ЗАИКОНОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ
Заиконоспасский монастырь – наверное, самый маленький в Москве. И по площади, и по количеству храмов, и по числу насельников. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что современных данных об этом я не нашла, но судя по тому, что в начале 20 века их было не более двадцати, сейчас насельников тоже не много. Но роль этого монастыря в истории страны велика. Это была не оборонительная роль, как у многих пограничных монастырей. Не был этот монастырь и особым духовным центром, как Троице-Сергиева лавра. Не было в этом монастыре и великих подвижников веры, таких, как Серафим Саровский или Кирилл Белозерский. Важность Заиконоспасского монастыря в другом: именно здесь зародилась система высшего образования в стране. Но обо всем по порядку.
Никольская улица, на которой расположен монастырь — одна из старейших улиц Москвы. Как и Варварка, она была одной из главных улиц Китай-города, как и Варварка – изобиловала храмами и монастырями http://www.peshkompomoskve.ru/hramy_varvarky/. Свое название улица получила от монастыря, основанного на Владимирской дороге в конце 14 века. Позднее монастырь получил название монастырь Николы Старого. Краеведы и историки до сих пор спорят, где именно располагалась эта обитель, и многие считают, был он как раз на том месте, где сейчас располагается Заиконоспасский монастырь. Правда, есть и другое мнение: монастырь располагался рядом, на месте бывшего Николо-Греческого мужского монастыря
Считается, что Спасский монастырь, что за иконным рядом, был основан в 1600 году Борисом Годуновым, хотя первое упоминание о нем в исторических документах относится к 1635 году. Свое необычное название – Заиконоспасский – монастырь получил от своего расположения. Китай-город долгое время был торговым центром города. Торговали здесь всем, в том числе и иконами, причем иконные лавки располагались на нынешней Никольской улице как раз перед монастырем. Кстати, иконы в то время по благочестивому обычаю не покупали, а «выменивали» на деньги. Продавцы назначали за образа и киоты твердую «божескую цену», пусть и нередко достаточно высокую, а покупатели без слов соглашались с ней. Торговаться при покупке икон считалось большим грехом.
В 17 веке в монастыре было два храма, один из них, как и прочие монастырские постройки, деревянный. Почти все строения монастыря полностью сгорели в большом пожаре 1626 года. Восстанавливалась обитель долго: только в 1660 году по повелению царя Алексея Михайловича и на средства боярина Федора Волконского был заложен каменный собор в честь Спаса Нерукотворного Образа.
В 1681 году царь Федор Алексеевич издал указ о закрытии иконных рядов на Никольской (для торговли, вернее мены, иконами были построены специальные лавки на Печатном дворе). Иконный ряд ликвидировали, а название монастыря сохранилось.
В 18 веке монастырь и собор несколько раз перестраивались, в частности после пожаров 1701 и 1737 годов. Перестройки монастырских храмов и зданий проводились по проектам Ивана Петровича Зарудного и Ивана Федоровича Мичурина. Перестройками в 19 веке руководили архитекторы Михаил Тимофеевич Преображенский и Зиновий Иванович Иванов.
Заиконоспасский монастырь был не просто монастырем. С середины 17 века к названию монастыря стали добавлять наименование «учительный». Дело в том, что в это время в стране остро чувствовалась нехватка образованных людей и не было ни одного высшего учебного заведения. Ученых людей не хватало и в светской, и в церковной жизни: образованные люди нужны для работ в Печатном дворе, для исправления и переводов церковных книг, для подготовки чиновников Посольского и других государственных приказов. Кроме того, требовалось повышение образовательного уровня русского духовенства, в том числе и для защиты Православия от иноземного влияния. А дети, естественно из знатных семейств, обучались в то время в частном порядке, учебниками служили церковные и немногочисленные светские книги.
Попытки открыть в Москве высшую школу греческого типа предпринимались с 16 века. А превращение Заиконоспасского монастыря в учительный началось в 1630-ые годы, когда в нем было образовано учебное заведение — Общенародная школа. В ней впервые в России стали изучать латинский и греческие языки. В середине 17 века на территории монастыря строится специальное здание «школы для грамматического учения».
Но реальный успех в деле просвещения наступил при правлении Алексея Михайловича. Религиозные волнения середины века побудили царя выписать из Киевского братского монастыря ученых старцев Арсения Сатановского, Дамаскина Птицкого и Епифания Славинецкого. В 1664 году в Москву приезжает Симеон Полоцкий. Ему поручается обучать молодых подьячих Тайного приказа. Происходило это в Заиконоспасском монастыре.
А царь Федор Алексеевич пригласил из Греции двух ученых мужей — братьев иеромонахов Иоанникия и Софрония Лихудов. Братья получили прекрасное образование в Падуанском университете. В Москве братья поселились в Никольском греческом монастыре, а в 1685 году в соседнем Богоявленском монастыре открыли Эллино-греческую академию. Лихуды одновременно были носителями и европейской образованности, и греческой духовной традиции. Таким образом, у истоков отечественной высшей школы стояли обе традиции образования: как западноевропейская, так и восточно-византийская.
В 1687 году в Заиконоспасский монастырь были переведены академия братьев Лихудов и типографская школа, основанная в 1681 году при Печатном дворе. Слившись с Общенародной школой эти три учебных заведения образовали первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию, ту самую, в которой учился Михаил Васильевич Ломоносов.
В первое время преподавание в академии носило схоластический характер, т. е. представляло собой соединение христианского богословия и философии Аристотеля. Здесь изучали латынь и греческий, грамматику, пиитику, риторику, логику и физику на этих языках. Курс обучения был рассчитан на двенадцать лет и разделялся на восемь классов: четыре низших, два средних и два высших. В первые годы обучение шло вполне успешно, но в конце 17 века начались проблемы из-за разногласий между преподавателями академии.
Петр I всячески стремился превратить академию в учебное заведение, готовящее нужных государству квалифицированных специалистов. К моменту восшествия Петра на престол здание академии было в плачевном состоянии и требовало немедленного ремонта. Не знаю, сколько царь выделили средств из казны для восстановления приличного вида здания, но ремонт прошел, и академия продолжала свое учебное дело. А Петр стал инициатором открытия разных учебных заведений – математических, навигацких, инженерных, медицинских и прочих школ. Знания, которые получали слушатели Славяно-греко-латинской академии в течение даже первых лет обучения, были столь глубокими, что позволяли студентам без труда продолжать обучение в этих специализированных школах. В это время академия продолжала также готовить образованных священников.
Роль Славяно-греко-латинской академии как многопрофильного учебного заведения прекратилась с открытием по инициативе бывшего ученика академии Михаила Ломоносова Московского университета в 1755 году. После секуляризации при Екатерине II обитель стала второклассным ставропигиальным необщежительным мужским монастырем. В 1814 году Славяно-греко-латинская академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру и стала называться Московской духовной академией, а в московских помещениях академии разместилось Заиконоспасское духовное училище.
В начале 20 века на Никольской улице на месте двухэтажных домов с лавками, которые отделяли монастырскую территорию от улицы, было построено два здания в русском стиле – доходный дом (архитектор З. И. Иванов) и торговые ряды (архитектор М. Т. Преображенский). Тогда же была возведена надвратная колокольня по проекту Иванова. А так выглядел монастырь в 1898 году.
В начале 1920-ых годов монастырь закрыли, а в 1931 году в здании бывших монастырских торговых рядов открылась первая в стране телестудия, где в рамках работ по созданию отечественного телевидения велись опытные телепередачи. В 1934 году телестудия заняла колокольню и оттуда до 1941 года велись регулярные звуковые телепередачи. Другие помещения монастыря были превращены в коммуналки, которые просуществовали до 1980-ых годов, или были заняты различными организациями.
Спасский собор был передан РПЦ и получил статус Патриаршего подворья в 1992 году. Через год было решено открыть в монастырских помещения Российский православный университет, но от этой идеи отказались из-за аварийного состояния помещений. Университет в результате открыли в Высоко-Петровском монастыре. А в 2010 году по благословению Священного синода Заиконоспасский монастырь был вновь открыт как ставропигиальный мужской монастырь.
От монастырского ансамбля до наших дней дошли Спасский собор, братский корпус, торговые ряды, доходный дом с колокольней и здание Коллегиума Славяно-греко-латинской академии. Состояние зданий оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что монастырь отдан РПЦ, ремонтно-реставрационные работы ведутся медленно. Этому способствует и многолетний спор между РПЦ и Историко-архивным институтом РГГУ, который много лет занимал помещения монастыря, а также помещения бывшего Никольского греческого монастыря и Печатного двора.
- Собор Спаса Нерукотворного образа
- Колокольня
Другие постройки монастыря:
- Учительский (Братский) корпус
- Корпус духовного училища
- Вход в монастырь
- Торговые ряды и доходный дом
Центр монастыря – Спасский собор. Как я говорила ранее его строительство началось в 1660 году по повелению царя Алексея Михайловича и на средства князя Федора Федоровича Волконского. Освящен храм был только через шестьдесят лет, в 1661 году. Собор несколько раз перестраивался. Ныне существующее здание храма, в основе которого лежит храм 17 века, представляет собой вариант перестройки предположительно 1711–1720 годов. В архитектуре храма сочетаются два направления барокко: нарышкинское 17 века и более позднее петровское начала 18 века. Считается, что перестройка начала 18 века проводилась под руководством мастера петровского барокко Ивана Петровича Зарудного, т.к. в оформлении храма наблюдается сходство с другими работами архитектора, например, Меншиковой башней http://www.peshkompomoskve.ru/european_baroque_in_moscow/. Более поздние ремонтные работы, в основном после пожаров, существенно не изменили внешнего облика собора. А проводились они в 1737 году, в 1742 году под руководством Ивана Федоровича Мичурина и в 1851 году.
Собор представляет собой ярусный, крестообразный в плане храм типа восьмерик на четверике. В декоре храма главная роль отведена пилястрам коринфского ордера. Нижний соборный храм освящен в честь Всемилостивого Спаса, верхний — в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость.
После закрытия монастыря в здании храма размещались различные советские учреждения. В 1960-ых годах закрытый собор был отреставрирован, а верхний ярус перестроен — в крыше сделаны люкарны, на 3 и 4 ярусах поставлена декоративная ограда.
Колокольня монастыря была возведена в 1900 году вместе с доходным домом, который был построен на месте снесенных домов начала 19 века. Эти дома отделяли монастырский двор от Никольской улицы. В основе колокольни – прежние Святые ворота монастыря. Автором проекта и доходного дома, и колокольни был Зиновий Иванович Иванов. Оформление четырехъярусной колокольни выдержано в стилистике барокко и перекликается с декором Спасского собора.
На территории монастыря сохранились здания Учительского (Братского) корпуса и корпус духовного училища. В основе Учительского корпуса постройка конца 17 века. В 1886 году корпус был надстроен третьим этажом и оформлен в русском стиле. Корпус духовного училища, построенного на фундаменте здания Коллегиума Славяно-греко-латинской академии было построено в 1822 году. К сожалению, крошечный внутренний двор монастыря не позволил сделать хорошие снимки этих корпусов.
Фасады доходного дома и монастырских торговых рядов со стороны Никольской улицы оформлены в русском стиле, а со стороны двора – практически лишены какого-либо декора. Проход между домами оформлен аркой – это вход на территорию монастыря.
Последние лет пять Никольская круглый год увешана лампочками и шариками, которые мешают разглядеть архитектуру зданий. Поэтому решила привести здесь фото торговых рядов из интернета, которое было сделано, когда улица была еще без этих «украшений». Построены монастырские торговые ряды также в 1900 году по проекту Михаила Тимофеевича Преображенского.
Не знаю, в каком состоянии сейчас находится имущественный спор между РПЦ и Архивным институтом, и освободил ли последний верхние этажи зданий. А на первом этаже бывших торговых рядов сейчас расположены магазины, включая церковную лавку монастыря, в витринах первого этажа бывшего доходного дома выставлены постеры, рассказывающие об истории Заиконоспасского монастыря.
16.03.2024