ЗАЧАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    ЗАЧАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ   

     Когда идешь по Остоженке, то невольно обращаешь внимание на красивые купола храма, проглядывающие из-за купы деревьев небольшого сквера. Это купола Успенского собора Зачатьевского монастыря. Монастырь расположен в двух минутах ходьбы от Остоженки и окружен Молочным, 2-ым и 3-им Зачатьевскими переулками. История монастыря долгая и непростая.

       Первая обитель возникла на этом месте в 1360 году. Это был, основанный митрополитом московским Алексием, Алексеевский женский монастырь. Первыми насельницами монастыря стали родные сестры митрополита – игуменья Иулиания и монахиня Евпраксия. А название свое обитель получила от первого деревянного храма монастыря, освященного во имя преподобного Алексия, Божьего человека. Жизнь в монастыре подчинялась строгому общежительному уставу, который стал образцом для уставов других женских обителей.

       В 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина, которого пригласил в Москву Великий князь Василий III, был построен каменный собор с престолом в честь Зачатия святой Анны. Так у монастыря появилось второе название – Зачатьевский. Строительство Зачатьевского храма было не случайным: у Василия III и его второй супруги Елены Глинской долгое время не было детей. Кстати, детей не было и в первом браке Великого князя с Соломонией Сабуровой. Виновной, естественно, посчитали Соломонию, князь с ней развелся и отправил в монастырь. Но и второй брак Василия III долгое время оставался бездетным. Великокняжеская чета ездила на богомолья, даровала монастырям и храмам деньги. На средства Василия III и был построен Зачатьевский храм в Алексеевском монастыре. Это было символично, ведь библейские родители Богородицы, Иоаким и Анна пятьдесят лет супружества были бездетны, но по их молитвам господь даровал им дочь, которой предстояло стать матерью Спасителя. По молитвам Василия и Елены им также был дарован ребенок, мальчик Иоанн, ставший в последствии первым русским царем Иваном Грозным.

        В 1547 году в Москве случился пожар, за размах стихии получивший название Большого Московского пожара. Алексеевский монастырь выгорел дотла. По указу царя Ивана Грозного обитель была переведена в новое место, в Чертолье, где он просуществовал до 19 века. Сейчас на месте Алексеевского монастыря стоит Храм Христа Спасителя. Однако часть монахинь остались на пожарище, образовав малую «Зачатейскую» обитель. По мере своих сил монахини восстанавливают обитель и постепенно она приобретает в народе славу святого места, молитвы в котором способствуют чадорождению. Сюда приходят со своими молитвами и простые горожане, и знатные бездетные москвичи. Среди ни была и царская супружеская чета – Федор Иоаннович и царица Ирина Годунова. В 1584 году по обету и на средства Федора Иоанновича монастырь был восстановлен, включая собор Зачатия святой Анны, который просуществовал до начала 19 века. В соборе были приделы в честь святых покровителей царской четы – великомученика Федора Стратилата и мученицы Ирины.  Это был третий по счету главный собор обители. Кроме того, в монастыре была построена церковь Рождества Богородицы с приделом святителя Алексея и шатровой колокольней. Вскоре у царской четы родилась дочь Феодосия.

  Почитание монастыря продолжалось и в 17-18 веках, и простые горожане, и знатные особы, включая царя Алексея Михайловича и его сестер, делали ценные дары монастырю. Так в 1696 году на средства стольничего Петра I Андрея Леонтьевича Римского-Корсакова была построена надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа. Это самый старый из сохранившихся храмов монастыря, прекрасный образец нарышкинского барокко. В самом конце 20 века, в 1999 году, справа от главных врат под Спасской церковью устроена часовня во имя святителя Алексия, митрополита Московского.

   

        В 1768 году на средства дворянской девицы-белицы Анны Михайловны Аничковой над могилами первых насельниц монастыря игуменьи Иулиании и монахини Евпраксии был построен храм в честь иконы «Неопалимая купина». Этот храм до нашего времени не сохранился.

         Но вернемся к истории монастыря. В начале 19 века почти все постройки монастыря обветшали от времени. Началась перестройка почти всех построек обители. Храмы Зачатия и Рождества Богородицы были разобраны, а на их месте возведён собор Рождества Богородицы. Постройка его состоялась в период с 1805 по 1807 годы, проект разработан и осуществлен отцом и сыном Казаковыми, Матвеем Федоровичем и Матвеем Матвеевичем. По крайней мере об этом написано на официальном сайте монастыря http://zachatevmon.ru/. Другие источники указывают, что документального подтверждения авторства отца и сына Казаковых не существует, некоторые исследователи считают, что это и вовсе работа другого московского архитектора по фамилии Казаков, Родиона Родионовича. Но последнее утверждение не выдерживает критики, потому что Родион Родионович умер 1803 году до начала строительства собора. Как бы там ни было, но неоготический стиль, в котором был построен собор, бесспорно похож на стиль Матвея Казакова.

   

         В соборе были приделы святителя Алексея, святого великомученика Федора Стратилата и Зачатия святой праведной Анны. В неоготическом стиле была исполнена и колокольня собора.

          Монастырь был разорен французскими войсками, которые квартировали в нем во время взятия Москвы Наполеоном. Как и многие другие монастыри и храмы он был разграблен, но почти все постройки монастыря уцелели. После окончания войны 1812 года, монастырь постепенно был восстановлен, появились новые строения: богадельня с храмом Сошествия Святого Духа, келейный корпус для сестер, ухаживавших за обитателями богадельни, помещение для рукоделия и новый трапезный корпус.

        В 1924 году Зачатьевский монастырь был закрыт, а монастырское имущество национализировано. Но часть ценностей, в том числе чудотворный образ Божией Матери «Милостивая», удалось сохранить. Они были перенесены в церковь Пророка Илии в Обыденском переулке, куда перебралась и небольшая община сестер монастыря. А на территории монастыря была организована колония для малолетних преступников. В дальнейшем в помещениях монастыря размещались различные учреждения. В 1930-ых годах часть построек монастыря была разрушена. Был взорван и собор Рождества Богородицы. На его месте построили школу. Церковь Сошествия Святого Духа и другие монастырские постройки были перестроены до неузнаваемости. Повезло уцелеть только надвратной Спасской церкви. В 1960-ые годы она была объявлена памятником архитектуры и даже отреставрирована.

         В 1991 году монастырь передан РПЦ и началось его возрождение. В 1995 году он получил статус ставропигиального, т.е. подчиняющегося непосредственно Патриарху. В 2001-2005 годах был восстановлен купол храма Сошествия Святого Духа. По заказу мэрии Москвы в 2002 — 2003 годах были разобраны постройки советского времени и проведены археологические изыскания, вскрыты фундаменты всех разрушенных храмов.

        В 2005 году Патриарх Алексий II заложил камень в основание будущего собора Рождества Пресвятой Богородицы. По поводу его строительства было два мнения: воспроизвести неоготический собор Казаковых, или построить совершенно новый храм. В конце концов сомнения и разногласия по поводу проекта были преодолены, и духовенство, и представители московских властей одобрили проект Андрея Николаевича Оболенского. Деньги на строительство храма выделил предприниматель Д. Е. Рыболовлев. 25 ноября 2010 года собор был освящен патриархом Кириллом.

      За прошедшие годы в монастыре созданы богадельня, приют, швейная мастерская, пекарня, библиотека, издательство, ежедневно проводятся богослужения. В настоящее время план монастыря выглядит так.

1.Собор Рождества Богородицы

2. Надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа (под храмом часовня святителя Алексия, Митрополита Московского)

3. Церковь Сошествия Святого Духа с больничным корпусом

4. Церковь Зачатия святой Анны в новом трапезном корпусе

5. Настоятельский корпус (17 век) и старый трапезный корпус (19 век)

6. Келейные корпуса (19-20 века

7. Стены и башни ограды (19-20 века)

8. Хозяйственные ворота

9. Восточные ворота

10. Памятник Алексию, митрополиту Московскому

        Построенный по проекту А. Н. Оболенского собор Рождества Богородицы – пятый по счету главный храм монастыря. Он стилизован под старинные русские церкви, с закомарами, кокошниками и массивными луковицами глав. Он красив и органично смотрится на территории монастыря. Правда, как и все, что построено в последние годы, собор подвергается критике. Главная мысль критиков – надо было сохранить памятник архитектуры, т. е. восстановить собор Казаковых. Возникает резонный вопрос, почему именно его, а не постройки 16 века. А еще стоит вспомнить, какой критике подвергались и подвергаются восстановленные исторические сооружения: и материалы не те, и неточности в декоре, и не выдержанные пропорции, и снесенные для этого советские постройки, которые уже тоже можно считать историческими памятниками. Только ленивый не критиковал храм Христа Спасителя, а кое-кто жалел и о «загубленном» бассейне «Москва».   

     

        Перед постройкой нового собора были проведены археологические работы на месте древних храмов. Фундаменты были расчищены от позднейших построек, археологами были обнаружены кладки древних храмов, «улица» с подвалами деревянных келий, фрагменты каменной трапезной 16 века, свыше тысячи захоронений 14-16 веков, а также монеты и различные предметы того времени.

   

       Новый собор имеет ряд уникальных особенностей: пол храма изготовлен из камня, специально привезенного из Святой Земли; в подклете разместились музей и костница, законсервированные фрагменты старых храмов и надгробия 14-16 веков; колокола помещены в звоннице псковско-новгородского стиля с действующими курантами. В целом собор с центральным пятикупольем вызывает аллюзии с храмами 16 века, например, с Архангельским собором Московского Кремля и Смоленским собором Новодевичьего монастыря, которые построены в 1508 и 1525 годах соответственно. Декор собора включает элементы, характерные для 16 века: входы со стилизованными шатрами, световые барабаны с узкими окнами под куполами, бегунцы, поребрики, многочисленные кокошники, узорчатые золоченые карнизы, ширинки с изразцовыми вставками, резьба по камню… Кроме центрального храма с алтарем, освященным в честь Рождества Богородицы, в соборе есть малая церковь, построенная на месте разрушенной церкви иконы «Неопалимая купина» 18 века, трапезная и четыре придела – Зачатия святой Анны, святого великомученника Федора Стратилата, преподобного Алексия, митрополита Московского и Казанской иконы Божьей Матери.

  

     Сейчас в соборе хранятся святыни монастыря: мощи святых, чудотворные иконы — чадозаступника преподобного Стилиана Пафлагонского, который считается заступником детей и помощником в их исцелении и воспитании, Пресвятой Богородицы «Помощница в родах», Образ «Зачатия святой праведной Анны», Пояс Пресвятой Богородицы, сотканный сестрами монастыря и освященный на святой горе Афон. В Казанском приделе восстановлена на месте предполагаемого погребения гробница первых монахинь обители Иулиании и Евпраксии, которые в 2008 году были причислены РПЦ к лику святых. И конечно в соборе хранится главная святыня, сохраненная в советские годы чудотворная икона Божьей Матери «Милостивая». К ней обращаются с молитвой о даровании детей, здоровья, о замужестве и семейном благополучии. В народе икона получила название «Услышательница», потому что одно ухо Богоматери не прикрыто окладом.

        В 1846 году белица монастыря Варвара Михайловна Головина, урожденная Львова, обратилась к митрополиту Московскому Филарету с просьбой позволить построить на собственные средства на территории обители церковь и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря. Варвара Михайловна выразила желание и в дальнейшем содержать храм и призреваемых старух.  Проект был выполнен архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским. Здание храма получилось двухъярусным, с одной главой и переходом, который выполнял роль трапезной и одновременно соединял церковь с богадельней. Сама богадельня была двухэтажной: нижний этаж, где располагались кельи стариц и подсобные помещения был каменным, а верх, где разместилась ризница и покои госпожи Головиной — деревянный.

         В 1887 году принимается решение о реконструкции и расширении храмового комплекса. К южному фасаду храма было пристроено каменное одноэтажное здание для устройства в нем келий для сестер, ухаживающих за обитательницами богадельни. В 1902-1909 годах были возведены пристройки сиротского приюта и церковно-приходской школы для девочек. В 1910 году приют был переведен в бывший трапезный корпус, а школа стала двухклассной.

       После закрытия монастыря в советское время купол храма был снят, а здания церкви, богадельни и других пристроек перестроено и приспособлено под конторские помещения.

   

      В начале 2000-ых годов после передачи монастыря РПЦ организации, занимавшие помещения храма и пристроек, были переведены в другие места. Церковь и богадельню освободили от перегородок, отреставрировали, восстановили росписи и звонницу, а в подвале церкви устроили малый «пещерный» храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из святынь монастыря в храме Сошествия Святого Духа находится распятие с сохранившимся с дореволюционных времен ликом Спасителя и с частицей животворящего древа Креста Господня, собрание частиц мощей Оптинских старцев и Киево-Печерских преподобных.

   

        Самый старый из сохранившихся храмов монастыря, как я писала ранее, это надвратная Спасская церковь, построенная в 1696 году на средства Андрея Леонтьевича Римского-Корсакова. В подклете храма сохранилась фамильная усыпальница Римских-Корсаковых. Реставрировался храм дважды, сначала в советское время в период с 1957 по 1960 годы, затем после передачи монастыря РПЦ, в 2007-2008 годах. Во время последней реставрации были обновлены росписи в проходе Святых (северных) ворот.

  

  

  

      В 21 веке восстановлена и красно-белая ограда монастыря с еще двумя воротами и башенками по углам.

  

    Восстанавливаются и другие постройки монастыря. Полностью восстановлены настоятельский корпус…

  

… старый трапезный корпус…

… северный, северо-восточный и восточный келейные корпуса.

         Продолжается реставрация нового трапезного корпуса с церковью Зачатия святой Анны и южного келейного корпуса.

       На территории монастыря появились памятники-стелы с изображениями икон. Мне на глаза попались два: с иконой Воскресения Христова у старого трапезного корпуса и святых основательниц монастыря Иулиании и Евпраксии у северного келейного корпуса.

  

      В 2011 году патриарх Кирилл освятил памятник святителю Алексею, митрополиту Московскому. Он установлен на небольшой площади перед монастырем. Автор памятника скульптор Андрей Станиславович Забалуев.

05.01.2019

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

ЗАЧАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ — 2 комментария

  1. Первый монастырь на этом месте основал в 1360-е годы митрополит Алексий (Бяконт). Он именовался и Зачатьевским, по имени церкви Зачатия св. Анны, и Алексеевским — по престолу этой церкви. Первыми монахинями, по преданию, стали родные сёстры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *