МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ В МОСКВЕ-3

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ В МОСКВЕ. Часть 3.

        Продолжение знакомства с храмами мировых религий начнем с московского храма еще одной реформатской церкви – англиканской. Эта церковь, как и классический протестантизм, возникла в 16 веке. А причины ее возникновения совершенно другие. Если богословы Лютер и Кальвин выступали против роскоши в жизни всех христиан, включая в первую очередь священнослужителей, против злоупотреблений католического духовенства, против индульгенций, когда отпущение грехов можно было получить за деньги, а не после выполнения наложенной церковью епитимьи, за приоритет Евангелия в духовной жизни христиан, то инициатором возникновения англиканства стал любвеобильный король Генрих VIII. Не получив от Папы Римского разрешение аннулировать брак короля с Екатериной Арагонской как незаконный для того, чтобы жениться на Анне Болейн, Генрих разорвал связь с Римом. Парламент принял решение, запрещающее впредь обращение к папе по церковным делам, а Генрих возложил полномочия главы церкви на архиепископа Кентерберийского. Жен у Генриха VIII было восемь, среди них были и католички, и протестантки. В зависимости от их вероисповедания королем вносились изменения в обрядность и каноны богослужения. Так сформировалось англиканство как своеобразное сочетание католицизма и протестантизма. Окончательно оно отделилось от католицизма при дочери Генриха VIII, королеве Елизавете I. Кстати, сам термин «англиканство» (англ. Anglicanism) появился как неологизм только в 19 веке. В основе его лежит более старинное слово «англиканский» (англ.  Anglican).

         Англичан в Москве было много еще со времен Ивана Грозного, который поощрял торговые связи с Англией и даже, по легенде, собирался вступить с королевой Елизаветой в брак. Иван Грозный позволил британским купцам проводить богослужения в соответствии с их вероисповеданием. До пожара 1812 года богослужения англиканской общины в Москве проходили в здании голландской реформатской церкви в Немецкой слободе. После того, как церковь сгорела, шли переговоры с городскими властями о покупке участка для возведения нового храма, а богослужения велись на арендованной территории в особняке княгини Анны Голицыной на Тверской улице.

             В 1828 году у наследников гвардейского прапорщика Петра Алексеевича Наумова был приобретен дом в Большом Чернышевском переулке (ныне Вознесенский переулок, 8/5), построенный предыдущими владельцами Колычевыми. После переоборудования в нем открыли англиканскую часовню.  К 1870-ым годам часовня обветшала, находилась в плохом состоянии и стала мала для верующих. Было решено собрать пожертвования и построить новое обширное здание храма. Проект был выполнен английским архитектором из Ливерпуля Ричардом Ниллом Фрименом. Это был проект типичной английской церкви в стиле викторианской готики. Считается, что здание строилось с 1882 по 1884 под руководством московского архитектора Бориса Викторовича Фрейденберга, а сам Фримен никогда не приезжал в Москву.

 

         В начале 1885 года прибывший из Лондона епископ Джонатан Титкомб освятил церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного — покровителя Шотландии, т.к. большинство в московской общине были шотландцами. Церковь святого Андрея Первозванного стала общественным центром британской общины в Москве. Здесь были библиотека, комната для собраний, архив, хранилище ценностей общины, которые конфисковали в 1917 году.  В 1920 году церковь закрыли, сначала в ней разместили дипломатическое представительство Финляндии, потом склад, общежитие, а с 1960 года здание занимала студия грамзаписи «Мелодия»: в церковном зале была великолепная акустика.

        С 1991 года богослужения в церкви возобновились и теперь проходят каждое воскресенье. Правда, какое-то время верующим пришлось соседствовать с «Мелодией»: студия звукозаписи окончательно освободила все помещения только в 1994 году. В здании церкви проходят различные культурные и религиозные мероприятия и собрания, концерты органной и просто классической музыки.

       Церковь Андрея Первозванного представляет собой однонефную базилику с примыкающей вплотную к северо-западной части квадратной в сечении квадратной башней. Построена в неоготическом стиле из красного кирпича с характерными для готики сводчатыми окнами и розеткой над входом. Башня увенчана четырьмя остроконечными пинаклями, на которых установлены флюгеры. Кстати, она никогда не выполняла функции колокольни, т.к. колокола на ней так и не установили. В башне есть вход в церковь. Сейчас в башне располагается библиотека теологической литературы.

  

  

          Постепенно на основе верований и традиций протестантизма в нем возникают различные течения, из которых со временем формируются отдельные протестантские церкви: анабаптизм, методизм, адвентизм, баптизм… Именно приверженцы баптизма наиболее широко представлены в России в целом, и в Москве в частности.  Имея общие верования со всеми христианами, баптисты из религиозных книг признают единственный непогрешимый авторитет в делах веры и практической жизни только Библии, исповедуют равноправие всех членов поместной общины и всеобщее священство, а для богослужений баптистам не обязательно иметь особое место – храм: достаточно просто помещение для общей молитвы. Так в Москве существует шесть официальных мест для молитвы баптистов, три из которых располагаются просто в нежилых помещениях жилых домов: Таёжная улица, 2а, Зелёный проспект, 42 и Сиреневый бульвар, 21а. Три имеют собственные церковные здания: церковь евангельских христиан-баптистов Голгофа располагается в Бибирево на улице Лескова, 11…

             …дом для молитвы в 11-ом микрорайоне Зеленограда…

          … и Вторая московская церковь евангельских христиан-баптистов на Варшавском шоссе, 12а, к1.

             Все эти здания построены 2000-ых годах.

           Самой молодой мировой, и в то же время авраамической, религией является ислам. Ислам – религия единобожия даже в большей степени, чем христианство. Возник ислам в начале 7 века в Западной Аравии, где в то время господствовало язычество: каждое племя имело своих богов и идолов. В 610 году пастух и караванщик Мухаммед объявил себя посланником и пророком единого Бога Аллаха и начал проповедовать в Мекке новую монотеистическую религию, которую назвал исламом. В своих проповедях Мухаммед призывал к вере в единого Бога, говорил о братстве верующих и соблюдении простых норм морали. Основные положения ислама изложены в священной книге мусульман Коране, которая представляет собой сборник учений (проповедей) Мухаммеда, составленный после смерти пророка. Кроме того, в исламе значимы сборник притч о Мухаммеде Сунна и свод правил поведения для мусульман Шариат.

          В исламе первостепенное значение имеет соблюдение обрядов: ежедневная пятикратная молитва (намаз), соблюдение поста в рамадан (9-ый месяц мусульманского календаря), раздача милостыни нищим, паломничество в Мекку — хадж и произнесение главной формулы ислама — «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его». Об особенностях, течениях и истории ислама можно прочитать в других источниках, а здесь мы познакомимся с культовыми сооружениями мусульман в Москве – московскими мечетями. Кстати, в исламе мечеть не только место сбора мусульман для совершения коллективных молитв, но и место для собрания народа, обучения основам исламской религии и т. п.

      Московская историческая мечеть (Большая Татарская улица, 28) — старейшая сохранившаяся в столице мечеть. Она была построена в 1823 году. Разрешение на ее строительство было получено от тогдашнего московского генерал-губернатора Дмитрия Владимировича Голицына в благодарность за участие мусульман в Отечественной войне 1812 года. Местом строительства стала Татарская слобода в Замоскворечье – одна из первых в Москве иноземных слобод. Слобода существовала с 14 века и ее населяли татары, выходцы из Золотой Орды и поволжских татарских княжеств. Выдавая разрешение на строительство мечети, Голицын обязал татарскую общину построить здание без признаков исламского культового сооружения, т.е. без купола и минарета. В результате получилось обыкновенное каменное одноэтажное здание, которое ничем не отличалось от соседних домов.

 

        В 1881 году мечети было разрешено придать канонический вид. Проект реконструкции выполнил архитектор Дмитрий Иванович Певницкий. В результате мечеть расширили, появились минарет и купол, а целом здание получило эклектический вид. Декоративное убранство получилось с восточными и классическими элементами. До 1904 года мечеть называлась соборной. Ее переименовали в историческую, когда была построена новая соборная мечеть в Выползовом переулке.  В 1915 году к мечети пристроили помещения для медресе. В 1939 году мечеть закрыли, предварительно расстреляв последнего имама. Здание по очереди занимали типография, штаб гражданской обороны, военкомат. В 1967 снесли минарет.

  

      После Великой Отечественной войны мусульмане Москвы пытались добиться возвращения здания, но мечеть передали мусульманской общине лишь в 1992 году. В 1993 году мечеть реконструировали на средства посольства Саудовской Аравии, ей вернули исторический облик и в том же году открыли для верующих. По своему типу историческая мечеть является джума-мечетью, т.е. пятничной или соборной мечетью. В такой мечети проводятся коллективные молитвы, совершаемые всей мусульманской общиной в полдень пятницы – Джума-намаз.  Фонд мечети занимается благотворительностью: раздаёт еду, поддерживает социальные приюты и рассылает книги в места лишения свободы.

        Новая джума-мечеть была построена в 1904 году в Выползовом переулке, 7, по проекту архитектора Николая Алексеевича Жукова. Участок под строительство передали купец Хабибулла Акбулатов и мещанин Сабирзян Бакиров, а деньги   выделил предприниматель и меценат татарского происхождения, потомственный почетный гражданин Салих Юсупович Ерзин. На старых фотографиях видно, что это было простое небольшого объема здание с невысоким минаретом и башенками на крыше. С архитектурной точки зрения оно было не слишком выразительным, зато было ценно с исторической. Почему я пишу «было»? Да потому что сейчас его нет.

 

        Нравится нам это или нет, но количество мусульман в Москве растет с каждым годом. В 2005 году Духовное управление мусульман России инициировало крупномасштабную реконструкцию мечети. По плану здание старой мечети собирались включить в комплекс новой. Ведь эта мечеть не закрывалась в советское время и была единственной действующей мечетью на территории Центральной России после 1936 года. Во время Великой отечественной войны в мечети был организован сбор средств на создание танковой колонны для Красной армии. В 1950-1970-ых годах ее посещали руководители и делегации мусульманских стран, приезжавшие в СССР с официальными визитами. Перед Олимпиадой-80 над мечетью нависла угроза сноса из-за строительства рядом спорткомплекса «Олимпийский». Но тогда она устояла благодаря московским религиозным деятелям и послам мусульманских государств.

     Автором проекта реконструкции мечети стал архитектор Ильяс Тажиев, главным художником – член-корреспондент Российской академии художеств Фиринат Халиков, спонсировали реконструкцию предприниматель Сулейман Керимов, правительства Турции и Казахстана. Как видно на фотографии 2009 года строительство новых помещений началось вокруг старого здания, но 2011 году оно было снесено, не смотря на протесты исламской общественности.

         Версий произошедшего несколько от неправильной ориентации старого здания на Мекку до отсутствия у старой мечети фундамента, приведшей к саморазрушению. Думаю, что грандиозное бетонное строительство было трудно совместить с сохранением исторического здания, оно начало рушиться при забивании свай для нового, вот его и снесли для упрощения работ. Хотя говорят, что одна стена сохранилась и встроена в новую мечеть, а остальные – воссозданы из современных материалов.

  

        Так что московская соборная мечеть – новое здание, строительство которого завершилось в 2015 году.  Новая мечеть представляет собой шестиэтажное здание с несколькими минаретами, башенками и куполами. Высота главного купола составляет 46 метров, диаметр — 27 метров, а два главных минарета имеют высоту по 78 метров каждый. Малый минарет расположен над исторической частью комплекса, его венчает полумесяц, сохранившийся от старого здания. Крыша и башенки окрашены в голубовато-зелёный цвет, как и у старой мечети, а 12 килограммов сусального золота, которые пошли на золочение куполов, по замыслу архитектора вписываются в образ «Москвы златоглавой».  Московская соборная мечеть одна из крупнейших мечетей не только в России, но и в Европе.

 

 

     В парке Победы на Поклонной горе (Минская улица, 2Б) в 1997 году построена мемориальная мечеть «Шухада» в память о воинах-мусульманах, погибших на полях Великой отечественной войны. Автором проекта также является Ильяс Тажиев. Строительство мечети началось в 1995 году по инициативе правительства Москвы и Духовного управления мусульман европейской части России. Спонсорами проекта выступали предприниматель и меценат Фаиз Гильманов, правительства Адыгеи, Башкортостана, Татарстана и Казахстана.  Строительство мечети на Поклонной горе вызвало противодействие со стороны депутатов Мособлдумы, но справедливость восторжествовала – мечеть построена и память о миллионах солдат-мусульман, сыгравших свою роль в деле победы сохранена в мемориальном комплексе парка Победы.

 

         С архитектурной точки зрения мечеть представляет собой синтез различных стилей мусульманского строительства: кавказского, татарского, узбекского.  Центральный купол выполнен в форме ребристого конуса, который венчает позолоченная сфера с укреплённым на ней полумесяцем, 60-тиметровый минарет на высоте 50 метров имеет балкон для муэдзина. Железобетонное сооружение облицовано красным кирпичом. Снаружи и внутри мечеть украшает богатая орнаментальная резьба по белому камню.

  

      В мечети проводятся пятикратный и пятничный намазы, обряды бракосочетания и имянаречения, проповеди идут на русском и арабском языках. При мечети работает воскресная школа для взрослых и детей.

          Еще одна мечеть, вернее даже две, находятся в Отрадном на улице Хачатуряна. Здание мечети входит в состав исламского центра в Отрадном, а почему мечети две – так просто под одной крышей находятся суннитская татарская мечеть «Ярдям» («Помощь») и шиитская ирано-азербайджанская мечеть «Инам» («Доверие»). В исламском центре помимо помещений для молитвы есть медресе, центр ритуальных услуг, магазин религиозных принадлежностей, ресторан татарской кухни, мусульманский салон красоты. Исламский центр построен в 1997 году по инициативе и на средства московского предпринимателя, академика Рашита Жаббаровича Баязитова. Мечеть «Ярдям» рассчитана на 2000, а мечеть «Инам» — на 1500 молящихся. Здание имеет купол высотой 26 метров и два минарета высотой 42 метра.

  

        Сфотографировать весь комплекс полностью у меня не получилось поэтому привожу фотографию из интернета.

           Исламский центр входит в состав храмового комплекса «Новый Иерусалим», открытый в 1998 году. На одной площадке стоят храмы авраамичеких религий: православные церковь и часовня, синагога, мечеть. А рядом – буддистская ступа и строящаяся пагода. Весь храмовый комплекс построен в период с 1997 по 1998 год по инициативе Баязитова на средства фонда «Веротерпимость и гражданское согласие». О синагоге еврейской религиозной общины «Даркей шалом» и буддистской ступе я уже рассказывала здесь http://www.peshkompomoskve.ru/world_religions_in_moscow-1/.

          Православный храм освящен во имя святителя Николая Мирликийского. Пятиглавый храм с колокольней построен в византийском стиле. В нем три придела: центральный освящен в честь Николая Чудотворца, правый — в честь чудотворной иконы Богородицы «Отрада или Утешение» (почитаемый список находится в этом же приделе), а левый — в честь Преподобного Сергия Радонежского.

            Кирпичная часовня в византийском стиле Святого целителя Пантелеймона построена за три недели также на средства фонда «Веротерпимость и гражданское согласие» и при участии академика Баязитова. Приписана к храму святителя Николая Мирликийского.

  

       В Отрадном сложился хороший религиозный комплекс и с архитектурной, и с просто человеческой точки зрения. Красивые храмы, спокойное тихое место. Рядом парк «Отрада» в долине реки Лихоборки с необычным входом в стиле арт-парка «Никола Ленивец», с мостиками, тропинками и местами для отдыха. Еще несколько лет назад здесь был грязный овраг, где любили «отдыхать» местные алкоголики…

 

  

  

      Религий много, бог один. Просто верующие по разному его почитают. Комплекс сближает религии, а значит и верующих: люди становятся ближе к друг другу и, со временем они будут лучше друг друга понимать. И это здорово!

13.04.2020

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *