ВЛАХЕРНСКОЕ-КУЗЬМИНКИ
Фотографии для иллюстрации статьи об усадьбе Кузьминки, как и в случае дворцово-паркового ансамбля Царицыно, я сделала очень давно, а с написанием статьи все медлила. О Царицыно я долго не решалась писать, потому что слишком бурной была реакция на результаты проведенной там реставрации/реконструкции. Написала статью, когда накал страстей снизился до разумных пределов http://www.peshkompomoskve.ru/tsaritsino/ .
А писать о Кузьминках я медлила по другой причине: ждала, что усадьбу в ближайшее время отреставрируют. Не могу сказать, что все усадебные постройки находятся в руинированном состоянии, хотя есть и такие. Но в целом Кузьминкам явно требуется реставрация. Однако годы шли, а в усадебном комплексе мало что менялось. Так что дальше оттягивать написание рассказа об этом замечательном месте не имело смысла. Если что-то кардинально изменится в ближайшее время, я проиллюстрирую статью заново.
С усадьбой Влахернское-Кузьминки связано целое созвездие талантливых архитекторов и скульпторов. Среди них — Савва Чевакинский, Иван Жеребцов, Андрей Воронихин, Родион Казаков, Василий Баженов, Михаил Быковский, Иван Еготов, Джованни, Доменико и Алессандро Жилярди, Афанасий Григорьев, Петр Клодт, Сантино Кампиони. Пожалуй, ни в одной московской усадьбе не работало такое количество прославленных архитекторов и скульпторов.
Местность, на которой сейчас расположена усадьба Кузьминки, известна с начала 17 века как пустошь с Кузьминской мельницей. Мельница стояла на одной из небольших речушек, протекавших в этих загородных местах, достаточно удаленных от границ тогдашней Москвы. Почему мельница называлась Кузьминской не известно, возможно ее соорудил некий мельник по имени Кузьма. Простояла мельница не долго – в Смутное время она сгорела. Но за это время Кузьминская мельница успела дать название местности, которое сохранилось до наших дней. В конце 17 века построили новую мельницу, и, хотя никакого мельника Кузьмы, если он действительно существовал, уже не было в живых, мельницу называли Кузьминская. Со временем название постепенно трансформировалось: Мельница – мельница Кузьминская – Кузьминки.
В конце 17 века и пустошь, и мельница принадлежали Симонову и Николо-Угрешскому монастырям. А в самом начале 18 века владельцем этих земель становится Григорий Дмитриевич Строганов, крупный русский промышленник, землевладелец, финансист и политический деятель. Григорий Дмитриевич пользовался особым расположением Петра I: император крестил его сына, одаривал землями и крепостными душами. Петр даже подарил Строганову собственный портрет, украшенный бриллиантами. Император и Григорий Строганов состояли в переписке, в которой затрагивали и темы промышленного производства, и политические вопросы.
Земли, которые дарил Петр Строганову, были не только на Урале. Одним из таких подарков за помощь в оснащении флота и армии стала Кузьминская пустошь. С этого времени началось усадебное строительство, правда, основные работы проводились уже при наследнике Григория Дмитриевича, его старшем сыне Александре. Были запружены местные речушки, образовав пруд, построены деревянный господский дом и хозяйственные постройки и деревянная же церковь, освященная в честь Влахернской иконы Божьей Матери. Эта икона была фамильной святыней семьи Строгановых. Дело в том, что в середине 17 века из Иерусалима царю Алексею Михайловичу были присланы два чудотворных списка Влахернской иконы Божьей Матери. Один из них был помещен в Успенском соборе Кремля, а второй пожалован Дмитрию Андреевичу Строганову, отцу первого владельца Кузьминок. Так у села, возникшего рядом с усадьбой, появилось еще одно название – Влахернское.
Старшая дочь Александра Григорьевича Строгонова, Анна Александровна вышла замуж за представителя княжеского рода Голицыных — Михаила Михайловича. Село Влахернское входило в приданное Анны Александровны. При Михаиле Голицыне усадьба благоустраивается и расширяется: деревянные постройки частично заменяются каменными, разбивается обширный ландшафтный парк, сооружается каскад из четырех прудов, сохранившихся до наших дней.
Сын Анны Александровны и Михаила Михайловича Сергей покупает соседние деревни, увеличивая площадь усадьбы, продолжает перестраивать усадебные здания, занимается благоустройством парка. Сергей Михайлович не имел детей, и после его смерти наследником Влахернского-Кузьминок становится его внучатый племянник и полный тезка Сергей Михайлович Голицын. А последней хозяйкой усадьбы стала первая жена Голицына, Александра Осиповна Гладкова. Кстати, всего у Сергея Михайловича Голицына было четыре брака, три из которых закончились разводом.
В 1912 году Голицын продает усадьбу городским властям. В 1914 году в главном доме был открыт военный офицерский госпиталь, а через два года дом сгорел от небрежного обращения с огнем. В пламени погиб не только дом, но и множество ценной мебели, картин, гравюр, которые Голицын не успел перевезти в усадьбу Дубровицы. Но князь об этом уже не узнал: он скончался за несколько месяцев до пожара.
В 1917 году усадьба была национализирована, в ней разместился переведенный из Петрограда Институт Экспериментальной ветеринарии, позднее ставший Всесоюзным научно-исследовательским институтом экспериментальной ветеринарии. Для усадьбы наступили непростые времена. В 1930-ых годах на месте сгоревшего главного дома по проекту Сергея Александровича Торопова, было построено новое здание, которое долгие годы являлось главным корпусом НИИ ветеринарии. Многие усадебные постройки были перестроены и переоборудованы под лаборатории, жилые дома и административные корпуса. Деревянные постройки разрушились от ветхости и горели от неосторожного обращения с огнем. Но не все даже каменные постройки пережили 20 век, как и чугунные украшения парка: парковые скамейки, ворота, садовые скульптуры. Да и сам парк был частично вырублен, а частично зарос. От огня сильно пострадал Музыкальный павильон в ограде Конного двора.
В 1997 году был образован природный и историко-культурный комплекс «Кузьминки-Люблино», в Служительском флигеле открыт Музей русской усадебной культуры, как одна из площадок музейного объединения «Музей Москвы». В 2001 году НИИ ветеринарии переехал на Рязанский проспект. Главный дом много лет стоял пустым, сейчас там проходят какие-то работы, но, когда они завершатся и что предполагается там разместить пока не ясно.
Вообще-то Влахернское-Кузьминки – это, наверное, самая большая по количеству объектов усадьба на территории Москвы. Правда, не все они сохранились в первозданном виде с момента постройки. Но обо все по порядку.
Главный усадебный дом был построен еще при Строгановых. При Голицыных он несколько раз перестраивался, оставаясь в основе своей деревянным. А выглядел он вот так.
На этой старой фотографии видно, что он соединялся с боковыми флигелями галереями.
Как отмечалось ранее, деревянное строение легко превратилось в пепел в 1916 году. Построенное в 1930-ых годах на месте старого главного дома новое здание сохранилось до наших дней. Оно имитирует дворец в классическом стиле. К сожалению, когда я была в усадьбе, проход к главному дому, флигелям и кухонному павильону был закрыт, и дом был виден только так.
Кухонный флигель вообще не виден с Тополевой аллеи, поэтому привожу фотографию из интернета. Кстати, фотография 2022 года. Красивому зданию в египетском стиле (другое название кухонного флигеля — Египетский павильон) требуется срочная реставрация. А построен Египетский павильон в 1815 году по проекту Доменико Жилярди и Андрея Никифоровича Воронихина. В советское время в нем размещалась ветеринарная операционная.
Два флигеля, построенные в 1830-ых годах по проекту Доменико Жилярди, перестраивались в 1930-ых годах для нужд НИИ ветеринарии, реставрировались в 1975 году.
Оба флигеля еще раз отреставрированы в 2011 году, сейчас они доступны для осмотра, в них открыты экспозиции, посвященные истории усадьбы. Но только ради флигелей я в усадьбу специально не поехала – жду дальнейшей реставрации. А пока еще одна фотография из интернета.
Из многочисленных чугунных украшений усадьбы сохранились только въездные ворота Господского двора и копии укротителей коней Клодта у музыкального павильона (о них немного позже). Остальные скульптуры, оригинальные скамьи, садовые диваны, фонари, жирандоли, тумбы, памятники императорским особам были отправлены на переплавку в первые годы советской власти. В целом в парке усадьбы Влахернское-Кузьминки в середине 19 века был создан оригинальный комплекс садового декора из чугуна. Дело в том, что Голицыны были владельцами чугунолитейных заводов на Урале, там и были отлиты уникальные садовые украшения. А чугунные грифоны на въездных воротах – работа скульптора Сантино Петровича Кампиони.
Нигде не нашла информации о львах, которые установлены перед флигелями, но скорее всего это восстановленные копии, которые изготовили в рамках проведенной реставрации.
Доменико (Дементий Иванович) Жилярди сыграл большую роль в создании облика усадьбы. С 1816 года он занимается реконструкцией и благоустройством Влахернского-Кузьминок. Кроме перестройки главного дома, флигелей и строительства кухонного флигеля, Жилярди возводит Конный двор, Музыкальный павильон, Березовую беседку, Львиную пристань, Висячий мостик, Ванный домик, Кухню (Египетский павильон), Померанцевую оранжерею, оформляет Липовую аллею. Почти все постройки этого периода выдержаны в модном тогда стиле позднего классицизма – ампир. Под руководством Жилярди были перестроены Птичник и Скотный двор.
Наверное, самая узнаваемая постройка усадьбы – Конный двор, перестроенный в 1823 году по проекту Жилярди. Тогда же появился Музыкальный павильон. К сожалению, самая постройка Жилярди не сохранилась, и то, что мы видим сейчас – лишь восстановленной здание. Подробно об этой работе Жилярди я рассказывала в статье, посвященной архитектору http://www.peshkompomoskve.ru/domeniko_gilardi/ . Музыкальный павильон горел, в нем обрушался потолок, да и сейчас со стен осыпается штукатурка – в 1990-2000-ых годах реставрация часто проводилась с использованием современных материалов, часто на акриловой основе, которые неприемлемы при реставрации старинных зданий. А вот «Укротители коней» подлинные. Вернее, это копии со скульптур Клодта, специально отлитые на чугунолитейных заводах Голицыных.
Не смогла удержаться, чтобы не привести здесь замечательную фотографию, снятую при помощи дрона. Насладитесь этим видом прекрасного творения Жилярди.
Нынешняя Влахернской иконы Божьей Матери церковь в Кузьминках — третья по счету. Она была построена в 1759–1762 годах по проекту петербургского архитектора, мастера елизаветинского барокко Саввы Ивановича Чевакинского и архитектора Ивана Петровича Жеребцова, который принимал участие в строительстве усадебных построек того времени. В 1784–1785 годах церковь была перестроена в формах классицизма. Проект переделки храма разработан Родионом Родионовичем Казаковым, хотя есть мнение, что в этой работе принимал участие и Василий Баженов. В 1829 году в церкви по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского и Доменико Жилярди был построен придел Сергия Радонежского, который в 1839 году был соединен деревянной галереей. В 1842 году на приделе были установлены часы с одной лишь часовой стрелкой. Сейчас на этом месте находится икона Покрова Божьей Матери.
В первые годы советской власти храм был закрыт, из него были изъяты все культовые предметы, снесены купола. Влахернская церковь перестроена под дом отдыха ЦК профсоюзов автомобильной промышленности. Позднее здание храма было приспособлено под коммуналки и конторские помещения НИИ ветеринарии.
В начале 1990-ых годов храм передан РПЦ, отреставрирован и заново освящен в 1995 году патриархом Алексием II. Центральный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Влахернская», южный — в честь святого благоверного князя Александра Невского, северный — в честь преподобного Сергия Радонежского.
Здание Птичьего двора состоит из трех небольших помещений, соединенных открытыми галереями, и представляет в плане полукруг. Здесь содержались различные птицы, в том числе, декоративных и редких пород. В 1812 году птичник был разграблен наполеоновскими солдатами. Птицеводческое хозяйство в усадьбе больше не восстанавливалось. А здание птичника реконструировал Жилярди, только теперь в нем разместили кузницу, что было логично: здание птичника-кузницы располагалось недалеко от Конного двора.
Последняя реставрация была проведена в 2008 году.
В 18 веке на речушке Чурилихе была сооружена плотина и мельница. В 1810-ых годах на каменном фундаменте этой мельницы было построено деревянное двухэтажное здание — мельничный (гостевой) флигель, или «Домик на плотине». В 1848 году он был реконструирован по проекту М. Д. Быковского в классическом стиле.
В 1990-ых годах в Домике на плотине случился пожар. Несколько лет он представлял собой обгоревшие руины, пока в 2000 году все деревянные конструкции не разобрали. В 2008 году проведены реставрационные работы с восстановлением исторического облика здания. Восстановление внутренней планировки было выполнено с отступлением от проекта и аутентичного расположения помещений. Сейчас Домик на плотине занимает кафе.
Основные хозяйственные постройки усадьбы располагаются вдоль улицы Старые Кузьминки, продолжением которой является Тополевая аллея, возникшая еще при формировании усадебного парка.
Первым на нашем пути будет Приказчиков и Людской флигели, построенные в 1812 году. Во время перестройки в 1830 году эти два флигеля соединили, построив между ними небольшой объем с фронтоном. Так из двух зданий получился один длинный корпус.
Мне не удалось найти информацию о реставрации этого здания, но сейчас фасады выглядят немного лучше, чем в 2010-ых годах, когда были сделаны фотографии. В настоящий момент здание сдается в аренду коммерческим организациям.
С противоположной стороны Тополевой аллеи находится участок усадьбы, который называется Слободкой. В Слободке располагаются Служительский флигель, Дом причта, Прачечный флигель и Больница.
Служительский флигель построен в 1788 году перестроен в 1827–1832 годах по проекту Доминико Жилярди и его двоюродного брата Алессандро Жилярди. Здесь жили работники фермы, оранжереи, садовники и прочие рабочие усадьбы.
В 1999 году в здании был открыт Музей русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки».
Деревянный дом в конце Тополевой аллеи – наверное, самое старое здание Слободки. Построено оно в конце 18 века при участии Родиона Родионовича Казакова и Ивана Васильевича Еготова, позднее перестраивалось по проекту Доменико Жилярди. В здании находилась усадебная больница. Это одноэтажное здание с мезонином, в котором располагались квартиры для врачей, а в двух боковых ризалитах были устроены мужское и женское отделения, аптека, прачечная, кухня, ванная.
В 1869 году больницу арендовало Московское уездное земство. В этой земской больнице принимали пациентов не только Кузьминок, но и из соседних населенных пунктов. В конце 19 века больница переехала в помещения Молочной фермы (Скотного двора), в здании на Тополевой аллее размещались различные службы имения, а в период дачного бума, которого не миновали и Кузьминки, дачи.
Сейчас здание бывшей больницы занимает реставрационный производственный центр — мастерская Виктора Сергеевича Власова, которая занимается реставрационными работами в усадьбе.
Господин Власов не только руководит реставрационной мастерской, но и является большим поклонником регби. Он является руководителем некоммерческой организацией «Академия регби» и благотворительного фонда «Становление регби». В начале 2010-ых годов на месте несанкционированной свалки позади здания бывшей больницы, реставрационная мастерская В. С. Власова построила спортивный объект «Академия Регби»: регби-стадион и спортивно-тренировочный зал. Здесь бесплатно занимались детские, юношеские и любительские команды регби. Само здание было выдержано в стилистике усадебных построек. Но, увы. Стадион и спортивно-тренировочный зал признаны незаконными постройками. Несмотря на протесты общественности и многочисленные обращения заинтересованных граждан в различные чиновничьи инстанции, в 2011 году здание спорткомплекса было снесено.
В самом конце Тополевой аллеи находится руинированное здание Скотного двора – Молочной фермы. Построено оно в начале 19 века Иваном Еготовым и перестроено в 1840 году Алессандро Жилярди. На Скотном дворе содержались коровы и лошади, были обустроены помещения для фуража, в боковых флигелях жили конюхи и скотники. Скотный двор украшали бронзовые скульптуры быков работы Клодта. Центральный корпус внутри был отделан мрамором, росписями, ценными породами дерева. Сюда приходили гости Голицыных, чтобы отведать парного молока и свежайших творога и сметаны, которые готовили из молока породистых йоркширских коров. Животные были чистые и ухоженные. Гостям предлагали «сельское развлечение» — при желании, можно было подоить корову, используя серебряные ведерки и обитые бархатом скамеечки.
В советское время здания использовались НИИ ветеринарии, а с 1990-ых годов, когда объект передан музейному объединению «Музей Москвы», оно пустует. Разработан проект реставрации и приспособления для современного использования, получено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Но финансирования нет, здание пустует и разрушается. И в то время, когда я делала фотографии, и сейчас оно огорожено высоким забором и скрыто разросшимся подлеском.
В руинах стоит и померанцевая оранжерея на берегу Верхнего пруда, построенная на месте небольшой деревянной оранжереи по проекту Доменико и Алессандро Жилярди при участии Афанасия Григорьевича Григорьева. Современная история оранжереи типична для многих строений усадьбы – пожар и запустение. Здание находится в федеральной собственности, передача объекта по постановлению правительства в собственность Москвы от 2007 года до сих пор не выполнено. А между прочим, в оранжерее до сих пор остались даже элементы интерьеров – росписи стен и потолочные плафоны в стилистике древнеегипетской живописи.
Изящное здание Ванного домика тоже повторило судьбу многих построек усадьбы. Построено в 1765 году по проекту Ивана Петровича Жеребцова, перестроено в 1801 году по проекту Джованни Батиста (Иван Дементьевич) Жилярди – отца Доменико. В 1816 году уже Доменико Жилярди совместно с Афанасием Григорьевым строит на старом фундаменте новую мыльню в виде ампирного садового павильона, с замковыми камнями в виде львиных маскаронов, входом в виде лоджии с двумя колоннами, рустованными стенами, и куполообразной крышей. Внутри ванного домика, кроме собственно мыльной, были устроены спальня, гардеробная, столовая, передняя, гостиная и даже кабинет. В 1860-ых годах перед восточным фасадом ванного домика был установлен фонтан.
В 20 веке внешний вид здания был искажен перестройками, которые были предприняты НИИ ветеринарии. Домик несколько раз горел, в конце концов его разобрали.
В 2008 году здание было полностью воссоздано в том виде, каким он был в 1816 году. Восстановлен и фонтан. Так что это, если хотите «новодел», хоть я и очень не люблю такое определение для восстановленных памятников архитектуры. В настоящее время здесь располагается часть экспозиции Музея русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных «Влахернское – Кузьминки».
Живописные пруды, возникшие еще при формировании усадьбы, не избежали декоративных построек, которые возведены в камне на месте более ранних деревянных, Доминико Жилярди. Это, во-первых, Львиная пристань, разрушившаяся в начале 20 века и восстановленная в 2006 году. Восстановление признано неудачным, и в 2023 году объявлено о согласовании проекта реконструкции пристани в соответствии с исторической объективностью. Фотографии у меня нет, поэтому иллюстрация из интернета.
Второй декоративный объект – Горбатый мостик над небольшим заливом Верхнего Кузьминского пруда. Построенный на месте деревянного мостика в 1828 году мостик из красного кирпича с белокаменным декором простоял почти 150 лет. В 20 веке он постепенно разрушался, и окончательно обвалился после того, как в его опру въехал грузовик. Восстановлен в 2005 году.
Усадьба Влахернское-Кузьминки великолепна и уникальна из-за обилия архитектурных объектов на своей территории. В середине 19 века в архитектурно-парковый ансамбль входили:
- Въездные чугунные ворота
- Белый обелиск
- Господский дом
- Западный флигель господского дома
- Восточный флигель господского дома
- Египетский павильон (кухня)
- Ограда парадного двора
- Пристань и «перевозной» плотик
- Галерея за прудом
- Оранжерея
- Конный двор с музыкальным павильоном
- Памятник на месте домика Петра I
- Чугунный мостик
- Кузница (Птичник)
- Баня
- Горбатый мостик
- Влахернский храм
- Ризница
- Хозяйственные флигели
- Флигель священнослужителей
- Флигель для служилых людей
- Прачечная
- Больница для крестьян
- Сад
- Дом садовника
- Скотный двор
- Плашкоутный мост
- Монумент в честь посещения села Влахернского императрицей Марией Федоровной
- Березовая беседка
- Французский парк (парк двенадцати проспектов)
- Плотина на нижнем пруду
- Мельница
- Английский парк
Даже, если не получится восстановить утраченные объекты, типа въездных чугунных ворот или садово-парковой мебели (я, кстати, не вижу ничего ужасного в так называемых «новоделах», если они соответствуют оригиналам), а хотя бы проведут научную реставрацию сохранившихся, усадьба станет одним из уникальнейших мест в столице.
27.03.2024