МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ В МОСКВЕ-1

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ В МОСКВЕ. Часть 1

        С момента основания города Москва стала главным религиозным центром страны. Здесь строились храмы и монастыри, сначала простые деревянные, позже – каменные. Для их строительства приглашались лучшие мастера из разных городов и даже из заграницы, средства на храмы жертвовали и цари, и знатные бояре, и простые горожане. Православие было смыслом жизни общества, его объединяющим началом. Постепенно рождались почти фольклорные стереотипы-фразеологизмы, характеризующие отношение к религии в городе: «Москва – третий Рим», «сорок сороков», «Москва златоглавая» …

       А как же другие религии и конфессии? Отношение к иноверцам и в стране в целом, и в столице в частности, было достаточно толерантным. Разумеется, единственно правильным было православие, а иноверцы считались заблуждающимися в вопросах веры. Приезжая в столицу по торговым или иным делам, иностранцы-иноверцы предпочитали селиться обособленно по окраинам тогдашней Москвы, сохраняя привычный быт и обычаи. Вот только строить свои храмы иноверцам на протяжении столетий было запрещено. Первые послабления в отношения отправления религиозных обрядов иноверцами произошли в 16 веке, когда Василий III и Иван Грозный разрешили строительство первых не православных храмов в Москве. Это были лютеранская кирха и голландская реформаторская часовня. В 18 веке в Москве строятся первая мечеть в Татарской слободе и католическая церковь. К сожалению, постройки тех лет не сохранились, и все иноверческие храмы, которые есть сейчас в столице – это, в основном, строения 19 века.

       Готовя материал о мировых религиях в столице, я пришла к выводу, что логичнее всего рассказывать о храмах не по времени их постройки, а по времени возникновения религии или конфессии. В настоящее время религиоведы считают, существуют три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Именно эти религии наднациональны, они получили распространение среди народов разных стран по всему миру и объединяют разные народы на разных континентах. Раньше в число мировых религий включали также индуизм и иудаизм. Сейчас эти данные считаются устаревшими, а сами религии относят к национальным. Но не рассказать об иудаизме в Москве просто невозможно и не только потому, что в городе есть несколько синагог, а прежде всего потому, что иудаизм первая из авраамических религий, из которой выросли христианство и ислам. А рассказ о мировых религиях в столице мы начнем с самой древней мировой религии – буддизма.

      Буддизм – религиозно-философское учение о духовном пробуждении. Возникло оно в середине первого тысячелетия до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается принц Сиддхартха Гаутама, позднее получивший имя Будда Шакьямуни – «просветленный из рода Шакья». Появление буддизма на территории современной России относится к 8 веку, когда он проник из Китая в Забайкалье. Буддизм распространился среди бурятов. Позднее в состав Российской империи вошли и другие народы, исповедовавшие буддизм – тувинцы и калмыки. В качестве государственной религии России буддизм был признан в 1764 году, когда Екатерина II учредила пост главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Религиозные сооружения возводились в местах проживания буддистов, а первый буддистский храм на европейской территории был построен в Петербурге только в 1909 году. В Москве никаких религиозных буддистских сооружений не было совсем до недавнего времени. В 2015 году в Отрадном началось строительство буддистского храмового комплекса Тупден Шедублинг, что в переводе с тибетского означает Монастырь воплощения Учения Будды или Сад познания буддийской философии и нравственности.

      На территории храмового комплекса, который будет обнесен традиционной оградой со Священными южными воротами, расположатся Ступа Просветления, Пагода рая, Малый и Большой храмы. В последнем кроме молельного зала будут библиотека, медицинский центр, конференц-зал, зал для медитаций, лекторий, благотворительная столовая, помещения для священнослужителей. К лету 2018 года построены Ступа Просветления, Пагода рая с молельным барабаном и временная ступа, сооруженная в 2006 году, когда было принято решение о строительстве буддистского храмового комплекса. Проект комплекса разработан в ООО «Персональная творческая мастерская архитектора Терешкина П. Г.» под руководством Павла Григорьевича Терешкина.

 

      До строительства комплекса в Отрадном только один адрес в столице был связан с буддизмом. Речь идет об особняке Всеволожских на Остоженке, 49. По этому адресу расположены несколько исламских организаций и Постоянное представительство Буддийской традиционной Сангхи России – самой крупной буддийской общины Бурятии.

       Иудаизм – не менее древняя религия. Это первая монотеистическая религия, зародившаяся на Ближнем Востоке, как утверждают ее представители более чем 3000 лет назад. За время существования иудаизм из просто религиозного превратился этическое и философское мировоззрение. Отношение к представителям иудаизма в христианском мире всегда было негативным. Евреям не могли простить их строгую приверженность религиозным догмам, общинную закрытость, ну и, разумеется, крики иерусалимской толпы «Распни его!», за которой последовала казнь Христа. Но мы не будем больше касаться экономических и идеологических причин такого отношения к иудеям – все-таки сайт посвящен архитектуре столицы. Скажу только, что, начиная с указа Екатерины II 1791 года и до 1917 года для иудеев (читай – евреев) существовала черта постоянной еврейской оседлости, т.е. граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство иудеям, за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам. Для иудеев также существовали квоты по приему в университеты.  В Москве иудеям селиться было запрещено. Только в 1861 году во время правления Александра II было разрешено «полезным евреям» (богатым купцам, ученым и ремесленникам) селиться в Москве. Были персональные исключения, разрешающие проживание в Москве иудеям. Такое разрешение, например, получил Исаак Левитан. В конце 19 века в Москве были построены синагоги, еврейские гимназии и благотворительные заведении. Кстати, черта оседлости не применялась иудеям, принявшим христианство.

      Прежде чем перейти к описанию иудейских культовых сооружений хочу заметить, что синагога – это не храм. Иудеи считают, что храмов у них было только три, расположены они были в Иерусалиме на Храмовой горе. После разрушения Третьего Иерусалимского храма в 70-ом году н. э. никакого другого у иудеев нет. А синагога — это помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Поэтому несколько московских синагог расположены просто в специальных помещениях в жилых домах, две представляют собой простые строения без какого-либо архитектурного декора. Но обо всем по порядку.

       Одной из самых старых в столице считается Московская Хоральная синагога. Расположена она по адресу Большой Спасоглинищевский переулок, 10. Она была построена в строгом классическом стиле в 1891 году архитектором Семеном Семеновичем Эйбушитцем. В 1886 году участок земли для строительства синагоги выкупил банкир, предприниматель и еврейский общественный деятель Лазарь Соломонович Поляков. Он передал участок общине, пожертвовал значительные суммы на постройку и содержание синагоги.

      Строительство молельного дома началось в 1887 году, однако, спустя год оно было приостановлено по инициативе прокурора Священного Синода Константина Петровича Победоносцева. По мнению Победоносцева, предусмотренный проектом купол синагоги оскорбляет чувства православных. По предписанию Синода купол был разобран, а с фронтона здания убрали изображения Скрижалей Завета. В 1891 году строительные работы были завершены, однако московские городские власти запретили открытие молельного дома: Московское еврейское общество получило предписание продать здание или обратить его в благотворительное заведение. В здании синагоги открыли училище-приют, которое располагалось там до начала 20 века. После революции 1905 года появился царский манифест о свободе вероисповедания. Вопрос об открытии молельного дома в здании в Большом Спасоглинищевском переулке был решен положительно. Интерьеры здания восстановил архитектор Роман Иванович Клейн, и в 1906 году здание синагоги было открыто для верующих.

   

      После многочисленных перестроек, конфискаций, передачи помещений и имущества различным организациям в 20 веке, в 2001 году здание было передано городскими властями в ведение общины ашкенази. В 2006-м году, после значительной реставрации, состоялось её торжественное открытие.  Помимо реконструкции, зданию был возвращён его исторический облик — над синагогой появился купол, увенчанный звездой Давида. А своё название синагога в Большом Спасоглинищевском переулке получила благодаря тому, что службы в ней проводятся под пение хора. В синагоге четыре молельных зала, украшенных стенными и потолочными росписями. Разные залы здания предназначены для посещения евреями-ортодоксами, горскими и грузинскими иудеями. При молельном центре действует высшее духовное училище. 

   

     Синагога на Большой Бронной – также одна из самых старых в Москве. И ее появление тоже связано с именем Лазаря Соломоновича Полякова. В 1872 году Поляков получил разрешение Московского генерал-губернатора на размещение в его собственной усадьбе молитвенного дома. В начале 1880-ых годов он приобрел и присоединил к своей усадьбе на Тверском бульваре несколько соседних участков, а в 1883 году подал прошение о приспособлении жилого дома, выходящего фасадом на Большую Бронную улицу, под домашнюю синагогу. Перестройку жилого дома провел архитектор Дмитрий Николаевич Чичагов. Так в Москве появилась первая синагога. В период, когда по приказу городских властей была закрыта хоральная синагога, синагога на Большой Бронной фактически была единственной в Москве. Выглядела она вот так:

       В советское время синагога была закрыта, последний раввин расстрелян, а здание приспособлено под клуб. В 1950-е годы синагогу перестроили, и в ней разместился Московский дом художественной самодеятельности. В 1991 году здание было возвращено еврейской общине хасидов, а 2005 году существенно перестроено по проекту Сергея Генриховича Эстрина и Ларисы Дмитриевны Вишниченко. Получилось красивое современное здание. Проект, разработанный Сергеем Эстриным, придал синагоге современный силуэт, добавил много новых помещений оригинальной архитектуры. В ходе реконструкции старое здание синагоги фактически оказалось заключенным в современный футляр. В надстроенной части разместились большой зал, служебные помещения и открытые террасы третьего этажа. Кроме того, пристроено новое 5 этажное крыло, занятое служебными помещениями, и трёхсветный вестибюль-«сад», который является продолжением наружной зеленой зоны участка.

      Через трехсветный остекленный вестибюль синагоги виден восстановленный исторический фасад. Фасад нового здания облицован декоративно обработанным известняком, которому придан вид «иерусалимского» камня. Правая стена синагоги символизирует листы Талмуда, а башня с левой стороны – свиток Торы. В старой части синагоги остался только молельный зал. В новом здании синагоги кроме молельных залов есть залы для религиозных и общественных мероприятий, библиотека, Музей Памяти евреев, кошерный ресторан «Иерусалим».

      Синагога в Марьиной Роще по Второму Вышеславцеву переулку была построена в 1926 году и была главной московской синагогой в советское время. Здание было деревянным.

       В 1993 году оно сгорело, а в 1995 году было построено новое небольшое здание синагоги. Это скромное строение существует до сих пор.

 

      В 2000 году рядом с синагогой был открыт Московский еврейский общинный центр. Семиэтажное здание было построено по проекту главного архитектора Тель-Авива Исраэля Годовича, дизайн помещений — Гади Альперин. В отделке фасада использован настоящий Иерусалимский камень, том самый, из которого построена священная для всех евреев мира Стена Плача. В здании расположено много организаций: художественная галерея, центр изучения еврейской традиции «Бейт Талмуд», интернет-кафе, детский клуб, библиотека, тренажёрные залы, ресторан с мясным и молочным залами, концертный зал и, разумеется, большой молельный зал на 2000 верующих.

   

      Вокруг синагоги в Марьиной Роще образовался колоритный еврейский квартал. В Новосущевском переулке, 2 расположено здание каретного сарая (позже – гаража) в усадьбе владельцев известной строительной фирмы братьев Николая Александровича и Александра Александровича Потураевых. Сейчас его занимают магазин кошерных продуктов, издательский дом и книжный магазин, в котором продаются книги на иврите.

 

       А напротив в бывшем Бахметьевском гараже (архитектор – К. С. Мельников, инженер – В. Г. Шухов) в 2012 году открыт Еврейский музей и центр толерантности.

 

       Особое место среди московских синагог занимает Мемориальная синагога в Парке Победы на Поклонной горе (Кутузовский проспект, 53). Она построена по проекту израильского архитектора Моше Зархи и российского архитектора Владимира Михайловича Будаева в 1998 году на средства Российского еврейского конгресса. На первом этаже синагоги расположен зал, посвященный истории Холокоста и памяти шести миллионов евреев, погибших во время Великой отечественной войны.

 

       Следующий адрес — Малый Харитоньевский переулок, 10/2. Это так называемая синагога на Чистых прудах. Это небольшой флигель во дворе Грибоедовского Дворца бракосочетаний. Найти ее непросто: на здании нет ни звезды Давида, ни вывески, ни светильника в виде меноры. Помещение синагоги рассчитано на малое количество прихожан, и её посещают жители близлежащих улиц.

   

      Синагога общины «Даркей Шолом» в Отрадном – часть оригинального Духовного комплекса Трёх религий. Она построена по соседству с православным храмом и мусульманской мечетью на Сигнальном проезде, 19Б. Этот комплекс на окраине Москвы носит неформальное название «Нового Иерусалима» и олицетворяет миссию сосуществования трёх основных религий России. Трёхэтажная синагога, построенная в 1998 году, помимо молельных помещений имеет помещения для молодёжного и семейного клубов, библиотеки и кинозала. Неподалеку располагается и строящийся буддистский комплекс, о котором я рассказала в самом начале этого материала.

 

       В I веке нашей эры в Палестине из недр иудаизма возникла новая религия – христианство. В его основе — учение Иисуса Христа, которое было описано его учениками-апостолами в Новом Завете. Христианство самая крупная мировая религия в географическом понимании (оно присутствует почти во всех странах мира) и по численности верующих (около 2,3 миллиарда, что составляет почти треть населения Земли). Этому способствовало то, что учение Христа было демократично в отношении всех людей и провозглашало их равенство перед Богом, постулат о богоизбранности одного народа, составляющий основу иудаизма, в христианстве стал неактуальным. Становление христианства и его распространение по миру было непростым: за две тысячи лет произошло много событий. И хотя христианство возникло как религия любви и равенства перед Богом, события эти были не всегда несли мир и любовь. Можно вспомнить и преследования первых христиан с многочисленными жестокими казнями, и религиозные войны, и суды инквизиции над еретиками. И, разумеется, религиозные споры между служителями культа о трактовании Святого писания, что привело к тому, что в христианстве образовалось больше двадцати конфессий. Начнем с самых древних восточных церквей.

        Ассирийская церковь Востока (официальное название Святая Апостольская Соборная (Кафолическая) Ассирийская Церковь Востока) – одна из древнейших восточных церквей, возникшая в Месопотамии в I веке н.э. среди арамеоязычного населения региона. Основателями церкви принято считать апостолов Петра, Фому и Фаддея. Считается также, что это единственная христианская конфессия, в основе которой сохранилось несторианство. Основным догматическим отличием несторианства от других ветвей христианства является учение о том, что Христос не был сыном Божьим, а был человеком, в котором жил Бог, и что божественная и человеческая природы Иисуса Христа отделимы друг от друга. Но не будем дальше вдаваться в подробности этого вероучения, а рассмотрим храм Ассирийской церкви Востока, которая есть в столице, не смотря на свою экзотичность.

       Это храм во имя Пресвятой Девы Марии — храм Мат Марьям, который расположен по адресу Шарикоподшипниковская улица, 14. Община Ассирийской церкви Востока возникла в Москве в 1992 году, она была зарегистрирована в Минюсте в 1994 году. Сначала богослужения проводились только во время визитов в Россию представителей ассирийского духовенства. В начале 1996 года в московскую общину был назначен священник — уроженец Ирака Хамис Хормиз Юсиф. Тогда же началось строительство храма по проекту архитектора А. Павловского, освящение которого состоялось осенью 1998 года. Кроме религиозной деятельности в храме проводятся просветительские мероприятия: здесь работает воскресная школа ассирийского языка, проводятся встречи, лекции, круглые столы на национальные темы.

 

 

       В отличие от экзотической Ассирийской церкви Востока, храмы Армянской Апостольской церкви появились в Москве достаточно давно. Армянская Апостольская церковь одна из древнейших христианских церквей. И именно Армения стала первой страной в мире, где христианство стало государственной религией. Случилось это в начале 4 века н.э. Армянская церковь имеет ряд особенностей и в догматике, и в обрядовости, что отличает ее и от православия, и от католицизма. Первыми проповедниками христианства в Армении и основателями церкви считаются апостолы Фаддей и Варфоломей.

       Появление армянской диаспоры в Москве историки относят к 14 веку. Выходцы из Армении вели торговлю, занимались ремеслами, а в 19 веке среди них было немало крупных предпринимателей. Москвичи не чувствовали больших различий между православием и армянской церковной традицией, охотно общались с армянами, допускали их в свои церкви,  приглашали на праздники, дружили и вступали с ними в браки.

       Первый армянский храм был построен на Пресне, на Большой Грузинской улице в 1746 году. Это была церковь Сурб Аствацацин – Святой Богородицы. Храм был закрыт и снесен в 1920-ых годах.

       В 1782 году в Армянском переулке по инициативе и на средства купцов Лазаревых была построена еще одна церковь – Крестовоздвиженская (Сурб Хач). Церковь несколько раз перестраивалась, последний раз в 1858 году по проекту архитектора Дмитрия Андреевича Корицкого. В 1930 году советское правительство снесло церковь, а на её месте построили школу.

      Третья армянская церковь, храм Святого Воскресения (Сурб Арутюн) была построена на армянской части Ваганьковского кладбища на средства братьев Мины и Иоакима Лазаревичей Лазаревых в 1815 году. Это единственный сохранившийся с 19 века армянский храм. В советское время он был закрыт, в нем размещалась мастерская по изготовлению памятников. Храм вернули Армянской Апостольской церкви в 1956 году. С тех пор и до недавнего времени это была единственная армянская церковь в Москве.

      В 1903 году в северной части кладбища был построен Поминальный дом на средства владельцев «Банкирского дома братьев Джамгаровых» в память об убитом в Крестовоздвиженском храме брате Исааке. В советское время Поминальный дом использовали в качестве склада для хранения гробов, в 1996 году его вернули верующим. Годом позже на средства братьев Левона, Владимира и Макара Айрапетянов проведена реставрация в память о родителях и соотечественниках, покоящихся на Армянском кладбище, о чем и сообщает мемориальная табличка на стене дома.

   

        В 2013 году армянская диаспора столицы получила прекрасный храмовый комплекс. Расположен он на пересечении Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы. Участок под строительство был выделен правительством Москвы в 1996 году, но из-за финансовых неурядиц фундамент комплекса был заложен только 2004 году, а само строительство началось  в 2006 году. Из-за вновь возникших финансовых и технологических трудностей строительство затянулось на долгих семь лет.

 

       Комплекс состоит из двух уровней (нижнего и верхнего), на его территории расположены: Кафедральный собор Преображения Господня (Сурб Пайцаракерпутюн), часовня Святого Креста (Сурб Хач), резиденция Католикоса и Патриаршего экзарха – главы Ново-Нахичеванской Армянской Апостольской церкви, административный, гостевой и учебно-просветительский комплексы, Армянский музей Москвы и культуры наций. На Нижнем уровне находится автостоянка. Автором проекта стал армянский архитектор Артак Гулян, а барельефы на стенах выполнил скульптор Ашот Адамян. Храмы отделаны розовым армянским туфом. Несмотря на то, что для армянской храмовой архитектуры характерны однокупольные храмы, Преображенский собор – пятикупольный. Он органично вписывается в архитектурный облик Москвы и её церквей.

 

       Стены всех строений комплекса украшены многочисленными резными барельефами с изображением Христа, Богородицы, апостолов, общехристианских и армянских святых, ангелов, птиц, цветов, виноградных лоз. Удивительной красоты резьба украшает собор Преображения Господня.

 

 

   

   

      Среди резных украшений храма есть даже изображение копья Лонгина – священной реликвии, которая хранится в Эчмиадзине.

        Крестовоздвиженская часовня (Сурб Хач) также украшена резьбой. В нише в стене храма установлен памятник армянскому алфавиту. Внутренне пространство храмов типично для армянских церквей: в алтаре помещается изображение Богородицы и отсутствует иконостас – главное отличие от православных церквей.

 

 

    Резьба украшает резиденцию католикоса и административные здания комплекса, облицованные известковым туфом травертином.

   

       Среди других архитектурных объектов комплекса следует отметить ворота со стороны Трифоновской улицы, отделанные туфом в единой цветовой гамме со зданием собора, источник с освященной водой, оформленный в виде армянского и русского православного храмов и резные армянские кресты — знаменитые хачкары.

 

 

       На территории храмового комплекса проходят тематические арт-программы, выставки, посвящённые культурному взаимодействию Армении и России, встречи с официальными лицами, памятные мероприятия, концерты. С 2015 года здесь работают два музея: Армянский музей Москвы и культуры наций и музей епархии. Многие художественные и духовные реликвии, выставленные в музеях, были пожертвованы из частных собраний представителей армянской диаспоры в Москве.

        Скоро в Москве появится еще один храм Армянской Апостольской церкви. На Поклонной горе начато строительство мемориальной часовни Святых великомучеников (Србоц Наатакац) в память воинов-армян, погибших на фронтах Великой отечественной войны.

       В конце 4 века н.э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Именно тогда началось постепенное разделение христианства на Западное (католицизм) и Восточное (православие). В 16 веке возникает протестантизм. Но о храмах этих конфессий и мечетях мусульман я расскажу в следующих частях материала о мировых религиях в Москве.

03.02.2019

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ В МОСКВЕ-1 — 2 комментария

  1. Спасибо, отличная статья, очень красиво рассказано о религиях. Прочел с удовольствием… О храмах Армянской Апостольской церкви написано бережно и с любовью. Фотографии просто классные…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *