френсиса Рида и Иона Мурно, отстранив Баженова от работ. Но после того, как строительство окончательно остановилось уже при Казакове, парк стал засыхать и зарастать. При Александре I, как я говорила ранее, парк был открыт для гуляний благородной публики. Тогда же завершилось его формирование под руководством Еготова.
Партерный сад, оставшийся от Кантемиров, был полностью утрачен. На его месте образовалась Дворцовая поляна. В 19 веке в центральной части поляны все еще разбивали цветники. В 1830-ых годах проводились работы по очистке Верхнего Царицынского пруда. Извлеченный донный ил был уложен на поляне, при этом ее уровень повысился более чем на метр. И сейчас поляна похожа на невысокий холм.
В середине 19 века в центре Дворцовой поляны посадили сосну. Сейчас в центе поляны тоже растет сосна, только не понятно какая. Одни гиды говорят, что возраст сосны более 170 лет, другие – что та, первая сосна погибла во время урагана в 1904 году, а растущую сейчас посадили вскоре после гибели первой. Как бы там ни было, сосна достаточно старая и является главной доминантой поляны.
В начале 19 века под руководством архитектора Ивана Васильевича Еготова и начальника «Кремлевской экспедиции строений» Петра Степановича Валуева завершилось формирование пейзажного парка. Были обустроены аллеи, дорожки и мостики, на царицынских прудах созданы искусственные острова, а на месте деревянных баженовских парковых построек были возведены каменные парковые павильоны и беседки:
Вот, к примеру, павильон «Миловида», который во времена дачного бума в Царицыне использовался как чайный домик. Уже в 20 веке его пытались реставрировать, но все усилия оказались напрасными – в 1992 году павильон сильно пострадал от пожара. Отреставрирован в 2007 году.
Долгое время считалось, что беседка «Храм Цереры» была построена Баженовым в 1780-ые годы. Но более тщательное исследование архивных документов подтвердило тот факт, что она построена в 1805 году Еготовым, который, вероятно, максимально повторил деревянное сооружение Баженова. А оно по описаниям было выполнено в строгом классическом стиле. По легенде именно на этом месте располагался шатер, в котором отдыхала императрица во время своего первого визита в эти места, наблюдая за праздником сенокоса на соседнем поле, устроенном для нее Потемкиным.
Павильон «Нерастанкино» (другое название «Храм меланхолии») построен в 1804 году по проекту Еготова. Он представляет собой классическую постройку в виде открытого зала с боковыми нишами, увенчанного небольшим куполом. Павильон украшают колонны тосканского ордера и вазы урны. Исторический облик ему вернули в 2007 году.
Ну и какой же пейзажный парк искусственных руин! Как и в случае с «Храмом Цереры», башня-руина долго считалась постройкой Баженова, но позднее было выяснено, что она построена в 1805 году, а предполагаемым автором является Еготов. Башня-руина представляет собой сооружение, имитирующее развалины крепостной стены с угловой башней, возведенное из грубо обработанных камней. До середины 19 века башню венчал бельведер, сложенный также из грубого камня, но впоследствии он был утрачен и больше не восстанавливался. Во время реставрационных работ 2006-2007 годов лестница, ведущая на вершину руины, была оборудована перилами для безопасного подъема и спуска. Дело в том, что раньше перил не было, подъем и особенно спуск по лестнице были непростым делом: отмечались падения с получением травм.
Еще одна руина, на этот раз в виде арки расположена на искусственном Русалочьем острове Верхнего Царицынского пруда. Построена эта руина, вероятно, одновременно с павильоном «Нерастанкино» Иваном Еготовым. Она имитирует фрагмент некой древней белокаменной аркады. Второе название руины – «Русалкины ворота».
Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении 16 – 18 веков. Самым старым является Борисовский пруд, обустроенный еще при Борисе Годунова. Непосредственно к дворцово-парковому ансамблю примыкают Верхний и Средний Царицынские пруды, появившиеся при боярах Стрешневых.
Верхний Царицынский пруд образован запруживанием речек Городни, Язвенки и Черепишки. Его площадь около десяти гектаров, а максимальная глубина — до двух метров. Искусственные острова — появились на пруду в середине 18 века и предназначались прежде всего для нужд разведения водоплавающих птиц. И в то же время они носили декоративный характер в общей концепции парка, включая руину-арку на Русалочьем острове (Верхнем острове). Остальные острова также имеют свои названия: Средний остров и Птичий (Нижний) остров.
На среднем Царицынском пруду в 2007 году установили большой светомузыкальный фонтан на искусственном острове Подкова. Тогда же появились и два арочных моста, соединяющих остров с берегами пруда. А когда появился остров не совсем ясно. Вероятно, остров Подкова, как и острова Верхнего Царицынского пруда, был насыпан в середине 18 века. Как и эти острова, он имел двоякое назначение: маленький залив острова предназначался для разведения рыбы или птицы, сам остров служил своеобразным лабиринтом для лодочных прогулок.
Ну и в заключении рассказа о Царицыно просто несколько фотографий без привязки к архитектуре.
В Большом дворце в 2007 году воссоздали интерьеры эпохи. Конечно, это современная интерпретация того, что могло бы быть, если бы дворец был достроен. Хотя справедливости ради надо сказать, что к моменту консервации Большого дворца оформление интерьеров шло полным ходом: 17 помещений имели паркетные полы и отделку потолков. Но увы, ничего из казаковского декора не сохранилось. В баженовских постройках отделкой и вовсе не занимались. Внутри помещений я не была и, соответственно, фотографий у меня нет. Но я обещаю исправить этот пробел в современной истории Царицына и поделиться результатами со своими читателями.
17.02.2024
Хочу выразить свою глубокую благодарность автору статьи за ее увлекательный рассказ и труд, потраченный на подготовку данной статьи. Благодаря вам я пропутешествовала из 18 века в 20 й, перед глазами мелькали цари и царедворцы, архитекторы и строители. Те, кто прочтут вашу статью несомненно получат наиболее точный экскурс- разбор в историю строительства и удовольствие от виртуальной экскурсии по дворцово-парковому ансамблю Царицыно.
Я буду дальше изучать ваши статьи о Москве и делиться с друзьями. Всем остальным настоятельно рекомендую к прочтению и изучению вашего сайта:-))
Спасибо за добрые слова. Рада, что вам понравилось.