ПОСТМОДЕРНИЗМ. ЛУЖКОВСКИЙ СТИЛЬ. Часть 1
В мире все постепенно меняется: люди, их взгляды на жизнь, мода… Меняется и архитектура. Постепенно интерес к стереотипности форм и чрезмерному функционализму модернизма стал угасать. Возникли идеи вернуть архитектурным проектам образность, оригинальность, создать уникальные новые формы, гармонизировать архитектуру с окружающей средой. Так возник постмодернизм. Первые ростки этого стиля появились еще в 1960-ых годах, но расцвет его пришелся на 1980-ые годы. Кстати, все, что строится сейчас, несмотря на внешнюю непохожесть форм, относится к постмодернизму.
А непохожесть постмодернистских зданий обусловлена тем, что архитекторами-постмодернистами были сформулированы принципы стиля, основными из которых были подражание историческим образцам, работа с элементами разных исторических стилей. А так как исторических стилей до настоящего времени существовало много, от античного классицизма до авангарда и модернизма 20 века, то и новых форм сейчас появляется тоже много. А еще разнообразию форм способствует сочетание традиционных и современных материалов и технологий в реализации постмодернистских проектов.
В Москве постмодернизм появился в 1990-ых годах. Это было нестабильное время, время после распада СССР, крушения советской политической системы и экономики, своеобразной романтики хлынувшего в Россию капитализма. Изменились не только формы зданий, но и их назначение. Появились торговые и торгово-развлекательные центры, офисные здания расплодившихся банков и частных компаний, так называемое элитное жилье с многоуровневыми квартирами и пентхаусами.
Мэром Москвы с 1992 по 2010 год был Юрий Михайлович Лужков. Стиль, построенных в это время зданий в столице, получил название «лужковский». Сочетая в себе черты разных стилевых направлений, что в целом не противоречит постмодернизму, лужковский стиль обладает характерными признаками, основным из которых является тенденция к украшательству, часто излишнему. Практически все, что построено при Лужкове, не критиковал разве только ленивый. Чего только в те годы не писали журналисты в газетах и москвичи – ревнители старины в соцсетях. Восстановленный храм Христа Спасителя получился очень тяжелым, т.к. сделан из бетона, покрывается трещинами и сползает в Москву-реку. Достроенный дворцовый комплекс в Царицыно не имеет ничего общего с задумками великих архитекторов прошлого, а Большой дворец без крыши смотрелся намного лучше. Реконструированный дворец Алексея Михайловича в Коломенском – просто жуткий новодел, а современные здания Москва-сити портят облик Москвы. Лужкова ругали за точечную застройку, за снос любых зданий, даже не имеющих исторической ценности и находящихся в таком состоянии, что что-то отреставрировать было уже невозможно, за памятники работы Церетели, за использование в новых зданиях имитации дорогих отделочных материалов. Но больше всего доставалось тогдашнему мэру за его любовь к башенкам.
Прошло время. Храм Христа Спасителя не упал в реку и стоит на своем месте. В Царицыно москвичи не только гуляют по парку, но посещают выставки и концерты в зданиях дворцового комплекса. Во дворце в Коломенском дети и взрослые знакомятся с реконструированным бытом Российских царей. Даже строящийся до сих пор Москва-сити все реже и реже называют инородным для Москвы объектом. А пресловутые башенки стали элементом лужковского стиля, как портики в классицизме или ленточное остекление в конструктивизме.
Все эти рассуждения я привела здесь только с одной целью. Не стоит огульно ругать современную архитектуру. Пройдет время, и многое из того, что сейчас кажется уродливым и безобразным, станет образцом стиля. А что-то исчезнет, как действительно неудачное.
А теперь перейдем к знакомству со зданиями, построенными при мэре Лужкове.
Я отношусь к архитектурным изыскам того времени по большей части нейтрально. Но есть несколько сооружений, которые считаю просто образцами безвкусицы. Хотя признаюсь честно – в последнее время эти здания как таковые меня уже раздражают намного меньше, чем скажем лет 20 назад. Видимо, срабатывает эффект привыкания. Неизменными остаются только претензии к их неудачному размещению. С этих зданий и начнем.
Помните 1990-ые годы? Двигателем экономики в ту пору была исключительно торговля. Промышленность загибалась, поля зарастали сорняками, наука агонизировала… Зато торговля процветала. Торговали все и всем. Кто-то достиг в этом деле определенных успехов и разбогател. Но основная масса занималась торговлей, чтобы прокормить только себя и свою семью. Так появились «челноки», которые с клетчатыми баулами покупали самые дешевые товары на рынках Стамбула, а потом торговали ими на вещевых рынках по всей стране.
Тогда же, 1990-ые годы, стали появляться торговые заведения нового типа. Это были торговые и торгово-развлекательные центры. В них не было привычных советскому человеку отделов универмага, в которых продавали обувь, белье или игрушки. В торговых центрах сдавались помещения в аренду, арендаторы в них торговали своим товаром: в фешенебельных торговых центрах разместились бутики известных фирм, в ТЦ попроще арендаторами становились бывшие «челноки», которые могли позволить себе оплатить аренду теплого помещения и покинуть вещевой рынок. В торгово-развлекательных центрах, кроме торговых площадей размещались точки общепита, как теперь принято говорить «фудкорты», кинотеатры, салоны красоты и т.п.
Одним из первых в 1999 году сооружен торгово-развлекательный центр «Университи». Раньше в 1997 году был построен, пожалуй, только подземный ТЦ «Охотный ряд» по проекту группы архитекторов под руководством Михаила Михайловича Посохина и архитектурного бюро «Моспроект-2». Но этот центр подземный, снаружи только скульптуры Церетели и немного стекла, а «Университи» — полноценное здание.
Помните телевизионную рекламу «Шубу купите в Университи!» Странное сооружение словно клешнями обхватило круглый вестибюль станции метро «Университет». Особенно нелепо оно смотрелось в первое десятилетие после постройки, когда за ним располагался пустырь бывшего завода ЖБИ. В 2000-ых годах на месте пустыря возвели высотные здания в стиле ГЗ университета, и ТРЦ «Университи» потерялся на их фоне. Но все равно не понимаю, чем руководствовались городские власти, выбирая место для этого ТРЦ.
В 2002 году на Земляном валу был возведен ТРЦ «Атриум». Само здание представляет собой нагромождение разных объемов, включая башенку, характерную для лужковского постмодернизма. Изначально в комплексе была большая развлекательная составляющая, но из-за высокой арендной платы некоторые арендаторы, например, боулинг-клуб и детский центр, покинули проект. Их площади заняли после реконструкции торговые галереи.
С архитектурной точки зрения ТРЦ «Атриум» не имеет никакой, на мой взгляд, эстетики или хотя бы изюминки. Такому ТЦ место где-нибудь на окраине города, куда покупатели приезжают за покупками и попутными развлечениями, не особо обращая внимание на архитектуру объекта. Странно видеть такое здание в центре Москвы на Садовом кольце. Но самое прискорбное это то, что ТРЦ полностью скрывает очень красивое здание советского модернизма – Курский вокзал.
Видно отсутствие какой-либо изюминки в архитектуре здания не давало покоя не только мне. В 2018 году зародился проект Artrium. В Москву по очереди приезжали авторитетные мастера уличного искусства из разных стран: Испании, США, Великобритании, Франции. Были и российские художники. Они расписали стены «Атриума» граффити. Изюминка появилась, но не могу сказать, что здание от этого стало лучше.
К сожалению, фотографии не разрисованного «Атриума» у меня нет. Поэтому привожу фото ТРЦ и его макета из интернета.
А так он выглядит сейчас.
На площади Киевского вокзала есть еще один архитектурный объект, который я не люблю совсем – ТРЦ «Европейский». Строительство «Европейского» было завершено в 2006 году. Немного раньше была оформлена Европейская площадь с фонтаном «Похищение Европы» бельгийского скульптор-авангардиста Оливье Стребеля и флагами европейских государств в центре http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_monuments-3/ .
Место для площади и ТРЦ было выбрано не случайно, ведь с Киевского вокзала поездом можно было доехать не только до Брянска, как сейчас, но и до Праги, Белграда, Софии, Будапешта и Бухареста. Построен ТРЦ на месте бывшего сквера, который в 1990-ые был застроен складскими помещениями оптового рынка. Так что строительство ТРЦ в определенном смысле улучшило вид площади. Проект торгового центра и площади Европы разработал Юрий Павлович Платонов.
Здание ТРЦ «Европейский» выглядит, как бы это помягче сказать, странно. Фактически это стеклянная коробка, фасады которой перегружены различными выступающими деталями. Удачно сфотографировать его практически невозможно. Кстати, в интернете тоже немного фотографий этого ТРЦ, сделанных в дневное время. Преобладают ночные снимки: деталей не видно, а подсветка яркая. В плане здание «Европейского» имеет форму треугольника со скошенным углом.
Возможно, внешний вид «Европейского» и неплохо соответствует концепции площади с таким же футуристическим фонтаном. Но как все это не гармонирует с неоклассическим зданием Киевского вокзала! Как принималось решение о его строительстве на этом месте – не понятно. Видимо архитектурная совместимость при принятии этого решения была не в приоритете.
С введением в эксплуатацию ТРЦ «Европейский» площадь Киевского вокзала превратилась в площадь Европы. Но преображение этого места началось даже раньше установления фонтана, в 2001 году, когда был построен Киевский пешеходный мост или мост Богдана Хмельницкого, как он называется сейчас. Автор проекта – все тот же Юрий Павлович Платонов.
Основа моста — Краснолужский мост, который соединял Бережковскую и Лужнецкую набережные с начала 20 века. Арка этого моста была транспортирована приблизительно на 2,5 км выше по течению Москвы-реки. Здесь ее водрузили на новые опоры и оформили мост стеклянными перекрытиями. Первоначальный вид арки Краснолужского моста полностью скрыт за голубым стеклянным колпаком. Работы выполнила строительная корпорация «Трансстрой». Под остеклением располагаются магазины и кафе. На мосту находятся смотровые площадки в виде балконов.
В конце 20 — начале 21 веков в столице появляются торгово-деловые центры. Как правило, это многоэтажные здания, на нижних этажах которых расположены помещения для магазинов, а на верхних – для офисов компаний. Например, Торгово-деловой центр «Новинский пассаж», расположенный на Новинском бульваре, 31. Здание проектировалось в 1996-1997 годах, а строилось в 1997-2002 годах. Проект разработан в Архитектурном бюро «Моспроект-2» под руководством Михаила Михайловича Посохина.
Архитектура здания перекликается с мотивами неоклассицизма. Основание пассажа представляет собой стилобат, облицованный рустованной гранитной плиткой. Гранитом облицованы и портики, которые поддерживают спаренные колонны. Эркерные выступы образуют характерные для лужковского стиля башенки, которые увенчаны стеклянными куполами. Внутренний двор здания перекрыт светопрозрачной кровлей и превращен в атриум. В стилобате цокольный и два надземных этажа отведены под торговые помещения.
Как ни печально, но о следующем историческом здании я вынуждена писать здесь. Это здание торгово-делового центра на Воздвиженке — Бизнес-центр «Военторг» («Воздвиженка-центр»). Построенное в 1913 году в стиле модерн по проекту Сергея Борисовича Залесского здание «Дома Экономического общества офицеров», в советское время было Центральным военным универсальным магазином. В конце 1990-ых было принято решение о его реконструкции. Вместо реконструкции, несмотря на протесты архитектурной и просто общественности, Военторг снесли 2003 году, а на его месте построили новое здание по проекту Владимира Васильевича Колосницына, автора проекта реконструкции гостиницы «Москва».
Если в случае гостиницы возведенное здание хоть и отдаленно, но похоже на оригинал, то с Военторгом все обстоит печально. Кроме здания универмага был снесен ампирный флигель, сохранившийся от находившейся на этом месте усадьбы, а облик здания по сравнению с Военторгом претерпел существенные изменения.
Объем торгово-офисного центра увеличен почти в шесть раз, наземная часть нового «Военторга» стала выше на два этажа, сооружена подземная парковка. Вместо прямоугольной угловой башни появилась лужковская башенка с куполом и шпилем, исчезли эркеры и поэтажное членение. Изменилось цветовое решение фасадов и материалы, использованные при отделке. Естественно ничего не сохранилось от интерьеров. Остались только скульптуры русских воинов на прежнем месте у входа.
Судите сами. Так выглядел Военторг в 1990-ых…
… а так сейчас.
Строились в это время в Москве и просто офисные центры. Предназначение у них было разное. Это были офисы государственных учреждений, офисы крупных компаний, которые строили их на свои средства, и деловые центры, которые строились на деньги инвесторов, а помещения для фирм сдавались в аренду.
Примером первого офисного здания могут служить здание Счетной палаты РФ на Зубовской улице, 2 и новое здание Департамента имущества города Москвы в Среднем Каретном переулке, 3.
Здание Счетной палаты РФ построено в 1993 году. Тяжеловесное объемное сооружение облицовано красным и серым гранитом, зеркальной плиткой золотистого цвета. Внутри здания располагается огромный конференц-зал, более скромные по площади залы заседаний, кабинеты чиновников, ведомственная столовая.
Совсем иначе выглядит здание Департамента имущества города Москвы, построенное в 2003 году. Остекленный фасад сложной формы с вогнутой частью и круглым выступающим объемом благодаря плавным линиям создает ощущения легкости и определенного изящества. Здание вплотную примыкает к достроенному двумя этажами в более позднее время усадебному флигелю 1883 года постройки, в котором сейчас располагается Министерство просвещения РФ.
На Сретенском бульваре, 11 расположено административное здание компании «Лукойл». Здание проектировалось для Министерства электронной промышленности СССР в стиле, который можно назвать переходным от модернизма к постмодернизму. Проект разработала группа архитекторов под руководством Феликса Ароновича Новикова. Строительство началось в конце 1980-ых, а завершилось только в 1995 году, когда собственником здания стал «Лукойл». Проект был частично изменен Дмитрием Сергеевичем Солоповым: была изменена внутренняя планировка, а задуманные Новиковым красные фасады с золотистым остеклением получили другое цветовое решение.
Строительные работы продолжались и после 1995 года: шло оформление интерьеров, главного входа. Полностью здание было сдано в эксплуатацию в 2002 году. В 2021 году в южном крыле открылся музей нефти.
Административное здание на Каланчевской улице, 35 занимает ОАО «Российские железные дороги». Фактически это комплекс построек, состоящий из трех рядом стоящих и взаимосвязанных многоэтажных зданий. Самое высокое здание имеет 28 этажей. Построен комплекс в 2004 году.
Несмотря на необычность формы, которая часто вызывает неприятие горожанами таких объектов, об административном здании ОАО РЖД на Каланчевке чаще встречаются положительные отзывы. И прозвище ему придумали милое – «кукурузина», хотя есть и обычные в таких случаях стоматологические прозвища.
Позволить такие офисные здания в столице могут себе только крупные компании, такие, как «Лукойл» или РЖД. Чаще бизнес-центры на правах аренды занимают различные компании. Вот, например, бизнес-центр «Домников», расположенный на улице Маши Порываевой, 34. Здание построено в 2009 году, автор проекта — «Бюро АВ» под руководством Алексея Ростиславовича Воронцова. Инвесторами выступали ОАО «Опин» и Сбербанк России.
Считается, что архитектура башни и восьмиэтажного корпуса во многом повторяет нереализованный проект архитектора-конструктивиста Ильи Александровича Голосова, который предназначался для Дома книги на Новокировском проспекте, ныне проспекте Сахарова. Что ж, заимствование элементов архитектуры предыдущих эпох характерно для постмодернизма. А кроме того, внешний вид этого бизнес-центра чем-то схож со зданием ОАО РЖД. В этом есть некий символизм: находясь неподалеку от административного комплекса РЖД, бизнес-центр «Домников» стал пристанищем для многих фирм, связанных с железной дорогой. Среди них – АО «Федеральная пассажирская компания», АО «РЖД Логистика», ОАО «Скоростные магистрали», центральная дирекция мотор-вагонного подвижного состава РЖД и другие. А кроме них здесь располагаются отделения банков, кафе, фитнес-центр, супермаркет.
Интересным получилось архитектурное решение бизнес-центров на пересечении Земляного вала и Серебрянической набережной.
Бывшее 17-этажное здание Государственного института азотной промышленности (ГИАП) постройки 1976 года в начале 2000-ых преобразовали в бизнес-центр «Садко» с торговыми площадями на первом этаже. Помните то время? НИИ тогда исчезали один за другим (зачем нам нужна азотная промышленность? Продадим нефть, и все что нужно купим). Площади приватизировали и сдавали в аренду тем, кто был в то время на плаву. Так появился бизнес-центр «Садко».
В 2007 году рядом с ним на Серебрянической набережной построили здание бизнес-центра «Серебряный город» со скошенным фасадом. Оформление БЦ практически полностью повторяет декор модернистского здания бывшего ГИАП.
В 2007 году на Семеновской площади сдан в эксплуатацию железобетонный колосс с панорамным остеклением – бизнес-центр «Соколиная гора». Здание представляет собой небоскреб, состоящий из трех разновысотных частей, в самой высокой центральной части здания — 35 этажей.
На площади Белорусского вокзала в 2009 году на месте снесенных кварталов был построен бизнес-центр «Белая площадь». Центр состоит из трех зданий треугольной формы высотой от 6 до 15 этажей. Корпуса А и В имеют адрес Лесная улица, 5, строение 1 и 2, корпус С – Бутырский вал, 10. Между корпусами установлены современные скульптуры, оригинальные светильники и фонтан. Непосредственно к бизнес-центру примыкает старообрядческий храм Николы Чудотворца, построенный в 1921 году архитектором Антоном Михайловичем Гуржиенко по проекту Ивана Гавриловича Кондратенко.
Офисы в этом бизнес-центре снимали представительства многих иностранных компаний, а сейчас их офисы либо законсервированы до лучших времен, либо заняты российскими компаниями.
Странное здание было построено в 2006 году на Композиторской улице, 17. Странное и по архитектуре (ничего говорить о ней не буду, смотрите сами), и по назначению – оно считается жилым и административно-офисным. Кроме квартир в доме располагаются офисы редакций, телекомпании «Совершенно секретно», адвокатские конторы, фитнес комплекс и даже плавательный бассейн.
Пару лет назад мрачноватый бетонный цвет фасадов заменили на белый и украсили фасад яркими цветными вставками. Свежей фотографии у меня нет, поэтому привожу для сравнения снимок из интернета.
Вот мы и подошли к жилым домам, построенным в эпоху мэра Лужкова. Это время отличалось пресловутой точечной застройкой, когда в принципе неплохие дома возводились в исторических районах без учета сложившейся архитектурной среды. Многие из этих домов вызывали и вызывают до сих пор неоднозначную оценку не только по их месту расположения, а и по внешнему виду.
Вот некоторые из них.
Самым необычным строением лужковского стиля, пожалуй, можно считать дом-яйцо на улице Машкова. Можно по разному относиться к этому архитектурному объекту, но то, что это очень необычное здание, бесспорно.
Все началось с идеи патриархии построить в канун 2000 года на Святой Земле, в Вифлееме родильный дом. Предполагалось, что он должен был пользоваться большой популярностью у верующих мамочек накануне нового тысячелетия. В проекте принимал участие галерист Марат Гельман, который пригласил для работы над проектом архитектора Сергея Борисовича Ткаченко. У Ткаченко появилась идея построить роддом в форме яйца. Архитекторами мастерской Ткаченко даже был подготовлен соответствующий проект, но этот проект 12-тиэтажного родильного дома в форме яйца Московская патриархия отклонила. На участке в Вифлееме построили гостиницу и госпиталь.
Но идея строительства дома-яйца прочно засела в голове Ткаченко. Он решил уменьшить размеры здания и предложить его московским застройщикам. Сначала была идея построить этот необычный дом на углу Ермолаевского переулка и Малой Бронной, но инвесторы решили построить на этом месте более объемное строение. Там был возведен дом «Патриарх» по проекту Ткаченко. Но об этом — чуть позже.
Сергей Борисович предложил свой проект инвесторам, которые занимались реконструкцией зданий на улице Машкова. На углу этой улицы и улицы Чаплыгина по проекту мастерской Ткаченко возводился восьмиэтажный жилой дом со стилизацией под модерн. Инвесторы были заинтересованы в увеличении квадратных метров строящегося дома, но так как для него было введено высотное ограничение, то они приняли предложение Ткаченко построить дом-яйцо на небольшой площадке рядом с основным домом и разместить там эксклюзивные апартаменты.
Инвесторы дали добро, а вот городские власти относились к проекту настороженно и долго не давали разрешительных документов на его реализацию. Строился дом-яйцо полулегально. Но все-таки он был возведен и стал любимым у туристов, посещающих необычные уголки Москвы. А архитекторы и архитектурные критики обрушились на этот дом с негативными оценками: от бессмысленности такого строения до грубости его формы. Хотя почти все единодушны в одном: если и есть архитектурная ценность этого дома, то она заключается в его эпатажности.
Дом-яйцо – это четырехэтажный особняк. Стены представляют собой металлический каркас, заполненный кирпичом и утеплителем. Снаружи они облицованы красной керамической плиткой. Первый этаж украшают ножки-волюты и круглые окна-иллюминаторы, крыша здания покрыта медью. На первом этаже запланированы прихожая, холл, сауна и кладовая, на втором — кухня, столовая и гостиная с балконом, на третьем — две спальни с отдельными туалетами и одна ванная комната с террасой. Четвертый этаж здания — одно большое пространство с мансардными окнами. Инженерными коммуникациями дом-яйцо связан с соседним 8-этажным зданием.
Но самое интересное, что с момента окончания строительства в 2002 году дом пустует. Кроме цены (последняя, по-моему, составляла около шести миллионов долларов) у дома есть и другие чисто бытовые недостатки: окна дома выходят прямо на улицу, отсутствует частная территория, какое-либо подобие садика или хотя бы палисадника, а внутри – вогнутые стены, вдоль которых трудно разместить обычную мебель. Хотя есть надежда, что все-таки найдется покупатель, который обустроит в этом оригинальном доме галерею, необычный музей или эксклюзивный отель для молодоженов.
В архитектурном бюро Ткаченко был спроектирован и двенадцатиэтажный одноподъездный монолитный жилой дом на Малой Бронной, который получил название «Патриарх». Кроме Сергея Борисовича над проектом работали Олег Дубровский, Елена Грицкевич, Ольга Скумс, Илья Вознесенский, Алексей Кононенко и Михаил Лейкин. Дом построен в 2002 году. Свое название дом получил от места, где он расположен, района Патриарших прудов.
Фасады здания украшены регулярными французскими балконами, спаренными полуколоннами и полукруглыми эркерами по углам здания. Верхние этажи дома уступами поднимаются к странного вида башне, напоминающей нереализованный проект памятника Третьему интернационалу, который в начале 1920-ых годов был разработан советским художником-авангардистом Владимиром Евграфовичем Татлиным. На уступах установлены скульптуры работы Владимира Курочкина. Это строители с соответствующими инструментами, архитектор, скульптор, летописец и фигуры в античных одеждах. Скульптуры изготовлены из стеклопластика с покрытием под камень. Лицам некоторых придано сходство с реальными людьми. Среди скульптур можно разглядеть скульптуры, имеющие портретное сходство с главным архитектором Москвы того времени Александром Викторовичем Кузьминым и самим Сергеем Ткаченко. Короче говоря, в доме «Патриарх» нашли воплощение основные тенденции постмодернизма: реализация в новой форме элементов архитектуры предыдущих эпох, от классицизма до конструктивизма, и одновременное использование традиционных и новых строительных материалов.
Не менее оригинален и так называемый «Помпейский дом» в Филипповском переулке, 13, строение 2. Официальное название этого необычного жилого дома, построенного в 2005 году — Amorini Dorati, именно так назывался один из аристократических домов в Помпеях. Автор проекта Михаил Анатольевич Белов.
Форма этого жилого здания — самая обычная коробка. Зато фасад украшен удивительно ярко: необычные росписи, оригинальные карнизы, портики и колонны. Для этих декоративных элементов были использованы современные материалы: цветная сложная штукатурка с микрорельефом, металлопластиковое литье и стеклофибробетон.
Первоначально Белов предлагал совсем другой проект с модернистским оформлением фасада, но он не понравился ни заказчику, группе компаний «ПИК», и ни жителям соседних домов. При чем протесты против первоначального проекта достигли своего апогея, когда «коробка» дома уже была построена. Тогда Белов предложил «помпейский» фасад, хотя, как он сам говорил в интервью, это оформление ему не нравится. Как бы там ни было, дом получился ярким и оригинальным. Думаю, что со временем он станет московской архитектурной достопримечательностью.
В 2010 году построен офисно-выставочный комплекс «Рукав». Он представляет собой два обособленных блока, соединенных переходом. В шестиэтажном корпусе располагается ресторан, выставочная галерея, мастерская и мастер-классы известного скульптора Александра Иулиановича Рукавишникова, а восьмиэтажном до 2018 года находился управляющий офис банка «Глобекс». После слияние банка «Глобэкс» со «Связь-Банком», который в свою очередь в 2020 году присоединен «Промсвязьбанку», в восьмиэтажном корпусе располагаются офисы различных компаний.
Перед комплексом «Рукав» нашли свое место несколько работ Рукавишникова. Среди них «Кокон», «Голова Спартака» — видимо один из вариантов памятника, установленного перед стадионом «Открытие Банк Арена» и «Авто Воланда» — фрагмент памятника Михаилу Булгакову на Патриарших прудах, который собирались установить в 2003 году.
В конце 1990-ых Александр Рукавишников выполнил для Патриарших прудов проект необычного памятника, посвященный Михаилу Булгакову и героям книги «Мастер и Маргарита». По замыслу автора на берегу пруда должны были поставить 12-метровый бронзовый фонтан-примус, статуи Мастера, Маргариты, кота Бегемота, Левия Матвея, Понтия Пилата, Иешуа и самого писателя, сидящего на сломанной скамье. Однако замысел так и не был реализован — общественность его не приняла, прежде всего из-за габаритов и обилия скульптур, которые полностью меняли вид Патриарших прудов. Свою лепту внесли и верующие, которые посчитали памятник «дьявольским».
Чуть позже появилась идея установки уже готового автомобиля Воланда с водителем-грачом и уезжающими из Москвы мастером и Маргаритой на Воробьевых горах, но и она не нашла поддержки общественности. В результате эта часть памятника сейчас находится перед комплексом «Рукав», и смотрится она здесь весьма органично.
В 2005 году сдан в эксплуатацию Swissôtel «Красные Холмы». 34-этажная гостиница расположена на стрелке между Москвой-рекой и Водоотводным каналом. До недавнего времени отель управлялся швейцарской компанией с Swissotel Hotels & Resorts. Здание гостиницы построено по проекту «Товарищества театральных архитекторов» под руководством Юрия Петровича Гнедовского совместно с международной архитектурной компанией Woods Bagot.
Гостиница, бары и рестораны отеля получили массу наград за лучший дизайн и обслуживание. Да и внешний вид здания не вызывает особого негатива. А что вызывает – так это его расположение. 165-метровое здание нарушает панораму Красной площади, если смотреть на нее со стороны Исторического музея. Оно прекрасно просматривается между Спасской башней и храмом Василия Блаженного. Периодически возникают предложения о сносе гостиницы, но на это понадобятся немалые деньги. И это без учета средств, потраченных на строительство. Как бы хотелось, чтобы городские власти при выборе проектов и мест для строительства новых зданий учитывали, как эти здания впишутся в существующую городскую среду: в ближнее окружение и в панорамы обзора.
И еще один необычный архитектурный объект лужковской эпохи – Живописный мост. Идею разработали коллективы омского НПО «МОСТОВИК» и московского ОАО «МЕТРОГИПРОТРАНС», архитектором выступил Николай Иванович Шумаков.
Это вантовое сооружение, фундамент которого опирается на сваи длиной 20—40 м и диаметром 1,5 м. Длина перехода Живописного моста составляет 1460 м, ширина — 37 м, длина основного пролета 409,5 м, число вант — 72. Мостовой переход рассчитан на восемь полос движения и тротуары с обеих сторон. На подходах к мосту установлены лестничные сходы. Несущие конструкции моста окрашены в красный цвет. Ванты состоят из высокопрочных канатов, покрытых полиэтиленовой трубой. При строительстве моста были использованы материалы и технологии ведущих мостостроительных фирм Франции и Германии.
Пилон моста представляет собой стальную арку, которую смонтировали навесным способом без временных опор. Элементы соединены между собой высокопрочными болтами. Пролет арки моста составляет 182 м, высота — 90. Под аркой размещена смотровая площадка, состоящая из трех частей: эллипсоида основного здания, мостика-галереи на правобережной опоре арки и эвакуационного мостика с выходом в Серебряный бор.
Мост был введен в эксплуатацию в 2007 году. А подвешенный под аркой инопланетный корабль пустует до сих пор. В нем сначала планировали открыть ресторан, потом необычный ЗАГС, но со всеми этими проектами возникли трудности. Дело в том, что капсула смотровой площадки находится на высоте почти ста метров над полотном моста и испытывает значительную вибрационную нагрузку от ветра и проезжающих автомобилей. Это требует сложных решений при прокладывании коммуникаций, на которые у города так и не нашлось средств. К 2018 году в арке французской фирмой должны были быть установлены лифты с криволинейными шахтами, как на Эйфелевой башне. Разработки в этом случае оказались более сложными из-за дугообразности лифтового пути. К установленному сроку работы так и не начались, ну а теперь из-за санкций вряд ли начнутся. Если только это не появятся отечественные разработки. Жаль, но капсула смотровой площадки могла бы стать интересным туристическим объектом.
Кстати, свое название мост получил по находящейся рядом Живописной улице, хотя и сам мост получился очень живописным.
05.06.2023