УСАДЬБА ПОЛЕЖАЕВЫХ-ЗУБОВЫХ

УСАДЬБА ПОЛЕЖАЕВЫХ-ЗУБОВЫХ

        Сегодня нас ждет знакомство с купеческим особняком Полежаевых-Зубовых, который может служить прекрасным примером использования исторической застройки: перейдя в частное владение и оставаясь по сути жилым домом, он, тем не менее, открыт для посещений. Здесь можно познакомиться и с архитектурой дома, и с историей его обитателей. Но обо всем по порядку.

        Район Таганки, а особняк Полежаевых-Зубовых расположен на улице Солженицына, которая в 19 веке называлась Большой Алексеевской, был популярным местом, где селились богатые предприниматели, переселившиеся в Москву из других российских городов. Здесь были дома купцов Морозовых, Боткиных, Бахрушиных, Хлудовых, Смирновых, Щукиных, Перловых, Алексеевых. Обладая достаточными средствами, эти купеческие семейства покупали дома и в других районах первопрестольной, но район Таганки все равно оставался купеческим.

         Дом, о котором идет речь, известен с конца 18 века. Тогда это были палаты, каменный подклет которых сохранился до наших дней. В первой половине 19 века усадьбой владела семья купцов Зайцевых. Как выглядел главный усадебный дом в это время неизвестно.

         В 1851 году усадьбу покупает потомственный почетный гражданин, купец 1-ой гильдии родом из города Калязина Алексей Михайлович Полежаев. Как это часто было принято в то время (впрочем, эта практика существует и сейчас), усадьба была записана на его супругу Авдотью Васильевну, урожденную Малюгину.

       Алексей Михайлович заказывает перестройку главного дома известному в то время архитектору Дмитрию Андреевичу Корицкому. Корицкий окончил Строительное училище в Санкт-Петербурге, работал в разные годы помощником архитектора и архитектором правления 4-го округа Главного управления путей сообщения и публичных зданий, владимирским губернским архитектором, московским губернским архитектором и инженером. Корицкий переделал фасад в духе классицизма, обозначив портик шестью коринфскими пилястрами, оформил парадную анфиладу второго этажа, достроил дополнительные помещения, включая антресольный этаж – со двора здание выглядит трехэтажным, сохранив при этом цокольный этаж прежних палат с каменными полами и кирпичными сводами.

 

 

   

         Тогда же фронтон особняка, или, вернее, аттик украсил вензель «АП» поддерживаемый двумя ангелочкам – «Алексей Полежаев».

         В 19 веке в усадьбе Полежаевых был большой сад, спускавшийся к Яузе, на территории стояли флигели и другие хозяйственные постройки. До наших дней от всей усадьбы сохранился только главный дом с небольшим двориком вокруг него.

       Супруги Полежаевы проживали в усадьбе вместе со своими дочерями – Клавдией и Анной. В 1859 году старшая дочь Клавдия Алексеевна выходит замуж за владельца красильной фабрики в городе Александрове, купца 1-ой гильдии, потомственного почетного гражданина, Василия Павловича Зубова. Молодые поселяются в усадьбе Полежаевых, и с тех пор ее можно именовать усадьбой Полежаевых-Зубовых. Здесь рождается и всю жизнь живет их сын – Павел Васильевич Зубов. В этом же доме появляются на свет и их внуки, и правнуки.

         Василий Павлович был представителем третьего поколения владельцев Александровской красильной мануфактуры, т.е. внуком основателя предприятия Степана Ивановича Зубова. В. П. Зубов два года провел в Саксонии, изучая химию и красильное дело, с 1856 года он возглавил мануфактуру в Александрове, которой руководил более тридцати лет. В Александрове Василий Павлович неоднократно избирался городским головой.

         Василий Павлович был большим ценителем классической музыки. Он коллекционировал редкие музыкальные инструменты. Среди экспонатов его коллекции были скрипки Страдивари, Гварнери, Амати, альт и виолончель Руджери. Вся коллекция перешла по наследству к его сыну, Павлу Васильевичу. В 1919 году она была национализирована и положила начало государственной коллекции уникальных инструментов, которая сейчас находятся в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки. В. П. Зубов был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества, в его доме часто бывали основатель Московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн и другие профессора консерватории.

         В браке у Василия Павловича и Клавдии Алексеевны родилось шестеро детей, но четверо из них умерли во младенчестве, выжили только дочь Любовь и сын Павел. Именно Павел Васильевич унаследовал усадьбу на Таганке в конце 19 века.

          Отец с детства привил Павлу любовь к музыке, которую тот пронес через всю жизнь. С раннего возраста мальчик стал учиться игре на скрипке, причем его учителем был друг семьи, профессор Московской консерватории Иван Войтехович Гржимали. Павел окончил частную гимназию, затем естественное отделение физико-математического факультета Московского императорского университета. Сферой своей деятельности Павел Васильевич избрал термохимию. Более 20 лет он проработал в термохимической лаборатории университета, занимаясь изучением теплот сгорания различных классов органических соединений. Долгие годы Павел Васильевич играл в любительском оркестре Московского университета, а в его доме регулярно устраивались музыкальные вечера.

        От отца Павел Зубов унаследовал страсть к коллекционированию. Еще будучи гимназистом, он увлекся нумизматикой. Павел Васильевич собрал большую коллекцию российских и восточных монет и богатую библиотеку по нумизматике, истории и археологии. Он опубликовал и собственные исследования по нумизматике. В 1900 году Зубов завещал коллекцию монет, библиотеку и значительную сумму денег на их содержание Императорскому Российскому Историческому музею. Позднее книги Зубова были переданы в историческую библиотеку.

          У Павла Васильевича и его супруги Натальи Митрофановны, урожденной Грачевой было четверо детей. Старший сын Василий должен был стать следующим владельцем усадьбы, но случились известные события и в 1919 году усадьбу национализировали. Главный дом, в котором еще хранилась часть коллекции монет и библиотека, получила статус отделения Государственного Исторического Музея. После смерти Павла Васильевича в 1921 году его сын Василий Павлович был назначен хранителем отцовской коллекции и библиотеки в должности помощника хранителя Нумизматического отдела Исторического музея. А сам Василий Павлович окончил философский факультет Московского университета и стал известным советским ученым — философом, историком науки и искусства. Много лет он проработал в философском отделении Государственной Академии художественных наук. Он занимался историей развития науки оптики, теории перспективы и учении о цвете, русской и немецкой эстетики. Им были написаны статьи для словаря русской художественной и философской терминологии. Параллельно с научными трудами Василий Павлович пишет семейную хронику рода Зубовых и Полежаевых на основе писем, документов, и устных семейных преданий.

            Тут следует упомянуть интересный факт.  Павел Васильевич, несмотря на то, что был известным ученым-естествоиспытателем, недолюбливал технические новинки в быту. Так, в доме на Таганке не было не только телефона, но и электричества. Хозяин дома его не любил и предпочитал по вечерам играть на скрипке, читать и вести переписку при свечах. Отсутствие телефонной связи и электричества в какой-то мере способствовало сохранению особняка Зубовых: в первые послереволюционные годы его не реквизировали для нужд какого-нибудь ведомства и партийной организации.  Власти позволили жить в доме и Зубовым. Им выделили небольшую квартиру в задней части дома. Там же поселили еще несколько семей, превратив эту часть дома в коммуналки.

            После полного перемещения коллекции и библиотеки П. В. Зубова в парадной части дома был создан районный педагогический музей наглядных пособий, позднее в нем размещались районный Дом учителя, потом – Дом просвещения, а в 1990-ых — негосударственное образовательное учреждение «Школа сотрудничества».

           Василий Павлович и его супруга Мариамна Николаевна Вадеева жили в доме до самой смерти, а теперь в той квартире, которую выделила Зубовым советская власть, живет дочь Василия Павловича – Мария Васильевна. Мария Васильевна Зубова родилась в 1939 году. Она – художник, историк архитектуры, искусствовед, профессор МАРХИ и главное — живой хранитель семейных традиций. Благодаря ей и её отцу в особняке сохранились некоторые подлинные вещи Зубовых. Мария Васильевна и по сей день продолжает заниматься архивами семьи и трудами отца, редактирует издания книг, написанных эмигрантами, покинувших Россию после революции.

        В 2004 году особняк Зубовых приобретает семья Соколовых. Алексей Аркадьевич Соколов – российский финансист, председатель правления банка «Зенит», продолжая традиции российских дореволюционных предпринимателей, активно занимался благотворительностью. В особняке, например, можно увидеть стенд, посвященный участию Алексея Аркадьевича в восстановлении храмов. Это особенно ценно, потому что по воспоминаниям родных и друзей он никогда не был набожным.

 

          Купив особняк Зубовых-Полежаевых, Соколовы решили отреставрировать его, сделать из него комфортабельное жилье и в то же время открыть его для посещения, возродив многие традиции семьи Зубовых-Полежаевых.

        Реставрация началась в 2006 году и завершилась только в 2011 году. В процессе реставрационных работ восстановлены всех сохранившиеся в доме элементы декора: лепные карнизы в стиле рококо, потолочные плафоны, люстры, двери и предметы мебели. При прежних владельцах лепнина была выкрашена в разные цвета, а на стенах были обои, но письменных свидетельств о том, в какие цвета была окрашена лепнина и какими были обои, не сохранилось, поэтому при реставрации использовали обои нейтральных цветов, а лепнину оставили белой.

         При реставрации в усадьбе появились современные атрибуты нашей жизни – современные сантехника и кухонное оборудование, система кондиционирования, Wi-Fi. В 2007 году по распоряжению Правительства Москвы № 932 от 16 мая 2007 года «Городская усадьба дома Полежаевой – Зубовых. Конец XVIII в.- XIX в.» принята на охрану государством как памятник истории и культуры. До этого времени она была в списке вновь выявленных памятников.

         После окончания реставрации в 2011 году на пресс-конференции, организованной Москомнаследием, научная реставрация дома была объявлена, как одна из лучших в Москве и достойна подражанию.  С 2012 года дом вновь открыл свои двери для любителей московской старины: в нем проходят концерты камерной музыки, благотворительные мероприятия, выставки и экскурсии.

          Алексей Аркадьевич Соколов умер в 2015 году. Сейчас особняком владеет его вдова Мария Алексеевна. Именно благодаря ей в доме появилась так называемая «мебель эпохи», которую Мария Алексеевна разыскивала на барахолках и в антикварных салонах. Соколова увлекается современной скульптурой, в цокольном этаже открыта экспозиция, состоящая из скульптур ее коллекции.

            А теперь войдем в особняк и посмотрим, как он выглядит внутри.

          В вестибюле первого этажа нас встречают скульптурные портреты Алексея Аркадьевича и Марии Алексеевны Соколовых.

         На первом этаже находится, как он обозначен на официальном сайте усадьбы http://usadbazubovyh.ru/, большой конференц-зал, в котором можно проводить семинары и конференции. При Зубовых эта комната называлась «золотой». Именно здесь в огромных шкафах хранились коллекция монет и библиотека Павла Васильевича Зубова. А сейчас здесь можно увидеть стенды, посвященные владельцам усадьбы, антикварные вещи и скульптуры из коллекции Марии Соколовой.

 

   

           На второй этаж ведет мраморная лестница. Она появилась в доме недавно – в процессе реставрации. У Зубовых лестница была деревянной, но ее заменили из-за ветхости еще в то время, когда в доме располагался Дом просвещения. А вот кованные балясины, как говорится, родные – они украшали лестницу с конца 19 века.

 

           Лестничную площадку украшают антикварные китайские вазы и современный витраж, на котором изображен расположенный неподалеку храм в честь папы Римского Мартина Исповедника. Это был, если так можно сказать, «семейный» храм Полежаевых-Зубовых. В этом храме они венчались, крестили детей, здесь их отпевали. А еще Зубова жертвовали средства на храм и дом для престарелых мужчин и женщин, входящий в состав местного попечительства о бедных.

   

 

               А вот люстра под сводчатым потолком аутентичная.

          В вестибюле второго этажа сохранилось зеркало Зубовых и старинный рояль.

   

   

           Только в вестибюле второго этажа во время реставрации лепной карниз и плафон получили окраску: белые лепные элементы расположены на оливковом фоне – то ли реставраторы нашли документальное подтверждение этому, то ли о такой окраске точно помнит Мария Васильевна Зубова.

           Нынешний музыкальный зал или музыкальная гостиная времен Зубовых поражает своей великолепной лепниной: ангелочки-путти, птицы, ракушки, цветы и листья аканта.

   

   

          Особенно впечатляет потолочный плафон и старинная люстра.

   

        В этом помещении великолепная акустика, и здесь регулярно проходят концерты камерной музыки.

          Дверь в дальнем конце комнаты ведет в буфетную, по крайней мере на сайте усадьбы помещение за ней называется именно так.

          По другую сторону от вестибюля расположена еще одна большая гостиная, которая сейчас называется зеркальным залом. В этом помещении кроме потолочной лепнины, люстры и зеркал времен Зубовых, сохранились две облицованные кафелем печи, украшенные рокайльными карнизами. Они находятся в рабочем состоянии: несмотря на то, что дом давно оснащен центральным отоплением, при желании печи можно протопить. Мебель, посуда и другие предметы интерьера в этом помещении антикварные.

  

   

          Следующая в анфиладе комната сейчас называется диванной. По крайней мере так написано на сайте дома Зубовых. А гид Наталья Леонова, проводившая для нас экскурсию, говорила, что эта комната – кабинет нынешней хозяйки Марии Алексеевны Соколовой. По словам гида, на том основании, что в этой комнате выставлены личные фотографии Марии Алексеевны, фотографировать здесь хозяйка не разрешает. Поэтому несколько фотографий с официального сайта дома Зубовых.

   

           Кроме антикварной мебели здесь можно полюбоваться огромным шкафом, который еще помнит семью Зубовых, и еще одной кафельной печью. Если судить по старым фотографиям в доме эта комната была столовой.

   

        В следующей анфиладной комнате был кабинет хозяина дома. Сейчас в ней обустроена парадная спальня. Во время экскурсии ее не показывают, как, впрочем, и некоторые другие помещения: буфетную и малый конференц-зал на первом этаже, малую каминную – на втором и бильярдную в мансарде. На сайте написано, что все эти помещения можно снять в аренду для переговоров или конференций и даже переночевать в парадной спальне. Ну а пока фотографии спальни с сайта http://usadbazubovyh.ru/ .

   

       А вот галерея в цокольном этаже доступна для экскурсантов. Здесь под сводчатыми потолками 18 века выставлена коллекция скульптуры, которую Соколовы собирали с 2012 года. Цокольный этаж использовался раньше в качестве кладовой: ниши в стенах, в которых сейчас размещены скульптуры, в 18-19 веках выполняли роль шкафов для хранения припасов.

       В галерее можно увидеть современную скульптуру Александра Иулиановча Рукавишникова, Владимира Николаевича Немухина, Александра Николаевича Бурганова, Романа Петровича Тыртова (Эрте), Леонида Львовича Берлина, Дмитрия Никитовича Тугаринова, Даши Намдакова, Леонида Михайловича Баранова, а также раритетные работы Евгения Александровича Лансере и Елены Александровны Янсон-Манизер. Крупные формы экспонируются во дворе особняка.

     

            А закончить свой рассказ об особняке Полежаевых-Зубовых я хочу краткой историей другой усадьбы, которая также выкуплена и восстановлена нашими предпринимателями. На границе Московской и Тверской областей расположена усадьба князей Куракиных Степановское-Волосово. В советское время ее занимала психиатрическая больница, а с 1990 года она и вовсе пустовала.

         Эту полуразрушенную усадьбу купил в начале 2000-ых годов финансист Сергей Анатольевич Васильев. Купил для проживания своей семьи. Сергей Анатольевич вместе со своей супругой Маргаритой восстановили главный усадебный дом и хозяйственные постройки, наполнили дом «предметами эпохи». Сейчас Васильевы занимаются восстановлением обширного парка. Маргарита Васильева, искусствовед по образованию, сама проводит экскурсии по дому и парку. Глядя на разрушающиеся усадебные комплексы по всей стране, хочется, чтобы и они нашли своих новых неравнодушных хозяев, которые их возродят на радость себе и нам.

         Вот несколько фотографий усадьбы Степановское-Волосово из личного альбома.

 

   

   

   

   

   

   

   

Думаю, что если вы решите посетить эти усадьбы, то не пожалеете — там вас ждет масса впечатлений и положительных эмоций.

05.03.2023

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *