МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ В МОСКВЕ-2

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ В МОСКВЕ. Часть 2

          Продолжим наше знакомство с храмами мировых религий в столице.

     Возникнув в первом веке нашей эры, христианство постепенно распространялось по станам Европы. Преследования христиан прекратились в четвертом веке при императоре Константине Великом, который не только сам принял новую религию, но и сделал ее государственной. В разных странах христианство сочеталось с местными обычаями, где-то верования и обрядовость сохранялась такими, какими они были в первом-втором веке, где-то происходила их трансформация. Единой была лишь вера в Христа. И постоянно шли богословские споры по поводу основ веры и обрядовости. Многие вопросы веры решались на Вселенских соборах. Так, на первом Вселенском (Никейском) соборе было отвергнуто арианство, Иисус объявлен предвечным Богом, а не исключительным человеком по учению пресвитера Александрии Ария. А на седьмом Вселенском соборе (втором Никейском), который состоялся в 8 веке, было осуждено иконоборчество. И хотя в 395 году произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную, в целом европейское христианство еще долго было единым.

       Постепенно богословские разногласия между Западной и Восточной ветвями христианства увеличивались. Обрядовость, догматика, отношение к Святому престолу – многие вопросы христианства все дальше и дальше отделяли западных и восточных христиан друг от друга.  Разногласия между папой римским и константинопольским патриархом по вопросам догматического, канонического, литургического и дисциплинарного характера достигли апогея в 1054 году. В этом году папа римский и константинопольский патриарх предали друг друга анафеме. Но события 1054 года ещё не означали полного разрыва между восточной и западной Церквями. Первый крестовый поход вначале сблизил их, но при продвижении к Иерусалиму разногласия вновь обострились. Еще много лет шла борьба за единство церкви, но из этого ничего не вышло, поскольку папа продолжал настаивать на том, чтобы константинопольский патриарх признал главенство папы над «всеми церквями Божьими по всему миру», а константинопольский патриарх этого главенства не признавал. Так постепенно произошло полное разделение христианства на православие и католицизм.

     Крещение Киевской Руси в конце 10 века было принято от восточной, т.е. Константинопольской церкви. Москва с момента ее основания стала центром православия с огромным количеством храмов и монастырей. О них другие рассказы этого раздела сайта. Но об одном православном храме хочу рассказать именно здесь. Речь идет о храме древнейшей церкви восточного обряда, а именно грузинской православной церкви. Христианство стало государственной религией Грузии в 337 году трудами святой равноапостольной Нины, крестившей Иверию. К моменту разделения христианства на Восточную и Западную церкви, грузинская церковь была бесспорно православной. В Москве грузинский храм появился в 1750 году на средства, которые царь Петр II пожаловал грузинским царям для обустройства в Москве своего представительства. Первый храм Георгия Победоносца был деревянным и вскоре сгорел. В 1788 году представителям грузинской диаспоры было разрешено построить новый каменный храм. В конце 18 века храм был построен, в 1870 году по проекту Николая Николаевича Васильева появилась церковная колокольня. И храм, и колокольня были выполнены в классическом стиле. В 1899 году по проекту архитектора Василия Георгиевича Сретенского была построена новая большая кирпичная церковь в русско-византийском стиле, которая примыкала к старому зданию храма с востока.

        В 1930 году грузинскую церковь закрыли. Здание новой части храма перестроили, создав этажные перекрытия, и здесь разместился электромеханический техникум имени Красина. В 1993 году старая часть храма была возвращена Церкви. С момента передачи верующим храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах согласно договорённости между Русской Православной и Грузинской Православной Церквями, в этом храме, принадлежащем Московскому патриархату, служит также клирик Грузинской Православной Церкви. Службы ведутся на церковно-славянском и грузинском языках.

         В 2015 году техникум наконец-то освободил новое здание храма, но в порядок его так до сих пор и не привели: службы продолжаются только в старом храме.

        Храмы других религий и христианских конфессий долгое время строить в Москве не разрешалось. В 19 веке строгие запреты на возведение иноверческих храмов были сняты, в Москве появились католические соборы, которые были призваны удовлетворить религиозные потребности многочисленных католиков города.

       В 1917 году в Москве было три католических прихода, сейчас их тоже три, но это не совсем те приходы и храмы.

         Самый старый католический храм Москвы — это храм Святого Людовика Французского, который расположен на Малой Лубянке, 12/7.  В 1789 году проживающие в Москве французы подали прошение о разрешении им строительства католического храма. После получения разрешения от московских властей и его одобрения императрицей Екатериной II был построен небольшой деревянный храм на участке между Малой Лубянкой и Милютинским пер. Освящение церкви во имя французского короля Людовика IX Святого состоялось в 1791 году.

       Современное каменное здание было построено в 1830 году по проекту Доменико (Дементия Ивановича) Жилярди при участии его двоюродного брата Алессандро (Александра Осиповича). Освящен храм был в 1849 году. Число прихожан в начале 20 века было более 2,5 тысяч, при храме существовали женская и мужская гимназии, благотворительный приют.

 

       В советское время предпринимались попытки зарыть храм, священники высылались из страны. Тем не менее храм Святого Людовика оставался единственным открытым католическим храмом Москвы и одним из двух, наряду с храмом Лурдской Божией Матери в Ленинграде, католических храмов в РСФСР. С начала 1990-ых годов в жизни храма начался новый период. Он возвращен церкви, богослужения проводятся для двух некогда существовавших приходов: франко- и англоязычного прихода Святого Людовика и преимущественно русскоязычного прихода Святых Петра и Павла.

   

       Рядом с храмом Святого Людовика сохранилось и здание гимназий, которое состоит из двух корпусов, объединённых центральным арочным входом. Построено оно в 1899 году по проекту Оскара-Жана Францевича Дидио, архитектора, много лет жившего и работавшего в Москве, но сохранявшего французское гражданство. Средства на строительство гимназий были выделены состоятельными католиками. После 1917 года гимназии закрыли. В 1930-ых годах здесь разместили химико-индустриальный техникум, потом — школу-четырехлетку, а еще позже — школу рабочей молодежи. В 1997 году было решено возобновить французскую школу, между Россией и Францией было заключено соглашение, по условиям которого здание передается в аренду французскому государству на 49 лет. Президент Жак Ширак открыл на здании будущего Лицея мемориальную доску. Во время реконструкции фасад здания был отреставрирован в соответствии с первоначальным проектом Дидио. Правда на крыше появилась то ли остекленная галерея, то ли пятый этаж. В 2005 году состоялось торжественное открытие Лицея, названного в честь Александра Дюма. В настоящее время здесь учатся около тысячи детей, обучение ведется на французском языке.

   

            Дом 12 на Малой Лубянке — бывшее здание приюта при храме св. Людовика. На стене дома располагаются солнечные часы. Надпись на солнечных часах «Sicut umbra declinaverunt», что в переводе с латинского означает «Как уклоняющаяся тень». Фраза эта взята из 101-го псалма, и целиком звучит гораздо так: «Dies mei sicut umbra declinaverunt, et ego sicut fnum arui» — «Дни мои как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава». Мастер, изготовивший эти часы как бы напоминает нам, что не стоит тратить время зря.
Если приглядеться, можно заметить, что часы встроены в стену не ровно, а под небольшим углом. Дело в том, что часы смотрят строго на юг, а вот стена дома — не совсем. Сейчас надпись на часах выглядит так «sicut umbr i declinaverunt», что не имеет перевода, т.к. написано с ошибкой, которая вкралась при очередной реставрации.

      Неподалеку в Милютинском переулке, 18 существовал еще один католический комплекс, который состоял из храма Петра и Павла, богадельни, женского католического училища, дома притча, церковно-приходской школы, библиотеки и правления Благотворительного общества вспомоществования бедным римско-католического вероисповедания.

       Здание храма было возведено по проекту Алессандро Жилярди в 1845 году, в 1850 году по его же проекту была построена богадельня. Средства на строительство храма и прочих заведений были получены от благотворителей-католиков. В 1920-ые годы все здания прихода были национализированы, перепрофилированы и перестроены. В здании храма открыли кинотеатр, а после войны, когда кинотеатр сильно пострадал от взрыва бомбы, здание восстановили в стиле сталинского ампира. По крайней мере его фасад с флагами и прочей советской атрибутикой, как видите, совсем не похож фасад строения Жилярди.

 

        Только боковая стена напоминает, что когда-то это здание было культовым.

       Внешний вид богадельни более соответствует замыслу Жилярди, хотя и это здание многократно перестраивалось.

   

        Практически неизменными остались фасады самой поздней постройки прихода Святых Петра и Павла. Это здание библиотеки и правления Благотворительного общества вспомоществования бедным римско-католического вероисповедания, которое было построено в 1905 году по проекту архитектора Игнатия Павловича Залесского. Эта постройка в стиле неоготики оказалась последней крупной работой архитектора.

     После войны в здании церкви Святых Петра и Павла разместился проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения ГИПРОУГЛЕМАШ. В 1990-ые годы институт приватизировал это здание, здание богадельни и библиотеки. Теперь в них помимо самого института на арендной основе располагаются различные офисы. Все попытки возродить приход Петра и Павла успехом не увенчались. Вернее, приход существует, но своего храма не имеет – богослужения проводятся в храме Святого Людовика.

        Наверное, все москвичи знают прекрасное «готическое» здание на Малой Грузинской. И хотя храм построен в 1899 году, выглядит он как настоящая пламенеющая готика 15 века. Устремленные в небо башенки, розетка над входом и множество других декоративных элементов создают иллюзию средневековья. Это собор Непорочного зачатия Девы Марии – крупнейший католический храм в России.

      В 1894 году совет Римско-католической церкви подал прошение московскому губернатору на возведение нового храма, т.к. храмы Святого Людовика и Петра и Павла уже не вмещали всех молящихся католиков. Разрешение было получено, но с условием, что собор будет построен без башен, скульптур и других украшений, вдали от центра и особо почитаемых православных храмов. Несмотря на обилие внешних украшений проект Фомы Осиповича Богдановича-Дворжецкого был тем не менее утвержден. А участок для строительства был приобретён на Малой Грузинской улице, поскольку в этом районе проживало много католиков поляков, которые работали на Московско-Смоленской железной дороге. Строительство храма продолжалось почти 10 лет, средства на работы были собраны как пожертвования польской общины и верующих католиков из разных городов России. Собор на 5 тысяч человек освятили в 1911 году.

          В 1938 году храм закрыли, настоятеля храма расстреляли. Ну и как это было характерно для того времени, здание перестроили: снесли все башенки и колокольню, внутренне пространство преобразовали в четыре этажа. Здесь были и коммуналки, и различные конторы, и даже склад плодоовощной базы.

        С 1989 года польская диаспора Москвы стала добиваться возвращения храма верующим. К концу 1998 года при активном участии Юрия Лужкова и Бориса Ельцина собор был освобожден от занимавших его контор, отреставрирован и передан католикам Москвы.

        Москвичи все время называли собор Непорочного зачатия Девы Марии польским храмом. Поляков среди прихожан, действительно, подавляющее большинство. Но богослужения в нем ведутся не только на польском языке, но и на латыни, на русском, английском, французском, испанском и даже корейском языках.

          Самый молодой католический приход Москвы – это приход Святой Ольги. Расположен он в Люблино, на Кировском проезде, 6. В 1991 году при храме Святого Людовика возникла религиозная организация «Приход Святой Ольги», которая занималась театральной деятельностью, катехизацией глухонемых детей, распределением гуманитарной помощи. В 2003 году организация на пожертвования прихожан приобрела земельный участок в Люблино, на котором располагалось пустующее здание дворца культуры «Звезда», построенное в конце 1940-ых годов. В 2007 году было оформлено право собственности на земельный участок, начался ремонт здания и постепенное превращения его в храм, которое продолжается по сей день.

          С архитектурной точки зрения храм Святой Ольги – типичное здание советского клуба. О том, что это храм напоминают только табличка и крест над фронтоном.

 

        Помимо приходской общины в храме Святой Ольги проходят встречи общины греко-католиков и вьетнамской католической общины.

        И еще немного о католических храмах Москвы, хотя речь пойдет в большей степени о памятнике, чем о храме. В комплексе на Поклонной горе есть памятник с католической символикой. Это памятник-часовня испанцам-добровольцам, воевавшим в рядах Красной армии и погибшим в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Монумент представляет собой семиметровую гранитную часовню с колоколом у основания. Ее вершину украшает католический крест, а внутри расположена памятная табличка, надпись на которой выполнена на русском и испанском языках: «Испанцам, павшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945». Сооружена часовня в 2003 году по проекту архитектора испанского происхождения Антонио Михе.

 

        Но продолжим наше путешествие по истории религии и храмов Москвы.

    В 16 веке страны западной Европы охватило широкое религиозное и общественно-политическое движение, направленное на реформирование католицизма. Идеологами реформации стали доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер и французский богослов Жан Кальвин. Реформаторы выступали против роскоши в жизни всех христиан, включая в первую очередь священнослужителей, против злоупотреблений католического духовенства, против индульгенций, когда отпущение грехов можно было получить за деньги, а не после выполнения наложенной церковью епитимьи, за приоритет Евангелия в духовной жизни христиан. Я не буду здесь рассказывать о непростом становлении протестантизма (думаю, что многие вспомнят Варфоломеевскую ночь во Франции и существующие до сих пор разногласия между ирландскими католиками и протестантами), но несмотря на все сложности, число приверженцев нового религиозного учения росло, особенно в Германии и странах северной Европы.

      В Москве жило много немцев. История старейшей лютеранской общины началось во второй половине 16 века, когда после Ливонской войны пленные лифляндцы поселились на берегу реки Яузы на окраине Москвы. Здесь лютеранская община проводила совместные молитвы, но своего храма не имела. Первый деревянный лютеранский храм в Немецкой слободе был построен при Борисе Годунове. Во второй половине 17 века на Кукуе была построена каменная церковь Святого Михаила, в которой проходили окормление не только лютеране, но и англикане. Во второй половине 18 века в Немецкой слободе была построена новая церковь, которая просуществовала до 1928 года, когда она была закрыта и снесена.

       В настоящий момент в Москве действуют два лютеранских храма: лютеранский собор Святых Петра и Павла и церковь Святой Троицы.

    Лютеранский собор Петра и Павла был построен в 1905 году по проекту Вильяма Францевича Валькота архитектором Виктором Александровичем Коссовым. Община Петра и Павла отделилась от общины Святого Михаила еще в 1626 году. Лютеранские молельные дома, а при Петре I каменные храмы, располагались в Немецкой слободе. В 1817 году община выкупила участок, на котором располагалась усадьба Лопухиных в Космодамианском (ныне Старосадском) переулке, и начала перестройку усадебного дома под храм. Средства на это были выделены королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III и императором Александром I. Число прихожан с годами росло. В 1898 году было принято решение о строительстве новой церкви, рассчитанной на 1700 мест. Так появился сохранившийся до наших дней собор Петра и Павла.

         После 1917 года собор некоторое время использовался по назначению, хотя все ценности храма были национализированы. Но в 1936 году церковь закрыли, в ней разместили сначала кинотеатр, а позднее студию «Диафильм». Здание при этом полностью перестроили: была снесена колокольня, а внутренний объем храма был разделен перекрытиями на несколько этажей.

 

      В 1992 году здания собора и некоторых других церковных сооружений постановлением Правительства Москвы были передано лютеранам столицы. После переселения студии «Диафильм» в другое помещение в 1997 году, начались работы по восстановлению храма. Последними были восстановлены 62 метровый шпиль колокольни (2010 год) и резной дубовый алтарь (2011 год). В 2017 году в присутствии президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера в соборе состоялась символическая церемония передачи храма в собственность Евангелическо-Лютеранской церкви России.

       Собор Петра и Павла всегда играл и продолжает играть важную роль не только в религиозной, но и в культурной жизни Москвы. В нём выступали и выступают выдающиеся российские и иностранные музыканты. ОргАн немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер», установленный в соборе, сопровождает богослужения каждое воскресенье и праздники, а также светские концерты и музыкальные фестивали, которые регулярно проводятся в соборе.

   

       Кстати, интересный факт. Часовня для отпевания покойников (ныне это здание капеллы) была построена Федором Шехтелем в 1892 году, в ту пору еще лютеранином по вероисповеданию. Православие Федор Осипович принял только в 1916 году.

http://www.peshkompomoskve.ru/fedor_shehtel/

       Рядом с собором Петра и Павла располагается кирпичный жилой дом, построенный в конце 19 века по проекту архитектора Августа Егоровича Вебера. Это бывший дом притча, который архитектурно входит в комплекс собора.

   

        Вторая лютеранская церковь в столице – это церковь Святой Троицы, расположенная на территории Введенского (до 1917 года иноверческого) кладбища. Построена она 1912 году как кладбищенская часовня и предназначалась для конфессий, входивших в комитет по благоустройству кладбища: лютеранской, католической и англиканской церквей. Проект разработан архитектором Владимиром Александровичем Рудановским. В 1920-ых годах часовня была закрыта, в здании расположилась администрация кладбища.

        В начале 1990-ых годов в Москве был создан приход Церкви Ингрии, лютеранской церкви скандинавского толка, церковь Святой Троицы была передана ему. За прошедшие годы храм полностью отреставрирован и выполняет свои религиозные функции.

          До 1917 года в Москве существовала и кальвинистская или Евангелическо-реформатская (голландская) церковь. В 16 веке реформатская часовня существовала в черте Белого города. В 1643 году часовня была закрыта, а Соборным уложением 1649 года все неправославные храмы в центре города подлежали сносу. Переселившиеся в Немецкую слободу голландские купцы построили там небольшую деревянную церковь. При Петре I была построена каменная голландская церковь, которая просуществовала в Немецкой слободе до 1812 года. После пожара 1812 года голландская церковь переехала в Малый Трехсвятительский переулок, где был приобретён участок земли с каменным жилым домом, построенным в конце 18 века. В 1822 году архитектор Василий Алексеевич Балашов перестроил здание, приспособив его помещения под проведение богослужений. Со временем число прихожан существенно увеличилось, поэтому по заказу общины в 1865 году молитвенный дом был полностью перестроен по проекту архитектора Германа фон Ниссена.

    После 1917 года большая часть прихожан голландской церкви уехала из России, а здание в Малом Трёхсвятительском переулке было передано евангельским христианам, которые позднее объединились с баптистами. В 1940 году в здании разместилась еще и община адвентистов седьмого дня. Долгие годы эта церковь оставалась единственным открытым местом для богослужений разных протестантских конфессий Москвы. Часть помещений была конфискована советской властью и переделана в коммуналки и общежитие. В 1960-ых годах существовавшие в одном помещении общины столкнулись с проблемой жуткой тесноты. Верующие обратились с инициативой в местные органы власти о переселении из здания церкви жильцов в благоустроенные квартиры. В 1965 году на пожертвования прихожан и деньги, выделенные Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов, для жильцов коммуналок были куплены квартиры, и храм получил дополнительные площади для богослужений.

          Сейчас здание, оформленное в эклектическом стиле с двухчастным итальянским окном и треугольным фронтоном над фризом, так и продолжают делить общины евангельских христиан-баптистов и адвентистов седьмого дня. В церкви есть оргАн конца 19 века, но о светских органных концертах в этой церкви мне ничего не известно.

       О других протестантских храмах Москвы и богослужебных домах самой молодой мировой религии, ислама, мы поговорим в следующий раз.

18.12.2019

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *